Занятие 26. Продолжение. Асаны, мудры, мантра для практики — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Занятие 26. Продолжение. Асаны, мудры, мантра для практики

2020-08-20 138
Занятие 26. Продолжение. Асаны, мудры, мантра для практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Сегодня комментировать ощущения не будем.

Сделаем небольшую пранайяму – попеременное дыхание (вдох через одну ноздрю выдох через другую) в своем ритме, как комфортно, как приятно.

Свое внимание стараемся удержать в горле, почувствовать каждый вдох каждый выдох, волны массируют наше горло нашу шею изнутри.

Продолжается практика: Теперь стараемся представить в горле какой – то узел, какую – то плотину, словно каждый вдох, каждый выдох, как бурлящая река пытается пробить эту плотину; развязать этот узел, скорей растворить его, устраняя это препятствие в нашем горле. Как получается, так и визуализируйте – узел и его растворение!

Продолжается практика: делаем глубокий вдох, запрокидывая голову вверх и задержку настолько насколько комфортно, приятно.

Следующая практика:

Мы делаем резкие интенсивные вдохи – выдохи посредством носа, через нос. Стараемся удержать свое внимание в межбровье в Аджна чакре. Резкий интенсивный вдох – резкий интенсивный выдох, быстро. Внимание в центре межбровья, стараемся отпустить напряжение в теле, не следить за ним, просто дышим.

Делаем глубокий вдох, задержку запрокидывая голову вверх. Великолепно!

Иван: А теперь читаем А. Авалона.

Артур Авалон «Змеиная сила», Глава 6. Практика:

«Асаны – это позы тела. Обычно это слово переводится как "способ сидения", хотя Асаны не обязательно должны быть сидячими – некоторые из них делаются, лёжа на животе, на спине, стоя на руках и т.п. Говорят, что Асаны столь же многочисленны, как и живые существа. Всего есть 8 миллионов 400 тысяч Асан, из них лучшие – 1600 Асан; 32 же предназначены специально для человека и детально описаны. Две наиболее обычные из них – это Мукта Падмасана (сидение раскрытого лотоса), обычная ритуальная поза, и Бадха Падмасана.»

Иван: Видите, сколько поз существует! Всего 8 миллионов 400 тысяч. Можете человека крутить, как хотите.

«Кундалини Йога, как правило, выполняется в одной Асане и Мудре, в которой ступни ног прижаты к области половых органов, закрывая задний проход, а руки закрывают другие отверстия тела – ноздри, глаза, уши, рот. Это Йони Мудра. Правая пятка прижимается к анусу, а левая – против области половых органов так, чтобы закрыть отверстие мужского полового члена, который сжат и опущен в лобковую дугу так, чтобы он вовсе не был виден. Язык повернут назад с помощью Кхечари-мудры, чтобы он закрыл горло, и таким образом эти две Мудры скомбинированы.»

Кира: Вопрос, а чем дышать?

Иван: Чем дышать? Дышать носом.

Кира: Там написано, что он закрыт.

Иван: Открываем, делаем вдох, задержку и медитируем. Это такая практика, подводящая нас к Нада йоге, со временем будут слышны определенные звуки: колокольчик, пчела и т.д. Или по- другому, как эта практика описывается: она закрывает все отверстия нашего тела, и этим самым не дает пране уходить. Ей, как бы «некуда уходить» и она входит в Центральный канал, тем самым его пробуждает.

Кира: Это аллегория какая – то, мне кажется?!

Иван: Почему?

Кира: Это очень просто: закрываем отверстия и пране «некуда уходить». Она через поры может «уходить», если мы уже так умничать будем. Мне кажется это метафорический взгляд на прану?! Причем здесь прана и отверстия?

Иван: Выполнением мудр мы отсекаем практически все органы чувств. Это практика искусственной Пратьяхары. Это, когда мы грубые органы чувств отключаем: глаза, уши, нос, рот и половые органы. И стараемся погрузиться в звуки, тем самым пробудить.

Еще, что хотелось бы сказать про само понятие «мудры», как мы знаем – это определенные жесты либо положение тела. Они не всегда однозначны и не понятны, как они работают. Поэтому относиться к ним нужно так осторожно, с пониманием, и доверять в каких – то моментах. Почему те или иные «пальцевые мудры» (хасты) работают: положения тела влияют на наши структуры, затрагивая наши внутренние тонкие тела. И, затрагивая тонкие тела, мы затрагиваем ощущения на грубых телах. Это - то же самое, как в нашей Крийя йоге, когда мы совершаем цикл действий физических, он вызывает определенные изменения на тонком уровне.

Кира: размышляла над устройством тел людей, которые жили 500 лет назад и даже в Средневековой Европе, например. Вот, эти все ужасные пытки, которые применялись, были в порядке вещей, судя по литературе: колы, четвертование и т.д. И, сейчас по-другому. То ли тела у нас стали более восприимчивые к боли, может они стали более тонко чувствующие? Я к чему спрашиваю? Эти все методы Средневековые, достаточно зверские. Может они были предназначены для тех тел, которые были грубыми сами по себе. Или может сознание, было тогда грубее, и им нужны были такие методы. А у нас сейчас по-другому, или я сейчас от лени спрашиваю?

Иван: Это зависит от каждого человека. Есть подверженные боли люди, а есть такие, так сказать - не подверженные, которые через боль достигают наслаждение. Это зависит от ассоциативных факторов, которые, взаимодействуют с нашим манасом и соответственно «выдавливают» ананду. Но в основном, если мы используем такие практики, то это практики непосредственно аскетизма, как стояние на гвоздях, лежание на гвоздях около костра. Это, когда человек попадает в экстренную ситуацию - идет определенный всплеск эманации Кундалини для того, чтобы включать режим самосохранения. Тем самым усиливается эманация Кундалини и ее легче почувствовать и управлять.

Еще такие факторы, как попытка взорвать, выдернуть, из себя выдавить эти сверх способности. Они не всегда приемлемы, потому что первое – это человек подсаживается на них. Это как такой определенный стимулятор. Он себя простимулировал и ему хорошо, еще простимулировал и ему опять хорошо. И начинает забывать саму суть этого стимулятора.

Помните Принцип «Свободы», как человек хочет реализоваться - через то он и реализуется. Есть йога, есть практики аскетизма. И, практики аскетизма – это катализатор, который усиливает те или иные практики, будь то йоговские практики, будь то не йоговские практики в какой – то степени. Лучше так отвечать, если будут спрашивать: «…вы на гвоздях стоите? Йог это или не йог?» Это скорей практики аскетизма, как такое дополнение, ответвление или усиливающие факторы. Еще раз, во – вторых.

Текст:

«Имеются некоторые другие Асаны, которые свойственны Тантрам, например Мундакасана, Читасана, Шавасана, в которых черепа и места погребения или трупы становятся местом для сидения Садхака. Хотя все это имеет ритуальное и магическое значение, но оно также составляет и часть дисциплины, предназначенной для того, чтобы победить страх и достичь отрешенности, которая является качеством йогина. Потому Тантры предписывают выбирать место для таких ритуалов на уединенной горной вершине, в заброшенных пустых домах, на берегу реки или на земле кремации. Как говорится в "Йога Кундалини Упанишаде", внутренняя часть земли кремации – это то место, где Камии или желания тела и его страсти истребляются в огне знания.

Патанджали по вопросам Асаны просто указывает пустынные места, как подходящее условие, предоставляя каждому самому для себя принимать решение о деталях, согласно своим собственным потребностям.

Асаны помогают для очищения и упорядочивания мыслей. Признаком пригодности Асаны является её устойчивость и приятность, и это каждый должен установить сам для себя. Поза становится совершенной, когда прекращается усилие её закончить и нет больше никакого движения в теле. Раджас Гуна, которая порождает непостоянство ума, сдерживается и контролируется этим. Подходящая и устойчивая Асана должна порождать состояние равновесия ума.»

Иван: Говорится, что такое Асана – это удобная, комфортная поза. Поэтому все, что вам не комфортно и не удобно, это не Асана. Поэтому все время даем позы наиболее простые, но они наиболее эффективны, когда мы ведем классы.

Текст:

«Хатха Йога предлагает очень большое число Асан, каждой из которых приписывается особое действие. Большинство из них относятся к гимнастическим упражнениям, а не к сидячим позам. Некоторые формы этих гимнастических упражнений выполняются сидя, при других нужно стоять прямо, лежать, сгибаться или стоять на голове, как, например, при Врикшасане. В Чакрасане йог стоит, потом сгибается и касается своих ног руками. Обычное упражнение – Вама Дакшина Падмасана, своего рода "гусиный шаг", при котором, однако, ноги выдвигаются вверх до прямого угла с телом. Это упражнение обеспечивает хорошее физическое состояние и свободу от болезней, а также приводит разные части тела в непосредственный контакт с Прана Вайю. Они также, как говорят, помогают Пранаяме, в том числе и при пробуждение Кундалини. В "Шандилья Упанишаде" (гл. 1) говорится, что среди Ниям самая важная – Ахимса, среди Ям – Митахара или умеренная диета, а среди Асан лучшая – Сиддхасана, в которой Муладхара плотно прижимается пяткой, а область Свадхиштханы прижимается другой ногой. Мастерство в ней помогает сохранить Унмани-авастха, и три Бандхи достигаются без труда.

Посредством практики Мудр достигается Стхирата или твердость. Мудрами в Хатха Йоге называются особые позиции тела. Это физические упражнения, дающие здоровье, разрушающие болезни и смерть, как например, Джаландхара и другие Мудры. Они также предохраняют от вреда, который могут причинить огонь, вода или воздуха. Телесная активность и здоровье оказывают влияние на ум и в союзе совершенного ума и тела достигаются Сиддхи. Мудры также описываются как ключ, открывающий дверь для Кундалини-Шакти.»

Иван: Хорошо, замечательно! Вот видите: ключи, которые открывают дверь для Кундалини Шакти. Еще прошу обратить внимание, как Авалон описывает те виды йоги, разделы, которые существовали в начале 20 века. А это такая серьезная, не сильно распространённая литература, определенные научные круги и донесение этой информации. Когда вы можете использовать такие моменты? Когда будете объяснять, что такое йога, что такое Хатха йога, Асаны. Достаточно интересное изложение, используется достаточно санскритских терминов, наверно подразумеваются, что люди их уже это знают.

Текст:

«Как я понял, нет необходимости в каждом случае употреблять все ключи, но только тот, который необходим для достижения цели в каждом отдельном случае. Что необходимо в одном случае, то может быть ненужным в другом. "Гхеранда Самхита" описывает множество Мудр, из которых (вместе с восемью Асанами, упомянутыми раньше), десять являются важными для Кундалини Йоги. Из них главная – Кхечари, так же как Сиддхасана – главная среди Асан. В Йони Мудре йогин пребывает в Сиддхасане, зажав пальцами уши, глаза, ноздри и рот, так чтобы изгнать все внешние впечатления В этой позе они сжимает пяткой Сивани или центр промежности, так чтобы закрыть отверстие заднего прохода и опустить мужской половой член в лобковую дугу. Вдыхая Прана-вайю способом Какини-мудра, Прана-вайю соединяется с Апана-вайю. Сосредоточившись в этом положении на 6 Чакрах, йогин пробуждает спящую Кула-Кундалини с помощью Мантры "ХУМ-ХАМСАХ".1

Комментарий: Мантра ХУМ ХАМСАХ: ХУМ – называется Курка-биджа. ХУМ – это Каваки-биджа и значит "да буду я защищен". ХУМ успокаивает Каму (желание) и Кродха (гнев). Кама – это творческая воля, а Кродха – это противоположное ей, растворение (Лайя). Так называемые "гневные" Дэвата вовсе не гневны в обычном смысле слова, но становятся таковыми лишь в том аспекте, когда они предстают как Владыки Растворения. Этот их аспект предстает гневным или ужасным лишь для тех, чье мышление носит чисто мирской характер. Как говорится в Тара Мантра, ХУМ это звук ветра, который сильно дует над озером Кола к западу от горы Меру, в то время, когда проявляется Она, Дэви. ХАМСАХ – это Пракрити (САХ) и Пуруша (ХАМ), или Дживатма.»

Иван: Еще про мудры. Такие положения тела, как мудры, не всегда относятся к каким – то позам. Есть классификация разновидностей мудр, как «телесных», так и «пальцевых», «языковых». «Мудра» - глубокое значение на тонких телах. Там идет работа с таким понятие, как «Кундалини Шакти», которое упоминает здесь Авалон. И, чтобы это почувствовать, тело должно быть подготовлено к этому: очищены какие – то каналы, какое – то ощущение в теле должно улавливаться. И, соответственно принятие тех или иных положений, оно активизирует те или иные мудры. Меняет наработанные или повседневные потоки в нашем теле. Мы с вами живем у нас определенная циркуляция потоков тем или иным способом, и повседневно, используя мудры, мы начинаем ставить плотины и перегонять эти потоки в разные места. Начинаем запускать эту дорогу по-разному, в эти моменты нам легче потоки начинать улавливать. Они ведут к достижению каких – то результатов. Где идет описание Мудр, там есть результат этой Мудры. Например: «Випарита Карани Мудра» - устраняет такое понятие, как «время» для физического тела и может обратить это время вспять. Тем самым тело начнет молодеть из - за того, что перестраиваются внутренние потоки. И, соответственно те или иные Мудры, например «пальцевые» усиливают наше восприятие, например «Джнана мудра» - наш мозг начинает лучше воспринимать. Или направляет, перенаправляет эти потоки, к каким – то частям тела. Вот почему можно вылечить те или иные недуги.

Кира: Т.е. получается, что Мудры «не работают» пока человек не очистит каналы и не позанимается Хатхой? Если, например, любой сделает «Джняна мудру» и будет ходить в институт, будет работать?!

Иван: Будет работать и все упражнения Хатха йоги тоже. Человеку тяжеловато будет уловить какие – то тонкие внутренние ощущения. И, выполняя те или иные позы Хатха йоги, мы автоматически делаем, те или иные Мудры или Бандхи. На них не идет такой сильный акцент, не раскрывается это понятие. Т.к. это считается определенный тайный уровень Хатха йоги для продвинутых.

Текст:

«Эта Мантра употребляется при подъеме Кундалини вверх, а Мантра СО ХАМ (Он есть Я) при спуске её вниз. ХАМ означает также Солнце (Сурья), а САХ – Луну (Бинду) и Каму – желание (Иччха).

От слова ХАМ (Солнце-Дух) появляется жар, и это тепло воздействует на Кундалини-Шакти. Посредством слова САХ Кама или Воля (Иччха) становится активной. Жизненная сила в Муладхаре имеет обе формы – Луны (женская) и Солнца (мужская). При произнесении ХАМСАХ она пробуждается. ХАМ пробуждает её своей теплотой, а САХ поднимает её вверх, к Сахасраре. Там, пропитав себя Шакти, в блаженстве соединения с Шивой (Сангам), йогин сосредотачивается на себе самом как последствии этого соединения, как на блаженстве в своей чистой форме, и как на Брахмане. Ашвини Мудра состоит в повторяющемся сжатии и расширении заднего прохода в целях Шодханы или сжатия для удержания Апана-вайю (выдыхаемый воздух) в процессе Шат-Чакра Бхеда. Потом употребляется другая Мудра, Шакти Чалана, которые выполняются до тех пор, пока Вайю появится в Сушумне. Шакти Чалана – это движение брюшных мышц справа налево и слева направо. Так как это движение спиральное, то им может быть пробуждена Кундалини. Процесс выполняется вдыханием и соединением Праны и Апаны сидя в Сиддхасане ("Гхеранда Самхита", 3.37, 3.41, 3.82).»

Иван: Сейчас один момент ПОПРАКТИКУЕМ.

Если мы вернемся выше к Йони мудре, йогин пребывает в Сидхасане, сжав пальцами уши, глаза, нос и рот. Половина из вас сесть не сможет в Сидхасану, как в данных вариациях. Значит, кто сможет сесть в Сидхасану, старайтесь сесть в Сидхасану. У кого нет возможности сесть, то просто зажимаем пальцами уши, глаза, ноздри и рот. Все делали это? Понимают, как выполнять? Большие пальцы начинаем на уши и дальше по всем остальным отверстиям, вдыхая «Прана - Вайю» способом «Какини Мудры». «Какини Мудра» - это наша Ситали Ситхари Пранайяма. Это, когда мы делаем рот, как пишут в тексте, как вороний клюв, и вдыхаем. Мы будем делать язык трубочкой и словно пьем воздух. И представляем, как Прана – Вайю соединяется с Апана – Вайю, повторяя про себя Мантру «Ом Хам Сах». Мы вдыхаем воздух, делаем задержку и про себя повторяем Мантру «Ом Хам Сах». Делаем 5 минут.

Практика…

Заканчиваем выполнять упражнение, делаем глубокий вдох, задержку и после этого приятный выдох.

Иван:Вам еще дополнительно будет домашней практикой к этому упражнению, то, что мы сейчас почитаем. Добавляется Ашвини Мудра, как усиливающий фактор. Это, когда мы сжимаем мышцы промежности стхула, стараемся разбудить Кундалини, протолкнуть ее вверх и Мантра «ХУМ ХАМСАХ», словно пробивает наши Чакры вверх, либо представляем, как Кундалини просыпается от основания и направляется прямо к макушке головы.

Алексей: Если в этом положении добавлять Мула Банху или Ашвини Мудру. Это нужно брать замок и держать или как бы брать и отпускать, т.е. пульсировать?

Иван: Здесь описывается Ашвини Мудра. Ашвини Мудра предполагает собой сокращение и сжатие – и расслабление, что мы словно толкаем ее туда. Именно стараясь разжечь огонь или пробудить, поэтому лучше не держать, лучше делать сжатие - сокращение. У нас получается, что Мула Банха происходит из – за того, что мы сидим в Сидхасане и идет давление на промежность, тем самым Апана гонится вверх. А Ашвини Мудра - она как молоток ударяет по «спящей» Кундалини и пытается ее вогнать непосредственно в Сушумну, тем самым пробудить. Вот отличие этих практик Ашвини Мудры и Мула Бандхи, их обычно в одну предписывают, но немножко действие разное. Хотя, в принципе, где-то схожее и немножко различное. Мула Банха, она подымает Апану вверх, гонит, а Ашвини Мудра, она больше стремиться пробудить Кундалини и вогнать ее в Центральный канал. Действие тоже самое, что Апана стремиться вверх. Вы именно сокращением, сжатие – расслабление, чтобы прочувствовать, как бы Ашвини Мудра ее тоже надо достаточно долго делать. Она в основном предписывается в сексуальных йогах, в наших Даосских практиках можно встретить. Для того, чтобы у мужчины укрепить эту область. Как один из факторов будут появляться вибрирующие ощущения, если долго ее делать. С этим не стоит переусердствовать, чтобы не перенапрячь эту область. Потому что начинают много, много, много делать, а потом появляются болевые ощущения в области промежности. Это нужно наращивать со временем, если человек ничем не занимается. Когда человек занимается йогой у него автоматически, сжимаются – разжимаются определенные органы, брюшная область и, легче это все делается. Если давать человеку, не подготовленному, у него будет потом дискомфортные ощущения. Возвращаясь к вопросу, то постарайтесь делать Ашвини Мудру: сжатие – сокращение. Мы стараемся, как бы накачивать, словно насос: сжимаем – разжимаем, сжимаем – разжимаем, и все выше и выше, и выше пытаемся поднять Кундалини.

Текст:

«Йони Мудра сопровождается Шакти-Чалана Мудрой ("Гхеранда Самхита", 3.49-61), которую сначала нужно хорошо освоить, прежде чем делать её вместе с Йони Мудрой. Мышцы заднего прохода сжимаются с помощью Ашвини Мудры до тех пор, пока Вайю войдет в Сушумну, и это будет отмечено особым звуком, который будет слышен там ("Хатха Йога Прадипика", комментарий к 2.72).

Во время Кумбхаки "змеиная сила" идет вверх к Сахасраре, пробужденная Мантрой "ХУМ ХАМСАХ". Тогда йогин думает о себе, как о пропитанном Шакти в состоянии блаженного соединения с Шивой (Сангама). Тогда он думает о том, что "Я есть само блаженство" и "Я есть Брахман". Маха Мудра и Маха Ведха производятся в соединении с уже описанной Маха Бандхой. В первой йогин прижимает Йони (Муладхару) левой пяткой и вытягивает правую ногу, держа вторую ногу обеими руками. Потом выполняется Джаландхара Бандха. Когда Кундалини пробуждена, Прана входит в Сушумну, а Ида и Пингала, покинутые Праной, становятся безжизненными. Выдох производится медленно. Мудра должна практиковаться одинаковое количество раз на левой и на правой стороне тела. Эта Мудра, так же как и другие Мудры Хатха Йоги предотвращает болезнь и смерть.»

Иван: Здесь момент, который вызывает затруднение. Мы делаем в одну сторону, потом делаем в другую сторону, соответственно делаем на одной ноге, потом выпрямляем другую ногу, другой поджимаем Муладхару. Потому что некоторые практикуют только с одной ногой. В комментариях и дается, что сначала на одну сторону, потом на другую сторону. И, еще один из таких моментов, когда мы делаем нашу любимую позу Пашимотонасану, если мы подбородок начнем прижимать «словно к груди» у нас будет автоматически происходить, Удияна Бандха (живот будет слегка внутрь уходить), и Джаландхара тоже будет происходить автоматически. Старайтесь по практиковать и у вас, конечно в этом моменте будет округляться спина, ничего страшного.

Текст:

«В Маха Ведха йогин принимает позу Маха Бандха и, концентрируя свой ум, останавливает уже описанным способом циркуляцию Праны и Апаны вверх и вниз. Потом, поместив ладони рук на землю, он поднимает туловище и ударяет об землю ягодицами (Спхик) – тогда Луна, Солнце и Огонь (Ида, Пингала и Сушумна) становятся соединенными при входе Праны в Сушумну. Тело принимает мертвый вид, который исчезает от следующего потом медленного вдоха.

Согласно другому способу поднятия Кундалини, йогин сидит в Ваджрасане, крепко берет свои ноги над лодыжками и медленно ударяет ими по области Канды. Потом делается Бхастрика Кумбхака и живот сжимается. ("Гхеранда Самхита", 3.114 и далее).»

Иван: Хорошо, подождите. Здесь можно увидеть, как у нас в Крийя йоги те или иные элементы используются. Это в основном, когда пытаемся Муладхарой бить по полу, тем самым вогнать Прану в Сушумну. И, как было где-то описано в Ваджрасане можете добавить Бхастрика Кумбаху. Сделать ее, сделать Бхастрику, и задержку, для самых таких экспериментаторов. Это упражнение Бхастрика или Раскачка. Достаточно сильное для «взбалтывания Праны» в нашем теле и в улавливании этих ощущений. Обычно ее делают, и все куда – то улетают, если достаточно продолжительно делать.

Текст:

«Кхечари Мудра,1на которую, так же как и на Йони Мудру ссылается "Шат-Чакра Нирупана", это вытягивание языка до тех пор пока он не достигнет пространства между бровями. Тогда он поворачивается назад, в горло, и закрывает выход для воздуха, который перед тем выдыхается. Ум сконцентрирован на Аджня2до тех пор, пока придёт достижение успеха и, как говорится в "Йога Кундалини Упанишаде" (гл. 2), этот путь понимающейся Кундалини охватит всю Вселенную, которая реализована в теле йогина, не отличающегося от Атмана.

Ссылки:

1 Согласно "Дхьяна Бинду Упанишаде" Кхечари Мудра называется так потому, что Читта движется в Кха (Акаше) и язык с помощью этой Мудры входит в Кха.

2 "Ум фиксируется на Аджне" – прекращение дыхания и нечувствительность. В результате этого Йогин может быть похоронен в земле без воздуха, пищи и питья, как и в том случае, который описан в статье д-ра Мак-Грегора и лейтенанта А.Х.Буало, цитируемой в "Трактате о философии Йогов" Н.С. Пауля (стр. 46).

Говорят, что иногда связку под языком надрезают, но некоторые могут делать эту Мудру без всякого физического насилия, поворачивая и вынимая назад язык без помощи рук. В Самбхави Мудре, выполняемой в Сиддхасане, ум удерживается свободным от Вритти (колебаний).

Термин Мудра включает в себя и то, что называется Бандха (скрепляющий), и некоторые физические методы контролирования Праны. Из них три самые важные, на которые ссылается текст "Шат-Чакра Нирупана", это Уддияна, Мула и Джаландхара. В первой легкие опорожняются посредством сильного выдыхания и опускания верхней части грудной клетки, поддерживая диафрагму втянутой. Тогда Прана поднимается и входит в Сушумну. Слышны внутренние звуки, чувствуется вибрация, а Прана и Апана, соединяясь со звуком Нада сердечного центра Анахата-Чакры, идут к сердцу а потом соединяются с Бинду в Аджне. В Мула Бандхе область промежности (Йони) прижимается ногой, мышцы заднего прохода сжимаются с помощью Ашвини Мудры, и Апана идёт вверх. Естественное направление движения Апаны – вниз, но при сжатии Муладхары она вынуждена идти вверх через Сушумну, где встречается с Праной. Когда Прана Вайю достигнет области огня внизу пупка, то этот огонь, раздуваемый Апаной, становится ярким. Тепло в теле становится сильным и Кундалини, чувствуя это, пробуждается от своего сна "подобно тому как змея, которую ударили палкой, шипит и выпрямляется". Тогда она входит в Сушумну. Джаландхара Бандха делается с помощью глубокого вдоха и сжимания области горла, где расположена Вишуддха Чакра. Подбородок держат крепко прижатым к основанию шеи на расстоянии около четырех пальцев от сердца. Говорят, что этим связываются 16 Адхара – жизненных центров, – и нектар, текущий из полости находящейся вверху нёба,1 используется для того, чтобы сделать дыхание растворенным (Лайя) в Сушумне. В "Хатха Йога Прадипике" (4.80) сказано, что концентрация между бровями есть легчайший и быстрейший путь достижения Унмани-авастха.

1 "Вверху нёба" – Луна расположена в области нёба вблизи Аджня. Здесь, под Аджной, находится Сома Чакра, откуда исходит поток нектара, который, согласно другому мнению, начинается выше. Он опускается к "Солнцу", находящемуся около пупка, которое поглощает его. С помощью Випарита Карани "солнце" и "луна" изменяют свои позиции и внутренний огонь (Антарагни) возрастает.

В Випарита Карани йогин стоит на голове. Если области горла и промежности одновременно сжимаются, Прана вынуждена идти вниз а Апана – вверх. Вайю входит в Сушумну. Ида, Пингала и Сушумна соединяются с помощью Маха-Бандха, которая помогает фиксированию ума в Аджне. Левая пятка прижата к области промежности между анусом и пенисом, а правая положена на левое бедро. Производится вдох и подбородок плотно прижимает основание шеи (Джаландхара Бандха) или же язык плотно прижимается у основания передних зубов, в то время как ум сосредоточен на Сушумне, а Вайю сжимается. Дыхание задерживается так долго, как можно, а потом воздух медленно выдыхается. Это упражнение должно делаться сначала на левой, а потом на правой стороне тела. Эффект этого упражнения состоит в том, что дыханию закрыт путь вверх по всем Нади кроме Сушумны.

Как говорится в "Дхьяна Бинду Упанишаде" Джива качается вверх и вниз под влиянием Праны и Апаны, и никогда не останавливается, " как мяч, который ударяется об землю ладонью руки и потом снова отскакивает, или как птица, которая будучи привязана к своему насесту шнурком, пытается улететь прочь и снова притягивается назад. Эти движения подобно и другим двойственностям останавливаются Йогой, которая соединяет Праны.

Когда физическое тело очищено и контролируется, тогда следует Пратьяхара, которая должна, как уже писалось выше, дать йогину спокойствие. Этим способом йогин проходит через физический план с целью достичь его равновесия и получить контроль над тонким телом. Это – та повышенная ступень, в которой достигается контроль и над умом и над телом.»

Кира: Здесь считается, что Випарита Карани Мудра та самая, которую мы практикуем или это просто стойка на голове, т.е. перевернутая другая асана? Потому что здесь не понятно в описании или это не важно?

Иван: Если мы берем Випарита Карани, то мы практически стоим на голове, только немножко по - другому. Лежим на шее, таз наш поднят и горло пережато. Можно эту асану описать и так. Вот «Стойка на голове», она называется «Врикшасана», там дальше по тексту. Но в принципе сам принцип действия такой же. Потому что то, что пережимаем горло и таз приподнят вверх, соответственно напрягает мышцы промежности, и происходит естественная Мула Бандха. Когда мы стоим просто на голове, у нас нет такого пережимания горла, как идет в Випарита Карани.

______________________________________________________________________

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Готовим вопросы, практикуем, не откладываем на потом. Стараться сделать для себя Бандхи основные: Джаландхара, Уддияна, Мула бандхи и, попрактиковать Мудры.

Упражнение, данное на занятии – сидя в Сиддхасане, закрываем все отверстия. Большие пальцы начинаем на уши и дальше по всем остальным отверстиям, вдыхая «Прана - Вайю» способом Какини Мудры. Мы будем делать язык трубочкой и словно пьем воздух. И представляем, как Прана – Вайю соединяется с Апана – Вайю, повторяя про себя Мантру «Ом Хам Сах». Мы вдыхаем воздух, делаем задержку и про себя повторяем Мантру «Ом Хам Сах». Делаем 5 минут.

______________________________________________________________________

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.