Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-10-20 | 126 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рассуждение о преодолении нарциссизма образует естественный переход к обсуждению последней темы этой
главы, а именно к проблеме объекта и его формирования в
системе Пиаже и в теории психоанализа.
В современной психоаналитической литературе выделяются три концепции объекта. Это объект академической психологии, постоянный объект Пиаже и либидинозный объект психоанализа. Некоторые различия между первой и последней концепциями были кратко освещены в одной из глав этой книги (гл. 3); теперь мы предлагаем читателю более подробное описание всех трех теорий.
С точки зрения академической психологии «объект», как это явствует из бесчисленных лабораторных проектов экспериментальной психологии, ограничен координатами пространства и времени. Экзистенциальный по своей природе объект может быть зарегистрирован с помощью простейших методов и, вне всякого сомнения, лишен каких-либо психологических характеристик. Эта внеисторическая «твердыня» более уместна в физической модели, нежели в человеческом поведении.
Постоянный объект Пиаже представляет собой более высокую ступень. У него есть история — сенсомоторная история. Пиаже полагает, что объект выстраивается в сознании индивида постепенно, являясь скорее продуктом аккумуляции сенсомоторного опыта, нежели в чистом виде результатом созревания соматических или психических функций младенца. При нормальном соматическом функционировании и сравнительно постоянной окружающей среде (то и другое Пиаже имплицитно подразумевает) приобретение объекта неразрывно связано с опытом, в частности с моторной активностью, которая обеспечивает закрепление онтогенетических элементов психики в форме памяти. Это приобретение и аккумуляцию элементов опыта Пиаже считает основой создания схем. Одновременно возникает множество схем, которые служат ориентации ребенка в четырех основных категориях реальности — пространстве, времени, объекте и причинности. Формирование и установление категории объекта тесно взаимосвязано с кристаллизацией других фундаментальных «категорий». Будучи однажды установлен, постоянный объект утрачивает связь со своим прошлым; он не несет следов прежнего взаимодействия индивида со средой, с конкретным объектом или с объектами вообще. Схема и параметр причинности не отделимы от постоянного объекта, что и отличает его от объекта академической психологии. Пиаже иногда отмечает, что постоянный объект должен, разумеется, обладать и аффективным компонентом, и иногда ссылается на это обстоятельство для объяснения поведения, однако в своей системе он не предусмотрел концептуального обеспечения этой предпосылки.
|
Либидинозный объект обладает свойствами и «академического» объекта, и постоянного объекта в значении Пиаже. Далее мы покажем, что установление этого объекта обеспечивается первоначально достижением некоторых аспектов постоянного объекта Пиаже. Тем не менее либидинозный объект отделен непроходимой пропастью от вышеизложенных концепций объекта.
В отличие от академического объекта и постоянного объекта Пиаже, либидинозный объект возникает из тех перцепций младенца, которые обусловлены его постоянным взаимодействием с человеком-партнером, то есть с матерью или заменяющим ее лицом. Либидинозный объект тем самым изначально наделен динамикой. Это происходит отто-
297
го, что первым и главным свойством человека-партнера является его способность адекватно и своевременно реагировать, его способность подлаживаться к потребностям ребенка. Постепенно мать научается синхронизировать свои услуги с возникновением у младенца той или иной потребности, то есть между ребенком и будущим объектом (матерью) устанавливается «диалог» (Spitz, 1963а, Ь, с, 1964). Возникают отлаженные взаимодействия, которые вскоре будут возобновляться через определенные промежутки времени и которые ребенок научится предвосхищать. Это общение шаг за шагом пробуждает различные функции и способности ребенка. Одновременно возобновляющие взаимодействия помогают запечатлению в зачаточном разуме младенца тех образов, которые соответствуют интерактивным, интероцептивным и проприоцептивным раздражителям, например тем, которые становятся (хотя бы рудиментарно) ощутимыми в хватательных движениях, в кожном и губном контактах, в сосательной и глотательной активности, в пробных попытках повысить и ослабить напряжение.
|
Затем возникают фрагментарные образы человека-партнера; они выкристаллизовываются и складываются в сознании младенца, достигая его памяти через кинестетические, кожные, слуховые и иные пути, но постепенно на первый план выходит зрительное восприятие. Эти фрагментарные образы обязаны самим своим существованием тесному контакту ребенка с будущим объектом. В этом контакте сама ситуация обусловливает, что партнер выражает свои аффекты, которые «индуцируют» подобные аффективные состояния младенца. Эти состояния связаны с переживанием значительных соматических изменений, которые не могут не оставить следов в памяти младенца, однажды проникнув туда по проприоцептивным и интероцептивным путям.
Из этого следует, что первоначальный образ человека-партнера, будущего объекта, остается хрупким без поддержки параллельно возникающих внутренних образов переживаемых аффектов. Из этого множества интероцептивных, проприоцептивных и экстероцептивных раздражителей возникает глобальный образ человека-партнера, будущего ли-бидинозного объекта, который подвергается прогрессивной дифференциации и кристаллизируется. Предполагается, что первый образ объекта возникает из экстероцептивно опосредованных сенсорных впечатлений, постоянство и интен сивность которых обусловлены системой одновременных
и взаимодополняющих мнемических следов интероцептив-ного и проприоцептивного происхождения.
Таким образом, матрица либидинозного объекта задается запомнившимися фрагментами взаимодействий с партнером в первый период жизни, то есть с матерью или заменяющим ее лицом. Этот образ строится на основании опыта, в результате которого сенсорные впечатления, элементы моторики, а позднее и символики откладывают комплексные следы воспоминаний.
|
В то время как «академический» объект и постоянный объект носят в первую очередь когнитивный характер, либидинозный объект обязан своей значимостью аффектам. Он тесно связан с индивидуальными образами аффективных переживаний, которые возникают в общении с первым человеческим существом, помогающим ребенку, обслуживающим его физические, эмоциональные и прочие потребности.
С учетом всех этих рассуждений либидинозный объект, в отличие от «академического» и постоянного объектов, нарушает один из законов классической логики: он не сохраняет идентичности с самим собой. В соответствии с изменением эмоциональных потребностей индивида, в соответствии с нарастанием и чередованием образов аффективных переживаний либидинозный объект меняется в течение всей его жизни.
Проще говоря, можно утверждать, что либидинозный объект является тем репрезентантом, который возникает из индивидуальных потребностей, инстинктивных влечений и их дериватов и на всю жизнь остается тесно с ними связанным. Условия, управляющие удовлетворением или фрустрацией этих потребностей, в течение человеческой жизни меняются, и эти изменения, соответственно, трансформируют характер либидинозного объекта. Эти предпосылки определяют субъективность либидинозного объекта и невозможность для него сохранять идентичность с самим собой. Либидинозный объект поэтому может быть определен только в отношении к субъекту; он определяется констелляцией влечений субъекта, направленных на объект, катектическими вложениями в него. Эта констелляция является сложной и изменчивой в такой мере, что она не поддается программированию на современных компьютерах.
Сопоставление трех «объектов» не предполагает их взаимного исключения. Необходимо вновь и вновь повто-
|
299
рять, что установление либидинозного объекта немыслимо без достижения некоторых аспектов постоянного объекта. Поэтому было бы наивным утверждать, что концепция либидинозного объекта «превосходит» идею постоянного объекта в качестве концептуального инструмента для объяснения поведения человека. Эти два объекта дополняют друг друга. Психоанализ до недавних пор пренебрегал когнитивными параметрами, и нынешняя концепция либидинозного объекта оказывается в чем-то пережитком строгого теоретизирования. Чтобы сохранить верность своим научным истокам, психоаналитическая теория обязана заполнить этот пробел в своей концептуальной системе.
Поэтому представляется уместным рассмотреть вкратце стадии, ведущие к установлению постоянного объекта Пиаже, и сопоставить их с фазами установления либидинозного объекта. Поскольку наши знания о точном моменте достижения младенцем индивидуальных вех развития остаются неполными, хронологических привязок здесь будет немного и только применительно к важнейшим событиям.
ОТКРЫТИЕ НЕ-Я
Множество экспериментов и наблюдений за детьми позволили Пиаже существенно расширить наши знания о том, как у ребенка постепенно создается впечатление об окружающем мире. Однако прежде чем ребенок сможет получить это впечатление, он должен получить представление о собственных реакциях — так полагает Пиаже. Его идеи основаны на реконструкции и интуиции1.
Пиаже полагает, что вначале ребенок не «видит», не «слышит», не «чувствует» ничего, что его окружает. Внешний мир состоит из ряда движущихся «сенсорных табло»2, центром которых служит собственная активность ребенка. Эти табло лишены стабильности, они возникают и исчезают, формируются и распадаются, они лишены постоянства, не
1Здесь Пиаже следует традиции, установленной Фрейдом и Ферен-ци. Эти гипотезы Пиаже обрели некоторое эмпирическое основание только тогда, когда Шпиц (1957) предложил интерпретацию материала, собранного фон Зенденом (1932).
2 Термин «сенсорные табло» используется здесь для передачи выражения Пиаже «tableaux sensoriels». В литературе это выражение обычно переводят как «сенсорные картины», но этот перевод не точен и вводит в заблуждение.
имеют объективной протяженности и, естественно, лишены причинности (Piaget, 1954). Это напоминает некоторые аспекты психоаналитической концепции недифференцированного состояния.
Ребенок проживает сенсомоторную стадию: он чувствует и воспринимает мир посредством собственной моторной активности; по мере того как она расширяется и становится более организованной, таким же становится и впечатление ребенка от окружающего его мира. Сразу после рождения ребенок двигается, потягивается, разбрасывает конечности и вновь возвращается в исходное положение; он вытягивает и сокращает мышцы, проверяет свои рефлексы. Пиаже полагает, что из этого типа моторной активности возникает примитивная перцепция. Постепенно, с возрастанием опыта, движения синхронизируются, складываются в последовательность, необходимую для достижения определенной цели. Эти последовательные движения координируются в систему, служащую для исследования новой территории.
|
Теперь ребенок тянется к сенсорным табло руками, пальцами, касается их и начинает понимать, что эти образы, возникающие «откуда-то извне», совпадают с впечатлениями о «чем-то», сообщаемыми ему его собственными мышцами и моторными действиями. Эти два впечатления все более часто совпадают, оставляя мнемические следы. Эти следы соединяются с другими, поступающими от иных сенсорных модальностей. Кульминацией этого процесса становится создание постоянного объекта.
Наблюдения Пиаже показывают, что, прежде чем ребенок начнет узнавать «предметы», задолго до того, как у него сложится представление о постоянном объекте, он уже реагирует на раздражители и, очевидно, «запоминает» их. При этом узнавание еще полностью отсутствует. Этот факт Пиаже объясняет следующим образом: новорожденный, а в дальнейшем подрастающий младенец может «общаться» с внешним «объектом» без помощи узнавания. Он помнит не экстероцептивные раздражители и тем более не систему экстероцептивных раздражителей, а, скорее, набор проприо-цептивных и интероцептивных раздражителей. В данном контексте Пиаже говорит о том, как ребенок учится «обходиться» с собственным пальцем: это происходит после того, как он случайно положит его в рот в тот момент, когда он голоден, и рефлекторно начнет сосать. Разумеется, в этот период ребенок еще не воспринимает палец как часть соб-
301
ственного тела; для него это просто нечто, чем он может двигать. Точно так же, когда ребенок в первые несколько недель жизни поворачивает голову в позе кормления, это не является узнаванием перцепта, но просто «отношением» к матери!. Пиаже дает чрезвычайно важное объяснение этого феномена:
«Давайте рассмотрим, каким образом ребенок вновь обнаруживает сосок. Начиная с третьего дня Лорент уже отличал сосок от окружавших его пеленок, он пытался есть, а не просто сосать... Разумеется, не может быть и речи о распознавании «объекта» по той очевидной причине, что сознание новорожденного ребенка совершенно не способно к противопоставлению внешнего и внутреннего мира... Также не может идти речь о чисто перцептивном распознавании или распознавании сенсорного образа, представленного внешним миром... для новорожденного существует лишь осведомленность о состояниях, эмоциях, ощущениях голода и удовлетворения. Ни зрение, ни слух еще не дают перцепций, независимых от этих общих реакций... Когда младенец начнет отличать сосок от остальной части груди, от пальцев и иных объектов, он узнает его еще не как объект или сенсорный образ, он просто вновь обнаруживает сенсомоторный и позиционный комплекс (сочетание сосания и глотания), отличая его от нескольких других комплексов, которые и составляют его вселенную при полном отсутствии дифференциации между субъектом и объектом» (Piaget, 1936, с. 36-37).
Это «отношение» младенца к соску, а затем к пальцу постепенно порождает ощущение его собственных реакций, благодаря рефлексам, стимуляции со стороны внутренних потребностей и взаимодействию с окружающей средой. Вначале многие функции младенца, такие, как сосание, вращение головой, связаны с первичными рефлексами (этот удачный термин принадлежит Вульф, 1963). Под натиском потребности (например, голода или жажды) сосание вызывается соответствующей стимуляцией губ. Повторное переживание этого цикла постепенно порождает у младенца осведомленность о своих сменяющихся состояниях, так что новые виды активности оказываются самостимулируемыми.
1 Шпиц (1955Ь) более точен: он указывает, что явление «поворота к» у ребенка происходит благодаря ощущениям в органах внутреннего уха, реагирующего на любое гравитационное изменение.
После того как младенец узнает о собственных реакциях, он может начать чувствовать, воспринимать и в конечном счете распознавать наличие «не-Я», по-видимому, отмечая, что изменения в его внутренних состояниях совпадают с присутствием или отсутствием матери. Пиаже (1954) соглашается (и здесь вновь выступает на первый план его зависимость от влияния психоаналитической школы), что основным «компонентом» не-Я становится человек, который заботится о ребенке, то есть мать или заменяющее ее лицо. Ее тело дает ребенку первое представление о пространстве; мать становится первым объектом, первой деталью «не-Я».
В первой главе книги «Формирование реальности у ребенка» (1937) Пиаже показывает, каким образом ребенок приобретает сведения о свойствах «не-Я», об объекте и о
вещах, которые сохраняют постоянство, обладают субстанцией и постоянными параметрами. (Пиаже утверждает, что эволюция представлений ребенка о постоянном объекте не отделима от параллельно протекающего развития еще трех категорий реальности — времени, простран ства и причинности. В нашем обзоре эти три категории рассматриваться не будут.)
Согласно концепции Пиаже постоянный объект формируется «мало-помалу» в течение шести стадий развития (0-8 месяцев) следующим образом.
На первых двух стадиях (рефлексов и наиболее ранних привычек) мир ребенка состоит из движущихся и исчезающих сенсорных образов, которые могут быть опознаны, но не обладают субстанциональным постоянством пространственной организации.
На третьей стадии (вторичных циклических реакций) сенсорные образы нагружаются некоторым представлением о постоянстве, которое, по мнению Пиаже, подтверждается способностью ребенка продолжать движение (хватание и пр.), когда образ исчезает. Эти видения носят пока еще явно пассивный характер.
На четвертой стадии в этой последовательности развития (применения узнанных средств к новым ситуациям) ребенок начинает активный поиск предметов, которые исчезают из его поля зрения. Этот поиск становится уже систематическим, но он все еще не привязан к точке исчезновения предмета, хотя ребенок только что наблюдал за его исчезновением. Он предпочтет искать предмет в каком-то особом месте, например, там, где ему удалось обнаружить его в прошлый раз.
303
На пятой стадии ребенок направляет поиск в то место, где, как он видел, исчез предмет. Тем не менее он не учитывает возможность выхода предмета за пределы его поля зрения.
Наконец, на шестой стадии ребенок предпринимает поиск предмета независимо от того, как он был перемещен, у него на глазах или нет. Пиаже (1954) приходит к выводу, что уже существует «образ отсутствующих «вещей» и их перемещений». Устанавливается постоянный объект, который Пиаже определяет следующим образом: «Это полисенсорный комплекс, который можно видеть, слышать, трогать и т. д. и который с точки зрения субъекта сохраняется даже в отсутствие любого перцептивного контакта».
Намеченная Пиаже последовательность шагов, достигающая кульминации в установлении постоянного объекта носит на себе отпечаток упорядоченного, структурного события, схожего со строительством дома по тщательно изготовленному чертежу. Устойчивость и стабильность здания сами по себе указывают, что должным образом были приняты во внимание сила тяжести, толерантность к напряжению и давлению, к износу и ущербу, который наносят дому факторы окружающей среды и стихии. Поскольку в здании не существует движущихся, вступающих друг с другом во взаимодействие частей, внутри его структуры не предусматривается перетекания сил. Этот образ завершенного здания приблизительно передает представление Пиаже о когнитивных функциях ребенка и о том, каким образом они активизируются. Предпочитая точное мышление категориями и математическими формулами, Пиаже превращает мышление человека в простой набор структурных элементов.
Однако установлено, что когниция в отсутствие аффективной составляющей — это искусственная модель, как мы уже отмечали в предыдущих главах. Когниция и когнитивные процессы вызываются аффективными переживаниями и переплетаются с ними. Эти внутрипсихические силы, мощно воздействующие на когницию, играют важнейшую роль в ее развертывании и вообще продвигают онтогенетическое развитие в не меньшей степени, чем это делают внешние факторы.
Пиаже не пренебрегает важностью аффективных «аспектов» постоянного объекта. Время от времени, обсуждая формирование объекта на конкретном уровне, он признает,
что аффективные элементы внесли свой вклад в возникновение объекта, и предполагает, что представление о постоянном объекте в первую очередь связано с личными отношениями. Так, в своих ежегодных лекциях в Сорбонне Пиаже отмечает (1954): «Другой человек является аффективным объектом высшего порядка и в то же время наиболее интересным когнитивным объектом... я подчеркиваю, что это наиболее существенно для данного уровня, поскольку речь идет об источнике перцепции... Поэтому другой человек — это тот объект, который вызывает множество взаимодействий, включающих в себя как когнитивные, так и аффективные факторы...»
Нигде более Пиаже не говорит с такой отчетливостью об аффективных элементах объекта и о формирующих влияниях обмена с партнером-человеком.
Тем более интересно отметить, что Пиаже не учитывает главенствующую роль партнера-человека ни в одном из важнейших своих экспериментов, посвященных установлению постоянного объекта, но сводит эти наблюдения к манипулированию «вещами». Тем самым Пиаже забывает собственные постулаты о балансе аффективной и когнитивной сфер и их синхронном развитии.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!