История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-10-20 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В течение многих лет Пиаже настаивал, что главной задачей психики является обеспечение адаптации индивида. Он говорил, что психологическая адаптация отличается от органической и биологической своей гибкостью и эффективностью. Органическая адаптация индивида ограничена такими изменениями в его системе, которые позволяют восстановить баланс, нарушенный при взаимодействии с окру-
277
жающей средой. Восстановление баланса посредством механизма гомеостаза является немедленным и принудительным, оно происходит bic et nuns — здесь и теперь. Напротив, психологическая адаптация, прибегающая к помощи восприятия и памяти, обеспечивает индивиду интервал во времени и в пространстве, в течение которого может произойти акт восстановления баланса в форме превентивного действия, отсрочки или изменения местопребывания. Таким образом, индивид благодаря психологическим операциям освобождается от оков bic et nuns и может расширить радиус своих действий, не завися больше от одних только соматических процессов.
Психоаналитическая модель психики рассматривает те же проблемы: в то время как в концепции Пиаже адаптация является главной задачей психики, в психоаналитической модели эта функция приписывается лишь одной ее части — Я.
Однако есть факты, свидетельствующие, что одно время Пиаже рассматривал более развернутую модель психики, в которой он пытался дать также объяснение того, каким образом организм управляет внутренними силами, энергиями психики. В статье, написанной двадцать лет назад (Piaget, 1942), которой не придали особого значения ни сам Пиаже, ни его последователи, ни даже критики, он наметил этапы, по которым психика постепенно достигает контроля над внутренними силами и ставит их на службу рациональным действиям; фрагменты этой модели постоянно упоминаются в дальнейших работах Пиаже, однако оторванный от исходного контекста их смысл ускользает от обычного читателя (Piaget, 1947, 1954, 1956).
|
В работе 1942 года Пиаже выдвинул предположение, что три фундаментальные структуры, или механизма1, как он их называет, управляют психическими действиями и дают индивиду возможность приобретать все больший контроль над своими действиями. Эти три механизма суть ритм, ре гуляция и группирование.
В первые недели жизни движения младенца кажутся хаотическими. На первый взгляд в них отсутствует порядок, какая-либо схема движений. Однако, как утверждает Пиаже, эта активность в целом не является случайной.
' Термин «механизм» в контексте системы Пиаже имеет мало общего с психоаналитическими (защитными) механизмами.
Вытягивая руку, младенец должен напрячь определенную группу мышц; затем он должен вернуть руку в исходное положение, сократив эти мышцы и тем самым тоже вернув их в исходное положение; точно так же, после того как он засунул палец в рот, он должен снова извлечь его и т. д. Пиаже утверждает, что моторная активность ребенка сдерживается психофизиологическими тенденциями, которые не связаны с унаследованными функциональными моделями (montages bereditaires). Он полагает, что движения младенца контролируются временным фактором. Этот фактор образуется путем соотнесения различных видов деятельности с потребностями и рефлексами. Через рефлексы (реакции на потребности и внешние раздражители) младенец постепенно приобретает новые виды и схемы деятельности, которые отличаются четырьмя свойствами: 1) они возобновляются, независимо от того, просты они или сложны; 2) они состоят из двух последовательных фаз — восходящей, или позитивной, и нисходящей, или негативной (как, например, в случае с мышцами, которые вытягиваются, а затем сокращаются); 3) интервал между фазами остается более или менее регулярным, пока сохраняются данные внутренние и внешние условия; 4) движение осуществляется только в одном направлении, то есть оно необратимо. Поскольку эти черты мы обычно обнаруживаем в ритмических паттернах, Пиаже назвал данный механизм управления «ритмом».
|
Пиаже разработал этот тезис далее, объясняя действие ритма. Он предложил такую последовательность: во-первых, у ребенка обнаруживается тенденция, побуждающая его произвести данное движение; это движение нарушает существующее равновесие, вызывая временную дезорганизацию, из-за чего возникает другая равносильная тенденция, принуждающая ребенка к совершению действия, диаметрально противоположного предыдущему, осуществленному в первой фазе. Тем самым тело младенца постепенно возвращается в исходное положение, восстанавливается равновесие, и цикл завершается. Учитывая временной промежуток и дезорганизацию в момент перехода, контрольный механизм «ритма», очевидно, может быть лишь весьма примитивным. Младенец полностью поглощен задачей «справляться» со своим телом, он не может воздействовать на окружающую среду. Можно сказать, что малая эффективность ритмического контроля связана с его фазисным, пли серийным, характером. Этот
279
механизм синхронизируется с телом субъекта и сосредоточивается в нем.
Пиаже не приводит данные наблюдений, экспериментов и измерений, будь то его собственные или сотрудников, которые могли бы подтвердить его гипотезу, что ритм действительно является принципиальным элементом этого механизма у новорожденного. Ритм широко распространен во вселенной, в механическом движении как неодушевленной, так и живой материи. На самом деле человеку свойственно огромное количество действий как в сфере физического труда, так и в сфере отдыха, в частности танцев и музыки, для которых ритм имеет первостепенное значение (Spitz, 1937)1. Поэтому, пожалуй, несколько рискованно приписывать, не имея на то соответствующих доказательств, ритмические свойства особой последовательности движений новорожденному; в то же время трудно настаивать на том, что именно ритм является фундаментальным психологическим механизмом, управляющим активностью младенца и обеспечивающим сохранение равновесия. Однако эти замечания не умаляют ценности основного положения Пиаже о существовании психологического контроля уже у новорожденного.
|
Согласно Пиаже, на стадии, подчиненной ритму, две противоположные тенденции возникают последовательно, и именно благодаря этой последовательности младенец способен достигать примитивного равновесия.
По мере роста ребенка возрастают и его возможности, его активность становится шире и разнообразнее. Теперь две противоположные тенденции проявляются одновременно; они сталкиваются друг с другом, порождая статическое равновесие в данном участке психики. Это равновесие существенно отличается от того лабильного и аморфного баланса, который обеспечивался ритмом. Прежнюю лабильность тем не менее нельзя отождествлять с гибкой мобильностью.
1 Ритмические схемы наблюдаются у младенца чрезвычайно рано. В предыдущей главе был приведен пример такого рода. В ситуации кормления, то есть в диадической констелляции, младенец, сосущий молоко, ритмично дотрагивается руками до материнского тела. Цикл этих движений может совпадать с тем, который управляет глотанием или другими процессами, происходящими в организме младенца, или же совпадать с движениями, происходящими в самой матери. Для того чтобы установить природу и причины этого феномена, потребуется дальнейшее подробное исследование (см. гл. 3).
Примеры статического, ригидного равновесия можно найти в примитивной перцепции (которая не корректируется интеллектуальными способностями), оно присутствует в иллюзии Мюллера-Лайера, феномене Дельбёфа и в других описаниях исследователей гештальта. Пиаже отмечает, что в этих явлениях определенная тенденция вызывает сенсорную деформацию образа, которая останется неисправленной, если только деформацию не остановит появление противоположно направленной встречной тенденции. Тенденция и встречная тенденция при столкновении образуют теперь ригидное статическое равновесие, проявляющееся в деформации образных характеристик феномена. Ригидность этого равновесия можно обнаружить при его нарушении: образ просто «рушится», он не подлежит восстановлению; баланс констелляции сдвигается, и новое равновесие устанавливается уже в другой констелляции. Этот способ достижения равновесия Пиаже назвал «регуляцией». Следует повторить, что две противоположные тенденции, присутствующие в фазе ритма, стали синхронными в фазе регуляции, и уже само это обстоятельство превращает их в структурные компоненты в конструкции статического равновесия.
|
Пиаже, за исключением нескольких приведенных выше примеров, не демонстрировал повсеместность регуляции как психического механизма. Тем не менее он настаивал, что регуляция является фундаментальным механизмом точно так же, как ритм на предшествующей стадии.
Созревание и развитие продолжаются, и возникает целый ряд органических и психических тенденций, даже более сложных по своей природе, обусловливающих друг друга в действии. Ребенок имеет дело уже не с несколькими тенденциями и встречными тенденциями, а с целыми группами их. Они складываются в последовательности и системы; возникающая в результате организация подчинена законам сложного множества. Психический контроль над этой констелляцией сил Пиаже обозначил как «группирование», заимствовав термин у математиков. С помощью группирования ребенок может поставить свои внутренние тенденции на службу произвольному действию. Его действия и психические операции становятся обратимыми. Благодаря этой обратимос ти — способности инвертировать операцию в уме или в действии, способности рассматривать задачу с двух про тивоположных точек зрения — достигнутое ребенком равновесие становится гибким и высокомобильным. И вновь
281
нужно подчеркнуть, что это сложное равновесие отнюдь не похоже на текучее и аморфное равновесие ритмической стадии. Теперь ребенок умеет распределять силы, он направляет их, регулирует их мощь для достижения данной цели. Тем самым ребенок может планировать свое действие во времени, координируя средства и цели. Короче говоря, его поступки становятся рациональными, а не импульсивными, как прежде. Очевидно, что группирование управляет значительной частью поступков взрослого и чрезвычайно распространено в человеческом поведении. Пиаже не утверждает, что способность группировать достигается намеренно, она возникает в соответствии с заложенными в организме задатками.
Как указывалось ранее, Пиаже главным образом интересуется когнитивной сферой психики и последовательностями ее развития. Однако он подчеркивает, что три фундаментальные структуры психики, существование которых он последовательно обнаруживает в историке, в перцепции и рациональной активности, действуют также и в области развертывания аффектов (1942, 1947, 1954, 1956).
|
Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что в недуалистической, или психофизиологической, фазе аффекты и соматическое возбуждение тесно взаимосвязаны, причем и то и другое удерживается в равновесии ритмом.
Позднее, когда возникают и интегрируются эмоции, они становятся регуляторами аффективной жизни. Следуя Жане, Пиаже утверждает, что эмоции направляют индивидуальные действия, либо ускоряя и замедляя их, либо распределяя энергию.
Одновременное возникновение двух антагонистических эмоций создает статическое равновесие в экономике аффектов точно так же, как две противоположные сенсорные тенденции достигают равновесия в когнитивной области. Тем самым столкновение двух противоположных эмоций приводит к достижению регуляции. Высшая форма контроля, соответствующая группированию в когнитивной сфере, — сдерживание психических энергий под влиянием оценок и чувств. Действие является полностью обратимым только тогда, когда ценности выкристаллизовываются и становятся действительными (Piaget,1947).
Предложенная Пиаже концепция психики, намеченная в виде последовательного установления этих трех структур, или механизмов, обнаруживает несомненные соответствия с
определенными аспектами психоаналитической модели. Это сходство требует дальнейшего обсуждения.
Во-первых, обратим внимание на общую идею психической энергии. Как указывалось ранее, Пиаже главным образом интересовался структурами, понимая их как компоненты психического функционирования (1956), и полагал, что поток энергии регулируется скорее самой душой, нежели какими-либо агентами внутри или вне организма индивида.
Во-вторых, представление Пиаже о регулировании психических энергий соответствует теории Фрейда и его принципу боли и удовольствия, а также принципу реальности. Эти принципы служат понятиями, объясняющими сдерживание психических энергий и поведение человека в целом. Пока психической жизнью управляет принцип боли и удовольствия, непосредственная разрядка инстинктивных влечений и их дериватов, проявляющаяся в виде импульсивного действия, подчиняет себе поведение индивида; когда же контроль переходит к принципу реальности, разрядка инстинктов и их дериватов может быть отсрочена или направлена в обход и таким образом поставлена на службу рационального действия, которое становится способом общения индивида с окружающим миром.
В-третьих, сдерживание импульсов системой ценностей является феноменом, который, согласно психоаналитической модели, происходит от Сверх-Я.
Основное различие между структурами Пиаже и прин ципами Фрейда заключается в большей или меньшей близости к жизни. Структуры Пиаже, несмотря на все возрастающую гибкость, остаются физическими, механистичными. Хотя с их помощью вполне можно объяснить сдвиги равновесия, трансформация энергии остается без рассмотрения. Принципы Фрейда гораздо лучше подходят к одушевленному миру; они пригодны для объяснения прогрессирующей адаптации индивида к миру, показателем которой служит его гибкость в контактах с окружением; эта теория также полностью учитывает взаимодействие сил, обеспечивающих достаточное постоянство milieu interne.
Хотя высказывания Пиаже о центральной роли ритма в жизни и могут быть подвергнуты критике, само явление ритма требует более пристального внимания психологов и психоаналитиков, нежели то, которого оно удостаивалось до сих пор. Хорошо известно, что ритм повышает эффективность действия и субъективно сообщает удовольствие даже
283
усилию. В то время как этот внешне очевидный факт вполне доступен исследованию, ритм никогда не рассматривался систематически в психоаналитической литературе в качестве фундаментального механизма1. Словарь дает следующее определение ритма: «движение, характеризующееся постоянным возобновлением или чередованием элементов и т. д., то есть периодичностью». Почти не привлекло внимания одно замечание Фрейда в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), повторенное в его работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924с), что удовольствие, которое человек испытывает при возрастании и снижении напряжения, может быть обусловлено масштабами изменения внут ри данного отрезка времени. Хотя Фрейд не использовал термин «ритм», ссылка на фактор времени, без сомнения, указывает на ритмические феномены. Поскольку периодическое возрастание и снижение напряжения характерны для всех явлений разрядки, дополнительное значение в этом контексте приобретает гипотеза Эриксона (1950а) о зональных модусах и их чередовании. Следовательно, не связанные между собой высказывания Фрейда, Пиаже и Эриксона по проблеме временного фактора, независимо от того, относятся ли они напрямую к ритму, открывают возможности изучения новых областей психической активности. К примеру, многообещающей выглядит перспектива систематического прослеживания, записи и измерения модусов разрядки при различных процессах, как зональных, так и чисто психологических, каковыми являются эмоции. Кроме того, надо рассмотреть, каким образом фактор времени влияет на когнитивные и конативные процессы на разных стадиях развития; необходимо исследовать, подвержен ли этот временной фактор изменениям, управляет ли он функциями, сдерживающими влечения, в том числе защитными, и если да, то каким образом2.
Изложенные выше соображения приводят нас к выводу, что феномен ритма содержит два базисных элемента. Один элемент — это порядок, гармония, организация, структурирование и все остальные свойства, наделенные качеством пропорции. Второй элемент более субъективен. Это возбуж-
1 Тем не менее см. работы Шпица (1937) и Якобсона (1953), а также высказывания Гринэйкр (1954) и А. Фрейд (1954Б).
2 Аспекты этих явлений в настоящее время исследует И. Кестенберг (личное сообщение).
дение, удовольствие — иррациональное и даже несколько демоническое по своему характеру. По-видимому, оба эти компонента в какой-то мере содержатся в музыкальных произведениях и, вероятно, также в художественных, не требующих слуха как способа восприятия. Читатель, одаренный музыкальным слухом, согласится, что каждое музыкальное сочинение наделено либо одним, либо другим компонентом ритма. В самом деле, трудно отрешиться от впечатления, что целые школы композиции или даже музыка отдельных этносов склонны отдавать предпочтение одному или другому ритмическому компоненту. Наконец, это предполагаемое нами предпочтение может оказаться характерным свойством того или иного композитора, указывая на высокий уровень специализации (или недостаток гибкости), если только творческая активность этого автора не была внезапно оборвана.
Возвращаясь ко второму базисному механизму — регулированию психической энергии, — мы можем обнаружить заметное расхождение во мнениях, выдвинутых психоаналитиками в форме концепции принципа реальности и предложенных Пиаже в виде модели прерывности механизмов. Пиаже предполагает, что с началом регуляции ритм в качестве механизма, направляющего психические энергии, уходит, а регуляция в свою очередь исчезает, когда устанавливается группирование (контроль аффектов, образцом которого служит верховенство ценностей и чувств).
Психоаналитическая теория со своей стороны подчеркивает, что принцип удовольствия, хотя он и уступает затем по значимости принципу реальности, тем не менее остается действенным на всем протяжении жизни человека и продолжает функционировать наряду с принципом реальности. Уже одним этим предположением психоанализ может объяснить многие аспекты человеческого поведения, в том числе отсутствие рационального начала, когда речь идет об удовлетворении влечений, об идеалах, верованиях и даже политической деятельности. О модели Пиаже этого сказать нельзя.
Нет необходимости прослеживать далее параллели между моделью психики Пиаже и психоаналитической теорией, поскольку у Пиаже описание аффективного развития и его чередований остается схематичным и несколько устаревшим. Эта теория страдает также от некоторой скудости статистических данных (которых обычно у Пиаже бывает в изоби-
285
лии), подтверждающих его выводы. Основные доводы Пиаже черпает из работ таких заметных психологов начала века, как Клапаред и Жане, а также иных, теперь уже мало известных современным исследователям (Piaget,1954).
Концепция стадий онтогенеза
Длительное изучение детей подвело Пиаже к выводу, что психическое развертывание не является ни постоянным и непрерывным процессом, ни резко прерывающимся процессом с внезапными достижениями, ни чисто хаотичным. Он отмечает, что существует строгая последовательность, в какой ребенок приобретает новые способности, одинаковые для всех детей, независимо от их происхождения, прежнего опыта, мотивации и одаренности. Таким образом, Пиаже подходит к концепции стадий психического развития, именно этим термином обозначая данные универсалии (Р1а§е(:, 1955, 1956).
А. Стадия характеризуется доминантными свойствами, которые находятся во взаимосвязи и образуют структурное целое.
Б. Стадия начинается с разрыва в развертывании психики. Началом ее служит внезапное достижение, интегрирующееся с прежними приобретениями. Затем начинается подготовка к следующему достижению. Соответственно, переход от низшей стадии к высшей является интеграцией — отсюда идея о том, что развитие психики является, с одной стороны, непрерывным, а с другой — прерывающимся процессом.
В. Момент приобретения психических способностей, навыков или механизмов, свойственных определенной стадии, значительно варьируется от популяции к популяции, а внутри популяции от индивида к индивиду; эти вариации определяются набором внешних и внутренних факторов и прежним жизненным опытом индивида. Данные обстоятельства могут ускорить новые достижения, замедлить их или вовсе им воспрепятствовать.
Г. Тем не менее сама последовательность этих достижений остается неизменной, она едина для всех популяций, то есть универсальна.
Пиаже подчеркивает, что элементы каждой стадии непременно интегрируются в последующую и более высокую.
Это центральный пункт в его теории стадий. Сама эта гипотеза придает его психологической системе то генетическое качество, которого нам недостает в большинстве концептуальных построений психического развития.
Пиаже утверждает, что прогресс от стадии к стадии управляет всеми сферами развития психики, хотя сам он подробно разработал эту схему только для одной, интеллектуальной, сферы. Пиаже подчеркивает, что конкретные детали, относящиеся к интеллектуальной деятельности, не подходят, например, к области восприятия (1956). В области интеллекта Пиаже выделяет три главных периода:
1) сенсомоторный интеллект (0-24 месяца);
2) период понятийного интеллекта: конкретные операции (2-10/11 лет);
3) период понятийного интеллекта: формальные операции (11/12-13/14 лет).
Эти периоды в свою очередь делятся на подпериоды и в конечном счете на стадии.
Концепция стадий у Пиаже, его четкое разделение психического развития на отдельные эпизоды, не находит соответствия в классической теории психоанализа. Хотя концепция либидинозных фаз используется для описания психосексуального развития, данные фазы не рассматриваются в качестве определенных этапов, как это происходит в системе Пиаже. Так, оральные элементы могут наблюдаться и в анальной фазе, а генитальные тенденции могут продолжаться у нормального взрослого. Стадии, выделенные Эриксоном (1950а), также лишены строгого разграничения.
Несомненный факт внезапности новых приобретений в ранние годы детства недавно был переработан на концептуальном уровне в качестве продолжения классической теории психоанализа. Предполагается, что развертывание, созревание, развитие протекают таким образом, что различные линии развития1 совпадают в определенный момент, формируя узлы или организаторы психики (Spitz, 1954, 1957, 1959; и предыдущие главы этой книги). Итог этой системы гипотез, то есть идея взаимозависимого развития, вполне соответствует представлению Пиаже о стадиях как в формальном аспекте (наличие разрывов в непрерывном процес-
1 Этот термин, предложенный Анной Фрейд (1963Ь), обозначает серийный прогресс в различных секторах психики и подчеркивает непрерывность и кумулятивный характер этого процесса.
287
се), так и по содержанию (рассматриваются аффективная и когнитивная сферы). Надо отметить, что теория Шпица включает более широкий спектр феноменов, нежели концепция Пиаже.
Теория Шпица охватывает последовательные кумулятивные эффекты данных достижений, она рассматривает десинхро-низацию достижений на разных линиях развития, которая приводит к дисбалансу развития. Наконец, Шпиц дает концептуальное объяснение задержки, остановки и нарушения развития: эти три аспекта практически не учтены в схеме Пиаже.
Пиаже предполагает, что прогресс от стадии к стадии и внутри стадий определяется помимо трех классических факторов — наследственности (созревание), физического (внешнего или внутреннего) окружения и социального влияния — еще и четвертым элементом, балансировкой. Этот последний фактор, по словам Пиаже, является заложенной в организме тенденцией к установлению все более мобильного и устойчивого! равновесия сил внутри организма и психики. Концепция равновесия сформулирована по образцу второго закона термодинамики (хотя и с обратной направленностью векторов, то есть в сторону повышения дифференциации). Эта теория также близка к концепции Кэннона о гомеостазе и об устойчивом состоянии Берталанфи.
Пиаже полагает, что тенденция к большей сложности, к дифференциации и интеграции, выразившаяся в стадиях, неизменна, телеологична и окончательна. Эту тенденцию лучше всего определить словами «активное и динамичное равновесие, характерное для жизни» (1956).
Психоанализ содержит зерна идеи, подобной теории равновесия, применительно к человеческому роду. Их можно обнаружить в отдаленных целях инстинктивных влечений. Фрейд и классическая теория психоанализа утверждают, что эрос, сексуальное инстинктивное влечение помимо его собственной специфической функции спаривания и размножения проявляется в тенденции человеческой жизни, побуждающей создавать, интегрировать, организовывать и синтезировать. Эта тенденция очевидна и в объектных (социальных) отношениях, в процессах мышления, в творчестве и даже в общественной жизни. Тем не менее не существует
1 Стабильность и мобильность равновесия взаимосвязаны; чем больше подвижность, тем надежнее равновесие. Противоположность стабильности составляет нестабильность и лабильность, но не мобильность.
психоаналитической гипотезы относительно тенденции онтогенетических процессов для индивида. Периодическое нарастание напряжения в организме усиливает потребность в поиске различных выходов для разрядки, которая обеспечивает стабильность и равновесие. Однако психоаналитическая теория не показывает, как этот цикл влияет на развитие. Он рассматривается в качестве законченного эпизода.
Представление Пиаже о равновесии, о тенденции к все более стабильному балансу, тесно связано с его представлением об обратимости, которое играет ключевую роль в его теории развития. Идея обратимости обусловлена самим подходом Пиаже к психическим явлениям, которые он предпочитает описывать в терминах математики. Равновесие сопоставляется с уравнением Ле Шателье, которое применяется к тому, что происходит в химической смеси на стадии перехода. В уравнении Ле Шателье равновесие увязано с обратимостью, подобно чашам весов. Пиаже утверждает, что подобным же образом обратимость управляет и всеми высшими психическими и интеллектуальными процессами. Он приводит различные формы обратимости, способности инвертировать психические операции, и рассматривает каждую из них как признак наступления определенной стадии развития1.
Пиаже предполагает, что тенденция к равновесию управляет всеми сферами личности, как когнитивными, так и аффективными, и что три фундаментальные структуры психики — ритм, регуляция и группирование — служат тенденции к равновесию. В конечном счете равновесие, разумеется, является одним из аспектов адаптации, однако оно, так сказать, коренится уже во врожденных задатках.
Метод Пиаже
Метод Пиаже сбора данных представляет собой уникальное сочетание экспериментального и клинического подходов. Первоначально он полагался исключительно на вербальные методы, но, учитывая конструктивную критику с разных сторон, в особенности критику своих американских коллег (Anthony, 1957), Пиаже перешел к экспериментам и пред-
1 Читатели-психоаналитики не будут удивлены аналогическим мышлением Пиаже, припомнив, что значительная часть психоаналитической модели психики, в частности описание динамических процессов, основана на аналогии с понятиями, применяемыми в гидравлике.
289
ложил своим испытуемым манипулировать различными материалами. В отношении довербальной стадии можно отметить следующие основные моменты (Inhelder, 1962).
А. Ребенку дают материал, на который он реагирует или которым манипулирует.
Б. Затем наблюдатель следит, как ребенок ведет себя, сталкиваясь с препятствиями и конфликтами (решениями, связанными с выбором), проистекающими из этой деятельности и природы материала.
В. Экспериментатор устанавливает достижения ребенка, не только отмечая конкретный результат, как обычно делается в стандартизированной экспериментальной методике, но и вводя некоторые вариации и, по сути, применяя исследовательский подход, в котором учитываются постоянство и спектр действий ребенка.
Там, где это возможно и разумно, Пиаже добавляет исследование, снабжающее наблюдателя клиническими параметрами. Клапаред описал эту методику во введении к одной из ранних работ Пиаже (1923) следующим образом: «Клинический метод... способ исследования, который не ограничивается поверхностным наблюдением, но стремится постичь то, что скрывается за наружной видимостью. Анализ продолжается вплоть до первых составляющих применительно к самому ничтожному замечанию, которое обронит юный субъект. Если ребенок дает невразумительные или противоречивые ответы, эта методика не отказывается от усилий, но продолжает охоту за вечно ускользающей мыслью, выгоняет ее из норы, следует за ней по пятам, пока не удастся схватить ее, препарировать и обнажить тайну ее структуры».
Интерпретация собранного таким образом материала заключается в классификации различных типов когнитивной активности (рассуждения); в анализе, который протекает по правилам логической модели; в анализе частотности ответов и их распределения по возрастным группам. Иначе говоря, одному и тому же ребенку один и тот же материал предлагается неоднократно на разных возрастных уровнях, отмечается момент первого успешного выполнения (после предшествующих полных или частичных неудач), а также дальнейшие совершенствования по мере развития и созревания ребенка. Наконец, эти данные интерпретируются с помощью набора стандартных тестов.
Таков общий метод, позволивший Пиаже накопить и систематизировать великолепнейшим образом огромное ко-
личество данных о развитии. Эту задачу Пиаже осуществил, построив научную систему взаимосвязанных и взаимообусловливающих гипотез. Эта система пригодна для объяснения широкого спектра сенсорных схем, схем мышления и их развития. Систему Пиаже не удалось превзойти никакой другой психологической школе, за исключением психоанализа. Ценность многих гипотез Пиаже для выявления данных и их объяснения еще предстоит осознать, они требуют новых экспериментов, которые сулят открыть нам еще не исследованные области психической жизни.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!