Слоги, мантры и другие атрибуты Свадхистхана-чакры — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Слоги, мантры и другие атрибуты Свадхистхана-чакры

2020-08-20 373
Слоги, мантры и другие атрибуты Свадхистхана-чакры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Давайте мы сейчас в качестве практического упражнения сделаем чудеснейшее упражнение из Мантра йоги. Постараемся сыграть на Свадхистхана-чакре. Во всяком случае, вдуматься и осознать те вибрации, которые соответствуют, во-первых, биджа-мантре; во-вторых, тем или иным лепесткам. Что мы с вами имеем? Наверное, еще раз надо нарисовать эту чакру. Из текстов известна такая вещь, что биджа-мантра или слог, порождающий принцип воды или Свадхистхана-чакру, известен как ВАМ. То есть, это слог ВА, а в конце анусвара, или когда вы смыкаете губы. Получается ВАМ. М – это в конце не буква, а это когда вы прекращаете что–либо говорить. Итак, известно, что биджа-мантра принципа ВАМ. А на лепестках у нас БАМ, БХАМ, МАМ, ЯМ, РАМ, ЛАМ. Всего шесть.

«ОМ ВАМ, ХРИМ БАМ, ХРИМ БХАМ, ХРИМ МАМ, ХРИМ ЯМ, ХРИМ РАМ, ХРИМ ЛАМ» -это развернутая мантра.

Теперь короткая мантра, по сути дела, все то же самое:

 «ОМ ВАМ, ХРИМ БАМ, БХАМ, МАМ, ЯМ, РАМ, ЛАМ, ХРИМ».

 

Прежде чем мы дальше пойдем, вот у нас наглядное пособие. Это детская игрушка, которая сделана у нас для детской йоги. Все игрушки должны быть познавательные. Вот он, центральный канал Сушумна. На него нанизан сперва самый нижний центр земли – Муладхара, а затем – Свадхистхана. И когда та или иная чакра пробуждается, субъективно это воспринимается как вихрь или колесо, она начинает вращаться. Как будто внутри ощущение вихря или водоворота. Какой-то центр задействован, он крутится, каждый лепесток вибрирует, воспринимается как эти звуки – БА, БХА, МА – и так далее то, что вы сейчас повторяли.

Эти звуки БА, БХА, МА и так далее – это буквы санскритского алфавита, заканчивающиеся анусварой – М (когда вы смыкаете губы, это уже не буква, ведь когда-то же надо завершать этот слог). На санскрите это слоговое письмо, по сути дела – БА, но в русском эквиваленте не слог БА, а буква Б. Слоговое письмо имеет ряд преимуществ, сокращающих грамматические ошибки в написании диктанта.

Любой язык – это, в первую очередь, звучание, а только потом написание. К сожалению, у нас в стране и на Западе пошли по другому пути. Поэтому вы должны понимать, что, когда вы видите тот или иной слог – БА, БХА, МА и так далее, имеется в виду не наше стандартное произнесение, что как написано – так и есть, а вибрация, которая интуитивно воспринимается как такой звук. Более того, если вы будете более серьезно изучать ведическое наследие, вы столкнетесь с парадоксальным фактом: в отличие от нашего языка, где каждое слово пишется однозначно, язык Вед предполагал написание одного и того же слова самыми разными способами.

Я всегда привожу пример – ЗАЯЦ, ЗАИЦ, ЗАЕЦ – как нужно писать? Запросто двойку можно схлопотать. А почему не ЗАЕЦ? Где критерий и кто его придумал? Или современные ошибки, которые буквально сегодня говорят мне, что опять написали пранОяма, а надо пранАяма. А если бы было слоговое письмо, многие ошибки просто исчезли, потому что прежде всего звучание, а не написание. Когда у вас слоговое письмо, не надо вспоминать правило и так далее. Почему я это говорю? Все эти тексты: «Шатчакра Нирупана», «Шива Самхита», «Гхеранда Самхита», «Хатха йога Прадипика», тексты Натхов – всё, что до нас дошло, написано на санскрите. В некотором смысле санскрит – искусственный язык. Тексты, написанные не шрифтом, а деванагари. То есть мы написали бы русскими буквами, американцы написали бы на английском, индусы бы написали замысловатой надписью, которую современный человек прочитать не может – это деванагари, форма написания. Она возникла относительно недавно.

Веды не были написаны, Веды заучивались наизусть. И только лишь потом, когда возникла опасность потерять Веды, они стали записываться, и, в первую очередь, с сохранением ведийского языка. Санскрит возник позже. И написание санскрита — это довольно поздняя придумка. Чтобы вы не сделали глупость, что в древние ведические времена было написано так-то и так-то – письма не было в нашем понимании. Поэтому надо проще относиться к этим вещам. Главное личный опыт, главное внутреннее ощущения звучания, понимание, что главное – процесс, а не то, какие там буквы. Понимание, что буквы возникли не так давно по сравнению с теми знаниями, которыми обладали те же Веды.

Мне часто говорят, что эта чакра известна с ведических времен. Даже изображение чакр нам больше известно по иллюстрациям, которые сделал Артур Авалон к своей книге «Змеиная сила», которая сейчас большим тиражом разошлась по всему миру. В вашей личной медитации вам может представляться что угодно, и все будет правильно, надо дать какой-то толчок разуму, с чего начать. Тяжело думать абстрактно, поэтому, когда вам дается такая игрушка, и вы визуализируете и повторяете, а у вас центр соответственно вращается, то вам легче контролировать свой разум, легче почувствовать процессы. И вам легче интуитивно понять, что имелось в виду – что за вибрации, что за буквы и почему они в такой последовательности и так далее. Поэтому в этом отношении есть такой нюанс. В дальнейшем он привел к парадоксальным моментам: в некоторых школах йоги могли что-то поменять. В тибетской йоге ограничились четырьмя чакрами и другим количеством лепестков. И нормально. Ламы с завидной периодичностью просветляются. Не критично оказалось.

 

Вопрос: Получается, что эти лепестки – разные аспекты вожделения?

 

Михаил Колесник: На самом деле все не так просто – не просто аспект вожделения, это разные аспекты чакры, то есть основная ее суть – это вожделение, сексуальное желание.

 

Вадим Опенйога: Основа – это таттва, принцип воды, это тот холст, на котором нарисованы все процессы, так или иначе имеющие отношение к этим проявлениям, которые нашли свой выход через канал информации вкуса, через канал действия или канал эмоций, вожделения и так далее. Сначала должен возникнуть холст, на котором будем рисовать. Вожделение – это не основа этой чакры, это побочный эффект проявления. У всего есть разные крайности проявлений.

Вот смотрите – слоги, алфавит, санскрит, но чем хороши древние языки? Ты начинаешь размышлять над всеми словами, которые имеют в своем составе тот или иной слог или тот или иной корень, и у тебя целая гамма подсказок открывается. Тем более, связанных с устройством человеческого тела. И те или иные наши эмоции – АААА, ОООО, УУУУ – они имеют явно выраженную звуковую окраску. И даже с этих позиций предписывается в йоге анализировать. Это как подсказки. Индусы и западные люди, они же не отличаются.

Генетически мы одинаковые. По устройству тела и по проявлениям. И это может быть очень большая подсказка с пониманием расшифровки. Количество вкусов у западного человека и у индусов одно и то же. Хотя они любят острое, чего западные люди терпеть не могут. Есть такая гипотеза, почему индусы едят острое. Говорят, чтобы не было кишечных отравлений, так как жара. Но это не совсем адекватное объяснение. Потому что есть другие страны, где не менее жарко, но это не прижилось, хотя были все условия.

Однажды я слышал от индусов такое объяснение. Жизнь ортодоксальных индусов очень суровая, даже современного индуса, который считает себя представителем современной эпохи. Они практически не употребляют алкоголь, они в сексуальном плане имеют достаточно жесткие ограничения. Известно, что, если ты не добираешь какого-то чувственного восприятия чего-то одного, ты начинаешь компенсировать чем-то другим. И пытались объяснить этим, почему в Индии на каждом углу ты можешь встретить либо очень сладкое, либо очень острое.

Это нуждается в отдельном исследовании. Допустим, служат в армии молодые ребята. Понятно, никакого секса, никаких удовольствий. У них жуткая потребность в сладком. Как бы компенсация одного другим. В результате – нововведение. В рацион солдата стали добавлять каждый день по 2 конфеты. И общее моральное отношение в армии резко увеличилось на позитив. А всего лишь несколько конфет к еде добавили. Знаете, в плане гармонии не пережимать где не надо. А с другой стороны, подсказка для нас. И это очень хорошая попытка объяснить, почему именно 6 лепестков. Потому что 6 окрасов вкуса. Исходя из этой логики, если дальше идти и систематизировать, почему в Муладхара-чакре 4 лепестка? Она отвечает за орган чувств – запах. Сколько есть оттенков запахов? По этой идеологии четыре. А на самом деле?

 

Михаил Колесник: Поговорим про звуки. Раз уж мы коснулись, мы можем обратить внимание, что здесь звук МА. Мама – вот она Свадхистхана. ПА – если мы поднимемся, то будет ПАПА на Манипуре. Это мужская чакра на самом деле. Эмоции более присущи девушкам. А волевая – это мужчины. Я сначала подумал, что ПАПА как бы можно и ОТЕЦ сказать. Но маленькие дети ведь никогда не говорят ОТЕЦ. Малыши начинают снизу-вверх, они осознают звуки. Они говорят слогами. И тоже можно обратить на это внимание. А вообще весь санскритский алфавит будет нанизан на все эти чакры. Все 50 букв санскритского алфавита здесь будут. И считается, что каждое слово как бы задевает каждую чакру, каждый лепесток. Каждый раз, когда мы говорим, оно вибрацию создаёт внутри нас, и мы воспринимаем это.

Продолжим. Сладкий – это удовольствие, радость. Соленый – это противоположность сладкому. Это мрачность, скупость, самоедение, страдание. Кислый – грусть, обида, печаль. Горький – горе, обреченность, плаксивость. Острота – ярость, гнев, нетерпение, рьяность. Вязкость – апатия, заносчивость. Если мы начнем перебирать все эмоции, мы можем свести их к шести пластам. Так как у нас есть энергия и сознание, сознание делится на 4 аспекта, а энергия на 5. Наша чакра имеет 6 лепестков. Так же мы можем вожделение разложить на 6 частей. Вот такая история про лепестки.

 

Вопрос: Слоги Свадхистхана-чакры присутствуют и в других. Например, в Муладхаре.

 

Вадим Опенйога: Вот это большая разница. Не путайте биджа-мантру и буквы алфавита. Грубо говоря, биджа – это уже слово. А буквы в алфавите – это те кусочки, из которых состоит слово. Другой разговор, что это слово очень короткое.

 

Вопрос: Мы сейчас прочитали про Рамакришну. Он описывал когда-то Муладхара-чакру, и он говорил, что у него был соблазн зафиксироваться на материальном.

 

Вы должны понять, что это субъективное описание. Давайте ещё раз про то, что мы прочитали. Я от себя перефразирую. Вы начинаете заниматься йогой. У вас увеличивается уровень вашей праны. Острота восприятия материального мира у вас начинает быть все четче, красивее и яснее.

Как в детстве – все картинки ясные, четкие, красивые. Вот в детстве вспомните игрушку. Вот все – вы хотите её, потому что она привлекательна. Но она привлекательна с принципа Земли. Почему у нас любят материальные вещи? Девушка хочет, чтобы ей бриллиантовое колье подарили или перстень. Иногда это доходит до такого вещизма. Вот хочется материю. И это привязанность к принципу Земли. Ну и, соответственно, страх, когда это потеряется.

А следующая привязанность – это привязанность к принципу воды. Принцип воды проявляется в первую очередь через сексуальность. Я включил фильм «Камасутра» или что-то в этом роде – восточный учебник любви. И там огромное место уделялось тому, как создать соответствующую атмосферу полутонов. Мягкие цвета и тени, дабы ты предался чувственным ощущениям. Когда вы держите в объятиях девушку или юношу, которых вы хотите, конечно, отчасти играет роль фактор форм. Присутствует шарм неуловимого в сексуальном плане. Привязанность может быть к этому.

Это то, на чем мы можем попасться. Биджа-мантры –это мантры подобно мантре ОМ или ХРИМ, которые, как утверждают, творят принципы. Лепестки – это совсем составные части. Всего, если их посчитать на всех чакрах, за исключением Сахасрары, будет 50. Столько же, сколько и букв в санскритском алфавите. Таким образом, есть такая иносказательная философия. Подобно тому, как все объекты и явления можно описать словами, подобно этому (так как слова состоят из букв), воздействуя на тот или иной лепесток чакры, мы как бы формируем слово, мантру, ответственную во Вселенной за возникновение или проявление того или иного объекта или явления. Это прикладная теоретическая Мантра йога.

Вы не путайте в центре биджу и на лепестках, потому что на лепестках идет не РАМ и ЛАМ, а РА и ЛА. Вот вы повторяли Бам, Бхам, Мам, Ям, Рам, Лам. А вообще, строго говоря, там буквы, которые должны звучать – Ба, БХА, МА, Я, РА и ЛА. И две большие разницы – РА или РАМ. Другой разговор, что когда формируется мантра, а это один из самых закрытых и таинственных разделов в йоге, то существуют некие определенные правила, каноны формирования мантры. Есть мантры, которые до нас дошли, и мы не знаем, откуда они взялись. Скажем, Гаятри. Фактически все Веды, данные нам. А есть мантры, которые состоят из более простых кусочков. И как в конструкторе ты можешь составлять.

Так вот, есть такое правило, что крайне желательно начинать определенные мантры с ОМ и, допустим, какую-то мантру завершать СВАХА, какую-то НАМАХ, какую-то завершать ХРИМ. И наоборот, какую-то начинать со слога ХРИМ. То есть вот такое обрамление. Есть драгоценные камни, а есть обрамление драгоценных камней. Точно так же и формируется мантра. Иногда надо завершать слог анусварой, то есть амм: не Я, а Ямм; не Ра, а Рамм. Иногда дисаргой – Х, то есть Вах, Рах, Ях и так далее. Как правило, это изображается двумя точками. Вот здесь такое очень интересное переплетение грамматики с Мантра йогой, с написанием и подачей. Это огромнейший пласт.

Я в свое время заставил себя усилием воли не изучать санскрит. Если бы я поддался искушению, я бы туда провалился и до сих пор бы там плавал, потому что это такой кладезь знаний внутреннего мира! Когда ты начинаешь воспринимать слово, понимая, какой корневой элемент, какие смысловые значения, какие иносказательные значения. Потом начинает до тебя доходить прикладная Мантра йога, что, допустим, любая мантра имеет три уровня – понятный, иносказательный и невербальный толчок в просветление. И вот когда начинаешь этим заниматься, ты начинаешь проваливаться в этот мир. У меня это закончилось тем, что мне по ночам какие только предсамадхные сны не снились. Вот я сплю, а у меня перед глазами весь алфавит, он вибрирует, причем каждая вибрация отзывается внутри меня какой-то эмоцией и чувством. Я вам не могу передать, насколько это захватывающее таинственное ощущение. Но тогда бы всего остального не было. Понимаете, либо для себя, либо для людей. Но с другой стороны, вот какое ощущение.

Вот представьте себе, вы начали читать интересную книжку, вы прочитали несколько страниц и пошли на работу. Работа может быть интересная, иногда скучная, иногда тяжелая, иногда легкая, но вы в предвкушении – вот сейчас прозвенит звонок, я приду домой, открою эту книжечку и буду дочитывать с самого интересного места. И вот это ощущение, что есть Учителя, есть знания, что есть за твоей спиной такой добрый пласт, который всегда тебе расскажет, научит, поможет, проведет – по твоему первому вопросу и твоему обращению. Он на самом деле создает такое ощущение, что ты с радостью бросаешься в мир, откладывая на потом все самое вкусненькое, и знаешь, что оно от тебя никуда не денется. А сейчас более важно помогать Учителям, доносить до всех, до всех, хотя бы первые шаги этого знания, чтобы потом уже погрузиться в эти все практики, медитации.

Вы просто не представляете, какой это сказочный мир! Если по-настоящему практиковать йогу – это совершенно сказочный мир. А если изучаете такие моменты – как сопрягается Мантра йога с медитацией, с пранаямой, с системой чакр, то вы себя ловите, что у вас микрокосмос, вы исследователь на неизвестной планете. Вы над собой можете эксперименты ставить. Для вас и день, и ночь – праздник в таинственное открытие Земли. Я люблю приводить такой пример: я помню 90-е годы, перестройку затеяли, есть нечего, очереди, все люди какие-то хмурые ходят, такие мрачные, ну депрессия великая. И бабулька одна радостная-радостная. А почему радостная – она йогу Сновидений изучила, каждый вечер она ждала сна. Для нее вся остальная реальность, мир – ничего особо не трогало. Ну, покушать – пока еще есть кусочек хлеба, вроде пока еще живы. А самое интересное начинается в практике, то есть человек становится независимым.

Вот здесь это очень серьезный пласт, с разных сторон можно к нему подходить. И он захватывающий, но он не простой, он не односложный. Вот как сейчас, к сожалению, я тут книжку открыл одной американки. У нее все тупо: семь чакр, семь цветов радуги, семь еще чего-то, семь чудес света, ну, в общем, всего по семь. И такой вот научный подход. И опять же – кто вам сказал, что семь цветов. Я компьютер раньше включал старый, и он предлагал: «Вам 256 млн. вывести оттенков? Или побольше?»

Так что биджа-мантры и слоги разные понятия.

 

Михаил Колесник:Мы подаем семь вкусов тантр, мы шести лепестков коснемся.

· Любовь Земли. Например, вот мать-земля – она все равно будет нас носить, чтобы мы ни делали, она все равно будет нас любить.

· Любовь пола – это половое влечение.

· Любовь слуги, то есть когда мы преданны кому-то.

· Любовь отца и матери – это безусловная любовь.

· Любовь друга – всем известная нам дружба.

· Любовь знания, то есть стремление к знаниям.

· И полная есть любовь, тотальная, называется здесь Самарасья – любовь к Абсолюту. Опять же мы коснемся шести наших лепестков, то есть вот так на Свадхисхане мы можем на шесть делить все, что угодно.

 

Вадим Опенйога: Вы должны понять, что в разных текстах даются разные мнемонические и другие толчки для того, чтобы мы стали размышлять над устройством своего тела, над какими-то привязками к числовым факторам, к еще чему-то и так далее. Насколько они друг с другом сопрягаются – это один разговор, насколько они актуальны для тех или иных практик – это другой разговор. Вопрос в том, что, когда ты начинаешь чувствовать невыразимое, ты начинаешь из своей культурной среды вытаскивать какие-то на тот момент понятные и принятые классификации и соотносить их – внешне и внутренне. Я вас уверяю, вы еще встретите массу текстов, в том числе и тантр, где будет даваться совершенно другое. Но это вовсе не значит, что это противоречие. Это говорит только лишь об одном, что пытаются нас натолкнуть на какие-то более глубинные, смутные и интимно ощущаемые процессы внутри. А уж как вы их будете наружу транслировать или соотносить – это другой разговор.

Вот я как-то на одном семинаре говорил, что у меня был ученик. Он занимался электротехникой, трехфазные электродвигатели чинил. А это такая интересная штука – там ротор вращается, а вокруг него статор. Это достаточно сложной формы конструкция, а на ней намотаны обмотки. Если обмотка перегорает, ее надо снимать и на другую менять, или просто какая-то мелкая поломка. И вот у него была такая ассоциация с чакрами, что это электромотор. Что достаточно воткнуть в розетку, как у тебя он начинает вращаться быстрее, быстрее и заводится. Подобно тому, что даже самый примитивный трехфазный электродвигатель должен иметь как минимум три обмотки, не говоря о том, что там можно их выделить в какие-то группы лепестков – по 6 и по 12 – и бог знает сколько. Но вот для него было такое мнемоническое правило: он медитировал на свои центры как на электродвигатели – где есть обмотка, соответствующая лепесткам. Более того, когда мотор заводился, при этом был такой гул – жжжж – он как-то так жужжит. Вот он соотносил биджа-мантру того или иного центра (понятно, что разные моторы по-разному жужжат), и вот он соотносил жужжание разного электромотора с биджа-мантрой или шабдой, первозвуком, рождающим принцип той или иной чакры. И как вы думаете, для ортодоксального индуса, который не знает, что такое электротехника, насколько это соответствует? Да совсем не соответствует. Вот точно так же мы можем открыть некоторые тантры или некоторые тексты.

И вы можете встречать самые разные аллегории. Во-первых, само название «чакра» – колесо. Что такое колесо в нашем представлении? Ну, продвинутое колесо – это ступица, спицы и обод. Кому-то не понравилось слово чакра, они начали называть падмы – лотосы. Можно сказать: «В этом лотосе или в этой чакре», по сути дела, одно и то же. У кого-то это ассоциировалось с гончарным кругом, у кого-то с колесом, у кого-то с лотосом, у кого-то с водоворотом вихря. В зависимости от того, что ты видел в своей жизни снаружи, ты описывал это в текстах. Аналогичная ситуация и с теми, какие оттенки вкуса, цвета или эмоций приписывать той или иной чакре.

Открою вам по секрету – это вопрос открытый. У меня просто нет времени, а лет пять назад я даже конкурс объявил. Я предложил следующее: сделать детскую игру – нижний уровень 4 клеточки, средний уровень 6, затем 10, то есть как по чакрам. И как в детской игре – кидаешь кубик и передвигаешься на столько-то клеточек. И в зависимости от того, на какую эмоцию попал – либо поднимаешься вверх, либо опускаешься вниз. Отчасти я эту идею почерпнул из такой игры, как Лила, которую придумал, насколько я понимаю, Хариш Джохари. Это очень хорошенький дядечка, он написал массу интересных книг, в том числе и про чакры, и известна его игра. Сейчас я попрошу вывести ее на экран через проектор, чтобы вы увидели, что она из себя представляет. Фактически, это шахматная доска 8 на 8 клеток.

Смысл в том, что здесь в каждой клеточке дана та или иная либо эмоция, либо какой-то план, какое-то понятие из йоги. И ты должен кинуть кубики и перемещаться с клетки на клетку. Либо ты попадал на конец стрелы, и она тебя поднимала выше; либо на голову змеи, и она тебя тогда сбрасывала вниз. И ты вот таким образом продвигался выше, выше и выше до конечной клетки. Побеждает тот, кто достиг конечного освобождения. Я все предлагал студентам подобное сделать на основании чакр. У Джохари, конечно, разноплановые клетки, здесь у него и какие-то эмоции, и какие-то планы, типа астральный план или физический, и какие-то еще. А вот если взять все и расписать по чакрам? Это сложно, потому что нам придется отчасти переоткрывать, что и какому лепестку соответствует. Потому что эти тексты иносказательные, они дают толчок, но в разных текстах по-разному написано. Прошу дальше.

 

Михаил Колесник: Дальше разберемся с богами, которые там находятся. Изображается таким образом принцип энергии и принцип сознания. Принцип энергии в виде богини Ракини, принцип сознания в виде бога Вишну. И рисуются они так: сидят два прекрасных бога и у них есть еще какие-то атрибуты, которые они держат в руках. Они по-определенному одеты. И так как йоги раньше были очень продуманные, и ничего просто так не делали, то соответственно все, что они рисовали, все не просто так. То есть каждый предмет, который они вручали каждому богу в руку – он что-то значил. И вот такие есть описания всему.

Так вот, бог Вишну, почему именно Вишну здесь сидит, почему никакой другой? Вишну – это бог из тройки богов, которые создают мир. Первый – Брахман, создатель. Второй бог - это как раз Вишну, который поддерживает то, что Брахман создает. И бог Шива, который разрушает эту Вселенную. Основной принцип Вишну в этой Вселенной – это Лила, как раз мы про игру говорили, это игра. Он следит за тем, чтобы МЗПР работал, мы рожали детишек, мы продолжали род и при этом никто не умирал, чтобы все радовались жизни. Он держит определенные предметы, а именно, в первой руке он держит раковину. Раковина олицетворяет такой изначальный звук, который ассоциируется со звуком ОМ. Для нас это будет обозначать Мокшу, то есть полное освобождение.

Есть четыре главных цели в жизни человека. Это что? Мокша, Дхарма, Кама, Артха. Соответственно, раковина обозначала как раз полное освобождение – Мокшу. Во второй руке он держит чакру. Это такой диск, который вращается, олицетворяющий непрерывное вращение нашего круга Самсары, в который мы вовлекаемся для исполнения нашего какого-то предназначения здесь, что означало Дхарму.

Еще в одной руке он держал палицу, которая обозначала то, что мы для достижения наших целей в этой жизни не должны сидеть на месте, не должны гнить, а должны идти и достигать своих целей. И тогда у нас будут и деньги, и какая-то власть, и какие-то вещи. Мы должны бороться с нашим невежеством внутренним. И последнее – это был лотос, который олицетворял как раз запах, который осложнял наши чувства. И вот он, такой олицетворитель четырех наших целей, сидящий Вишну. Ну, и, конечно же, образ того, что он поддерживает эту Вселенную, как раз, собственно, что нам и нужно. Это детишки, сексуальность, это жизнь. И рядом с ним богиня Ракини, тоже со своей атрибутикой. Как я и говорил, она рисуется с двумя головами, олицетворяющая, что внешне физический план давит, внутренне уже появляется такой эмоциональный план, в том числе, появляется воображение, творческое начало. Появляются эмоции, появляются желания, какие-то потребности и воображение.

 Вот как раз человек на такой чакре – это обычно детишки возраста 5-8 лет. Они очень эмоциональные, могут упасть, бить ногами о пол, закричать. Они все воспринимают очень ярко. И очень много они живут именно в фантазиях, у них очень хорошее воображение. Если поддерживать все это и развивать, то можно вырастить из них творческих людей, потому что именно на уровне этой чакры у них возникает творческое воображение. Но минус в том, что человек, оставшись на этой чакре, может уйти в это воображение, то есть получится такой отрешенный человек. Часто такое бывает, что человек вроде бы не от мира сего, а если еще и какой-то эмоциональный при этом, агрессивный, то это вообще опасное существо.

И держит она стрелу в одной руке. Что означает стрела? Стрела – Кама, влечение. Кама – это бог любви, точнее, сексуального влечения.

Есть такой красивый рассказ о том, как Шива вел свои аскетичные практики, медитируя на горе Кайлас. У него там были суровые аскезы, он годами сидел в медитациях. И однажды дочь гор Парвати, проходя мимо, увидела этого юношу. Так как мы уже знаем, что этот юноша мог контролировать семя, соответственно, он был необычайно красив для нее и привлекателен. И она решила служить этому юноше, помогать – она протирала его тело, пока он сидел. Все время следила за тем, что вдруг он откроет глаза и будет голодным. И все время она была с ним. В один прекрасный день Шива приоткрыл глаза, и тут же бог Кама выстрелил в него, чтобы он влюбился в эту девушку. Но, конечно же, Шиве пришлось прервать свои аскезы, так как он действительно влюбился в нее. Конечно, Каму он потом наказал, но мы об этом говорить не будем, история это умалчивает. Так вот, бог Кама как раз отвечает за наше наслаждение, именно эмоциональную часть наслаждения.

Вот она и держит стрелу. В следующей руке она держит череп, олицетворяющий, по такому выражению в Индии, «человека без головы». То есть человек, который не думает и делает. Просто он на эмоциях ходит, и что ему сказать, то он и будет делать. Не осознает, что делает. И человек, который живет на этой чакре, он безголовый, он не думает, просто делает и все. Есть эмоция какая-то, и она его несет.

В другой руке у нее есть топор. Это было первое оружие, которое существовало, и с помощью топора все как раз преодолевается в этой чакре. Преодолеваются привязанности и прокладывается путь выше. И следующее, дорама – это маленький такой барабанчик она держит еще в одной руке, он олицетворяет ритм. Вот этот жизненный ритм, в котором мы все живем, и ритм самой чакры. Вот такие там существуют боги.

На прошлом семинаре мы говорили, что есть там крокодил. Почему именно крокодил? Потому что есть такое мнение, что крокодил владеет очень сильной сексуальной энергией. И в свое время, когда у мужчины уже все плохо было, мазали крокодильим жиром, и мужские силы у мужчины быстро восстанавливались. И также сама крокодилья жизнь – это жизнь хищника, охотника, который заглатывает свою жертву, который плавает, который хитрым таким способом добывает. Он может сидеть с открытым ртом и ждать, пока заползет кто-то в рот. И вот люди, которые как раз живут на этой чакре, им присуща такая вот хитрость. Есть у чакры какие-то положительные стороны, а есть отрицательные. Конечно, если мы будем рассматривать в абсолютном смысле, то нет ничего положительного, нет отрицательного. Есть уместное и неуместное. И нам бы желательно знать все, какие плюсы, какие минусы. И вот хитрость присуща как раз этой чакре. Это что касаемо лепестков и богов.

 

Вопрос: В каком направлении крутить Свадхистхана-чакру – по часовой стрелке или против? Имеет ли это значение?

 

Вопрос направления – это сакральный вопрос и очень непростой. Исторически есть направления, которые считаются правильными, и которые считаются неправильными. Мы говорим – «правша», «правый», «наше дело правое», отсюда «правильный» в русском языке. В английском примерно тоже самое. И наоборот, говорим «левый», «левизна», «налево». Ну, во-первых, вы помните, что большая часть населения – праворукие, в отличие от меньшей части, леворуких. Во-вторых, есть явное такое смещение – сердце больше с левой стороны, чем с правой, часовая стрелка у нас на часах движется по часовой стрелке, а не против и так далее, и так далее. И вот возникает вопрос – откуда это все взялось? Увязано ли это с правой рукой или нет? Я вам могу сказать, как левша, только одно – весь этот мир придуман для праворуких. Это начинаешь замечать особенно сильно на каких-то мелочах – инструмент сделан под правую руку, чтобы его держать, но никак не под левую.

  Вопрос этот открытый. Здесь самые разные мысли по поводу направлений. Допустим, по часовой стрелке считается Правритти – вовлечение. А бывает Нивритти – выход, соответственно, против. Может быть, что для праворуких в одну сторону хорошо, то для леворуких в другую, я не знаю. А так как основная масса праворуких, то писались трактаты, вероятно, под них. Да чего уж там – для праворуких-леворуких – тут они для мужчин одних писали, женщин вообще не было. Поэтому я думаю, что это как раз та часть, которую надо отдать интуиции и переоткрыть.

Иногда дело до анекдотов доходит. Вы даже не представляете, сколь жизнь ортодоксального индуса страшна, особенно если он леворук. Считается, что есть надо только правой рукой. Не дай Бог, ты чего-то там коснулся левой рукой – ты это осквернил. И это сплошь и рядом в Индии. И эти суеверия накладываются иногда на действительно важные моменты. Так что вопрос открыт.

 

Вопрос: Все-таки Свадхистхана-чакра – это сексуальная энергия. Как отличить влюбленность от просто сексуального влечения?

 

Нельзя сказать, что Свадхистхана-чакра – это сексуальная энергия. Строго говоря, такого понятия, как сексуальная энергия, нет. Есть проявления нашей изначальной праны через сексуальность. То есть логика простая – от нашего Высшего Я к нашим телам идет поток праны, и он идет на поддержание и управление нашего тела. Если этот поток недостаточный, то тело страдает, болеет, а если этот поток прерывается, то мы умираем. Если же наоборот, поток увеличивается, мы бодры, веселы, пышем здоровьем, и тут же моментально излишек праны начинает конвертироваться в сексуальные проявления. Почему? Потому что МЗПР (механизм защиты продолжения рода) знает – ага, вот самое время подумать о следующей жизни. Так как в этой жизни, по-видимому, все хорошо. И мы можем говорить только о единой пране, которая представляется в виде сексуального позыва. Потому что даже ваше ощущение сексуальности трудно формализовать.

Вот что такое – я захотел девушку? Вот я захотел сексуально девушку. Что это значит? Это чувство? Нет, это не только чувство. Это ещё мое восприятие девушки. Здесь и энергия, и сознание вместе. То есть, по сути дела – это прана. Да, своего какого-то окраса. Она очень близка, кстати сказать, к творческой пране, то есть той пране, которой пользуются все творческие люди для создания чего-то нового. Поэтому, кстати сказать, нас и призывают в йоге рано или поздно овладеть практическим целомудрием, чтобы заниматься сексом так, чтобы не тратить эту творческую составляющую, а просто выбирать все наслаждения. Вот наслаждение взял, а что-то неуловимое себе оставил.

Так вот, Свадхистхана-чакра – это не значит, что именно там сексуальная энергия, нет. Это значит, что вот этот избыток энергии, он как раз управляется этим центром. Откуда же он берется? Он берется от нашего Высшего Я, в просторечии мы говорим «сексуальная энергия» – это больше нам понятно, потому что это ближе к ощущениям. Но сексуальность никогда не возникает только лишь из ощущений. Сексуальность – это и грезы, и фантазии, и предположения, и мечты, а с другой стороны, и ощущения. И вот когда все это переплетается, только тогда есть сексуальность. И Свадхистхана-чакра как раз и направляет её, запускает туда или сюда.

 

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что если надо подавить страх, то делаем практику с вышестоящей чакрой, со Свадхистханой. И так со всеми эмоциями – берем вышестоящую чакру, чтобы подавить какую-то неуместную эмоцию на данный момент и работаем с ней.

 

Да, абсолютно правильно. Кстати, в некоторых тантрах, которые отличаются достаточной откровенностью, известно, что, если человек сексуально возбужден, у него притупляется чувство страха. Есть даже такие разделы в йоге по управлению сексуальной энергией – как правильно заниматься сексом. Потому что на Западе эти вопросы табуированы. У нас две крайности – либо вседозволенность, либо табу. А на Востоке, безусловно, в кругах йогов и йогинь это изучали. Но не путайте йогов и йогинь с обычной Индией. В обычной Индии этими вопросами мало кто интересуется до сих пор сегодня. А в кругах йогов и йогинь этим всем интересовались, и в некоторых тантрах даже так сказано, что сексуальные практики убирают страх. Вот если вы научитесь заниматься сексом без потерь, то считается, что рано или поздно вы преодолеете свою животную природу страха.

Подобно тому, как человек, у которого счет в банке на многие миллиарды долларов, не боится, что цена на проезд в метро подорожает. Он знает – ну да, неприятно, но есть внутренний резерв, запас. Вот на этом и работают сексуальные практики. Считается, что надо накопить сексуальную энергию в нерастраченности, так сказать, набрать оджас. Это как раз та часть сексуальности, которая образуется при целомудренном отношении к сексу, когда вы полностью удовлетворяетесь эмоционально и через ощущения, но что-то неуловимое сохраняете. И тогда это что-то неуловимое в вас накапливается, как счет в банке. В результате чего у вас исчезает страх смерти, в том числе. У вас исчезает какой-то обычный страх. Но понятно, что до таких практик надо дорасти. Надо победить свою скотскую природу. Потому что люди занимаются сексом, в общем-то, достаточно скотски. И получается, что если вы будете грамотно использовать вожделение, в том числе и сексуальное вожделение, как самый сильный вид вожделения (потому что вожделение ведь бывает не только сексуальным, вы можете ещё чего-то вот так возжелать), то это до известной степени, ослабляет или полностью устраняет страх смерти, ну и любые другие страхи, связанные с Муладхарой.

 

Продолжение вопроса: А вот если гнев идет…

 

Ну, там вообще начинается высший пилотаж, на уровне сердечного центра – это отдельная тема, даже не хочу забегать вперед. А дальше – еще интереснее. Чем выше, на самом деле, тем интереснее.

 

Вопрос: А чем же все-таки тогда отличается влюбленность от просто сексуального влечения? Может быть, это от излишка праны, может быть, еще почему-то. Как отличить – влюбленность это или это просто сексуальное влечение, здоровое или может быть, нездоровое, но просто влечение?

 

Давайте начнем по порядку. В отличие от западной ментальности, в йоге нет непреодолимой границы, в йоге не разделяют – вот это секс, это плохо, а вот это – утонченная платоническая любовь, это хорошо. Это отчасти наш западный менталитет, и отчасти наследие авраамических религий, оно нам внедрило вот это представление. Почему? Ну, вот потому, что диковаты немного. Нам дай только сексом позаниматься немного, мы ж такие оргии сразу устраиваем, что не дай бог. Уж проще запретить совсем. А в йоге такой резкой градации нет. Считается, что мир непрерывен от материального к духовному, и поэтому,


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.