Билет 3. «От мифа к логосу». Общая характеристика античной философии, мифопоэтические предпосылки ее возникновения — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Билет 3. «От мифа к логосу». Общая характеристика античной философии, мифопоэтические предпосылки ее возникновения

2021-03-18 76
Билет 3. «От мифа к логосу». Общая характеристика античной философии, мифопоэтические предпосылки ее возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логос – первоначально, слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, мировой закон.

Античная философия – это, прежде всего, философия Древней Греции. Это принципиальная позиция, основанная на классической традиции, для которой философия в её истинном значении реализовалась именно в древней Греции.

Предпосылки возникновения античной философии.

- Культурно – географическая неоднородность государств-полисов, следовательно, постоянное соперничество. Это сформировало особый характер грека, который иногда обозначают термином «агональность» (соревновательность).

- Важнейшей предпосылкой формирования греческой философии как проявления свободного духа является выработанная ими форма правления – демократия.

- Активная политическая и культурная жизнь.

- Демократия и публичность в принятии решений.

- Частые открытые споры и дискуссии.

Основными предпосылками можно выделить исономию – чувство равенства, для греков равенство как само собой разумеющееся.

(По конспекту) Феномен героизма. Героизм – ощущение судьбы, выпадающей на долю и следование судьбе, несмотря на её неотвратимость.

В греческой культуре героизм приобретает статусный характер. По отношению к данному стандарту приходится оценивать свое место в общественной жизни.

Общая характеристика античной философии. Традиционно развитие греческой философии рассматривается как единый цикл от её зарождения (VI в. до н.э.), через расцвет и зрелость (V – VI в. до н.э.), к упадку.

1) Натурфилософия (философия досократиков). Начало 585 г. до н.э. Фалес из Милета предсказал полное солнечное затмение. Представители милетской школы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Взгляды первых философов вызывали потрясение – отказ от языка олицетворения при описании окружающего, то есть отказ от метафоричности.

Любая конструкция, создаваемая натурфилософами, рассматривалась как самодостаточная, совмещая абстракцию и воображение, потрясая себя и остальных. Но существовала проблема несуществующих объектов.

2) Классика (классическая философия). Классика – нечто образцовое, дистанцированное от современности. Классика в своем роде может рассматриваться как определенный стандарт. Классика – совокупность завершенных, совершенных стандартов. Классическая философия – философия двух мыслителей Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

3) Философия Эллинизма. Эпоха эллинизма. Греческая полисная республика утрачивала свою независимость. Греческая культура превращалась в мировую культуру. Эпоха превращения греческой культуры в определенный стандарт со своими особенностями.

Билет 4. Натурфилософия и ее место в развитии античной философии (Милетская школа, диалектика Гераклита, Элейская школа, атомистика Демокрита)

Древнегреческая натурфилософия определена совокупностью учений, развивавшихся с 5 в. до н.э., по 4 в. до н.э. Натурфилософия – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснение важных естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь и т.д.)

Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 в.д.э.) – субстанциональный подход- поиск материи, которая является первоосновой всего сущего. Фалес считал, что начало всего сущего – вода (текучая субстанция, мир можно объяснить с точки зрения этой текучести). Анаксимандр (ученик Фалеса) считал, что первооснова – апеерон (беспедельное), так как нет других инстанций, внешних по отношению к беспредельному, которые заполняют все. Беспредельное порождает предельное. Анаксимен полагал, что первооснова – воздух.

По Гераклиту субстанция мира – огонь, так как он наиболее способен к изменению и подвижен. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи. Мир, по утверждению Гераклита, упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Космология Гераклита основана на стихийной диалектике. Согласно ей, все находится в состоянии непрерывного движения. По словам Гераклита «всё течет, всё изменяется. Нет ничего неподвижного. В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Гераклит исследовал вопрос о переходе из одной противоположности в другую. Согласно Гераклиту, холодное теплеет, теплое остывает, влажное высыхает, сухое увлажняется. В процессе обмена друг с другом противоположности становятся тождественными. Переход всего в свою противоположность происходит через борьбу. На основе борьбы устанавливается гармоническое единство мира. Гераклит считается одним из основоположников диалектики. Диалектика стала способом выявления противоречий не только в речи собеседника, но и в самом окружающем мире.

Элейская школа. Главные представители Элейской школы: Парменид, Зенон, Мелисс. Их учение стало важным этапом в рационализации знания и переходе к использованию абстрактных понятий. Представители этой школы первыми перешли при рассмотрении субстанции от конкретных природных начал (вода, земля, огонь, воздух) к максимально общему понятию бытия. Бытие стало центральным понятием их философии. Бытие означает само существование.

Основные характеристики бытия по Пармениду:

1) Бытие есть, небытия нет;

2) Бытие вечно (оно не возникает и не уничтожается, оно всегда остается равным самому себе);

3) Бытие непрерывно и однородно. Все наполнено бытием;

4) Бытие ограничено пространством. Оно шарообразно;

5) Познать бытие можно только с помощью разума, а не с помощью чувств. Противопоставление истинного бытия, которое умопостигаемо и мира чувственных предметов;

6) Бытие едино и неделимо, противоположность делимости, множественности вещей чувственного мира.

7) Бытие есть чистая позитивность, небытие – чистая негативность. Первое есть абсолютная противоположность второго

8) Бытие не имеет ни прошлого, ни будущего. Прошлое – то, что уже прошло, будущее еще не наступило, бытие есть вечное настоящее без начала и без конца;

9) Бытие неизменно и неподвижно. Подвижность и изменчивость предполагает небытие.

Апории Зенона: дихотомия, Ахилл и черепаха, стрела.

Атомистика Демокрита. Исходная мысль: в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомисты предположили, что вещество нельзя делить бесконечно, т.к. существуют мельчайшие неделимые фрагменты – атомы вещества. Они однородны и неизменны. Они не возникают и не уничтожаются. Атомы вечны. Они различаются положением, формой и размерами. Сталкиваясь и сцепляясь, они образуют предметы, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Если предметы мы воспринимаем с помощью чувств, то атомы можно постичь только разумом. Атомы численно бесконечны. Демокрит распространил атомистическое учение на представление о жизни, о душе. Жизнь и смерть сводятся к соединению и разложению атомов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.