Как предмет мышления становится человеческой деятельностью? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как предмет мышления становится человеческой деятельностью?

2021-03-18 72
Как предмет мышления становится человеческой деятельностью? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Немецкая классическая философия – Иммануил Кант (1724 – 1804).

Предпосылки типа души: Понятие условий возможностей предпосылок (ограничений в рамках которых возможна постановка и решение определенного типа проблем). Предмет исследования – предпосылки. Образцовым считается мышление ученых.

Чтобы понять человека, надо понять его мышление.

Необходимость исследования разума: исследует человеческую деятельность, в границах, когда она является разумной.

2 важных понятия: критика и разум. Критика – исследование предпосылок, принимая их как само собой разумеющееся, т.е. не изучалось, следовательно, важно сделать это предметом исследования.

Кант делает предметом критического анализа предпосылки – условия возможности.

В работах Канта часто встречаются слова «критика» и «разум»

 Основные работы:

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»

«Критика способности суждения»

 

Для ответа на вопрос: «Что такое человек?» Кант предлагает ответить на 3 вопроса:

1) Что я могу знать? Что устанавливает границы возможности познания?

2) Что я должен делать?

3) На что я могу надеяться?

Кант говорит, что нужно посмотреть, как в этих различных областях работает разум.

В частности, область надежды.

Исследования разума:

- Чистый разум – не замутнен превходящими обстоятельствами (научными). Важность имеют всеобщность и необходимость познания.

- Практический разум – проявляется в области человеческого взаимодействия (определенные поступки по отношению к людям) рассматривает поступки с точки зрения их разумности.

- Способность суждения – поворот в исследовании человека и человеческого мышления. Наряду с научным познанием, существует способность использовать имеющие ею знания (для нее невозможно сформулировать такие же законы и правила, действующие для научного познания). В ней заключается отличие умного от дурака.

 

Способность суждения является наиболее важной, так как помимо знаний об окружающем мире, есть нечто, связанное с умением их использовать. Это умение нельзя формировать как знание – иначе не имеет значения опыт.

Умение делать вещи, связанное с опытом, эта способность одно из проявлений человеческого разума.

 

Почувствовать логику, связанную с установлением границ способностей – границ, за которыми способности перестают работать.

 

Пограничных понятий, феноменов можно выделить 3 (по Канту):

1) Чистый разум ограничен до вопроса «Что собой представляет объект познания как таковой, независимый от взаимодействия с познающим объектом?» (т.е. вне внутренних взаимодействий в которые мы его вовлекли). «Вещь в себе» - вещь, не втянутая в процесс взаимодействия с познающим существом. Наука – способ воздействия, поэтому не может ответить на данный вопрос

2) Граница практического разума – граница в которой мы являемся общественными существами, оставаясь при этом свободными людьми. Попытки описать сферу человеческого существования уместны до затрагивания свободы.

3) Для европейского человека центральным является слово гений – ограничение способностей суждения: гениальность не может быть предсказана.

 

Человек опирается на разум – это представление интеллектуализирует человека.

Человек – существо, деятельность которого должна быть рациональна, ограничена естественными рамками.

 

Исследование человека в границах цейтнота – разумное сущетсво, вынужденное реализховать себя в границах цейтнота.

 

Модель, созданная в конце 18 века:
Разум:

- Чистый разум (вопр.1) вещь в себе

- Практический разум (вопр.2) свобода

- Способность суждения (вопр.3) гений

 

Кант свой критический поворот с поворотом Коперника – усмотрение существенной стороны человеческой деятельности, с которой имеем дело, когда деятельность реализована.

 

Общество не является столь разумным, что модель канта его описание.

Сравнение Кантовского подхода с Пенелопой: днем прядет, ночью распускает.

 

Философия – рефлексивное восприятие по поводу уже воплощенного.

 

Каковы границы, до которых мы можем проявлять себя как существа разумные.

 

Свободу, гениальность нельзя удержать перед собой как некий природный объект – нельзя сделать предметом науки.

 

Осторожная сдержанность. Осторожность из чуткости, важно быть мыслящим существом.

 

Как трансформируется область вопроса после философской мысли?

Не пытайтесь ответить на вопрос, что такое человек вообще, как сделать его счастливым. Есть границы. Есть границы в том, что наделяет смыслом человеческую деятельность.

 Процесс познания

Чувственность ----------------------------à      ß----------------

                                                                                                 Окружающий мир

Рассудок------------------------------------à      ß----------------    

                                                                                                  Хаос внешних воздействий.

Разум (в узком смысле слова)----------à      ß----------------

 Трансцензус – (перемещение), переход.

 

Переход от хаотического беспорядка к некоторой организации. Исследование трнасцендентальности – изучение перехода.

 

Мир, прессующий познающее существо снаружи и внутри.

 

Разделы критики чистого разума:

1) Трансцендентальная эстетика

2) Трансцендентальная логика

3) Трансцендентальная диалектика

 

Разум – инсталлированная в мозг программа, нацеленная на постоянный выход за рамки.

Следствие попытки – антиномизм – взаимоисключение возможным ответам.

 

Рассмотрим человека как существо деятельное.

 

Механизм взаимодействия чувственности, рассудка и разума. Кант радикализовал их встречу с данностью, что в качестве форм чувственности рассматривается время и пространство – способы деятельности познающего существа.

Пространство и время соответственно продукт запрограммированности.

 

Разум – унифицированная способность, одинаковая у всех мыслящих существ.

 

Деятельность познания включает способность чувственности.

Мы – то, что мы из себя делаем. Продукт инсталляции.

 

Рассудок – выбор языка для описания восприятия окружающего мира. Счастье – не часть кантовской модели т.к. не надо прилагать усилий – происходит случайным образом.

 

 

Билет 18. Зачем нужна история? Историческое объяснение и телеологическая метафора. (По работе И.Канта «Идея истории во всемирно-гражданском плане»)

Проблема состоит в том, чтобы найти основу, придающую происходящему непрерывный характер. История – непрерывный процесс. Что придает происходящему его непрерывный характер?

Человек как субъект исторического процесса может быть рассмотрен как некоторое природное существо.

Ноумен - мы относимся к другим как к части окружающего мира, и эта часть может быть описана.

Феномен – сущность, которая скрыта и не может быть предметом познания.

Как связаны феноменальный и ноуменальный план истории?

 

В «Идее истории во всемирно-гражданском плане» Кант с помощью телеологической метафоры переносит на исторический процесс способ нашего познания природы, у которого можно представить наличие цели, как если бы происходящее было природным.

 

Идеальное состояние общества, по Канту, - мир между отдельными лицами и государствами. Но этот мир – чрезвычайно далекая цель, теряющаяся в неразличимом будущем. Реальность исторической жизни не состояние мира, а борьба, не прекращающиеся антагонизмы между людьми. Не занимаясь много вопросами философии истории, Кант все же пришел к мысли, что противоречивость исторического процесса – необходимое условие человеческого рода. Сущность противоречивости исторического процесса в том, что люди одновременно и склонны вступать в общество, и склонны в силу свойственного им недоброжелательства оказывать друг другу противодействие, угрожающее обществу распадом. Согласно Канту без этого антагонизма и без связанных с ним страданий и бедствий не был бы возможен никакой прогресс, никакое развитие.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.