Конкретные способы практики истинного почитания — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Конкретные способы практики истинного почитания

2020-06-02 103
Конкретные способы практики истинного почитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешнее почитание

[226] Несмотря на то, что суть истинного почитания — его внутренняя природа, скрытая от мира и даже тайная, оно включает в себя и внешние благочестивые практики, которыми не следует пренебрегать. „Сие надлежало делать, и того не оставлять” (Мф 23,23)348. Внешние практики почитания при их надлежащем исполнении помогают почита­нию внутреннему. Человеку, воспринимающему всё чувственно, внешние знаки почитания напо­минают о том, что он сделал или должен сделать. К тому же внешнее выражение почитания, бу­дучи доступным взгляду человека, помогает ему видеть ближайший результат своих действий и создавать грядущее, что не присуще практикам сугубо внутренним349. И пусть критично на­строенные и светские люди не вмешиваются, говоря, что истинное почитание скрыто в серд­це, и что следует избегать всего внешнего, по­казного, и что необходимо скрывать своё бла­гоговение перед Богом, и так далее. Я отвечу им вместе с моим Учителем: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небес­ного» - Мф 5,16. Как пишет св. Григорий, не для того, чтобы угодить людям, надо открыто покло­няться Богу, ибо это было бы тщеславие; сле­дует поклоняться Богу на виду у народа лишь для того, чтобы угодить Ему и своим благочести­ем прославить Его, не думая о презрении или похвалах от людей351.

Я лишь в нескольких словах расскажу о практиках внешнего почитания, которые я называю внешними только потому, что в них есть нечто, выражающееся явно, а не оттого, что они совершаются без участия души Именно это отличает их от практик исключительно внут­реннего почитания

Духовная подготовка и последующее посвящение

[227] Те, кто желает применить этот спо­соб почитания (индивидуально, так как ещё нет соответствующего братства), должны, как я ска­зал в первой части этой подготовки к царству Иисуса Христа, в течение по меньшей мере две­надцати дней отрешаться в сердце своём от всего в мире, противного Иисусу Христу, а по­следующие три недели исполняться духом Иису­са Христа через Пресвятую Деву Марию. Вот какому порядку они могут следовать.

[228] Первая неделя посвящается прочтению всех молитв и благочестивым деяниям, чтобы по­знать себя и раскаяться в совершённых грехах; иными словами, в это время верные должны исполниться духа смирения. Для этого они могут, если пожелают, размышлять о своей греховной сущности, увидев себя жалкими тварями, вызы­вающими лишь отвращение; или, как говорит св Бернард: «Подумай о том, чем ты был — горстью праха; о том, чем ты станешь — кормом для червей»352. Следует молиться Господу Иисусу Христу и Духу Святому словами: „Дай мне прозреть!” (Лк 18,41), или «Боже истинный, дай мне познать Тебя!», или читать гимн Приди, Дух Святой (Veni, Sancte Spiritus) с просьбой просветить и открыть волю Божью о себе. Нужно каждый день читать литанию Духу Святому и последующую молитву. Верующим надлежит постоянно обращаться к Пресвятой Деве и молить Её даровать великую благодать смирения, основу прочих доб­родетелей; для этого подходят литании Пресвя­той Богородице и гимн Ave maris Stella.

[229] Во вторую неделю все дела и ежеднев­ные молитвы посвящаются познанию Пресвятой Богородицы. Верующие обращаются к Святому Духу с просьбой поведать им о Пречистой Деве. Для молитв и размышлений подходят литания Святому Духу, гимн Ave maris Stella. Также следует каждый день размышлять над тайнами святого Розария, или хотя бы прочитают одну часть Розария в интенции познания Пресвятой Девы Марии.

[230] Третья неделя посвящается познанию Иисуса Христа. Верующие могут размышлять о Спасителе и молиться Ему собственными сло­вами, а также читать молитву св Августина, при­ведённую во второй части настоящего труда.356 Помимо этого рекомендую повторять вместе со святым: «Боже истинный, дай мне познать Тебя!», «Дай мне прозреть!», или как и в предыдущие недели, верные продолжают чи­тать литанию Святому Духу и Ave maris Stella, добавляя к ним ежедневно литанию Святейшему Имени Иисуса.

[231] По истечении трёх недель верующий должен приступить к исповеди357 и Причастию, принося всего себя Христу и желая ради любви стать Его рабом, предавая себя Господу через Пресвятую Деву Марию. После святого При­частия, принятого с особым благоговением, вер­ные дети Божьи произносят слова посвящения всей своей жизни Господу и Матери Его358. Хорошо, если формула посвящения будет на­писана или напечатана, чтобы человек из­бравший путь полного посвящения Богу мог подписать её в день осознанного принесения жертвы359.

[232] Хорошо, если избранник Божий в тот день принесёт Господу и Его Святейшей Матери умилостивление за совершённые прежде грехи и неверность обетованиям святого крещения, либо в знак признания господства Иисуса и Де­вы Марии360. Пусть это воздаяние будет посиль­но для каждого: свеча, пост, акт умерщвления плоти или бдение. Даже если нищий с чистым сердцем принесёт Богу в дар булавку, и её доста­точно для спасения, ибо Спаситель видит лишь добрую волю человека.

[233] Каждый год в один и тот же день вер­ным следует повторять слова посвящения, каж­дый раз обновляя данные обещания, точно по­вторяя подготовительные духовные упражнения в течение трёх недель.

В то же время истинно поклоняющиеся Гос­поду могут ежемесячно или даже ежедневно обновлять свои обеты, говоря: «Totus tuus sum ego, et omnia mea tua sunt. - Всецело Твой я, и всё моё принадлежит Тебе, о мой Иисус, через Пречистую Деву Марию, Святую Матерь Твою!»

Малый венец прославления Пресвятой Девы

[234] 2. Посвятившие себя служению Бого­родице должны ежедневно во все дни своей жизни читать малый венец прославления Пре­святой Девы Марии, состоящий из трёх молитв «Отче Наш» и двенадцати «Радуйся, Мария» в память о двенадцати великих дарах Матери Спасителя361. Эта благочестивая практика до­вольно древняя, её истоки встречаются ещё в Священном Писании. Св. Иоанн Богослов в Откровении узрел „Жену, облечённую в солнце, на челе Которой венец из двенадцати звезд, а под ногами – луна” (Откр 12,1). Эта Жена, как говорят тол­кователи Писания Сама Пречистая Дева362.

[235] Мы не можем рассказать здесь обо всех разнообразных способах прочтения малого венца. Дух Святой Сам преподаст их тем, кто верно последует путём неустанного почитания. Но вот общая схема. Сначала говорится: «Dignare mе laudare te, Virgo sacrata; da mihi virtutem contra hostes tuos, услышь мои молитвы, о Пресвятая Дева, и дай мне сил устоять перед Твоими вра­гами»; затем один раз «Верую», один раз «Отче Наш» и четыре раза «Радуйся, Мария». После этого снова читается один раз «Отче Наш», че­тыре — «Радуйся, Мария» и один — «Слава Отцу», и так далее. В конце читается «Под Твою защиту прибегаем» (Sub tuum pruesidium).

[Ношение малых вериг]

[236] 3. Достойно похвал, праведно и полез­но для всех, кто назвался рабом Иисуса и Пре­святой Матери Его, носить на теле небольшие, особым образом благословлённые железные це­пи в знак их рабства, исполненного любви364.

Этот способ почитания Пречистой Девы не­обязателен, и верующие могут без него обой­тись, даже принадлежа всем существом своим Матери Божьей. Однако я не могу не похвалить тех, кто, сбросив позорное ярмо Сатаны, добровольно сделался узником Всеблагого Иисуса Христа, чтобы вместе со св. Павлом прославлять Его, ибо иго Его благо365 и стальные оковы Его драгоценнее золотых цепей и ожерелий импе­раторов.

[237] В прежние времена не было ничего более постыдного, чем крест; ныне в христиан­стве нет ничего столь же славного, как это дра­гоценное древо366. То же самое можно сказать и о рабских цепях. В старину цепи были самым позорным предметом и остаются им по сей день для язычников; для христиан же оковы Иисуса Христа – знак освобождения от рабства греха367. Они облекают нас в свободу и связывают с Иису­сом и Девой Марией не принуждением, но лю­бовью и милосердием, словно детей — с роди­телями. „Узами человеческими влёк Я их, узами любви”368, гово­рит Господь через пророка; и узы эти сильны, как смерть369, и даже сильнее её для тех, кто до конца дней верно и с честью станет нести знак принадлежности Иисусу. Их ожидает сла­ва Его, ибо смерть разрушает тела и обращает их во прах; любви же Господа к детям Его ничто не одолеет, и железных оков их время не сокру­шит. Кто знает, может быть, в день Воскресения и Страшного Суда цепи, сковывающие мёртвые кости, обратятся в золотые облачения святых и прославят верных в Господе. Да будут многократ­но вознаграждены преданные слуги Иисуса и Марии, до гроба несущие бремя святого рабства!

[238] Вот несколько оснований для того, чтобы признать ношение вериг чрезвычайно полезным.

Во-первых, ношение на теле стальных це­пей напоминает христианину об обетах свято­го крещения и призывает к полному и совер­шенному их обновлению, а это основная цель истинного почитания. Так как человек пови­нуется чувственным побуждениям чаще, чем чистой вере, ему свойственно забывать об обе­щаниях Господу. Вериги — знак, который напо­минает о том, что все мы были рабами греха и дьявола370; святое крещение возвратило нам свободу в Господе. С того дня мы стали рабами Иисуса Христа и, обновляя обеты, подтверж­даем свои слова перед алтарём Бога истинного. Многие христиане не задумываются о данных когда-то обещаниях и живут в непозволительной вольности, будто ничто не связывает их с Гос­подом; причина кроется в том, что эти люди не имеют перед глазами видимого знака, на­поминающего об этих важнейших в земной жизни словах.

[239] Во-вторых, вериги — зримый знак того, что служить Иисусу Христу и быть Его рабом почётно. Это также и символ отречения от пагубного ига мира, порока и дьявола.

В-третьих, оковы Господни защищают от тяжких оков греха Ибо предназначено нам вы­бирать между вервями суетности и узами святой любви371.

[240] Возлюбленный брат, разбей цепи по­рока, подобающие рабам греха и мира, отрек­шегося от Лица Господня, отринь гибельное яр­мо дьявола. Расторгни узы их и свергни с себя оковы их372. Направь стопы на стези Святого Духа и облеки шею цепями премудрости Божьей Подставь ей плечо твоё, носи её и не тяготись узами её373, ибо наша мудрость — Иисус Хрис­тос, и от Его оков не утомимся на пути. Помни, что Дух Святой, прежде чем явить эти откро­вения тебе, достаточно приготовил душу твою, дабы ты не отверг слов Его374. Не отринь и моего совета, брат во Христе.

[241] Я всем своим существом предамся Ду­ху Святому, чтобы с Ним явить тебе, брат мой, ту же истину: «В мудрости найдёшь ты успо­коение, и путы её спасительны»375. Иисус Хрис­тос так или иначе привлечёт ко Кресту Своему всех376: отступники придут к Нему, скованные цепями греха, и ввергнутся в пучину Его пра­ведного гнева и вечных мук, ибо они порабо­щены дьяволом и с ним вместе осуждены будут; праведники же будут привлечены к Господу узами любви377.

[242] Узники Иисуса Христа378, любящие ра­бы Его, в знак своей преданной любви могут носить оковы на шее, руках, вокруг пояса или на ногах. Отец Винсенто Караффа, седьмой гене­рал Ордена Иисуса, в святости почивший в 1643 году379, желая угодить Спасителю, носил на но­гах стальные обручи. Он говорил, что невозмож­ность открыто носить вериги причиняла ему боль. Мать Агнесса от Иисуса, о которой я уже упоми­нал380, носила железную цепь вокруг пояса. Неко­торые носили вериги на шее ради искупления прежних стремлений к украшениям из жемчуга.

Иные носили их на руках, чтобы Тяжесть цепей напоминала им, что они - рабы Иисуса Христе и принадлежат лишь Ему.

Особое поклонение в тайне Воплощения

[243] 4. Особенный способ почитания для избравших путь к Иисусу через Пресвятую Деву Марию — поклонение великой тайне Вопло­щения Предвечного Слова 25 марта. Это вели­чайшее таинство почитания Матери Божьей. Этот способ почитания явлен Святым Духом для того, чтобы верные дети Божьи могли превоз­нести Сына Его, Который ради их спасения и славы Отца Небесного не погнушался лоном Де­вы, облёкся в смертную плоть и стал беспомощ­ным младенцем; чтобы избранные могли воспеть хвалу Спасителю и уподобиться Ему, смиренно преданному Матери и полностью зависимому от Нее во всём381. Поклоняясь Иисусу в таинстве Воплощения, мы благодарим Бога за бесконеч­ное Его благоволение к Пресвятой Деве Марии и особо за то, что Он избрал Её и соделал Ма­терью Слова. В тайне Воплощения кроются два важнейших начала служения Христу через по­читание Матери Его Девы Марии.

[244] Заметьте, я всё время повторяю: «раб Иисуса в Марии», «служение Иисусу через по­читание Марии», хотя с тем же успехом мог бы сказать «раб Марии», «раб Пресвятой Девы». Однако предпочту прибегнуть к выражению от­ца Тронсона, ректора семинарии св. Сульпиция, весьма уважаемого в духовных вопросах чело­века редкой тактичности и набожности. Есть некоторые основания для употребления именно этих терминов.

[245] 1. Мы живём в век великих учёных, сильных и просвещённых личностей, и если эти люди находят противоречия даже в самых обос­нованных практиках почитания и теологических учениях, значит, этому действительно есть при­чина. Критики наверняка скажут, что правиль­нее говорить «служение Иисусу в Марии» и на­зывать себя рабами Иисуса, но не рабами Ма­рии, исходя скорее из конечного результата всех благочестивых действий (Иисуса), чем из средства достижения результата (Марии)382, хотя по большому счёту можно употреблять оба названия безо всякого сомнения, что я и делаю. Если бы некий человек отправился из Орлеана в Тур по дороге, проходящей через Амбуаз, он мог бы с уверенностью сказать, что идет и в Амбуаз, и в Тур с единственной разницей: Ам­буаз — всего лишь пункт, через который про­ходит прямой путь в Тур, но при этом именно Тур - истинная цель путешествия.

[246] 2. Главная тайна, которую мы прославляем и чтим, почитая Богородицу, — это тайна Воплощения; в ней можно видеть Иисуса Христе не непосредственно, но только нахо­дящегося во чреве Марии. Поэтому уместнее сказать «служение Иисусу в Марии», ибо во­плотившийся Господь истинно пребывает и цар­ствует в Пречистой Матери Своей. Помолимся Ему вместе с великими святыми: «О Иисус, пре­бывающий в Матери Твоей, приди и устрой в сердцах наших обитель Свою, чтобы мы жили святостью Твоей»383.

[247] 3. Говоря именно таким образом об Иисусе и Марии, мы полнее раскрываем для себя единение Матери и Сына384. Они настолько близки друг другу, что Сын полностью пре­бывает в Матери, а Мать — в Сыне; или даже можно сказать, что Мария более не сущест­вует, и есть только Иисус, пребывающий едино с Ней. Скорее возможно отделить свет от солн­ца, нежели разлучить Пресвятую Деву и Сына Её. Равно как мы говорим, что Господь Иисус принадлежит Марии, мы можем назвать Пре­святую Деву принадлежащей Иисусу385.

[248] Время не позволяет мне подробнее рас­сказать о чудесной природе и величии тайны Иисуса, живущего и царствующего в Пресвятой Деве Марии, о Воплощении Бога-Слова. До­статочно будет в двух словах пояснить, что здесь кроется первая из тайн Господа нашего, самая сокровенная, самая возвышенная и менее других ведомая нам. В великом согласии с Пре­святой Девой Марией, пребывающий в Ней Иисус Сам указывает на тех, кого избирает сле­довать за Ним, и за это святые называют Его aula sacramentorum - сокровищницей всякой свя­тости386. В этой величайшей тайне Иисус пред­восхитил все чудеса Своего дальнейшего пути, приняв уготованное Ему тело и сказав Отцу: «Ессе venio ut faciam, Deus, voluntatem tuam - Вот, иду исполнить волю Твою»387. Именно тай­на Воплощения заключает в себе всю глубину благодати Господней и воли Его над всем су­щим, ибо это — Престол Милосердия, Благо­воления и Славы Бога Отца. Это Престол Мило­сердия для нас, потному что, не имея иного пу­ти, чтобы приблизиться к Иисусу и обратиться к Нему, мы прибегаем к посредничеству Пречистой Девы и через Неё видим Спасителя и говорим с Ним. Иисус никогда не отвергает молений Прелюбимой Матери и предаёт в Её руки все милости и всю благодать для слабых и отверженных мира; посему приступим с дерз­новением к престолу благодати388. Это Престол Благоволения Иисуса к Марии, потому что в то время, когда новый Адам пребывал в истинном земном раю, Он действовал настоль­ко тайно, что ни ангелы, ни люди не могли постичь Его чудесных деяний, только Матерь ведала о Нём всё. Поэтому святые называют Марию щедростью Господней389, magnificentia Dei, как если бы Господь Иисус Христос был щедр и могуществен, лишь пребывая в лоне Девы-Матери. Лишь там у нас великий Господь, solummodo ibi magnificus est Dominus390. Вопло­щение приоткрывает нам завесы пред Престо­лом славы Бога-Отца, ибо Иисус смог умолить о милости разгневанного людьми Отца лишь через Пречистую Деву. Пребывая в Марии, Иисус восстановил славу Бога Отца, оскорб­лённого грехом, и, принеся в жертву Свою во­лю и всего Себя, Сын Божий прославил Роди­теля более, нежели великие жертвоприноше­ния Ветхого Завета. В Сыне слава Отца воистину бесконечна.

Великое почитание молитвы Ave Maria и святого Розария

[249] 5. Избранникам Божьим надлежит с особым благоговением повторять слова ангель­ского приветствия, истинную ценность, величие и необходимость которых знают достаточно немногие даже весьма просвещённые христиане. Понадобилось, чтобы Пресвятая Дева Мария неоднократно явилась великим людям, среди которых св. Доминик, св Иоанн из Капистрана, блаж Ален из Роша и другие, чтобы те узрели заслуги Её и осознали подлинную красоту мо­литвы Ave Maria. Подвижники написали мно­жество книг, целиком посвященных чудесной силе и благодати, скрытой в этой простой мо­литве. Они издавали послания и проповедовали перед народом, что спасение мира, начатое об­ращенными к Марии словами ангела, станет спасением для каждого, кто всем сердцем при­мет Пресвятую Деву и обратится к Ней согласно с ангелами и святыми. В бесплодной иссохшей пустыне прозвучало: «Радуйся, Мария», — и Дева принесла нам Плод Жизни. Прославление Богородицы посеет в наших душах Слово Божье, и Оно прорастёт и принесёт Плод Жиз­ни, Иисуса Христа391. Ave Maria — это роса не­бес, изливающаяся на мёртвую землю392. Иначе говоре, душа в своё время не даст доброго плода, но породит тернии и волчцы и приблизит час проклятия, если на неё не прольётся благо­датная роса молитвы393.

[250] Вот что поведала Пресвятая Дева Ма­рия блаж Алену из Роша. «Знай, сын Мой, и поведай другим, что тот, кто отвергает, прези­рает или оставляет без внимания спасительный призыв ангельского приветствия, несёт на себе явный знак вечного проклятия». Блаж. Ален изложил это откровение в книге De dignitate Rosarii394. Вот истинно утешающее и внушаю­щее трепет пророчество, которому едва ли мож­но было бы верить, не будь ему порукой этот праведный человек, а до него — св. Доминик, и многие другие в последующие времена. За этими словами — мудрость многих веков. Ибо исстари известно, что люди, несущие на себе знак отверженности, дети рода отступников, как и все еретики и нечестивцы, гордецы и ли­цемеры, ненавидят или презирают молитву Ave Maria и святой Розарий. Еретики учат на память «Отче наш», но никогда не читают Ave Maria и не молятся по чёткам, это для них ужасно. Еретик скорее станет носить при себе змею, чем чётки. Гордецы, пусть даже католической веры, имея в душе те же ростки зла, что и отец их Люцифер, либо безразлично относят­ся к ангельскому приветствию, либо презира­ют его, считая молитвы святого Розария подхо­дящими для неграмотных и недалёких людей. Напротив, на опыте многих видно, что истин­ные дети Божьи, избранные и призванные слу­жить Ему, любят молитвы Богородице и с ра­достью повторяют их. Чем более они прибли­жаются к Господу, тем с большей любовью взывают: «Радуйся, Мария». Так сказала Ма­терь Спасителя блаж. Алену в продолжение речи об отступниках.

[251] Я не знаю, как это происходит, но это действительно правда; и для меня нет лучшего способа проверить, на самом ли деле тот или иной человек от Бога, чем узнав, любит ли он читать Ave Maria и святой Розарий. Я говорю: любит, потому что может случиться, что чело­век по каким-либо естественным или сверхъес­тественным причинам395 не может в этом при­знаться, но в то же время стремится всегда по­вторять слова ангела и призывает к этому других.

[252] Избранные дети Божьи, служители Иисуса в Марии, запомните: молитва «Радуйся, Мария» — прекраснейшая из всех после «Отче наш». Это наилучшая похвала для Марии, ибо эти слова избрал Всемогущий Господь и с ними послал к Деве архангела, чтобы завоевать Её сердце. И так отозвалось в душе Её исполненное благодати и тайны приветствие, что Пречистая приняла его, несмотря на всю Свою малость; и Слово стало плотью396. Именно этими словами вы неминуемо завоюете сердце Девы Марии, если как должно обратитесь к Ней.

[253] Взывать к Пресвятой Деве словами мо­литвы «Радуйся, Мария» надлежит вниматель­но, благоговейно и смиренно. Святые утверж­дают, что эта молитва повергает в бегство бе­сов; Ave Maria — это молот, сокрушающий са­мого дьявола. Это освящение души, ликование ангелов, песнь избранных, песнь Нового Завета, радость Девы Марии и слава Пресвятой Троицы. Ave Maria подобно небесной росе, делающей душу плодородной; это — чистый, исполненный любви поцелуй, который мы дарим Марии; это алая роза и драгоценная жемчужина, кубок бо­жественного нектара, что мы приносим к Её пре­столу. Все эти слова были произнесены святыми...

[254] Ради любви к Господу Иисусу и Деве Марии, я ещё настойчивее призываю вас чи­тать не только малый венец прославления Пре­святой Богородицы, но размышлять хотя бы над одной десяткой святого Розария, а по возмож­ности прочитывать Розарий полностью. Моли­тесь каждый день, и в смертный час вы благо­словите день, когда вняли моим советам, ибо кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт397. Вечное благословение в небесной Отчизне станет на­градой за простые слова молитв.

Чтение гимна Magnificat и размышления

[255] 6. В благодарность Богу за благодать, дарованную Пресвятой Деве Марии, верующие, следуя примеру блаж Марии из Онье и многих других святых, могут часто прочитывать на­изусть «Песнь Богородицы», иначе говоря, гимн Magnificat. Это единственная молитва, состав­ленная Самой Пресвятой Девой — точнее говоря, эту молитву внушил Ей Иисус, вознеся хвалу Отцу Небесному устами Матери. Это величайшая жертва благодати, принятая Богом по великой милости Его. С одной стороны, Magnificat — исполненное смирения и признательности бла­годарение, с другой — возвышенная Песнь Про­славления, великие тайны которой неведомы даже ангелам. Доктор Жерсон398, чьи учёность и праведная жизнь снискали уважение среди самых высоких представителей церковной ие­рархии, большую часть жизни посвятил работе над трактатами о сложнейших вопросах хрис­тианства и лишь перед самой смертью с глубоким душевным трепетом приступил к комменти­рованию священных строк «Песни Богородицы», чтобы увенчать свои многолетние труды. В последнем трактате Жерсон раскрывает перед на­ми всю красоту и величие этой божественной Песни. Среди прочего он упоминает, что Пре­святая Дева Мария часто повторяла эти слова в повседневной жизни, и в частности — благодаря Господа после святого Причастия399. Богослов Бенцонио говорит о чудотворной силе гимна, от слов которого „Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их” (Лк 1,51) - бежит сам дьявол. Множество чудес узрели почитающие Бога Отца по примеру Пречистой Матери Иисуса.

Отречение от мира

[256] 7. Верные слуги Пресвятой Девы Марии должны отречься от духа мира, развращённого грехом, ненавидеть и избегать его. Для этого предлагаю им практиковать презрение к мир­ской жизни, о котором мы говорили ранее.

Личное внутреннее почитание для призванных к особому совершенству

[257] Помимо вышеперечисленных способов внешнего выражения почитания, которыми не стоит пренебрегать и которым по мере возможности должен следовать каждый христианин, су­ществуют высоко духовные способы почитания внутреннего для верующих, призванных Святым Духом к особенному совершенству401. Совер­шенное почитание кроется в четырёх понятиях:

верные призваны вершить все дела:   

 ЧЕРЕЗ МА­РИЮ, С МАРИЕЙ,  В МАРИИ И  РАДИ МАРИИ,

чтобы истинно действовать через Христа, со Христом, во Христе и ради Христа.

ДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ МАРИЮ

[258] 1. Совершать все дела через Марию — значит во всяком начинании руководствоваться словами Пресвятой Девы, предаться Ей и следо­вать за Нею, ибо дух Её — Святой Дух Божий. Водимые Духом Божиим суть сыны Божий402; ведомые духом Марии суть дети Её и как следствие — дети Божьи403; и среди столь многих прибегающих к Пречистой подлинно праведны лишь те, кто в жизни руководствуется духом Пресвятой Девы. Я говорю о единстве духа Матери Господа с Ду­хом Божьим оттого, что на протяжении всего Своего пути Мария не следовала собственным же­ланиям, но позволила Духу Святому вести Себя; и Она настолько прониклась Духом Истины, что дыхание Его стало Её дыханием; воля Его — Её волей404. Об этом св. Амвросий говорит: «Да пре­будет душа Марии в каждом, восхваляя Господа; да пребудет дух Марии в каждом и да вознесётся к Господу!»405 Счастлив тот, чьей душой завла­дела Пресвятая Дева Мария, тот, кого, как пре­подобного Родригеса406, ведёт дух Марии, дух сильный и нежный, набожный и благоразумный, кроткий и смелый, чистый и плодотворный!

[259] Чтобы предаться духу Пресвятой Девы Марии и позволить ему вести нас, следует:

1 - отказаться от собственного духа, от всех своих мыслей и желаний перед тем, как сделать что-либо; например, перед молитвой или святой Мессой, перед Причастием. В сумерках челове­ческой души все решения и побуждения, каки­ми бы хорошими они ни представлялись, весьма коварны и препятствуют благой воле Непороч­ной Девы о нас.

2 - Позволим духу Марии повелевать нами. Отдадимся Ей, станем орудием Её, доверимся Ей, как инструмент — рукам мастера, как лютня — пальцам музыканта. Нужно потеряться в Ней подобно камню, брошенному в море. Это так просто, это всего лишь мгновение, малейшее движение души, ничтожное усилие воли или всего несколько негромких слов: «Я отрекаюсь от себя и предаюсь Тебе, о Матерь моя!» И хотя в этих словах не чувствуется никакой особой мягкости и кротости, результат не заставит себя ждать. Если бы кто-то произнёс то, что явно противно Богу, например: «Я предаюсь дья­волу», вполне искренне, но не почувствовав при этом никаких явных изменений, это не значит, что оттого он менее принадлежит нечистому.

3 - Время от времени, начиная или завер­шая какое-либо дело, мы обновляем намерение действовать вместе с Марией и повторяем прось­бу о принятии жертвы и единении с Матерью Божьей; чем чаще мы станем это делать, тем ранее принесем себя в жертву и обретём един­ство с Иисусом Христом, неизменно следующее за единением с Пресвятой Девой, ибо дух Марии есть Дух Иисуса.

ДЕЙСТВОВАТЬ С МАРИЕЙ

[260] 2. Совершать все дела с Марией озна­чает видеть в Марии пример всякой добродетели и совершенства, явленный Святым Духом в этом непорочном создании, и стремиться насколько возможно уподобиться Ей407. Принимаясь за лю­бое дело, следует подумать, как поступила или могла бы поступить Мария на нашем месте. Для этого мы должны размышлять над Её испол­ненной разума и мудрости земной жизнью408 и подробно изучать великие добродетели Пресвя­той Девы, в частности:

1 - живую веру409, с которой Дева вняла сло­вам ангела без малейшего сомнения и которую пронесла по пути скорби до Креста на Голгофе410;

2 - глубокое смирение411, заставившее Непо­рочную жить в безвестности, молчать, безропот­но подчиняться всякому повелению и быть по­следней среди прочих;

3 - божественную чистоту, которой нет ниче­го подобного под небом, и прочие добродетели.

Вспомним, что Мария — единственная форма, по которой возможно создать живые образы Бога с наименьшими затратами и в самое скорое время. Душа, влившаяся в эту форму, скоро станет подобием Иисуса Христа, ибо через Неё Спаситель явился миру во плоти412.

ДЕЙСТВОВАТЬ В МАРИИ

[261] Всякое дело необходимо совершать в Марии.

Чтобы верно понять смысл этого утверж­дения, нужно знать следующее:

1 - Пресвятая Дева Мария — истинный рай земной для нового Адама; прежний земной рай представлял собой не что иное, как его образ413. В новом Эдеме Иисус Христос, Истинный Бог и Истинный Человек, оставил неисчислимые богатства, чудесные красоты, дивную прелесть и необъяснимую милость. В этом земном раю Он пребывал в течение девяти месяцев, возрас­тая и укрепляясь как человек и совершая чудеса с истинно божественной щедростью. Это святи­лище сотворено на первозданной чистой земле, и ни единого следа греховной скверны нет на нём, ибо здесь обитает и действует Дух Святой, Господь Всесильный, и здесь породил и взрастил Он Сына. В этом божественном саду есть Древо Жизни, принесшее Плод Жизни — Иисуса Христа, и Древо Познания Добра и Зла, явив­шее миру свет. Здесь произрастают деревья, насаждённые рукою Господа и орошённые Его живительным дыханием, и до конца дней мира приносят они плоды даров Божьих и радостей Его. Здесь на огромных полянах цветут пре­красные цветы добродетелей, и божественный аромат опьяняет даже ангелов. Здесь прости­раются бескрайние дали надежды, возвышают­ся башни неприступных крепостей силы, в бла­годенствии стоят дома доверия и любви... Одному лишь Святому Духу ведома скрытая в этих впол­не материальных образах истина. Это край, где воздух не знает заразы, ибо он напоён самой чистотой; это страна ясного дня, не ведающая тьмы ночной, ибо это — страна святости чело­веческой. Здесь солнце не омрачено ни единым облаком, ибо в нём — сияние Божества. Здесь пылает негасимый огонь любви, превращающий железо в золото. По этим землям протекает река смирения, которая берёт начало в первозданной земле и, разделяясь на четыре рукава, орошает дивные пределы рая земного. Эти четыре рукава реки суть четыре главные добродетели — вера, смирение, чистота и любовь.

[262] 2 - Устами святых Отцов Святой Дух называет Деву Марию восточными вратами святилища, которыми первосвященник Иисус Христос входит в мир414. Этим путём Он пришёл в первый раз, так Он придёт и в день Страшного Суда. Святыня Духа Святого, отдохновение Святой Троицы, Престол Божий, Град Божий, жертвенник Бога Отца, Святой Храм Божий, мир Божий — всё это имена Пречистой Девы, данные Господом нежнейшей Матери Его. Каж­дое из этих прекрасных восхвалений истинно и очень точно отражает чудеса и величие, кото­рые Всевышний сотворил Марии. Какой это дар, радость, счастье — пребывать в Марии, кото­рую Сам Всемогущий Бог соделал Престолом наивысшей славы Своей!

[263] Сколь трудно грешникам — таким, как мы, — обрести способность, свет, дозволение проникнуть в святыню, когда на страже стоит не один ангел, как в древности у врат Эдема414, но Дух Святой, Который полностью владеет Мари­ей и говорит о Ней: «Hortus conclusus soror mea sponsa, hortus conclusus, fons signatus; запертый сад — сестра моя, невеста, заключённый коло­дезь, запечатанный источник»410. Мария скрыта в тайне Её, и несчастные изгнанные чада Адама и Евы могут войти к Ней, лишь заручившись особой благодатью Духа Святого, которую им предстоит заслужить.

[264] Достигнув верностью этой неизречён­ной благодати, вы войдёте в поистине прекрас­ное обиталище, кое есть внутренность Марии. Пребудьте в Ней с благоговением и миром, со­зерцайте Её, обращайтесь к Ней с доверием во всех нуждах, найдите в Ней надёжное при­бежище и, наконец, затеряйтесь в Ней, пре­дайтесь Ей безраздельно. Души верных Она напитает молоком Своей благодати, дабы они по­знали материнское милосердие Пресвятой Де­вы на груди Её. С Ней забудутся все страхи, сомнения и тревоги, и дух обретёт свободу417. В этой обители всякий будет в безопасности, ибо ни враг, ни грех, ни мирская суета, ни дья­вол не смогут проникнуть в сокровенное свя­тилище. Потому говорит Она, сама божест­венная Премудрость: «трудящиеся со мною не погрешат418». Пребывающие духом в Пресвятой Деве Марии не совершат большого греха. Те, кто войдёт в новый рай земной, преобразятся в Иисуса Хри­ста, и Спаситель пребудет с ними и в них419. Ибо Она — сокровищница благ Божьих, и че­рез Неё был явлен миру Господь Иисус Христос и все избранники Его420.

ДЕЙСТВОВАТЬ РАДИ МАРИИ

[265] Наконец, все дела нужно совершать ради Марии. Посвятив свою жизнь служению Ей, справедливо будет подчиняться Ей и быть при Ней слугой, невольником, рабом. Не следует по­нимать, что почитание Пресвятой Девы Марии становится целью всех наших стараний; это служение недолго, и служить нам придётся в столь славном и таинственном святилище, что пока­жется скорым конец трудов; преданно следуя за Пречистой Матерью Господа, неизменно прибли­зимся к концу всего сущего, цели великой — Иисусу Христу421. Хорошему слуге и рабу не по­добает предаваться порокам, но следует, обретя опору и защиту, стремиться совершать великие дела во славу царственной Госпожи. Нужно от­стаивать Её избранность, когда её подвергают сомнению422; выступать в защиту Её славы, когда её пытаются оспорить423. Привлеките под знамёна Пресвятой Богородицы всех, кого только воз­можно, чтобы дети Марии праведно служили Ей в духе истины. Не бойтесь выступить против злоупотребляющих почитанием Приснодевы и тем оскорбляющих Сына Её Иисуса; призовите за­блуждающихся к истинному почитанию424. Не требуйте от Девы Марии иной награды за свои малые деяния кроме чести принадлежать всей душой преславной Царице Небесной и счастья через Её заступничество соединиться с Сыном Иисусом и пребыть с Ним в вечности.

 

СЛАВА ИИСУСУ, ПРЕБЫВАЮЩЕМУ В МАРИИ!

СЛАВА МАРИИ, ПРЕБЫВАЮЩЕЙ В ИИСУСЕ!

СЛАВА ЕДИНОМУ БОГУ!

 

 

[ДОПОЛНЕНИЕ]


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.