Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-10-20 | 141 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
За пятнадцать истекших лет я смог подробнее изучить процесс, формы и стадии идентификации, в частности, условия, при которых протекает идентификация у младенцев к концу первого года жизни (1957). Я пришел к выводу, что ребенок может идентифицироваться только с внешними особенностями поведения, с одной стороны, и с определенными глобальными аффективными позициями объекта — с другой. Речь идет о позиции «за» или позиции «против». Исходя из фундаментального значения «поглощения» и «испражнения» в столь раннем возрасте, я склонен предположить, что эти модальности поглощения и выделения также относятся к числу глобальных аффективных установок, ощущаемых ребенком. Это предположение, по-видимому, подтверждается симптомами, наблюдаемыми у детей-копрофагов, которые указывают на идентификацию последних с инкорпорирующими тенденциями матери.
Эти рассуждения соответствуют гипотезе, введенной в психоаналитическую теорию Анной Фрейд. В серии из четырех лекций по детскому психоанализу, прочитанных в сен-
235
тябре 1960 года под эгидой Нью-йоркского психоаналитического общества, она обсуждала различные аспекты отношений ребенка к депрессивной матери. Она отметила, что поведение ребенка не отражает процесс простой идентификации. Депрессивная позиция матери порождает в ребенке склонность к депрессивным тенденциям. Депрессивная мать отходит от ребенка, а ребенок, говоря словами Анны Фрейд, «следует за ней в депрессивное настроение».
Анна Фрейд отчетливо формулирует, что, по ее мнению, этот феномен является «заражением», и отнюдь не подражание жестам матери вызывает у ребенка подобное поведение. Ребенок просто реагирует на аффективный климат, а не на причину аффекта, он «инфицируется» аффективным климатом.
|
На мой взгляд, симптомы, проявляющиеся у детей-коп-рофагов, представляют собой наглядное подтверждение гипотезы Анны Фрейд. Вероятно, мне следует говорить не об идентификации детей-копрофагов с бессознательными тенденциями матери, как я это делал ранее, а, скорее, о «заражении» ребенка ее поглощающими тенденциями. Теперь я бы сказал так: ребенок следует позиции матери, но он следует ей 6 глобальных проявлениях, поскольку только их он пока и может ассимилировать, то есть в проявлениях «заглатывания» и «испражнения». Это приводит ребенка-копрофага к оральной инкорпорации объекта.
Данное предположение позволяет перебросить мостик между двумя гипотезами относительно депрессии, которые до сих пор оставались независимыми друг от друга. Одной гипотезой является предположение Фрейда, что наиболее важным аспектом депрессивного синдрома является оральное поглощение утраченного объекта. Вторая гипотеза — предположение Анны Фрейд, что ребенок следует за матерью в депрессию, но при этом сам он отнюдь не обязан быть депрессивным.
Учитывая тот факт, что синдром копрофагии возникает в результате радикального изменения позиции матери, которое для ребенка данного возраста эквивалентно утрате объекта, мы можем теперь выделить три компонента в клинической картине копрофагии.
1. Депрессия ведет к оральной инкорпорации утраченного объекта.
2. Ребенок следует за матерью в депрессию.
3. Ребенок-копрофаг пережил утрату «хорошего» объекта, который должен был слиться с «плохим» в собственно либидинозный объект.
«Утрата» впавшей в депрессию матери не является физической утратой, подобной той, которая происходит, если мать умирает или по какой-то причине покидает ребенка. Это — эмоциональная потеря, поскольку мать, радикально изменив свою эмоциональную позицию, столь же радикально меняет и сигналы, которые позволяли ребенку идентифицировать ее в качестве хорошего объекта. Физически мать остается все тем же человеком, но эмоционально хорошая мать, либидинозно катектированный объект, исчезает. Подобная утрата может быть пережита в данной форме только на первом году жизни; иными словами, она специфична только для данной стадии развития. На любом более позднем этапе развития перемена в настроении матери будет восприниматься иначе. К примеру, дошкольник прореагирует утверждением: «Ты плохо со мной обращаешься»; школьник вопросом: «За что ты на меня сердишься?»; подросток спросит: «Почему ты больше меня не любишь?», а взрослый: «Что с тобой происходит?». Однако подобные психические операции выходят за пределы способностей ребенка-копрофага, которые остаются еще совершенно незрелыми. В этот момент ребенку доступны только перемещения катексиса с аффективными последствиями, поскольку в момент, когда происходит эта эмоциональная утрата, слияние плохого и хорошего объектов еще не завершено, и либидинозный объект находится еще в стадии становления. До тех пор, пока либидинозный объект не установлен, объектные репрезентанты у ребенка являются дискретными репрезентантами хорошего и плохого объектов. Потенциальный объект распознается не по воспринимаемым атрибутам, но согласно ситуативным атрибутам, обладающим эмоциональной валентностью. Соответственно, хороший объект отделен от плохого до тех пор, пока оба они не подвергнутся слиянию в результате бесчисленных интерактивных взаимодействий в рамках объектных отношений. Только после того, как слияние плохого и хорошего объектов успешно завершится, формируется собственно либидинозный объект.
|
Депрессивная мать блокирует нормальное развитие, уходя от ребенка в депрессию. Радикальное изменение эмоциональной позиции превращает ее в плохой объект. Если хороший объект предоставляет ребенку возможность взаимодействия, то мать, погрузившаяся в депрессию, избегает подобных ситуаций и устраняет их. В результате ребенок оказывается лишен возможности завершить слияние. Испы-
237
тывая потребность во взаимодействии, он следует за матерью в ее депрессивную позицию и, таким образом, приобретает ее глобальную тенденцию к поглощению, пытаясь сохранить то, что уже было достигнуто в области объектных отношений.
|
Роль специфики стадии
Еще один аспект в картине копрофагии связан с тем, что ее симптомы несут на себе отпечаток стадии развития, на которой они возникают. До сих пор я говорил об этой стадии как о стадии установления объекта, однако с точки зрения развития либидо эта стадия, конец первого года жизни, характеризуется также переходом от оральной фазы к анальной.
В этом контексте дополнительные сведения дают результаты экспериментальных исследований по детской психологии, не имеющих, правда, отношения к психоанализу. Гезелл (1954) отмечает, что на данном возрастном уровне ребенок очень точно укладывает в бутылку с узким горлышком маленькие объекты — камешки, таблетки и пр.; он даже использовал этот вид деятельности в одном из своих тестов для проверки координации движений пальцев. Шарлотта Бюлер (1928) сообщает об еще более важном для нас наблюдении: пытаясь вылепить кольцо из пластилина, ребенок осуществлял эту задачу, формируя из массы материала го рошины, а затем соединял их, пока не получилось кольцо. Бюлер назвала этот метод «синтетическим». Хотя ее наблюдение и относится к детям старшего возраста, чем наши копрофаги, однако речь идет об одной и той же тенденции. Я подозреваю, что формирование горошин — это характерная тенденция анальной фазы, соответствующая зональному модусу (Erikson, 1950а). Подобно тому как оральная зона является инкорпорирующей и связана с кусанием, анальная зона является выделительно-удерживающей и связана с формированием катышков.
Стадийная специфика изменений в объектных отношениях ребенка-копрофага может также объяснить, почему, несмотря на наличие депрессивной матери, некоторые из наблюдавшихся детей не проявляли тенденций к копрофагии. В контрольной группе было выделено пять детей, не склонных к копрофагии, но имевших депрессивных матерей. Полагаю, что в случае с этими детьми либо была переверну-
та последовательность «плохой объект после хорошего», либо переход к плохому объекту произошел до или после критического момента возникновения копрофагии.
|
Эта патология вовсе не ограничивается стенами яслей. Депрессивные матери встречаются не только в воспитательных учреждениях. Подобные отклонения нередки и в семьях, причем во всех социальных слоях.
Наличие стадийной специфики объясняет, почему ребенок выбирает для своей инкорпорирующей деятельности
собственные фекалии. Разумеется, ни одним материалом
младенец не может располагать столь же свободно, как
своими фекалиями. Но, кроме того, начало анальной фазы
привлекает внимание ребенка к функциям его собственного
кишечника, и поэтому на данной стадии ребенку, только что
пережившему утрату объекта, предлагается новый, аффективно заряженный «объект», который является частью его
тела. Более того, этот объект катектирован аффективным
зарядом, связанным с эрогенной зоной, из которой он вы
ходит. Этим объектом становятся фекалии. Но, разумеется, они могут стать объектом лишь после того, как ребенок вытолкнет их из своего тела.
Комментарии
Прежде чем завершить эту главу, я хотел бы вновь вернуться к проблеме депрессивной матери и вопросу о том, каким образом ребенок следует за ней в депрессию. Этот процесс нужно также рассмотреть с точки зрения диадических отношений и понять различие между ролями младенца и матери. Со структурной точки зрения на ранней стадии этих отношений Я ребенка только начинает осуществление своих функций, регулируя процессы разрядки влечений. Регулирующая активность Я пока еще ближе к первичному процессу, нежели к вторичному.
В начале Я младенца представляет собой рудиментарную, едва намеченную организацию, с большими разрывами между ядрами, из которых оно состоит. Многих аппаратов Я еще нет; ребенок способен выжить только потому, что мать служит ему внешним вспомогательным Я (Spitz,1951), дополняя его несовершенную, неадекватную психическую структуру и предоставляя в его распоряжение сенсомоторный аппарат, необходимый для адаптационной и регулирующей деятельности. Мать и дитя образуют диаду, и значи-
239
тельная часть действий младенца зависит от опоры на действия матери, от их продолжения в действиях матери. Как именно будут осуществлены эти действия, получат ли они любовную поддержку или же будут немилосердно заблокированы, зависит от сознательной или бессознательной позиции матери.
Действия ребенка либо вытекают из действий матери, продолжая их, либо вызывают соответствующие действия матери, поддерживающие и завершающие действия его самого. На первом году жизни количество действий и установок младенца, возникающих независимо от матери, ограничено. Поэтому их следует рассматривать в рамках диады; вместе с действиями матери они образуют единое целое и входят в это целое на правах части. Эта взаимосвязь, отчасти совпадающая с концепцией симбиотических отношений Бенедек (1938) и Малер (1952), начинается с идентичности ребенка и матери, то есть с первичной идентификации. Однако даже к концу первого года дифференциация между матерью и ребенком далека от завершения.
|
Утверждая, что действия младенца в диаде являются продолжением действий матери (и наоборот), мы лишь пытаемся объяснить столь удачную формулу Анны Фрейд: «Ребенок следует за матерью в депрессию». Точно так же, когда я ранее говорил, что ребенок-копрофаг «осуществляет бессознательную установку своей депрессивной матери», я имел в виду как раз продолжение у младенца отклонений влечения и его целей, обнаружившихся в действиях матери. Подведем итоги. На первом году жизни копрофагия соответствует материнской депрессии. Два элемента в картине материнской депрессии провоцируют патологию у ребенка.
1. Периодичность колебаний настроения.
2. Бессознательные орально-инкорпорирующие тенденции, характерные для депрессии.
У ребенка мы обнаруживаем три фактора, имеющие значение для копрофагии. Все они служат стремлению ребенка воссоединиться с матерью.
1. Фактор, связанный со «следованием за настроением матери». Это предтеча идентификации, которая на данной стадии невозможна из-за незавершенности Я.
2. Динамический фактор, возникающий из реакции ребенка на утрату «хорошего» объекта.
3. Фактор стадии, обусловленный переходом ребенка от оральной фазы к анальной.
Читатель отметит, что если в пункте 2 предполагается утрата «хорошего» объекта, то согласно пункту 1, объект, за которым ребенок следует в депрессию, является «плохим». Тем не менее, как уже было сказано, на данной стадии объект служит мишенью для разрядки влечений, и поэтому «плохой» объект столь же «привлекателен» в своем роде, как и «хороший».
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!