Билет 11. Схоластика. Фома Аквинский о доказательствах бытия Бога — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Билет 11. Схоластика. Фома Аквинский о доказательствах бытия Бога

2021-03-18 76
Билет 11. Схоластика. Фома Аквинский о доказательствах бытия Бога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схоластика (от латинского sholа – школа). Это философия, преподававшаяся в школах, а с середины XII в. – в университетах. Впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплотной, далекой от наблюдения и опыта, основывающейся на некритическом следовании авторитетам. В развитии схоластики различают три периода: ранней схоластики (с IX по XII вв.); период зрелости (XIII в.) и период упадка (XIV – XV вв.)

Главным вопросом, которым занимались схоластики, был вопрос об отношении знания к вере. Схоластики исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над разумом. Однако обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке также и философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. В истории философии этот спор известен как спор об универсалиях, т.е. о природе общих родов и общих понятий. Схоластики предложили множество решений этого вопроса. Основных было два. Первое состояло в утверждении, что универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи. Взгляд этот получил название реализма.

Второе – противоположное первому – решение вопроса состояло в утверждении, что универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они только общие имена. Согласно этому учению, «человек вообще» как родовая общность не существует. Реально существуют только отдельные люди. «Человек» лишь общее имя, которым называется каждый единичный человек. Взгляд этот получил название номинализма.

Пять способов доказательств бытия Бога Фомы Аквинского.

Крупнейшим ее представителем является Фома Аквинский. Он считается создателем католической теологии и систематизатором схоластики. Среди множества проблем, которыми он занимался, в центре внимания был вопрос соотношения веры и знания, религии и философии, разработанное им учение стало официальной доктриной римско-католической церкви. Главными его трудами являются: "Сумма философии", "Сумма теологии" и др. В отличие от Августина Блаженного, который придерживался философии Платона, Фома Аквинский обращается к Аристотелю. Фома Аквинский выдвигает 5 собственных доказательств существования бога:

1.    Все, что движется, движимо кем-то или чем-то другим, следовательно, должен существовать первый двигатель, который сам по себе неподвижен. Это и есть бог.

2.    Все, что существует, имеет причину, следовательно, должна быть первая причина, которая ничем другим не обусловлена - бог.

3.    Случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является бог.

4.    Всякая вещь ближе к совершенству или дальше от него, следовательно, есть предел всякого совершенства - бог.

5.    Все в окружающем мире имеет какую-то цель, направляется к ней, поэтому целесообразное устройство мира нуждается в боге, он направляет все к цели, придает всему смысл.

 

Фома Аквинский утверждал, что человек - это существо, которое надо изучать в единстве души и тела, т.е. всего целиком. Человек - это личность, ведомая богом к блаженству. Бог создал природу, природа - это не злое, а доброе начало. Человеку с природой следует жить в единстве. Фома стремится доказать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но, вместе с тем, образуют единство, гармонично сочетаются между собой. При движении к истине разум может вступать в противоречие с догматами веры, поскольку в божественном откровении, согласно Аквинскому, не может быть ничего ошибочного, то из обнаруженного противоречия следует, что ошибается разум, а не вера.

В учении о бытии Аквинский рассматривает бытие только как бытие единичных, отдельных вещей. Основные понятия его учения - это понятия действительности и возможности. Всякая вещь представляет собой сочетание материи и формы, при этом материя - это возможность принять форму, а форма - действительность по отношению к материи, которая уже приняла форму. Согласно Фоме, материя не может существовать отдельно от формы, однако форма может существовать отдельно от материи, следовательно, ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы, или Бога. Только для телесных вещей природного мира необходимо соединение материи и формы. В учении Фомы Аквинского получил разработку вопрос о различии сущности и существования. Согласно Аквинскому, сущность и существование реально совпадают только в боге, напротив, во всех вещах, созданных богом, сущность отличается от существования. Разрабатывая проблему человеческой души, Аквинский считает, что она бестелесна. Душа - это чистая форма без материи, это духовная, независимая от материи субстанция, этим обуславливается ее неуничтожимость и бессмертие.

Исходя из учения Аристотеля, Аквинский разрабатывает теорию отдельных душевных сил или свойств. Он различает:

       Вегетативную душу, присущую растениям

       Сенситивную душу, которую имеют животные

       Разумную душу, присущую человеку

Аквинский отдает предпочтение разуму перед волей. Теория познания Фомы Аквинского является рационалистической. Познание у него, как и у Аристотеля, носит пассивный характер, в познании он усматривает образное восприятие действительности. Если образ совпадает с действительностью, то познание правильное.

Источником человеческого познания Фома считает не припоминание душой виденного ей в мире идей, а чувственное восприятие. Весь материал познания происходит из чувств, однако чувственный опыт представляет лишь единичную вещь, объектом разума становится сущность, которая заключена в отдельных вещах. Этика Аквинского воспроизводит четыре традиционных добродетели: мудрость, отвагу, умеренность, справедливость. К ним он еще добавляет 3 христианские добродетели: веру, надежду, любовь.

Фома Аквинский считал, что наилучшей формой государственного правления является монархия. Рассматривая вопрос о соотношении церковной светской власти, он провозглашал безусловную необходимость подчинения власти светской власти духовной. Именно церкви должна принадлежать всеобъемлющая власть.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.