Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-10-20 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если при анаклитической депрессии объект любви через три-пять месяцев возвращается, то наступает быстрое выздоровление. Даже если это эмоциональное расстройство и имеет какие-либо далеко идущие последствия, они, во всяком случае на данном этапе, не проявляются.
При полной эмоциональной депривации картина совершенно иная. Если на первом году жизни лишить ребенка любых объектных отношений на период, превышающий пять месяцев, состояние младенца серьезно и неумолимо ухудшается, что, по крайней мере отчасти, становится необратимым. Характер отношений между матерью и ребенком в предшествующий период (если такие отношения существо вали), практически не влияет на протекание болезни.
Мы наблюдали состояние полной эмоциональной депривации и его последствия в приюте, расположенном за пределами Соединенных Штатов. В то время там насчитывался 91 ребенок (Spitz,1945а, 1946а). В этом учреждении дети вскармливались грудью в течение первых трех месяцев (их кормила либо родная мать, либо кто-то из других матерей при отсутствии собственной). В эти три месяца дети выглядели как нормальные среднестатистические дети в этом городе и давали соответствующие результаты при тестировании уровня развития.
После третьего месяца ребенка отделяли от матери. Дети оставались в воспитательном учреждении, где им обеспечивали полный уход с точки зрения их физических потребностей. Еда, гигиенические процедуры, медицинская помощь были не хуже, чем в любом другом из известных нам учреждений, а в чем-то и превосходили их.
Однако поскольку каждой няне официально приходилось смотреть за восемью детьми (на самом деле заботам одной няни вверялось до дюжины младенцев), дети испытывали эмоциональный голод. Подчеркнем: каждому ребенку доставалась примерно 10 процентов той эмоциональной энергии, которая обычно присутствует в отношениях матери и ребенка.
|
После отделения от матери состояние детей постепенно ухудшалось, проходя стадии, характерные для описанной выше частичной эмоциональной депривации. Симптомы различных фаз анаклитической депрессии быстро сменяли друг друга, и за сравнительно короткий срок — через три месяца — возникала новая клиническая картина: становилось совершенно очевидным отставание моторики, дети были полностью пассивными и неподвижно лежали на спине в своих кроватках. Им не удавалось достичь даже стадии моторного контроля, необходимой, чтобы перевернуться на живот. Лица стали пустыми, координация движений глаз ослабела, лицо приняло выражение, типичное для имбецилов. Спустя некоторое время подвижность возобновлялась, принимая у некоторых детей форму spasmus nutans; у других детей выявилась неско-ординированность движений пальцев, напоминающая децеребральные или атеротические движения (Spitz 1945а).
Наши тесты выявили у этих детей прогрессирующее снижение коэффициента развития. К концу второго года жизни этот коэффициент в среднем соответствовал 45 процентам от нормы, то есть уровню развития идиота. Мы продолжали наблюдать этих детей с большими интервалами вплоть до четырех лет (Spitz 1946а). К этому возрасту большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить или говорить (рис. 18).
Уровень смертности покажется еще более чудовищным при сопоставлении с другими воспитательными учреждениями. Например, в яслях мы наблюдали в среднем 55 детей ежегодно, то есть за четырехлетний период мы проследили историю 220 детей, из них 186 с самого рождения; из этой группы в свою очередь более половины мы наблюдали также в начале второго года жизни. Среди всей этой популяции мы зарегистрировали два смертных случая, вызванных общераспространенными заболеваниями. Из числа воспитанников яслей, за чьей судьбой мы могли проследить в течение полугода после того, как они покинули это заведение, умерло еще двое. Это достаточно убедительно показывает, что смертность обусловливается не нахождением в воспитатель-
|
253
ном учреждении, а специфическими условиями содержания. Между яслями и приютом существует одно важное различие: в яслях за детьми ухаживала мать, в приюте — нет.
Рис. 18. Заболевания, вызванные эмоциональной депривацией
Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводят необычайно высокий процент этих детей к маразму и смерти (рис. 19 и 20).
Рис. 19. Маразм
Из 91 ребенка, первоначально наблюдавшихся в приюте, к концу второго года жизни умерли 34; 57 детей выжили. О судьбе четверых из них мы не смогли получить дальнейшую информацию. 32 были размещены в семьях и воспитательных учреждениях, и о них мы также не располагаем дальнейшими сведениями. Следовательно, вполне возможно (и даже вероятно), что общий процент смертности был еще выше. Но и без этого уровень смертности чрезвычайно высок.
Рис. 20.
В предыдущих главах я отмечал, что мать, ухаживая за ребенком, обеспечивает его аффективно важными действиями в рамках объектных отношений. Отсутствие материнской
255
заботы означает эмоциональный голод. Мы видели, что это приводит к прогрессирующему ухудшению, затрагивающему всю личность ребенка. Это ухудшение проявляется прежде всего в остановке психологического развития ребенка. Затем возникают психологические дисфункции, сопровождающиеся соматическими изменениями. На следующей стадии это приводит к повышенной восприимчивости к инфекции, и, соответственно, если эмоциональная депривация продолжается на втором году жизни, — к экстремальному возрастанию уровня смертности.
Я выдвинул предположение, что последовательность симптомов при синдроме госпитализма соответствует последовательности симптомов, описанных Селье (1950), которые возникают в результате продолжительного стресса (Spitz 1954, 1956b). Эти параллели отражены в таблице 9.
Начав с физических агентов стресса, Селье вскоре обнаружил, что эмоциональный стресс является наиболее мощным активатором гипофизарной, адренокортикотропной функции. Я считаю таким фактором стресса продолжительную эмоциональную депривацию.
|
В заключение я хотел бы обратить внимание читателя на термины, использованные мной при обсуждении данной темы. Я намеренно говорил об аффективной (эмоциональной) депривации. В последние годы было проведено много интересных и впечатляющих исследований животных и людей с точки зрения сенсорной депривации (Неbb, 1949; Bexton, Heron and Scott, 1954; Heron, Bexton and Hebb, 1956; Azima and Cramer-Azima, 1956а, b; Lilly, 1956; Harloy, 1958; Solomon, 1961). Необходимо понимать, что сенсорная и эмоциональная депривация отнюдь не являются взаимозаменимыми понятиями. Разумеется, на данной стадии практически невозможно вызвать один вид депривации без другого. В последние годы было проведено множество экспериментов с различными видами животных в области сенсорной депривации. Внимательное изучение результатов этих экспериментов выявляет, что последствия оказываются тем более тяжелыми, чем выше место данного вида на эволюционной лестнице. Отсюда неизбежно следует вывод, что тяжесть ущерба, вызванного сенсорной депривацией, возрастает прямо пропорционально уровню развития Я, присущему данному виду, и интенсивности объектных отношений.
Таблица 9 Параллели между общим синдромом адаптации и синдромом эмоциональной депривации
Общий адаптационный синдром (Селье) | Синдром эмоциональной депривации (Шпиц) |
Напряжение | Плаксивость |
Возбуждение | Требовательность |
Потеря аппетита | Потеря аппетита, Снижение веса |
Возрастание резистентности к эвокаторным стимулам | Увеличение социального сектора |
Снижение адаптивности к другим факторам | Остановка и регресс КР |
Субнормальное либидо | Отсутствие аутоэротической деятельности |
Депрессия нервной системы | Безучастность Бессонница Снижение моторики |
Прекращение адаптации | Необратимая регрессия КР |
Снижение резистентности | Восприимчивость к инфекции |
Артериосклероз сосудов мозга | Ригидность лица Атипичные движения пальцев |
Истощение | Рост заболеваемости |
Смерть | Высокий уровень смертности |
Соответственно, у птиц, например у уток, после длительной сенсорной депривации может наступить легкое и быстрое выздоровление, но уже у дикого гуся ее последствия оказывается труднообратимыми. Подобную картину мы наблюдаем и у низших млекопитающих, однако когда мы переходим к макакам-резусам Харлоу, последствия эмоциональной депривации оказываются полностью необратимыми. Харлоу установил, что эти последствия выражаются, прежде всего, в расстройстве эмоционального функционирования животного, его реакций и социальных отношений1.
|
Соответственно, я полагаю, что потребуются дальнейшие эксперименты и исследования, чтобы очертить природу этих двух форм депривации и отделить друг от друга их последствия. В недавних работах я сделал первую попытку продвинуться в этом направлении (1962, 1963Ь, 1964).
1 Личное сообщение, 1961.
257.
ГЛАВА 15
Последствия утраты объекта
Психологические соображения
Аналитическая депрессия и госпитализм показывают, что острая недостаточность объектных отношений ведет к задержке развития во всех сферах личности1. Эти два различных заболевания высвечивают фундаментальную роль объектных отношений в развитии младенца.
Говоря точнее, катамнез детей, подвергшихся этим двум расстройствам, требует пересмотра наших представлений о роли агрессивного влечения в развитии младенца. Проявления агрессии2, присущие нормальному ребенку после восьмого месяца жизни, такие, как удары, укусы, жевание и т. д., явно отсутствуют у детей, страдающих анаклитической депрессией или госпитализмом. Ранее в этом исследовании я указывал, что развитие обоих влечений, и либидинозного, и агрессивного, тесно связано с отношением ребенка к либи-динозному объекту. Отношения ребенка с объектом любви дают выход агрессивному влечению в активности, провоцируемой объектом. На стадии младенческой амбивалентности (то есть во второй половине первого года жизни) у нормального ребенка нет дифференциации между агрессивным и либидинозным влечениями; они проявляются одновремен-
1 В статье о развитии слепорожденного ребенка Фрайберг и Фрид-мэн (1963) убедительно подтверждают это предположение, проиллюстрировав его впечатляющими киносъемками.
2Я использую термины «агрессия» и «агрессивное влечение» отнюдь не в их расхожем смысле. «Агрессивное влечение» или, говоря кратко, «агрессия» означает, согласно постулату Фрейда (1920), одно из двух действующих в психике фундаментальных инстинктивных влечений. Некоторые авторы называют его «агрессивным инстинктом». Соответственно, говоря об агрессии, я не имею в виду враждебность или деструктивность, хотя они также могут относиться к проявлениям этого влечения.
|
но, параллельно или альтернативно в виде реакции на один и тот же либидинозный объект. В отсутствие такого объекта оба влечения лишаются своей цели. Именно это и происходит с детьми, страдающими анаклитической депрессией.
В этом случае влечения, так сказать, повисают в воздухе. Прослеживая судьбу агрессивного влечения, мы обнаруживаем, что ребенок обращает агрессию на самого себя, то есть на единственный оставшийся у него объект. С клинической точки зрения эти дети утрачивают способность ассимилировать пищу, они впадают в бессонницу, позднее могут активно проявлять аутоагрессию, биться головой о край кровати, наносить кулаками удары по голове и целыми прядями вырывать у себя волосы. Если утрата объекта оказывается тотальной, их состояние переходит в госпитализм, ухудшение заходит слишком далеко и становится необратимым, приводя в итоге к маразму и смерти.
В той мере, в какой ребенок лишен либидинозного объекта, он все более утрачивает способность направлять вовне не только либидо, но и агрессию. Разумеется, трансформация инстинктивных влечений не доступна прямому наблюдению, однако из симптоматики анаклитической депрессии можно заключить, что давление (impetus, Freud, 1915b) агрессивного влечения является, так сказать, носителем не только этого влечения, но и либидинозного. Если мы предполагаем, что у нормального ребенка во второй половине первого года жизни оба влечения слитны, то мы можем также постулировать, что у ребенка, лишенного объекта, имеет место расслоение влечений.
Каким образом это происходит? Когда разлученный с матерью ребенок не может найти цель для разрядки влечения, он сначала становится плаксивым, цепляясь за любого оказавшегося поблизости взрослого, словно пытаясь с помощью агрессивного влечения вновь обрести объект любви. Чуть позже явные проявления агрессии идут на убыль, и после двух месяцев непрерывной разлуки у ребенка обнаруживаются первые отчетливые соматические симптомы, то есть бессонница, потеря аппетита и веса. Я пытался описать подробно каждый из этих симптомов (1953а).
При анаклитической депрессии, если патологический процесс, вызванный депривацией, останавливается благодаря возвращению объекта любви, расслоение двух влечений также прекращается и наступает обратный процесс. В этот
259
период мы наблюдаем явление, которое, по-видимому, возникает в результате частичного повторного слияния влечений при быстро восстанавливающейся активности у выздоравливающих детей. Если мать возвращается после разлуки, продолжавшейся не более чем три-пять месяцев, ребенок полностью преображается, становится веселым и оживленным, радуется и своей матери, и всем взрослым вообще, он готов активно возиться и играть с другими детьми. Такие дети также, по крайней мере на некоторое время, делаются более агрессивными по отношению к другим, чем их обычные сверстники; они могут активно уничтожать различные предметы, одежду, постель, игрушки и т. д. Однако эта деструктивная установка несопоставима с бесконтактной и безобъектной деструктивностью малыша или дошкольника, которому удалось выжить, несмотря на постоянную отлученность от источника эмоций.
Среди детей, матери которых возвратились после нескольких месяцев отсутствия, мы также обнаруживаем тех, кто кусается и рвет волосы — но у своих сверстников, а не у себя. Я снял на пленку одного такого ребенка, который постоянно сдирал кусочки кожи с внутренней поверхности стопы другого малыша, оставляя кровоточащие ссадины.
Какова судьба либидинозного влечения после расслоения влечений? Наши наблюдения за аутоэротической активностью детей первого года жизни позволили нам выдвинуть на этот счет некоторые предположения. Мы видели, что у детей, подвергнувшихся длительному лишению аффективных ресурсов, прекращается всякого рода аутоэротическая активность, включая сосание большого пальца. С теоретической точки зрения это выглядит так, словно младенец возвратился к форме существования, возникшей на стадии первичного нарциссизма: он не способен воспринимать в качестве объекта собственное тело. Складывается впечатление, что у маразматических детей либидинозное влечение наделяется единственной ролью: обеспечивать выживание, покуда удается поддерживать угасающую искру.
Дети, страдающие маразмом, были лишены возможности сформировать объектные отношения. Тем самым они оказались не способны направить либидинозное и агрессивное влечения на один и тот же объект, что является обязательной предпосылкой для слияния двух влечений. Лишившись объекта во внешнем мире, разъединенные влечения направляются на личность самого ребенка, воспринимая ее в качестве объекта. Последствия не подвергшейся слиянию
и обращенной против собственной персоны агрессии выражаются в деструктивных проявлениях вырождения, в форме маразма. Обращение на самого себя также не подвергшегося слиянию либидинозного влечения противодействует деструкции; действуя на основаниях, подобных первичному нарциссизму, либидинозное влечение растрачивается в попытках обеспечить выживание.
По моему мнению, при нормальном слиянии обоих влечений агрессия играет роль, сопоставимую с несущей волной. Таким образом, натиск агрессии обеспечивает направленность обоих влечений на внешний мир, но, если агрессивное и либидинозное влечения не достигнут слияния, или если произойдет расслоение, агрессия обратится на саму личность, и в таком случае либидо также не сможет далее оставаться направленным вовне1.
Нейтрализация. Мы можем также рассмотреть трансформацию влечений, которой сопровождается утрата объекта, в свете концепции Гартманна о нейтрализации (Hartmann, 1952,1953,1955; Kris, 1955; Hartmann, Kris and Loewenstien,1949), в соответствии с которой энергия инстинктов может быть преобразована в нейтральную энергию. Нейтрализация позволяет обойти пагубные последствия расслоения. Одна-
1 Можно спросить, что происходит с обоими влечениями в период эмоциональной депривации, почему происходит их расслоение и почему агрессивное влечение постигает иная судьба, нежели та, что уготована либидинозному. На данной стадии нашего знания эти вопросы остаются чисто академическими, однако я полагаю, что гипотеза Фрейда о связи либидинозного влечения с внутренними органами (Freud, 1905b) может пролить свет на эти проблемы. Позднее, в частности в «Экономической проблеме мазохизма» (1924с), Фрейд говорил о мускулатуре как о канале для разрядки агрессивного влечения. Системы органов значительно медленнее осуществляют функцию разрядки, нежели скелетная мускулатура. Можно даже предположить, что первая способна удерживать энергию в связанном состоянии (Breuer, Freud, 1895). Это не касается скелетной мускулатуры, которая быстро разряжает энергию в виде кратковременных взрывов.
Мы можем подумать и о существовании органической, физиологической основы, которая в случае патологической преграды разрядке вызывает расслоение обоих влечений, которым патология отказывает в разрядке. Когда либидинозное влечение отделяется от агрессивного, различие между ритмом разрядки во внутренних органах и тем, что господствует в скелетной мускулатуре, может закрепить этот разрыв и в конечном счете определить различную судьбу каждого из влечений. Возможно, в этом контексте найдут себе применение некоторые предположения Кэннона (1932). Любое подобное соображение может только наметить вероятные направления наших рассуждений.
261
ко нейтрализация предполагает определенный уровень организации Я, которого младенец не может достигнуть до последней четверти первого года жизни, а то и позже.
Это стадия, о которой мы можем говорить как о стадии достижения ребенком первого уровня подлинной организации Я, первой интегрированной структуры Я, совершенно несходной с рудиментарным, разрозненным Я, постулированным нами для третьего месяца развития. Мы говорили об этих двух уровнях развития Я как о первом и втором организаторе психики. Первый важный шаг к интеграции Я совершается в переходные месяцы, разделяющие эти две фазы. Для того чтобы ребенок успешно преодолел трудные и сложные процессы первой стадии перехода, то есть вступил на путь, ведущий ко второму организатору психики, требуется соблюдение определенных условий (Spitz, 1959).
Наиболее важное из этих условий — атмосфера безопасности, создаваемая стабильными и непрерывными объектными отношениями. Младенец должен располагать постоянным доступом к свободной разрядке в форме аффекта, направленного на либидинозный объект и ведущего к взаимодействию между ребенком и объектом1.
После установления Я примерно к концу первого года жизни вырабатываются все новые предтечи защитного механизма. Начинает развертываться личность ребенка, проявляться характер. В ходе этого развития влечения (которые подверглись слиянию при установлении либидинозного объекта) подвергаются дальнейшему изменению, в том числе нейтрализации. Кроме того, влечения в большей или меньшей степени направляются в русло психических репрезентаций того или иного органа, той или иной активности, отражая доминирующие зональные модусы (Erikson, 1950а).
Результатом этого экстенсивного эксперимента с влечениями являются разнообразные смешения влечений, причем эти смешения могут отличаться как качественно, так и количественно. Разумеется, когда я говорю об эксперименте со смешением влечений, я также имею в виду, что многие подобные эксперименты окажутся неудачными и не соответствующими своей задаче, которая состоит в том, чтобы
1 Эриксон (1950а) выражает то же мнение в несколько иной форме, называя это явление «первой стадией базальной уверенности (примерно первый год)», тогда как Тереза Бенедек (1938) говорит о «доверии».
достичь удовлетворения1 или избежать неудовольствия. Неудачные эксперименты оставляются; нормальный ребенок сравнительно легко отказывается от них, поскольку постоянство и безопасность его объектных отношений стоят того, чтобы пойти на Подобное самопожертвование. Надежный аффективный климат позволяет ребенку компенсировать разочарования и фрустрации в другом секторе объектных отношений или с помощью новых экспериментов, или обоими способами.
Тогда наступает черед нейтрализации, которая необходима для установления принципа реальности: индивид должен быть способен осознавать, что его ближайшая цель может оказаться недостижимой либо повлечет за собой слишком много неудовольствия. Этот инсайт сам по себе требует от ребенка таких психических операций, которые в свою очередь нуждаются в определенном уровне интеграции Я, при котором удовлетворение может быть отсрочено, а инстинктивное влечение вынесет ожидание2. Дальнейшей предпосылкой способности нейтрализовать влечения является вышеупомянутая атмосфера эмоциональной безопасности, которая может возникнуть только после установления либидинозного объекта в собственном смысле слова (к концу первого года жизни).
Наблюдая за упорными усилиями и попытками восьмимесячного ребенка, невольно вспоминается то, как в первые месяцы жизни приобретались паттерны движений: точно так же младенец направляет и перенаправляет инстинктивные влечения; при этом парциальные влечения дифференцируются от них, а затем реинтегрируются и утилизируются. Подобно тому как в первые месяцы жизни отбрасываются неудачные движения, восьмимесячный ребенок отбрасывает не приводящее к успеху поведение, и подобно тому как верные движения интегрируются трехмесячным младенцем в единый репертуар, удачные паттерны поведения становятся для ребенка к концу первого года жизни обычной после-
1 Едва ли есть необходимость напоминать знакомому с психоанализом читателю, что я употребляю термин «удовлетворение» для описания широкого спектра психологических переживаний, включая также
мазохистские.
2 Пользуясь терминами Пиаже, это соответствует сравнительно высокому уровню обратимости, который достигается на четвертой стадии, когда ребенок научается находить игрушку позади двух последовательно расположенных тайников (см. приложение).
263
довательностью. Из случайных движений выбираются те, которые обеспечивают достижение цели; среди различных типов поведения и эмоциональных реакций сохраняются те, которые вызывают соответствующий отклик.
Благоприятный аффективный климат облегчает эксперименты с действиями, отношениями и попытками достичь цели на более высоком уровне. На этом уровне немедленное удовлетворение потребности перестает быть единственной целью. Большее значение приобретает, с одной стороны, достижение удовлетворения в рамках объектных отношений, с другой — прогресс в развитии и автономия. Цели, не соответствующие этим задачам, отвергаются. Пожалуй, можно сказать, что в первые месяцы жизни двигательные паттерны подчинены целям, а осуществление влечений после установления Я подчинено задачам.
Когда цель отвергается, энергия, вложенная в достижение этой цели, остается без разрядки и ищет выхода. Беспорядочное возбуждение и нескоординированная активность (обычный способ разрядки в первые недели жизни) в возрасте одного года уже не вполне сообразны Я, тем более когда устойчивость хороших и надежных объектных отношений предлагает большие возможности удовлетворения. Правда, власть Я еще не настолько утвердилась, чтобы исключить периодические взрывы эмоций. Однако эти проявления темперамента редко случаются у ребенка, у которого сформировались удовлетворительные объектные отношения. Более того, у него развиваются новые способы разрядки энергии. На сознательном уровне принимается компенсация, в бессознательной сфере Я развиваются защитные механизмы, и становится возможной нейтрализация влечений.
В свете этих рассуждений я прихожу к выводу, что нейтрализация в сфере влечений играет роль, сопоставимую с ролью принципа реальности в сфере активной дея тельности. Пока нейтрализация невозможна, диффузные инстинктивные влечения ведут к деструкции, то есть к уничтожению объекта, субъекта или того и другого. Но если нейтрализация возможна, энергия влечений удерживается в ожидании до тех пор, пока не представится более благоприятная возможность для использования нейтрализованной энергии в осуществлении Я-сообразной задачи. Таким образом, нейтрализация влечения, как и принцип реальности, выполняет функцию обходного пути.
Если на основании наблюдавшейся нами «нормальной» популяции младенцев позволительно делать обобщения, то можно сказать, что нейтрализация влечения имеет защитные функции. Мы можем отнести нейтрализацию к числу защитных механизмов; принцип реальности как функцию обходного пути и адаптивное устройство следует рассматривать в качестве предтечи нейтрализации.
265
ГЛАВА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом исследовании я попытался представить полную картину своей работы в области генезиса первых объектных отношений и их компонентов, рассказать об их последовательных стадиях, выявленных при нормальном развитии, а также о некоторых видах расстройств, возникающих на первом году жизни. Эта картина остается наброском, во многих отношениях несовершенным. Дальнейшие исследования будут проводиться с помощью более тонких инструментов и, несомненно, расширят, модифицируют и уточнят мои данные; они приведут к более четким формулировкам и новому набору понятий. Следовательно, то, что я излагаю, — это лишь первый шаг, попытка пролить свет на ряд феноменов и подчас увидеть в них нечто весьма неожиданное.
Я указывал, что естественный процесс установления объектных отношений в качестве предпосылки нормального развития и функционирования психики — условие необходимое, но не достаточное. Я обсуждал отклонения в установлении объектных отношений и расстройства психического развития младенцев, связанные прежде всего с этими отклонениями. Некоторые из расстройств раннего детства, будь то психогенные или психосоматические заболевания, обнаруживают поразительное сходство с состояниями, которые мы наблюдаем у взрослых. Я показал, что это сходство отнюдь не означает гомологии или хотя бы аналогии между расстройствами у младенцев и психическими заболеваниями взрослых. Напротив, я подчеркиваю, что патологические процессы, наблюдаемые в младенчестве, представляют собой независимую клиническую картину sui generis, поскольку они возникают у организма, психическая структура которого полностью отличается от структуры взрослых. Однако если столь серьезные расстройства, как некоторые из тех, что я описал, развиваются в период формирования
психики, они неизбежно оставляют рубцы в структуре и функциях психики. Эти рубцы становятся locus minoris, где и закрепляются расстройства более поздних периодов. Болезнь, проявившаяся позднее, может относиться или не относиться к совершенно иной нозологической категории. Этот вопрос требует дальнейшего исследования. Однако я считаю вполне вероятным, что ранние психогенные расстройства у младенцев порождают предрасположенность к дальнейшему развитию патологии.
На данной стадии нашего знания это предположение остается гипотезой, которая, по-видимому, подтверждается клиническими и экспериментальными исследованиями, а также наблюдениями Анны Фрейд (1958), Джона Боулби (1953), Патнема и др. (1948), Маргарет Малер (1960), Берты Борнштейн (1953) и многих других (см. также: Lebovici and McDougall, 1960). Однако решающее доказательство, подтверждающее или опровергающее мои гипотезы, появится тогда, когда будет проведено достаточное количество длительных исследований, начиная с момента рождения.
Тем временем даже столь осторожная рабочая гипотеза открывает новые возможности в сфере профилактики и терапии некоторых расстройств, как детских, так и взрослых. Некоторые идеи относительно профилактики я изложил в своей работе «Психиатрическая терапия в младенчестве» (1950а).
В области терапии уже предпринимались соответствующие попытки под названием анаклитической терапии (Margolin, 1953, 1954). Поскольку и детские, и взрослые расстройства, по-видимому, связаны с теми психическими рубцами, которые можно проследить до ранних патогенных объектных отношений, логично предположить, что соответствующие терапевтические процедуры также должны восходить к довербальному периоду, предшествующему и эди-повой, и догенитальной фазе (Spitz, 1954).
Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, указывают, что расстройства в формировании наиболее ранних объектных отношений, вероятно, влекут за собой значительное нарушение способности подростка и взрослого к установлению переноса в терапевтической ситуации. Маргарет Малер (1952) обнаружила две предтечи подобного неправильного развития малышей и назвала их «аутич-
1Место наименьшего сопротивления. — Лат.
267
ный» и «симбиотический» ребенок. У взрослых явления, аналогичные аутизму, представляют собой недостаток контактов, уход в себя, а в острых случаях — кататонию. Симбиотический ребенок, в свою очередь, подобен взрослому пациенту, обнаруживающему определенные формы патологической влюбленности и крайней зависимости с заметной тенденцией к суициду.
Я полагаю, что доминирование хороших объектных отношений является основополагающей предпосылкой способности устанавливать перенос. Поэтому феномен переноса был впервые обнаружен в психоаналитической терапии невротиков. При неврозе первоначальный конфликт происходит через несколько лет после установления объекта, то есть наиболее ранние объектные отношения у невротика складываются относительно благополучно.
Кроме того, некоторые наши пациенты оказались слишком нарциссическими для того, чтобы поддаться психоаналитическому лечению. До недавних пор считалось, что такие пациенты вовсе не способны к образованию переноса. Теперь мы знаем, что дело обстоит не совсем так, однако создание подобных нетипичных переносов чрезвычайно сложно и требует изменений в технике терапии. Эти изменения можно отчасти смоделировать в соответствии с процессом, который приводит к появлению способности к переносу, то есть исходя из истории развития объектных отношений и, в частности, из индивидуальных нарушений объектных отношений у конкретного пациента. Другими словами, терапевт должен предоставить пациенту то, чего не хватало в его объектных отношениях. Диагностирование подобной депри-вации облегчается фактором стадийной специфики: специфические эмоциональные проблемы пациента могут быть прослежены на основании его специфических точек фиксации (Spitz, 1959).
Это исследование поднимает еще целый ряд вопросов, которые я едва затронул или полностью опустил. Одной из проблем является социологическое значение этих данных. В первых разделах книги я указал, что объектные отношения — это основа социальных отношений. Я не могу окончить эту книгу без краткого обзора объектных отношений в социологической и исторической перспективе.
Что означают первые объектные отношения для социальной структуры? Фрейд наметил ответ в своей книге «Психология масс и анализ Я» (1921). Основываясь на феноме-
нах любви и гипноза, Фрейд сформулировал концепцию «массы из двоих», происхождение которой он проследил до первоначальных отношений мать-дитя. Фрейд выявил, что переходные отношения между гипнотизером и гипнотизируемым служат прототипом отношения группы к своему лидеру.
Все последующие человеческие отношения, имеющие объектные характеристики, — отношения любви, отношения, возникающие при гипнозе, отношение группы к лидеру и в конечном счете все межличностные отношения, впервые закладываются в отношениях мать—дитя. Поэтому наше исследование дает отправную точку для понимания условий, которые превращают человека в социальное существо. Аффекты и аффективные взаимодействия играют центральную роль в подобной констелляции сил и условий. Способность человеческого существа устанавливать социальные контакты приобретается внутри отношений мать-дитя. Посредством этих отношений подвергшиеся слиянию влечения направляются на либидинозный объект, и тем самым закладывается фундамент всех дальнейших человеческих отношений.
Исследования антропологов, таких, как Маргарет Мид (1928, 1935), Рут Бенедикт (1934), Кардинер (1939, 1945), Редфилд (1930), Монтегю (1950) и многих других, обнаружили тесную взаимосвязь между отношениями матери и ребенка внутри конкретной культуры, с одной стороны, и формами культурных институтов этого общества — с другой. Однако эта тесная взаимосвязь не должна интерпретироваться в качестве простой причинно-следственной связи с той или иной стороны. Я указывал (1935), что сам по себе способ воспитания детей в данном конкретном обществе не обусловливает характера культурных институтов этого общества или форму отношений между его взрослыми членами. И наоборот, форма и интенсивность отношений мать-дитя в конкретном обществе не могут полностью определяться господствующими в этом обществе культурными институтами. Эти два фактора неразделимо вплетены в единый процесс, влияя друг на друга в ходе исторического развития. Они воплощают совокупность исторических, традиционных и связанных с окружающей средой сил, доминирующих в обществе.
Природа культурных установлений задает пределы, в которых могут функционировать объектные отношения.
269
Кардинер (1945) в своем исследовании племени алор приводит хороший пример. В обществе племени алор роль женщины сводится к работе в поле, тогда как мужчины занимаются своими делами.
Женщины трудятся в поле, в то время как мужья вымогают деньги. Мать кормит ребенка на рассвете и не берет младенца с собой, оставляя его на произвол судьбы или на попечении кого-либо из старших братьев или сестер, которых отнюдь не радует эта обуза и которые не испытывают ни малейшей любви к младшему. Каждый день в этой деревне натыкаешься на едва переваливающихся на ножках малышей, которые рыдают вслед матери, умоляя взять их с собой. Любой член племени алор готов жаловаться на то, как часто мать покидала его в детстве.
...Нет такого периода в жизни ребенка, когда бы он мог сполна насладиться родительской заботой и нежностью. Как только ребенок, особенно женского пола, подрастает, он
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!