Меры безопасности в темной сенсорной комнате — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Меры безопасности в темной сенсорной комнате

2019-12-19 204
Меры безопасности в темной сенсорной комнате 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помещения, оборудованные под «Темную сенсорную комнату» должны соответствовать ПУЭ и СанПиН 2.4.1.2660-10.

Перед началом эксплуатации необходимо:

– изучить эксплуатационную документацию на используемое оборудование;

– проверить внешнее состояние шнура питания каждого прибора: если обнаружены повреждения, то прибор к эксплуатации не допускается;

– проверить исправность оборудования включением: оборудование должно работать в соответствии с указаниями в эксплуатационных документах.

При использовании оборудования в темной сенсорной комнате следует руководствоваться указаниями, изложенными в эксплуатационных документах.

Включение и отключение оборудования производится лицами не моложе 18 лет. Выполнять указанные операции детям категорически запрещается.

В период всего пребывания в темной сенсорной комнате дети должны постоянно находиться под наблюдением взрослых.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ

В ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЕ

ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Психолого-педагогическая и психотерапевтическая работа в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, на наш взгляд, требует пояснения некоторых базовых понятий, которые лежат в основе осуществляемого в ней процесса. Для этого рассмотрим такую базовую психическую функцию, как восприятие. Без осмысления его места и роли в развитии всех психических функций человека, а именно в процессе его психомоторного развития, сложно обосновать значимость занятий в специально организованной полифункциональной интерактивной среде.

Прежде чем перейти к характеристике процесса восприятия и его роли в формировании «картины мира», обратим внимание на понятие бытие, важное для понимания взаимодействия специалиста с ребенком или взрослым в среде сенсорной комнаты. Это одна из самых общих философских категорий, определяемая через соотношение с противоположной ей категорией небытия. Формирование различных аудиальных, визуальных и тактильных ощущений, возникающих в ходе нашего бытия, стимулирует развитие восприятия, расширяет среду познания. Таким образом, «непознанное бытие» приобретает ценностную окраску, это то абсолютное благо, как отмечают ученые, без осознания самого существования которого бессмысленна человеческая жизнь.

Понимание окружающего мира, взаимодействие с ним ― познавательная процедура. Она характерна для гуманитарного познания.Понимание не предполагает проникновения в сущность предмета, заданную его функциями, структурой и причиной возникновения. Оно связано с раскрытием смысла как самоценности, самобытности данного явления.Большинство исследователей сходятся во мнении, что понимание — существенное звено эффективной регуляции общения и деятельности людей. Поэтому для организации целенаправленной работы в темной сенсорной комнате важно осмыслить процесс понимания и возможные направления психолого-педагогической работы в интерактивном пространстве.

Понимание определяется как процесс постижения и освоения человеком вещей и явлений, выступающих в качестве носителей смыслов и значений, а главная функция понимания связана с обеспечением осмысленного поведения человека в обществе. Понимание в процессе мышления представляет собой осмысление объектов или явлений, включение их в некую обобщенную картину путем догадок о причинах их возникновения и на основе опосредованного знания формулировка выводов о последствиях, к которым они могут привести.

Понимание зиждется на взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Причем особая роль принадлежит второй сигнальной системе, в которой слово, выступая, по выражению И. П. Павлова, в качестве «многообъемного» раздражителя, обобщает знания человека, его опыт и при необходимости позволяет оперировать этим опытом в новых условиях или образовывать новые связи. В основе механизмов понимания, подчеркивал И. П. Павлов, лежит «образование временных связей» ― то, что он называет «ассоциацией». Ассоциации, по мнению ученого, и есть знание определенных отношений внешнего мира. Когда человек пользуется ассоциативными знаниями, он «понимает», поскольку «пользование знаниями, приобретенными связями — есть понимание…» (И. П. Павлов. С. 325).

Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Оба эти вида активно развиваются у детей, подростков и взрослых в процессе абилитационных, психотерапевтических занятий в темной сенсорной комнате. В зависимости от целей и направлений работы в интерактивной среде в большей мере развивается тот вид понимания, который целенаправленно формируется в ходе занятий с определенной адресной группой детей (подростков или взрослых).

Для того чтобы выделить наиболее значимые для разных направлений работы в темной сенсорной комнате виды понимания, кратко рассмотрим их.

Непосредственное понимание достигается сразу или почти сразу. Оно не требует усилий, не опосредуется никаким предварительным размышлением. В ситуации, хорошо известной субъекту, нет необходимости предварительно рассуждать и повторно ее анализировать, поэтому понимание здесь как бы сливается с восприятием объектов. Когда нужно понять знакомые слова, действия, поступки людей и т. д., то понимание осуществляется в форме понимания-воспоминания. Такое понимание основано на актуализации прошлого опыта, фактически не требует от человека мышления в момент понимания и основывается на прошлой мыслительной деятельности. Ассоциации, возникшие в прошлом опыте и служащие основой понимания, в этих случаях актуализируются достаточно быстро по времени. Эти особенности непосредственного понимания необходимо учитывать в практике психотерапевтической работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, и особенно в работе с подростками и взрослыми. Занятия в специально созданной интерактивной среде, наполненной аудиальными и визуальными стимулами, в сочетании со словесной регуляцией действий позволяют максимально сконцентрировать внимание на интересных, значимых, наиболее проблемных ситуациях, основанных на предыдущем жизненном опыте человека. Эта концентрация внимания в комплексе с релаксационным эффектом, то есть устранением излишней напряженности и недоверия к окружающему, в гармонизированных условиях интерактивной среды, позволяет вызывать понимание-воспоминание. Мыслительная деятельность индивида, основанная на прошлом опыте, выбор из этого опыта наиболее ярких и значимых событий, как положительных, так и негативных, умелая коррекция их с помощью психотерапевтических методик ― одна из задач работы специалиста в темной сенсорной комнате.

Опосредованное понимание — процесс поэтапный и последовательный во времени: от первоначального смутного недифференцированного осмысления к более четкому, ясному и дифференцированному. Обычно такой вид понимания имеет место при осмыслении нового материала и осуществляется как выделение и осмысление отдельных элементов, дающее возможность понять целое. В данном случае понимание осуществляется как сложная аналитико-синтетическая деятельность, в которой выделение частей или сторон целого тесно переплетается с объединением их между собой, с раскрытием связей и отношений между ними и тем целым, которому они принадлежат. В ходе этой деятельности случается, что в какой-то момент времени понимание достигается сразу, «внезапно». Однако следует иметь в виду, что такое «внезапное» понимание оказывается подготовленным предварительной аналитической работой, которая протекала еще до того, как было достигнуто это «внезапное» понимание.

Многочисленные экспериментальные исследования доказывают, что понимание всегда основывается на знании, полученном как в текущем, так и в предыдущем опыте.

Понимание проявляется «многолико» и неоднозначно. Иногда оно сводится к отнесению предметов или явлений к определенной категории, подведению частного случая под соответствующее понятие. В элементарной форме такое понимание совпадает с узнаванием. В других случаях понимание — это выяснение причины явления и прогнозирование следствия, то есть установление причинно-следственных связей, раскрытие происхождения и развития явления. Например, понимание поступков людей заключается в раскрытии объективных причин совершаемых ими действий, их мотивов, смысла, общественного значения. Иногда понять что-нибудь — означает установить, как устроена вещь, из каких частей она состоит, как действует каждая часть, как взаимодействуют части между собой. Таково, например, понимание всякого рода механизмов, строения организма и его деятельности.

В области человеческих взаимоотношений понимание достигается благодаря восприятию людей друг друга, объяснению и предсказанию поступков другого, эмпатии (понимание чувств, потребностей другого). В общении и в процессе совместной трудовой деятельности особое место занимает понимание речи (отдельных слов, предложений, связного изложения). При этом в процесс понимания входит не только буквальное значение речи, но и ее подтекст, ее дополнительная смысловая нагрузка.

Понимание как механизм мышления имеет непосредственное отношение к выявлению новых знаний о действительности, к их усвоению, к включению нового в структуру опыта субъекта. Характерная особенность понимания состоит в том, что в разных проблемных ситуациях понимание человеком фактов, событий, явлений имеет неодинаковую психологическую природу (В. В. Знаков). Это положение важно для нас, так как в ситуациях взаимодействия человека с интерактивным оборудованием, общения с другими членами группы в среде темной сенсорной комнаты проявляются разные формы понимания. Это находится в прямой или опосредованной зависимости от того, как осуществляется взаимодействие с интерактивной средой, а главное, какую цель оно преследует: сенсорно-перцептивное развитие, коррекцию поведения, релаксацию и т. д.

В основе понимания лежат три вида мыслительных действий: опознавание знакомого в новом материале; прогнозирование и выдвижение гипотез о прошлом или будущем объекта в ситуациях, которые необходимо понять; объединение элементов понимаемого в целое. Осуществление субъектом именно этих действий в темной сенсорной комнате способствует возникновению у него соответствующей формы понимания объекта: понимания-узнавания, понимания-гипотезы, понимания-объединения. Для занятий в темной сенсорной комнате важны все формы понимания объектов, событийных ситуаций, но они не равнозначны для достижения целей развивающей или психотерапевтической работы в интерактивной среде.

Понимание-узнавание соотносится с пониманием фактов (событий, явлений). Ведущая мыслительная процедура в этом случае — узнавание. Оно часто носит констатирующий характер: субъект ограничивается узнаванием факта, актуализацией его смысла, сформированного в прошлой мыслительной деятельности.

Понимание-гипотеза реализуется в различных видах мыслительной и предметно-практической деятельности, обусловленных типами проблемных ситуаций. В специально разработанных программах развивающей, психотерапевтической и другой работы в темной сенсорной комнате предполагается использование обстоятельств, которые могут подразумеваться или быть представленными в виде описания событий, взаимодействия с предметами познания, разыгрывания ситуаций, требующих установления обстоятельств их возникновения, осознания причин, их вызвавших, или последствий, к которым они могут привести. Во всех указанных случаях основное содержание мыслительной деятельности познающего субъекта в интерактивной среде составляют интеллектуальные действия прогнозирования, поиска неизвестного. Эта деятельность в среде темной сенсорной комнаты усиливается под направленным воздействием на процесс понимания дополнительных раздражителей, по модальности соответствующих его характеристике: аудиальных, визуальных или тактильных ощущений.

Понимание-объединение возникает в тех случаях, когда для понимания человеку необходимо мысленно собрать все составляющие ситуации, объединить элементы понимаемого в целое. Понимание-объединение — наиболее сложная из всех упомянутых форм понимания. Оно включает в себя мыслительные операции и действия, в результате которых составляющие проблемной ситуации не просто механически объединяются, а возникает абсолютно новое качество. Однако понимание-объединение не может быть полным и исчерпывающим, если человек не способен объяснить понимаемое явление, то есть выразить в слове зависимость результатов от причин. Понимание-объединение на целенаправленных занятиях в специально организованных условиях (играх, тренингах, взаимодействии с интерактивным оборудованием и т. п.) обычно проявляется на завершающих этапах формирования мыслительного процесса.

На наш взгляд, главная суть понимания в процессе занятий в темной сенсорной комнате состоит в том, чтобы соотнести поступающую информацию при взаимодействии со специально созданной полифункциональной интерактивной средой с уже имеющейся системой знаний и на этой основе получить новое знание.

По мнению Дж. Брунера, значительно облегчает процесс выхода из проблемной ситуации, а следовательно, ее понимание, знание определяющих признаков того класса событий, к которому данная ситуация относится. Объекты понимания усваиваются (кодируются) обобщенным способом, что обеспечивает «максимальную приложимость» уже усвоенных знаний к новым ситуациям. Адекватное понимание в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты достигается кодированием поступающих раздражителей с помощью соответствующих категорий, обеспечивающих переход от отдельных признаков к идентификации объекта в целом и тем самым коррекцию вывода или предсказания непосредственно не воспринимаемых ситуаций.

В процессе проведения занятий в темной сенсорной комнате важно отслеживать, насколько полно осмысливается тот материал, который предлагается для взаимодействия. Высокая степень полноты понимания — необходимое условие достижения его глубины и отчетливости. Полнота понимания характеризуется выделением всех существенных объектов и их признаков, установлением функциональной взаимосвязи между ними. Следует учесть, что полнота понимания в ситуации взаимодействия с интерактивным оборудованием зависит от возможных искажений воспринимаемого материала, нарушения последовательности воспринимаемых информационных единиц и т. д.

При проведении занятий в темной сенсорной комнате необходимо учитывать и такой параметр понимания, как его обоснованность, то есть осознание и выдвижение оснований, позволяющих считать понимание правильным. Не всякое понимание сопровождается таким осознанием, реализуемым в виде аргументированных оснований. В некоторых случаях понимание достигается, но отсутствует суждение (обоснование), подтверждающее его правильность. Нередко, правильно отвечая на вопросы, субъект понимания, затрудняется объяснить, почему он ответил именно так, а не иначе. Логические выводы, умозаключения — обязательные составляющие понимания, прежде всего, как результата психологической работы с детьми старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростками и взрослыми. В более раннем возрасте, в преддошкольном, в младшем и среднем дошкольном, когда у ребенка интенсивно идет накопление представлений об окружающем мире, о связях вещей и явлений, об отношениях между людьми, логические умозаключения лишь начинают формироваться. В этот возрастной период занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты подготавливают для детей благодатную почву. Необходимо отметить, что еще Л. С. Выготский, подчеркивая значимость формируемых у ребенка представлений, в том числе и сенсорных, для овладения им различными формами мышления, обращал внимание на то, что для ребенка преддошкольного возраста мыслить ― значит разбираться в видимых связях, а для дошкольника ― разбираться в своих представлениях. Эта идея ученого может служить основой для организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты для детей данного возраста.

К числу важных параметров понимания относится опосредованность. В условиях темной сенсорной комнаты она проявляется в процессе манипулирования интерактивным оборудованием, реальными предметами, образами предметов или речью. Опосредованность, как правило, отражает доминирующую основу мыслительного процесса (предмет, образ, слово). Например, понимание может быть достигнуто с помощью речи (внутренней или внешней), то есть на основе размышления «про себя» или вслух. Однако следует иметь в виду, что к пониманию можно прийти, совершая определенные действия с предметами или оперируя образами, которыми наполнена интерактивная среда темной сенсорной комнаты.

Обобщенность понимания характеризует степень выделения существенных признаков предметов и явлений из несущественных. Такой параметр понимания, как соотношение логических и эмоциональных компонентов, реализуется в довольно мучительном эмоциональном переживании интеллектуального затруднения, в настойчивом стремлении преодолеть его, найти решение вопроса.

Для определения направлений работы в темной сенсорной комнате немаловажное значение имеет подход, в соответствии с которым понимание определяется как ориентировка в проблемной ситуации (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.). В соответствии с этим подходом начальным этапом полноценной мыслительной деятельности является ориентировочный этап. Его основная функция ― анализ условий задачи и в предварительное составление общего плана ее решения, определение стратегии поиска. При решении простых задач этот этап носит кратковременный и свернутый характер (путь решения виден сразу и быстро реализуется на практическом занятии в сенсорной комнате). При выполнении более сложных заданий этот процесс более длителен и развернут. Иногда ему сопутствуют некоторые рассуждения и внешние действия планирующего характера. Например, дети не только с интересом смотрят на «огонь» факела, который имитирует светильник «Пламя», но и стремятся его потрогать (это безопасный для данной манипуляции прибор). Когда специалист, ведущий занятие, включает проектор «Солнечный» и на стене проплывают космические виды, летают бабочки или тяжелой походкой проходят динозавры, дети не только активно воспринимают изображения, любуются ими, но и пытаются «поймать» их.

Учитывая все выше сказанное, мы склонны трактовать понимание как сложную аналитико-синтетическую деятельность, сложный процесс постижения смысла и значения проблемной ситуации, который одновременно выступает и определенным результатом, своеобразным итогом мыслительной деятельности, когда для разрешения проблемной ситуации поступающая информация соотносится с уже имеющейся системой знаний. Именно этот подход к определению построения процесса понимания в ситуации взаимодействия человека с интерактивной средой темной сенсорной комнаты является ведущим для данного учебно-методического пособия.

Таким образом, попытка понять какое-то явление с помощью аудиальных, визуальных и тактильных ощущений, возникающих при восприятии различного материала, не предполагает слияния с предметом, полного погружения в него. Напротив, понимание означает установление дистанции между человеком (ребенком, подростком или взрослым) и понимаемым, следовательно, предполагает определенную степень самопознания в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты.

Представления об окружающем пространстве, в том числе и сенсорном, формируются исходя из особенностей развития психомоторных способностей детей, расширяются и структурируются исходя из сохранности их на протяжении жизни у взрослых. Анализ основных структурных компонентов психомоторных функций имеет важное значение для организации работы как в темной, так и в светлой сенсорных комнатах. Прежде чем выстраивать программу занятий в сенсорной комнате специалисты (педагоги, психологи, врачи) должны изучить степень сформированности сенсомоторных функций у тех, с кем они планируют заниматься. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности, в том числе и к сенсорно-перцептивной, а именно на ее основе строятся занятия в сенсорной комнате, необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков того человека, с которым будет проводиться работа.

На наш взгляд, для такого анализа наиболее подходит изучение психомоторных способностей по схеме, представленной в исследованиях В. П. Озерова. Не углубляясь в подробный анализ психомоторных способностей, рассмотрим уровни их развития в соответствии с этой схемой, которая предусматривает пять уровней (рис. 1.).

 

 

Рис. 1. Схема структуры психомоторных способностей (по В. П. Озерову)

 

Анализируя схему, можно получить представление о том, что пятый уровень (сложные психомоторные способности) соответствует универсальному развитию нескольких психомоторных способностей. Четвертый уровень ― общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный. Третий уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На втором уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты. К ним относятся, в частности, мышление, память, внимание, волевое усилие, различительная чувствительность в движениях, двигательная память времени, пространства и усилия, быстрота реагирования, сила и выносливость, координация движений, работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем. Для осуществления полноценного процесса восприятия необходимы все названные общие и групповые компоненты. Их особенности изучаются различными средствами медицинской, психологической и психофизиологической диагностики состояния человека. Например, с помощью тестов Люшера, компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования состояния человека и других. Мы не ставим перед собой цели описания этих методик, с ними читатели могут познакомиться в различной психологической и медицинской литературе.

Итак, процесс восприятия является базовым для развития общих, групповых и специальных компонентов психомоторных функций. Он рассматривается как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Уровень развития психомоторных функций человека зависит от степени сформированности сенсорных функций, то есть ощущений. При этом выделяется их операциональный уровень, который представлен перцептивными операциями, то есть способами выполнения перцептивных действий. Для перцептивной деятельности важен ее мотивационно-личностный аспект. Он рассматривается в рамках познавательных потребностей, начиная с появления перцептивных обследовательских действий и практических манипуляций.

Установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий — структурных единиц процесса восприятия человека (А. В. Запоpожец). Пеpцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации. Оно приводит к созданию образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности, а также тесно связано с практическим действием. Эта связь проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере: движениях руки, ощупывающей предмет; движениях гортани, воспроизводящей звук; движениях глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий происходит «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (А. Н. Леонтьев). Имеет место нечто подобное снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию его своеобразной модели. При этом идет непрерывный процесс сравнения восприятия с оригиналом, проверки и коррекции полученного образа (Дж. Брунер, Ю. Б. Гиппенpейтеp, В. П. Зинченко и др.).

Со временем перцептивные действия начинают преобладать над моторными. В результате этого процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Совершенствование перцептивных действий ведет ко все более точному обследованию и сопоставлению объектов с общественно выработанными мерками — сенсорными эталонами. В качестве таковых выступают сформировавшиеся на протяжении длительного времени системы: построенные по определенной закономерности ряды форм, величин, цветов и т. д. Они имеют свои названия и включаются в лексический словарь, например, в антонимический словарь, где могут быть сгруппированы по темам. С этой точки зрения можно выделить большие классы противоположных слов, которые обозначают физические качества и свойства предметов, количество, порядок, последовательность их расположения, движение, перемещение, изменение положения в пространстве, изменение его физического состояния и т. п.

В процессе своего развития человек последовательно овладевает способами обследования предметов (рассматривание, ощупывание, слушание, обоняние), все лучше ориентируется в их качествах и свойствах, выделяя определенные из них. Таким образом, человек усваивает систему сенсорных эталонов, а через них — систему общественного сенсорного опыта (А. В. Запоpожец).

По мере развития восприятия внешние действия с предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми, подростками, а в ряде случаев и со взрослыми в сенсорной комнате (и в светлой, и в темной) является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления. Необходимо знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате, возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.

По мере формирования процесса восприятия идет специализация пространственных признаков вещей и пространственных отношений между ними как сигнальных раздражителей. Например, для формирования адекватных представлений о той или иной полифункциональной интерактивной среде ребенок должен накопить массу конкретных ощущений, познать свойства предметов и явлений окружающего мира. Это не менее значимо для жизнедеятельности подростка и взрослого, так как современные аудио- и визуальные технические средства, различные материалы могут не только дать сильный импульс для возникновения новых, ранее неизведанных ощущений, но и способствовать развитию воображения, снятию страхов и т. п.

Проводя занятия в интерактивной среде сенсорной комнаты, нужно учитывать, что на современном уровне психологических знаний любое психическое образование (ощущение, представление и т. п.) определяется не как результат пассивного, зеркального отражения, предметов и их свойств, а как результат отражения, включенного в действенное, активное отношение субъекта к этим предметам и их свойствам. Доказано, что субъект отражает действительность и присваивает любое отражение действительности как субъект действия, а не как субъект пассивного созерцания (В. П. Зинченко). Это утверждение особенно значимо для практической работы специалистов, организующих общеразвивающие, психокоррекционные и лечебные занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.

Любые исследовательские действия человека, направленные на восприятие пространства, по своей природе условнорефлекторные. Вместе с тем они имеют определенный гносеологический смысл, поскольку познание пространства — это духовная деятельность, имеющая своей целью воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний, процессов и многого другого. Несомненно, что сознание в его чувственной форме более или менее адекватно отражает это единство пространства и предметов материального мира. Поэтому чувственное познание пространства расширяется пропорционально накоплению жизненного опыта и обобщению знаний о предметах внешнего мира. Этому способствует особым образом организованная окружающая среда, каковой и является сенсорная комната (и светлая, и темная). Такая среда позволяет осуществлять различные виды сенсорного синтеза в ходе отражения пространства и формировать, а затем и расширять представления о многообразии чувственных источников его познания.

Для того чтобы правильно организовать работу в темной сенсорной комнате, необходимо учитывать, что восприятие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна сторона представляет собой собственно перцептивное, непосредственно чувственное отражение определенных связей между объектами. Другая связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего мира, а у взрослых людей способствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психологической работы темной сенсорной комнате такое взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность.

Подобно общей природе отражения окружающего мира в мозгу человека, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, которые одновременно являются и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логически-понятийной). Взаимосвязь и единство этих форм отражения составляет важнейшую закономерность развития познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственно-временных отношений между предметами внешнего мира. Логическое (опосредованное) познание пространства и времени связано с накоплением человеком знаний, проверкой их истинности в общественной практике. В условиях темной сенсорной комнаты опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность». В темной сенсорной комнате человек не задумывается о сложности модели, например панно «Бесконечность». Он созерцает его (представленное в двухмерном пространстве) как многомерное, при этом концентрируя внимание и «погружаясь» в его глубины.

Для восприятия пространства темной сенсорной комнаты важно обладать сохранностью целостности поля зрения, его относительной широтой и разносторонностью. Это необходимые условия для получения полноценной визуальной информации и взаимодействия с окружающим пространством. Напротив, расстройства поля зрения при заболеваниях мозга (резкие концентрические ограничения поля зрения, выпадение отдельных частей или целых половин в каждом из монокулярных полей зрения и т. д.) сужают или делают невозможным получение визуальной информации, а в целом, снижают работоспособность человека в темной сенсорной комнате.

Для восприятия интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты немаловажен и другой вид сенсорного поля — слуховое поле (аудиальное). Оно соответствует восприятию пространственного расположения звуковых сигналов в окружающей среде. В условиях темной сенсорной комнаты оно приобретает тем бóльшее значение, чем меньше освещено окружающее пространство. При организации среды темной сенсорной комнаты нужно учитывать, что слуховое поле по объему информации, получаемой от звуковых сигналов, зависит от их пространственной локализации. Следует иметь в виду, что верхняя, нижняя, передняя, задняя, правая и левая границы слухового поля отличаются в информационном отношении, образуя разнородную структуру слухового восприятия пространства сенсорной комнаты.

Оборудование для стимуляции тактильных ощущений выбирается в соответствии с возрастом, особенностями моторного развития детей, подростков или взрослых, принимающих участие в занятии. Необходимо учитывать, что осязательное (гаптическое) поле определяется, прежде всего, взаимодействием площадей воспринимающих рук и предметов, которыми манипулирует ребенок (подросток, взрослый). В результате такого тактильного взаимодействия выявляется протяженность этих предметов, так или иначе отделяемых действием руки от среды, в которой они находятся (Б. Г. Ананьев, Дж. Брунер, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия, Е. Ф. Рыбалко, и др.). Тактильное сенсорное поле имеет только предметный характер, между тем как зрительное поле ― это поле предметного видения и поле отражения освещенного пространства темной сенсорной комнаты, в которой находятся воспринимаемые объекты (мягкая мебель, светильники, приборы и панно).

При проведении занятий в темной сенсорной комнате следует учитывать, что и сам воспринимающий субъект (человек) ― это материальное тело, занимающее определенное место в пространстве комнаты и обладающее пространственными характеристиками: протяженностью, величиной, формой. Они выражаются в трехмерных показателях, что весьма значимо для принятия решения о месте расположения темной сенсорной комнаты в учреждении и ее размерах. Выбор помещения во многом обусловливается формами и задачами психологической работы: индивидуальные или/и подгрупповые занятия, занятия с маленькими детьми, с подростками или со взрослыми и т. п. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что на каждой возрастной ступени существуют специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта (А. В. Запорожец). Поэтому среда темной сенсорной комнаты соотносится с возрастными пределами тех групп, которые будут в ней заниматься.

Краткий экскурс, связанный с проблемой восприятия и изучением его роли в формировании и сохранении целостности психического развития ребенка, подростка и взрослого мы хотели бы завершить, обратившись к размышлениям Дж. Брунера. Ученый обратил внимание исследователей на то, что они, привыкшие мыслить в терминах строго контролируемых экспериментов в темной комнате (так Дж. Брунер и ряд исследователей определяют экспериментальную темную сенсорную комнату), часто забывают о том, что такое восприятие в повседневной жизни. «Это сплошь и рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимолетное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заинтересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок, чем, по-видимому, полагают авторы наших учебников психологии» (Дж. Брунер. С. 71). Согласиться или нет с утверждением ученого ― право каждого. Но мы согласимся, и поэтому постараемся представить в данном пособии свое видение того, как можно обогатить процесс восприятия ребенка, подростка, а может быть, и взрослого человека в специально сконструированной среде темной сенсорной комнаты. Эта среда позволяет не только стимули


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.