Социальная реабилитация инвалидов и их семей — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Социальная реабилитация инвалидов и их семей

2020-04-01 140
Социальная реабилитация инвалидов и их семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия "инвалид" предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальной реабилитации.

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

Перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это свидетельствует о том, что реабилитацию инвалида следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.

Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и что очень важно, медико-социального характера.

В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: "Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения".

Социальная реабилитация: проводить комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

При осуществлении социальной реабилитации необходимо соблюдать основные принципы так, как от этого зависит эффективность проводимой работы и конечный результат. К ним следует отнести:

этапность,

дифференцированность,

комплексность,

преемственность,

непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий.

В рамках социальной реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе называют:

медико-социальный,

профессионально-трудовой,

социально-психологический,

социально-ролевой,

социально-бытовой,

социально-правовой.

Социальная реабилитация инвалидов и их семей должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и их нуждам. В такой ситуации, к которой семья, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

Основная цель ранней социальной реабилитации - это обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития человека, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала.

Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у инвалидов с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия. Либо в результате искажения взаимоотношений между инвалидом и семьей.

Третья цель ранней социальной реабилитации - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие инвалида, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности инвалида (Приложение Б).

Цель социальной реабилитации в целом - помочь семье справиться с трудной задачей реабилитации инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность.

Уровень социально-ролевой адаптации семьи в соответствии со схемой (Приложение В) характеризуется тремя основными показателями:

отношение к инвалиду;

реабилитационной активностью семьи;

реабилитационной культурой семьи.

Отношение к инвалиду - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации инвалида.

Реабилитационная активность семьи включает в себя:

активность в поиске источников медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями;

активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие инвалида; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;

собственно социальная активность семьи, т.е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (через образование групп самопомощи, например), стремление семьи эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации, предпочтение пассивной позиции "жертва" жизненной стратегии "выигрывающий".

Реабилитационная активность семьи может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях, Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Активность проявляется по трем вышеперечисленным направлениям. Высокая активность - непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач.

Семьи со средней реабилитационной активностью непоследовательны, малоинициативны, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое дело не доводится до конца.

Семья с низкой активностью занимают позицию "жертвы", процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления в трудовой коллектив и др. Такие семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии постоянного давления и контроля извне.

Существует шесть компонентов взаимодействия специалиста и семьи:

регулярный контакт;

подчеркивание способностей инвалида, а не их отсутствие, никогда не акцентировать внимание на недостатках;

использование вспомогательных материалов, для семьи;

привлечение к работе не только членов семьи, но и других, родственников;

внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только об инвалиде, но и обо всей семье);

организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). Все это будет способствовать развитию инвалида, и повышать мотивацию семьи к сотрудничеству

"Цикл социальной реабилитации семьи и инвалида в условиях семьи" - это универсальный алгоритм организации социальной помощи. Он включает:

) знакомство, приглашение к сотрудничеству и проведение оценки нужд клиента (диагностика);

) планирование работы;

) ее выполнение;

) оценку конечного результата, прекращение взаимодействия или его продолжение по тому же алгоритму.

Фазы цикла социальной помощи имеют перекрывающийся, кольцевой характер. Конкретное содержательное наполнение этих действий зависит от типа клиента (отдельный человек или группа людей), от характера его проблем, от учреждения, определяющего общую стратегию и рамки вмешательства, а также от общего понимания предмета, цели и средств деятельности социального работника.

Проведение диагностического исследования всегда является первым шагом в цикле помощи.

Проблемы осуществления самообслуживания решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

На этапе первичного освидетельствования инвалида в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом-экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту. На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.

В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технологических составляющих.

Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления.

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.

При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов необходимо исходить из следующих принципиальных положений.

. Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).

. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами и т.д.) для использования его инвалидом.

. Оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта.

При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, газовой (электрической) плитой, умению открывать дверной замок, фрамуги, оконные рамы и т.д.

Необходимо отметить, что это положение применимо к инвалидам с лишь на первом этапе, при подходе к развертыванию полной социально-бытовой реабилитации. Реализация этого положения дает возможность выявить возможности инвалида к социально-бытовой адаптации.

В связи с тем, что это положение реализуется под контролем специалиста по социальной работе, вырисовывается необходимость осуществления второго положения, т.е. оснащения имеющегося стандартного (обыденного, типового) хозяйственно-бытового оборудования специальными приспособлениями.

Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.

Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки собственно социально-бытовой реабилитации.

В перечень функций по самообслуживанию как виду деятельности включаются: выполнение санитарно-гигиенических навыков, осуществление приготовления и приема пищи, хозяйственно-бытовой труд (мытье посуды, уборка квартиры), самостоятельное одевание-раздевание.

Адаптированное жилое помещение включает приспособления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные).

При этом учитываются два самостоятельных подхода:

модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта за счет специального стационарного оборудования;

оснащение этих помещений специальными (нестационарными) индивидуальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.

К оборудованию и оснащению предъявляются требования двух категорий.

. Медицинские требования:

точное соответствие типу дефекта;

совпадение реабилитационного воздействия с физиологической функцией;

функциональность реабилитационных изделий;

предупреждение (избежание) возможных осложнений в ходе пользования вспомогательными устройствами.

. Технические требования:

безопасность пользования;

надежность, прочность материала, из которого изготовлено изделие;

простота конструкции, обеспечивающая доступность для пользователя;

компактность;

ограничение эргономических усилий.

В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прописаны льготы данной категории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.