Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-04-01 | 197 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эффективность социальной работы - многоплановое явление. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение практической деятельности социальных работников. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором - являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальной реабилитации инвалидов, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.
Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой - систему показателей, отражающих состояние клиентов (отдельных личностей, семьи, социальной группы). Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические - для оценки конкретных социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности отдельных специалистов и учреждений.
Критерии социальной работы обусловливаются целями и задачами предоставления социальных услуг и степенью их реализации. Цели должны учитывать социально-экономическую и морально-психологическую, обстановку.
Совершенно очевидно, что критерии эффективности социальной работы, во-первых, призваны стать выражением действенности всех видов, форм и методов социальной реабилитации инвалидов и их семей, во-вторых, они должны показать, насколько продуктивна деятельность учреждений (центров) и социальных работников в целом. В-третьих, критерии и показатели должны отражать степень действенности руководства и управления всем процессом целенаправленной и систематической социальной работы с семьями, нуждающимися в профессиональной социальной помощи.
|
Существует два взгляда на эффективность социальной работы. Первый связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (или эффектов), а также затрат. Поскольку затраты могут предполагаться, планироваться, постольку эффективность социального обслуживания может быть предполагаемой, планируемой, фактической (реально достигнутой).
Другой подход - оценка эффективности социальной работы. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то - более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки (руководители, специалисты, полевые социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.), т.е. необходимо иметь в виду прежде всего информационно-субъектное значение понятия "оценка эффективности социального обслуживания". В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей, была, есть и будет субъективной. Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше (при прочих равных условиях) она будет стремиться к более достоверной. Это, кроме того, процесс выявления мнений, суждений, умозаключений, высказываний с помощью определенных форм и методов. Здесь мы имеем дело с процессуально-организационным значением понятия "оценка эффективности социального обслуживания", то есть, желая что-то или кого-то оценить, необходимо организовать процесс оценивания (сбор и обработка оценочной информации), выработать и применить определенные процедуры оценки. Различные оценки, исходящие от разных субъектов и прошедшие определенную процедуру или процесс оценивания, превращаются в результаты (итоги) оценки. Другими словами, мы получаем итоговую оценочную информацию, на основе которой делаются определенные выводы, предпринимаются соответствующие меры, действия, разрабатываются программы повышения эффективности.
|
Важным понятием выступает также предмет оценки эффективности или то конкретное, что может оцениваться в процессе социальной работы. Проведенный анализ показал наличие разнообразных основных предметов оценки эффективности, возможности определения более детальных предметов и соответствующих методик. Логика определения главных предметов оценки такова. Имеются различные структуры в системе социальной защиты населения Российской Федерации. Им присущ определенный уровень организации труда персонала, обеспечивающего социальную работу с теми или иными категориями населения. В конечном итоге деятельность различных структур, с их уровнем организации труда и квалификации персонала, обеспечивает то или иное качество социальной работы и ее эффективность.
Окончательная диагностика - изучение, насколько высока реабилитационная активность семьи и насколько эффективно была проведена реабилитация инвалида. Возможно также проведение диагностики (запланированной на определенном этапе работы по выполнению намеченной социальным работником программы) для оценки результата и принятия решения о продолжении намеченной программы или ее корректировки для получения наибольшего эффекта.
Касаясь проблемы эффективности деятельности, следует отметить, что ее оценка сопряжена с рядом трудностей. Во-первых, комплексный характер проблем, возникающих у индивида, семьи в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-реабилитационной деятельности затрудняет их перевод на язык объективных формализованных показателей.
Во-вторых, проблема эффективности тесно связана с проблемой отсутствия четких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в общественном сознании и законодательных инстанциях, для определения которых чаще используются качественные показатели, нежели количественные, отсюда возникают дополнительные трудности в ходе оценивания состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений. Надо отметить, что в отличие от биологических систем (человеческий организм, например), системы социальные (семья) не обладают той же устойчивостью и постоянством, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном и географическом масштабах. Кроме того, отсутствуют точные "приборы" их измерения. Методы оценивания, применяемые в социальной сфере: наблюдение, тесты, опросы, контент-анализ различных источников информации и другие, в большинстве случаев приводят к неоднозначным выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.
|
В-третьих, множество факторов, влияющих на конечное состояние потребителя социальных услуг, смазывают картину реальной эффективности проделанной работы.
Помимо теоретических и методологических, существуют и технологические проблемы определения эффективности деятельности. К ним следует отнести: отсутствие обратной взаимосвязи с семьями из удаленных районов области и других регионов страны, получивших помощь в реабилитационном центре; несовершенство информационного банка данных.
Все перечисленное значительно осложняет задачу оценки эффективности деятельности в реабилитации семей, имеющих инвалидов, но не исключает ее. Из существующих моделей оценки эффективности социальной помощи следует придерживаться модели результата, которая анализирует все достижения, обозначившиеся в ходе взаимодействия. (В то время как модель цели, например, фокусирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей).
Одним из возможных аспектов оценки эффективности является опрос клиентов. В беседе с семьей (обычно на стадии установления контакта и представления профессиональных возможностей социального работника) необходимо интересоваться, приходилось ли ей сотрудничать с таким же или подобным специалистом, каковы были результаты. Практика показывает, наиболее характерным является выражение клиентом благодарности за:
|
эмоциональную и информационную поддержку;
оперативность решения проблем: установления инвалидности, преодоления стрессовых реакций;
приглашения для участия в бесплатных оздоровительных и досуговых мероприятиях.
Все семьи отмечают непривычный характер общения, а именно открытость социального работника, его внимание к их трудностям, которое дает возможность поделиться переживаниями, высказать свои тревоги и получить ощутимую поддержку - моральную, образовательную, посредническую, Таким образом, большинство опрошенных семей обычно дают положительную оценку участия социального работника в решении их проблем.
Другой аспект оценки эффективности деятельности - это наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых определяется целями проводимой работы.
В то же время исследования, проведенные в учреждениях, где работа с семьей строится на принципиально иных основаниях, выявили, что около 90% родителей считают задачу восстановительного лечения своей самой главной задачей, причем 78% семей высказывают мысль о необходимости постоянного партнерства с реабилитационным учреждением и предпочитают подобную согласованность в работе временной поддержке со стороны государства. Эти данные можно расценивать как результат возросшей готовности и потенциальной активности семей в реабилитации инвалида. Надо отметить, что динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности является одним из основных критериев эффективности социальной помощи,
Кроме того, сравнивая семьи из городов с существующими специальными центрами социальной поддержки (например, из Екатеринбурга) с семьями из других регионов, которые не получали своевременной медицинской помощи и помощи профессионалов социальной сферы, отчетливо видно, что первые проявляют большую активность в реабилитации инвалида. Их усилия включают в себя обращения в медицинские, педагогические, юридические, социальные службы, а семьи из отдаленных районов и других регионов чаще всего ограничиваются выполнением медицинских мероприятий и крайне пассивны в социальном плане, в защите своих прав и прав инвалида.
Причина этих различий не только в разнице условий жизни, но и в том, что семьи из глубинки не могут заручиться поддержкой социального работника, у них также отсутствует необходимый уровень реабилитационной культуры, который имеется у семей, имеющих более частый контакт со специалистами.
Для определения влияния на отношение к инвалиду, реабилитационную культуру и активность семьи, которые являются непосредственным предметом социально-реабилитационной деятельности в работе с семьей, имеющей инвалида, а также для выявления других косвенных результатов воздействия необходимо обратиться к качественным методам оценки, в частности методу "кейс-стади" (case-study).
|
В противовес статистическим методам, основанным на изучении большого количества случаев, сущность кейс-метода (дословно - "метод изучения случая") заключается в том, чтобы на примере детального изучения одного или нескольких случаев вскрыть глубинные процессы, протекающие в данной общности, воспроизвести систему отношений, раскрыть их содержание.
Продолжительность и многоэтапность реабилитации инвалидов позволяет использовать "хронологическую стратегию" в наблюдении отдельных семей и изучить динамику их социальных статусов, влияния на этот процесс социального работника.
Надо отметить, что установление инвалидности определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и потому семьи не всегда пользуются этим правом, теряя дополнительный источник помощи. Социальный работник, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предубеждения и негативные установки членов семей, препятствующие получению необходимых им льгот и материальных средств. Таким образом, беседы с семьями и их окружением, сравнение различных групп семей, долговременное наблюдение конкретных семей (кейс-стади), анализ статистической отчетности и служебной документации показывают, что участие социальных работников в комплексной реабилитации семей, имеющих инвалидов, с целью повышения их социальной (прежде всего ситуационно-ролевой) адаптации дает ощутимые результаты.
Социальный работник должен приложить все усилия, чтобы инвалид не считал себя хуже других, не считал себя обузой в этом мире и обществе, а понимал и ценил свое собственное "Я". Ведь наличие инвалидности не означает быть ненужным этому обществу, в котором живешь, своей семье. Как правило, инвалиды умственно полноценны, разбираются в жизни и у них есть желание быть нужными в этой жизни. И наша задача в том, чтобы по максимуму оградить их от непонимания людского, злости и ненависти по отношению к ним.
Социальный работник не может и не должен оставить без помощи и внимания нуждающегося, он всегда протянет руку помощи, потому что иначе никак нельзя. Иначе невозможно будет изменить нашу жизнь к лучшему, в целом.
В рассмотрении проблем эффективности мы руководствовались общей задачей - при оптимальных затратах материальных, финансовых средств и организационных усилий достичь наибольших практических результатов в разрешении социальных проблем инвалидов и их семей. Гарантированная высокая эффективность деятельности социальных работников, включающей наблюдения, углубленный анализ и корректирующие действия, способствует эффективной социальной реабилитации инвалидов. В работе с семьей инвалида следует применять комплексный подход к семье и, с учетом реальной оценки эффективности, необходимо вносить коррективы в деятельность социального работника.
Заключение
Гипотеза исследования о том, что эффективная социальная реабилитация инвалидов будет возможна, если в работе с семьей инвалида будет применяться комплексный подход к семье, как к сбалансированной системе взаимоотношений и, с учетом реальной оценки эффективности, будут вноситься коррективы в деятельность социального работника полностью подтвердилась.
Нами были решены все задачи исследования: изучены проблемы социальной реабилитации инвалида в теории и практике; проанализированы проблемы социальной работы с семьей имеющей инвалида; исследована специфика социальной работы с семьей имеющей инвалида; определены основные направления социальной реабилитации инвалидов.
Проанализировав научно-методическую литературу по теме исследования, можно сделать следующий вывод: требуется разработка реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывали бы особенности инвалидов с ограниченными возможностями и потребности семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.
Семьи, имеющие инвалида с той или иной формой дезадаптации, испытывают потребность в учреждениях ориентированных на их специфические проблемы. Нами был выявлен ряд проблем инвалидов с ограниченными возможностями и их семей:
Социально-медицинские проблемы: проведение амбулаторного лечения, проведение медицинских экспертиз, устройство в специализированные медико-реабилитационные центры, медикаментозно-лечебное обеспечение, дефицит узких специалистов.
Социально-психологические: самореализация, психические расстройства, депрессивное состояние, невостребованность обществом, комплекс неполноценности, страхи, замкнутость, адаптация к окружающему миру, потребность в общении.
Социально-педагогические: обучение, изоляция в домах-интернатах или специализированных учебных заведениях, ограниченный круг общения, проблема межличностных отношении, формирование самооценки, чувство внутреннего дискомфорта.
Социально-правовые: правовая неграмотность, получение льгот и пенсий, оформление инвалидности, плохая законодательная база; не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.
Социально-экономические: трудности с материальным обеспечением, низкий уровень жизни.
Социально-бытовые: жилищные условия, недоступность архитектурной среды, доставка продуктов и медикаментов, организация досуга, нуждаемость в ремонте и уборке квартиры, нехватка технических средств и проблема трудоустройства.
Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание должно уделяться социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития навыков независимой жизни.
Реабилитация инвалидов с ограниченными возможностями и их семей должна предусматривать команду специалистов (врачей, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, юристов), а так же к процессу реабилитации должны быть подключены городская и районная власть, общественные, благотворительные организации, органы здравоохранения, что сделало бы оказание помощи более эффективным.
Основные направления помощи инвалидам и их семьям:
· оказание социально-бытовых услуг в форме материальной и натуральной помощи; оказание социально-правовых услуг;
· предоставление социально-реабилитационных услуг;
· оказание психологических услуг инвалиду и его семье, имеющей инвалида;
· предоставление социально-медицинских услуг;
· предоставление педагогических услуг.
Поставленная цель исследования - решена. Мы определили наиболее эффективные направления реабилитации инвалидов в условиях семьи Актуальность данной темы на современном этапе связана, прежде всего с тем, что процесс реабилитации инвалида в среде семьи крайне важен, для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Социальный работник руководствуясь принципом изучения и сохранения семейных и социальных связей, должен приложить все усилия для нормального функционирования семьи имеющей инвалида и созданию условий реабилитации инвалида в семье.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что если проводить социальную реабилитацию инвалида в условиях семьи, и рассматривать семью, как сбалансированную систему взаимоотношений, а не как набор личностей с проблемами, которые необходимо решить, то можно будет получить максимальный положительный результат. Каждый человек должен быть значимой частью. Это поможет семье достичь более удовлетворительного и здорового равновесия, появится точное знание того, где вмешаться и кого необходимо изменить таким образом, чтобы положение и состояние инвалида улучшилось.
Таким образом, эффективность социальной работы с семьей имеющей инвалида можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития. Из существующих моделей оценки эффективности социальной помощи следует придерживаться модели результата, которая анализирует все достижения, обозначившиеся в ходе взаимодействия.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!