Билет 10. «Исповедь» Аврелия Августина о самопознании, Боге и человеке. Основные принципы христианской антропологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Билет 10. «Исповедь» Аврелия Августина о самопознании, Боге и человеке. Основные принципы христианской антропологии

2021-03-18 88
Билет 10. «Исповедь» Аврелия Августина о самопознании, Боге и человеке. Основные принципы христианской антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Исповедь» не надо путать с покаянием в грехах. В названии сосредоточен новый подход к человеку, характерный для христианской философии. Августин исповедуется не в грехах, а в нерешительности, удерживающей его от принятия следования тем взглядам, в истинности которых он убежден. Будучи убежден в истинности христианства, не торопится на практике следовать ему.

Нерешительность – вялость души, противостояние следованию истине. В нерешительности скрывается зло человеческой природы. Ничто в человеке не действует автоматически.

Представления о расколе, внутреннем зле человеческой природы.

Проблемы:

1) зло никак не соотносит сил между борющимися сторонами (для античности зло не выступает глобальной силой, требуется размышление над природой соотношения зла и добра)

2) Вера, как особое состояние человеческой души, наряду со знанием. Стремление соединить проблему зла и проблему физической воли.

Попытка иначе рассмотреть природу человека, в которой знание не будет доминантой. С Аврелия Августина начинается понимание исторического процесса, которое рассматривает историю, как движение к определенной цели. Проблема обсуждения в какой степени и как человек вынужден принять зло как некоторый факт политической деятельности.

Универсальность исповеди – нужна каждому человеку, т.к. человек не может быть гарантирован от того, что устоит перед соблазнами, связанными с желанием, перед которым человек не может быть гарантирован в своей стойкости.

Человек – существо, у истоков которого находится желание, доходящее по своей силе до такого соблазна, перед лицом которого бытие человека утрачивает определенность. Человек нуждается в поддержке, опоре.

Существо желающее хочет больше, чем может.

Непредсказуемы поступки вожделеющего человека остылают в гетто простого труда.

«Исповедь – жанр, антропологическим основанием которого является природа человека, человека желающего».

Размышления о странности природы времени укореняются в человеческой душе. Время не как объект реальности, в которую погружен человек. Развивается мысль о субъективных предпосылках временного процесса.

Как может оказаться возможным прикосновение к процессуальности времени, но и к такому его аспекту, как вечность.

Важен аспект существования человека, обозначенный словом «начало». Предметом исповеди является не только нерешительность, но и попытка понять с какого момента начинать движение в этом направлении, предпринимать волевое усилие.

Возможно это делает исповедь Аврелия Августина первым исследовательским процессом самопознания, где человек оказывается существом, лишенным прозрачности (в отличие от античности), следовательно требуется особый процесс самопознания.

Одно из условий непрозрачности человека:

1) Природа желаний различает человека в отношении к его будущим поступкам, делает их негарантированными перед лицом будущих норм и стандартов

2) Нежелание знать о себе правду: истина о самом себе нуждается в усилиях в признании. Что мешает признанию? Что делает правду о себе нежелательной, непристойной? Христианское самопознание рассматривает искренность, побуждение человека к поступкам, преодоление волевой инерционности как одну из важных ценностей. Христианское самопознание связывает волю и веру не как обусловленные недостаточностью знания, а то состояние человеческой души, обладающее наивысшей интенсивностью, полнотой бытия, истоком которой обладает воля. Вера – максимальное выражение человеческой воли, воля, взятая в её наиболее интенсивном состоянии. Для веры чужда схематичность. П.А Флоренский «Обратные перспективы». Показывает своеобразие средневекового отношения к происходящему. Предметом сознания становится качество события, которому чужд схематизм, постоянство, определенное доминированием научного сознания.

3) В ответе на вопрос: зачем для исповеди нужен другой? Зачем признание проговаривать вслух, в условиях, когда верующие убеждены в существовании высшего существа, видящего его насквозь. Когда мы признаемся перед лицом другого, что-то происходит с нами. Происходит изменение самого субъекта речи, позволяющее нам расти над собой

Почему чистосердечное раскаяние можно эксплуатировать?

Происходит процесс трансформации человека, делает это изменение предметом внутреннего чувства – «рождение внутреннего человека», который ощущает себя ответственным за совершенные им поступки.

Автономизация европейского человека – представления о правах личности, которое так важно для европейской культуры и европейской философии.

Жак Дереда. Современная культура стремится обеспечить доступ к реальности тем, кто стоит у истоков языка, который это описывает.

Метод деконструкции позволяет видеть, что реальность – не то, о чем говорят обладающие властью, а нечто иное. Освободившись от этого, обретаешь внутреннюю свободу.

Полагать, что лучшее знание реальности связано с властью – наивно.

Аврелий – «конкретный» мыслитель, апеллирующий к усилию отдельно взятого человека.

Христианство создает соблазн, превращающий мысли в арену битвы, когда сама мысль может быть грехом, постыдной. Социальный институт, карающий за мысль – христианство. Христианство превращает область мышления в поле битвы.

Аврелий: «Христианство – важный источник европейского индивидуализма; человек сам отвечает за то, что происходит с ним.

Ответ человека не перед группой, а перед высшей инстанцией – Богом.

Из учебника: Августин Блаженный

 

(Аврелий Августин). Является крупнейшим представителем патристики. Среди его работ выделяются: "Исповедь" и "О граде божьем". Главные его философские идеи - это бытие и время, движение истории и исторический прогресс, проблема бога и человеческой личности. По Августину, бог создал мир из ничего, бог также сотворил время, которое не существовало до творца. Время было сотворено, когда был сотворен мир. Бог существует вне времени, его существование неотделимо от вечности. В отличии от бога, человек неразрывно связан со временем, он рождается, живет и умирает во времени. По Августину, ни прошлое, ни будущее не имеет реального существования. Действительно существует только настоящее. Настоящее человека распадается на:

       Настоящее прошлого (память)

       Настоящее настоящего (созерцание)

       Настоящее будущего (надежды)

Т.о., время, по Августину, субъективно. Оно существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.