Некоторые фундаментальные положения теории Пиаже и его концепция психики — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Некоторые фундаментальные положения теории Пиаже и его концепция психики

2020-10-20 110
Некоторые фундаментальные положения теории Пиаже и его концепция психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение многих лет Пиаже настаивал, что главной задачей психики является обеспечение адаптации индивида. Он говорил, что психологическая адаптация отличается от органической и биологической своей гибкостью и эффек­тивностью. Органическая адаптация индивида ограничена такими изменениями в его системе, которые позволяют вос­становить баланс, нарушенный при взаимодействии с окру-

 

277


 

 

жающей средой. Восстановление баланса посредством меха­низма гомеостаза является немедленным и принудительным, оно происходит bic et nuns — здесь и теперь. Напротив, психологическая адаптация, прибегающая к помощи восприя­тия и памяти, обеспечивает индивиду интервал во времени и в пространстве, в течение которого может произойти акт восстановления баланса в форме превентивного действия, отсрочки или изменения местопребывания. Таким образом, индивид благодаря психологическим операциям освобожда­ется от оков bic et nuns и может расширить радиус своих действий, не завися больше от одних только соматических процессов.

Психоаналитическая модель психики рассматривает те же проблемы: в то время как в концепции Пиаже адапта­ция является главной задачей психики, в психоаналитической модели эта функция приписывается лишь одной ее части — Я.

Однако есть факты, свидетельствующие, что одно вре­мя Пиаже рассматривал более развернутую модель психи­ки, в которой он пытался дать также объяснение того, ка­ким образом организм управляет внутренними силами, энергиями психики. В статье, написанной двадцать лет назад (Piaget, 1942), которой не придали особого значения ни сам Пиаже, ни его последователи, ни даже критики, он наметил этапы, по которым психика постепенно достигает контроля над внутренними силами и ставит их на службу рациональ­ным действиям; фрагменты этой модели постоянно упоми­наются в дальнейших работах Пиаже, однако оторванный от исходного контекста их смысл ускользает от обычного читателя (Piaget, 1947, 1954, 1956).

В работе 1942 года Пиаже выдвинул предположение, что три фундаментальные структуры, или механизма1, как он их называет, управляют психическими действиями и дают индивиду возможность приобретать все больший контроль над своими действиями. Эти три механизма суть ритм, ре­ гуляция и группирование.

В первые недели жизни движения младенца кажутся хаотическими. На первый взгляд в них отсутствует порядок, какая-либо схема движений. Однако, как утверждает Пиа­же, эта активность в целом не является случайной.

' Термин «механизм» в контексте системы Пиаже имеет мало обще­го с психоаналитическими (защитными) механизмами.


Вытягивая руку, младенец должен напрячь определен­ную группу мышц; затем он должен вернуть руку в исход­ное положение, сократив эти мышцы и тем самым тоже вернув их в исходное положение; точно так же, после того как он засунул палец в рот, он должен снова извлечь его и т. д. Пиаже утверждает, что моторная активность ребенка сдер­живается психофизиологическими тенденциями, которые не связаны с унаследованными функциональными моделями (montages bereditaires). Он полагает, что движения младен­ца контролируются временным фактором. Этот фактор образуется путем соотнесения различных видов деятель­ности с потребностями и рефлексами. Через рефлексы (ре­акции на потребности и внешние раздражители) младенец постепенно приобретает новые виды и схемы деятельнос­ти, которые отличаются четырьмя свойствами: 1) они во­зобновляются, независимо от того, просты они или слож­ны; 2) они состоят из двух последовательных фаз — восходящей, или позитивной, и нисходящей, или негатив­ной (как, например, в случае с мышцами, которые вытяги­ваются, а затем сокращаются); 3) интервал между фазами остается более или менее регулярным, пока сохраняются данные внутренние и внешние условия; 4) движение осуще­ствляется только в одном направлении, то есть оно необра­тимо. Поскольку эти черты мы обычно обнаруживаем в ритмических паттернах, Пиаже назвал данный механизм управления «ритмом».

Пиаже разработал этот тезис далее, объясняя действие ритма. Он предложил такую последовательность: во-первых, у ребенка обнаруживается тенденция, побуждающая его произвести данное движение; это движение нарушает суще­ствующее равновесие, вызывая временную дезорганизацию, из-за чего возникает другая равносильная тенденция, при­нуждающая ребенка к совершению действия, диаметрально противоположного предыдущему, осуществленному в пер­вой фазе. Тем самым тело младенца постепенно возвращает­ся в исходное положение, восстанавливается равновесие, и цикл завершается. Учитывая временной промежуток и дезорганиза­цию в момент перехода, контрольный механизм «ритма», очевидно, может быть лишь весьма примитивным. Младенец полностью поглощен задачей «справляться» со своим телом, он не может воздействовать на окружающую среду. Можно сказать, что малая эффективность ритмического контроля связана с его фазисным, пли серийным, характером. Этот

 

279


 

 

механизм синхронизируется с телом субъекта и сосредото­чивается в нем.

Пиаже не приводит данные наблюдений, эксперимен­тов и измерений, будь то его собственные или сотрудников, которые могли бы подтвердить его гипотезу, что ритм дей­ствительно является принципиальным элементом этого ме­ханизма у новорожденного. Ритм широко распространен во вселенной, в механическом движении как неодушевленной, так и живой материи. На самом деле человеку свойственно огромное количество действий как в сфере физического труда, так и в сфере отдыха, в частности танцев и музыки, для которых ритм имеет первостепенное значение (Spitz, 1937)1. Поэтому, пожалуй, несколько рискованно приписы­вать, не имея на то соответствующих доказательств, ритми­ческие свойства особой последовательности движений но­ворожденному; в то же время трудно настаивать на том, что именно ритм является фундаментальным психологическим механизмом, управляющим активностью младенца и обес­печивающим сохранение равновесия. Однако эти замечания не умаляют ценности основного положения Пиаже о су­ществовании психологического контроля уже у новорож­денного.

Согласно Пиаже, на стадии, подчиненной ритму, две противоположные тенденции возникают последовательно, и именно благодаря этой последовательности младенец спосо­бен достигать примитивного равновесия.

По мере роста ребенка возрастают и его возможности, его активность становится шире и разнообразнее. Теперь две противоположные тенденции проявляются одновременно; они сталкиваются друг с другом, порождая статическое равновесие в данном участке психики. Это равновесие суще­ственно отличается от того лабильного и аморфного балан­са, который обеспечивался ритмом. Прежнюю лабильность тем не менее нельзя отождествлять с гибкой мобильностью.

1 Ритмические схемы наблюдаются у младенца чрезвычайно рано. В предыдущей главе был приведен пример такого рода. В ситуации кормления, то есть в диадической констелляции, младенец, сосущий молоко, ритмично дотрагивается руками до материнского тела. Цикл этих движений может совпадать с тем, который управляет глотанием или другими процессами, происходящими в организме младенца, или же совпадать с движениями, происходящими в самой матери. Для того чтобы установить природу и причины этого феномена, потребуется даль­нейшее подробное исследование (см. гл. 3).


Примеры статического, ригидного равновесия можно найти в примитивной перцепции (которая не корректируется ин­теллектуальными способностями), оно присутствует в ил­люзии Мюллера-Лайера, феномене Дельбёфа и в других описаниях исследователей гештальта. Пиаже отмечает, что в этих явлениях определенная тенденция вызывает сенсор­ную деформацию образа, которая останется неисправлен­ной, если только деформацию не остановит появление про­тивоположно направленной встречной тенденции. Тенденция и встречная тенденция при столкновении образуют теперь ригидное статическое равновесие, проявляющееся в дефор­мации образных характеристик феномена. Ригидность этого равновесия можно обнаружить при его нарушении: образ просто «рушится», он не подлежит восстановлению; баланс констелляции сдвигается, и новое равновесие устанавлива­ется уже в другой констелляции. Этот способ достижения равновесия Пиаже назвал «регуляцией». Следует повторить, что две противоположные тенденции, присутствующие в фазе ритма, стали синхронными в фазе регуляции, и уже само это обстоятельство превращает их в структурные компоненты в конструкции статического равновесия.

Пиаже, за исключением нескольких приведенных выше примеров, не демонстрировал повсеместность регуляции как психического механизма. Тем не менее он настаивал, что регуляция является фундаментальным механизмом точно так же, как ритм на предшествующей стадии.

Созревание и развитие продолжаются, и возникает це­лый ряд органических и психических тенденций, даже более сложных по своей природе, обусловливающих друг друга в действии. Ребенок имеет дело уже не с несколькими тенден­циями и встречными тенденциями, а с целыми группами их. Они складываются в последовательности и системы; возни­кающая в результате организация подчинена законам слож­ного множества. Психический контроль над этой констелля­цией сил Пиаже обозначил как «группирование», заимствовав термин у математиков. С помощью группирования ребенок может поставить свои внутренние тенденции на службу произвольному действию. Его действия и психические опера­ции становятся обратимыми. Благодаря этой обратимос­ ти — способности инвертировать операцию в уме или в действии, способности рассматривать задачу с двух про­ тивоположных точек зрения — достигнутое ребенком рав­новесие становится гибким и высокомобильным. И вновь

 

281


 

 

нужно подчеркнуть, что это сложное равновесие отнюдь не похоже на текучее и аморфное равновесие ритмической стадии. Теперь ребенок умеет распределять силы, он направ­ляет их, регулирует их мощь для достижения данной цели. Тем самым ребенок может планировать свое действие во времени, координируя средства и цели. Короче говоря, его поступки становятся рациональными, а не импульсивными, как прежде. Очевидно, что группирование управляет значи­тельной частью поступков взрослого и чрезвычайно распро­странено в человеческом поведении. Пиаже не утверждает, что способность группировать достигается намеренно, она возникает в соответствии с заложенными в организме задат­ками.

Как указывалось ранее, Пиаже главным образом инте­ресуется когнитивной сферой психики и последовательностя­ми ее развития. Однако он подчеркивает, что три фундамен­тальные структуры психики, существование которых он последовательно обнаруживает в историке, в перцепции и рациональной активности, действуют также и в области развертывания аффектов (1942, 1947, 1954, 1956).

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что в неду­алистической, или психофизиологической, фазе аффекты и соматическое возбуждение тесно взаимосвязаны, причем и то и другое удерживается в равновесии ритмом.

Позднее, когда возникают и интегрируются эмоции, они становятся регуляторами аффективной жизни. Следуя Жане, Пиаже утверждает, что эмоции направляют индиви­дуальные действия, либо ускоряя и замедляя их, либо рас­пределяя энергию.

Одновременное возникновение двух антагонистических эмоций создает статическое равновесие в экономике аффек­тов точно так же, как две противоположные сенсорные тенденции достигают равновесия в когнитивной области. Тем самым столкновение двух противоположных эмоций приво­дит к достижению регуляции. Высшая форма контроля, соответствующая группированию в когнитивной сфере, — сдерживание психических энергий под влиянием оценок и чувств. Действие является полностью обратимым только тогда, когда ценности выкристаллизовываются и становятся действительными (Piaget,1947).

Предложенная Пиаже концепция психики, намеченная в виде последовательного установления этих трех структур, или механизмов, обнаруживает несомненные соответствия с


определенными аспектами психоаналитической модели. Это сходство требует дальнейшего обсуждения.

Во-первых, обратим внимание на общую идею психи­ческой энергии. Как указывалось ранее, Пиаже главным образом интересовался структурами, понимая их как ком­поненты психического функционирования (1956), и полагал, что поток энергии регулируется скорее самой душой, нежели какими-либо агентами внутри или вне организма индивида.

Во-вторых, представление Пиаже о регулировании пси­хических энергий соответствует теории Фрейда и его прин­ципу боли и удовольствия, а также принципу реальности. Эти принципы служат понятиями, объясняющими сдержи­вание психических энергий и поведение человека в целом. Пока психической жизнью управляет принцип боли и удо­вольствия, непосредственная разрядка инстинктивных вле­чений и их дериватов, проявляющаяся в виде импульсивного действия, подчиняет себе поведение индивида; когда же контроль переходит к принципу реальности, разрядка ин­стинктов и их дериватов может быть отсрочена или направле­на в обход и таким образом поставлена на службу рациональ­ного действия, которое становится способом общения индивида с окружающим миром.

В-третьих, сдерживание импульсов системой ценностей является феноменом, который, согласно психоаналитической модели, происходит от Сверх-Я.

Основное различие между структурами Пиаже и прин­ ципами Фрейда заключается в большей или меньшей близо­сти к жизни. Структуры Пиаже, несмотря на все возраста­ющую гибкость, остаются физическими, механистичными. Хотя с их помощью вполне можно объяснить сдвиги равно­весия, трансформация энергии остается без рассмотрения. Принципы Фрейда гораздо лучше подходят к одушевленно­му миру; они пригодны для объяснения прогрессирующей адаптации индивида к миру, показателем которой служит его гибкость в контактах с окружением; эта теория также полностью учитывает взаимодействие сил, обеспечивающих достаточное постоянство milieu interne.

Хотя высказывания Пиаже о центральной роли ритма в жизни и могут быть подвергнуты критике, само явление ритма требует более пристального внимания психологов и психоаналитиков, нежели то, которого оно удостаивалось до сих пор. Хорошо известно, что ритм повышает эффектив­ность действия и субъективно сообщает удовольствие даже

 

283

 

 

усилию. В то время как этот внешне очевидный факт вполне доступен исследованию, ритм никогда не рассматривался систематически в психоаналитической литературе в качестве фундаментального механизма1. Словарь дает следующее определение ритма: «движение, характеризующееся посто­янным возобновлением или чередованием элементов и т. д., то есть периодичностью». Почти не привлекло внимания одно замечание Фрейда в книге «По ту сторону принципа удо­вольствия» (1920), повторенное в его работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924с), что удовольствие, которое человек испытывает при возрастании и снижении напряже­ния, может быть обусловлено масштабами изменения внут­ ри данного отрезка времени. Хотя Фрейд не использовал термин «ритм», ссылка на фактор времени, без сомнения, указывает на ритмические феномены. Поскольку периоди­ческое возрастание и снижение напряжения характерны для всех явлений разрядки, дополнительное значение в этом контексте приобретает гипотеза Эриксона (1950а) о зональ­ных модусах и их чередовании. Следовательно, не связан­ные между собой высказывания Фрейда, Пиаже и Эриксона по проблеме временного фактора, независимо от того, отно­сятся ли они напрямую к ритму, открывают возможности изучения новых областей психической активности. К приме­ру, многообещающей выглядит перспектива систематическо­го прослеживания, записи и измерения модусов разрядки при различных процессах, как зональных, так и чисто пси­хологических, каковыми являются эмоции. Кроме того, надо рассмотреть, каким образом фактор времени влияет на ког­нитивные и конативные процессы на разных стадиях разви­тия; необходимо исследовать, подвержен ли этот временной фактор изменениям, управляет ли он функциями, сдержи­вающими влечения, в том числе защитными, и если да, то каким образом2.

Изложенные выше соображения приводят нас к выво­ду, что феномен ритма содержит два базисных элемента. Один элемент — это порядок, гармония, организация, струк­турирование и все остальные свойства, наделенные качеством пропорции. Второй элемент более субъективен. Это возбуж-

1 Тем не менее см. работы Шпица (1937) и Якобсона (1953), а также высказывания Гринэйкр (1954) и А. Фрейд (1954Б).

2 Аспекты этих явлений в настоящее время исследует И. Кестенберг (личное сообщение).


дение, удовольствие — иррациональное и даже несколько демоническое по своему характеру. По-видимому, оба эти компонента в какой-то мере содержатся в музыкальных произведениях и, вероятно, также в художественных, не требующих слуха как способа восприятия. Читатель, ода­ренный музыкальным слухом, согласится, что каждое му­зыкальное сочинение наделено либо одним, либо другим компонентом ритма. В самом деле, трудно отрешиться от впечатления, что целые школы композиции или даже музы­ка отдельных этносов склонны отдавать предпочтение одно­му или другому ритмическому компоненту. Наконец, это предполагаемое нами предпочтение может оказаться харак­терным свойством того или иного композитора, указывая на высокий уровень специализации (или недостаток гибкости), если только творческая активность этого автора не была внезапно оборвана.

Возвращаясь ко второму базисному механизму — регу­лированию психической энергии, — мы можем обнаружить заметное расхождение во мнениях, выдвинутых психоана­литиками в форме концепции принципа реальности и пред­ложенных Пиаже в виде модели прерывности механизмов. Пиаже предполагает, что с началом регуляции ритм в каче­стве механизма, направляющего психические энергии, ухо­дит, а регуляция в свою очередь исчезает, когда устанавли­вается группирование (контроль аффектов, образцом которого служит верховенство ценностей и чувств).

Психоаналитическая теория со своей стороны подчеркивает, что принцип удовольствия, хотя он и уступает затем по значимости принципу реальности, тем не менее остается действенным на всем протяжении жизни человека и про­должает функционировать наряду с принципом реальности. Уже одним этим предположением психоанализ может объяснить многие аспекты человеческого поведения, в том числе отсутствие рационального начала, когда речь идет об удовлетворении влечений, об идеалах, верованиях и даже политической деятельности. О модели Пиаже этого сказать нельзя.

Нет необходимости прослеживать далее параллели меж­ду моделью психики Пиаже и психоаналитической теорией, поскольку у Пиаже описание аффективного развития и его чередований остается схематичным и несколько устаревшим. Эта теория страдает также от некоторой скудости статисти­ческих данных (которых обычно у Пиаже бывает в изоби-

 

285


 

 

лии), подтверждающих его выводы. Основные доводы Пиаже черпает из работ таких заметных психологов начала века, как Клапаред и Жане, а также иных, теперь уже мало из­вестных современным исследователям (Piaget,1954).

Концепция стадий онтогенеза

Длительное изучение детей подвело Пиаже к выводу, что психическое развертывание не является ни постоянным и непрерывным процессом, ни резко прерывающимся про­цессом с внезапными достижениями, ни чисто хаотичным. Он отмечает, что существует строгая последовательность, в какой ребенок приобретает новые способности, одинаковые для всех детей, независимо от их происхождения, прежнего опыта, мотивации и одаренности. Таким образом, Пиаже подходит к концепции стадий психического развития, имен­но этим термином обозначая данные универсалии (Р1а§е(:, 1955, 1956).

А. Стадия характеризуется доминантными свойствами, ко­торые находятся во взаимосвязи и образуют структур­ное целое.

Б. Стадия начинается с разрыва в развертывании психики. Началом ее служит внезапное достижение, интегрирую­щееся с прежними приобретениями. Затем начинается подготовка к следующему достижению. Соответствен­но, переход от низшей стадии к высшей является интегра­цией — отсюда идея о том, что развитие психики явля­ется, с одной стороны, непрерывным, а с другой — пре­рывающимся процессом.

В. Момент приобретения психических способностей, на­выков или механизмов, свойственных определенной ста­дии, значительно варьируется от популяции к популя­ции, а внутри популяции от индивида к индивиду; эти вариации определяются набором внешних и внутренних факторов и прежним жизненным опытом индивида. Дан­ные обстоятельства могут ускорить новые достижения, замедлить их или вовсе им воспрепятствовать.

Г. Тем не менее сама последовательность этих достиже­ний остается неизменной, она едина для всех популя­ций, то есть универсальна.

Пиаже подчеркивает, что элементы каждой стадии не­пременно интегрируются в последующую и более высокую.


Это центральный пункт в его теории стадий. Сама эта гипо­теза придает его психологической системе то генетическое качество, которого нам недостает в большинстве концепту­альных построений психического развития.

Пиаже утверждает, что прогресс от стадии к стадии управляет всеми сферами развития психики, хотя сам он подробно разработал эту схему только для одной, интел­лектуальной, сферы. Пиаже подчеркивает, что конкретные детали, относящиеся к интеллектуальной деятельности, не подходят, например, к области восприятия (1956). В обла­сти интеллекта Пиаже выделяет три главных периода:

1) сенсомоторный интеллект (0-24 месяца);

2) период понятийного интеллекта: конкретные операции (2-10/11 лет);

3) период понятийного интеллекта: формальные операции (11/12-13/14 лет).

Эти периоды в свою очередь делятся на подпериоды и в конечном счете на стадии.

Концепция стадий у Пиаже, его четкое разделение психи­ческого развития на отдельные эпизоды, не находит соответ­ствия в классической теории психоанализа. Хотя концепция либидинозных фаз используется для описания психосексуально­го развития, данные фазы не рассматриваются в качестве опре­деленных этапов, как это происходит в системе Пиаже. Так, оральные элементы могут наблюдаться и в анальной фазе, а генитальные тенденции могут продолжаться у нормального взрослого. Стадии, выделенные Эриксоном (1950а), также лишены строгого разграничения.

Несомненный факт внезапности новых приобретений в ранние годы детства недавно был переработан на концепту­альном уровне в качестве продолжения классической тео­рии психоанализа. Предполагается, что развертывание, со­зревание, развитие протекают таким образом, что различные линии развития1 совпадают в определенный момент, форми­руя узлы или организаторы психики (Spitz, 1954, 1957, 1959; и предыдущие главы этой книги). Итог этой системы гипотез, то есть идея взаимозависимого развития, вполне соответствует представлению Пиаже о стадиях как в фор­мальном аспекте (наличие разрывов в непрерывном процес-

1 Этот термин, предложенный Анной Фрейд (1963Ь), обозначает се­рийный прогресс в различных секторах психики и подчеркивает непре­рывность и кумулятивный характер этого процесса.

 

287


се), так и по содержанию (рассматриваются аффективная и когнитивная сферы). Надо отметить, что теория Шпица включает более широкий спектр феноменов, нежели кон­цепция Пиаже.

Теория Шпица охватывает последовательные кумулятив­ные эффекты данных достижений, она рассматривает десинхро-низацию достижений на разных линиях развития, которая приводит к дисбалансу развития. Наконец, Шпиц дает кон­цептуальное объяснение задержки, остановки и нарушения развития: эти три аспекта практически не учтены в схеме Пиаже.

Пиаже предполагает, что прогресс от стадии к стадии и внутри стадий определяется помимо трех классических факторов — наследственности (созревание), физического (внешнего или внутреннего) окружения и социального влия­ния — еще и четвертым элементом, балансировкой. Этот последний фактор, по словам Пиаже, является заложенной в организме тенденцией к установлению все более мобиль­ного и устойчивого! равновесия сил внутри организма и психики. Концепция равновесия сформулирована по образ­цу второго закона термодинамики (хотя и с обратной на­правленностью векторов, то есть в сторону повышения диф­ференциации). Эта теория также близка к концепции Кэннона о гомеостазе и об устойчивом состоянии Берталанфи.

Пиаже полагает, что тенденция к большей сложности, к дифференциации и интеграции, выразившаяся в стадиях, неизменна, телеологична и окончательна. Эту тенденцию лучше всего определить словами «активное и динамичное равновесие, характерное для жизни» (1956).

Психоанализ содержит зерна идеи, подобной теории равновесия, применительно к человеческому роду. Их мож­но обнаружить в отдаленных целях инстинктивных влече­ний. Фрейд и классическая теория психоанализа утвержда­ют, что эрос, сексуальное инстинктивное влечение помимо его собственной специфической функции спаривания и раз­множения проявляется в тенденции человеческой жизни, побуждающей создавать, интегрировать, организовывать и синтезировать. Эта тенденция очевидна и в объектных (со­циальных) отношениях, в процессах мышления, в творчестве и даже в общественной жизни. Тем не менее не существует

1 Стабильность и мобильность равновесия взаимосвязаны; чем боль­ше подвижность, тем надежнее равновесие. Противоположность ста­бильности составляет нестабильность и лабильность, но не мобильность.


 

психоаналитической гипотезы относительно тенденции он­тогенетических процессов для индивида. Периодическое нарастание напряжения в организме усиливает потребность в поиске различных выходов для разрядки, которая обеспе­чивает стабильность и равновесие. Однако психоаналитическая теория не показывает, как этот цикл влияет на развитие. Он рассматривается в качестве законченного эпизода.

Представление Пиаже о равновесии, о тенденции к все более стабильному балансу, тесно связано с его представлением об обратимости, которое играет ключевую роль в его теории развития. Идея обратимости обусловлена самим подходом Пиаже к психическим явлениям, которые он пред­почитает описывать в терминах математики. Равновесие сопоставляется с уравнением Ле Шателье, которое применяется к тому, что происходит в химической смеси на стадии перехода. В уравнении Ле Шателье равновесие увязано с обратимостью, подобно чашам весов. Пиаже утверждает, что подобным же образом обратимость управляет и всеми высшими психическими и интеллектуальными процессами. Он приводит различные формы обратимости, способности инвертировать психические операции, и рассматривает каждую из них как признак на­ступления определенной стадии развития1.

Пиаже предполагает, что тенденция к равновесию управляет всеми сферами личности, как когнитивными, так и аффективными, и что три фундаментальные структуры психики — ритм, регуляция и группирование — служат тенденции к равновесию. В конечном счете равновесие, разумеется, является одним из аспектов адаптации, однако оно, так сказать, коренится уже во врожденных задатках.

Метод Пиаже

Метод Пиаже сбора данных представляет собой уникаль­ное сочетание экспериментального и клинического подхо­дов. Первоначально он полагался исключительно на вербаль­ные методы, но, учитывая конструктивную критику с разных сторон, в особенности критику своих американских коллег (Anthony, 1957), Пиаже перешел к экспериментам и пред-

1 Читатели-психоаналитики не будут удивлены аналогическим мыш­лением Пиаже, припомнив, что значительная часть психоаналитической модели психики, в частности описание динамических процессов, основа­на на аналогии с понятиями, применяемыми в гидравлике.

289


 

 

ложил своим испытуемым манипулировать различными ма­териалами. В отношении довербальной стадии можно отме­тить следующие основные моменты (Inhelder, 1962).

А. Ребенку дают материал, на который он реагирует или которым манипулирует.

Б. Затем наблюдатель следит, как ребенок ведет себя, стал­киваясь с препятствиями и конфликтами (решениями, связанными с выбором), проистекающими из этой дея­тельности и природы материала.

В. Экспериментатор устанавливает достижения ребенка, не только отмечая конкретный результат, как обычно делается в стандартизированной экспериментальной ме­тодике, но и вводя некоторые вариации и, по сути, при­меняя исследовательский подход, в котором учитыва­ются постоянство и спектр действий ребенка.

Там, где это возможно и разумно, Пиаже добавляет исследование, снабжающее наблюдателя клиническими па­раметрами. Клапаред описал эту методику во введении к одной из ранних работ Пиаже (1923) следующим образом: «Клинический метод... способ исследования, который не ограничивается поверхностным наблюдением, но стремится постичь то, что скрывается за наружной видимостью. Ана­лиз продолжается вплоть до первых составляющих примени­тельно к самому ничтожному замечанию, которое обронит юный субъект. Если ребенок дает невразумительные или противоречивые ответы, эта методика не отказывается от усилий, но продолжает охоту за вечно ускользающей мыслью, выгоня­ет ее из норы, следует за ней по пятам, пока не удастся схва­тить ее, препарировать и обнажить тайну ее структуры».

Интерпретация собранного таким образом материала заключается в классификации различных типов когнитив­ной активности (рассуждения); в анализе, который протека­ет по правилам логической модели; в анализе частотности ответов и их распределения по возрастным группам. Иначе говоря, одному и тому же ребенку один и тот же материал предлагается неоднократно на разных возрастных уровнях, отмечается момент первого успешного выполнения (после предшествующих полных или частичных неудач), а также дальнейшие совершенствования по мере развития и созрева­ния ребенка. Наконец, эти данные интерпретируются с по­мощью набора стандартных тестов.

Таков общий метод, позволивший Пиаже накопить и систематизировать великолепнейшим образом огромное ко-


личество данных о развитии. Эту задачу Пиаже осуществил, построив научную систему взаимосвязанных и взаимообус­ловливающих гипотез. Эта система пригодна для объясне­ния широкого спектра сенсорных схем, схем мышления и их развития. Систему Пиаже не удалось превзойти никакой другой психологической школе, за исключением психоана­лиза. Ценность многих гипотез Пиаже для выявления дан­ных и их объяснения еще предстоит осознать, они требуют новых экспериментов, которые сулят открыть нам еще не исследованные области психической жизни.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.