Работы в темной c енсорной комнате — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Работы в темной c енсорной комнате

2019-12-19 458
Работы в темной c енсорной комнате 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми, подростками и взрослыми в интерактивной среде темной сенсорной комнаты осуществляется в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. К этим принципам относятся:

· деятельностный;

· онтогенетический;

· единства диагностики, коррекции и развития;

· общие дидактические принципы.

Занятия с детьми дошкольного возраста организуются в соответствии с комплексными программами «Кроха», «Детство», «Программа воспитания в детском саду», «Радуга», «Развитие» и др. В основе занятий с детьми с ограниченными возможностями лежат коррекционные программы («Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», «Программа воспитания и обучения детей с нарушением зрения» и др.). Работа со школьниками проводится с учетом программных требований их основного и дополнительного образования.

При отборе содержания для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями детей, подростков и взрослых учитываются:

· характер ведущей деятельности;

· ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды;

· структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;

· особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;

· уровень развития саморегуляции и самооценки;

· нарушения в отношениях со сверстниками;

· особенности отношений и взаимодействия в семье и социуме;

· психотравмирующие факторы среды и т. п.

Возможны следующие общие принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты:

 

1. Основу общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей (подростков, взрослых) и совместной деятельности со специалистом (педагогом-психологом, врачом, воспитателем и т. д.).

2. Специалист, работающий с ребенком (подростком, взрослым) индивидуально (или с группой) привлекает его (их) к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде. Он делает это без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка (подростка, взрослого) к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским (материнским, товарищеским) участием.

3. Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно-образовательном, психологическом или психотерапевтическом процессе реализуется в нескольких направлениях:

· при организации полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (подростков, взрослых), развития саморегуляции их деятельности;

· в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группе), соответствующих интересам и возможностям детей (подростков, взрослых);

· в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от возраста занимающихся и режима их основной деятельности.

 

Определяя задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми (подростками, взрослыми) в темной сенсорной комнате, необходимо ориентироваться на культурологическую и знаниево-компетентностную парадигмы. Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде, зависит от состава группы, направленности учреждения, в котором осуществляется данная работа.

Практические задачи по реализации содержания занятий решаются специалистами, работающими с адресными группами в данной среде, исходя из личностно-ориентированной модели взаимоотношений (субъект-субъектной) на комплексной основе. Все направления общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Мы уже говорили о том, что сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) может оказывать неодинаковое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о феноменах возбуждения и торможения. Причем процессы торможения также являют собой возбуждение, но в измененном виде (А. А. Ухтомский). Поэтому темная сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы. Систематическое, но индивидуально дозированное (в зависимости от возраста, наличия психологических и медицинских проблем) пребывание человека в такой среде позволяет решать следующие задачи:

· гармонизировать психоэмоциональное состояние;

· коррегировать нарушения в эмоционально-волевой сфере;

· развить познавательную деятельность детей и подростков, их интерес к исследовательской деятельности;

· стимулировать все сенсорные процессы;

· развить общую и мелкую моторику, скорректироватьдвигательные нарушения;

· помочь детям, подросткам и взрослым, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее и др.

Несомненно, все вышеперечисленные задачи заслуживают большого внимания. Вместе с тем в современном мире существуют глобальные проблемы, касающиеся большинства жителей нашей планеты. К ним можно отнести тревогу и стресс (В. А. Калягин, А. В. Курпатов, Г. Г. Аверьянов и др.). В хрестоматии «Тревога и тревожность» приводится статистика публикаций на эту тему. По данным Psychological Abstracth в 1927 году зарегистрировано лишь 3 публикации, а к 1995 году их число выросло до 600.

Ж. Годфруа отмечает, что любое живое существо непрерывно адаптируется к условиям существования. Поэтому и существуют такие механизмы, как эмоции, и особенно тревога, которые обеспечивают достаточную подготовку всего живого к действиям в новой или «кризисной» ситуации. Тревога была оправдана для наших предков, но сегодня человеку не нужны те реакции, что были необходимы древним, выживание которых зависело от способности к «противостоянию». Однако они сохраняются «в самых разнообразных обстоятельствах, имеющих лишь очень отдаленное отношение к выживанию: во время разлуки, потери близкого человека, при столкновении с новыми социальными ситуациями, при усилиях, необходимых для успеха в учебе...» (Ж. Годфруа. Т. 2. С. 125).

Современная реальность зачастую провоцирует появление тревоги уже с самого детства: социально-экономические условия многих семей, в силу которых родители зачастую не могут обеспечить ребенку психологическую защищенность, необходимую для гармонизации личности; политические ситуации в мире, воздействующие на рост уровня тревожности через средства массовой информации; увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей и, наконец, противоречия, возникающие не только в семье, но и в образовательной среде, куда попадает ребенок. Все чаще можно наблюдать тревогу, возникающую у детей в результате обучения в школе, из-за отсутствия взаимопонимания педагогов и учеников. Причем тревожность в этой ситуации возрастает как у детей, так и у окружающих их взрослых — педагогов и родителей.

Если состояние тревоги затягивается, то на ее месте возникает стресс. Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. Происходят изменения как на физиологическом уровне (усиление сердцебиения, работы гормональной системы, повышение мышечного тонуса), так и на психологическом (повышение эмоционального возбуждения и активизация мыслительной деятельности). Состояние тревоги (часто хронической), без сомнения, очень сильно действующий стрессор, и организм не может справиться с ним без внешней помощи. Энергетические ресурсы человека не восстанавливаются и начинают постепенно истощаться, вследствие чего появляются такие характерные расстройства, как головная боль, язва желудка и др. Запускается действие механизма возникновения психосоматических заболеваний.

Занятия в темной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций. В интерактивной среде темной сенсорной осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение, восстановить работоспособность. Мышечное расслабление, отдых, отсутствие проблемных ситуаций здесь и теперь, положительные эмоции становятся основой и хорошим сопровождающим фоном для преодоления тревоги и стресса. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками, имеющими нарушениям эмоционально-волевой сферы. По разным причинам (нарушения развития, безнадзорность, ситуация гипер- и гипоопеки, невозможность проявить собственный гнев и пр.) у детей возникает склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость, повышенная обидчивость. У таких детей и подростков появляется эмоциональное перенапряжение. Снизить это эмоциональное перенапряжение помогают занятия в темной сенсорной комнате, поскольку ее среда вызывает у человека чувство защищенности, покоя, уверенности в себе, так как он попадает в благоприятное эмоциональное поле. Установлено, что состояние психического благополучия или, наоборот, психического расстройства любого из нас в значительной степени зависит от тех эмоций, которые мы испытываем в конкретный момент своей жизни. Поэтому грамотно организованная интерактивная среда темной сенсорной комнаты и адекватное состоянию человека взаимодействие со специалистом во многом способствует формированию его психического благополучия.

 

Для эффективного проведения занятий с использованием полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты необходимо комплексное изучение особенностей развития, жизнедеятельности детей (подростков, взрослых). На наш взгляд, такое изучение, прежде всего, направлено на:

· выявление того, каким образом можно наиболее полно задействовать личностные факторы при организации интересующей (значимой) деятельности в интерактивной среде: за счет высокой мотивации, дисциплинированности, волевой мобилизации, ценностной ориентации на эту деятельность;

· определение возможных путей повышения уровня саморегуляции поведения; выявление иерархической последовательности в управлении поведением от непроизвольного к произвольному, от неосознанного контроля за своими действиями к осознанному, от подражания к речевым механизмам саморегуляции и, наконец, от частных параметров к многомерности саморегуляции действий и поведения;

· поиск путей повышения многомерности саморегуляции за счет перехода от мономодальной к полимодальной ориентировочной основе действий (например, от преобладающего зрительного самоконтроля движений к зрительно-слухо-кинестетическому самоконтролю и т. д.), перехода от саморегуляции сенсорно-перцептивных действий по одному параметру к комплексу параметров самоконтроля и управления сенсомоторными действиями.

Таким образом, суть занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты с детьми (подростками, взрослыми) заключается в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизацию личности на всех этапах непрерывного образования, что также необходимо и для решения задач психологического консультирования детей и подростков, выявления эмоциональных и личностных проблем, связанных со школьной дезадаптацией, межличностными конфликтами, возникающими в детском социуме и т. п.

 

Работа в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:

· использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;

·
3
непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, его самооценки и становления его как личности;

· релаксационные тренинги для детей, подростков и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Программа занятий в темной сенсорной комнате определяется возрастом занимающихся в ней, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции.

Модуль для составления программы занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты может быть представлен следующим образом:

· адресная группа участников занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты (характеристика группы);

· направления общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической или психотерапевтической работы исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого участника занятий или типологии группы участников занятий;

· описание оборудования и материалов для темной сенсорной комнаты в соответствии с задачами работы с адресной группой участников занятий;

· ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику обшеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической и психотерапевтической работы;

· игровые и психотерапевтические технологии общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы с адресной группой участников занятий;

· последовательность, структура и план занятий;

· предполагаемые достижения, прогнозируемый коррекционно-развивающий и оздоровительный эффект занятий исходя из индивидуально-типологических особенностей участников группы.

Программа развивающих и коррекционных занятий с детьми, подростками или взрослыми, независимо от ее содержания, в условиях темной сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

Итак, как уже было отмечено выше, программы общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми (подростками, взрослыми) в интерактивной среде темной сенсорной комнаты должны способствовать наиболее эффективному развитию «Я-сознания» человека. Их можно использовать для разработки содержания как традиционно сложившихся видов психологических и общеразвивающих занятий с детьми, так и новых игровых технологий, например комплексных (синкретических) занятий. Занятия в интерактивной среде могут сочетаться с различными играми на сенсомоторное развитие, с чтением специально подготовленных для конкретного занятия рассказов и сказок.

Реализация содержания программ общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты сопряжена со значительным повышением требований к образовательному, культурному и техническому уровню специалистов, осуществляющих работу в этой среде.

Во-первых, специалисту, осуществляющему работу в темной сенсорной комнате, необходимо знать технические средства, используемые в ней. Он должен изучить правила эксплуатации оборудования и выполнять все требования, связанные с противопожарной безопасностью.

Во-вторых, специалисту, проводящему занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты нужно овладеть иной, отличной от работы в реальной предметной среде, культурой ведения занятий. От него требуется знание о дозированности использования интерактивного оборудования, о его влиянии на здоровье тех, кто принимает участие в занятиях и т. п. Специалисты должны быть информированы об особенностях нервно-соматического состояния каждого из участников занятий.

В-третьих, при проведении занятия в интерактивной среде, воздействующей цветом, светом и звуком, то есть внешними стимулами, особые требования предъявляются к выразительности речи специалиста. Он должен не только знать литературные источники (ведь никто не станет читать текст по книге или другому бумажному носителю в темной сенсорной комнате), но и уметь выразительно рассказать, продемонстрировать, изобразить то, о чем он рассказывает. При этом учитывается возраст участников занятий, возможности каждого из них при восприятии нового в необычной интерактивной среде.

Педагогам, психологам и другим специалистам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы привлечь детей (подростков, взрослых) не только к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

Большое значение имеет стиль общения педагога-психолога или другого специалиста, проводящего занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого во всех его проявлениях является основным условием общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической или психотерапевтической работы. Исключается жесткая регламентация деятельности детей (подростков, взрослых), поэтапное инструктирование, авторитарный тон, требования подчинения и т. п.

Занятие в темной сенсорной комнате условно можно разделить на два этапа: пропедевтический (подготовительный) и основной.

Пропедевтический этап направлен на ознакомление со средой темной сенсорной комнаты, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимися в ней. На пропедевтическом этапе работы решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. В этот период основное внимание уделяется тому, чтобы дети (подростки, взрослые) научились раскрепощаться, а при необходимости, наоборот, сосредоточиваться на объектах и явлениях, представленных в среде темной сенсорной комнаты.

На пропедевтическом этапе работы специалист уточняет особенности проведения занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, изучает индивидуально-типологические особенности тех, с кем он будет заниматься. Исходя из этих особенностей, для различных групп детей (подростков, взрослых) подготовительный этап определяется индивидуально. Например, взрослых можно знакомить со средой темной сенсорной комнаты по одному или небольшими группами (сначала показав ее при полном освещении), показать все ее великолепие, включив интерактивное оборудование и выключив общий свет. Следует учитывать, что чем старше по возрасту члены групп, тем меньше по времени и по содержанию будет для них ознакомительный период.

Дети раннего, младшего дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, знакомятся с комнатой при полном освещении. Следует походить с детьми по комнате, познакомить их с различными звуковыми и световыми приборами, с мягкой мебелью, отметить ее отличительные особенности. Можно, например, показать, как кресло «Трансформер» из куба превращается в удобное сидение, объяснить, что угловое зеркало позволяет смотреть и в левое, и в правое зеркало, что и в том и в другом отражается пузырьковая колонна. Дети могут посидеть на подушечках с гранулами, полежать на пуфике-кресле с гранулами, тактильно обследовать каждое сидение. Старшим дошкольникам и младшим школьникам предлагается сравнить эти сидения по внешним признакам, соотнести их между собой по размерам, совершить различные манипуляции ими. Это позволит детям определить вес каждого предмета мягкой мебели и соотнести его со своими физическими возможностями. Например, подушечку легко можно переносить по комнате, значительно сложнее это сделать в одиночку с пуфиком-креслом и практически невозможно одному перенести музыкальное кресло-подушку. Таким образом, уже на этапе ознакомления с оборудованием сенсорной комнаты у детей формируются барическое чувство (чувство веса), координационные способности и т. п.

Знакомство с интерактивным оборудованием следует проводить постепенно, предъявляя детям по одному из приборов. Сначала их включают в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают «солнечные зайчики» или «падают снежинки». Затем выключают общее освещение и оставляют включенным только зеркальный шар, который вращается в луче направленного на него света. Таким образом, можно познакомить с двумя-тремя видами оборудования. Знакомство с остальным интерактивным оборудованием можно проводить уже в ходе занятий на основном этапе.

На основном этапе работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической или психотерапевтической работы.

В структуре занятий можно выделить следующие блоки:

· Введение в игровую ситуацию, чтобы придать деятельности участников занятия поисковый характер. Педагог-психолог формирует у занимающихся психологическую готовность принять участие в создании творческой ситуации. При этом он побуждает их к активности и смелости, предлагая проиграть (пережить) эту ситуацию.

· Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

· Формирование эмоциональной готовности к занятию (образ должен быть созвучен настроению участников занятия). Звучит соответствующая мелодия, участники занятия удобно устраиваются на мягкой мебели, происходит релаксация, в результате которой восстанавливаются силы, снимается излишняя напряженность. В качестве музыкального сопровождения можно использовать фонограммы колокольного звона, звуков природы, музыку, способную передать восход солнца, блеск звезд и бесконечность пространства. Во время релаксации специалист (педагог-психолог, врач, психотерапевт и др.) говорит о любви, взаимопонимании, добре, может читать стихи. В это время включается один из проекторов, по силе и направленности движения световой волны соответствующий целям релаксации (звездный шар, панно «Бесконечность», настенный ковер «Млечный путь», светильник «Релакс», интерактивная панель «Осенний лист» и т. п.). Речь специалиста плавная, спокойная, каждое слово — продуманное. Используется все многообразие и красота русского языка. Работая со словом, специалист должен помнить, что оно обладает определенной вибрацией, ритмом и способно как разрушать, так и создавать нравственное и физическое здоровье.

· Этап активного действия — взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. Возможно последовательное использование ряда приборов, взаимодополняющих друг друга и стимулирующих ощущения необходимой модальности. На этом этапе активного действия может проводиться занятие пантомимой. Специалист учит детей (подростков, взрослых) передавать содержание определенной роли движением, жестом, мимикой. Участники занятия выступают в роли творцов той или иной ситуации. Пантомима дает возможность раскрыть творческий потенциал человека, еще более раскрепостить его, сделать пластичным, уверенным в себе, создает положительный эмоциональный фон. Задания для пантомимы выбираются соответствующие занятию. Пантомима может «подсвечиваться», «иллюминироваться» с помощью светоэффектов.

· Слушание историй. Чаще всего эти истории придумываются специалистом или участниками занятий. Они могут быть подготовлены заранее или создаваться по ходу действия. В случае использования литературных произведений они значительно сокращаются и адаптируются. Монологическая речь при необходимости могут переводиться в диалогическую. Отношения персонажей передаются в диалоге.

· Ритуал прощания.

Мы выделили основные, на наш взгляд блоки занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, но это ни в коем случае не ограничивает специалиста в его творчестве. Он может использовать любые формы работы в интерактивной среде, которые ведут к достижению поставленных им целей и задач, соблюдая при этом все правила предосторожности при взаимодействии с интерактивным оборудованием и помня основной принцип — не навреди!

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.