Билет 14.Философия Р. Декарта. Принцип методического сомнения и «Cogito- ergo sum» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Билет 14.Философия Р. Декарта. Принцип методического сомнения и «Cogito- ergo sum»

2021-03-18 220
Билет 14.Философия Р. Декарта. Принцип методического сомнения и «Cogito- ergo sum» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рене Декарт (1596 – 1650) создал принцип методического сомнения – формирование новоевропейского понимания истоков мышления (придает сомнению методический характер, ведет себя в философии как Гамлет в жизни).

В ряде работ Декарт сомневается в чувственных данных, которые делают недостоверным восприятие окружающего мира.

Сомнению нельзя подвергать сам акт сомнения – следует избегать рефлективности. Для Декарта сомнение и мышление взаимосвязаны – формулирует парадоксальный тезис: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт ответил на вопрос как узнать, что мы думаем: должен показать, что каждый с мозгами может прийти к этому, пользуясь определенными правилами.

Мышление не интуитивный процесс, а использование правил, которые позволяют результат воспроизвести интерсубъективным способом.

Характеризуется не психический процесс в голове мыслителя, а процесс, при котором происходящее обретает доказательность.

Если хотим представить продукт как результат мышления – должны осуществить реконструкцию, следовательно, если любую мысль хочется сделать доказательной, тем самым рассматриваем мыслителя, как существо, которое на это способно.

Любая точка мыслительного процесса может быть представлена как результат применения правила.

Способность в каждой Представление чуждое античной и средневековой культуре – представление о человеческой гениальности, реализованной в науке.

Мышление – самое полное воплощение человеческой гениальности, способное культивироваться до бесконечности и опережать современность (чуждо античности)

Гениальность культивируется не только за счет собственного усилия, но и за счет того, что почва для этого усилия создана самой наукой (наука превращается в процесс оперирования правилами) – процесс трансляции использование в качестве универсального языка математики.

Наука озабочена тем, чтобы оградить гениальность т.к. она превращает человеческую жизнь в инструмент достижения цели (А.С. Пушкин «Маленькие трагедии»)

 

Декарт одновременно является представителем и новой, и старой эпох. С одной стороны, он стремится основать философию на новом надежном фундаменте. С другой, он сильно привязан к схоластической традиции, что, в частности, доказывает его аргументация в пользу существования Бога.

 

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве научного идеала рассматривает дедуктивную систему [см. Гл. 7]. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

 

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти полностью определенные и истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы имеют мало ценности.

 

 

Этот научный идеал, заимствованный Декартом из математики и выражающий некоторые особенности научного метода, подводит его к вопросу о том, как можно найти абсолютно очевидные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы. Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

 

Методическое сомнение, таким образом, нацелено на нахождение не того, в чем обоснованно или необоснованно можно сомневаться, а того, в чем логически возможно сомневаться. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

 

Для Декарта само сомнение связано с определенными предпосылками. Именно сам индивид, отдельный мыслящий субъект, а не, например, группа исследователей, задает вопросы, то есть сомневается. Поэтому не удивительно, что положение, в определенности которого Декарт не сомневается, заключается в уверенности индивида в том, что он является мыслящим созданием. Этот вывод, в котором нельзя сомневаться, встроен в используемый Декартом способ постановки вопросов.

 

Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? Да, отвечает Декарт. В принципе мы не можем сомневаться в том, что обладаем сознанием, и в том, что существуем. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем "кандидата", который выдержал испытание. В декартовой формулировке этот кандидат имеет форму утверждения: "Я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum).

 

 

Человек, формулирующий утверждение cogito ergo sum, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует. Это не логический вывод (от предпосылок к заключению), а понимание, которое сомневающийся не в состоянии опровергнуть [1]. Даже если нас вводит в заблуждение "злой дух", мы не можем сомневаться в нашем сомнении.

 

1 Знание, выражаемое cogito ergo sum, не должно рассматриваться как вывод из данных предпосылок. Оно не является таким выводом, в котором "ergo" указывает на логическое следование "sum" (как заключения) из "cogito" (как предпосылки). Оно является пониманием, которое не может быть опровергнуто, знанием, которое влечет за собой, что Я (в качестве сомневающегося) одновременно думаю ("cogito") и существую ("sum").


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.