Медитация на Центральный канал и чакры — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Медитация на Центральный канал и чакры

2020-08-20 157
Медитация на Центральный канал и чакры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы рассматриваем основополагающую чакру в теле человека, чрезвычайно важную с точки зрения Кундалини йоги, поскольку считается, что именно в ней находится дремлющая энергия Кундалини. Еще раз обрисую ситуацию с этим знанием.

Знание это очень древнее, очень таинственное, дошло до нас неочевидными способами через многочисленные йоговские источники, через тантры. Западный человек в масштабном варианте с этим знанием познакомился через работы Джона Джорджа Вудроффа. Это уже потом многочисленные исследователи и просто люди, интересующиеся темой чакр, темой энергии Кундалини, начали самостоятельно отправляться в Индию, разыскивать источники, разыскивать последователей. Хочу сделать акцент – реальных последователей найти чрезвычайно тяжело. Знание в Индии зачастую распространяется в ответ на запросы Запада: приезжают богатые западные люди, готовые что-то изучать и платить за это деньги, спрос рождает предложение, и открывается огромное количество ашрамов, университетов, институтов, заточенных именно под западного человека. Это сослужило знанию дурную службу: оно дошло до нас в виде крупиц в трудно понимаемых текстах, но поскольку западному человеку нужна понятная и доступная жвачка, произошла профанация и упрощение знания. В настоящее время по чакрам издается огромное количество книжек. Буквально перед нашим семинаром решил ради интереса зайти в интернет и ввести в поисковую систему слово «чакра», чтобы посмотреть, что при этом вываливается. В большинстве своем это сайты с интерпретациями, что называется, седьмая вода на киселе, без ссылок на первоисточники, без логического осмысления и обоснования. Идет мифотворчество, друзья, и я должен в этой связи настроить вас на рабочий лад. Всё йоговское знание, всё знание, касающееся системы чакр и энергии Кундалини - это вполне конкретные разделы духовного самопознания. Все практики логически выводятся из знания устройства человеческого тела, они не придумываются на лету. Сейчас учеников йоги не осталось – всё «учителя», на ходу придумывающие какие-то несусветные практики, объяснения, интерпретации. Не совсем верно следовать этому.

Следует помнить, что есть определенная логика устройства человеческого тела. Аналогично тому, как в автомобиле каждая шестеренка имеет конкретное назначение.

Если вы решите серьезно изучать науку, связанную с чакрами, то вам рано или поздно придется столкнуться с первоисточниками. Мы уже познакомились с одним таким первоисточником - «Шатчакра Нирупана». Впервые это произведение было опубликовано на Западе в работе Д.Д.Вудроффа (Артур Авалон) в книге «Змеиная сила». Это очень короткий, лаконичный текст, содержащий сжатую информацию. Я хочу, чтобы вы настроились на рабочий лад и поняли, насколько тяжело бывает понять, что имеется в виду.

А поскольку можно сказать, что этот текст практически является руководством по визуализации, которую должен был делать йог или йогиня, приступающие к изучению чакр, давайте сделаем еще одну МЕДИТАЦИЮ.

 

Я прошу вас сесть на коврик в любую удобную позу, но таким образом, чтобы спина, шея и голова были выпрямлены вдоль прямой линии, как если бы вы на голове держали колонну, уходящую в космос.

Нам следует как можно лучше расслабить свое тело, чтобы ничего не мешало и не отвлекало наше внимание. Расслабляем лицо. Мысленным взором просматриваем область позвоночника, поднимаемся от области крестца выше к пояснице, от поясницы - к грудному отделу, от грудного отдела - к шейному. Теперь от того места, где заканчивается позвоночник, поднимемся мысленным взором через центр головы до макушки.

И в обратном порядке пройдем весь этот путь: созерцаем макушку головы, мысленно проходим через центр головы до того места, где начинаются шейные позвонки, медленно проходим шейный отдел, опускаемся ниже, подходим к грудному отделу, сознание скользит ниже на уровень пупка, еще ниже, к поясничному отделу, и, наконец, еще ниже проходим, к основанию тела и созерцаем свое тело в районе крестца.

Теперь вспоминаем наставление йоги о том, что где-то в этой области, на которую вы сейчас медитировали, располагается Центральный канал – основной стержень нашей жизни, устройства нашего тела. Он проходит вдоль позвоночника от его основания до макушки головы. А слева и справа от него идут вспомогательные каналы Ида и Пингала. Они также начинаются от основания нашего тела и поднимаются выше и выше, параллельно Центральному каналу.

 

И теперь я вам еще раз прочитаю описание из «Шатчакра Нирупана», а вы попытайтесь наложить его на свою медитацию.

«В пространстве вне позвоночника справа и слева есть два канала - лунный и солнечный. В середине – канал Сушумна, чья сущность – три гуны. Она имеет форму солнца, луны и огня. Её тело, как вереница расцветающих белых цветов дурмана, простирается от середины Канды до головы, и молния внутри нее идет от половых органов к голове.»

 Теперь следующая медитация:

«Внутри неё Читрини-нади, светящаяся светом Пранавы (слог ОМ) и могущая быть достигнутой йогинами. Она тонка, как паутина, и пронизывает все лотосы, расположенные внутри неё. Ее природа – чистый разум. Она прекрасна от них (лотосов), нанизанных на неё. Внутри неё – Брахма-нади, которая простирается от отверстия рта Хары (имя Шивы) до того места, за пределами которого пребывает Ади-дэва.»

На нашей картинке с Центральным каналом, с левым и правым каналами, дорисовываем подробности. Видим, как на Центральный канал как бы нанизаны лотосы, некие чакры, некие кольца. Центральный канал пронизывает лотосы, начиная с самого нижнего в Муладхара-чакре (область крестца) - созерцаем его. Еще выше мы видим лотос Свадхистханы, это уровень лобка. Еще выше - лотос Манипуры на уровне пупка. Еще выше - лотос Анахаты на уровне груди. Еще выше - лотос на уровне горла, потом лотос на уровне точки третьего глаза – межбровье. И на макушке головы видим огромный лотос - Сахасрару.

Получается такая конструкция: Центральный канал, на него нанизаны лотосы, есть также левый и правый каналы, которые пересекаются в том месте, где нанизан лотос.

Подобно тому, как на карте идут три дороги - одна скоростная магистраль (Центральный канал) проходит через семь городов сквозным транзитным путем, а слева и справа от нее идут дороги помедленнее, но они также заходят в эти города (чакры). И вот это - в первом приближении устройство нашего тела.

Каждый из городов, каждая из чакр отвечает за ту или иную эмоцию, за тот или иной орган чувств и за тот или иной аспект нашего поведения. Напомню вам, что чем ниже уровень, на котором расположена чакра, тем за более мощные энергии и за сильные эмоции (страх, гнев, желания) она ответственна. А вот у высоких чакр более тонкие составляющие, например, любовь. Мы же с вами рассматриваем самую низшую чакру, находящуюся в районе крестца – Муладхара-чакру.

Сейчас мы вступаем в Адхара-лотос. Он прикреплен ко рту (входу) Сушумны и расположен между анусом и половыми органами. У него 4 лепестка малинового цвета, и его головка свисает вниз. На лепестках буквы блестящего золотого цвета от Ва до Са.

Здесь чакра земли, окруженная восемью сияющими копьями. Она ярко-желтого цвета и прекрасна, как молния, и биджа Дхары (слог ЛАМ) в ней.

Украшенный четырьмя руками и восседающий на царе слонов, он несет дитя-творца, блистающего, как восходящее солнце; у него четыре руки и четырехкратно богатство его лотосоподобного лица.

Мы уже пытались медитировать на эту картинку, а теперь я вам дам несколько другой образ для практики размышления о Муладхара-чакре. Для этого я вам сейчас зачту текст, который называется «Анандалахари», написанный Шри Шанкарачарьей, знаменитым Учителем Адвайта-веданты. Вот как он описывает Муладхара-чакру в поэтическом произведении, посвященном прекрасному образу Богини Вселенной.

Я приветствую Наватмана, танцующего великий мужской танец - тандаву, в котором он проявляет девять чувств раса, и его супругу, Самайю, поглощенную женским ласья-танцем в твоей Муладхаре. Когда они вместе были вовлечены в свой совместный ритуал и проявили сострадание, был рождён этот мир, для которого они стали матерью и отцом.

С одной стороны, здесь образ принципа земли, образ чего-то очень инертного, образ нашей обычной материальной Вселенной. Всё, что мы видим вокруг, материя – самая уплотненная форма энергии. Что может быть более инертным, чем камень? Казалось бы, он безжизненен и неподвижен. А теперь представьте, может быть, видели по телевизору или сами бывали в пещере – ощущение, что ты находишься в маленькой полости, а вокруг тебя огромная масса. Массивный неподвижный свод земли, который не сдвинуть с места! Он как воплощение надежности, непоколебимости. Иногда в некоторых медитациях при созерцании Муладхара-чакры просят представить себя находящимся внутри пещеры. Как если бы вы ощутили точку основания вашего тела как центр своего тела, как точку, на которую вы опираетесь.Действительно, само название - «Муладхара» - означает «корневая», «основная», то есть та чакра, на которую всё опирается. Поэтому если вы, медитируя на нее, будете вспоминать об этой массе неподвижной материи, из которой, собственно, весь мир состоит, то вы внутренне начнете понимать, какими свойствами обладает эта чакра. А в дальнейшем вы сможете поставить элемент земли под свой контроль и никогда не страдать от него. Все заболевания, проблемы, которые могут поджидать со стороны этого принципа, исчезают.

Считается, что орган чувств принципа земли – обоняние. В текстах утверждается, что область принципа земли проецируется на человеческое тело в области от ступней до колен. Когда мы идем по земле, мы касаемся земли именно ступнями. Поставив под контроль Муладхара-чакру, вы полностью обезопасите эту часть своего тела, так считается в некоторых текстах. Вам ничего не сможет принести вред на этом уровне. Это очень странно звучит для современных людей, но если изучать философию йоги более глубинно, то вещи, которые нам кажутся странными и волшебными, имеют достаточно рациональное объяснение. Дело в том, что наш внутренний принцип земли тождественен вселенскому принципу земли, и, контролируя что-то внутри, по закону подобного в подобном, вы контролируете всё снаружи.

С одной стороны, чтобы вам четко понимать этот принцип, вам нужно постоянно медитировать на эту чакру, с другой стороны - вспоминать все те образы, которые с ней связаны. Образ пещеры, образ чего-то инертного, неподвижного, такого, на что можно опереться. Дается образ слона; если вы видели живого слона, вы понимаете, насколько он инертен, попробуй, сдвинь его с места.

С другой стороны, считается, что неотъемлемый атрибут инертности проявляется через запах. Очень странная связка. Почему тот или иной принцип связан с тем или иным органом чувств? Если вы выберете время, уединитесь, сядете в медитацию и начнете размышлять над этим вопросом, направляя свое сознание на основание тела и удерживая в этом месте свое внимание (хорошо при этом вспоминать характерные качества этого центра), тогда вы достаточно быстро начнете его мысленно нащупывать внутри себя, исследовать и интуитивно понимать, как им пользоваться.

Следствием приходят интересные сверхспособности, описанные в древних йоговских текстах, которые для современного человека кажутся чудесными. Допустим, говорится, что человека, взявшего под контроль Муладхару, невозможно сдвинуть с места, если он решил никуда не двигаться. Продолжение этой темы мы находим в эпосах, в описаниях воинов, которым были не страшны опасности, связанные с принципом земли. А если такой воин останавливался, то даже целая армия не могла его сдвинуть с места.

С другой стороны, Муладхара-чакра - особая чакра, внутри нее находится спящая энергия Кундалини – наша основная творческая энергия. Любое проявление человеческого тела (вы ходите, разговариваете и так далее) происходит с задействованием этой единой энергии. И хотя энергия Кундалини спит, но она дает вам небольшие импульсы, благодаря которым работают и ваш разум, и ваши чувства, и всё остальное. Считается, что если энергия Кундалини покидает тело человека, то человек либо умирает, либо находится в самадхи. Понятно, если умирает, то уже ничего не сделаешь, а если в самадхи, то он еще может вернуться в свое тело.

 

 

Медитация на Принцип Земли

 

Предписываются следующие медитации, которые вы можете практиковать в повседневной жизни для того, чтобы познать принцип земли.

Вот, вы идете по дороге, и если вы начинаете медитировать на дорогу и на часть вашего тела от ступней до колен, то со временем к вам приходит внутреннее знание как раз Муладхара-чакры. И все опасности, связанные с дорогой и перемещением, у вас исчезают. Вас земля начинает вести. Состояние крайне интуитивное, когда любой бугорок, любая ямка при соударении ногой начинает давать информацию, рассказывать буквально всё о земле. Тема эта достаточно сложно понимаемая, но очень практичная. Практичность эта чуть и не погубила йогу, потому что оставались упражнения, а обоснования теоретического не было. Так вот, представьте, у вас выдался выходной, и вы решили по центру Москвы прогуляться. Только не то место, где много туристов, толпы, а, скажем, тихий уголок Москвы. И вот, вы идете и направляете свое сознание на точку соприкосновения ваших ступней с дорогой, на область от ступни до колена.

 

Сели и помассировали себе эту область: массируем ступню, голень и выше, до колена. Одну, затем другую ногу. Делается это, чтобы привлечь внимание к этой области тела.

Теперь встали (лучше эту практику делать босиком и на земле) и перенесли свое внимание на точку касания ступни с полом. В голове не должно быть никаких отвлекающих мыслей, только ощущение касания. Глаза желательно закрыть, чтобы не отвлекаться на раздражающие факторы.

А теперь давайте сделаем следующее упражнение. Вы сейчас с закрытыми глазами аккуратно будете идти в любом направлении, удерживая свое внимание – сознание на области от ступней до колен.

Начинаем двигаться. Можно разбросать игрушки по полу, чтобы вы время от времени наступали на какие-то неоднородности. Засечем время, практика будет 5 минут. Произвольно ходим, куда угодно.

А теперь к медитации на область от ступни до колена добавим следующее: частью своего сознания начинаем ощущать Муладхара-чакру в районе основания нашего тела, крестца, протягиваем параллель между ощущениями в ногах и этой областью. Постарайтесь, чтобы в голове не было никаких мыслей, только ощущение принципа земли, области тела от ступней до колен и области в основании тела – Муладхара-чакры.

Теперь добавляем медитацию – представляем недра земли, массив земли. Таинственные пещеры, где тихо, темно, прохладно. И ощущение этих качеств переносим в область крестца.

А теперь давайте попрыгаем, ощущая соприкосновение с землей. Попробуем ее на прочность. Важный фактор, что мы можем опереться на что-то прочное, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Нам очень важно на что-то опереться, чтобы наши мысли и чувства не метались. Нам нужна опора, центр кристаллизации всего. Для того, чтобы вам жить в теле человека и наслаждаться этой жизнью, принцип земли абсолютно необходим. Он дает естественную радость бытия и устойчивость в мире. Есть выражение: «Твердо стоять на земле обеими ногами».

Садимся и мысленно соотносим область от ступней до колен с областью Муладхара-чакры в основании тела.

 

Те же из вас, кто достаточно давно занимается Хатха йогой, при этом могут сделать очень интересную асану, которая называется Сидхасана, или в вольном переводе, «поза, дарующая сверхспособности».

 

Выполняется она следующим образом: пятку ноги располагаете как можно ближе к области ануса, к области промежности, так, чтобы вы отчасти сидели на пятке. При этом мужчины начинают давить на область простаты, на область между задним проходом и областью половых органов. У женщин соответственно это область заднего прохода, половых органов. И если возможно, пятку другой ноги располагаем в районе лобка, то есть поверх половых органов. Друзья, понятно, нужна известная гибкость, но все приходит со временем. Будете тренироваться – сядете. И вот смотрите, какая вещь получается. Ваши ступни максимально приближены к области Муладхары чакры, она как бы со всех сторон окружена чем-то массивным и когда вы начнете медитировать, у вас будет интуитивное восприятие этой области в основании тела как некой точки основы, как некого центра масс, вокруг которого все ваше физическое тело вращается.

 

Если сосредоточиться на качествах инертности, неподвижности, непоколебимости, то свое тело начинаешь ощущать лучше. Это очень хорошая медитация для успокоения мечущихся мыслей и чувств. Мысли и чувства как облака – прилетели, улетели. То беспокойство, то паразитические ощущения – всё это высасывает энергию. И мы часто ощущаем себя в жизни лишенными твердой почвы под ногами, того, за что можно было бы зацепиться, что может помочь нам контролировать мысли. Мысли юркие, попробуй их ухвати. Например, какая-нибудь депрессивная мысль – раз, и поглотила вас. Нужно что-то твердое и инертное, обо что ее можно разбить, как волну об утес. Поэтому фактор Муладхара-чакры приносит величайшую помощь и благо в овладении медитацией.

Считается, что лишь когда мы рождаемся в физическом теле человека, в котором представлены все слои Вселенной вплоть до самого грубого, мы можем очень быстро эволюционировать. Потому что всё, что вы сделали на уровне грубого материального тела, становится опорой для тонких, едва уловимых процессов в области Сознания. Без этого фактора очень сложно достичь устойчивых результатов в духовном развитии. Есть миры богов, тела которых прекрасны. Они очень долго живут, при этом лишь наслаждаясь в отличие от нас, земных существ. Мы же с вами должны свое физическое тело кормить, тренировать, мыть, лелеять, и на первый взгляд может показаться, что очень много сил, времени и прочих ресурсов своей жизни нам приходится на это тратить. Может начать казаться, что оно вроде как мешает нам постигать что-то духовное. Но в древних текстах сказано, что, имея физическое тело, вы с лихвой компенсируете все эти неудобства тем, что с легкостью сможете удержать свое внимание, когда у вас начнут метаться мысли. Попробуйте мысль удержать или не допустить ее в свою голову - ой, как тяжело! А если есть физическое тело, то вы, устанавливая его в неподвижное состояние и не давая ему шелохнуться и сдвинуться, начинаете полностью контролировать свои мечущиеся мысли. Хатха йога со статическими упражнениями чрезвычайно важна для управления мыслями. Если не можешь управлять мыслью, управляй телом, на грубом физическом уровне земли, за которое отвечает Муладхара-чакра. Как только приходит мысль, она заставляет метаться ваши чувства, эмоции и заставляет двигаться ваше тело. Если же вы сопротивляетесь этой мысли, то оставляете свое тело в неподвижности. Если проанализировать, что такое асана в своем изначальном смысле, то под ней подразумевается устойчивая поза под медитацию. А все остальные позы, которыми так богата Хатха йога, считаются вспомогательными для того, чтобы вы рано или поздно смогли овладеть этой одной устойчивой позой. Если есть устойчивая поза – есть основание для работы с тонкими субстанциями по управлению мыслями, чувствами, чтобы поставить их под контроль.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.