Билет 16. Полемика эмпиризма и рационализма в европейской философии 17-18 веков. Философия Просвещения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Билет 16. Полемика эмпиризма и рационализма в европейской философии 17-18 веков. Философия Просвещения

2021-03-18 100
Билет 16. Полемика эмпиризма и рационализма в европейской философии 17-18 веков. Философия Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмпиризм – направление в гносеологии (наука о познании), которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на опыте. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии является Локк, основателем методологического эмпиризма – Фрэнсис Бэкон.

Рационализм – точка зрения рассудка, соответственно разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей с объективной                       

 

Во Франции философия XVIII века вошла в историю как философия Просвещения.

Философию Просвещения отличают следующие черты:

 

1.    Твердая вера в человеческий разум

2.    Необходимость освобождения разума от предрассудков путем пересмотра системы ценностей

3.    Освобождение от религиозных суеверий, предрассудков

4.    Вера в изменения негуманного характера отношений между людьми и избавление их от политической тирании

 

Просвещение выражало интересы прогрессивной буржуазии, которая верила в бесконечный прогресс и готова была посвятить себя этому. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции были Монтескье, Ламетри, Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Дидро, Кондильяк.

Просветители добились значительных успехов в распространении своих идей среди интеллектуалов и среди передовой буржуазии.

 

В философии французского Просвещения различают три основных направления:

 

       Деистическое

       Атеистическо-материалистическое

        Утопическо-социологическое (коммунистическое)

 

Деизм - направление философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, творца всего сущего. Однако ни отвергали его последующие какое-либо влияние на окружающий мир, на человека, на ход истории. Деисты выступали, с одной стороны, против наделения Бога личностными чертами, т. е. против его персонификации, а с другой, против отождествления Бога с природой, т. е. против пантеизма.

Выразителями деизма являются Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк.

 

Атеистическо-материалистическое направление

Его представители отвергали саму идею существования Бога в любых формах. Они объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций. В вопросах познания они придерживались позиций эмпиризма. К представителям данного направления относятся Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри.

 

Утопическо-социологическое направление

Его представители сосредоточивали внимание на проблеме разработки и представлении идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. К его представителям относятся Сен-Симон, Оуэн.

 

Вольтер - один из самых известных представителей просвещения Франции и всей Европы. Он вошел с историю как блестящий публицист, пропагандист физики и механики Ньютона, защитник английских конституционных порядков, защитник свободы личности от посягательств церкви.

Вольтер критиковал дуализм Декорта, представления о душе как о субстанции особого рода. Он рассматривал сознание как свойство материи, присущее только живым телам. Однако способностью мыслить, как считал Вольтер, материю наделил Бог. Вольтер критиковал существовавшие феодальные порядки. Он боролся против крепостничества и выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения свободы слова, введения пропорциональных имуществу налогов. В то же время он считал неизбежным деление общества на богатых и бедных.

Вольтер ввел термин "философия истории". Первое сочинение с названием "Философия истории" принадлежит Вольтеру. В основе "Философии истории" лежит идея прогрессивного развития общества, независимого от воли божества. Вольтер положил начало историческому методу науки. Этот метод принципиально отличался от естественно-научного метода, основоположниками которого стали Бэкон и Декарт. Вольтер близок к тому, что в дальнейшем получило название исторической закономерности. Она скрывается у него за несколько туманным выражением "дух времени".

 

Выдающимся представителем Просвещения является Жан Жак Руссо. Первая работа Руссо называлась "Способствовало ли Возрождение наук и искусств улучшению нравов". В своей работе Руссо по сути дает отрицательный ответ на этот вопрос. Он указывает на расхождение между, с одной стороны, состоянием науки и техники, а с другой состоянием человеческой нравственности. Другая проблема, которая получила разработку - проблема отчуждения. Согласно Руссо, основой отчуждения человека от человека является частная собственность. Последствия частной собственности двойственны. Частная собственность, с одной стороны, развращается общество, порождает неравенство, насилие, порабощение человека человеком. С другой стороны, собственность гарантирует человеку независимость и свободу, вносит уверенность в жизнь человека. Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании собственности.

В работе об общественном договоре Руссо развивает идею, согласно которой люди договариваются учредить государство для того, чтобы обеспечить безопасность своих граждан, однако со временем государство превращается из органа обеспечения безопасности граждан в орган угнетения людей. Согласно Руссо, до заключения общественного договора люди жили в естественном состоянии. В отличие от других просветителей Руссо идеализирует естественное состояние. Именно в естественном состоянии в отношениях между людьми царили дружба и гармония.

 

К числу французских просветителей относится Клодт Гельвеций. Его главное произведение - "Об Уме". В нем содержится критика феодально-религиозной идеологии и католической церкви. Основу философии Гельвеция составляет материалистический сенсуализм. Движущим мотивом деятельности людей Гельвеций считает их интересы. Он различает общественные и частные интересы. Согласно Гельвецию, задача состоит в том, чтобы соединить их, заставить человеческие страсти служить общественным интересам. Гельвеций предпринимает попытку соединить сенсуализм с общественной практикой, соединить понятие "ощущение" с понятием "интерес". Гельвеций считается одним из создателей теории социальной среды. Согласно Гельвецию, человек выступает продуктом воспитания и обстоятельств; какова социальная среда, таков и человек. Данная теория объясняла неравенство людей неравенством социальных условий, в которых живут люди.

Крупным мыслителем, ученым-энциклопедистом, является Дени Дидро. Дидро вводит диалектику в исследование проблем бытия. Он отмечает, что все существующее - материально; в мире беспрерывно происходят процессы зарождения и смерти. Дидро стоит на позиции гилозоизма (вся материя обладает свойством чувствительности.)         

Дидро различает чувствительность инертную и деятельную. Последняя обусловлена уровнем организации материи. В работах Дидро получила разработку проблема движения. Движение он понимает более глубоко, чем другие материалисты. Дидро различает движение внутреннее и внешнее. Внешнее движение он рассматривает как пространственное перемещение тел, внутреннее - как скрытое молекулярное движение.

Дидро рассматривает материю в единстве с движением и с такими формами ее существования как пространство и время. Дидро высказал мысль о том, что ощущения, возможно, являются всеобщими свойствами материи. Дидро разработал идею самодвижения материи. В самодвижении он видит самый убедительный довод против существования Бога.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.