Коррекционно развивающая работа с детьми — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Коррекционно развивающая работа с детьми

2019-12-19 176
Коррекционно развивающая работа с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАННЕГО ВОЗРАСТА «ГРУППЫ РИСКА»

(Специализированный дом ребенка,

Г. Ухта, Республика Коми)

 

Л. Г. Загороднюк,главный врач,

О. В. Соловьева, заместитель главного врача по воспитательной работе,

О. В. Дрига,психолог,

Н. М. Жогло, воспитатель,

Т. П. Маркарян, воспитатель

 

В ходе работы с детьми раннего возраста в сенсорной комнате мы заметили, что интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.

Необходимо отметить, что в работе с детьми раннего возраста интерактивные приборы, характерные для темной сенсорной комнаты, используются в комплексе с оборудованием и материалами для светлой сенсорной комнаты. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами и т. д.

Сенсорная комната[1] как среда для работы с детьми раннего возраста в нашем доме ребенка используется в следующих целях:

· для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, звуке, движении и т. п.;

· для диагностики особенностей развития и выявления детей «группы риска», требующих квалифицированной помощи;

· для проведения коррекционно-развивающих занятий на основе комплексного использования интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты, направленных на коррекцию нарушений функций кинестетического, слухового, зрительного анализаторов, психических процессов у детей «группы риска», развитие навыков их невербального общения с окружающими.

· для комплексной лечебно-оздоровительной работы с детьми, воспитывающимися в условиях депривации.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Эмоциональное развитие. Эмоциональное общение с ребенком — одно из самых важных условий его развития. На первом году жизни становление эмоций и общение со взрослым являются ведущими направлениями нервно-психического развития ребенка.

Специальное оборудование темной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления.

В ответ на ласковое обращение, сопровождаемое улыбкой, легко получить ответную улыбку, а затем и проявление эмоциональной экспрессии.

При проведении стимулирующих занятий в сенсорной комнате педагог не только сам обогащается положительными эмоциями, исходящими от ребенка, но и, используя способность детей к подражанию, знакомит их с различными эмоциональными проявлениями.

Следует учесть, что показателем психического развития ребенка в этот возрастной период является только ответная реакция (улыбка, гуление, лепет и т. д.) на эмоционально-радостное общение со взрослым.

Спонтанные эмоциональные экспрессии — показатель хорошего самочувствия ребенка и не более.

Голосом, позой, интонацией, нежными прикосновениями следует выражать ребенку свою любовь, стремление разделить с ним разные эмоциональные состояния и оградить его от отрицательных эмоций. В эмоциональных играх ребенок чувствует радость от общения с близкими людьми, что является предпосылкой для начала обучения и воспитания.

Развитие общих движений. Для нормального развития мозга в младенчестве необходимо, прежде всего, движение. И чем оно разнообразнее, интенсивнее и жизнерадостнее, тем эффективнее развитие ребенка, особенно его интеллектуальной сферы. Когда ребенок начинает ползать или сидеть без поддержки, самостоятельно ходить, возможности узнавания (познания) возрастают. Например, бросать на пол предметы и получать знания об их свойствах и качествах значительно проще и легче, когда он сидит.

Занятия, в ходе которых используются различные движения, нормализуют мышечный тонус, развивают общую моторику (способность удерживать голову, поворачиваться на бок, на живот, на спину, самостоятельно садиться, ползать, подтягиваться до положения «стоя у опоры», опускаться из положения «стоя» в положение «сидя», ходить).

Развитие движений руки и обучение действиям с предметами. Организуя работу по развитию движения руки и обучению действиям с предметами детей в возрасте до одного года, мы ставим следующие цели: установление общения и взаимодействия между ребенком и взрослым; обогащение тактильных ощущений; снижение мышечного тонуса руки; стимуляция раскрытия ладони и отведения большого пальца; стимуляция направленного движения руки; стимуляция захватов, ориентируясь на форму и величину предметов и их положение в пространстве; обучение предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины и формы, учитывая их свойства; развитие зрительно-двигательной координации «глаз — рука».

Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций — важный аспект общеразвивающей работы с детьми раннего возраста. Ребенок учится сосредоточивать взгляд на предметах, прислушиваться к их звучанию. Это становится основой его перцептивной деятельности, которая сопряжена с появлением предметных действий ― манипуляций. Эти действия доорудийные, то есть действия ребенка с предметами не соответствуют их функциям и назначению (он их ощупывает, бросает, берет в рот и т. п.). Позднее появляются элементарные результативные действия, которые уже к концу первого года жизни все более соответствуют назначению предмета и становятся разнообразными и совершенными. Ориентировочные зрительные и слуховые реакции ребенка формируются в процессе ситуативно-делового общения со взрослым, которое является также основой развития речи ребенка.

Обогащение тактильных ощущений. Ж. Пиаже рассматривает взаимодействие ребенка с предметом как один из путей изучения им предметного мира и формирование основ интеллекта.

Зрительно-тактильно-кинестетические связи образуются уже в тот момент, когда ребенок направляет руки к предмету и овладевает им. Прикасаясь ладонями, пальцами к предмету, ребенок испытывает определенные ощущения. Предмет воспринимается как объект, обладающий определенной формой, массой, упругостью и свойствами: твердый — мягкий, теплый — холодный, толстый — тонкий и т. д. Воспринятый предмет становится стимулом целенаправленного движения руки, которое осуществляется под контролем зрения, то есть зрительный анализатор выполняет ведущую роль в развитии руки. Это взаимодействие можно выразить так: глаз «учит» руку, а рука «учит» глаз.

Развитие вкусовых ощущений и обоняния. Представления о вкусе и запахе очень важны для маленького ребенка. Как правило, для детей с недостатками развития сенсорной сферы и познавательных особенностей вкус и запах являются важнейшими способами знакомства с окружающим миром. Для ребенка было бы слишком сложно понять, что это за предмет, если он его никогда не пробовал на вкус, поэтому не запрещайте детям обследовать предмет ртом, просто соблюдайте правила гигиены.

Упражнения на развитие вкусовых ощущений помогают ребенку овладеть движениями губ и языка. Упражнения на развития обоняния формируют речевое дыхание.

Жить, не чувствуя запахов, невозможно. Это испытал хоть раз в жизни любой человек, когда у него был насморк: не чувствуешь вкуса пищи, запахов улицы, цветущих цветов или прибитой пыли. Проводя занятия в темной сенсорной комнате, мы используем ароматизатор.

И опять же в эту работу включаем родителей ребенка, просим обратить внимание на запах готовящейся пищи, на аромат цветов, использовать разнообразные освежители воздуха (в небольшом количестве), гуляя на улице или за городом вдыхать все запахи (приятные и неприятные).

Занятия в сенсорной комнате могут быть как основным, так и дополнительным лечебным методом, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план. Например, при детском церебральном параличе для восстановления двигательной функции основным лечебным методом является лечебная физкультура, занятия же в сенсорной комнате дополняют их, помогая снять психоэмоциональное напряжение, уменьшить мышечную спастику. А вот при нарушениях зрительно-моторной координации, мелкой моторики занятия в сенсорной комнате становятся основным методом, а массаж — дополнительным.

Важное преимущество сенсорной комнаты состоит в возможности проведения комплексной коррекции. На одном и том же занятии можно снизить эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику, используя игры, например с фиброоптическими волокнами, формировать устойчивость внимания при наблюдении за цветными пузырьками.

В нашем доме ребенка с детьми одновременно занимаются психолог и воспитатель, работающий в сенсорной комнате, или воспитатель и массажист, или инструктор ЛФК и воспитатель.

Методика работы в сенсорной комнате выбирается с учетом фактического уровня нервно-психического развития ребенка, в зависимости от его ведущей деятельности. На первом году жизни — это эмоции и общение, в возрасте от одного до трех лет — предметная деятельность.

Курс сенсорного воздействия определяется тяжестью состояния и состоит в среднем из 10 сеансов продолжительностью 15–30 мин. Число участников занятия 1–3 человека. Наш опыт показал, что увеличение группы снижает эффективность работы. План занятия составляется для каждого ребенка с учетом индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Методика коррекционной работы в сенсорной комнате предусматривает постепенность включения сенсорных стимулов. Занятия начинаются с развития тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность — основа формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность лежит в основе всех видов движений. В дальнейшем к работе над развитием тактильных ощущений добавляется работа над слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми ощущениями.

Каждое занятие включает в себя три блока:

Первый блок ― установление контакта с ребенком и взаимодействие с ним на уровне ощущений. Все игры и упражнения, входящие в этот блок, направлены на снижение у ребенка психического и физического напряжения, мышечного тонуса, тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, создает позитивную установку, настрой на занятие.

Второй блок ― взаимодействие с ребенком и формирование у него первых жизненно важных сенсомоторных представлений. Все игры и упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторного и психического развития ребенка.

Третий блок ― создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окружающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним. Именно в этой части ребенок может расслабиться, снять напряжение после занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ, ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

I. Установление контакта


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.