Занятие 27. Пранаяма, виды, практики. Виды самадхи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Занятие 27. Пранаяма, виды, практики. Виды самадхи

2020-08-20 166
Занятие 27. Пранаяма, виды, практики. Виды самадхи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Если у кого-то есть какие-то комментарии, кто-то практиковал из того, что было вышеперечисленно, может немножко рассказать.

Студент: Можно мне тогда начать. Я занятие пропустил в прошлую субботу, и не посмотрел, но соблюдал «принцип Памятования». Просматривал занятие по Кундалини йоге, которое было два года назад. Там Басим вел и участвовала Анна в этом занятии, такие глубокие рассуждения по поводу первоисточника. Я подвожу свою теорию высказывания, что таких каких-то ярких впечатлений от теории Визуализации и практик Кундалини- лайя йоги. Все время концентрируюсь на Муладхара чакре и просматриваю периодически. Еду в машине как бы центральный канал стараюсь осознать – это положение. И на занятиях, которые веду сам, заостряю на этом внимание у присутствующих. Это я выполнял за это время, спасибо.

Студент: Вот два слова тоже хочу сказать. Я пробовал по практике на этой неделе, которая описана у Авалона, Авалон в свою очередь опирался на Самхиту. Там прием, когда зажимаешь глаза, нос, уши… мудры и банхи, и все вместе. Мне закрытие этих отверстий пальцами сложно дается. У меня начинает на третьей минуте, какой-то «тремор» в мышцах лица. Сложно достичь, выполняя все эти предписания, какого-то гармоничного состояния, которое позволяло бы наблюдать за внутренним процессом. Единственное, что получается при выполнении бандх добиться внутреннего жара, который возникает на задержках, он как бы раздувается. Но дальше никуда… Все, если конкретно про это.

Иван: Сейчас сделаем практику.

 

Часть еще одной Йони мудры, когда зажимаем уши, глаза, нос, губы. И просто располагаем руки, чтоб шло давление на определенные точки, как получается. Воздух вдыхаем через рот посредством Каки -мудры. Еще раз напоминаю, это когда мы язык, словно слегка высовываем, сворачиваем трубочкой при вдохе, и словно пьем воздух. Как правило, это происходить будет автоматически, когда вы будете вдыхать воздух посредством звука СИ и ШИ(ШЫ), и наподобие этого и задержка на вдохе настолько насколько комфортно, приятно. После этого выдох через нос. Делаем в своем ритме, в своем темпе. Что мы делаем?! Большими пальцами закрываем уши, указательными глаза, дальше – средними нос, мизинец, безымянный соответственно губы, безымянный сверху, мизинец снизу. Вдох через рот, кончик языка, язык высовываем, втягивая воздух, он автоматически становиться трубочкой, делаем задержку и наблюдаем за резонансным внутренними ощущениями. Основных – это два критерия: Это либо свет, либо звук. Либо то и то одновременно, это что больше прокачано. Это определенные стадии Самадхи. Вы можете слышать, либо концентрироваться на звуке, если вы его слышите. Возможно, будет яркий свет, можно концентрироваться на свет во время этой задержки. И, мантру мы произносим «Хум ХамСах» во время этого, пока без асаны. Удобное положение. Можно добавлять Ашвини мудру – это, когда мы сжимаем мышцы промежности пульсирующее (сжали - разжали) или по-другому Мулабанха в динамике. И в своем ритме, в своем темпе.

Идет практика 5 минут.

Заканчиваем выполнять упражнение, и какое – то время просто сидим, наблюдаем за ощущениями в теле.

Иван: Кто готов рассказать, поделиться ощущениями?

Студент: Первый раз выполнял эту практику. Абсолютно сдвинулось ощущение времени, я подумал, что где – то минута прошла. Я сначала долго, как бы все составные компоненты этой практики вместе сращивал, потом все нормально пошло и перед глазами была такая яркая точка, в центре более яркая, а вокруг величиной где-то с монету средней величины – свет. Я подумал, что это все - таки от того что в области глаз идет надавливание определенное. Когда закончилась практика, и мы сидели, наблюдали, я наблюдал за ощущениями, то такой фон присутствовал, сиреневый фон – приятного цвета.

Студентка: Могу тоже сказать, сейчас больше понравилось, чем первый раз. Вопрос: Обязательно нужно пальцами надавливать? Можно на уши и на глаза повязку, в уши что–нибудь вставить? Я пыталась поймать момент, что бы тело расслабилось. Я почувствовала, что в расслабленном теле вот эта задержка дыхания будет более гармоничная. Времени мне показалось мало прошло. Ощущение после практики хорошие, медленно так… Сначала сидишь – ни чего, потом раз тепло и сейчас в голове тепло. В ходе практики на глаза надавливаешь – свет появляется, но звука я не слышала.

Иван: Это и есть мудра! Когда мы так держим руки. Поэтому тренируйтесь. У хитрых индусов есть специальное приспособление для Пранайяма йоги Аданда посох - специальные посохи, которые они используют для пранайям, либо, когда мантры читают. Это просто первое время, когда мы что – то делаем - неудобно. Другой момент, это сесть в вариант КАРКАСАНЫ (позу Ворона).

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что существует определенные астрономические явления, которые усиливают наши внутренние ощущения, резонанс наших центров, каналов. Это связано с Луной. Если кто- то отслеживал, замечал этот год достаточно активный. Иногда видно, что Луна сильно желтая, словно кровавая. Эти моменты очень сильно влияют на приливы – отливы резонируют с нашими внутренними жидкостями. Обычно, это совпадает с Полнолуниями, поэтому в интернете можете посмотреть и постараться в эти моменты выделить себе время для практики. Именно такой тонкой! Посидеть, понаблюдать за ощущениями, помедитировать, пройтись по каналам, по центрам и попытаться их уловить.

Читаем дальше.

«На пятой ступени (Пранаяма) возникает легкость – левитация или уменьшение веса тела. Воздух, вдыхаемый через рот и ноздри – это материальный воздух (Стхула Вайю). Дыхание – это проявление жизненной силы, называемой Прана Вайю. Посредством контроли над Стхула Вайю контролируется и Прана Вайю – тонкая форма дыхания. Процесс, обеспечивающий это, называется Пранаяма. Пранаяма часто переводится как "контроль над дыханием". После того, как мы рассмотрели процесс Пранаямы, нельзя сказать, что этот термин совсем уж неподходящий, если считать, что дыхание обозначает не только Стхула Вайю но и Сукшма Вайю.

Но всё-таки в действительности "Пранаяма" происходит от двух слов – "Прана" и "Аяма". Второе слово, согласно толкованию Амаракоши, означает "удлинение, вытягивание, расширение". Это процесс, при которым обыкновенное и сравнительно легкое проявление Праны удлиняется, усиливается и расширяется. Это прежде всего происходит в Праной, которая движется в Иде и Пингале, а затем с Праной, вошедшей в Сушумну, где она подобна цветку, распускающемуся во всей своей полноте. Когда тело очищено постоянной Практикой, Прана легко и без усилий входит в Сушумну. Из "малого пути" её обычного проявления, Прана становится "царским путем", который находится в Сушумне. Тогда употребляется Сурья Бхеда Кумбхака, пока не возникнет чувство, что Прана пропитывает всё тело от головы до пальцев ног. Ужджайи применяется до тех пор, пока дыхание наполнит тело от горла до сердца, а в Бхастрике воздух вдыхается а потом снова быстро выдыхается, как кузнец работает на своих раздувающих огонь мехах. Контролирование дыхания имеет смысл как предварительный этап. Однако это нужно понимать не только как контроль в смысле ограничения, но более широко. Поэтому наиболее верный перевод термина "Пранаяма" – это "контролируемое и развивающееся дыхание", ведущее к соединению Праны и Апаны. Пранаяма прежде всего практикуется с целью контроли и проявления Праны. В дальнейшем Прана должна быть введена в Сушумну при пробуждении Кундалини, которая, будучи спящей, загораживает вход туда. Когда Прана покидает Иду и Пингалу, те "умирают".1 В это время Прана в Сушумне с помощью Кундалини-Шакти пронизывает шесть центров, закрывающих проход в Брахманади, и окончательно становится растворенной (Лайя) в Махавайю ("великом дыхании"), что является концом и целью всего этого процесса.

1 Они лишены силы и безжизненны, как и всякая часть тела, из которой ушла Прана Шакти.

Пранаяма1 может быть практикуема только в соответствии с инструкциями, которые дает Гуру, тем Садхаком, который живет на питательной и умеренной диете, контролируя свои чувства. Как уже говорилось, ум и дыхание действуют друг на друга, и когда дыхание регулируется, регулируется и ум, и таким способом достигается ритмическое дыхание. Говорят что эта Пранаяма может быть успешной только тогда, когда очищены Нади, без чего Прана не может войти с Сушумну.

1 "Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит: "Как львы, слоны и тигры приручаются постепенно, так и дыхание должно быть правильно управляемо и находиться под контролем, иначе оно убьет практикующего". Поэтому его нельзя пробовать без руководства. Многие повредили себе и некоторые умерли вследствие ошибок, допущенных в Пранаяме, который должен применяется в соответствии с потребностями каждого. Поэтому необходимо иметь опытного Гуру.

Йогин принимает Падмасану, вдыхает и выдыхает поочередно через правую и через левую ноздрю, удерживая при этом дыхание (Кумбхака) на постоянно увеличивающееся время. Дэвата (божества) этих элементов Пранаямы – Брахма, Рудра, Вишну. Прана входит в Сушумну и, если задержка дыхание производится достаточно долго, пронизывает все центры и идёт к Брахма Рандхра. Йогические тексты говорят о разных формах Пранаямы, согласно которым Пранаяма сначала делается с Речака или Пурака (вдохом и выдохом), а затем дыхание внезапно останавливается без Пураки и Речаки. Имеются также различные формы задержки дыхания, такие как Сахита Кубхака, которая подобна первым двум, и которая должна практиковаться до тех пор пока Прана войдёт в Сушумну; и Кэвала Кумбхака, в которой дыхание поддерживается без Пурака и Речака.1 Кроме того есть и другие виды Кумбхаки, излечивающие недуги, возникающие из неуравновешенности Вата, Питта и Капха. Бхастрика – важная Кумбхака, которую практикуют в случае всех трёх Дош. Она помогает Пране пройти через три Грантхи, которые находятся в Сушумне.

1 "Шандилья Упанишада" (гл. 1) говорит, что с помощью Кэвала достигается знание Кундалини, человек становится Урдхва-рэтас, и энергия его семени идёт вверх вместо того, чтобы трансформироваться в грубое семя, которое Апана направляет вниз. Бинду (энергия семени) должна быть побеждена, иначе Йога не удалась.

Нужно заметить, что все методы, которые уже были описаны и будут описаны в дальнейшем, служат одной цели – сделать так, чтобы Прана вошла в Сушумну и потом растворилась в Сахасраре после того как Кундалини – Прана Дэвата, – пронижет все проходимые ею центры. Когда Прана течет через Сушумну, тогда ум становится устойчивым. Когда Чит поглощен в Сушумне, тогда и Прана неподвижна. Эта цель стоит и за всеми методами Пратьяхары, Дхараны, Дхьяны и Самадхи. И если в Раджа Йоге все это является различными процессами и состояниями ума, то в Хатха Йоге, которая интересуется дыханием, это – стадии прогресса в Пранаяме. Поэтому некоторые трактаты описывают их (состояния ума и процесс дыхания) различно, чтобы согласовать с теорией Хатха Йоги и её практикой и объяснить состояния ума как степени Кумбхаки, варьируемые в зависимости от её длины и продолжительности.

Так, если Прана удерживается некоторое время, это называется Пратьяхарой, более долгое время – Дхарана, и так до достижения Самадхи при задержке дыхания на самый долгий период.

Все существа произносят Аджапа-Гаятри, непроизнесенную Мантру, которая происходит при вдыхании воздуха посредством Хам-кара и выдыхании его посредством Сах-кара по 21 600 раз в день. Обычно дыхание отходит вперед на расстояние в 12 пальцев, но во время пения, еды, ходьбы, сна и половых сношений это расстояние бывает соответственно 16, 20, 24, 30 и 36 пальцев. При сильных упражнениях это расстояние бывает еще большим, до 96 пальцев. Когда длина дыхания нормальна, жизнь становится более продолжительной. Когда оно превышает норму, тогда и жизнь укорачивается. Пурака это вдох, Рэчака – выдох, а Кумбхака – задержка дыхания между вдохом и выдохом. Согласно "Гхеранда Самхите" Кумбхака бывает 8 видов:

1. Сахита,

2. Сурья Бхеда,

3. Уджджайи,

4. Шитали,

5. Бхастрика,

6. Бхрамари,

7. Мурччха,

8. Кэвали.

Пранаяма пробуждает Шакти, освобождает от болезней, обособляет от мира и даёт блаженство. Она бывает различной степени: наивысшей (Уттама), средней (Мадхьяма) и низшей (Адхама). Степень определяется длиной вдоха, задержки и выдоха. В низшей степени Пранаяма выполняется с соотношением вдоха, задержки и выдоха как 4:16:8, всего 28. В средней степени Пранаяма удваивается – 8:32:16, всего 56. В высшей степени оно снова удваивается – 16:64:32, всего 112. Число соответствует повторениям Пранава-Мантры (ОМ). Садхака проходит через три различные стадии в своей Садхане, которые названы соответственно. В Адхама возникает испарина, в Мадхьяма – дрожь в теле, в Уттама, делаемой 100 раз, наступает, как говорят, левитация.»

Иван: Здесь привязка идет либо к счету, либо к мантре «Ом», что бы вы не сравнивали ее секундами. Мантру «Ом» можно повторять и быстро, можно повторять и медленно, можете попрактиковать. Непосредственно, Пранайяма в том виде, как она изложена с теми задержками, которые здесь даны и с подключением мантры «Ом». Что интересно, он описывает, согласно «Гхеранда Самхите» КУМБАХА бывает 8 видов, и перечислены Пранайямы через которые достигается эта Кумбаха. Что бы вы сильно не отрывались, что есть Кумбахи определенные, есть определенные Пранайямы. И, почему мы не можем делать только одну Пранайяму, что все несут какой – то разный характер и ощущают разные Нади (каналы). И, как было предостережение, если, как у нас в трактате: «… неопытный, глупый ученик начинает практиковать Пранайяму без логики и здравого смысла, пытается сразу сделать задержку своего дыхания наиболее большой, то в этот момент может просто задохнуться». Вот почему лучше не использовать ни какие средства для того, чтобы затыкать себе рот, нос, потому что есть определенные деятели, они держат задержку до такого состояния, пока у них не происходит потеря сознания. Описано, когда человек потерял сознание, он упал, организм включил свои источники и начал дышать. Если закрыть проходы, удушье обеспечено.

Анна: Я просто хотела развеять миф. Существует такой момент, что все настоящие практики начинаются только после того, как вы сможете совершать: один вдох и один выдох в одну минуту. На одну минуту у вас вдох и выдох, все. Т.е. это достаточно большое время и до этого времени вы так занимаетесь, знаете с маленькой буквы и это все ерунда. Настоящая практика - йога начинается, когда вы начинайте так дышать. Я не могу с этим согласиться, всегда надо делать первые шаги и если у вас не будет внутреннего состояния Бхавы, то и практики, которую вы делайте, даже пускай у вас вдох на три счета, вы уже его делайте просто вопрос времени, когда вы уже вырастите. А, если основываться вот на выше, что сказано, то можно и никогда и не начать работать. Раз так, я никогда не смогу - и человека это разворачивает.

Да, у вас Кира, был правильный подход к тому, что надо все делать очень в расслабленном состоянии. А, вот тот свет, который все желают увидеть?! Ребята, не надо нажимать сильно на глаза, это не хорошо для ваших глаз. Вы должны слегка просто прикоснуться. Будьте деликатны с собой. Суть то не в этом, это более тонкие практики. И с первого раза они не получаться, хотя бы месяцев шесть делать практики для того, чтобы просто двигаться к своим ощущениям.

Владимир: Вот Анна говорит о гармонии. Здесь в тексте, кстати, по времени ничего не говорится. Говориться о пропорциях - сколько нужно вдыхать, задерживать и выдыхать воздух. Т.е. я думаю, что тоже здесь время, количество задержки дыхания абсолютно не имеет значения. А еще я в каком- то источнике читал, что вот Кира про потение говорила. Эта первая стадия, там пот еще втирать нужно.

 Иван: Тут получается степень мастерства Пранаямы йоги зависит от того на сколько вы про себя можете произносить мантру «Ом», попрактиковать, посмотреть, на сколько у вас хватает произнести «Омов» в секунду.

Читаем дальше:

«Необходимо, чтобы нервы были очищены, потому что воздух не проходит через нечистое. Могут пройти месяцы и годы в предварительном очищении нервов. Очищение нервов бывает двух видов: Саману и Нирману, т.е. с употреблением Биджа Мантры и без неё. В первом случае йогин в Падмасане производит Гуру-Нияса согласно предписаниям своего Гуру. Сосредоточившись на "ЯМ" он делает Джапу через Иду с произнесением Биджа-Мантры 16 раз, Кумбхаку с Джапа Биджа 64 раза и потом выдыхает через солнечный нерв с Джапа Биджа 32 раза. Огонь поднимается из Манипуры и соединяется с Притхиви. Потом следует вдыхание через солнечный нерв с Вахни-биджа по счету 16, Кумбхака с 64 Джапа Биджа и выдох через лунный нерв с Джапа Биджа 32 раза. Потом он сосредотачивается на лунном сиянии, глядя на кончик носа и вдыхая через Иду с Джапа Биджа 16. Кумбхака делается с Биджа "ВАМ" по счету 64. Потом он думает о себе, как о заполненном нектаром, и размышляет о том, что его Нади очищены. Он вдыхает через Пингалу по счету 32 Джапа Биджа "ЛАМ" и думает о себе, как об исполненном крепости. Потом он садится на циновку из травы Куша или из шкуры антилопы и делает Пранаяму, повернувшись лицом к северу.»

Иван: Запоминайте: надо лицом к северу. К какому северу тоже не понятно, если брать территориально разброс. Саму предыдущую практику он делал отдельно, потом переходит в другое место на циновку куша, садиться на север и практику делает в этом направлении. Домашним заданием будетпопрактиковать Пранайяму каждый день в разные стороны света. И отследить изменения в своей практике. И, найти в какую из сторон вам более гармонично, заниматься. Если дома вы занимаетесь, то привыкли смотреть постоянно в какую – нибудь одну сторону: у кого-то это возможно открытое окно, у кого-то стоит алтарь и он в сторону алтаря садиться, у кого–то какие – то другие критерии. Постарайтесь расширить их, подышите и отследите влияние стороны света на практику. Предыдущая практика, написанная в «Гхеранда Самхите» более подробна и более понятна, через что вдыхать, что произносить, ее тоже попрактиковать. Она такая разовая, именно перед Пранайямой. Больше похожа на внутреннюю Дхьяну визуализации.

«Для этой практики кроме очищения нервов важным условиями является соответствующее время, место и пища. Место не должно быть настолько отдаленным, чтобы это беспокоило, например, в лесу; и не в городе, в многолюдном месте, потому что это отвлекает. Пища должна быть чистой и вегетарианской. Она не должна быть ни слишком холодной, ни слишком горячей, ни слишком кислой, острой, солёной или горькой. Нельзя воздерживаться от пищи или есть только один раз в день. Йогин не должен оставаться без еды более чем одна Яма (три часа), а пища должна быть легкой и укрепляющей. Нужно избегать долгой ходьбы и интенсивных упражнений, а начинающим нужно избегать половых контактов. Желудок должен быть наполнен только наполовину. Йогу нужно начинать весной или осенью. Как уже отмечалось, формы Пранаямы различны. Так, Сахита, как с Биджа (Сагарбха) так и без Биджа (Ниргарбха) делается следующим образом: Садхака размышляет о Видхи (Брахма), который наполнен Раджа-гуной, красного цвета и в форме А-кара (санскритской буквы А). Потом он вдыхает через Иду с 6 Мантрами. Перед Кумбхакой он делает Уддияна Бандха Мудру. Сосредоточившись на Хари (Вишну) как Саттва-майе, и на черном Биджа У-Кара, он делает Кумбхаку со счетом 64 Джапа Биджа; потом размышляя о Шиве как о Тамо-майе и его белом Биджа Ма-Кара, он выдыхает через Пингалу с 32 Джапа Биджа. Потом он вдыхает через Пингалу, делает Кумбхаку и выдыхает через Иду. Процесс повторяется в нормальном и потом в обратном порядке.»

Иван: Попеременное дыхание с произнесением мантры «АУМ», соответственно вдыхайте «А», ЗАДЕРЖКА «У», ВЫДОХ «М» и обратно «АУМ», и так по кругу. А дальше можете представлять, можете не представлять, попробуйте хотя бы просто с мантрой.

«Дхьяна или медитация согласно "Гхеранда Самхите" бывает трёх видов: (1) Стхула, грубая, (2) Джотир и (3) Сукшма, тонкая. В первом случае в уме представляется образ Дэваты (божества). Вот одна из форм Дхьяны, применяемых с этой целью. Пусть Садхака думает о великом океане нектара в своём сердце. В середине океана есть остров драгоценностей, берега которого состоят из драгоценного песка. Остров покрыт лесом из деревьев Кадамба с желтыми цветами. Там растут деревья Малати, Чампака, Париджака и другие благоухающие деревья. В середине леса деревьев Кадамба возвышается прекрасное дерево Калпа с цветами и плодами. Среди его листьев гудят черные пчелы и птицы Коэл занимаются любовью на его ветвях. Его четыре ветви – это четыре Веды. Под деревом – Мандала из драгоценных камней, а внутри Мандалы – прекрасное ложе, на котором пусть йогин представит себе своё божество-покровителя (Ишта Дэвату). Гуру будет направлять его в деталях формы, одежд и других признаков этого Ишта Дэваты.

Джотир Дхьяна – это вдыхание огня и жизни (Тэджас) в воображаемую форму. В Муладхаре лежит змееподобная Кундалини. Там сияет Дживатман в форме заостренного пламени свечи. Садхака медитирует на Тэджомайя Брахмане (Брахман как свет) или же медитирует на огне Пранаватмана (ОМ как свет), излучающем своё сияние в месте между бровями.

Сукшма Дхьяна – сосредоточение на Кундалини при делании Самбхави Мудры, после чего она пробуждается. Посредством этого достигается Атман.

И, наконец, посредством Самадхи достигается Нирлиптатва – полная отрешенность, и после этого приходит освобождение.

Согласно "Гхеранда Самхите" Самадхи Йога бывает 6 типов:

1. Дхьяна Йога Самадхи, достигаемая посредством Самбхави Мудры в которой, после медитации над Бинду-Брахманом и постижения Атмана, последний растворяется в Маха Акаше или великом эфире.

2. Расананда Йога достигается с помощью Кхечари Мудры, в которой язык удлиняется до тех пор, пока не достигнет области между бровями, и тогда он поворачивается назад в горло. Это может быть сделано с подрезанием языка или без этого.

3. Нада Йога достигается посредством Кумбхаки, при которой Садхака сидя в тихом месте закрывает оба уха и делает вдох и задержку до тех пор, пока он не услышит звук Нада различных видов, начиная от щебетания птиц до громкого звука литавр. При ежедневной практике в Анахате слышен звук, там видим свет, соединенный с Манасом, а Манас окончательно растворяется в Верховном Вишну.

4. Лайя Сиддхи Йога выполняется с помощью уже описанной Йони Мудры. Садхака размышляет о себе как о Шакти и Параматмане, как о Пуруше. Он чувствует себя соединенным (Сангама) с Шивой и наслаждается с ним блаженством Срингара-раса;1и он сам становится блаженством, тождественным Брахману.

1 Срингара – это любовное чувство сексуальной страсти и сексуального единения. Здесь Срингара-раса – космический корень этого чувства. То блаженство, которое достигают йоги, проявляется на земном плане как Срингара.

5. Бхакти Йога, в которой медитация производится над Ишта Дэвата, которого обожают (Бхакти) до тех пор, пока со слезами блаженства достигается состояние экстаза.

6. Раджа Йога выполняемая при помощи Маномурччха Кумбхаки. Манас отрешается от всех мирских объектов и фиксируется между бровями на Аджня Чакре, потом делается Кумбхака. Соединением Манаса с Атмой, в котором Джняни видит все вещи, достигается Раджа Йога Самадхи.»

Иван: Самадхи – Самадхи рознь. Методы достижения Самадхи, которое ведет к какому-то действию. Если мы привыкли под словом «Самадхи» понимать «Просветление». Если разбирать Патанджали, Самадхи есть с объектом и без объекта. Савикальпа и Нирвикальпа самадхи. Это такие подводящие Самадхи с объектом или через методы достижения, а потом следует высшая стадия достижения Самадхи. И написано, кому какую легче, тот и через такую может попробовать достичь.

______________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Домашним заданием будет попрактиковать пранаяму каждый день в разные стороны света. И отследить изменения в своей практике. И, найти в какую из сторон вам более гармонично, заниматься.

______________________________________________________________________

 

 

Занятие 28. Шива–Шакти

 

Иван: Хорошо, по традиции кто хочет поделиться успехами на пути йоги?

Владимир: Я начну, пока все готовятся. Выполнял домашнее задание – это практика Пранайямы йоги с закрыванием отверстий в голове. И на три стороны света я успел сделать три раза. Все остальные разы у меня была практика йоги без Пранайямы. Конечно, такое внутреннее ощущение радости, свободы. Внутреннее ощущение независимости от окружающей обстановки оно присутствует, только я не могу как бы детализировать. Настолько, динамична жизнь стала… Мне она очень нравиться, хорошая практика! Она начинает приживаться в отличие от других практик, Пранайяма именно. И, я свое неведение побеждал или разрушаю можно так сказать комплексом: сыроедением, Бхакти, Крийя йога, Пранайяма йога и еще я парилку посещаю. Т.е. таким общим фронтом наступаю на свое неведенье и на преодоление его. Сейчас опишу то состояние, которое я испытал в прошлый раз в парилке. Наверно все в парилке были, ни чего тут такого нет?! Сижу в парилке в позе полулотоса и по спине начали вверх – вниз мурашки бегать. Я первый раз в жизни это испытал! Теперь я уже знаю, что надо как бы еще больше аскетизмом, но не фанатизмом заниматься, чтобы сначала нащупать проявления всех энергий, которые у нас протекают. Потом может быть я научусь их генерировать или видеть более простыми методами. Спасибо.

Иван: Замечательно! Кто еще что скажет?!

Кира: Особо ничего специально не практиковала, пыталась практиковать эту пранайяму. Много там, элементов и я потихонечку делаю, пока ощущений, чтоб было «Вау!» или что – то такое, нет. По сторонам света я отследила не на этой неделе. Я в разных местах занимаюсь йогой. И, в одном месте веду группу хочется делать Пранайяму (это сторона света: север, северо – запад). В другом месте, посмотрела, там Пранайяма ни как не идет (это юг, юго – запад в ту сторону).. И, у меня в связи с этим вопрос. Я верю, что направление света работают. Т.е. на кого ориентироваться?

Иван: Такой вопрос, интересует многих?! Уходить в свою личную практику на занятиях или все - таки дать народу позаниматься?! Конечно, мы должны варьировать, если мы преподаем в зале, то непосредственно выбирать самое не удобное нам положение: что бы свет нам в глаза светил; если дует где – то в помещение, то что бы нас сквозило, а не людей сквозило. То же самое выбирать стороны света, чтобы людям было комфортно и удобно. Это есть внутренний аскетизм преподавателя. И, хорошо отследить результат практики практикующихся.

Иван: Еще у кого какие наблюдения?

Майя: Старой давности можно? Такие не обычные ощущения были. Сидела в медитации на чакру по 10 минут. Все остальные чакры, как обычно, где – то жжужит, где – то ощущения круга или движение энергии ощущается. А, до Вишудхи чакры, когда дошла, концентрировалась какое – то время и уже под конец этих десяти минут, буквально в самом конце…о, такое ощущение прямо классное появилось!!! Ощущение похожее на цветок, от шеи и вверх, как будто меня мягко это обняло; такой дождик, но только он капал снизу – вверх. Он мягкий, теплый, приятный. Это ощущение было не продолжительное время. Я время не засекала, боялась шевельнуться, чтобы не ушло так быстро. Мысль такая была, что это все во мне есть! И, причем это касается не только меня, а всех людей это касается… Есть ради чего дальше медитировать, заниматься, концентрироваться и т.д., спасибо.

Иван: Сейчас мы сделаем те практики, которые описывал Артур Авалон из «Гхеранда Самхиты». Мы начнем с них, чтоб немножко почувствовать свои внутренние энергии, токи, пранические каналы, называйте, как хотите. Как было описано не только в «Гхеранда Самхите», но и в разных текстах. Есть определенные моменты, которые мы называем «Памятование предков» или Гуру в разных традициях. Все практики начинаются с них, либо с мантр, устраняющих препятствия в практике.

 

Начнем с нашей классической Медитации на Предков.

Для этого мы садимся в любую удобную позу, закрываем глаза, мысленно устремляем свой взор, куда - то вверх, либо как нам комфортно, куда нам комфортно. И стараемся представить череду наших Предков, в какой - то момент они увеличиваются, становятся все больше и больше, в какой - то момент они уменьшаются. Мы просим их внушить нам правильные мысли, исправить все, что неправильно сделали, доделать все, что мы не доделали. Благословить нас на практику! Или еще один вариант просьбы на Учителей: «О, Учителя и Учительницы йоги благословите мое скорейшее продвижение, от реализации к реализации по общему пути и пути йоги, пусть исчезнут все преграды и окрепнут благоприятные условия для моего совершенствования на благо всех живых существ».

И, мысленно выражаем поклон или Учителям, или Предкам.

 

И сделаем пранаяму, которая была описана.

 

Сев в Падмассану на своем сидение, йогин должен прежде всего воздать хвалу Гуру, как предписал ему его Учитель. А затем уже выполнить очищение Нади для достижения успеха в Пранайяме. Знающий йогин сосредотачивается на Вайю Биджа – ЯМ; дымного цвета и полного энергии. Затем вдыхая через левую ноздрю повторяя 16 раз –ЯМ, на 16 ударов сердца. Затем он задерживает дыхание 64 раза, повторяя – ЯМ. И, вдыхает воздух через правую ноздрю, так же 16 раз повторяя – ЯМ. В основании пупа в манипуре пребывает огонь – Агни Татва, разжигая этот огонь, соединяй его с Землей, Притвхви Татва в муладхаре. Сосредоточься на своем соединении, потом вдыхай через правую ноздрю 16 раз, повторяя Агни Биджа –РАМ. Задержи дыхание, 64 раза повторяя – РАМ, и выдохни через левую ноздрю 32 раза, повторяя – РАМ. Направь взгляд, на конец носа, созерцая там светящаяся отражение Луны. Вдохни через левую ноздрю 16 раз, повторив – ТХАМ. Задерживай дыханье 64 раза повторяя – ТХАМ, представляй себе, что Нади заполнены нектаром Луны текущим из Сома Чакры и очищаются. Выдохни через левую ноздрю 32 раза, повторяя – ЛАМ. Этими упражнениями Нади очищаются. Затем прими устойчивую сидячую позу м и упражняйся в Пранайяме.

 

Иван: Сейчас попрактикуем эту Пранайяму. Все задержки или вернее все цифры, которые здесь приведены, делите на два раза. Если тяжело, то сокращайте еще в два раза. Если совсем тяжело, то делайте без такого цикличного выполнения. В чем заключается практика: мы какие - то элементы убираем, оставим только Биджи, и определенный интервал. Который здесь – один - четыре - два, соответственно вдох на один счет, задержка на четыре счета, выдох на два счета. Я вас немножко проведу.

 

ПРАКТИКА:

Садимся удобно, как обычно указательный, средний пальцы в районе межбровья, начинаем делать вдох через левую ноздрю и медитируем на сердечный центр и повторяем про себя на вдохе. Давайте восемь раз шестнадцать. Начинаем: «ЯМ – раз, ЯМ – два, ЯМ – три, ЯМ – четыре, Ям – пять, ЯМ – шесть, ЯМ – семь, ЯМ – восемь», делаем задержку, продолжаем повторять «ЯМ –раз, ЯМ – два, ЯМ – три, ЯМ – четыре, ЯМ- пять, ЯМ –шесть, ЯМ – семь, ЯМ –восемь, ЯМ – девять, ЯМ – десять, ЯМ – одиннадцать, ЯМ – двенадцать, ЯМ – тринадцать, ЯМ - четырнадцать¸ ЯМ - пятнадцать, ЯМ – шестнадцать, ЯМ – семнадцать, ЯМ - восемнадцать, ЯМ – девятнадцать, ЯМ – двадцать, ЯМ – двадцать один, ЯМ – двадцать два, ЯМ – двадцать три, ЯМ – двадцать четыре». Сократим и выдыхаем, повторяя так же «ЯМ – раз, ЯМ – два, ЯМ – три, ЯМ – четыре, ЯМ - пять, ЯМ –шесть, ЯМ – семь, ЯМ –восемь». И, концентрируемся в Манипуре на огонь видим, как этот огонь разжигается словно соединяется с Землей, которая находиться в Муладхаре. И, сосредотачиваемся на этом соединении. Потом вдыхаем уже через правую ноздрю 16 раз, соответственно 8 раз, повторяя Агни Биджу РАМ: «Рам – раз, РАМ – два, Рам – три, РАМ – четыре, РАМ – пять, РАМ – шесть, РАМ – семь, РАМ – восемь» задержка дыхания и здесь на сколько комфортно делайте задержку, чтобы не передерживать ее. И, повторяем про себя мантру «РАМ» и выдыхаем через левую ноздрю, так же повторяя «РАМ». И, после того, как мы выдохнули, переносим свое внимание на кончик носа, можете делать с открытыми или закрытыми глазами. И, представляем, что там находиться отражение Луны. И, вдыхаем с Мантрой уже «ТХАМ» на задержке мы так же произносим Мантру «ТХАМ», а когда уже выдыхаем, произносим Мантру «ЛАМ». И, на задержке представляем, что словно из головы или с кончика носа, но лучше из головы начинает течь этот нектар, который очищает каналы, как правый – левый, так и центральный. И, с выдохом мантра «ЛАМ», и какое - то время отдыхаем. Постарайтесь делать в своем ритме, в своем темпе, если необходимо подсматривайте Мантры, которые вам необходимы. Давайте 3-5 минут на эту практику, можете сделать один или несколько раз, сколько вам комфортно, сколько вам удобно.

Еще один момент, тут видимо опечатка. Когда мы вдыхаем на 16, задержка на 64, выдыхаем воздух через правую ноздрю написано 16, но там скорей всего тоже 32. Поэтому вы режьте все в половину, что бы был один – четыре – два. Мы делаем это не кругами, а это вот именно как бы циклом. Как бы один цикл «ЯМ», второй цикл соответственно это «РАМ», третий «ТХАМ» и «ЛАМ» и потом можно еще раз повторить.

Продолжаем читать практику из Гхеранда Самхиты.

 

«В начале я расскажу тебе о Сагхарбха Пранайяме в Сукхасане с лицом обращенным на восток или север, сосредотачивайся Образа Брахмы. О навараджаса, кровавого красного цвета и на форме санскритской буквы «А», потом мудры вдыхай через левую ноздрю 16раз повторяя «А». В конце вдоха и вначале задержки дыхания он делает Уддияну Бандху. Затем он должен думать о Хари, Вишну полным Саттвы черного цвета и о форме санскритской буквы «У», задерживая дыхания он 64 раз повторяет «У». Вдыхай через правую ноздрю и 32раза, повторяя «М» нужно думать о Шиве в белом и полном Тамаса. И о форме буквы «М». Затем снова вдыхай через правую ноздрю, задерживай дыхание и выдыхай через левую, повторяя эти буквы в том же порядке. Снова и снова упражняйся в этом. При окончании вдоха и вначале задержки зажимай ноздри большим пальцем, мизинцем и безымянным пальцамправой руки не пользуясь указательным и средним пальцами».

 

Иван: Здесь мы уберем Дхьяны или медитации на Образы, оставим только, как мы говорим буквы санскритского алфавита. Это: «А У М», «А» - на вдохе, «У» - на задержке, «М» - на выдохе. И, тоже самое в обе стороны, т.е. вначале вдох – «А», задержка «У», выдох «М» и опять вдох – «А», задержка «У», выдох «М». Так же здесь упоминается Уддияна Бандха - это, когда мы тут именно на вдохе, когда мы сделали вдох – задержку и, мы делаем Уддияну Бандху. Или стараемся живот втянуть внутрь и приблизить его к позвоночнику, слегка направить словно вверх, словно выталкивая Прану из низа вверх – это образно. Мантры про себя на вдохах и на выдохах, и задержка и вдох – выдох потом в той последовательности или в том ритме, в котором вам более комфортно.

 

«Сидя в Сидхасане, закрой оба уха большими пальцами, глаза указательными пальцами, ноздри средними пальцами, верхнюю губу четырьмя пальцами и нижнюю мизинцами. Сделав несколько раз Каки Мудру, вдыхай Прану соединяя ее с Апаной, сосредоточившись на 6 Чакрах в их порядке пустьмудрец пробудит спящую Богиню Кундалини, повторением Мантры «Хум Хам Сах», подчиняя Шакти вместе с Дживой, поместит их в Тысяча лепестковый лотос Сахасрара. Будучи наполненным Шакти, будучи соединенным с Великим Шивой пусть он, йогин сосредотачивается на многообразных формах блаженства и радости. Пусть он сосредотачивается на соединении Шиыа и Шакти, находимым везде в этом мире. Будучи преисполнен блаженства он, йогин становиться единым с Брахманом!»

 

Иван:

Закрываем большими пальцами уши и остальными по порядку глаза, нос, рот. Каки Мудра – это, когда мы кончик языка высовываем, сворачиваем трубочкой и словно пьем воздух. Словно втягиваем - Ситалии Пранайму. И, на задержке повторяем Мантры «ХУМ ХАМ САХ» визуализируя, как Кундалини просыпается и проходит все 6 Чакр. И, как мы уже знаем из текстов, что Сахасрара иногда не считается Чакрой и опи


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.