Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-12-06 | 244 |
5.00
из
|
Заказать работу |
БИБЛИОТЕКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э. К. Цыбулькин
НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ В АЛГОРИТМАХ
Москва
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА
«ГЭОТАР-Медиа»
2007
УДК 616-07-08-053.2:614.88 ББК 57.3 Ц93
Цыбулькин Эдуард Кузьмич — д.м.н., профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии СПб Государственной педиатрической медицинской академии, работал заведующим кафедрой неотложной педиатрии ФУВ, главным детским анестезиологом-реаниматологом Санкт-Петербурга. Автор 11 монографий по вопросам оказания неотложной помощи детям.
Э.К. Цыбулькин
Ц93 Неотложная педиатрия в алгоритмах. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
ISBN 978-5-9704-0552-9
В книге нет исчерпывающих сведений по неотложной педиатрии, но она поможет читателю найти кратчайший и оптимальный путь к решению проблем, возникающих при диагностике, выборе лечения и тактики при наиболее тяжелых и наиболее часто встречающихся в детском возрасте угрожающих состояниях.
Диагностические и лечебные алгоритмы мало привычны для практикующего врача, но они сродни логике клинического мышления и потому быстро, и надежно усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Это обстоятельство чрезвычайно важно для тех, кто оказывает первую медицинскую помощь в условиях, когда в арсенале есть только голова и руки.
Книга в первую очередь будет полезна для врачей догоспитального этапа: поликлиник, службы скорой и неотложной помощи и дежурного персонала приемного покоя. Она также может оказаться необходимой для тех, кто только начинает свой врачебный путь.
УДК 616-07-08-053.2:614.88 ББК 57.3
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение, в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательской группы.
© Цыбулькин Э.К., 2007 ISBN 978-5-9704-0552-9 © Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................................................................................................................... 5
Список сокращений....................................................................................................... 6
Глава 1. Общие принципы оказания первой врачебной помощи
детям при неотложных состояниях........................................................................... 9
Глава 2. Особенности физикального обследования
при угрожающих состояниях (УС) у детей........................................................... 12
Глава 3. Аналгезия и седативная терапия при неотложных
состояниях у детей...................................................................................................... 17
Глава 4. Неотложные состояния с вероятностью летального
исхода в течение нескольких минут....................................................................... 21
4.1. Сердечно-легочная реанимация (СЛР)....................................................... 21
4.2. Поддержание проходимости дыхательных путей.................................. 25
4.2.1. Выбор метода поддержания проходимости
дыхательных путей............................................................................................ 27
4.2.2. Последовательность действий при экстренной
интубации трахеи.............................................................................................. 28
4.2.3. Осложнения интубации трахеи........................................................... 29
4.3. Выбор пути внутривенной инфузии............................................................ 29
4.4. Обеспечение витальных функций организма ребенка
в период стабилизации состояния....................................................................... 31
4.5. Подозрение на аспирацию инородного тела гортани
или трахеи.................................................................................................................. 47
4.6. Синдром внутриплеврального напряжения.............................................. 49
4.7. Анафилактоидные (анафилактические) реакции..................................... 51
Глава 5. Неотложные состояния, проявляющиеся
дыхательной недостаточностью............................................................................. 53
5.1. Дифференциальный диагноз степеней и видов
острой дыхательной недостаточности (ОДН)................................................. 53
5.2. Дифференциальный диагноз причин цианоза у детей........................... 55
5.3. Острая обструкция верхних дыхательных путей.................................... 58
5.4. Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ).................................. 61
5.5. Синдром острой бронхиальной обструкции у детей
раннего возраста...................................................................................................... 63
5.6. Дифференциальный диагноз тяжести приступа
бронхиальной астмы............................................................................................... 65
Глава 6. Неотложные состояния, проявляющиеся
недостаточностью кровообращения...................................................................... 67
6.1. Причины артериальной гипотензии............................................................ 67
6.2. Брадикардия....................................................................................................... 70
6.3. Тахикардия......................................................................................................... 72
6.4. Политравма........................................................................................................ 74
6.5. Гиповолемический шок................................................................................... 76
6.6. Эксикоз и ангидремический шок.................................................................. 79
6.7. Острый инфекционный токсикоз у детей................................................... 82
6.8. Острая сердечная недостаточность............................................................ 85
6-9. Артериальная гипертензия............................................................................ 88
Глава 7. Кровотечения............................................................................................... 90
7.1. Дифференциальный диагноз причин кровоточивости........................... 90
7.2. Геморрагическая сыпь. Экхимозы............................................................... 93
7.3. Легочное кровотечение................................................................................... 95
7.4. Кровотечение из верхних отделов пищеварительного тракта............ 97
7.5. Кровь в стуле...................................................................................................... 99
7.6. Носовые кровотечения.................................................................................. 101
7.7. Дифференциальный диагноз причин макрогематурии........................ 103
Глава 8. Неотложные состояния, проявляющиеся
неврологическими расстройствами...................................................................... 105
8.1. Нарушения поведения у ребенка раннего возраста............................. 105
8.2. Острая общая (мышечная) слабость......................................................... 108
8.3. Лихорадка у детей раннего возраста....................................................... 111
8.4. Синдром острой внутричерепной гипертензии..................................... 113
8.5. Утрата сознания (глубина комы)............................................................... 116
8.6. Дифференциальная диагностика вероятных
причин ком у детей................................................................................................. 118
8.7. Лечение ком...................................................................................................... 120
8.8. Генерализованный судорожный припадок............................................. 122
8.9. Первоначальное лечение предполагаемого диабетического кетоацидоза (ДКА) 125
Глава 9. Неотложные состояния при отрицательном
влиянии физико-химических факторов окружающей среды......................... 127
9.1. Ожоги................................................................................................................. 127
9.2. Ингаляционные повреждения..................................................................... 130
9.3. Перегревание................................................................................................... 132
9.4. Замерзание....................................................................................................... 134
9.5. Электротравма................................................................................................ 135
9.6. Утопление......................................................................................................... 137
9.7. Острые отравления........................................................................................ 140
Глава 10. Угрожающие симптомокомплексы, требующие
неотложной дифференциальной диагностики................................................... 145
10.1. Олигурия......................................................................................................... 145
10.2. «Острый живот» у детей............................................................................. 147
10.3. Острые аллергические реакции................................................................ 148
10.4. Дифференциальный диагноз инфекционных
экзантем (группа пятнисто-папулезных сыпей)............................................ 150
Приложение................................................................................................................. 151
Рекомендуемая литература.................................................................................... 156
ПРЕДИСЛОВИЕ
Более 20 лет назад группа ленинградских и свердловских педиатров-реаниматологов вместе с математиками-теоретиками сидела на высоком скалистом берегу уральской реки Чусовой и обсуждала профессиональную проблему, каким образом повысить эффективность обучения медиков в вопросах оказания неотложной помощи детям? Математики предложили использовать уже не новый и хорошо зарекомендовавший себя в других областях метод обучения — по алгоритмам действия. Предложение было принято, быстро подготовлены простые диагностические и лечебно-тактические алгоритмы для угрожающих состояний (УС). Первичная их апробация проходила при обучении среднего медицинского персонала, врачей фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и участковых больниц Свердловской области. Результаты превзошли самые оптимистичные ожидания: сохранность знаний была в два раза выше и продолжительнее, чем при традиционных методах преподавания. У обучающихся отмечены твердое усвоение и сохранение в памяти в течение года 84% полученной информации. В последующем эффективность этого методического подхода неоднократно была подтверждена десятилетним опытом клинической работы в сочетании с преподаванием врачам скорой и неотложной помощи, проходившим усовершенствование при кафедре Неотложной педиатрии и реаниматологии ФУВ Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии.
Эффективное усвоение алгоритмов можно объяснить несколькими причинами: во-первых, они моделируют логику врачебного мышления; во-вторых, не содержат избыточной информации с подробным описанием клинической картины, а основаны только на признаках, информативных для принятия диагностических и тактических решений. Последнее обстоятельство стало поводом для разработки понятия о семиотике (учение о симптомах и их взаимосвязях) угрожающих состояний и введения разумного упрощения. Алгоритмы позволяют сократить время выбора верного решения и избежать лишних манипуляций, что крайне важно при оказании неотложной педиатрической помощи.
Предлагаемые алгоритмы в первую очередь рассчитаны на врачей, работающих в условиях догоспитального этапа или приемного покоя мало-оснащенной больницы, поэтому содержат признаки, которые врач может получить только с помощью физикальных методов обследования. В этом состоит еще одна причина их упрощения. Следует также отметить, что они посвящены не сомнительным случаям, а рассмотрению наиболее частых причин угрожающих состояний, требующих экстренной диагностики и лечения.
Книга является результатом коллективного труда всех сотрудников кафедры, однако автор хотел бы принести особую благодарность A.M. Гусарову за многолетнюю приверженность идее алгоритмизации медицинской помощи детям в условиях догоспитального этапа. Несомненно, данная работа не лишена элементов субъективизма, и автор будет чрезвычайно признателен читателям за возникшие у них замечания. В то же время он надеется и в определенной степени уверен, что книга будет интересна педиатрам, оказывающим неотложную медицинскую помощь, и тем, кто только начинает свой врачебный путь.
Список сокращений
(+) — реакция (эффект) положительная
(-) — реакция (эффект) отрицательная
(+-) — реакция (эффект) сомнительная
↑ — повышение (увеличение);
↓ — понижение (уменьшение)
AAA — аппарат активной аспирации
ABC — Airways, breathing, circulation — воздушные пути, дыхание, крова
обращение во время реанимации
АГП — антигемофильная плазма
АД — артериальное давление
АПТВ — актуальное протромбиновое время
АС — астматический статус
АУ — активированный уголь
БА — бронхиальная астма
БЛД — бронхолегочная дисплазия
В/в, в/м — внутривенно, внутримышечно
ВДП — верхние дыхательные пути
ВЖК — внутрижелудочковое кровоизлияние
ВПС — врожденный порок сердца
ВЧГ — внутричерепная гипертензия
ГБО — гипербарическая оксигенация
ГГС — гипертензионно-гидроцефальный синдром
ГС — гемосорбция
ГУС — гемолитико-уремический синдром
ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свертывание
ДКА — диабетический кетоацидоз
ДН — дыхательная недостаточность
ЗМС — закрытый массаж сердца
ЗСН — застойная сердечная недостаточность
ИВЛ — искусственная вентиляция легких
ИТШ — инфекционно-токсический шок
КОС — кислотно-основное состояние крови
КС — кортикостероиды
ЛЖСН — левожелудочковая сердечная недостаточность
МОД — минутный объем дыхания
МТ — масса тела
ПЖСН — правожелудочковая сердечная недостаточность
НВ — нейровегетативная (блокада)
НК — недостаточность кровообращения
НПВС — нестероидные противовоспалительные средства
ОГН — острый гломерулонефрит
ОДН — острая дыхательная недостаточность
OHM — отек-набухание мозга
ОПН — острая почечная недостаточность
ОРВИ — острая респираторно-вирусная инфекция
ОСЛТ — острый стенозирующий ларинготрахеит
ОСН — острая сердечная недостаточность
ОЦК — объем циркулирующей крови
ПДКВ — дыхание с положительным давлением конца выдоха
ПДМ — перфузионное давление мозга
ПечН — печеночная недостаточность
ПН — почечная недостаточность
ПНТ — пароксизмальная наджелудочковая тахикардия
ПТ — протромбиновое время
ПЭ — перинатальная энцефалопатия
п/я — инъекция под язык в мышцы дна полости рта подбородочной области
РаО, — парциальное давление кислорода в артериальной крови
РаС02 — парциальное давление углекислоты в артериальной крови
Рвд — давление вдоха
Рвыд — давление выдоха
R-грамма — рентгенограмма
РО - реанимационное отделение
р-р — раствор
С — синдром
САД — среднее артериальное давление
СВПВ — суточные возрастные потребности в воде
СВПН — синдром внутриплеврального напряжения
СГ — сердечные гликозиды
СДППД — самостоятельное дыхание под постоянным положительным
давлением
СДРВ — синдром дыхательных расстройств взрослых
СЗП — свежезамороженная плазма
СКВ — системная красная волчанка
СЛР — сердечно-легочная реанимация
СМСВ — синдром малого сердечного выброса
СН — сердечная недостаточность
СО — соматическое отделение
СОБО — синдром острой бронхиальной обструкции
Соотношение V/Q — соотношение вентиляция/кровоток в легких
СССУ — синдром слабости синусового узла
ТАД — трициклические антидепрессанты
ТБД — трахеобронхиальное дерево
ТС — терминальное состояние
ТСП — тяжелые сопутствующие поражения
УС — угрожающие состояния
WPW — синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта (Wolff-Parkinson-White)
ФАП — фельдшерско-акушерский пункт
ФГС — фиброгастроскопия
ФД — форсированный диурез
Fi02 — fraction 02 in inspired air — фракция кислорода во вдыхаемом
воздухе
ФОС — фосфорорганические средства
ХО — хирургическое отделение
ХГН— хронический гломерулонефрит
ХОС — хлорорганические средства
ХСН — хроническая сердечная недостаточность
ЦВД — центральное венозное давление
ЧД — частота дыхания
ЧМТ — черепно-мозговая травма
ЧСС — частота сердечных сокращений
ЭДТА — этилендиаминтетраацитат
ЭИТ — электроимпульсная терапия
ЭКГ — электрокардиограмма
е-АКК — эпсилон-аминокапроновая кислота
Глава 1
Врачебной помощи детям при
Неотложных состояниях
Диагностика и лечение при оказании первой помощи должны основываться на следующих принципах:
• синдромности. Это означает, что в клинической картине повреждения и заболевания необходимо выделять те патологические синдромы, с которыми связана тяжесть состояния больного. Например, у ребенка с множественной травмой (падение с высоты) имеются ушиб мозга, перелом четырех ребер, левосторонний напряженный пневмоторакс, разрыв селезенки и внутрибрюшное кровотечение, перелом бедренной кости. Тяжесть состояния пострадавшего в момент первичного осмотра обусловливают кома, синдром напряжения в плевральной полости с дыхательной недостаточностью и плевропульмональным шоком, травматический шок. Выделение этих синдромов позволяет определить характер и объем неотложной помощи, которая должна быть направлена на их ликвидацию;
• приоритетности. Суть его в том, что из комплекса патологических синдромов, определяющих тяжесть состояния, выделяют ведущий патологический синдром, т.е. тот, который раньше других может привести к летальному исходу и поэтому требует наиболее экстренного лечения. Ранжирование клиники по синдромам, в зависимости от сроков вероятного летального исхода, позволяет составить последовательность мероприятий первой помощи (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Приоритетность угрожающих синдромов и симптомов
Вероятность летального исхода в течении….
десятка минут | нескольких часов | Экстренная, угрожающая жизни | |
ситуация | |||
Клиническая смерть | Кардиогенный и | Эпиглоттит, ОСЛТ | |
(несчастные случаи: | некардиогенный | СОБО | |
электротравма, утопление | альвеолярный отек | Обширный ожог | |
и др.) | легкого | Острые отравления | |
Острая асфиксия (ино- | Шок любой этио- | Сильные абдоминальные боли | |
родное тело в гортани, | логии | Тестикулярные боли | |
трахее) | Первичный ин- | ДКА | |
СВПН (клапанный | фекционный ток- | Лихорадка у детей до 2 мес | |
__[|невмоторакс) | сикоз | Геморрагическая сыпь | |
Кровотечение из круп- | Глубокая кома | Кровотечение из желудка и ки- | |
ного артериального | Астматический | шечника | |
ствола | статус III | Сильная головная боль с рвотой | |
Эмболия легочной ар- | Боли в грудной клетке | ||
терии | Укусы насекомых и животных с | ||
Анафилактический шок | повреждением мягких тканей |
В приведенном выше примере ведущим патологическим синдромом является синдром напряжения в плевральной полости. Если вовремя его не ликвидировать, то летальный исход произойдет в течение десятка минут. Травматический шок может закончиться неблагоприятно в течение нескольких часов, а ушиб мозга и сопровождающая его кома приводят к смерти в течение нескольких суток. Поэтому последовательность начала терапии должна быть такая:
а) плевральная пункция и лечение дыхательной недостаточности;
б) трансфузионная терапия и обезболивание как противошоковое лечение;
в) лечение отека мозга и дегидратационная терапия. Использование принципа приоритетности позволяет избежать полипрагмазии и выделить четкую последовательность этапов лечения с тем, чтобы каждый раз решая наиболее экстренную задачу, можно было бы постепенно выигрывать время для удлинения жизни ребенка
• применении лечебно-диагностических тестов. У детей, особенно при крайне тяжелых состояниях, как правило, трудно, а иногда и невозможно собрать анамнез и выяснить жалобы, поэтому при оказании первой помощи для оценки характера патологического процесса целесообразно прибегать к использованию лечебных функционально-диагностических тестов. К ним относятся оценка реакции на такие терапевтические мероприятия, как очистка верхних дыхательных путей, которая помогает определить глубину комы; оксигенотерапия 45% или 100% кислородом — дает возможность оценить тяжесть нарушения кровообращения и дыхания (цианоз); тест — дозы растворов для инфузионной терапии для дифференцировки функциональной и органической почечной недостаточности (см. соответствующие алгоритмы). Применение этого принципа также позволяет избежать полипрагмазии и выбрать целенаправленную терапию;
• управляемости терапии. Как следствие предыдущего принципа, особенно в условиях цейтнота из-за тяжести состояния больного, необходимо стремиться к тому, чтобы лечебные мероприятия давали быстрый эффект и так же быстро, если возникнет необходимость, оканчивали свое действие. Этого можно добиться при учете знания путей введения лекарственных препаратов и их фармакокинетики. Путь введения в условиях неотложной помощи всегда должен быть внутривенным, особенно при гипоксии и недостаточности кровообращения, когда нарушен кровоток и всасывание в мышцах и подкожной клетчатке. При выборе лекарственных средств предпочтение следует отдавать тем, у которых короче период полувыведения и нет кумуляции, чтобы при необходимости терапию можно было бы быстро изменить или прекратить. В связи с этим в неотложной помощи все большее распространение получает микроинфузионная (капельная) техника внутривенного введения фармакологических препаратов: допамина, алупент, эуфиллина и др.; • оптимальная организация лечебного процесса, которая должна опираться на соблюдение трех условий:
а) тренированность и четкое распределение обязанностей медицинского персонала, работающего с критическими ситуациями;
б) наличие минимально достаточного оснащения и оборудования;
в) расположение этого оснащения в специально отведенном месте для оказания первой помощи в строгом, раз и навсегда заведенном порядке. Все это позволит обеспечить максимально быстрое оказание помощи.
Глава 4
Неотложные состояния
В течение нескольких минут
Глава 5
Неотложные состояния,
Проявляющиеся дыхательной
Недостаточностью
Степень стеноза
Оценка
Клинические признаки СОБО оценивают по баллам, полученные величины суммируют. Сумма отражает тяжесть приступа. 6.∑ = 0—3 I степень: респираторной терапии не требует.
∑= 4-7; II степень: FiO =0,5. СДППД, ПДКВ
∑ = 8-10; III степень: ИВЛ.
Глава 6
Неотложные состояния,
Кровообращения
БРАДИКАРДИЯ
1. Под брадикардией понимают урежение ЧСС на 20% от возрастной нормы. R. Wetzel и соавт. (1995)* приводят следующие нижние границы нормального возрастного уровня ЧСС.
• Для детей старше 5 лет — 60.
• До 5 лет — 80.
• Дети 1-го года жизни — 100.
• Дети 1-й нед жизни — 95.
2. При ЧСС на 20% ниже этих величин развивается СМСВ, требующий экстренной коррекции. При оценке синусовой брадикардии надо также учитывать, что она, прежде всего может быть маркером жизнеугрожаюших заболеваний и состояний (миокардит, ВЧГ, острые отравления седативными средствами, β-блокаторами, СГ).
3. Синусовая брадикардия с бессимптомным течением может играть положительную роль, предупреждая возникновение желудочковых аритмий и снижая потребление 02 миокардом. Тем не менее в этих случаях необходимо корригировать сопутствующие гипоксию, ацидоз, гипотермию, ВЧГ.
4. Целью лекарственной терапии брадиаритмий является увеличение ЧСС до уровня, при котором нет угрозы СМСВ. К препаратам первого назначения всегда относят атропин в сочетании с β1-миметиками (изадрином). Исключение составляет только синдром слабости синусового узла (СССУ), при котором лекарственная терапия тахикардии может привести к угрожающей жизни брадикардии. В этих случаях продолжающееся медикаментозное лечение должно сопровождаться временной интравенозной кардиостимуляцией.
5. Причиной брадикардии при AV-блокаде может быть как выпадение отдельных сокращений, так и низкая частота замещающего ритма (атриовентрикулярного или идиопатического). Из всех разновидностей AV-блока наибольшего контроля и активной терапии (интравенозной кардиостимуляции) требует AV-блок II степени I типа (по типу Мобитц I), при которой сердечный комплекс выпадает внезапно и нет постепенного увеличения интервала Р—Q, как при II степени II типа (тип Мобитц II).
6. Полный поперечный атриовентрикулярный блок (III степень) обычно более стабилен и при наличии клинических проявлений требует первоначального проведения лекарственного лечения.
I
* R.Wetzel et al. Dysrhythmias and their management / In book: eds. M. Rogers, A/ Helfaer. 2nd ed. - Baltimore,Williams & Wikins, 1995, Ch.9, p. 274-305.
ТАХИКАРДИЯ
1. Под тахикардией понимают учащение ЧСС на 20% от возрастной нормы. Тахикардия становится опасной в тех случаях, когда она чрезмерна, то есть диастола, за счет укорочения которой организм обеспечивает увеличение ЧСС, уменьшается настолько, что полости сердца не успевают адекватно заполняться притекающей кровью и вторично падает сердечный отток. Возрастные частоты сердечных сокращений, при которых развивается СМСВ, точно не установлены, но они близки к критическим частотам Венкенбаха (180-220 сокр/мин). Однако прежде чем возникает СМСВ, могут появиться признаки ЗСН из-за неэффективной «перекачивающей» способности сердечной помпы.
2. Показаниями к лечению тахикардии являются симптомы СМСВ или ЗСН. Кроме того, считается, что длительная тахикардия сама по себе истощает запасы макроэргов в миокарде и должна быть корригирована еще до появления признаков декомпенсации.
3. Это положение справедливо не только по отношению к патологическим, но и к симптоматическим синусовым тахикардиям, которые чаще всего обусловлены гиповолемией, гипертермией, болью, гиперкапнией, ацидозом, электролитными расстройствами (гипо- и гиперкальциемия, гипомагниемия), гипогликемией. Прежде чем переходить к лекарственному лечению нужно проводить терапию этих нарушений при всех тахикардиях.
4. При лечении патологических тахикардии важно различать три их разновидности:
• наджелудочковые с нормальным комплексом QRS;
• с широким комплексом QRS;
• желудочковые.
Лечебно-тактические решения для этих ситуаций представлены в алгоритме 6.3.1.
5. Ваготонические рефлекторные пробы (используют только при наджелудочковой пароксизмальной тахикардии с нормальными QRS-комплексами):
а) для детей старше 3 лет — проба Ашнера (сильное надавливание наглазные яблоки до ощущения ребенком боли); проба Вальсальвы (форсированный выдох, одновременно плотно зажимают рот и нос);
б) для детей раннего возраста — опрыскивание лица «ледяной» водой,чтобы вызвать рефлекс ныряльщика.
6. Одним из показаний к назначению СГ у детей считают ЗСН на фоне наджелудочковых пароксизмальных тахикардии. Однако дигитализация противопоказана при WPW-синдроме, так как стимуляция добавочных проводящих путей в этих случаях может вызвать фибрилляцию желудочков сердца.
См. алг. 4.6 |
ПОЛИТРАВМА
1. Сочетанная и множественная травма (политравма) — самый тяжелый вид повреждений у детей. Это одна из основных причин летальных исходов при несчастных случаях. Чаще всего они возникают как результат транспортных происшествий, падения с высоты. Диагностика сочетанных повреждений трудна, так как клиническая картина травмы одной локализации затушевывается другой, что наиболее ярко проявляется при сочетанных черепно-мозговых поражениях. Вместе с тем в задачу врача, оказывающего первую помощь, входит не столько топическая диагностика отдельных повреждений, сколько выделение ведущей травмы и патологического синдрома.
2. Оказание первой врачебной помощи ребенку с политравмой должно являться классическим примером проведения в жизнь принципа приоритетности, т.е. последовательного исключения, а при необходимости борьба с наиболее угрожающим синдромом, который может раньше других привести к летальному исходу. Последовательность лечебно-диагностических шагов в этих случаях должна быть следующей:
• остановка наружного кровотечения;
• обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и оксигенации;
• диагностика и неотложная терапия:
- синдрома внутригрудного напряжения (пневмоторакс, пневмогемоторакс);
- глубины комы для выбора метода поддержания свободной проходимости ВДП и предупреждения возможной аспирации;
- декомпенсированного шока с началом его лечения;
- открытой или закрытой черепно-мозговой травмы для решения вопроса об экстренности нейрохирургического вмешательства.
Признаками ЧМТ с возможным внутричерепным кровотечением являются очаговая симптоматика, рвота, нарушения сознания, кровотечение и ликворея из носовых и ушных ходов.
ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ ШОК
1. В настоящее время между клиницистами достигнуто четкое согласие в определении понятия «шок». С клинико-терапевтических позиций под шоком понимают прогрессирующую недостаточность тканевого кровообращения (перфузии). Она может быть результатом гиповолемии (гиповолемический шок с абсолютной гиповолемией — геморрагический, ожоговый и др.), нарушения распределения крови с патологическим ее депонированием (распределительный, дистрибутивный шок с относительной гиповолемией — септический, анафилактический), кардиогенный с первичной неадекватностью сердечного оттока и др. Шок может быть вызван сочетанием этиопатогенетических факторов, например травматический — гиповолемический и болевой.
2. Гиповолемический шок возникает в результате потери массы крови, которая может уменьшаться вследствие кровотечения (геморрагический, травматический шок), плазмопотери (ожоговый шок, шок при перитоните, низкой кишечной непроходимости), потери воды и электролитов из плазмы (ангидремический шок).
3. Клиническая картина гиповолемического шока имеет достаточно прямой параллелизм с патогенетическими стадиями, причем у детей она четко коррелирует с величиной дефицита объема циркулирующей крови (табл. 6.5.1) (см. Приложение).
Таблица 6.5.1. Стадии нарушения гемодинамики при шоке
Стадия наруше ния кровообра щения | Дефицит ОЦК | Клиническая характеристика |
Централизация кровообращения | 25% от возрастной нормы — 15 мл/кг | Проявляется тахикардией в сочетании с нормальным или несколько повышенным артериальным давлением, бледностью или «мра-морностью» кожи, холодными, «ледяными» конечностями, пепельно-цианотичной окраской губ и ногтевых лож, олигурией |
Переходная | 35% от возрастной нормы — 25 мл/кг | Ребенок заторможен. Систолическое АД<80 мм рт.ст. Пульс нитевидный, тахикардия до 150% от возрастной нормы. Тахипноэ. Резкая бледность кожи, отчетливый акроцианоз. Олигурия |
Децентрализация кровообращения | >45% от возрастной нормы — 35 мл/кг | Систолическое АД<60 мм рт.ст., распространенный цианоз кожи и слизистых, положительный симптом «замедленного наполнения капилляров ногтевого ложа», прижизненные «гипостазы». Клинические проявления метаболического ацидоза и синдрома ДВС III |
Терминальная стадия | Клиника агонального состояния |
4. Основой лечения гиповолемического шока является трансфузионно-инфузионной терапия. Выбор характера кровезаменителя зависит от этиологии шока, тяжести нарушений гемодинамики и условий оказания неотложной помощи. Принципиально восполнение ОЦК лучше проводить трансфузионной средой, аналогичной теряемой: трансфузией крови или эритроцитарной массы при геморрагическом шоке, переливанием плазмы и альбумина при плазморагии, инфузией кристаллоидов при ангидремическом шоке. Однако при централизации кровообращения у пострадавшего, особенно если ему оказывают первую неотложную помощь, в подавляющем большинстве случаев с успехом могут быть использованы кристаллоидные растворы (натрийсодержащие растворы — изотонический натрия хлорида, р-р Рингера, р-р Рингер-лактата) особенно в условиях неотложной помощи. Кроме рутинных методов контроля инфузионной терапии при шоке (ЦВД, диурез, гематокрит, уровни общего белка и натрия сыворотки крови), ориентиром для оценки эквивалентных объемов кровезаменителей могут быть данные, приведенные в табл. 6.5.2.
Таблица 6.5.2. Кровезаменители и объем плазмы
Инфузионная среда | Увеличение ОЦП в мл при дозе 1 л | Продолжительность эф фекта в часах |
Р-р Рингер-лактата | 200 | 2 |
5% р-р альбумина | 500 | 24 |
20% р-р альбумина (100мл) | 400 | 24 |
Реополиглюкин | 1000 | 6 |
Полиглюкин | 800 | 24 |
6% р-р оксиэтилкрахмала | 1000 | до 72 |
10% р-р оксиэтилкрахмала | 1300 | 24 |
Среди рутинных методов контроля особо следует выделить учет почасового диуреза как одного из самых простых и эффективных методов оценки эффективности тканевой перфузии. Диурез менее 0,5 мл/кг/ч свидетельствует о том, что централизация кровообращения сохраняется.
Так как для сохранения функции почек после ликвидации декомпенсированной артериальной гипотензии необходимо добиться повышения АД за 2 ч, то скорость трансфузии в этом случае должна быть около 20 мл/кг/ч (гиповолемии — 45%). Если при подобной скорости к концу первого часа не получен эффект, то необходимо продолжить инфузию и одновременно назначить допамин (5-8 мкг/
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!