Специфические особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Специфические особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей

2020-04-01 136
Специфические особенности социальной реабилитации инвалидов и их семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

 

Социальная диагностика - анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования и развития. Основывается на ряде принципов: объективность, причинность, многофакторная обусловленность и т.д. Различают два вида социальной диагностики - общую и частную. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т.е. - схема выявляемых в нем проблем. В этой схеме выделяются по степени важности и причинно-следственной зависимости ключевые проблемы, проблемы-следствия, а также стартовая проблема, решение которой признается в данных условиях первоочередным. Частная социальная диагностика проводится аналогичным образом для стартовой проблемы. Наибольшее развитие социальная диагностика получила в практике управленческого консультирования. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации с целью оценки ее "болевых точек", к которым относятся организационные противоречия (по "горизонтали" и "вертикали" внутри организации, в отношениях с внешней средой - отраслью, городом и т.д.), трудности (помехи, нехватки), неопределенности в целях, связях, нормах и др. Среди методов социальной диагностики чаще используют позиционный анализ, означающий выявление различий в целях, интересах, представлениях о ситуации различных групп, их приверженности разным точкам зрения как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Социальная диагностика является подготовительным этапом поиска путей и средств для решения социальных проблем.

Объектом диагностики социального работника могут быть: инвалид в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом.

Содержание диагностической деятельности:

1. Проведение информационно-целевого анализа документов. В том числе соответствие нормам (СНиП), (ВСН).

2. Проведение анализа состояния инвалида. Способность инвалида к самообслуживанию, т.е. способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.

Социальный работник входит в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушает доверие, располагает к себе всех членов семьи, завоевывает доверие инвалида.

Методом наблюдения и беседы с социальным окружением семьи (соседи, друзья, родственники) социальный работник выявляет позитивные и негативные стороны семьи.

Определяет социальные проблемы семьи.

Выявляет условия жизни семьи. Первостепенное значение имеет то, как семья встречает эту проблему: предпочитает оставаться в стороне, в ожидании окончания стресса или сама непосредственно участвует в развитии событий. Иными словами: характер отношений в семье (социально-психологический статус семьи), те ценности, знания и умения, которыми она владеет (социально-культурный статус), наличие необходимых благ, в том числе материальных (социально-экономический статус), а также активность в решении возникших проблем (ситуационно-ролевой статус) обусловливают адаптивные способности семьи, возможности для самореализации инвалида (труд, отдых), какую помощь необходимо оказать.

Изучает личностные особенности взрослых и инвалида; социально-бытовые условия семьи: микросоциум, т.е. непосредственное социальное окружение (соседи, друзья, родители, родственники), посещающие семью выявляются позитивные и негативные влияния.

Предметом изучения могут быть условия жизни семьи (обследование дома). Жилищные условия - какая квартира, достаточно ли жилой площади, количество человек, проживающих на данной жилой площади, предметное окружение, проведение санитарно-гигиенического состояния. Проверка соблюдения режима питания.

Взаимоотношения между членами семьи. Социальный работник наблюдает формы ответных реакций (молчат, ссорятся, ведут себя агрессивно), отношения между поколениями в семье, принимают ли участие в процессе реабилитации инвалида.

Прошлое семьи (генетический фонд, наследственность, особенности членов семьи).

Оценивает реабилитационную активность семьи как высокую, среднюю или низкую.

Социальный работник ведет дневник. В дневнике социальный работник фиксирует:

. Материальное положение семьи.

Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежного и имущественного обеспечения, для его определения необходимо несколько количественных и качественных критериев:

уровень доходов семьи;

ее жилищные условия;

предметное окружение;

социально-демографические характеристики ее членов;

социально-экономический статус семьи.

. Психологический климат.

Он представляет собой эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношение друг к другу, к другим людям. К работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей, состояния психологического климата семьи выделяют следующее:

степень эмоционального комфорта;

уровень тревожности;

степень взаимопонимания, уважения, поддержки, сопереживания и взаимовлияния;

место проведения досуга (в семье или вне ее);

открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

. Социо-культурное состояние. Определяя общую культуру семьи. Необходимо учитывать уровень образования взрослых членов семьи, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

. Отношение к инвалиду в семье.

Социальному работнику рекомендуется вести записи всех выявленных фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий.

Диагностическая работа социального работника с семьей имеющей инвалида строится поэтапно.

1. Этап. На основании сигнала о возникших проблемах в семье: социальный работник производит первичную оценку ситуации: есть ли необходимость вмешиваться в дела семьи?

. Этап. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: (поликлинику, соседей, школу, коллег по работе, аптеке и т.д.) - если в этом есть необходимость.

. Этап. Обобщает подлинные данные, дает им оценку.

. Этап. Ознакомительная беседа с инвалидом. Такую встречу наедине желательно организовать в учреждении, где посредствам наводящих вопросов выясняют некоторые детали, связанные с отношением к инвалиду в семье. Ознакомительная беседа с членами семьи.

Социальный работник ставит диагноз, как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность инвалида отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании об инвалидности и т.д.

Создание доверительных отношений с инвалидом требует наличия у социального работника наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках инвалида.

. Этап. Первая встреча социального работника с проблемной семьей. Ее следует организовать за пределами проживания семьи (желательно провести сначала встречу с инвалидом наедине). Лучше назначить членам семьи и инвалиду встречу в учреждении. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора.

В начале беседы следует представиться. Затем социальный работник формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией семьи, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психического напряжения рекомендуется использовать такой прием, как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с перерывом в 10 минут. В ходе этой встречи необходимо добиться от семьи признания, что у семьи действительно есть проблема.

В результате первой встречи с семьей социальный работник должен получить ответы на следующие вопросы:

) Какие именно характеристики семьи внушают надежду ее качественных изменений в лучшую сторону?

) Какие жизненно важные качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе работы?

. Этап. Обобщается собранная информация с выводами. Формулируются проблемы семьи, имеющей инвалида.

Проблемы семьи:

Социально-медицинские: наличие инвалидности; дефицит специалистов; медикаменты; социальный патронаж; инвалидные коляски; тренажеры.

Социально-психологические: адаптация в окружающем мире; самореализация; психические расстройства; депрессивное состояние; умственная ответственность; страхи; нервозность; отсутствие сна; беспомощность;

Социально-педагогические: проблема в обучении; узкий круг общения; социализация; проблема в межличностных отношениях;

Социально-правовые: правовая неграмотность;

Социально-экономические: материальное обеспечение;

Социально-производственные: проблема трудоустройства.

. Этап. Анализ возможностей решения проблем своих и чужих. Для этого следует ответить на вопросы:

Может ли он сам оказать помощь данной семье?

Если нет, то, к каким специалистам необходимо направить членов семьи с инвалидом?

Насколько семья нуждается в помощи?

Каков характер этой помощи?

В диагностической работе с семьей также используются методы, такие как: наблюдение, опрос (анкетирование, интервью, тестирование, беседа).

Некоторые условия успешной диагностической работы социального работника:

Социальный работник должен войти в семью не нарушив ее внутренней жизни.

Он должен внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце инвалида, что довольно сложно сделать.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.