Билет 20. Категорический императив и принцип автономии воли — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Билет 20. Категорический императив и принцип автономии воли

2021-03-18 98
Билет 20. Категорический императив и принцип автономии воли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Кант: «Я не нуждаюсь в глубокой проницательности, чтобы знать, как мне поступать, дабы мое воление было нравственно добрым, несвободным в обычном ходе вещей, не приспособленным ко всем происходящим событиям, я лишь спрашиваю себя: «Можешь ли ты желать, чтобы твоя максима стала всеобщим законом?» Если ты этого не можешь, то она неприемлема. И при этом не из-за ожидаемого от нее вреда для тебя и других, а потому что она не годится как принцип всеобщего законодательства.

К последнему же разум вынуждает у меня непосредственное уважение, относительно которого я сейчас еще не знаю, на чем оно основывается, но, по крайней мере, понимаю хотя бы следующее, что оно есть определение ценности, которое далеко перевешивает всю ценность того, что восхваляется условностью и далее, что необходимость моих поступков из чистого уважения к практическому закону есть то, что составляет долг, который должна уступить всякая другая побудительная причина, т.к. он – условие самой по себе доброй воли, ценность которой выше всего остального.

Добрая воля – воля в целом это высшее благо, а добрая воля – это единственное, что можно считать добрым в целом, без ограничения».

Категорический императив Канта:

1) Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла выступить законом природы

2) Поступай так, чтобы служить основой всеобщего законодательства

3) Относись к каждому человеку как в своем лице, так и в лице любого другого, не только как к средству, но и в то же время как к цели.

 

По Канту, человеческий разум не только способен к познанию мира, но и к моральному действию. Проблемы морали Кант исследует в своей работе "Критика практического разума". Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении, и свободно - в другом. Будучи природным существом, человек поступает исходя из необходимости. Он подчинён ей. Как нравственное существо, человек свободен. Кант рассматривает "мир свободы" в своей этике. В основе человеческой свободы, по Канту, лежит способность человека самому определять свои поступки, делать собственный выбор. Свобода не сводится к произволу удовлетворения тех или иных прихотей и желаний. Согласно Канту, нравственное чувство человека должно быть опосредствовано долгом, ограничено им. Нравственное поведение, по Канту, вообще не может иметь внешних мотивов. Такое поведение не может быть обусловлено ни выгодой, ни расчетом, ни стремлением к счастью или наслаждению. Единственным мотивом нравственного поведения признается долг. Такая этика получила название этики ригоризма. В этике Канта следует различать "максимы" и "императивы".

Максима - субъективный принцип поведения отдельного человека.

Императивы - объективные практические принципы, значимые для всех. Они представляют собой правила, выражающие необходимость действия. Кант дает следующую формулировку категорического императива: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Т.о., по Канту, человеческая личность ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для существования тех или иных задач. Человеческая личность самоценна.

Апостериорная связь между субъектом и предикатом (то, что высказывается о субъекте) – связь, обнаруживается в опыте. Например: некоторые лебеди черны.

Априорная связь между субъектом и предикатом не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него. Например: все, что случается, имеет причину.

 

(…) конспект лекции       

Кант провел несколько важных разграничений. Кант выделил разумность и назвал эту способность чистым разумом – развертывается в границах так называемого возможного опыта. Предметом познания может быть только то, что может быть предметом возможного опыта. Предметом познания может быть только то, что мы можем понять.

 

Очень долго Кант философию ассоциировал с тезисом непознаваемости окружающего мира.

Проявление разума не в пространстве встречи, а в пространстве общения.

 

Что я должен делать? Как мне поступить?

 

«Правило категорического императива»

 Категорический – решительный, настойчивый. Настойчивость = повеление (призыв поступать некоторым образом)

 

3 формулировки:

- Поступать по отношению к другим так, чтобы максима твоего поведения могла стать правилом всеобщего законодательства. (Максима – правило, формулируемое для конкретной ситуации). Призыв против двойных стандартов.

- Поступать по отношению к другим так, как ты хотел бы. Чтобы поступили по отношению к тебе.

- Рассматривай других всегда как цель в себе и никогда как средство для достижения собственных целей.

 

Источник разумности – не связь с властью. Нечто, что Кант связывает с образом гражданина мира. Следование (не логическое): необходимость удержать волей самого действующего субъекта.

 

Призыв к усилию, которое не может быть основано исключительно на авторитете знания, а на том, что Кант называет доброй волей.

Граница становления столь важной для западно-европейской философии представления о свободе. Свобода – встреча воли с добром.

 

 Билет 21. Система объективного идеализма Гегеля

Философия Гегеля является высшим достижением немецкой классической философии. Она представляет собой разновидность объективного идеализма. Философия Гегеля - это всеобъемлющая система, охватывающая все области человеческого знания. Основными работами Гегеля являются: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права" и др.

Исходное положение Гегеля - это тезис о тождестве мышления и бытия, т.е. реальный мир понимается как проявление идеи духа, этот тождество рассматривается Гегелем как исторический процесс саморазвития абсолютной идеи. По Гегелю, в основе всех явлений природы и общества лежит духовное начало. У Гегеля таким началом выступает "абсолютная идея, мировой дух, мировой разум". По Гегелю, абсолютная идея развивается в таких последовательно сменяющих друг друга формах, как:

1.    мышление

2.    природа

3.    дух

В соответствии с отмеченными тремя стадиями в развитии абсолютной идеи, Гегель в своей философской системе выделяет три соответствующие части:

1.    логику

2.    философию природы

3.    философию духа

В системе Гегеля логика занимает центральное место. Она включает в себя:

1.    учение о бытии

2.    учение о сущности

3.    учение о понятии

Второй раздел учения Гегеля представляет философия природы. Главными формами природного бытия абсолютной идеи выступают:

       механика

       физика

       органика

Завершающую часть в системе Гегеля представляет философия духа. В ней рассматривается абсолютная идея в заключительном этапе ее развития, покидая своё отчужденное состояние - природу - абсолютная идея возвращается к самой себе в форме абсолютного духа и развивается как самосознание человечества на протяжении мировой истории.

Философия духа включает следующие разделы:

       субъективный дух

       объективный дух

       абсолютный дух

В учении о субъективном духе Гегель рассматривает становление индивидуального знания. В учении об объективном духе изображается социально-политическая жизнь человечества, в ее рамках абсолютная идея проходит стадии:

1.    права

2.    морали

3.    нравственности

Абсолютный дух представляет собой высшую стадию саморазвития абсолютной идеи. Абсолютный дух представляет собой совокупную духовную деятельность человечества на протяжении всемирной истории. В своём развитии абсолютный дух проходит три стадии:

1.    искусство

2.    религия

3.    философия

 

Философская система Гегеля является объективно-идеалистической. В ней абсолютная идея существует до природы и общества и порождает их. Система Гегеля строится в соответствии с триадой:

       тезис

       антитезис

       синтез

Такая схема позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира. Однако, с достижением стадии абсолютного духа развитие абсолютной идеи прекращается. В философии Гегеля абсолютная идея полностью познает себя. Прусская монархия оказывается, по Гегелю, высшим этапом исторического развития.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса. У Гегеля получила разработку диалектика как метод исследования. Гегель дал диалектический анализ важнейшей категории диалектики. Он сформулировал 3 основных закона диалектики.

1.    Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.

2.    Закон взаимопроникновения противоположностей.

3.    Закон отрицания отрицания.

Однако, между системой и методом Гегеля имеются противоречия. Система Гегеля предполагает начало и конец развития, а диалектика, как метод, использованный Гегелем, рассматривает развитие как вечный и бесконечный процесс.

 

Социально-философская концепция Гегеля включает в себя следующие положения:

1.    В мировой истории действует закономерность, которая объединяет историю человечества в единый закономерный процесс. В нем участвуют различные страны и народы.

2.    Всемирная история представляет собой, в целом, процесс однолинейный. Выражением этого процесса выступает исторический прогресс. По Гегелю, прогресс - это процесс в осознании свободы.

3.    История - это процесс кумулятивный, накопительный. Ни одно из достижений прошлого не утрачивается на последующих этапах. Каждый пройденный этап в последующем существует в составе более высокого этапа исторической эволюции.

4.    Различные народы, регионы мира выступают поочередно лидерами мирового развития. От Древнего Востока, через ряд этапов, лидерство переходит к Западной Европе. Лидер - это страна или группа стран, в которых в наибольшей мере осуществлен исторический прогресс, т.е. прогресс в осознании свободы.

5.    Для истории особое значение имеет деятельность так называемых великих личностей. Такими были: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон и другие.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.