Критерии оценки эффективности социальной работы с семьями, имеющими инвалидов — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Критерии оценки эффективности социальной работы с семьями, имеющими инвалидов

2020-04-01 197
Критерии оценки эффективности социальной работы с семьями, имеющими инвалидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эффективность социальной работы - многоплановое явление. Определение критериев ее эффективности имеет важное значение практической деятельности социальных работников. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором - являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальной реабилитации инвалидов, а потому могут выступать в качестве стандартов социального обслуживания, системы нормативов.

Эти критерии могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. индикаторы эффективности социальной работы должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность этого процесса, с другой - систему показателей, отражающих состояние клиентов (отдельных личностей, семьи, социальной группы). Поэтому эффективность социальной работы может определяться на основе как общих, так и специфических критериев, причем общие служат для оценки ее эффективности в целом, а специфические - для оценки конкретных социальных услуг, отдельных видов и методов социальной работы, деятельности отдельных специалистов и учреждений.

Критерии социальной работы обусловливаются целями и задачами предоставления социальных услуг и степенью их реализации. Цели должны учитывать социально-экономическую и морально-психологическую, обстановку.

Совершенно очевидно, что критерии эффективности социальной работы, во-первых, призваны стать выражением действенности всех видов, форм и методов социальной реабилитации инвалидов и их семей, во-вторых, они должны показать, насколько продуктивна деятельность учреждений (центров) и социальных работников в целом. В-третьих, критерии и показатели должны отражать степень действенности руководства и управления всем процессом целенаправленной и систематической социальной работы с семьями, нуждающимися в профессиональной социальной помощи.

Существует два взгляда на эффективность социальной работы. Первый связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Ключевая проблема при таком подходе заключается в измерении (описании) результатов (или эффектов), а также затрат. Поскольку затраты могут предполагаться, планироваться, постольку эффективность социального обслуживания может быть предполагаемой, планируемой, фактической (реально достигнутой).

Другой подход - оценка эффективности социальной работы. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то - более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки (руководители, специалисты, полевые социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.), т.е. необходимо иметь в виду прежде всего информационно-субъектное значение понятия "оценка эффективности социального обслуживания". В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей, была, есть и будет субъективной. Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше (при прочих равных условиях) она будет стремиться к более достоверной. Это, кроме того, процесс выявления мнений, суждений, умозаключений, высказываний с помощью определенных форм и методов. Здесь мы имеем дело с процессуально-организационным значением понятия "оценка эффективности социального обслуживания", то есть, желая что-то или кого-то оценить, необходимо организовать процесс оценивания (сбор и обработка оценочной информации), выработать и применить определенные процедуры оценки. Различные оценки, исходящие от разных субъектов и прошедшие определенную процедуру или процесс оценивания, превращаются в результаты (итоги) оценки. Другими словами, мы получаем итоговую оценочную информацию, на основе которой делаются определенные выводы, предпринимаются соответствующие меры, действия, разрабатываются программы повышения эффективности.

Важным понятием выступает также предмет оценки эффективности или то конкретное, что может оцениваться в процессе социальной работы. Проведенный анализ показал наличие разнообразных основных предметов оценки эффективности, возможности определения более детальных предметов и соответствующих методик. Логика определения главных предметов оценки такова. Имеются различные структуры в системе социальной защиты населения Российской Федерации. Им присущ определенный уровень организации труда персонала, обеспечивающего социальную работу с теми или иными категориями населения. В конечном итоге деятельность различных структур, с их уровнем организации труда и квалификации персонала, обеспечивает то или иное качество социальной работы и ее эффективность.

Окончательная диагностика - изучение, насколько высока реабилитационная активность семьи и насколько эффективно была проведена реабилитация инвалида. Возможно также проведение диагностики (запланированной на определенном этапе работы по выполнению намеченной социальным работником программы) для оценки результата и принятия решения о продолжении намеченной программы или ее корректировки для получения наибольшего эффекта.

Касаясь проблемы эффективности деятельности, следует отметить, что ее оценка сопряжена с рядом трудностей. Во-первых, комплексный характер проблем, возникающих у индивида, семьи в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-реабилитационной деятельности затрудняет их перевод на язык объективных формализованных показателей.

Во-вторых, проблема эффективности тесно связана с проблемой отсутствия четких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в общественном сознании и законодательных инстанциях, для определения которых чаще используются качественные показатели, нежели количественные, отсюда возникают дополнительные трудности в ходе оценивания состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений. Надо отметить, что в отличие от биологических систем (человеческий организм, например), системы социальные (семья) не обладают той же устойчивостью и постоянством, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном и географическом масштабах. Кроме того, отсутствуют точные "приборы" их измерения. Методы оценивания, применяемые в социальной сфере: наблюдение, тесты, опросы, контент-анализ различных источников информации и другие, в большинстве случаев приводят к неоднозначным выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.

В-третьих, множество факторов, влияющих на конечное состояние потребителя социальных услуг, смазывают картину реальной эффективности проделанной работы.

Помимо теоретических и методологических, существуют и технологические проблемы определения эффективности деятельности. К ним следует отнести: отсутствие обратной взаимосвязи с семьями из удаленных районов области и других регионов страны, получивших помощь в реабилитационном центре; несовершенство информационного банка данных.

Все перечисленное значительно осложняет задачу оценки эффективности деятельности в реабилитации семей, имеющих инвалидов, но не исключает ее. Из существующих моделей оценки эффективности социальной помощи следует придерживаться модели результата, которая анализирует все достижения, обозначившиеся в ходе взаимодействия. (В то время как модель цели, например, фокусирует внимание лишь на результатах в рамках декларированных целей).

Одним из возможных аспектов оценки эффективности является опрос клиентов. В беседе с семьей (обычно на стадии установления контакта и представления профессиональных возможностей социального работника) необходимо интересоваться, приходилось ли ей сотрудничать с таким же или подобным специалистом, каковы были результаты. Практика показывает, наиболее характерным является выражение клиентом благодарности за:

эмоциональную и информационную поддержку;

оперативность решения проблем: установления инвалидности, преодоления стрессовых реакций;

приглашения для участия в бесплатных оздоровительных и досуговых мероприятиях.

Все семьи отмечают непривычный характер общения, а именно открытость социального работника, его внимание к их трудностям, которое дает возможность поделиться переживаниями, высказать свои тревоги и получить ощутимую поддержку - моральную, образовательную, посредническую, Таким образом, большинство опрошенных семей обычно дают положительную оценку участия социального работника в решении их проблем.

Другой аспект оценки эффективности деятельности - это наблюдение динамики контрольных показателей, выбор которых определяется целями проводимой работы.

В то же время исследования, проведенные в учреждениях, где работа с семьей строится на принципиально иных основаниях, выявили, что около 90% родителей считают задачу восстановительного лечения своей самой главной задачей, причем 78% семей высказывают мысль о необходимости постоянного партнерства с реабилитационным учреждением и предпочитают подобную согласованность в работе временной поддержке со стороны государства. Эти данные можно расценивать как результат возросшей готовности и потенциальной активности семей в реабилитации инвалида. Надо отметить, что динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности является одним из основных критериев эффективности социальной помощи,

Кроме того, сравнивая семьи из городов с существующими специальными центрами социальной поддержки (например, из Екатеринбурга) с семьями из других регионов, которые не получали своевременной медицинской помощи и помощи профессионалов социальной сферы, отчетливо видно, что первые проявляют большую активность в реабилитации инвалида. Их усилия включают в себя обращения в медицинские, педагогические, юридические, социальные службы, а семьи из отдаленных районов и других регионов чаще всего ограничиваются выполнением медицинских мероприятий и крайне пассивны в социальном плане, в защите своих прав и прав инвалида.

Причина этих различий не только в разнице условий жизни, но и в том, что семьи из глубинки не могут заручиться поддержкой социального работника, у них также отсутствует необходимый уровень реабилитационной культуры, который имеется у семей, имеющих более частый контакт со специалистами.

Для определения влияния на отношение к инвалиду, реабилитационную культуру и активность семьи, которые являются непосредственным предметом социально-реабилитационной деятельности в работе с семьей, имеющей инвалида, а также для выявления других косвенных результатов воздействия необходимо обратиться к качественным методам оценки, в частности методу "кейс-стади" (case-study).

В противовес статистическим методам, основанным на изучении большого количества случаев, сущность кейс-метода (дословно - "метод изучения случая") заключается в том, чтобы на примере детального изучения одного или нескольких случаев вскрыть глубинные процессы, протекающие в данной общности, воспроизвести систему отношений, раскрыть их содержание.

Продолжительность и многоэтапность реабилитации инвалидов позволяет использовать "хронологическую стратегию" в наблюдении отдельных семей и изучить динамику их социальных статусов, влияния на этот процесс социального работника.

Надо отметить, что установление инвалидности определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и потому семьи не всегда пользуются этим правом, теряя дополнительный источник помощи. Социальный работник, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предубеждения и негативные установки членов семей, препятствующие получению необходимых им льгот и материальных средств. Таким образом, беседы с семьями и их окружением, сравнение различных групп семей, долговременное наблюдение конкретных семей (кейс-стади), анализ статистической отчетности и служебной документации показывают, что участие социальных работников в комплексной реабилитации семей, имеющих инвалидов, с целью повышения их социальной (прежде всего ситуационно-ролевой) адаптации дает ощутимые результаты.

Социальный работник должен приложить все усилия, чтобы инвалид не считал себя хуже других, не считал себя обузой в этом мире и обществе, а понимал и ценил свое собственное "Я". Ведь наличие инвалидности не означает быть ненужным этому обществу, в котором живешь, своей семье. Как правило, инвалиды умственно полноценны, разбираются в жизни и у них есть желание быть нужными в этой жизни. И наша задача в том, чтобы по максимуму оградить их от непонимания людского, злости и ненависти по отношению к ним.

Социальный работник не может и не должен оставить без помощи и внимания нуждающегося, он всегда протянет руку помощи, потому что иначе никак нельзя. Иначе невозможно будет изменить нашу жизнь к лучшему, в целом.

В рассмотрении проблем эффективности мы руководствовались общей задачей - при оптимальных затратах материальных, финансовых средств и организационных усилий достичь наибольших практических результатов в разрешении социальных проблем инвалидов и их семей. Гарантированная высокая эффективность деятельности социальных работников, включающей наблюдения, углубленный анализ и корректирующие действия, способствует эффективной социальной реабилитации инвалидов. В работе с семьей инвалида следует применять комплексный подход к семье и, с учетом реальной оценки эффективности, необходимо вносить коррективы в деятельность социального работника.


Заключение

 

Гипотеза исследования о том, что эффективная социальная реабилитация инвалидов будет возможна, если в работе с семьей инвалида будет применяться комплексный подход к семье, как к сбалансированной системе взаимоотношений и, с учетом реальной оценки эффективности, будут вноситься коррективы в деятельность социального работника полностью подтвердилась.

Нами были решены все задачи исследования: изучены проблемы социальной реабилитации инвалида в теории и практике; проанализированы проблемы социальной работы с семьей имеющей инвалида; исследована специфика социальной работы с семьей имеющей инвалида; определены основные направления социальной реабилитации инвалидов.

Проанализировав научно-методическую литературу по теме исследования, можно сделать следующий вывод: требуется разработка реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывали бы особенности инвалидов с ограниченными возможностями и потребности семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

Семьи, имеющие инвалида с той или иной формой дезадаптации, испытывают потребность в учреждениях ориентированных на их специфические проблемы. Нами был выявлен ряд проблем инвалидов с ограниченными возможностями и их семей:

Социально-медицинские проблемы: проведение амбулаторного лечения, проведение медицинских экспертиз, устройство в специализированные медико-реабилитационные центры, медикаментозно-лечебное обеспечение, дефицит узких специалистов.

Социально-психологические: самореализация, психические расстройства, депрессивное состояние, невостребованность обществом, комплекс неполноценности, страхи, замкнутость, адаптация к окружающему миру, потребность в общении.

Социально-педагогические: обучение, изоляция в домах-интернатах или специализированных учебных заведениях, ограниченный круг общения, проблема межличностных отношении, формирование самооценки, чувство внутреннего дискомфорта.

Социально-правовые: правовая неграмотность, получение льгот и пенсий, оформление инвалидности, плохая законодательная база; не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

Социально-экономические: трудности с материальным обеспечением, низкий уровень жизни.

Социально-бытовые: жилищные условия, недоступность архитектурной среды, доставка продуктов и медикаментов, организация досуга, нуждаемость в ремонте и уборке квартиры, нехватка технических средств и проблема трудоустройства.

Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание должно уделяться социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития навыков независимой жизни.

Реабилитация инвалидов с ограниченными возможностями и их семей должна предусматривать команду специалистов (врачей, педагогов, психологов, специалистов по социальной работе, юристов), а так же к процессу реабилитации должны быть подключены городская и районная власть, общественные, благотворительные организации, органы здравоохранения, что сделало бы оказание помощи более эффективным.

Основные направления помощи инвалидам и их семьям:

·   оказание социально-бытовых услуг в форме материальной и натуральной помощи; оказание социально-правовых услуг;

·   предоставление социально-реабилитационных услуг;

·   оказание психологических услуг инвалиду и его семье, имеющей инвалида;

·   предоставление социально-медицинских услуг;

·   предоставление педагогических услуг.

Поставленная цель исследования - решена. Мы определили наиболее эффективные направления реабилитации инвалидов в условиях семьи Актуальность данной темы на современном этапе связана, прежде всего с тем, что процесс реабилитации инвалида в среде семьи крайне важен, для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Социальный работник руководствуясь принципом изучения и сохранения семейных и социальных связей, должен приложить все усилия для нормального функционирования семьи имеющей инвалида и созданию условий реабилитации инвалида в семье.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что если проводить социальную реабилитацию инвалида в условиях семьи, и рассматривать семью, как сбалансированную систему взаимоотношений, а не как набор личностей с проблемами, которые необходимо решить, то можно будет получить максимальный положительный результат. Каждый человек должен быть значимой частью. Это поможет семье достичь более удовлетворительного и здорового равновесия, появится точное знание того, где вмешаться и кого необходимо изменить таким образом, чтобы положение и состояние инвалида улучшилось.

Таким образом, эффективность социальной работы с семьей имеющей инвалида можно рассматривать как совокупность упорядоченных, органично связанных характеристик (признаков) и процедур (методик), позволяющих адекватно оценить состояние социальной работы и выявить резервы ее развития. Из существующих моделей оценки эффективности социальной помощи следует придерживаться модели результата, которая анализирует все достижения, обозначившиеся в ходе взаимодействия.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.