Качества, связанные с Манипурой — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Качества, связанные с Манипурой

2020-08-20 120
Качества, связанные с Манипурой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Небольшой комментарий. Есть йога под названием йога Туммо. Она одна из шести йог Наропы, Вадим Опенйога в свое время читал по ней лекцию. Все эти шесть видов йог относятся к тибетским йогам. И одна из них - йога Туммо, или йога внутреннего тепла, и она работает напрямую с Манипура-чакрой. И все представленные упражнения направлены в ней как раз на то, чтобы трансформировать нашу сексуальную энергию.

Давайте еще раз по порядку. Логика йогического пути заключается в том, чтобы сначала поднять уровень своей жизненности, очистить каналы и центры, избавиться от болезней. Когда вы поднимаете уровень своей жизненности, у вас естественно за счет иммунитета организм начинает справляться с болезнями, и тем самым их лечит, то есть йога лечит, если можно так сказать, болезни косвенно, как бы профилактикой. И вот возникает избыток жизненности, который уже используется для каких-то прорывных упражнений в йоге. Но мы с вами сделаны очень хитро. Как только организм понимает, что у вас есть избыток этой жизненности, он в первую очередь начинает тратить этот избыток жизненности на сексуальность. Потому что это просто инстинкт самосохранения, но только не в рамках одной жизни, а в рамках многих жизней (подробней об этом было рассмотрено в семинаре по Свадхистхана-чакре). Раз вы в физической норме, раз у вас много сил, то самое время подумать о потомстве, о детях. Потому что мало ли что у вас будет потом. А если вы умрете, не оставив потомства, не оставив детей, то вам придется рождаться с понижением, в телах животных, что совершенно неприемлемо.

Поэтому есть такой косвенный показатель занятия йогой. Если все у вас идет правильно, то у вас автоматически должен быть приподнятый уровень сексуальности. Некоторые люди, которые начинают заниматься йогой, очень удивляются в связи с тем, что сексуальный потенциал начинает просыпаться или расти, как в ранней юности, когда гормоны играют. Это многих забавляет, удивляет, многим мешает даже, потому что фактор сексуальности проснулся, который дремал там 20 лет, а начал серьезно заниматься йогой, и он проснулся. Но это логика устройства нашего тела, и возникает тут же вопрос, а что же сделать, чтобы этот избыток жизненности, с одной стороны, использовать на духовное развитие, а с другой стороны, использовать на сексуальность.

Йога говорит по этому поводу следующее: сексуальность священна, продолжение жизни священно, и если вы тратите свою сексуальность на рождение детей - это самое лучшее, что вы можете сделать. Но не так, конечно, как в Индии или Африке, где только тем и занимаются, что делают детей и не заботятся о том, как их прокормить. Вы должны нарожать определенное количество детей, оставить потомство после себя, ни больше ни меньше, а столько, сколько надо. А вот что делать с избытком? А природа в этом отношении дает с избытком. Потому что мало ли что, риски… И вот возникает вопрос - что сделать с избытком сексуальности? И йога рекомендует трансформировать эту сексуальность в высшие духовные силы. Но опять-таки, делать это чрезвычайно осторожно и грамотно. Если вы просто будете игнорировать свою сексуальность, она все равно пробьется, прямыми запретами вы ничего не добьетесь.

Поэтому йога рекомендует, но это уже отдельный раздел, во-первых, научиться заниматься сексом определенным образом, чтобы сохранять ту часть, которая потенциально идет на продолжение жизни, и блюсти ее самым тщательным образом. А другую часть, которая идет на наслаждение (потому что занятие сексом в общем-то приносит наслаждение) выбирать по максимуму. Но это отдельный, очень серьезный раздел йоги, которого мы сейчас касаться не будем. И если вы таким образом умеете заниматься сексом и сохранять этот излишек, то у вас создается нормальный плацдарм, чтобы излишек сексуальности трансформировать в духовность.

И в частности, есть в Тибете известная йога Туммо, или Думмо, когда вы эту сексуальность, которая появилась от излишка жизненности, начинаете конвертировать в такое внутреннее психическое тепло. А оно, в свою очередь, начинает превращаться в физическое тепло. И действительно, такой человек начинает демонстрировать какие-то чудеса, он может в легких одеждах при больших морозах жить и не греться у костра, и так далее, и тому подобное. У меня были знакомые люди, которые подошли к этой йоге, но подошли, как ни странно, не со стороны каких-то учений, а они просто экспериментировали с собой и косвенно вышли на это. Вот у меня знакомый один дядечка жил в одноэтажном домике со своим садиком. Он рассказывал, что так здорово, столько денег на отоплении экономит, просто воду спустил из системы отопления, чтобы она не размерзлась, и больше ничего и не надо. Еще раз смотрите, какая здесь логика: занимаясь йогой, очищаем каналы и центры, повышаем иммунитет, увеличиваем свою жизненность, жизненность тут же проявляется как сексуальность, учимся правильно работать с сексуальностью, учимся сублимировать сексуальность, в том числе и в какие-то высшие духовные силы и проявления.

И вот такие упражнения, как Уддияна-бандха и Наули как раз и способствуют тому, что вы как бы вытаскиваете свои сексуальные импульсы из более низших центров, переводя их в более высшие. Ранее мы с вами обсуждали, что самая низшая чакра - это Муладхара-чакра, она отвечает за страх. Следующая чакра отвечает за желание, или вожделение. И есть такая логика - хочешь победить страх, можешь это сделать с помощью желания и вожделения. Но иногда бывает так, что желание и вожделение нас захватывают. И что с этим делать? И вот более высшая чакра Манипура - чакра гнева, в своем как положительном, так и отрицательном проявлении, она, как ни странно, помогает блокировать неконтролируемую сексуальность. То есть каждая высшая чакра подавляет предыдущую.

Получается такая схема: Свадхистхана-чакра ответственна за сексуальное поведение, за сексуальное желание, она находится между двух чакр, между страхом и гневом. Это получаются такие тиски - если зажать сексуальность между страхом и гневом, то она никуда не денется. А в качестве такого наблюдения, известен факт, что у женщин ощущение страха и ощущение сексуальности могут совмещаться, а у мужчин ощущение страха и ощущение сексуальности не могут совмещаться. Наоборот, у мужчины ощущение гнева и сексуальности могут совмещаться, а у женщин ощущение гнева и сексуальности не могут совмещаться. Это чисто практическая рекомендация, если вы хотите от своей жены секса, то не гневите ее, вы ничего не получите. Причем чем больше вы будете игнорировать ее гнев, тем меньше вы что-нибудь получите. И обратная ситуация, если вы от мужчины хотите сексуальности, не пугайте его. Потому что все может повлиять на его функции - если мужчина боится, моментально блокироваться может.

Но с другой стороны, чисто логика работы с эмоциями. Потому что бывают всплески эротизма неконтролируемые. Иногда наблюдаются вспышки неконтролируемой сексуальности, вот просто прет человека, как мужчину, так и женщину, в этом отношении нет разницы. И очень тяжело с собой совладать, это становится таким навязчивым фактором, в особенности, если вы одиноки. Возникает вопрос, что с этим делать, как с этим работать? Йога нам говорит: в первую очередь боритесь с одиночеством. А потом уже все другие методы. Но сексуальность очень коварна в том смысле, что вот если этот излишек жизненности вы начнете тратить неразумно на свою сексуальность, так, как тратят его обычные люди, то жизненность будет утекать. Да, напряжение спадет, это перестанет быть для вас какой-нибудь неразрешимой проблемой, но и жизненность ваша, которую вы могли бы направить на познание высшего, упадет.

Поэтому есть такой раздел йоги, который учит нас, как все-таки проявлять сексуальность, как грамотно заниматься сексом, отделяя ту часть, которая идет на продолжение жизни, от наслаждения. Ведь мы хотим наслаждения, и йога говорит: да бери сколько хочешь! Наоборот, чем больше возьмешь грамотно, тем лучше удержишь вторую часть, которую нельзя терять и которую надо сублимировать. И после этого такими хитрыми упражнениями, как Уддияна-бандха, как Маюрасана, и прочими другими методами автоматически сексуальность превращают в более тонкую энергию. В более тонкий потенциал, он иногда в текстах называется «оджас».

И все это очень хитро проявляется, конвертируемая сексуальность, она как бы образно (все тексты образные в йоге) начинает накапливаться в чакрах, и в первую очередь начинает накапливаться в Манипура-чакре. И она, в свою очередь, приводит к харизме на физическом уровне. Вот знаете, есть такие люди, которые долго занимались йогой; идешь рядом с ними, и они всем своим видом показывают - со злыми намерениями лучше не подходи. При этом они ничего не говорят, но каждый их жест, каждый их взгляд, каждое слово - настолько сильные! Ты идешь, а рядом с тобой такие Манипуры. И самое интересное, это ощущается другими. Скажем, в той же живой природе иногда дело до схваток не доходит. Противники станут друг перед другом, посмотрят, каждый поймет свое место в иерархии, ну и на том разойдутся. Это в качестве неких таких сверхспособностей, которые здесь были указаны.

Когда йогин размышляет над Манипурой, он получает Потали-сиддхи (постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывая смерть, и может входить в тело другого.

5.82. Он может создавать золото, видеть посвященных, открывать средства от болезней и находить скрытые сокровища.

Пока оставим без комментариев вхождение в тело другого. Поясню насчет нахождения средства от болезней.

Когда я был маленький, у меня был кот любимый, и я наблюдал за ним, и увидел: как только проблема со здоровьем у него, он начинает есть какую-то траву, что, собственно, помогало ему чистить организм. И вот когда человек близок к природе, когда у него излишек жизненности, он как бы начинает ощущать потенциальные лекарства. На этом многие знахари, все шаманы, народные целители работают. Ведь современная медицина не так давно появилась, медицине современной, в нашем ее понимании, лет сто. Откройте учебник по медицине, и с чем медики сталкивались еще в начале века. Узнайте биографию Пирогова, Мечникова, с каким мракобесием они бились. А представьте, что было 200 лет назад. А ведь мы все в потенциале своем жить можем очень долго.

На самом деле, в каждом из нас заложена очень странная способность. В некоторых она сильней развита, в некоторых слабей развита - это интуитивный подход к излечению, к улучшению своего самочувствия такими природными методами. И этот эффект был еще известен в йоге. Безусловно, даже даются определенные правила и определенные методики, как усилить эту способность. И все, что связано как с излечением себя, так и с ощущением, как можно излечить другого - связано как раз с Манипура-чакрой. Вот кстати сказать, именно поэтому есть такой миф, что йога лечит все болезни. Йога болезни не лечит, медики лечат. Но с другой стороны, тоже отрицать воздействие йоги нельзя.

Иногда такое грамотное сочетание более мягких средств бывает более эффективным, чем грубое прямое вмешательство медицины. Но медицина меняется с каждым годом, она с каждым годом становится все лучше и лучше. Понятно, что мы, живя в Российской Федерации, это может не особо ощущаем, потому что у нас медики, в общем-то, достаточно несчастные люди. Платят им мало, и это все по остаточному принципу. Но если вы проанализируете, что сейчас происходит в Соединенных Штатах Америки, вы будете неприятно поражены тем, насколько сильно они опередили все оставшееся прогрессивное человечество по той простой причине, что они на это деньги тратят. У них медик - это человек очень высокого уровня. Поэтому, конечно же, когда пытаются сказать, что давайте выкинем медицину, что сейчас нас только йога будет лечить, это неправильно, это деструктивно, это, по сути, мракобесие. Но во всем есть положительные и отрицательные стороны, сильные и слабые стороны. Если во Вселенной есть медицина, значит она нужна. Более того, она с каждым годом дает все новые и новые методы, которые неизвестны в йоге. И правильно, у йоги другие цели, все остальное - бесплатное приложение.

Но, тем не менее, какие известны способы для того, чтобы выработать внутри себя эту интуитивную способность ощущать и чувствовать, как лечить себя и как лечить других? То есть как стать, в хорошем смысле слова, народным целителем? Подчеркиваю - в хорошем смысле слова! Потому что сейчас открываешь газету, а там непонятно что, всякие целители в двадцатом поколении с очищением от сглаза и порчи, и сколько колдунов всяких, ведьм, всяких еще непонятных личностей! А потом, когда сталкиваешься с этой кухней, когда есть возможность изнутри посмотреть, то понимаешь, что в большинстве случаев это - чисто деньги, отмывание денег. На сленге это – развод людей. Вероятно, есть люди с природными данными, которые действительно могут лечить, исцелять и прочее. Но что-то мне подсказывает, что слишком много их там, в газетах и прочее, не может быть столько много. Давайте сейчас не будем эту публику упоминать, вот и я буду сейчас говорить про истинных народных целителей.

Из йоги известны некоторые практики, связанные с Манипура-чакрой, которые якобы дают способность исцелять других. Одну из этих практик, связанных с Манипура-чакрой, я сейчас приведу. Обычно ее рекомендую делать, если есть такая возможность, в общем-то для других целей, для целей самопознания студента. Практика эта заключается в том, что считается, что если в дни солнечного затмения находиться в воде по пупок, медитировать в это время на пупочный центр и повторять Махамритьюнджая мантру, то приобретается способность к исцелению других.

Теперь я постараюсь в первом приближении расшифровать для вас, как действует эта практика, как действует этот ритуал. В качестве примера того, что в истинной йоге все очень логично, вы не найдете ни одной нелогичности. Другой разговор, что мы иногда не понимаем этой логики, а некоторые, такие очень тонкие практики, до нас сохранились в каком-то искаженном виде. И вот теперь представьте себе такую ситуацию, это безусловно для климатической зоны Индии, где тепло и жарко. Что такое солнечное или лунное затмение? Солнечное затмение - это достаточно красивое зрелище, но вот одна беда - смотреть на него нельзя глазами. Если вы на него посмотрите глазами, вы можете сжечь роговицу глаза, потому что там идет очень странный эффект, краевой эффект. Когда луна закрывает часть солнца, то она преломляет часть лучей и делает как бы увеличительное стекло, собирая в одной точке солнечные лучи. И край луны как бы собирает лучи, и можно очень серьезно повредить свое зрение, если смотреть на него невооруженным взглядом. Поэтому обычно во времена солнечных затмений все смотрят через закопченное стеклышко или такие специальные темные сварочные линзы. Понятно, что где в древней Индии взять закопченное стекло, сварочное стекло? Но есть другой способ, известный из древности: солнечное затмение можно с легкостью наблюдать по отражению в воде. Когда вы смотрите на воду, вы все прекрасно видите, но только в ослабленном виде, плюс еще действие воды, плюс еще действие мантры, плюс еще медитация на пупочный центр.

Все это вместе косвенно приводит к тому, что: во-первых, пупочный центр – это центр зрения и, соответственно, когда вы созерцаете, медитируете, смотрите немигающим взглядом на затмение, и когда вы повторяете ту или иную мантру (там еще много всяких таких моментов) - все это вместе приводит к тому, что вы пробуждаете вот эти скрытые способности, связанные с Манипура-чакрой. И действительно, сперва вы как бы начинаете свою жизненность поднимать, начинаете ощущать, как эта жизненность работает. У вас приходит интуитивная способность понимать, как другие растения, как другие ингредиенты на вас могут повлиять, в первую очередь, на ваш процесс пищеварения. А ведь он очень энергозатратен. И как следствие, вы начинаете интуитивно ощущать других людей, потому что в этом отношении нас объединяет больше, чем разъединяет. Вот отсюда возникают такие способности интуитивного целительства. Но если вы даже и стали интуитивным целителем, не нужно выступать против медицины. Не надо этого делать. У йоги и медицины разные цели. Другой разговор, что если вы сами медик, да еще и овладеете йоговскими способами такой медицины, то вам цены не будет.

Есть много поз, где мы можем работать с Манипурой. Есть допустим, асана Випарита Карани мудра, перевернутая поза. В частности, эта поза даже идет не как асана (асана – это положение тела, поза), а как мудра - это скорее как символ, печать и так далее. И вот в этой позе можно расслабиться, и область пупка начнет как бы проваливаться. В частности, известно про это упражнение следующее из трактатов: что если выполнять ее достаточно продолжительное время, то она увеличивает пищеварительный огонь, и считается, что нужно хорошо питаться, если ты долго практикуешь эту асану. Долго - имеется в виду, если вы находитесь в ней более 40 минут подряд, а не 5, не 10 минут, а 40 и больше. В одном из трактатов даже сказано, что если находишься в этой асане больше определенного времени, то организм начинает переваривать сам себя, что не оправданно, то есть желудочный огонь увеличивается. Поэтому, конечно же, есть много других поз, положений, где косвенно также задействуют эту чакру.

Мы рассматриваем разные интересные вещи, то разбираем пупочную чакру, то еще какую-нибудь, но ведь мы с вами такой интегральный организм, у нас нельзя выдрать пупочную чакру, чтобы остальные остались незадействованными. Точно так же асаны. Они как бы имеют ярко выраженный характер в чем-то одном, а по другим статьям в меньшей степени. Известно, что до нас с вами дошли порядка 80 асан. Не так много на самом деле. Все остальное - это уже какие-нибудь вариации и прочее. Считается, что этого вполне достаточно для современного человека. В этом отношении йоги очень рациональны, если можно обойтись 80-тью асанами, то зачем придумывать много миллионов. Хотя опять же, в тех же текстах сказано, что асан может быть очень много - миллионы, миллионы и миллионы. Как бы имеется в виду следующая логика в Хатха йоге: поз может быть огромное количество, йога живая; вы должны, работая с собой, переоткрывать йогу. Да вы можете этих асан наплодить для себя лично огромное количество!

В одном из трактатов сказано, что прежде, чем стать человеком, мы с вами прошли многочисленные рождения и смерти в телах различных животных. И вот так получилось, что если мы жили в теле того или иного животного, и все хорошо делали, то мы с этого момента до настоящих дней несем в себе силы этого животного и, соответственно, проработанность структуры наших тел. А если нет, то нет. И поэтому есть такая традиция - называть позы именами животных. Что вот был в теле змеи, но что-то не доработал, теперь в теле человека дорабатывай недостающее. Почувствуй внутреннюю логику устройства своего тела и как-то ощути, что неправильно сделал, и начинай исправлять. Но каким образом исправлять? Помня, что наше естественное состояние - это состояние радости, счастья и гармонии. И вы начинаете искать то положение, которое как раз и соответствует радости, счастью и гармонии.

Вот так и рождаются асаны в Хатха йоге. Вы их переоткрываете изнутри, они в вас заложены, они, как ДНК, запрограммированы устройством вашего тела. Как правило, у нас у всех общие недоработки. Они умещаются в эти 80–85 асан. Ну кто же знает вашу предыдущую жизнь, в каком вы теле были? Возможно, в вас и что-то особенное. Но когда придет время, вы просто почувствуете, что организм что-то от вас попросит, что-нибудь такое необычное сделать, скрутиться как-то. Или как-то еще изменить положение, но это будет изнутри, а не снаружи. Такая здесь логика.

Михаил Колесник: Что сделать, чтобы понять принцип огня во Вселенной и внутри нас? Потому что мы знаем - что внутри нас, то и во Вселенной, и все это взаимосвязано. Мы как бы встраиваемся во Вселенную за счет наших чакр. И для того, чтобы было проще его понять и почувствовать, можно и нужно ментально немного работать, но ничего страшного, ничего тяжелого.

 

Для этой ПРАКТИКИ садимся в удобную позу, закрываем глаза и представляем, что у нас нет тела и ничего вообще нет, то есть мы исчезли. Вдруг нас не стало. Соглашаемся с этим, представляем. И теперь из ниоткуда появляемся мы и такое ощущение, как просто «Я есть». Возникает уверенность, твердость, тепло тоже. И вот вокруг этого ощущения «Я есть», пока что вокруг него все вращается, начинает все как бы расширяться, и получает ощущения из всего пространства, так как у него нет тела. И вот возникают какие-то ощущения внутри нас и по всему телу. И эти ощущения начинают расширяться все время, образуя принцип пространства, но они еще не имеют формы, только ощущения.

Возникает принцип пространства, такой легкий, расширяющийся, все в него помещается, он никогда ничему не противится. И для того, чтобы находиться в этом пространстве, либо что-то делать с этим пространством, нам нужно будет поделить его на равные части. А точнее даже, заполнить это пространство одинаковой массой, чтоб можно было делить на время, на расстояние. Но это масса такая серая - просто заполнила пространство. Появляется осязание, и мы можем передвигаться, но если у нас еще закрыты глаза, то мы ничего не видим, и как бы мы не отделяем одно от другого, мы вроде как бы чувствуем, что мы есть, мы отделяемся от других, но не понимаем, что и где находится. Мы не видим яркости, индивидуальности предметов, мы видим все серым, одной серой массой. Лишь ощущения от прикосновения будут нам говорить, что кто-то есть другой.

И если откроем глаза, мы увидим индивидуальность предметов. То есть, когда были закрыты глаза и были какие-то внутренние ощущения, переживания, но мы не знали, что во внешнем творится, мы не чувствовали, не видели. Если мы откроем глаза, то увидим все яркое, насыщенное, и все как бы имеет свою суть, и каждое отличается друг от друга. И вот как раз принцип огня делает из серой массы, серости - индивидуальность, высвечивает яркость, различность, освещает, дает нам зрение и тепло, дает нам такую вещь, как трансформация. То есть огонь из серости делает то, что ему нужно, преобразуя то, что не нужно. То, что лишнее, он отбрасывает, а то, что нужное, яркое - оставляет. Соответственно, его главная задача - делать что-то индивидуальное.

 

Вадим Опенйога:И чтобы пояснить, пример из жизни. Вот надо было мне как-то приехать на занятия в час пик в метро. Подхожу, а там вообще яблоку негде упасть, столько народу. Меня подхватили, внесли в вагон метро, и поехали мы, а это было утром, спать хотелось. Я закрыл глаза, и вдруг понял, никаких других чувств не осталось, вот пассажир слева, справа, то есть меня вот так вот втиснуло, не упасть, не присесть, не встать, можешь расслабиться полностью. А когда ты закрываешь глаза, то все превращается в единое пространство, действительно наполненное тактильными ощущениями, и за это как раз отвечает горловой принцип пространства. За тактильные ощущения отвечает сердечный принцип. И вы знаете, как я классно выспался! Такое ощущение безопасности, что не упадешь, потому что кругом живые люди. Единственное, что хочу сказать, что хорошая была вентиляция, потому что если душно, то весь эффект на нет сводится. Все нормально так, и все такие родные, близкие и милые, хотя этих людей не знаешь, первый раз их видишь. А потом, когда я открыл глаза и мы вышли, один человек, другой, третий, они все какие-то разные, даже может какие-то страшные сами по себе на расстоянии. И когда ты их видишь, когда ты с ними не в таком плотном соприкосновении - вот это вот одно, а когда ты их не видишь - это другое. То есть вот это некое разделяющее действие майи приходит с действием зрения. Мы целое начинаем фрагментарно видеть.

Михаил Колесник: Или, в качестве еще одного примера, ребенок. Он берет, пользуется этим принципом, формирует из матери свое индивидуальное тело. Когда маленький он в чреве лежит, индивидуальное тело формирует. Так же, например, в бизнесе, у нас есть идея какая-то, у нас есть в голове пустота. Точнее, идею надо поместить в какое-то пространство, наделить ее какими-нибудь ощущениями, и сделать из нее какую-нибудь материальную вещь. Грубо говоря, эту идею воплотить в жизнь.

Есть еще такой интересный момент, из этих трех центров (принцип земли, воды и огня, Муладхара, Свадхистхана и Манипура, соответственно), развивается грубый вариант, тело в бодрствующем состоянии.

Вадим Опенйога: это пояснение из текста Артура Авалона. Он в своих книгах систематизировал много разных источников и пытался дать некую законченную картину. Ну вот представьте, нижний принцип земли, следующий воды, следующий огня, действительно, как вот мы сказали, три основополагающих принципа рождения, сохранения и разрушения. Вот когда мы воплощаемся в этом мире, то можем говорить о том, что человек живой только в том случае, если у него есть тело. Если у него нет тела, как вы понимаете, это привидение. И все, что связано с этими процессами, даже в нашем физическом теле, все это взаимосвязано, воплощено в материю, если угодно, дух.

 

 

Способы работы с гневом

 

И сейчас мы коснемся другой, более практичной стороны, это работа с Манипура-чакрой, все, что в нашей обычной жизни касается гнева. Итак, гнев - это хорошо или плохо? Нужен он или не нужен? На этот вопрос отчасти мы уже ответили. До тех пор, пока мы находимся на определенной стадии нашего неведения, нам гнев чрезвычайно нужен. Хотя бы по той простой причине, что он помогает справиться со страхом и вожделением. Даже из-за этого фактора он крайне полезен и необходим. С другой же стороны, мы начинаем под действием гнева совершать те или иные поступки, в том числе неуместные. Неправильно пользуясь фактором гнева, мы порождаем то, что называется негативной кармой. Потому что действительно, если мы в ярости что-то начинаем творить, лезем драться куда-нибудь или доминировать, ущемляя свободу других под чувством опьянения, то тем самым мы порождаем цепочку ответных действий во Вселенной. И рано или поздно это к нам же и вернется.

С другой же стороны, гнев - очень хорошая вещь. Когда наоборот, какие-то другие силы пытаются вас задавить, тогда гнев помогает преодолеть страх, и это очень хорошо. В свое время я читал мемуары наших ветеранов, которые во время Великой Отечественной войны сражались. И понятно, что их всегда спрашивали: «Ну как вы воевали, ведь это же страшно!» Ну действительно, страшно друзья, иной раз в день по 30 тысяч человек гибло. В один день 30 тысяч - раз, и нет… Если ты бежишь в атаку, тебя в любой момент могут убить, на танке ты, на самолете, на корабле, на чем угодно, и как начинаешь себе представлять, что тебя могут убить, тут же начинаешь цепенеть от страха. И очень часто ветеранам задавали вопрос, было ли им страшно. И как правило, из их ответов общая такая тенденция вырисовывалась, что бывает страшно либо до, либо после, но никак не во время. Потому что в этом азарте боя, ты не думаешь о страхе. Ты уже подвержен каким-то другим эмоциям.

Конечно, высшим пилотажем считается (это доходит из всех более-менее вменяемых боевых искусств, которые так или иначе до нас дошли), что, конечно, лучше всего отражать агрессию с чистым, холодным, незамутненным разумом, не поддаваясь ни страху, ни гневу, никаким другим эмоциям. Действовать, как машина. Ты превращаешься в такую машину убийств, и начинаешь хладнокровно своих врагов, как капусту, крошить. Куда деваться, друзья, у нас достаточно негативная карма, что все мы живем в том мире, где есть еще войны. Но и достаточно позитивная, что мы имеем йогу. И со временем, если мы будем жить согласно законам йоги, отпадет сама необходимость в войнах, агрессии и тому подобное. Но когда это будет?

С другой стороны, бывают моменты, когда мы испытываем страх, и вот гневом можно выместить страх, и с эволюционной точки зрения, неуместный страх можно победить правильным, уместным гневом. Теперь - что касается нашей бытовой жизни. Ведь очень часто мы ловим себя на мысли, что очень страшно злимся, и вот тут есть одна безусловно опасная черта, что, когда гнев просыпается, он затмевает нам разум. И мы начинаем делать какие-то необдуманные поступки, за что потом получаем в ответ.

Собственно говоря, страшен не сам гнев, страшно то, что гнев, который рождается в нас, заставляет нас что-то делать. И самое первое, в практическом плане, с чего начинается работа с гневом, это порвать связь между ощущением гнева и тем, что вы хоть что-то делаете или не делаете под действием гнева.

Ну допустим, вас обидели, и вы лезете с кулаками драться. И вот самое первое, это надо некую прослойку сделать между этим ощущением и действием. Есть бензин и есть горящая спичка. Сами по себе они безопасны, но если их соединить вместе, то будет пожар. Если между бензином и спичкой есть стена непроницаемая, то ничего страшного, и вот точно так же в йоге. Йога призывает нас вырабатывать следующую привычку: как бы гнев нас ни захватывал, он не должен вырваться наружу.

Вообще, ощущения гнева очень своеобразны. Вы вдруг начинаете ощущать, что действительно, под действием огня гнева начинаете внутри плавиться. То есть вот такое ощущение, что все ваши внутренние структуры расплавились, как раскаленная магма, вы - как раскаленный вулкан Везувий, и только лишь тонкий слой пепла поверхности вашего тела не дает вырваться этому потенциалу. И дальше вот какой эффект происходит. Если вы испытали страшнейшее чувство гнева, но не дали ему вырваться, то идет следующий процесс: вы внутри становитесь расплавленными, и это ощущение очень неприятное, оно призывает вас тут же начать что-то делать. Вы себя сдерживаете, но это адская мука, потому что вам кажется, что это состояние пробудет вечно. И от одной мысли, что вы будете вечно в таком ужасном состоянии, становится плохо. Это как пять минут вечного ада. Но, к счастью, это состояние не может длиться долго, или иногда к несчастью, в зависимости от ситуации.

Так вот, к счастью, мы можем его удерживать, и потом, по истечении какого-то времени, мы вдруг начинаем понимать, что эта эмоция начинает куда-то исчезать, исчезать, а вы начинаете остывать, остывать... И потом, через какое-то время, вы будете ощущать волну нахлынувшей силы. Внутренней харизмы, внутренней мощи! Получается, что вспышка гнева, вспышка - это энергия гнева, она как бы вас внутри расплавила, а вы не дали ей вырваться наружу, поэтому вы этот потенциал не растеряли. У вас внутри все клокочет, все расплавилось, но потом начинает все остывать, и вы начинаете перекристаллизовываться. И все загрязнение, которое вы в себе несли, а если говорить терминами Карма йоги, все семена негативной кармы начинают перегорать. А вы знаете, что если семя перегорело, то оно никогда не даст всходы.

Если вы не дали гневу вырваться, то вы потом перекристаллизуетесь с ощущением большей мощности, с ощущением большей силы, большей харизмы, которая начинает ощущаться всеми остальными.

Если же вы даете вырваться гневу, то вы какое-то время испытываете эйфорию, что вы хоть что-то можете сделать. Вы поколотили обидчика, вы чувствуете торжество, а потом, через какое-то время, ощущаете упадок сил. Потому что вы этот потенциал потратили, импульс во Вселенную вырвался, и на что-то потратился. И конечно хорошо, если вы это потратили по делу, а если нет, то это уже плохо. Поэтому это и является аскетичной практикой, когда вы ощущаете гнев и сдерживаете, тогда это каждый раз делает вас все сильнее и сильнее. Но беда в том, что это легко говорить, но когда мы сталкиваемся с этим вживую, то очень тяжело это воплотить в жизни. И не потому, что вы не можете это сделать. Вы можете это сделать. По другой причине. По той, что, как правило, мы подвергаемся приступам гнева незапланированно. Мы не ожидаем, что столкнемся с гневом. Вы в благостном настроении пришли купить, а вам нахамила продавщица, и вас понесло. Если бы вы были предупреждены, что там хамовитая персона, это одно. А когда без объявления войны, мы не успеваем перехватить ситуацию, и поэтому есть другие всякого рода хитрости.

Самое первое (и самое трудное) - это продержаться несколько первых секунд перед атакой. Вот на нас кто-то напал, вот несколько секунд, когда гнев в нас уже кипит, продержаться несколько секунд, не дать ему вырваться. Это самый критичный момент.

Для этого есть всякого рода ухищрения, самые разные способы. Кто-то, допустим, заранее отыгрывает внутри себя медитацию, представляя ту или иную возможность, где вас будут раздражать, и отыгрывает следующую свою реакцию до автоматизма. Ну в частности, вам нахамили - вы развернулись и ушли. Сперва мысленно отыгрываете эту ситуацию один раз, второй раз, третий раз. А потом, когда вы с ней вживую сталкиваетесь, то у вас уже на подсознании включается эта программа, вы уходите, выигрываете время и остываете.

Но видите ли, иногда самый страшный гнев, который мы испытываем, это когда нас провоцируют на гнев люди родные и близкие, так как они могут нажать на самые болезненные наши точки. То есть не столько опасайтесь врагов в этом отношении, сколько друзей.

Вот недавно приводилась очень интересная статистика по количеству убийств в США. Так вот, статистика говорит следующее: люди склонны убивать тех, кого они знали. Понимаете, о чем это говорит – довели. То есть люди меньше склонны убивать тех, кого они не знают, ну также есть градация отличия мужчин от женщин (я эту статью прочитал в последнем номере журнала «В мире науки»). Так вот получается, что мы с вами становимся беззащитны против гнева, и нам надо выиграть какое-то время, не дать ему прорваться. Не дали прорваться, и он остывает. То есть нужно любой ценой между вами и объектом раздражения поставить какую-то стену, физически вас развести, как вариант. Чтобы вы не пустили в ход кулаки, или еще как-нибудь гнев проявили. Это один из способов работы с гневом.

Но этого мало. Вас могут даже физически развести, а воспоминания об обиде, о том человеке, который вас обидел, будут опять продолжать в вас внутри рождать гнев. Такой истончающий, уничтожающий гнев. Вы просто будете в ярости от того, что такое существо на земле вообще есть, такая неприятная личность по земле ходит. На самом деле, это тоже очень деструктивная вещь, потому что мы на эти эмоции тратим огромное количество нервной энергии. И здесь, как ни странно, спасает следующая йоговская философия и следующая медитация, которая призывает нас желать счастья всем: друзьям, незнакомым и знакомым.

Таким образом, она наводит нас на мысль, что все, с чем мы сталкиваемся в своей личной Вселенной, прямо или косвенно породили мы сами. То есть никто бы никогда у вас не вызвал чувство гнева, если бы перед этим вы не сделали бы такие поступки, в результате чего пришла такая реакция Вселенной. И если вы на гнев неоправданно ответите, то вы ситуацию еще сильнее раскачаете, по нарастающей, потом она отразится, и опять к вам вернется все сильнее и сильнее. Обычно так военные конфликты начинаются: кто-то кого-то толкнул, тот в ответ его ударил; тот в ответ достал пистолет, выстрелил, ранил; тот в ответ достал автомат – убил обидчика. Родственники того, кого убили, пошли на деревню, где это началось, деревня - на деревню, страна - на страну.

Первая Мировая война пятдесят миллионов жизней унесла, Вторая Мировая война унесла еще больше жизней, а с чего все началось? Первая Мировая война так началась: были террористы, которые в гневе считали, что надо убить эрцгерцога, поджидали его. Такой исторический персонаж Гаврило Принцип был, ему было 18 лет, даже меньше. Он застрелил эрцгерцога и его жену, просто взял и застрелил. Гнев испытывал по отношению к ним, а они в ответ объявили войну, а в ответ на это объявление войны другая страна включилась, вторая, третья. И пятьдесят миллионов из-за одного придурка погибло! Конечно же, не все так просто, потому что там накопились другие противоречия, но вот спусковой крючок может быть совершенно, как кажется, случайным.

Вот точно так же и у нас в жизни со Вселенной очень много противоречий. Мы в своей прошлой истории что-то плохое делали, и нам много плохого делали. Иногда такой нейтральный статус-кво, лучше не раскачивать ситуацию. Поэтому гнев в этом отношении может быть первым толчком, который вызы


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.