Основы моделирования сложных процессов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основы моделирования сложных процессов

2020-05-07 193
Основы моделирования сложных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К.В. Рычажкова, магистрант

Новосибирский ГАУ

Т.В. Сидорина, доктор пед. наук, профессор

 

Основным методом изучения сложных процессов является метод моделирования, сущность которого заключается в том, что создается аналог оригинала исследуемой системы, с помощью которой и изучается процесс функционирования реальной системы.

Цель данной работы - изучить основы моделирования сложных процессов.

Объект исследования: моделирование как метод исследования.

Предмет исследования: моделирование социальных процессов.

Среди многочисленных трактовок термина «модель», наиболее общая такова: модель - это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания, объяснения, и прогнозирования поведения прототипа.Система представлений о нем фиксируется в виде описания либо на обычном языке, либо в виде рисунка, схемы, графика, формулы, в виде макетов, и механизмов. Все это обобщается в едином понятии «модель», а исследование объектов познания на их моделях называют моделированием. Моделирование - это процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.

Нет однозначной модели даже для одного и того же процесса и явления, их схожесть проявляется в иерархии уровней (Рис. 1).

Рис. 1 Иерархии моделей одного и того же процесса

 

Модель в виде некой циклоидой и эпициклоидой (Рис. 2).

Рис. 2 Моделирование процесса в виде циклоиды и эпициклоиды

 

Моделирование нельзя считать недавно открытым методом научного исследования, однако только в середине ХХ в. оно стало предметом как философских, так и специальных исследований. Объясняется это, в частности, тем, что метод моделирования переживает сейчас подлинную революцию, связанную с развитием кибернетики и электронной вычислительной техники.

Модели выбираются таким образом, чтобы они были удобны для исследования. В зависимости от средств, с помощью которых реализованы модели, различают прежде всего материальное (предметное) и идеальное (абстрактное) моделирование (рис. 3).

 

Рис. 3 Классификация моделей

 

Практика моделирования показывает, что наиболее значимыми и, в то же время, наиболее сложными являются задачи анализа и прогнозирования развития процессов социального взаимодействия. Задачи сложны и требуют учета большого числа факторов, интересов, рисков и последствий, в их решениях присутствует высокая степень неопределенности в оценке внешней среды, слабая формализация методов управления и широкое использование экспертных оценок.

 

Библиографический список

1. Жданов, Ю.А. Имитационная модель Азовского моря./ Жданов Ю.А. Избранное. В 3 т. Т. 1. – Ростов/Дон: Изд-во СКНЦВШ ЮФУ, 2009. – С. 376-398.

2. Сидорина Т.В. Метод научного моделирования в исследовательской работе аспиранта // Проблемы экономики и управления в потребительской кооперации. Матер. межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск: СУПК, 2007.- С.194-196.

3. Сидорина Т.В.Основы дидактики в моделировании информационно-обучающей среды вуза // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I всероссийской научно-практической интернет-конференции. Центр перспективных исследований, Сибирская академия государственной службы / под общей редакцией Курчеева В. С., Сидориной Т. В. - Новосибирск, 2010. С. 16-22.

4. Свечкарев, В.П. Проблемы моделирования сложных систем в научном наследии Ю.А. Жданова // Ю.А.Жданов о ценностях науки и образова- ния: Сборник материалов ежегодных научных чтений в рамках проекта «Научное наследие Ю.А. Жданова и современность». – Ростов/Дон: Изд-во СКНЦВШ ЮФУ, 2011. – 154 с. – С. 78-84.

 

УДК 351.85

 

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

 

Т.В. Сидорина, доктор педагогических наук, профессор

Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации

 

Аннотация. В статье рассматривается система профессиональной подготовки курсантов и ее синергетический эффект.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, синергетический эффект обучения.

Синергетика – это новое междисциплинарное направление, играющее особую роль для объединения наук о природе и наук о человеке и обществе для понимания принципов социального управления на основе закономерностей сложного поведения.

Синергетический подход – это метод научного понимания, в основе которого находится системный анализ саморазвивающихся эволюционизирующих систем, имеющих периоды расцвета и упадка. С позиций теорий экономического роста баланс развития системы определяет принцип синергизма, понятие, введенное Г. Хакеном. При этом синергизм, по мнению А.В. Лескова, рассматривается как универсальная связь всего со всем, как термин, означающий согласованное действие [4].

Объектом данной работы – синергетика какновое междисциплинарное направление наук.

Предмет исследования – рассмотрение синергетического эффекта профессиональной подготовки курсантов.

Цель данной работы – рассмотреть синергетический эффект профессиональной подготовки курсантов в военном вузе.

Социум представляет собой нелинейную систему и его развитие предполагает два этапа: эволюционный и бифуркационный.

На эволюционной стадии социум обладает системными качествами и может быть описан в виде конкретных детерминаций: причинно-следственные, функциональные, целевые, корреляционные связи и т.д. С нарастанием энтропии (возрастание необратимых процессов) происходит переход к бифуркационной фазе.

На стадии бифуркации возникает карта возможностей – набор путей возможного развития. Выбор зависит от флуктации (случайности) (рис.1). Конкретная историческая личность выводит систему на новое качество.

Центральной проблемой синергетики является взаимоотношение порядка и хаоса, закономерности формирования упорядоченных макроскопических пространственно-временных структур из неорганизованного, хаотического движения элементов на микроуровне, возникновения порядка из хаоса и, наоборот, и закономерности распада этих структур, сценарии перехода к хаосу [1].

 

 


Рис. 1. Вариативность линий развития системы

 

Мы рассматриваем синергетический подход как метод научного понимания, в основе которого находится системный анализ саморазвивающихся эволюционизирующих систем, имеющих периоды расцвета и упадка.

Случайные отклонения параметров развития систем от их среднего значения (флуктуации) периодически приводят их к новому хаосу, приближающего этап развития. В этих системах выделяем процессы самоорганизации (аттракторы) и точки бифуркации (критическое состояние системы и смена установившегося режима работы), понятие которых ввел А. Пуанкаре. Мы поддерживаем О.Г. Кураленко в ее точке зрения о том, что с экономической точки зрения флуктуации быстро рассасываются, а в синергетике они, суммируясь, вырастают до таких масштабов, что могут служить началом образования новой структуры [3]. В самой точке бифуркации, как поле ветвящихся возможных путей эволюции, по мнению В.И. Подлесных, определяется выбор аттрактора (блока системы), как возможной траектории нового пути развития системы [5]. Под совокупностью аттракторов понимаем кластер, понятие, введенное М. Портером, как объединение однородных элементов системы.

Инновационно-образовательный кластер учебного заведения представляет собой сетевое интеграционное региональное формирование, включающее взаимосвязанные образовательные организации разного уровня, объединенные направленностью и преемственностью образовательных программ подготовки кадров, партнерскими отношениями с организациями практики, научными организациями, органами исполнительной власти. Цель его создания - повышение конкурентоспособности участников кластера, выход на инновационную траекторию развития. Кластер, таким образом, представляет собой взаимовыгодно сотрудничающие системы: образование и науку, власть и практику [9; 10; 11].

Среди аттракторов: 1. Учебно-образовательный блок. 2. Научно-исследовательский блок. 3. Инновационно-производственный блок. 4. Властно-исполнительский блок.

 

 

Рис.2.  Направления эволюционного развития системы [6; 7; 8]

 

Системно-интегративный результат такого синергетического взаимодействия включает: поднятие престижа военной профессии; привлечение молодёжи в военные институты; подготовка высококвалифицированных военных кадров [2].

С точки зрения педагогов-исследователей, модель процессов обучения, самообучения и забывания (рис. 3) позволяет адекватно оценивать его, прогнозировать тенденции развития, а также эффективно управлять этим развитием [1].

 

Рис. 1. Процессы обучения, самообучения и забывания

 

Синергетический эффект от взаимодействия факторов производства формирует потенциал качественного инновационного развития системы, а сами факторы, их структура и динамика определяют возможности количественного роста.

 

Библиографический список

1. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика: учебное пособие / 3-е изд. – СПб.: Книжный Дом, 2012. – 107 c.

2. Зотов А.А., Сидорина Т.В., Юров А.А. Образовательная среда как условие развития курсантов // Глобализация науки: Проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 61-64.

3. Кураленко О.Г. Методологические вопросы инновационного развития экономических систем // Молодой ученый, 2011. – Том 1. – № 10. – С. 127-128.

4. Лесков А.В. Синергизм: философская парадигма XXI века. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. – С. 8.

5. Подлесных В.И. Теория организации: учебник для вузов. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – С. 127.

6. Сидорина Т.В., Гуськов Ю.А. Психолого-педагогические аспекты ускоренного обучения ремесленников-предпринимателей // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России. Матер. 1-ой Междунар. конф. 16-18 дек. Екатеринбург, 2002. – С. 85-87. 

7. Сидорина Т.В., Гуськов Ю.А., Вульферт В.Я. Методы интерактивного обучения в агроинженерном образовании // Современные исследования социальных проблем. Том 8, 2017. - № 2-2. - С. 205-208.

8. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Подготовка курсантов Росгвардии к профессионально-воспитательной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. – Т. 8. - № 2-2. – С. 205-208.

9. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Чернобровина А.Б. Синергетический эффект концепции инновационного развития // Наука и образование сегодня, 2016. - № 9 (10). – С. 41- 43.

10. Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 112-118.

11. Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B., Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. Vienna. 2016. P. 112-119.

 

УДК 378.01

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.