Билет 1. Роль философии в формировании и развитии европейской культурной традиции. Мышление и рефлексия — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Билет 1. Роль философии в формировании и развитии европейской культурной традиции. Мышление и рефлексия

2021-03-18 80
Билет 1. Роль философии в формировании и развитии европейской культурной традиции. Мышление и рефлексия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 2. Миф как древнейшая форма сознания и мышления человека. Основные концепции мифа в науке 19-20 вв

Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф (греч. – рассказ, носящий легендарный характер). Человек этого периода еще не ставит вопросы природе, он непроизвольно воспринимает её и тем самым познает. Результатами такого познания-восприятия выступают не понятия, а образы, совокупности которых складываются в мифологические системы.

Мифологические представления могли быть только образами. А «образ», как бы мы не мудрили, есть зрительный «внешний вид», зрительная наружная сторона предмета.

Как процесс познания-восприятия миф, имеющий дело с особой сознательно сконструированной реальностью, обладает собственной внутренней логикой, не менее жесткой в следовании заданным правилам, чем современная формальная логика. «Логика мифа» определялась характером мышления: оно было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить.

Эдвард Тейлор «Первобытная культура» - концепция анимизма – своеобразие первобытного мышления, состоящее в восприятии всего окружающего мира, как живого (Пример: кинематограф, крупный план – зритель способен воспринимать лицо как отдельное выражение => способ пробудить «эмоции» - восприятие выражения до того, как начинаешь воспринимать окружающее как совокупность предметов) – основная особенность первобытного строя.

Э. Кассинер «Философия символических форм» («Философия мифа»); Дж.Дж. Фрезер «Золотая ветвь».

- Попытка рассмотреть в качестве дописьменной культуры (характерная для мира предпосылка дописьменной культуры) ритуал – способ поведения для объяснения которого позже придуман миф.

- Раз в 3 года охрана священного дерева с золотым руном – возможность убить царя, жреца и занять его место. То есть жертвенность для приобретения нового (космического) статуса.

- Присутствие в Илиаде и Одиссее героев жертвенного типа: Ахилл, Патрокл.

Карл Густав Юнг «Душа и 6 архетипов». Концепция – архетип (древний тип, древний образец) – бессознательный образ, определяющий поведение человека в кросскультурных ситуациях – ситуациях, повторяющихся в каждом обществе, независимо то его характера и уровня развития (нельзя научить – важный аспект переживания, придающий знанию человеческий смысл, мифология обнаруживает эти следы)

Жак Лакан (1900 – 1981 гг) Обратил внимание на важную роль, выполняемую двумя способностями: взгляд – с него начинается человеческое отношение к окружающему миру; голос – избегает объективной формы изменения. Нельзя сохранить свойства звучащего голоса в качестве объекта.

Ролан Барт «Мифологии». Исследовал следы мифологического мышления в современной массовой культуре.

Из конспекта

Билет 19. Трансцендентальное единство апперцепции, антиномии чистого разума и проблема субъекта исторического развития

Трансцендентальная апперцепция – осознанное восприятие.

Антиномия – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

 Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета, в той мере, в какой оно возможно априори.

 

Билет 30. Открытие бессознательного Фрейдом и его развитие в психоанализе. «Толкование сновидений» - евангелие психоанализа.

Итак, Фрейд совершил революцию в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная ментальная жизнь является только малой частью всей ментальной жизни человека. Процессы нашего сознания строго детерминируются бессознательными факторами. Для иллюстрации этого положения часто используют аналогию с айсбергом. Если сравнить с надводной частью айсберга все то, что является сознательным, то бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга. Аналогично этому бессознательное является ядром нашей индивидуальности.

 

В двух важных работах, написанных в начале века, Фрейд говорит о существовании бессознательных ментальных процессов у всех индивидов и показывает, что психоанализ может выяснить бессознательные причины явлений повседневной жизни. Это ведет к разработке новой и всесторонней теории человеческой души (человеческого Я, psyche). В Толковании сновидений (1900) [1] подчеркивается, что сновидения обладают смыслом и являются результатом неосознанных желаний, которые прорываются в сознание в искаженной и извращенной форме. Содержание бессознательного, скрытое в сновидениях, можно выяснить только путем сложного процесса интерпретации. В Психопатологии повседневной жизни (Zur Psychopatologie des Alltagslebens, 1901) исследуются тривиальные "ошибочные действия" повседневной жизни, подобные оговоркам речи и провалам в памяти. Согласно Фрейду, такие феномены не случайны и не бессмысленны, а, скорее всего, выражают бессознательные мотивы и намерения. Например, мы теряем или забываем нечто, полученное от лица, которое нам уже не нравится, и т.д. [2]

 

Уже здесь можно заметить, что психоанализ предлагает новое понимание человека и утверждает, что за нашими сновидениями, неадекватными реакциями, шутками и невротическими "симптомами" скрываются бессознательные (часто сексуальные) мотивы. Другими словами, если следовать соображениям Фрейда, то возникает подозрение, что вещи, которые являются осмысленными в свете сознательных намерений и мотивов субъекта, могут приобрести новый смысл с помощью психоаналитического исследования бессознательного. "Симптомы", которые на первый взгляд кажутся непонятными и бессмысленными, приобретают смысл, когда мы рассматриваем их как выражение бессознательных мотивов и намерений. Мы можем, следовательно, сказать, что Фрейд основывает "герменевтику подозрения".

Выразим основные положения Толкования сновидений следующим образом.

 

1) Различие между скрытыми мыслями сновидения и явным содержанием сновидения является ключом к пониманию смысла сновидения.

 

2) Явное содержание сновидения - это искажение его скрытых мыслей и является, так сказать, продуктом работы сновидения.

3) Для анализа сновидений Фрейд использует метод "свободных ассоциаций", который может применяться и в психотерапии.

 

4) Подход Фрейда к интерпретации сновидений содержит зачатки общей психологической модели, которая дает нам более богатую картину человеческих ментальных состояний.

 

5) Попытка расшифровки сновидений ведет Фрейда к пониманию того, как подсознание функционирует в соответствии с некоторыми "грамматическими" правилами, или того, что подсознание структурировано подобно "языку" (ср. понимание сновидения в качестве ребуса).

 

Билет 1. Роль философии в формировании и развитии европейской культурной традиции. Мышление и рефлексия

Европейская культурная традиция рассматривает человека, как существо, способное к мышлению (основная способность человека). Именно в этой традиции в качестве её части находят ту историю мысли, которая является историей мысли философской.

Функции философии (её роль в обществе):

- мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения

- гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира

- методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику

- аксиологическая - духовные ценности

- гуманистическая - воспитание гуманистических идей.

 

Философия сформировала важные аспекты мировоззрения, на которых и базируется европейская культура:

- познавательный компонент;

- ценностно-нормативный;

- эмоционально-волевой;

- практический.

3 стороны мировоззрения:

- эмоционально- психологическая (чувства, настроения) – мироощущение;

- опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие;

- познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.

Также философское мировоззрение включает в себя такие уровни:

- жизненно - практический;

- теоретический - к нему относится философия

- Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие.

 

В европейской культурной традиции актуальны основные вопросы философии: соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального.

Мышление. Как мы узнаем, что мыслим сами, как узнаем, что мыслит другой? Чеоловек, находящийся в состоянии задумчивости, замирает, неподвижен (Роден «Мыслитель»). Мыслитель – существо, находящееся в состоянии неподвижности. Мыслитель вынужден выключать себя из потока жизни, иначе движение жизни препятствует мышлению. Связь мышления с неподвижностью тела, выключенностью из жизни. Причины этой необходимости: (у Родена – малейшее движение вперед и мыслитель упадет) состояние мышления требует особого равновесия, при котором мыслитель вынужден совмещать свое соучастие в происходящем и дистанцированность от происходящего.

Мышление – состояние неустойчивого равновесия.

Рефлексия. Иногда используется как синоним мышления; включает в себя обыкновенное состояние соучастия и наблюдения.

Соучастие в происходящем мешает мышлению, как некоторая машина, включившаяся и определяющая происходящее, действующая принудительным образом.

  Философия – это живая археология (создало наши традиции, культурные нормы – застаем историю в том виде, как она доходит до нас, а мы наделяем дошедшее смыслом).

Некоторые вещи умирают, другие живут и детерминируют (определяют) нас.

Философия – это наука о смысле, об очевидном, данном, которое в своей привычности пробегает мимо, в ответе на вопрос: «Что это значит?». Но тем не менее это данное имеет потребность в осмыслении.

Если обращаться к участникам происходящих событий, чтобы узнать, что происходит, зачем – мы не получим конкретного ответа. Пространство, наиближайшее, имеющее смысл, крайне многообразно.

Задача: определить стратегию порядка этого пространства – пространства семиотического (смыслового)

2

 

1) Среди явлений, составляющих пространство наиближайшее есть то, что анонимно, не содержит истории конкретного человека (Деньги утрачивают связь с жизнью владельца в момент перехода, то есть уравнивают все, но вычеркивают историю отдельных лиц).

2) История индивидуальности среди многообразия культурного наследия – важный аспект мышления, тесным образом связанный с историей мышления – тексты, мысли, темы, дошедшие до нас.

Европейская культурная традиция идет по пути, в котором процесс формирования навыков мышления идет определенным образом. Образование – способность научить человека мыслить самостоятельно.

Любые движения философского мышления не с абстрактным любопытством, а для решения проблем современности, представляют собой актуальность.

Мышление отстает от происходящего.

«Философская мысль возникает уже слишком поздно, когда уже все прошло». (М.К.Мамардашвили)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.