К занятиям в темной сенсорной комнате — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

К занятиям в темной сенсорной комнате

2019-12-19 164
К занятиям в темной сенсорной комнате 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызвать приятные, а в ряде случаев эстетически значимые ощущения. Она активизирует детей (подростков, взрослых), помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Взаимодействие ребенка с интерактивной средой темной сенсорной комнаты стимулируют развитие у него вербальной коммуникации. Для детей с астеническими проявлениями, то есть с пониженной психической активностью, занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.

Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране безопасности жизнедеятельности и здоровья тех, кто в ней занимается.

В данном пособии названы лишь некоторые категории детей (подростков, взрослых), на занятиях с которыми рекомендуется не использовать определенные виды интерактивного оборудования или дозировать их применение. Необходимость дальнейшего целенаправленного изучения воздействия ряда приборов на состояние людей при определенных заболеваниях очевидна, но это перспектива экспериментальных исследований в области медицины и психологии. Наши рекомендации основываются на практическом опыте работы и современных представлениях о течении ряда болезней, таких как эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, болезни центральной нервной системы.

Как мы уже отмечали, на занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей (подростков или взрослых) с каждым прибором, научить концентрировать не нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т. п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие или коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Меркурий» и «Жар-птица» одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Для проведения занятий с различными категориями детей, подростков и взрослых в темной сенсорной комнате с использованием интерактивного оборудования необходимо получить рекомендации врача, изучить анамнез, выявить у них заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией, а также придерживаться наших рекомендаций.

Во-первых, опытным путем следует определить те стимуляторы, которые вызывают наибольшее утомление, определить максимальную степень использования и вводить их в занятие в последнюю очередь.

Во-вторых, особого внимания требуют зрительные раздражители, так как активное их использование может вызвать двигательную расторможенность и агрессивность, особенно у детей и подростков.

В-третьих, в отношении различных категорий «проблемных» людей использование темной сенсорной комнаты в общеразвивающей и психотерапевтической работе должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.

Например, крайне осторожно следует подходить к занятиям в темной сенсорной комнате с детьми (подростками и взрослыми), имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности в интерактивной среде часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время пребывания в темной сенсорной комнате для данной категории детей (подростков, взрослых) необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15–20 мин).

Коммуникативные нарушения. При работе с людьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными людьми в темной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми, страдающими данным заболеванием проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания в ней строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, такие, как зеркальный шар, проектор «Меркурий», прибор динамической заливки света, набор «Бегущие огни». Больные эпилепсией или с готовностью к ней приходят в помещение темной сенсорной комнаты только тогда, когда один из осветительных приборов, рекомендованный для использования во время занятий с ними, уже включен.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Людям с тяжелой умственной отсталостью не следует предлагать оборудование, которое требует достаточно точного уровня взаимодействия на тактильном уровне (например, волшебная нить с контролером, светильник «Фонтан света», пузырьковая панель, пузырьковая колонна, интерактивная панель, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»). Использование этого оборудования в работе с названной категорией детей (подростков) возможно только в процессе индивидуальной работы, на этапе достаточно точной ориентировки их в пространстве темной сенсорной комнаты и под контролем специалиста.

В работе с этой категории детей и подростков (взрослых) можно дозировано использовать взаимодействие с такими приборами, как зеркальный шар, проектор «Меркурий» (1–2 мин), панно «Бесконечность» (0,5–1 мин). Остальные приборы применяются по рекомендации врача.

Психоневрологические заболевания. Не желательно проводить занятия в темной сенсорной комнате с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами. В этом случае также необходима рекомендация лечащего врача.

Нарушения зрения. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми, имеющими нарушения зрения, также требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы. Например, во время занятий с интерактивной двухметровой колонной, установленной на мягкой платформе, не используется зеркальный уголок, так как он не позволяет ребенку (подростку, взрослому) сконцентрировать зрение на самом объекте и рассмотреть движение пузырьков или рыбок внутри нее. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми с нарушенным зрением требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушения слуха. Поскольку система работы в темной сенсорной комнате ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушенным слухом трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные интерактивные эффекты. Восприятие аудиальных ощущений (музыкальное сопровождение занятий, ряд приборов, например мобайл «Мелодичный звон» и др.) становятся для глухих людей недоступными. Поэтому использование этого оборудования, наряду с интерактивным оборудованием, доступным для их восприятия, требует специального отбора и комплексного взаимодействия педагога-психолога и сурдопедагога.

В то же время в темной сенсорной комнате разнообразно представлено оборудование, применение которого не имеет противопоказаний. Это различная мягкая мебель: подушечки с гранулами, треугольное кресло с гранулами, сухие бассейны, сенсорная тропа, сухой душ, настенный и напольный ковер «Млечный путь», светильники «Релакс» и многое другое. Описание его и возможности использования в работе с различными группами детей, подростков и взрослых приведены ниже.

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.