Основы социальной работы с семьей, имеющей инвалида — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основы социальной работы с семьей, имеющей инвалида

2020-04-01 166
Основы социальной работы с семьей, имеющей инвалида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Определения, обозначения и сокращения

Введение

1. Основы социальной работы с семьей, имеющей инвалида

1.1 Семья, имеющая инвалида как объект социальной работы

1.2 Социальные и психологические проблемы семей, имеющих инвалидов

1.3 Социальная реабилитация инвалидов и их семей

2. Специфические особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей

2.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

2.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей

2.3 Прогнозирование и проектирование в социальной реабилитации инвалидов

3. Практическая деятельность социального работника направленная на социальную реабилитацию семей, имеющих инвалида

3.1 Содержание деятельности социального работника при проведении социальной реабилитации семьи, имеющей инвалида

3.2 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к социальным работникам в процессе социальной реабилитации инвалидов и их семей

3.3 Критерии оценки эффективности социальной работы с семьями, имеющими инвалидов

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Определения, обозначения и сокращения

 

В настоящей работе применяются следующие термины:

Абилитация (от лат. habilitas - пригодность, способность - комплекс мер (услуг), направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития инвалида или семьи.

Деабилитация (от лат. dе - приставка, означающая движение вниз, снижение, + абилитация) - снижение имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития инвалида или семьи.

Реабилитация (от позднелат. геhabilitatio - восстановление; от лат. ге - приставка, означающая "вновь", "снова", + hablitas - пригодность, способность) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных, социально-педагогических функций и трудоспособности больных и инвалидов.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма.

Реабилитация медицинская - система мероприятий, направленных на выявление и восстановление нарушенных функций организма, преодоление болезни и тем самым стимулирование возможно раннего возвращения больных и инвалидов к активной трудовой и общественной жизни.

Реабилитация педагогическая (часто относится к тем, кто непосредственно связан с учебой) - система мер педагогического характера, направленная на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования.

Реабилитация профессиональная - система мер по восстановлению утраченных человеком профессиональных навыков, профессионально важных качеств, необходимых для возвращения к трудовой деятельности в сфере, наиболее целесообразной для этого человека, с учетом его индивидуальных возможностей.

Лат. - сокращение от латынь (латинский язык).


Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена социальными проблемами, с которыми сталкиваются семьи имеющие инвалидов и тем что, на практике очень мало разработок касающихся социальной работы с инвалидами и их семьями.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8,5 млн. человек. В перспективе их численность будет расти.

Исходной сферой социализации является семья. В своей работе мы рассмотрим социальную работу с семьёй имеющей инвалида. В научной литературе пока нет общепринятого научного определения социальной работы с семьёй. Влиянием специалиста на семью, с целью гармонизации отношений внутри неё и её отношением с ближайшим окружением, личности оказывается более действенная помощь, поскольку она воспринимается и понимается через систему её взаимоотношений с родственниками.

инвалид семья социальная работа

Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства весьма велико. Именно семья для каждого человека - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья - залог стабильности и процветания любого общества.

Одним из основополагающих для социального работника является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого инвалида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Человек становится личностью в результате взаимодействия с окружающей его средой в ходе овладения общественным опытом, т.е. в процессе социализации. Личность социализируется в различных сферах жизнедеятельности: семье, школе, неформальных объединениях и т.д. Семья - это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Социальная работа имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и её социального окружения.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации инвалида.

Объект исследования: семья, имеющая инвалида.

Предмет исследования: процесс социальной реабилитации инвалида.

Цель исследования: определить наиболее эффективные направления в работе по социальной реабилитации инвалида в условиях семьи.

Задачи исследования:

· изучить проблему социальной реабилитации инвалида в теории и практике;

· проанализировать проблемы социальной работы с семьей имеющей инвалида;

· исследовать специфику социальной работы с семьей имеющей инвалида;

· определить основные направления социальной реабилитации инвалидов.

Гипотеза исследования: эффективная социальная реабилитация инвалидов будет возможна, если: в работе с семьей инвалида будет применяться комплексный подход к семье, как к сбалансированной системе взаимоотношений и с учетом реальной оценки эффективности будут вноситься коррективы в деятельность социального работника.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются: объект, предмет, цели, задачи исследования.

В исследовании темы использованы труды следующих авторов посвятивших свои работы проблемам социальной реабилитации: Беляевой М.А., Васильева Н.В., Дементьевой H.Ф., Кузнецовой И.Е., Студеновой Е.Г., Фирсова М.В., Холостовой Е.И. Проблема социальной реабилитации инвалидов в условиях семьи в вышеперечисленных источниках раскрыта неполно и освещена недостаточно хорошо.


Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

 

Социальная диагностика - анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования и развития. Основывается на ряде принципов: объективность, причинность, многофакторная обусловленность и т.д. Различают два вида социальной диагностики - общую и частную. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т.е. - схема выявляемых в нем проблем. В этой схеме выделяются по степени важности и причинно-следственной зависимости ключевые проблемы, проблемы-следствия, а также стартовая проблема, решение которой признается в данных условиях первоочередным. Частная социальная диагностика проводится аналогичным образом для стартовой проблемы. Наибольшее развитие социальная диагностика получила в практике управленческого консультирования. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее "болевых точек", к которым относятся организационные противоречия (по "горизонтали" и "вертикали" внутри организации, в отношениях с внешней средой - отраслью, городом и т.д.), трудности (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях, нормах и др. Среди методов социальной диагностики чаще используют позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности разным точкам зрения как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Социальная диагностика является подготовительным этапом поиска путей и средств для решения социальных проблем.

Объектом диагностики социального работника могут быть: инвалид в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом.

Содержание диагностической деятельности:

1. Проведение информационно-целевого анализа документов. В том числе соответствие нормам (СНиП), (ВСН).

2. Проведение анализа состояния инвалида. Способность инвалида к самообслуживанию, т.е. способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Социальный работник входит в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушает доверие, располагает к себе всех членов семьи, завоевывает доверие инвалида.

Методом наблюдения и беседы с социальным окружением семьи (соседи, друзья, родственники) социальный работник выявляет позитивные и негативные стороны семьи.

Определяет социальные проблемы семьи.

Выявляет условия жизни семьи. Первостепенное значение имеет то, как семья встречает эту проблему: предпочитает оставаться в стороне, в ожидании окончания стресса или сама непосредственно участвует в развитии событий. Иными словами: характер отношений в семье (социально-психологический статус семьи), те ценности, знания и умения, которыми она владеет (социально-культурный статус), наличие необходимых благ, в том числе материальных (социально-экономический статус), а также активность в решении возникших проблем (ситуационно-ролевой статус) обусловливают адаптивные способности семьи, возможности для самореализации инвалида (труд, отдых), какую помощь необходимо оказать.

Изучает личностные особенности взрослых и инвалида; социально-бытовые условия семьи: микросоциум, т.е. непосредственное социальное окружение (соседи, друзья, родители, родственники), посещающие семью выявляются позитивные и негативные влияния.

Предметом изучения могут быть условия жизни семьи (обследование дома). Жилищные условия - какая квартира, достаточно ли жилой площади, количество человек, проживающих на данной жилой площади, предметное окружение, проведение санитарно-гигиенического состояния. Проверка соблюдения режима питания.

Взаимоотношения между членами семьи. Социальный работник наблюдает формы ответных реакций (молчат, ссорятся, ведут себя агрессивно), отношения между поколениями в семье, принимают ли участие в процессе реабилитации инвалида.

Прошлое семьи (генетический фонд, наследственность, особенности членов семьи).

Оценивает реабилитационную активность семьи как высокую, среднюю или низкую.

Социальный работник ведет дневник. В дневнике социальный работник фиксирует:

. Материальное положение семьи.

Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежного и имущественного обеспечения, для его определения необходимо несколько количественных и качественных критериев:

уровень доходов семьи;

ее жилищные условия;

предметное окружение;

социально-демографические характеристики ее членов;

социально-экономический статус семьи.

. Психологический климат.

Он представляет собой эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношение друг к другу, к другим людям. К работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей, состояния психологического климата семьи выделяют следующее:

степень эмоционального комфорта;

уровень тревожности;

степень взаимопонимания, уважения, поддержки, сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее);

открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

. Социо-культурное состояние. Определяя общую культуру семьи. Необходимо учитывать уровень образования взрослых членов семьи, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

. Отношение к инвалиду в семье.

Социальному работнику рекомендуется вести записи всех выявленных фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Диагностическая работа социального работника с семьей имеющей инвалида строится поэтапно.

1. Этап. На основании сигнала о возникших проблемах в семье: социальный работник производит первичную оценку ситуации: есть ли необходимость вмешиваться в дела семьи?

. Этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: (поликлинику, соседей, школу, коллег по работе, аптеке и т.д.) - если в этом есть необходимость.

. Этап. Обобщает подлинные данные, дает им оценку.

. Этап. Ознакомительная беседа с инвалидом. Такую встречу наедине желательно организовать в учреждении, где посредствам наводящих вопросов выясняют некоторые детали, связанные с отношением к инвалиду в семье. Ознакомительная беседа с членами семьи.

Социальный работник ставит диагноз, как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность инвалида отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании об инвалидности и т.д.

Создание доверительных отношений с инвалидом требует наличия у социального работника наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках инвалида.

. Этап. Первая встреча социального работника с проблемной семьей. Ее следует организовать за пределами проживания семьи (желательно провести сначала встречу с инвалидом наедине). Лучше назначить членам семьи и инвалиду встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора.

В начале беседы следует представиться. Затем социальный работник формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией семьи, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психического напряжения рекомендуется использовать такой прием, как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с перерывом в 10 минут. В ходе этой встречи необходимо добиться от семьи признания, что у семьи действительно есть проблема.

В результате первой встречи с семьей социальный работник должен получить ответы на следующие вопросы:

) Какие именно характеристики семьи внушают надежду ее качественных изменений в лучшую сторону?

) Какие жизненно важные качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе работы?

. Этап. Обобщается собранная информация с выводами. Формулируются проблемы семьи, имеющей инвалида.

Проблемы семьи:

Социально-медицинские: наличие инвалидности; дефицит специалистов; медикаменты; социальный патронаж; инвалидные коляски; тренажеры.

Социально-психологические: адаптация в окружающем мире; самореализация; психические расстройства; депрессивное состояние; умственная ответственность; страхи; нервозность; отсутствие сна; беспомощность;

Социально-педагогические: проблема в обучении; узкий круг общения; социализация; проблема в межличностных отношениях;

Социально-правовые: правовая неграмотность;

Социально-экономические: материальное обеспечение;

Социально-производственные: проблема трудоустройства.

. Этап. Анализ возможностей решения проблем своих и чужих. Для этого следует ответить на вопросы:

Может ли он сам оказать помощь данной семье?

Если нет, то, к каким специалистам необходимо направить членов семьи с инвалидом?

Насколько семья нуждается в помощи?

Каков характер этой помощи?

В диагностической работе с семьей также используются методы, такие как: наблюдение, опрос (анкетирование, интервью, тестирование, беседа).

Некоторые условия успешной диагностической работы социального работника:

Социальный работник должен войти в семью не нарушив ее внутренней жизни.

Он должен внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце инвалида, что довольно сложно сделать.

Содержание деятельности социального работника при проведении социальной реабилитации семьи, имеющей инвалида

 

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой - учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность). Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

Виды деятельности социального работника:

Адаптационная деятельность.

Процесс адаптации является постоянным, т.к. члены семьи должны осознать, понять, принять свой изменившийся социальный статус. И является непременным условием и результатом успешной социализации семьи.

В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания.

В сфере сознания - формирование образа "собственного Я", как активного субъекта деятельности в осмыслении своей социальной принадлежности и социальной роли, формировании самооценки.

Содержание деятельности:

. Консультации по вопросам социально-бытовой, социально-средовой, социально-правовой, адаптации.

. Обучение навыкам поведения, общения в макро (учебная, трудовая деятельность, досуговые занятия, различные виды творчества, деятельность по собственному оздоровлению, участие в работе общественных организаций, возможности реализовать свои гражданские права и др.) и микросреде.

. Консультирование по освоению социальных ролей (ролевые функции инвалида в семье, характер отношения семьи к инвалиду, имеющийся в семье психологический климат).

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в практике, нацеленной на реабилитацию семьи, имеющей инвалида.

Проводить консультации, между двумя или несколькими членами семьи, в ходе которых использовать определенные специальные знания консультанта, для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием, и выполнять различные задачи.

Действия консультанта должны помочь консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора различных вариантов поведения. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работником, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультативной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к инвалиду. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи, тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным работником.

Объективная необходимость использования рассматриваемого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывает трудности адаптации к своему новому статусу, имеет неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением и многое другое. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

Чтобы выполнить регулирующую и поддерживающую функцию, общение должно строиться на паритетных началах, отличаться открытостью, уважением, взаимным принятием личности партнера, способностью понять собеседника, давать эмоциональную поддержку.

Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования.

В образовательных тренингах активно используются, например, индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Но по-прежнему групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях лежат в основе тренинговых программ.

В нашей стране образовательные тренинги пока не получили широкого распространения. Одна из причин - отсутствие подготовленных профессионалов и разработанных программ для их проведения.

Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

В ходе тренинга, так же как и консультационной беседы, особый акцент делается на создание климата доверия. Но управление групповым процессом по нескольким параметрам сложнее индивидуального консультирования.

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг являются универсальными, т.е. используются в долгосрочных и в краткосрочных формах работы. В социальной работе с семей, имеющей инвалида, долгосрочные и краткосрочные модели взаимно дополняют друг друга.

Социально-терапевтическая помощь.

Содержание работы:

. Составление генеалогического дерева семьи;

. Игры, общение;

. Написание биографии;

. Арттерапия.

Социально-реабилитационная помощь.

Разработать комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений с окружающими, изменение социального статуса.

Мероприятия социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения:

. Проведение психологической реабилитации с помощью доверительной беседы, использование театротерапии, логотерапии с целью активизировать внутренние ресурсы клиента.

. Повышение реабилитационной культуры - дать семье совокупность знаний, умений, ценностей, позволяющих по-новому взглянуть на проблему и решить ее.

Реабилитация требует индивидуальной работы с каждым клиентом.

Социально - коррекционная помощь:

. Коррекция черт характера и самооценки.

. Психокоррекция на положительное решение социально-бытовых и материальных проблем.

Для проведения коррекционной работы могут создаваться группы из членов семей инвалидов. Цели и формы групповой работы ограничены семейной темой. Группа обсуждает проблемы инвалидов и проблемы общения с ними. По стилю поведения коррекции - группы структурированы, т.е. есть темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие.

Методы коррекции:

метод групповой дискуссии;

метод обсуждения и разыгрывания ситуаций;

метод анализа поступков инвалидов и членов их семей.

Социально-профилактическая помощь направлена на поддержание и защиту нормального уровня жизни, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Содержание профилактической помощи:

. Проведение медицинской профилактики: организация медицинских осмотров специалистов, вакцинация, витаминотерапия.

. Деятельность по формированию установки на здоровый образ жизни, что включает в себя проведение бесед, лекции, информирование об основах валеологии.

. Профилактика вредных привычек (беседа).

. Организация культурно-массовых мероприятий профилактического характера (организация выставок, игра в шахматы и т.д.).

. Организация медико-социальной помощи с привлечением специалистов (помочь устроиться лечиться в специальные медицинские центры, организация медицинской помощи на дому, помощь в приобретении инвалидных колясок, уход за больными).

. Обеспечение адресной помощи: информировать клиента о необходимости оформления документов на получение адресной помощи.

. Лечебный санаторий, профилакторий.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж (фр. patronage - покровительство).

Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как "подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий". Данное определение позволяет ясно видеть предмет патронажного вмешательства и задачи, которые должен решать патронаж. Существование в системе социального обслуживания развитых стран "патронажных работников", "патронажного образования", "патронажных сетей" свидетельствует о том, что патронаж, или, иными словами, предоставление услуг на дому, является распространенной формой работы с клиентом.

Развитию социального обслуживания населения на дому способствовала высокая стоимость содержания нуждающихся лиц в больницах и других специальных учреждениях наряду с ограниченным количеством оплаченных государством мест, поэтому в ходе патронажа осуществлялась чаше всего медицинская и хозяйственно-бытовая помощь, адресованная людям, испытывающим затруднения в самообслуживании и нуждающимся в постороннем уходе, т.е. престарелым и инвалидам.

В вашей стране подобный опыт также существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей.

Семья, имеющая инвалида, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, поэтому периодические контакты, инициированные социальным работником, позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечать неблагоприятные процессы в ее состоянии и состоянии инвалида, облегчать и разрешать их.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения членами семьи рекомендаций специалистов и пр.;

адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам инвалида, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. Здесь социальный работник, исходя из интересов инвалида, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных семей, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Патронажи с образовательными целями проводятся в отношении различного контингента семей по мере необходимости. Доведение до сведения семьи важной информации становится удобным поводом для проведения контрольно-диагностического обследования.

Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального работника, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявлять его проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Патронаж, раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, делает деятельность более эффективной.

Направления деятельности:

. Оказание социально-бытовых услуг в форме материальной и натуральной помощи:

срочная социальная и материальная помощь;

распределение гуманитарной помощи;

содействие в трудоустройстве членов семьи;

содействие в посещении инвалидами театров, выставок, санаторно-курортном лечении.

. Оказание социально-правовых услуг:

содействие в предоставлении социальных выплат;

участие в правовом просвещении населения;

участие в правовой защите личностных интересов инвалидов.

. Предоставление социально-реабилитационных услуг:

составление индивидуальных коррекционных программ;

осуществление социального патронажа инвалидов;

организация психолого-медико-педагогического обследования.

. Оказание психологических услуг семье, имеющей инвалида:

проведение психодиагностики клиента;

предоставление психотерапевтической помощи;

организация семейного психологического консультирования;

помощь в экстремальных ситуациях;

коррекция отношений и поведения.

. Предоставление социально-медицинских услуг:

содействие в направлении в стационары;

обеспечение инвалидов вспомогательными средствами;

организация патронажа;

обучение родителей навыкам ухода за детьми-инвалидами.

. Предоставление педагогических услуг:

помощь в защите интересов инвалидов;

консультативная помощь;

коррекционная помощь непосредственно инвалидам;

содействие культурно-досуговой деятельности семей;

практическая помощь в организации обучения инвалидов;

практическая помощь в трудоустройстве (если имеется такая возможность).

 

3.2 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к социальным работникам в процессе социальной реабилитации инвалидов и их семей

 

Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется должностными обязанностями, в числе которых: выявляет семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной реабилитации инвалидов и их семей. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин "влияние" можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть усп


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.