Билет 12. Философская мысль эпохи Возрождения. Принцип гуманизма как предпосылка европейского мышления нового времени.(14-17вв — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Билет 12. Философская мысль эпохи Возрождения. Принцип гуманизма как предпосылка европейского мышления нового времени.(14-17вв

2021-03-18 73
Билет 12. Философская мысль эпохи Возрождения. Принцип гуманизма как предпосылка европейского мышления нового времени.(14-17вв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпоха Возрождения - это эпоха перехода от Средневековья к Новому времени. Это эпоха кризиса феодализма и зарождения новых, буржуазных отношений. Она продолжалась с 14 по 17 век. Термин "Возрождение" отражает новые ценностные ориентации. Это, с одной стороны, противопоставление мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластика, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры, где господствовал культ разума и гармонии. В эволюции философской мысли Возрождения обычно выделяют 3 периода:

1.    Гуманистический (сер.14-15 века). Он противопоставил средневековому теоцентризму интерес к земному предназначению человека. На передний план здесь выступает социально-этическая проблематика. Наиболее видные философы этого времени - Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла.

2.    Неоплатонический (15-нач.16 века). Здесь преобладает онтологическая проблематика. Разыскиваются новые пути синтеза идей Платона и Аристотеля. К этому периоду относятся учения Николая Кузанского, Пика дела Мирандоло.

3.    Натурфилософский (сер.16-нач.17 века). В области антологии он характеризуется полным отождествлением Бога и природы. В области антропологии человек начинает рассматриваться как исключительно природное существо. Представители: Никола Макиавелли, Мишель Монте, Джордано Бруно.

Выделение отмеченных периодов связано с изменением удельного веса тех или иных разделов философского знание.

Характерными чертами философии Возрождения являются: антропоцентризм, гуманизм. В центре внимания нового мировоззрения оказывается человек, а не космос античности и не бог средневековья. Нового человека отличает целеустремленность, энергия, жизнеутверждаемость, осознание собственной силы и таланта. Для него характерна гордость. С антропоцентризмом связан культ красоты. Живописцы изображают в первую очередь прекрасное лицо и тело. Эпоху Возрождения отличает ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизм в общем смысле - это стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Защита достоинства человека, освобождение его разума от пережитков средневековья - таков главный призыв гуманистической этики Возрождения. Новой философии присущ оптимизм, вера в безграничные возможности человека. Главный путь раскрытия талантов человека философы видят в творчестве. Жизнь предстает для них как соперничество творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению. Крупнейшим представителем социальной философии Эпохи Возрождения был Макиавелли. Он сформулировал свою индивидуалистическую концепцию человеческой природы. Наиболее известна его работа "Государь". Исходя из идей этой работы, многие считают автора творцом макиавеллизма, т.е. учения о том, что в политике цель оправдывает средства. Макиавелли действительно утверждает, что приемлема любая политика, даже вероломная, если она служит упрочению государства. Успех такой политики обеспечивает сильная власть, которая должна сосредотачиваться в руках одного правителя. В условиях раздробленной Италии такая доктрина была выражением политического реализма. Макиавелли мечтал об объединенной Италии, и потому защищал идею единовластия.

 Крупным представителем эпохи Возрождения является Мишель Монтень. Основное его произведение - "Опыты". В нем представлена позиция скептицизма и свободомыслия. Эта позиция направлена против религиозного догматизма и суеверия. Признавая бога, Монтень рассматривал теологию как ложное знание, способствующее распространению невежества. Причину религии Монтень видел в воображении и невежестве, которое позволяет правителю держать народ в повиновении. Скептицизм Монтеня оказал огромное влияние на формирование философии новой эпохи.

В Эпоху Возрождения вновь усиливается внимание к изучению природы. На смену теизма средневековья приходит пантеизм. В пантеизме бог утрачивает свой надприродный характер. Он как бы сливается с самой природой, а природа, тем самым, обожествляется. Природа рассматривается как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми свойствами первоначало вещей. В Эпоху Возрождения формируется основа современного естествознания, современный образ науки. На первый план выдвигается не схоластическое теоретизирование Средневековья, а опыт, исследование природы. Новые тенденции в развитии науки получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Николая Коперника, Галилео Галилея. Коперник, опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия. Взамен прежней геоцентрической системы он предложил новую, гелиоцентрическую модель вселенной. В центре новой системы находится не Земля, а Солнце. Согласно Копернику, космос бесконечен. Процессы, происходящие в космосе, лишены священного смысла и объяснимы с позиции природы.

Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника. Согласно Бруно, Солнце является центром по отношению к Земле, но не центром вселенной. Вселенная не имеет центра, она бесконечна. Бесконечно и число миров во вселенной. Галилей на практике подтвердил правильность идей Коперника и Бруно. С помощью изобретенного им телескопа он обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне. 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.