Занятие 24. Саттва, раджас, тамас. В чем сила Мантра йоги? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Занятие 24. Саттва, раджас, тамас. В чем сила Мантра йоги?

2020-08-20 152
Занятие 24. Саттва, раджас, тамас. В чем сила Мантра йоги? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иван: Кто чем хочет поделиться предыдущими неделям практики?

В: Задание на эту неделю было — практиковать медитацию на все чакры, примерно по 10 минут на каждую. Сразу скажу, что я в полном объеме не выполнял, так как сейчас такое напряженное время. Оно всегда, наверное, будет напряженным. Но при занятиях хатха йогой и крия йогой я постоянно уделял внимание муладхара чакре. И сейчас хочу поделиться ощущениями. Первый раз делал медитацию на горловой центр, и до сих пор я не могу слюну сглотнуть. Наверное, я начал нащупывать и ощутил комок, который в горле встал. Когда Иван сказал, что свое сознание переносим в область горла, у меня сразу появился такой ком. Наверное, все-таки мысли, тонкие энергии как-то связаны с более грубыми энергиями, с нашими проявлениями, и в данном случае я смог это прощупать и ощутить это влияние. Хотя такие практики, как медитация, пранаяма йога очень утонченные. Как нас учит «Йога Сутра Патанджали» и другие ведические источники и первоисточники нашего университета, к которым мы постоянно обращаемся, не буду их перечислять, говорят о том, что к ним нужно подходить, отработав более грубые уровни. Поэтому моя позиция в этом вопросе, что пока ничего так особо не прощупывается, но самое главное - волеизъявить идти по пути духовного, физического развития, отрабатывать свой физический уровень. Чем больше мы отработаем в этой жизни, тем меньше останется в следующей, поэтому я не отчаиваюсь, иду по этому пути. Как только появляется время, я медитирую, как минимум на муладхару чакру, пытаюсь ее визуализировать, представить. И соответствующие, хотя небольшие, ощущения присутствуют, хотя у девочек более яркие есть. Есть к чему стремиться. Я думаю, что все впереди.

И еще у меня был такой интересный опыт, когда я стоял в позе планки. Нам давалась практика долго стоять в позе планки, преодолевая себя. У меня на макушке головы, как тысячи иголочек начали колоть. Не знаю, с этим связано или нет, у меня раньше таких ощущений в жизни не было. Да, именно, преодолевая себя, начинаешь мысленно энергию от выполнения асаны направлять в макушку головы. Вот такое переживание у меня было.

М: Здравствуйте, у меня все по-старому, ничего нового. Когда каждый день медитируешь, то все ощущения притупляются, что ли. А вот когда редко, то ощущения становятся более яркие. На этой неделе наблюдала за тем, как у меня просыпаются какие-то внутренние ощущения, когда я нахожусь в каком-то месте. Запомнилось, например, когда я к родителям на природу приехала, а у них частный дом, рядом река Кама. Пока работала, не замечала, а как только присела, расслабилась немножко, то ощутила жужжание в области таза. По совету Ивана старалась это ощущение поднимать вверх, расширять. На природе вообще здорово ощущается жужжание, особенно рано утром на рассвете. Все внутри бурлит, толкает: вставай, вставай. Еще ощущения жужжания в муладхаре появляются после горячей ванны, душа или после бани. Вот такие наблюдения пока.

Иван: Хорошо, замечательно. Аня, что-нибудь скажешь?

А: Здравствуйте. Да, скажу. Вот Майя говорила, что на рассвете очень хорошо. На природе, когда еще ночь и рассвет еще не начался, этот промежуток, когда все так затаилось, очень замечательно идут практики. По поводу жужжания: у меня, почему-то все время жужжат руки. Они как будто живут своей жизнью, какие-то они тяжелые, тяжелей всего остального, именно руки, кисти. Когда делаю раскачку, меня просто уносит, сознание куда-то можно переместить в любую точку, я полностью переношусь из того окружения, в котором нахожусь, благодаря раскачке, пранаяме. Я последнее время делала ее в зале вместе со всеми. Мы пели «ОМ», я как-то ушла. Они смотрят на меня, наверное, надо бы заканчивать. Я думаю, что в зале это делать не нужно, либо надо следить за собой. Вот такие у меня ощущения.

В: Можно еще кое-чем поделиться? Вот Аня и Майя рассказали про условия выполнения практик. Интересно очень. Сейчас начал подходить к такой теме. Мне тяжело даются такие тонкие практики. Хатха йога, крия йога, где можно себя поломать немножко, в хорошем смысле этого слова - это мое. Видимо этот уровень нужно пройти. Я решил, как Вадим Валерьевич говорит, нужно брать врага штурмом, там авиацию подключать, танки, пехоту, гранатами забросать. У меня в практику вошло 2 дня в неделю сыроедение. Дискомфорт уже, конечно, проходит. На второй день уже легче, тут комментировать, думаю, не нужно. А сейчас хочется перейти на третий день. Хочу для себя открыть дверь, которая закрыта, в следующую комнату. Чтобы в нее пройти, такое желание, внутреннее ощущение происходит. А наше питание как раз связано с такими ментальными практиками. Я все-таки надеюсь пробить эту брешь, таким нападением на свое неведение, на свою иллюзию, как бы на врага с нескольких сторон. Вот, что я хотел дополнить, что я делаю в этом плане.

Иван: Замечательно, смотрите не перегните палку с усилиями. Все хорошо в меру, помните. Гармония, гармония, еще раз гармония. Продолжаем читать книгу.

Артур Авалон «Змеиная сила». Глава 5.

Тело Кундалини состоит из пяти букв или телесных сил. Как только появляется эволюция в космическом теле Ишвары, представленном в семи состояниях, от Сакала Парамешвара к Бинду, так происходит такое же развитие в человеческом теле в Кундалини, которая – Ишвара в нём. Развиваются следующие состояния, соответствующие космическим развертываниям – Шакти, Дхвани, Нада, Ниродхика, Ардхенду, Бинду. Таковы же состояния и самой Кундалини в форме Пара-звука в Муладхаре. Каждая из букв, составляющих тело Кундалини, существует в 4 состояниях как Пара Шакти, или же в последующих состояниях проявления звука – Пашьянти, Мадхьяма и Вайкхари, которые уже были объяснены выше. Первое – это состояние различимого звука, существующего в теле Ишвары, второе и третье существуют в теле Дживы, постепенно идя к полному проявлению различимого звука человеческой речи, называемого Вайкхари Бхава. В космическом аспекте эти четыре состояния – Авьякта, Ишвара, Хираньягарбха и Вират. Артха-сришти (объект творения) Кундалини – Калас, исходящие из букв, такие как Рудра, Вишну-Мурти и их Шакти; Кама и Ганеша и их Шакти и т.д. Сакала Парамешвара или Шабда Брахман в теле человека – это Кундалини, и она называется Чит Шакти или просто Шакти. "Когда приходит Саттва" – это состояние Парам Акаша-вастха. Когда Та (Дэви), в кого вошла Саттва, становится близкой к тому, чтобы быть "пронизанной" Раджасом, Она называется Дхвани, и это Аксаравастха. Когда Её пронизывает Тамас, она называется Нада, и это Авьяктавастха, Авьяктанада, которая и есть Пара Бинду. Когда в ней преобладает Тамас, она называется, (по словам Рагхава Бхатта) Ниродхика, когда преобладает Саттва – Ардхенду, а комбинация воли и знания, в которой работает Раджас, как сила действия, называется Бинду. Об этом сказано так:

"Привлеченный силой воли (Иччха-Шакти), просвещенный силой знания (Джняна-Шакти), Господь проявляется как человек, и это Крийя-Шакти, действие трёх".

Когда Карана Бинду "дает росток" в порядке творения (Бинду – Нада – Биджа) тогда возникает непроявленное слово – Брахман или первичный звук, называемый Шабда Брахман. Говорится:

"Из дифференциации Карана Бинду возникает непроявленный звук, который называется Шабда Брахман. Так учат Шрути".

Иван: Вот один из сложнейших моментов, что как называется и соотнесение тонких аспектов, индивидуальных аспектов с аспектами Абсолюта, и как он может проявляться. Соответственно, идет описание состояний того, что мы понимаем под саттвой, раджасом и тамасом, и какое сочетание к какому состоянию может приводить. Ну и, соответственно, сила Абсолюта и к чему она приводит. Также начинается развертывание, что такое Шабда Брахман. Это тот первопричинный звук, который творит вселенную, и как он возникает.

Продолжаем читать.

«Этот Шабда-Брахман – непосредственная причина Вселенной, которая есть звук и движение, проявляющаяся как идея и язык. Этот звук – одно с Карана Бинду, поэтому он пропитывает все, и в человеческом теле, прежде всего, проявляется в Муладхаре. Говорят, в Муладхаре первым появляется в теле воздух. Этот воздух действует через усилие человека, желающего говорить, и он – проявление всепроникающего Шабда-Брахмана. В форме Карана Бинду Шабда-Брахман бывает, когда он остаётся неподвижным (Нишпанда) в своем собственном месте (т. е. в Кундалини, которая сама в Муладхаре). Тогда это – Парашакти речи. Шабда-Брахман, проявленный воздухом, дошедшим до области пупа, соединенный с Манасом, обладает природой проявленного Карана Бинду с формой движения, называемой звуком Пашьянти. Пашьянти, которое описывается как Джнянатмака и Биндатмака (т.е. в Чит и в Бинду) устремляется из Муладхары к пупу, или, согласно некоторым текстам, к Свадхиштхане.

Когда Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до сердца, там он соединяется с Буддхи, обладающим природой проявленного Нада и наделенного особым движением, которое называется звуком Мадхьяма. Это – звук Хираньягарбха, устремляющийся из области Пашьянти к сердцу. Потом тот же Шабда-Брахман, проявленный тем же воздухом, доходит до рта, развивается в горле и т.д., получая артикуляцию и становясь слышимым для ушей других, обладая природой проявленного Биджа с едва различимой артикуляцией и называясь теперь звуком Вайкхари. Это состояние звука называется Вират, потому что звук устремляется наружу.

Вот как объясняет это Ачарья Бхаскарарайя:

"Тот звук, который первым возникает в Муладхаре, называется Пара, следующий – Пашьянти; следующий, когда он доходит до сердца и соединяется с Буддхи – Мадхьяма. Это название происходит от того, что эта форма звука средняя".

Эта форма звука вовсе не подобна Пашьянти и не исходит вовне, как Вайкхари, обладающая полностью проявленной артикуляцией. Она – нечто среднее между ними.

Полное проявление – это Вайкхари говорящего. Так артикуляция звука производится с помощью воздуха. Нитья Тантра говорит так:

"Пара – форма звука, возникающая в Муладхаре, она производится "воздухом". Тот же "воздух", поднимаясь вверх, проявляется в Свадхиштхане в состоянии Пашьянти. Медленно поднимаясь вверх, в Анахате он достигает соединения с познающим (Буддхи) – это Мадхьяма. Поднимаясь еще выше и появляясь в Вишуддхе, он истекает из горла, и тогда это Вайкхари".

Как говорит "Йога Кундалини Упанишада" (гл. 3):

"Это Вак (сила речи) пускает свой росток в Пара, дает листья в Пашьянти, почки в Мадхьяма и цветы в Вайкхари. При возвращении в прежнее состояние высший порядок звука поглощается. Кто когда-либо реализует Бога речи (Вак) и нераздельно проявляет себя – тот искренен в каждом слове, будучи тем, что есть".

Хотя существует четыре формы речи, но человек с грубым умом, не познавших первых трёх форм, думает, что речь – это только Вайкхари, так же как он считает, что физическое тело – единственная форма его Я, не зная ничего о более тонких принципах. Шрути говорят по этому поводу так:

"Человек всегда думает, что его речь несовершенна, но она несовершенна потому, что не обладает первыми тремя формами".

Шрути говорят также:

"У речи четыре степени – они от Брахмана, который мудр и познал их: три степени – тайные и неподвижные, а четвертая – это человеческая речь".

"Сута-самхита" говорит так:

"Апада (неподвижный Брахман) становится Пада (четыре формы речи) и Пада может снова стать Апада. Тот, кто знает различение между Пада и Апада, тот действительно познаёт Брахмана".

Таким образом, Шрути и Смрити заключают, что "То" (Тат) в человеческом теле имеет четыре формы (Пара, Пашьянти и т.д.). Но даже в форме Пара слово "Тат" обозначает только Авьякта с тремя Гунами, причину Пара, а не самого безусловного Брахмана, который выше Авьякта. Слово "Тат" употребляется в трансцендентном контексте и означает Шабда-Брахмана или Ишвару, занятого работой по творению, поддержанию и "разрушению" Вселенной. То же слово косвенно указывает на безусловного высшего Брахмана, лишенного атрибутов. Связь между двумя проявлениями Брахмана та же, что и в тождестве (Тадатмия) Дэви (Шакти) с Чит – это единое, нераздельное сознание и блаженство. Так же и оба проявления Брахмана – одно и то же. Хотя они имеют видимость различных вещей, но, по сути, они одно. Затем цитируемый комментатор спрашивает, как может слово "Тат" в Вайкхари-форме обозначать Брахмана, – и отвечает, что оно обозначает его косвенно. Как звук в физической форме речи, оно только выражает, отождествляясь с физической формой Брахмана (Вират), а не с самим чистым Верховным Брахманом.»

Иван: В этом абзаце выше дается такое понятие тождества, которое мы называем Энергия и Сознание. Здесь это Шакти и Чит или Дэви и Чит. Сложные выводы, что из чего берется. Плюс дается интересная подвязка ануса с Манипурой, будхи с Анахатой, при взаимодействии или произнесении звуков или речи. И наблюдая за своей речью, наблюдая тонкие моменты, мы можем выйти на то, что здесь называется Шабда-Брахман, или проявленный Абсолют. Вот в чем сила мантра йоги, вот почему она пробуждает энергию Кундалини - потому что центр звука находится в Муладхаре, в месте Кундалини. И при произнесении мантр концентрация, медитация на муладхаре скорее даст быстрый результат пробуждения этого центра и осознание его в своей тонкой среде. Произнесение любого слова, любого словосочетания взаимодействует с основополагающими нашими центрами.

В: Мы начали эту часть текста, что речь берет свое начало в центре Муладхары чакры, где находится наша Энергия Кундалини, и Артур Авалон употребляет такое понятие как воздух. Он употребляет это понятии в смысле праны скорее всего? Если проводить аналогию с пранаяма йогой, то скорей всего существует Вселенская вибрация праны и дыхание, к которому нас подводит источник. Это импульс, который идет посредством этой пульсации Вселенной, то есть мы начинаем дышать и входим в резонанс, и начинаем нащупывать вселенскую прану.

Иван: Если бы он хотел использовать прану в таком понятии, то он использовал бы слово «прана», потому что оно встречается выше по тексту. Но так как слово «воздух» взято в кавычки, это, скорее всего, какая-то эманация энергии Кундалини или просто какой-то аспект энергии, где аспект праны не в целом, а какой-то ее ключик, аспект, который начинает подниматься выше, и начинает огрубевать. Здесь еще сложность перевода. Здесь воздух в кавычках, это какой-то аспект энергии, который становится все грубее и грубее при произнесении речи. И когда мы будем концентрироваться на муладхаре, мы уловим сам этот импульс. А в пранаяме йоге используется немного другой принцип, хотя и достигается то же результат. Так что здесь еще более интересно.

И про слово «То» и «Тат». Про «Тат» сказано достаточно развернуто, если знаете мантру «Тат Свам Аси» - «Я есть То». Тут описывается, что подразумевается под этим понятием «То». И еще упоминается, что, если мы берем понятие «Шабда-Брахман», то это Авьякта с тремя Гуннами, или это как проявление, которое идет с дополнительными атрибутами, которые являются гуннами, и как бы за всем этим стоит тот Брахман в состоянии Пара, который еще не проявлен, или как мы говорим: «непроявленный Абсолют или закон «ноль».

Продолжаем читать:

«Нижеследующее будет как бы подведением итогов этой и предшествующих глав. Ниргуна Брахман в своём творческом аспекте становится Сагуна Шабда Брахманом и принимает форму Пара Бинду, а затем троичного Три Бинду. Так их становится уже четыре. Их символизируют, в высшем смысле, четыре формы речи, звука и состояния (Бхава).

Причинный (Карана) или высочайший Бинду (Пара Бинду) – непроявлен (Авьякта). Это – недифференцированные Шива-Шакти, чья сила еще не развернута, но уже близка к тому, чтобы стать проявленной из недифференцированного состояния Мула Пракрити. Эфир – состояние высшей речи (Пара-Вак), высшего слова (Логос), обитель которого в человеческом теле – Муладхара Чакра. Остальное понятно. Есть однако трудности в соотнесении значения триединой силы, проявляющейся через дифференциацию высшего Бинду. Частично это связано с тем, что те шлоки текста, которые передают значение, не всегда нужно читать по порядку слов (Шабда-Крама), а согласно действительному порядку фактов, которые могли бы быть. В комментариях есть заметные различия. Однако кроме различий в названиях и технических деталях суть дела ясна и находится в соответствии с другими системами, Вначале всего была непроявленная точка Бинду. Св. Климент Александрийский писал (в "Stromata"), что если бы изобразить абстрактную идею в виде чего-то, что имело бы ширину и длину, то это была бы только точка, если конечно абстрактная идея вообще может иметь какое-либо положение в пространстве. Это состояние изначального единства. Есть только единый дух, который проявляется троичным, как триада проявленной силы (Шакти). Проявляющийся единый (Шива-Шакти) становится двойным (Шива и Шакти), затем тройным: Шива, Шакти и их соединение (Нада) составляют троичность. Триада обща для многих религий. Сначала единое проявляется как великая воля, затем как знание или мудрость, согласно которой воля действует, и потом – как действие. Таков порядок проявления Шакти в творце Ишваре. Так, согласно Пуранам, Брахма пробуждается в начале творения. Санскара тогда возникает в его уме. Потом возникает желание творения, за ним знание того, что он будет творить, и, наконец, само действие творения. В случае Дживы порядок такой: 1. Знание, 2. Воля, 3. Действие. Сначала он знает нечто. Информируемый этим знанием, он желает, и потом действует.

Три силы – неразделимые аспекты единого. Если есть один, то есть и другие, хотя обычно мы думаем о каждом отдельно, а когда они проявляются в бытии раздельно во времени.

Высочайший Бинду становится троичным как Бинду (высшая воля, Карья), Биджа (семя Мантры), Нада (Связь между ними). Хотя ни Шива никогда не бывает отдельно от Шакти, ни Шакти без Шивы, в их проявлениях бывает преобладание то одного, то другого. Поэтому говорится, что Бинду ближе к природе Шивы, а Биджа, Шакти и Нади – это комбинация из двух. Они также называются Махабинду, Ситабинду (белый Бинду), Шонабинду (красный Бинду) и Мишра Бинду (смешанный Бинду), или же высший, тонкий и плотный. Есть и другое деление: Солнце, Огонь и Луна. Несомненно, Биджа – это Луна, из Биджа истекает Шакти Вама, а из неё исходит Брахма, который относится к природе Луны и силы воли Иччха-шакти. Иччха-Шакти в системе Гун Пракрити – это Раджас Гуна, которая побуждается Саттвой к самопроявлению. Это и есть Пашьянти Шабда, видимый в Свадхиштхане. Из Нады подобным же образом истекает Джиестха Шакти и Вишну, а из Бинду – Раудри и Рудра, которые – Мадхьяма и Вайкхари соответственно. Согласно одному из мнений, Бинду – Огонь и Крийя Шакти, а Нада – Солнце и Джняна Шакти, которые соответствуют Тамас и Саттва Гунам. Однако Рагхава Бхатта в своих комментариях на "Шарада Тилака" говорит, что Солнце и Крийя, поскольку они светоносны, делают все вещи видимыми, а Джняна и Огонь, как знание, порождают всё творение. Когда Джива узнает себя посредством Джняны, узнает, что он есть Брахман, он прекращает действия, которые только приводят к накоплению Кармы, и достигает освобождения (Мокша). Может быть, это относится к Дживе как к первому представителю творения Ишвары.

В "Йогини Хридайя Тантре"1 говорится, что Вама Шакти (воля) находится в теле Пашьянти, Джиестха Шакти (знание) – в Мадхьяма, а Крийя Шакти (действие) – это Раудри, пребывающая в Вайкхари в форме проявленной Вселенной. Эволюция Бхав описывается в "Шарада Тилаке" (гл. 1) следующим образом: Всепроникающий Шабдабрахман, он же Кундали, эманирует из себя Шакти, а потом следуют Дхвани, Нада, Ниродхика, Ардхенду, Бинду. Шакти – это Чит с Саттвой, Дхвани-Чит с Саттвой и Раджасом, Нада-Чит с Саттвой, Раджасом и Тамасом, Ниродхика – то же самое, но с преобладанием Тамаса. Ардхенду – то же с преобладанием Саттвы, Бинду – комбинация обоих. Этот Бинду называется различными именами – Пара-Бинду и др., – и он представлен в различных центрах – в Муладхаре и в остальных. Так Кундалини, как воля, знание и действие (как в форме сознания, так и состоящая из Гун), творит "гирлянду букв" (Варнамала). Четыре Бхавы появляются из Нада, это одно из девяти проявлений Дэви.

1 Цит. в комментарии к шлоке 42 "Камакалавилаша".

Пандит Анантакришна Шастри, ссылаясь на комментарий Лакшмидхары на шлоку 34 "Анандалахари" пишет:

"Бхагавати – слово, употребляемое в тексте для обозначения Дэви. Та, которая обладает Бхагой – называется Бхагавати (женская сущность). Бхага означает знание творения и разрушения Вселенной, происхождения и конца живых существ, реальное знание божественной истины и невежества – Авидьи. Тот, кто знает эти шесть вещей, того называют Бхагаван. Кроме того Бха – цифра 9. "Бхагавати" символизирует девятиугольную Янтру, которая употребляется в Чандракала-Видья. Согласно Агамам, Дэви имеет 9 проявлений:

• Кала (Время) – все виды времени, от мгновения моргания одного глаза до периода между Пралайями. Солнце и Луна включаются в эту группу.

• Кула (Форма) – состоит из вещей, которые имеют форму и цвет.

• Нама (Имя) – группа состоит из вещей, которые имеют имя.

• Джняна (Чит) – интеллект. Эта группа разделяется на две подгруппы: Сакальпа (смешанная и подлежащая изменениям) и Нирвикальпа (чистая и неизменная).

• Читта (Ум) – группа состоит из (1) Ахамкары, (2) Читты, (3) Буддхи, (4) Манаса и (5) Унманаса.

• Нада (Звук) – эта группа состоит их Раги (желания), Иччхи (усиленного желания), Крити (действия или активной формы желания), Праятны – попытки к достижению желаемого объекта. Они связаны с (1) Парой, первой стадией звука, эманируемого из Муладхары, (2) Пашьянти, второй стадией, (3) Мадхьямой, третьей стадией и (4) Вайкхари, четвертой стадией звука, исходящего изо рта в виде речи.

• Бинду. Эта группа состоит из 6 Чакр от Муладхары до Аджни. Психическая эссенция. Духовный зародыш. (Я, цитируя абзац, как он написан у Пандита Анантакришна Шастри, хотя смысл его мне не ясен – А. А.)

• Кала – эта группа состоит из 50 букв от Муладхары до Аджни. Ключевые знаки. (Я не знаю, что Пандит подразумевает под этими словами – А. А.)

• Джива – группа, состоящая из душ (Джив) в узах материи.

Господствующие божества или Таттвы четырех составных частей Нада – это Майя, Шуддха-видья, Махеша и Садашива. Комментатор занимается темой, полной выдержек из оккультных трактатов. Далее я процитирую из "Нама-кала Видья",1трактата по фонетике, перевод нескольких строк, которые могут представлять интерес: "Пара – это Эка (без двойственности), его противоположностью является Пашьянти, Мадхьяма разделяется на грубую и тонкую форму; грубая форма состоит из 9 букв. Один – это причина, другие – это действие, но нет реальной разницы между звуком и его грубыми формами".

1 Эта работа труднодоступна и для Пандитов, и для учеников – ее название я не встречал ни в одном из каталогов, составленных европейскими или индийскими учеными. Тайная полиция конфисковывала все такие книги. Даже и теперь, если мы найдем в доме старого пандита какой-либо манускрипт, относящийся к оккультным вопросам, нас не допустят даже взглянуть на эту книгу. Так постепенно эти работы становятся пищей для червей и белых муравьев.

Эка – когда все три Гуны, Саттва, Раджас и Тамас находятся в равновесии (Самья). Это состояние называется Пара. Пашьянти – состояние, когда три Гуны в неравных пропорциях и вследствие этого производят звук. Следующая стадия называется Мадхьяма, а её тонкая форма – Сукшма Мадхьяма, а вторая, более плотная форма – Стхула Мадхьяма. Она производит 9 различных форм звука, представленных 9 группами букв. Имеются в виду конечно не реальные буквы, а символы человеческих идей. Все эти формы и буквы происходят из Пара, а Пара – ни что иное, как Чайтанья, сознание.

Девять групп проявлений Дэви (Вьюх) можно разделить на три главных:

• Бхокта – наслаждающийся, к которому относится 9-я, Джива Вьюха.

• Бхогья – объект наслаждения, куда входят группы 1-3 и 5-8.

• Бхога – наслаждение, которое включает группу 4, Джняна Вьюху.

Вышеизложенное – это суть философии Каула, как её подробно объяснил Шри Шанкарачарья в "Анандалахари" (34). В комментариях на эту шлоку Лакшмидхара цитирует различные места из Каула Агамы, одно из которых звучит так:

"Блажен Господин в девяти формах. Это божество называется Бхайрава. Это он дарует блаженство и освобождает души от бремени. Его супруга – Анандабхайрави – вечноблаженное сознание. Когда они соединяются в гармонии, Вселенная получает свое существование".

Комментатор отмечает здесь, что сила Дэви преобладает в творении, а сила Шивы – в растворении.»

Иван: Завершили 5 главу. Следующая глава называется «Практика».

В: Пункт 7. Проявление Бинду. Здесь пишется, состоит «из 6 Чакр от Муладхары до Аджны» и упоминается, что «смысл не ясен». А у меня в голову пришла такая концепция: как бы речь идет не о Центральном канале, который тянется вдоль позвоночного столба, в нем нет ни пространства, ни времени, и на нем эти 6 чакр расположены. То есть его можно представить образно, как выше по тексту было, в виде точки, если вообще такое понятие возможно, подвести к описанию данного явления. У меня возникла такая мысль в голове: почему Центральный канал можно представлять длинным в виде трубки, а можно и в виде точки, потому что понятие пространства к нему не подходит. Это не вопрос, это размышление.

Иван: Все это называется книжным знанием. Все это нужно для того, чтобы, как мы читали, получили какое-то знание, чтобы у нас возникла воля стремиться к чему-то. Если у нас есть разорванные фрагменты этого знания, но у нас появляется воля, чтобы познать все это. И со временем из этого рождается какое-то действие: чтение книг, занятия йогой и переоткрытие всего этого. Поэтому, мы говорим, что для практики нужны три аспекта, а не только один. Хотя и говорят, что в йоге можно ничего не знать, а делать только хатха йогу, что она сама себя переоткроет. Возможно и так…

М: Меня не покидает ощущение, что он одно и то же говорит, и он к этому возвращается и все раскручивает, раскручивает. Какой-то круг концентрический, но на более глубоком уровне, более мелкие факторы открывает. Или я не правильно поняла общую концепцию Артура Авалона?

Иван: Возможно и так. Но в нашем случае, он, скорее всего, запутывает нас своей терминологией. Если кто-то хочет написать научный труд по йоге, соотнести термины, санскритские понятия, состояния, стояния Брахмана с аксиоматикой, - можете заняться. Это больше для вас самих, чтобы вы понимали и делали эту практику уже на другом уровне. Пройдет какое-то время, знания будут раскрываться, какие-то книжки будете читать, источники, будете всюду находить параллели с эти текстом и знанием йоги. И, соответственно, читая разную литературу, вы сможете понять генеральную линию логики, присутствует она там или не присутствует. Текст этот писал человек знающий, который действительно что-то знает, чувствует. В тексте упоминалось про автора, у которого все труды были изъяты, оккультные. Знания Мантра Видьи или управление тонкими аспектами дает возможность создать мантру прямого действия, это наука достаточно серьезная, поэтому и закрытая.

______________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ остаётся прежним.

______________________________________________________________________

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.