История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-10-20 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Движущие силы, ускоряющие развитие и интеграцию психики, складываются из множества элементов внутри и вне организма. Среди врожденных сил наиболее важной является повсеместная тенденция к установлению равновесия. Эти движущие силы постепенно организуются в определенном направлении и осуществляют свое воздействие через механизмы (или процессы) ассимиляции и аккомодации. Согласно Пиаже, эти два механизма являются первопричинами тенденции к адаптации. Третьим механизмом, служащим интеграции энергий развития, в системе Пиаже является схема.
Схема в концепции Пиаже — это психическая структура (то есть паттерн действия и мысли, отложившийся в виде мнемического следа), которую индивид приобретает, развивая движения, обусловленные рефлекторными механизмами; затем эти схемы используются в ситуации, подобной той, в которой они были приобретены. Схема — это психический элемент, принадлежащий к классу репрезентаций; она возникает под действием интероцептивных или проприоцептивных стимулов общей и конкретной природы и устанавливается прежде психического образа, идеи и абстрактной репрезентации1.
' Стоит отметить, что схема, лежащая в основе моторной активности субъекта, чрезвычайно легко используется для повторного воплоще ния того, что она представляет. Это свойство отличает схему от любых других презентаций, которые в силу своего внешнего происхождения могут воспроизводить в сознательной жизни только ощущения, сопутствующие переживанию, но отнюдь не сам раздражитель. С генетической точки зрения схему следует скорее поместить в качестве пограничного явления между моторикой и психикой, по аналогии с понятием инстинктивного влечения, которое представляет собой пограничную зону между соматическими и психическими явлениями.
|
291
Например, младенец в момент рождения уже наделен рефлексами сосания и укоренения, которые при соответствующем толчке начинают действовать. После того как ребенок неоднократно попрактикуется в укоренении и сосании, они откладываются в качестве паттерна поведения в форме мне-мических следов, которые образуют моторную схему. Затем, когда в рот младенца попадает его палец и он принимается сосать его, возникает обобщение. Происходит ассимиляция, то есть уже существующая схема применяется к измененному стимулу. При рождении сосание было реф лекторной схемой, но когда ребенок уже намеренно сосет палец, схема приобретает психическое содержание, то есть становится собственно схемой. Ребенок достиг инкорпорации, схема получила обобщение, хотя внешне не изменилась.
Аккомодация — это психическая деятельность, служащая такому изменению первоначальной схемы, в результате которого она применяется к новой ситуации. Это происходит в двух случаях: а) когда первоначальная схема уже не отвечает своему назначению в результате некоего прогресса в созревании ребенка (расширения сферы его деятельности); то есть ребенок перерастает возможности схемы точно также, как он вырастает из своей одежды, и она становитсяему мала; б) когда внешний раздражитель настолько нов, что первоначальная схема к нему неприменима.
Ассимиляция — это психическая деятельность ребенка, в результате которой внешняя ситуация воспринимается
или перерабатывается таким образом, что она может подойти под существующую схему. Например, когда ребенок
научится двигать подвешенную перед ним погремушку, а
затем применит то же моторное действие к подвешенной
кукле, это обобщение является актом ассимиляции.
Хотя Пиаже хорошо представляет себе текучесть процессов развития, движущие силы в его теории действуют лишь в одном направлении — вперед. В нарисованную Пиаже картину не вмещаются вероятные остановки движения, задержки, регрессия, отклонение. Подразумевается, что эти проблемы относятся к области дифференциальной психологии.
|
Тем не менее система Пиаже, в отличие от концепций большинства психологических школ, полностью предусматривает историческое постоянство психики. Он подчеркивает, что мысль и интеллектуальное развертывание развиваются не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения
формы, а ключевую роль в этой экспансии играет схема. Схема играет роль, аналогичную стандартному шрифту для газетных рубрик. Она обеспечивает постоянство психического выражения индивида, благодаря чему прежний опыт управляет новым поведением и адаптацией. «Развитие мышления обнаруживает определенные и отчетливые системы или "схемы", генезис и история которых могут быть прослежены и которые соответствуют психоаналитическим "комплексам"», — утверждает Пиаже (1919).
Аккомодация и ассимиляция являются психическими механизмами, обеспечивающими изменение и развитие психики, они — средства обучения, помогающие индивиду овладеть окружающим миром; они способствуют мобилизации ресурсов, которые были прежде приобретены схемой мышления или действия, наконец, они создают по мере необходимости новые схемы.
По-видимому, создавая концепцию схем, Пиаже испытывал на себе влияние психоаналитического понятия комплексов, а также теории инстинктивных влечений (см. прим. 8). В психоаналитической модели нет точного соответствия механизмам ассимиляции и аккомодации, поскольку проблемы адаптации оставались на периферии психоаналитической теории еще примерно десять или более лет после возникновения психологии Я (Hartmann, 1939). Однако концепция аутопластических и аллопластических изменений, созданная Фрейдом (1924а) и Ференци (1919), наиболее близка к идее ассимиляции и аккомодации, и сами эти термины предполагают, что даже первому поколению психоаналитиков была ясна важность этой проблемы.
Степень влияния, оказанного психоанализом на систему Пиаже, наиболее отчетливо обнаруживается в его представлениях о развитии мышления и об объекте. Легче всего проследить это влияние, рассматривая эти отношения в историческом контексте.
|
Пиаже и психоанализ
В самом начале своей карьеры Пиаже попал под влияние психоанализа благодаря тщательному изучению соответствующей литературы и личному общению с психоаналитиками. Это влияние прослеживается в его ранних публикациях (1919, 1923, 1933). Например, в 1922 году на Международном психоаналитическом конгрессе в Берлине он представил
293
доклад под названием «Символическое мышление и мышление ребенка», который, по его словам, «вызвал интерес Фрейда». В этой работе Пиаже выдвинул предположение, что мышление ребенка представляет собой «переходное состояние между символическим и рациональным мышлением» (1945, с. 170).
Эта идея стала основой многих дальнейших теорий и экспериментальных работ Пиаже. Она прослеживается во всех его рассуждениях о способах, какими ребенок конструирует реальность, пространство и время, об установлении объекта и развитии речи, которая в данном контексте выступает как средство коммуникации ребенка с внешним миром и объектами. Влияние психоанализа оказалось столь мощным и длительным, что побудило Пиаже написать через год после конгресса следующие слова в предисловии к пер-вой своей книге (1923):
«Будет очевидно, сколь многим я обязан психоанализу, который, на мой взгляд, революционизировал психологию примитивного мышления» (с. 21). В том же контексте он утверждает: «Жане, Фрейд, Ференци, Джонс, Шпильрейн и другие выдвинули различные теории относительно языка дикарей, умственно отсталых и маленьких детей. Эти теории имеют огромное значение для исследования детей в возрасте от шести лет, к которому мы намерены приступить (с. 26— 27)».
Гипотезы, сформулированные на основании этого экспериментального труда, также отмечены влиянием психоанализа, поскольку в них учитываются первичный и вторичный процессы: «Психоаналитики пришли к различению двух фундаментально разных видов мышления: прямого, или интеллектуального, и непрямого или, как Блейлер предлагает именовать его, аутистического мышления... Эти две формы мышления принципиально различны и с точки зрения их происхождения, поскольку одна управляется возрастающей адаптацией индивидов друг к другу, а вторая остается индивидуальной и некоммуникативной» (Piaget, 1923, с. 63-64).
|
Затем Пиаже переходит к родственной теме, рассуждая о связи между мыслями, образами и словами в области репрезентации: «Разум, поскольку он подвергается процессу постепенной социализации, получает возможность благодаря установившейся в языке связи между мыслями и словами все больше использовать понятия; в то время как аутизм
именно потому, что он остается индивидуальным мышлением, по-прежнему прикован к образам, к органической активности и даже к органическим движениям. Тем самым огромное значение приобретает сам факт сообщения мысли, передачи ее другим в противоположность молчанию и сообщению мысли лишь самому себе...» (с. 64).
Трудно сказать, является этот ряд идей, столь схожих с идеями, выдвигавшимися Фрейдом и ранее, и в последней на тот момент книге (1923) в чистом виде плодом проделанной Пиаже работы с группами детей, или же он также черпал вдохновение из прежних своих контактов с психоаналитиками. Этот вопрос ни в коем случае не ставит под сомнение оригинальность и конструктивность вклада Пиаже. Мы хотим просто подчеркнуть вероятность влияния психоаналитической школы и, кроме того, указать, что Пиаже с совершенно иных позиций, используя совершенно иной подход, имея дело с другими субъектами и другими процедурами, приходит к выводам, которые весьма напоминают выводы психоаналитиков.
Это сближение открытий и гипотез, их взаимное подтверждение заметно повышают их научную ценность; поскольку они получены в результате различных подходов и с различных точек зрения, они приобретают большую объективность.
Представления Пиаже о периоде детства, предшествующем установлению постоянного объекта, выражены в следующем абзаце:
«Мадам Шпильрейн пыталась доказать, что произносимые младенцами слоги «ма-ма», которые на столь многих языках используются для того, чтобы позвать мать, складываются из губных звуков, не означающих ничего иного, как продолжение акта сосания. Тем самым «мама» надо понимать как требовательный крик, а затем как приказ тому единственному существу, которое способно удовлетворить данное желание. Кроме того, крик «мама» сам по себе действует успокаивающе: являясь продолжением акта сосания, он дает своего рода галлюцинаторное удовлетворение. В этом случае практически невозможно различить приказ и непосредственное удовлетворение» (1923, с. 27).
Читатель видит, что, излагая теорию Шпильрейн, Пиаже прибег к гипотезе Фрейда о том, что ребенок галлюцинирует удовлетворение, когда не может получить его в реальности. Эта идея, как и другие, тесно с ней связанные
|
295
(всемогущество и пр.), несомненно, повлияла на формулировку концепции Пиаже о детском эгоцентризме.
В этих работах Пиаже охотно признает то, чем он обязан психоанализу. Поскольку после 1933 года он отходит от этой школы, проявляется его неосведомленность о дальнейшем развитии психоанализа. С тех пор, критикуя психоанализ, Пиаже неизменно имеет в виду тенденции, которые господствовали в нем в начале 1930-х. Так, например, двадцатью годами позже в лекциях, прочитанных в Сорбонне (1954, с. 65), Пиаже утверждает, что психоанализ просмотрел масштабы достижений ребенка в преодолении нарциссизма. Он говорит, что здесь речь идет отнюдь не о простом сдвиге в распределении катексиса, как полагал Фрейд. Пиаже не знает о тех открытиях психоанализа в области психологии эго, которые опровергли бы его упреки!
Для развития психологии разрыв связей между психоаналитиками и женевской школой стал немалой утратой. Ныне этот ущерб можно возместить интенсивным изучением вклада Пиаже в психологию. Это тем более необходимо, если учесть, что некоторые находки Пиаже подтверждают гипотезы психологии Я и во многих моментах их дополняют.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!