Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-06-02 | 103 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Внешнее почитание
[226] Несмотря на то, что суть истинного почитания — его внутренняя природа, скрытая от мира и даже тайная, оно включает в себя и внешние благочестивые практики, которыми не следует пренебрегать. „Сие надлежало делать, и того не оставлять” (Мф 23,23)348. Внешние практики почитания при их надлежащем исполнении помогают почитанию внутреннему. Человеку, воспринимающему всё чувственно, внешние знаки почитания напоминают о том, что он сделал или должен сделать. К тому же внешнее выражение почитания, будучи доступным взгляду человека, помогает ему видеть ближайший результат своих действий и создавать грядущее, что не присуще практикам сугубо внутренним349. И пусть критично настроенные и светские люди не вмешиваются, говоря, что истинное почитание скрыто в сердце, и что следует избегать всего внешнего, показного, и что необходимо скрывать своё благоговение перед Богом, и так далее. Я отвечу им вместе с моим Учителем: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» - Мф 5,16. Как пишет св. Григорий, не для того, чтобы угодить людям, надо открыто поклоняться Богу, ибо это было бы тщеславие; следует поклоняться Богу на виду у народа лишь для того, чтобы угодить Ему и своим благочестием прославить Его, не думая о презрении или похвалах от людей351.
Я лишь в нескольких словах расскажу о практиках внешнего почитания, которые я называю внешними только потому, что в них есть нечто, выражающееся явно, а не оттого, что они совершаются без участия души Именно это отличает их от практик исключительно внутреннего почитания
Духовная подготовка и последующее посвящение
|
[227] Те, кто желает применить этот способ почитания (индивидуально, так как ещё нет соответствующего братства), должны, как я сказал в первой части этой подготовки к царству Иисуса Христа, в течение по меньшей мере двенадцати дней отрешаться в сердце своём от всего в мире, противного Иисусу Христу, а последующие три недели исполняться духом Иисуса Христа через Пресвятую Деву Марию. Вот какому порядку они могут следовать.
[228] Первая неделя посвящается прочтению всех молитв и благочестивым деяниям, чтобы познать себя и раскаяться в совершённых грехах; иными словами, в это время верные должны исполниться духа смирения. Для этого они могут, если пожелают, размышлять о своей греховной сущности, увидев себя жалкими тварями, вызывающими лишь отвращение; или, как говорит св Бернард: «Подумай о том, чем ты был — горстью праха; о том, чем ты станешь — кормом для червей»352. Следует молиться Господу Иисусу Христу и Духу Святому словами: „Дай мне прозреть!” (Лк 18,41), или «Боже истинный, дай мне познать Тебя!», или читать гимн Приди, Дух Святой (Veni, Sancte Spiritus) с просьбой просветить и открыть волю Божью о себе. Нужно каждый день читать литанию Духу Святому и последующую молитву. Верующим надлежит постоянно обращаться к Пресвятой Деве и молить Её даровать великую благодать смирения, основу прочих добродетелей; для этого подходят литании Пресвятой Богородице и гимн Ave maris Stella.
[229] Во вторую неделю все дела и ежедневные молитвы посвящаются познанию Пресвятой Богородицы. Верующие обращаются к Святому Духу с просьбой поведать им о Пречистой Деве. Для молитв и размышлений подходят литания Святому Духу, гимн Ave maris Stella. Также следует каждый день размышлять над тайнами святого Розария, или хотя бы прочитают одну часть Розария в интенции познания Пресвятой Девы Марии.
[230] Третья неделя посвящается познанию Иисуса Христа. Верующие могут размышлять о Спасителе и молиться Ему собственными словами, а также читать молитву св Августина, приведённую во второй части настоящего труда.356 Помимо этого рекомендую повторять вместе со святым: «Боже истинный, дай мне познать Тебя!», «Дай мне прозреть!», или как и в предыдущие недели, верные продолжают читать литанию Святому Духу и Ave maris Stella, добавляя к ним ежедневно литанию Святейшему Имени Иисуса.
|
[231] По истечении трёх недель верующий должен приступить к исповеди357 и Причастию, принося всего себя Христу и желая ради любви стать Его рабом, предавая себя Господу через Пресвятую Деву Марию. После святого Причастия, принятого с особым благоговением, верные дети Божьи произносят слова посвящения всей своей жизни Господу и Матери Его358. Хорошо, если формула посвящения будет написана или напечатана, чтобы человек избравший путь полного посвящения Богу мог подписать её в день осознанного принесения жертвы359.
[232] Хорошо, если избранник Божий в тот день принесёт Господу и Его Святейшей Матери умилостивление за совершённые прежде грехи и неверность обетованиям святого крещения, либо в знак признания господства Иисуса и Девы Марии360. Пусть это воздаяние будет посильно для каждого: свеча, пост, акт умерщвления плоти или бдение. Даже если нищий с чистым сердцем принесёт Богу в дар булавку, и её достаточно для спасения, ибо Спаситель видит лишь добрую волю человека.
[233] Каждый год в один и тот же день верным следует повторять слова посвящения, каждый раз обновляя данные обещания, точно повторяя подготовительные духовные упражнения в течение трёх недель.
В то же время истинно поклоняющиеся Господу могут ежемесячно или даже ежедневно обновлять свои обеты, говоря: «Totus tuus sum ego, et omnia mea tua sunt. - Всецело Твой я, и всё моё принадлежит Тебе, о мой Иисус, через Пречистую Деву Марию, Святую Матерь Твою!»
Малый венец прославления Пресвятой Девы
[234] 2. Посвятившие себя служению Богородице должны ежедневно во все дни своей жизни читать малый венец прославления Пресвятой Девы Марии, состоящий из трёх молитв «Отче Наш» и двенадцати «Радуйся, Мария» в память о двенадцати великих дарах Матери Спасителя361. Эта благочестивая практика довольно древняя, её истоки встречаются ещё в Священном Писании. Св. Иоанн Богослов в Откровении узрел „Жену, облечённую в солнце, на челе Которой венец из двенадцати звезд, а под ногами – луна” (Откр 12,1). Эта Жена, как говорят толкователи Писания Сама Пречистая Дева362.
|
[235] Мы не можем рассказать здесь обо всех разнообразных способах прочтения малого венца. Дух Святой Сам преподаст их тем, кто верно последует путём неустанного почитания. Но вот общая схема. Сначала говорится: «Dignare mе laudare te, Virgo sacrata; da mihi virtutem contra hostes tuos, услышь мои молитвы, о Пресвятая Дева, и дай мне сил устоять перед Твоими врагами»; затем один раз «Верую», один раз «Отче Наш» и четыре раза «Радуйся, Мария». После этого снова читается один раз «Отче Наш», четыре — «Радуйся, Мария» и один — «Слава Отцу», и так далее. В конце читается «Под Твою защиту прибегаем» (Sub tuum pruesidium).
[Ношение малых вериг]
[236] 3. Достойно похвал, праведно и полезно для всех, кто назвался рабом Иисуса и Пресвятой Матери Его, носить на теле небольшие, особым образом благословлённые железные цепи в знак их рабства, исполненного любви364.
Этот способ почитания Пречистой Девы необязателен, и верующие могут без него обойтись, даже принадлежа всем существом своим Матери Божьей. Однако я не могу не похвалить тех, кто, сбросив позорное ярмо Сатаны, добровольно сделался узником Всеблагого Иисуса Христа, чтобы вместе со св. Павлом прославлять Его, ибо иго Его благо365 и стальные оковы Его драгоценнее золотых цепей и ожерелий императоров.
[237] В прежние времена не было ничего более постыдного, чем крест; ныне в христианстве нет ничего столь же славного, как это драгоценное древо366. То же самое можно сказать и о рабских цепях. В старину цепи были самым позорным предметом и остаются им по сей день для язычников; для христиан же оковы Иисуса Христа – знак освобождения от рабства греха367. Они облекают нас в свободу и связывают с Иисусом и Девой Марией не принуждением, но любовью и милосердием, словно детей — с родителями. „Узами человеческими влёк Я их, узами любви”368, говорит Господь через пророка; и узы эти сильны, как смерть369, и даже сильнее её для тех, кто до конца дней верно и с честью станет нести знак принадлежности Иисусу. Их ожидает слава Его, ибо смерть разрушает тела и обращает их во прах; любви же Господа к детям Его ничто не одолеет, и железных оков их время не сокрушит. Кто знает, может быть, в день Воскресения и Страшного Суда цепи, сковывающие мёртвые кости, обратятся в золотые облачения святых и прославят верных в Господе. Да будут многократно вознаграждены преданные слуги Иисуса и Марии, до гроба несущие бремя святого рабства!
|
[238] Вот несколько оснований для того, чтобы признать ношение вериг чрезвычайно полезным.
Во-первых, ношение на теле стальных цепей напоминает христианину об обетах святого крещения и призывает к полному и совершенному их обновлению, а это основная цель истинного почитания. Так как человек повинуется чувственным побуждениям чаще, чем чистой вере, ему свойственно забывать об обещаниях Господу. Вериги — знак, который напоминает о том, что все мы были рабами греха и дьявола370; святое крещение возвратило нам свободу в Господе. С того дня мы стали рабами Иисуса Христа и, обновляя обеты, подтверждаем свои слова перед алтарём Бога истинного. Многие христиане не задумываются о данных когда-то обещаниях и живут в непозволительной вольности, будто ничто не связывает их с Господом; причина кроется в том, что эти люди не имеют перед глазами видимого знака, напоминающего об этих важнейших в земной жизни словах.
[239] Во-вторых, вериги — зримый знак того, что служить Иисусу Христу и быть Его рабом почётно. Это также и символ отречения от пагубного ига мира, порока и дьявола.
В-третьих, оковы Господни защищают от тяжких оков греха Ибо предназначено нам выбирать между вервями суетности и узами святой любви371.
[240] Возлюбленный брат, разбей цепи порока, подобающие рабам греха и мира, отрекшегося от Лица Господня, отринь гибельное ярмо дьявола. Расторгни узы их и свергни с себя оковы их372. Направь стопы на стези Святого Духа и облеки шею цепями премудрости Божьей Подставь ей плечо твоё, носи её и не тяготись узами её373, ибо наша мудрость — Иисус Христос, и от Его оков не утомимся на пути. Помни, что Дух Святой, прежде чем явить эти откровения тебе, достаточно приготовил душу твою, дабы ты не отверг слов Его374. Не отринь и моего совета, брат во Христе.
[241] Я всем своим существом предамся Духу Святому, чтобы с Ним явить тебе, брат мой, ту же истину: «В мудрости найдёшь ты успокоение, и путы её спасительны»375. Иисус Христос так или иначе привлечёт ко Кресту Своему всех376: отступники придут к Нему, скованные цепями греха, и ввергнутся в пучину Его праведного гнева и вечных мук, ибо они порабощены дьяволом и с ним вместе осуждены будут; праведники же будут привлечены к Господу узами любви377.
[242] Узники Иисуса Христа378, любящие рабы Его, в знак своей преданной любви могут носить оковы на шее, руках, вокруг пояса или на ногах. Отец Винсенто Караффа, седьмой генерал Ордена Иисуса, в святости почивший в 1643 году379, желая угодить Спасителю, носил на ногах стальные обручи. Он говорил, что невозможность открыто носить вериги причиняла ему боль. Мать Агнесса от Иисуса, о которой я уже упоминал380, носила железную цепь вокруг пояса. Некоторые носили вериги на шее ради искупления прежних стремлений к украшениям из жемчуга.
|
Иные носили их на руках, чтобы Тяжесть цепей напоминала им, что они - рабы Иисуса Христе и принадлежат лишь Ему.
Особое поклонение в тайне Воплощения
[243] 4. Особенный способ почитания для избравших путь к Иисусу через Пресвятую Деву Марию — поклонение великой тайне Воплощения Предвечного Слова 25 марта. Это величайшее таинство почитания Матери Божьей. Этот способ почитания явлен Святым Духом для того, чтобы верные дети Божьи могли превознести Сына Его, Который ради их спасения и славы Отца Небесного не погнушался лоном Девы, облёкся в смертную плоть и стал беспомощным младенцем; чтобы избранные могли воспеть хвалу Спасителю и уподобиться Ему, смиренно преданному Матери и полностью зависимому от Нее во всём381. Поклоняясь Иисусу в таинстве Воплощения, мы благодарим Бога за бесконечное Его благоволение к Пресвятой Деве Марии и особо за то, что Он избрал Её и соделал Матерью Слова. В тайне Воплощения кроются два важнейших начала служения Христу через почитание Матери Его Девы Марии.
[244] Заметьте, я всё время повторяю: «раб Иисуса в Марии», «служение Иисусу через почитание Марии», хотя с тем же успехом мог бы сказать «раб Марии», «раб Пресвятой Девы». Однако предпочту прибегнуть к выражению отца Тронсона, ректора семинарии св. Сульпиция, весьма уважаемого в духовных вопросах человека редкой тактичности и набожности. Есть некоторые основания для употребления именно этих терминов.
[245] 1. Мы живём в век великих учёных, сильных и просвещённых личностей, и если эти люди находят противоречия даже в самых обоснованных практиках почитания и теологических учениях, значит, этому действительно есть причина. Критики наверняка скажут, что правильнее говорить «служение Иисусу в Марии» и называть себя рабами Иисуса, но не рабами Марии, исходя скорее из конечного результата всех благочестивых действий (Иисуса), чем из средства достижения результата (Марии)382, хотя по большому счёту можно употреблять оба названия безо всякого сомнения, что я и делаю. Если бы некий человек отправился из Орлеана в Тур по дороге, проходящей через Амбуаз, он мог бы с уверенностью сказать, что идет и в Амбуаз, и в Тур с единственной разницей: Амбуаз — всего лишь пункт, через который проходит прямой путь в Тур, но при этом именно Тур - истинная цель путешествия.
[246] 2. Главная тайна, которую мы прославляем и чтим, почитая Богородицу, — это тайна Воплощения; в ней можно видеть Иисуса Христе не непосредственно, но только находящегося во чреве Марии. Поэтому уместнее сказать «служение Иисусу в Марии», ибо воплотившийся Господь истинно пребывает и царствует в Пречистой Матери Своей. Помолимся Ему вместе с великими святыми: «О Иисус, пребывающий в Матери Твоей, приди и устрой в сердцах наших обитель Свою, чтобы мы жили святостью Твоей»383.
[247] 3. Говоря именно таким образом об Иисусе и Марии, мы полнее раскрываем для себя единение Матери и Сына384. Они настолько близки друг другу, что Сын полностью пребывает в Матери, а Мать — в Сыне; или даже можно сказать, что Мария более не существует, и есть только Иисус, пребывающий едино с Ней. Скорее возможно отделить свет от солнца, нежели разлучить Пресвятую Деву и Сына Её. Равно как мы говорим, что Господь Иисус принадлежит Марии, мы можем назвать Пресвятую Деву принадлежащей Иисусу385.
[248] Время не позволяет мне подробнее рассказать о чудесной природе и величии тайны Иисуса, живущего и царствующего в Пресвятой Деве Марии, о Воплощении Бога-Слова. Достаточно будет в двух словах пояснить, что здесь кроется первая из тайн Господа нашего, самая сокровенная, самая возвышенная и менее других ведомая нам. В великом согласии с Пресвятой Девой Марией, пребывающий в Ней Иисус Сам указывает на тех, кого избирает следовать за Ним, и за это святые называют Его aula sacramentorum - сокровищницей всякой святости386. В этой величайшей тайне Иисус предвосхитил все чудеса Своего дальнейшего пути, приняв уготованное Ему тело и сказав Отцу: «Ессе venio ut faciam, Deus, voluntatem tuam - Вот, иду исполнить волю Твою»387. Именно тайна Воплощения заключает в себе всю глубину благодати Господней и воли Его над всем сущим, ибо это — Престол Милосердия, Благоволения и Славы Бога Отца. Это Престол Милосердия для нас, потному что, не имея иного пути, чтобы приблизиться к Иисусу и обратиться к Нему, мы прибегаем к посредничеству Пречистой Девы и через Неё видим Спасителя и говорим с Ним. Иисус никогда не отвергает молений Прелюбимой Матери и предаёт в Её руки все милости и всю благодать для слабых и отверженных мира; посему приступим с дерзновением к престолу благодати388. Это Престол Благоволения Иисуса к Марии, потому что в то время, когда новый Адам пребывал в истинном земном раю, Он действовал настолько тайно, что ни ангелы, ни люди не могли постичь Его чудесных деяний, только Матерь ведала о Нём всё. Поэтому святые называют Марию щедростью Господней389, magnificentia Dei, как если бы Господь Иисус Христос был щедр и могуществен, лишь пребывая в лоне Девы-Матери. Лишь там у нас великий Господь, solummodo ibi magnificus est Dominus390. Воплощение приоткрывает нам завесы пред Престолом славы Бога-Отца, ибо Иисус смог умолить о милости разгневанного людьми Отца лишь через Пречистую Деву. Пребывая в Марии, Иисус восстановил славу Бога Отца, оскорблённого грехом, и, принеся в жертву Свою волю и всего Себя, Сын Божий прославил Родителя более, нежели великие жертвоприношения Ветхого Завета. В Сыне слава Отца воистину бесконечна.
Великое почитание молитвы Ave Maria и святого Розария
[249] 5. Избранникам Божьим надлежит с особым благоговением повторять слова ангельского приветствия, истинную ценность, величие и необходимость которых знают достаточно немногие даже весьма просвещённые христиане. Понадобилось, чтобы Пресвятая Дева Мария неоднократно явилась великим людям, среди которых св. Доминик, св Иоанн из Капистрана, блаж Ален из Роша и другие, чтобы те узрели заслуги Её и осознали подлинную красоту молитвы Ave Maria. Подвижники написали множество книг, целиком посвященных чудесной силе и благодати, скрытой в этой простой молитве. Они издавали послания и проповедовали перед народом, что спасение мира, начатое обращенными к Марии словами ангела, станет спасением для каждого, кто всем сердцем примет Пресвятую Деву и обратится к Ней согласно с ангелами и святыми. В бесплодной иссохшей пустыне прозвучало: «Радуйся, Мария», — и Дева принесла нам Плод Жизни. Прославление Богородицы посеет в наших душах Слово Божье, и Оно прорастёт и принесёт Плод Жизни, Иисуса Христа391. Ave Maria — это роса небес, изливающаяся на мёртвую землю392. Иначе говоре, душа в своё время не даст доброго плода, но породит тернии и волчцы и приблизит час проклятия, если на неё не прольётся благодатная роса молитвы393.
[250] Вот что поведала Пресвятая Дева Мария блаж Алену из Роша. «Знай, сын Мой, и поведай другим, что тот, кто отвергает, презирает или оставляет без внимания спасительный призыв ангельского приветствия, несёт на себе явный знак вечного проклятия». Блаж. Ален изложил это откровение в книге De dignitate Rosarii394. Вот истинно утешающее и внушающее трепет пророчество, которому едва ли можно было бы верить, не будь ему порукой этот праведный человек, а до него — св. Доминик, и многие другие в последующие времена. За этими словами — мудрость многих веков. Ибо исстари известно, что люди, несущие на себе знак отверженности, дети рода отступников, как и все еретики и нечестивцы, гордецы и лицемеры, ненавидят или презирают молитву Ave Maria и святой Розарий. Еретики учат на память «Отче наш», но никогда не читают Ave Maria и не молятся по чёткам, это для них ужасно. Еретик скорее станет носить при себе змею, чем чётки. Гордецы, пусть даже католической веры, имея в душе те же ростки зла, что и отец их Люцифер, либо безразлично относятся к ангельскому приветствию, либо презирают его, считая молитвы святого Розария подходящими для неграмотных и недалёких людей. Напротив, на опыте многих видно, что истинные дети Божьи, избранные и призванные служить Ему, любят молитвы Богородице и с радостью повторяют их. Чем более они приближаются к Господу, тем с большей любовью взывают: «Радуйся, Мария». Так сказала Матерь Спасителя блаж. Алену в продолжение речи об отступниках.
[251] Я не знаю, как это происходит, но это действительно правда; и для меня нет лучшего способа проверить, на самом ли деле тот или иной человек от Бога, чем узнав, любит ли он читать Ave Maria и святой Розарий. Я говорю: любит, потому что может случиться, что человек по каким-либо естественным или сверхъестественным причинам395 не может в этом признаться, но в то же время стремится всегда повторять слова ангела и призывает к этому других.
[252] Избранные дети Божьи, служители Иисуса в Марии, запомните: молитва «Радуйся, Мария» — прекраснейшая из всех после «Отче наш». Это наилучшая похвала для Марии, ибо эти слова избрал Всемогущий Господь и с ними послал к Деве архангела, чтобы завоевать Её сердце. И так отозвалось в душе Её исполненное благодати и тайны приветствие, что Пречистая приняла его, несмотря на всю Свою малость; и Слово стало плотью396. Именно этими словами вы неминуемо завоюете сердце Девы Марии, если как должно обратитесь к Ней.
[253] Взывать к Пресвятой Деве словами молитвы «Радуйся, Мария» надлежит внимательно, благоговейно и смиренно. Святые утверждают, что эта молитва повергает в бегство бесов; Ave Maria — это молот, сокрушающий самого дьявола. Это освящение души, ликование ангелов, песнь избранных, песнь Нового Завета, радость Девы Марии и слава Пресвятой Троицы. Ave Maria подобно небесной росе, делающей душу плодородной; это — чистый, исполненный любви поцелуй, который мы дарим Марии; это алая роза и драгоценная жемчужина, кубок божественного нектара, что мы приносим к Её престолу. Все эти слова были произнесены святыми...
[254] Ради любви к Господу Иисусу и Деве Марии, я ещё настойчивее призываю вас читать не только малый венец прославления Пресвятой Богородицы, но размышлять хотя бы над одной десяткой святого Розария, а по возможности прочитывать Розарий полностью. Молитесь каждый день, и в смертный час вы благословите день, когда вняли моим советам, ибо кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт397. Вечное благословение в небесной Отчизне станет наградой за простые слова молитв.
Чтение гимна Magnificat и размышления
[255] 6. В благодарность Богу за благодать, дарованную Пресвятой Деве Марии, верующие, следуя примеру блаж Марии из Онье и многих других святых, могут часто прочитывать наизусть «Песнь Богородицы», иначе говоря, гимн Magnificat. Это единственная молитва, составленная Самой Пресвятой Девой — точнее говоря, эту молитву внушил Ей Иисус, вознеся хвалу Отцу Небесному устами Матери. Это величайшая жертва благодати, принятая Богом по великой милости Его. С одной стороны, Magnificat — исполненное смирения и признательности благодарение, с другой — возвышенная Песнь Прославления, великие тайны которой неведомы даже ангелам. Доктор Жерсон398, чьи учёность и праведная жизнь снискали уважение среди самых высоких представителей церковной иерархии, большую часть жизни посвятил работе над трактатами о сложнейших вопросах христианства и лишь перед самой смертью с глубоким душевным трепетом приступил к комментированию священных строк «Песни Богородицы», чтобы увенчать свои многолетние труды. В последнем трактате Жерсон раскрывает перед нами всю красоту и величие этой божественной Песни. Среди прочего он упоминает, что Пресвятая Дева Мария часто повторяла эти слова в повседневной жизни, и в частности — благодаря Господа после святого Причастия399. Богослов Бенцонио говорит о чудотворной силе гимна, от слов которого „Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их” (Лк 1,51) - бежит сам дьявол. Множество чудес узрели почитающие Бога Отца по примеру Пречистой Матери Иисуса.
Отречение от мира
[256] 7. Верные слуги Пресвятой Девы Марии должны отречься от духа мира, развращённого грехом, ненавидеть и избегать его. Для этого предлагаю им практиковать презрение к мирской жизни, о котором мы говорили ранее.
Личное внутреннее почитание для призванных к особому совершенству
[257] Помимо вышеперечисленных способов внешнего выражения почитания, которыми не стоит пренебрегать и которым по мере возможности должен следовать каждый христианин, существуют высоко духовные способы почитания внутреннего для верующих, призванных Святым Духом к особенному совершенству401. Совершенное почитание кроется в четырёх понятиях:
верные призваны вершить все дела:
ЧЕРЕЗ МАРИЮ, С МАРИЕЙ, В МАРИИ И РАДИ МАРИИ,
чтобы истинно действовать через Христа, со Христом, во Христе и ради Христа.
ДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ МАРИЮ
[258] 1. Совершать все дела через Марию — значит во всяком начинании руководствоваться словами Пресвятой Девы, предаться Ей и следовать за Нею, ибо дух Её — Святой Дух Божий. Водимые Духом Божиим суть сыны Божий402; ведомые духом Марии суть дети Её и как следствие — дети Божьи403; и среди столь многих прибегающих к Пречистой подлинно праведны лишь те, кто в жизни руководствуется духом Пресвятой Девы. Я говорю о единстве духа Матери Господа с Духом Божьим оттого, что на протяжении всего Своего пути Мария не следовала собственным желаниям, но позволила Духу Святому вести Себя; и Она настолько прониклась Духом Истины, что дыхание Его стало Её дыханием; воля Его — Её волей404. Об этом св. Амвросий говорит: «Да пребудет душа Марии в каждом, восхваляя Господа; да пребудет дух Марии в каждом и да вознесётся к Господу!»405 Счастлив тот, чьей душой завладела Пресвятая Дева Мария, тот, кого, как преподобного Родригеса406, ведёт дух Марии, дух сильный и нежный, набожный и благоразумный, кроткий и смелый, чистый и плодотворный!
[259] Чтобы предаться духу Пресвятой Девы Марии и позволить ему вести нас, следует:
1 - отказаться от собственного духа, от всех своих мыслей и желаний перед тем, как сделать что-либо; например, перед молитвой или святой Мессой, перед Причастием. В сумерках человеческой души все решения и побуждения, какими бы хорошими они ни представлялись, весьма коварны и препятствуют благой воле Непорочной Девы о нас.
2 - Позволим духу Марии повелевать нами. Отдадимся Ей, станем орудием Её, доверимся Ей, как инструмент — рукам мастера, как лютня — пальцам музыканта. Нужно потеряться в Ней подобно камню, брошенному в море. Это так просто, это всего лишь мгновение, малейшее движение души, ничтожное усилие воли или всего несколько негромких слов: «Я отрекаюсь от себя и предаюсь Тебе, о Матерь моя!» И хотя в этих словах не чувствуется никакой особой мягкости и кротости, результат не заставит себя ждать. Если бы кто-то произнёс то, что явно противно Богу, например: «Я предаюсь дьяволу», вполне искренне, но не почувствовав при этом никаких явных изменений, это не значит, что оттого он менее принадлежит нечистому.
3 - Время от времени, начиная или завершая какое-либо дело, мы обновляем намерение действовать вместе с Марией и повторяем просьбу о принятии жертвы и единении с Матерью Божьей; чем чаще мы станем это делать, тем ранее принесем себя в жертву и обретём единство с Иисусом Христом, неизменно следующее за единением с Пресвятой Девой, ибо дух Марии есть Дух Иисуса.
ДЕЙСТВОВАТЬ С МАРИЕЙ
[260] 2. Совершать все дела с Марией означает видеть в Марии пример всякой добродетели и совершенства, явленный Святым Духом в этом непорочном создании, и стремиться насколько возможно уподобиться Ей407. Принимаясь за любое дело, следует подумать, как поступила или могла бы поступить Мария на нашем месте. Для этого мы должны размышлять над Её исполненной разума и мудрости земной жизнью408 и подробно изучать великие добродетели Пресвятой Девы, в частности:
1 - живую веру409, с которой Дева вняла словам ангела без малейшего сомнения и которую пронесла по пути скорби до Креста на Голгофе410;
2 - глубокое смирение411, заставившее Непорочную жить в безвестности, молчать, безропотно подчиняться всякому повелению и быть последней среди прочих;
3 - божественную чистоту, которой нет ничего подобного под небом, и прочие добродетели.
Вспомним, что Мария — единственная форма, по которой возможно создать живые образы Бога с наименьшими затратами и в самое скорое время. Душа, влившаяся в эту форму, скоро станет подобием Иисуса Христа, ибо через Неё Спаситель явился миру во плоти412.
ДЕЙСТВОВАТЬ В МАРИИ
[261] Всякое дело необходимо совершать в Марии.
Чтобы верно понять смысл этого утверждения, нужно знать следующее:
1 - Пресвятая Дева Мария — истинный рай земной для нового Адама; прежний земной рай представлял собой не что иное, как его образ413. В новом Эдеме Иисус Христос, Истинный Бог и Истинный Человек, оставил неисчислимые богатства, чудесные красоты, дивную прелесть и необъяснимую милость. В этом земном раю Он пребывал в течение девяти месяцев, возрастая и укрепляясь как человек и совершая чудеса с истинно божественной щедростью. Это святилище сотворено на первозданной чистой земле, и ни единого следа греховной скверны нет на нём, ибо здесь обитает и действует Дух Святой, Господь Всесильный, и здесь породил и взрастил Он Сына. В этом божественном саду есть Древо Жизни, принесшее Плод Жизни — Иисуса Христа, и Древо Познания Добра и Зла, явившее миру свет. Здесь произрастают деревья, насаждённые рукою Господа и орошённые Его живительным дыханием, и до конца дней мира приносят они плоды даров Божьих и радостей Его. Здесь на огромных полянах цветут прекрасные цветы добродетелей, и божественный аромат опьяняет даже ангелов. Здесь простираются бескрайние дали надежды, возвышаются башни неприступных крепостей силы, в благоденствии стоят дома доверия и любви... Одному лишь Святому Духу ведома скрытая в этих вполне материальных образах истина. Это край, где воздух не знает заразы, ибо он напоён самой чистотой; это страна ясного дня, не ведающая тьмы ночной, ибо это — страна святости человеческой. Здесь солнце не омрачено ни единым облаком, ибо в нём — сияние Божества. Здесь пылает негасимый огонь любви, превращающий железо в золото. По этим землям протекает река смирения, которая берёт начало в первозданной земле и, разделяясь на четыре рукава, орошает дивные пределы рая земного. Эти четыре рукава реки суть четыре главные добродетели — вера, смирение, чистота и любовь.
[262] 2 - Устами святых Отцов Святой Дух называет Деву Марию восточными вратами святилища, которыми первосвященник Иисус Христос входит в мир414. Этим путём Он пришёл в первый раз, так Он придёт и в день Страшного Суда. Святыня Духа Святого, отдохновение Святой Троицы, Престол Божий, Град Божий, жертвенник Бога Отца, Святой Храм Божий, мир Божий — всё это имена Пречистой Девы, данные Господом нежнейшей Матери Его. Каждое из этих прекрасных восхвалений истинно и очень точно отражает чудеса и величие, которые Всевышний сотворил Марии. Какой это дар, радость, счастье — пребывать в Марии, которую Сам Всемогущий Бог соделал Престолом наивысшей славы Своей!
[263] Сколь трудно грешникам — таким, как мы, — обрести способность, свет, дозволение проникнуть в святыню, когда на страже стоит не один ангел, как в древности у врат Эдема414, но Дух Святой, Который полностью владеет Марией и говорит о Ней: «Hortus conclusus soror mea sponsa, hortus conclusus, fons signatus; запертый сад — сестра моя, невеста, заключённый колодезь, запечатанный источник»410. Мария скрыта в тайне Её, и несчастные изгнанные чада Адама и Евы могут войти к Ней, лишь заручившись особой благодатью Духа Святого, которую им предстоит заслужить.
[264] Достигнув верностью этой неизречённой благодати, вы войдёте в поистине прекрасное обиталище, кое есть внутренность Марии. Пребудьте в Ней с благоговением и миром, созерцайте Её, обращайтесь к Ней с доверием во всех нуждах, найдите в Ней надёжное прибежище и, наконец, затеряйтесь в Ней, предайтесь Ей безраздельно. Души верных Она напитает молоком Своей благодати, дабы они познали материнское милосердие Пресвятой Девы на груди Её. С Ней забудутся все страхи, сомнения и тревоги, и дух обретёт свободу417. В этой обители всякий будет в безопасности, ибо ни враг, ни грех, ни мирская суета, ни дьявол не смогут проникнуть в сокровенное святилище. Потому говорит Она, сама божественная Премудрость: «трудящиеся со мною не погрешат418». Пребывающие духом в Пресвятой Деве Марии не совершат большого греха. Те, кто войдёт в новый рай земной, преобразятся в Иисуса Христа, и Спаситель пребудет с ними и в них419. Ибо Она — сокровищница благ Божьих, и через Неё был явлен миру Господь Иисус Христос и все избранники Его420.
ДЕЙСТВОВАТЬ РАДИ МАРИИ
[265] Наконец, все дела нужно совершать ради Марии. Посвятив свою жизнь служению Ей, справедливо будет подчиняться Ей и быть при Ней слугой, невольником, рабом. Не следует понимать, что почитание Пресвятой Девы Марии становится целью всех наших стараний; это служение недолго, и служить нам придётся в столь славном и таинственном святилище, что покажется скорым конец трудов; преданно следуя за Пречистой Матерью Господа, неизменно приблизимся к концу всего сущего, цели великой — Иисусу Христу421. Хорошему слуге и рабу не подобает предаваться порокам, но следует, обретя опору и защиту, стремиться совершать великие дела во славу царственной Госпожи. Нужно отстаивать Её избранность, когда её подвергают сомнению422; выступать в защиту Её славы, когда её пытаются оспорить423. Привлеките под знамёна Пресвятой Богородицы всех, кого только возможно, чтобы дети Марии праведно служили Ей в духе истины. Не бойтесь выступить против злоупотребляющих почитанием Приснодевы и тем оскорбляющих Сына Её Иисуса; призовите заблуждающихся к истинному почитанию424. Не требуйте от Девы Марии иной награды за свои малые деяния кроме чести принадлежать всей душой преславной Царице Небесной и счастья через Её заступничество соединиться с Сыном Иисусом и пребыть с Ним в вечности.
СЛАВА ИИСУСУ, ПРЕБЫВАЮЩЕМУ В МАРИИ!
СЛАВА МАРИИ, ПРЕБЫВАЮЩЕЙ В ИИСУСЕ!
СЛАВА ЕДИНОМУ БОГУ!
[ДОПОЛНЕНИЕ]
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!