Практическая деятельность социального работника направленная на социальную реабилитацию семей, имеющих инвалида — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практическая деятельность социального работника направленная на социальную реабилитацию семей, имеющих инвалида

2020-04-01 153
Практическая деятельность социального работника направленная на социальную реабилитацию семей, имеющих инвалида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Содержание деятельности социального работника при проведении социальной реабилитации семьи, имеющей инвалида

 

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой - учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л.П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность). Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

Виды деятельности социального работника:

Адаптационная деятельность.

Процесс адаптации является постоянным, т.к. члены семьи должны осознать, понять, принять свой изменившийся социальный статус. И является непременным условием и результатом успешной социализации семьи.

В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания.

В сфере сознания - формирование образа "собственного Я", как активного субъекта деятельности в осмыслении своей социальной принадлежности и социальной роли, формировании самооценки.

Содержание деятельности:

. Консультации по вопросам социально-бытовой, социально-средовой, социально-правовой, адаптации.

. Обучение навыкам поведения, общения в макро (учебная, трудовая деятельность, досуговые занятия, различные виды творчества, деятельность по собственному оздоровлению, участие в работе общественных организаций, возможности реализовать свои гражданские права и др.) и микросреде.

. Консультирование по освоению социальных ролей (ролевые функции инвалида в семье, характер отношения семьи к инвалиду, имеющийся в семье психологический климат).

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в практике, нацеленной на реабилитацию семьи, имеющей инвалида.

Проводить консультации, между двумя или несколькими членами семьи, в ходе которых использовать определенные специальные знания консультанта, для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием, и выполнять различные задачи.

Действия консультанта должны помочь консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора различных вариантов поведения. Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным работником, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультативной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к инвалиду. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи, тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным работником.

Объективная необходимость использования рассматриваемого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывает трудности адаптации к своему новому статусу, имеет неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением и многое другое. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

Чтобы выполнить регулирующую и поддерживающую функцию, общение должно строиться на паритетных началах, отличаться открытостью, уважением, взаимным принятием личности партнера, способностью понять собеседника, давать эмоциональную поддержку.

Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования.

В образовательных тренингах активно используются, например, индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Но по-прежнему групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях лежат в основе тренинговых программ.

В нашей стране образовательные тренинги пока не получили широкого распространения. Одна из причин - отсутствие подготовленных профессионалов и разработанных программ для их проведения.

Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

В ходе тренинга, так же как и консультационной беседы, особый акцент делается на создание климата доверия. Но управление групповым процессом по нескольким параметрам сложнее индивидуального консультирования.

Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг являются универсальными, т.е. используются в долгосрочных и в краткосрочных формах работы. В социальной работе с семей, имеющей инвалида, долгосрочные и краткосрочные модели взаимно дополняют друг друга.

Социально-терапевтическая помощь.

Содержание работы:

. Составление генеалогического дерева семьи;

. Игры, общение;

. Написание биографии;

. Арттерапия.

Социально-реабилитационная помощь.

Разработать комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений с окружающими, изменение социального статуса.

Мероприятия социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания под патронажем органов социальной защиты населения:

. Проведение психологической реабилитации с помощью доверительной беседы, использование театротерапии, логотерапии с целью активизировать внутренние ресурсы клиента.

. Повышение реабилитационной культуры - дать семье совокупность знаний, умений, ценностей, позволяющих по-новому взглянуть на проблему и решить ее.

Реабилитация требует индивидуальной работы с каждым клиентом.

Социально - коррекционная помощь:

. Коррекция черт характера и самооценки.

. Психокоррекция на положительное решение социально-бытовых и материальных проблем.

Для проведения коррекционной работы могут создаваться группы из членов семей инвалидов. Цели и формы групповой работы ограничены семейной темой. Группа обсуждает проблемы инвалидов и проблемы общения с ними. По стилю поведения коррекции - группы структурированы, т.е. есть темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагают ведущие.

Методы коррекции:

метод групповой дискуссии;

метод обсуждения и разыгрывания ситуаций;

метод анализа поступков инвалидов и членов их семей.

Социально-профилактическая помощь направлена на поддержание и защиту нормального уровня жизни, содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Содержание профилактической помощи:

. Проведение медицинской профилактики: организация медицинских осмотров специалистов, вакцинация, витаминотерапия.

. Деятельность по формированию установки на здоровый образ жизни, что включает в себя проведение бесед, лекции, информирование об основах валеологии.

. Профилактика вредных привычек (беседа).

. Организация культурно-массовых мероприятий профилактического характера (организация выставок, игра в шахматы и т.д.).

. Организация медико-социальной помощи с привлечением специалистов (помочь устроиться лечиться в специальные медицинские центры, организация медицинской помощи на дому, помощь в приобретении инвалидных колясок, уход за больными).

. Обеспечение адресной помощи: информировать клиента о необходимости оформления документов на получение адресной помощи.

. Лечебный санаторий, профилакторий.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж (фр. patronage - покровительство).

Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как "подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий". Данное определение позволяет ясно видеть предмет патронажного вмешательства и задачи, которые должен решать патронаж. Существование в системе социального обслуживания развитых стран "патронажных работников", "патронажного образования", "патронажных сетей" свидетельствует о том, что патронаж, или, иными словами, предоставление услуг на дому, является распространенной формой работы с клиентом.

Развитию социального обслуживания населения на дому способствовала высокая стоимость содержания нуждающихся лиц в больницах и других специальных учреждениях наряду с ограниченным количеством оплаченных государством мест, поэтому в ходе патронажа осуществлялась чаше всего медицинская и хозяйственно-бытовая помощь, адресованная людям, испытывающим затруднения в самообслуживании и нуждающимся в постороннем уходе, т.е. престарелым и инвалидам.

В вашей стране подобный опыт также существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей.

Семья, имеющая инвалида, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, поэтому периодические контакты, инициированные социальным работником, позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечать неблагоприятные процессы в ее состоянии и состоянии инвалида, облегчать и разрешать их.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные: оценка состояния семьи, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения членами семьи рекомендаций специалистов и пр.;

адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам инвалида, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. Здесь социальный работник, исходя из интересов инвалида, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных семей, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Патронажи с образовательными целями проводятся в отношении различного контингента семей по мере необходимости. Доведение до сведения семьи важной информации становится удобным поводом для проведения контрольно-диагностического обследования.

Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального работника, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявлять его проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Патронаж, раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, делает деятельность более эффективной.

Направления деятельности:

. Оказание социально-бытовых услуг в форме материальной и натуральной помощи:

срочная социальная и материальная помощь;

распределение гуманитарной помощи;

содействие в трудоустройстве членов семьи;

содействие в посещении инвалидами театров, выставок, санаторно-курортном лечении.

. Оказание социально-правовых услуг:

содействие в предоставлении социальных выплат;

участие в правовом просвещении населения;

участие в правовой защите личностных интересов инвалидов.

. Предоставление социально-реабилитационных услуг:

составление индивидуальных коррекционных программ;

осуществление социального патронажа инвалидов;

организация психолого-медико-педагогического обследования.

. Оказание психологических услуг семье, имеющей инвалида:

проведение психодиагностики клиента;

предоставление психотерапевтической помощи;

организация семейного психологического консультирования;

помощь в экстремальных ситуациях;

коррекция отношений и поведения.

. Предоставление социально-медицинских услуг:

содействие в направлении в стационары;

обеспечение инвалидов вспомогательными средствами;

организация патронажа;

обучение родителей навыкам ухода за детьми-инвалидами.

. Предоставление педагогических услуг:

помощь в защите интересов инвалидов;

консультативная помощь;

коррекционная помощь непосредственно инвалидам;

содействие культурно-досуговой деятельности семей;

практическая помощь в организации обучения инвалидов;

практическая помощь в трудоустройстве (если имеется такая возможность).

 

3.2 Профессиональные и личностные требования, предъявляемые к социальным работникам в процессе социальной реабилитации инвалидов и их семей

 

Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется должностными обязанностями, в числе которых: выявляет семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака.

Социальный работник: выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной реабилитации инвалидов и их семей. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин "влияние" можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать влияние являются: знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и др.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов.

Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Другая сфера применения знаний и умений социального работника - дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника - управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий.

Профессиональные качества социального работника:

. Быть профессионально подготовленным.

. Быть эрудированным человеком в области политики, экономики, культуры, социального развития.

. Уметь предвидеть последствия своих действий.

. Иметь навыки коммуникативного общения.

. Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным.

. Обладать эмоциональной устойчивостью, не терять самообладание, доброжелательность.

. Принимать решение в трудных жизненных ситуациях.

. Четко формулировать свои позиции.

Личные качества социального работника:

. Психические качества;

. Психолого-педагогические качества;

. Психофизические характеристики.

Нравственные качества социального работника:

. Гуманистическая направленность.

. Доброта и справедливость.

. Чувство собственного достоинства.

. Уважение достоинства других людей.

. Терпимость.

. Вежливость.

. Готовность понять других.

. Личная адекватность.

Взаимодействие социальных работников осуществляется посредством взаимодействия с врачами, медицинским персоналом, психологом, общественными организациями, юристом, службой занятости, семьями, волонтерами.

Социальный работник при работе с семьей выступает в следующих ролях:

·   консультант;

·   агент по вопросам социальных умений;

·   аниматор (организатор культурно - массовых развлечений);

·   социальный менеджер;

·   помощник клиента;

·   уличный работник.

Основными ролями социального работника являются:

Советник - информирует семью о важности взаимодействия членов семьи, родителей и инвалида в семье, о положительном опыте решения жизненных проблем в других однотипных семьях, имеющих инвалида.

Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах взаимодействия, ориентированных на конкретную семью, разъясняет членам семьи способы создания необходимых условий для нормальной жизни и развития инвалида;

Защитник - защищает права инвалида в случае, когда приходится сталкиваться с полной отстраненностью членов семьи от проблем инвалида, например, алкоголизм, наркомания. Жестокое обращение к инвалидам с вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к инвалиду.

Некоторые социальные работники привлекательны для окружающих благодаря наличию у них обаяния и даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.

Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому среди прочих требований к социальному работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:

·   иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;

·   обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;

·   владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

·   обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть "на удочку клиента", твердо проводить в жизнь свою позицию;

·   обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с "трудными" подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;

·   иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

·   обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы.)

·   уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля - это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие - в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе - психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.