Ревматизм и ревматоидный артрит — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ревматизм и ревматоидный артрит

2019-11-18 155
Ревматизм и ревматоидный артрит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При ревматизме необходима постоянная трениров­ка нейрорегуляторных механизмов, сердечно-сосудис­той системы и организма в целом: физические на­грузки улучшают функции дыхательной системы. При артрите необходимо увеличение амплитуды движений в суставах, стимулирование дыхательных навыков, раз­витие, т.е. подвижность суставов и сила мышц, паль­цев, предупреждение развития контрактур. При иг­рах укрепляются такие качества характера ребенка, как выдержка, быстрота реакции, умение согласован­но действовать в группе.

Дети 2—3 лет

Кошечка

 ♦ Развитие навыка ползания, тренировка вестибуляр­ного аппарата, укрепление мышц туловища

и ко­нечностей.

 (р)Коврик.

 

Ведущий просит ребенка поиграть в «кошечку», по­казать, как она оглядывается, пьет воду (наклоняет го­лову). После команды ведущего ребенок ползает на чет­вереньках. Потом он останавливается, поворачивает го­лову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову к полу (кошечка пьет). Ведущий хвалит ребенка.

Поговорим с ладошкой

♦ Увеличение амплитуды движений в суставах паль­цев рук и кистей, развитие мелкой

моторики и бы­строты реакции.


(к) Ведущий читает стихи, сопровождая их загибани­ем пальцев на

обеих руках ребенка (начиная с левой):

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

 Безымянный ходит так.

А мизинец стал играть —

Братьев слушать приглашать.

Правый же большой плясал

И на танец приглашал.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 

На этот счет ребята разгибают пальцы и вместе со взрослым

начинают игру снова.


 


Т ряпичная кукла

♦ Восстановление нарушенных функций опорно-дви­гательного аппарата, обучение расслаблению.

(р) Тряпичная кукла, коврик.

 (к) Ведущий показывает тряпичную куклу, у которой все конечности подвижны. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпич­ная кукла). Ведущий убеждается, хорошо ли рассла­бился ребенок: берет руки ребенка и потряхивает их.

При правильном расслаблении эти пассивные движе­ния переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка при этом покачивается, как у тряпич­ной куклы. Умение расслабляться очень важно для владения телом и снятия психического напряжения. Упражнение «тряпичная кукла» — заключительное на каждом занятии, состоящем из комплекса игр.

Где самый большой мяч?

♦Развитие координации движений в мышцах паль­цев рук и кисти, тренировка зрительного анализато­ра, координация зрительного и двигательного анали­заторов, овладение понятиями «больше — меньше».

(р)Мячи разного размера (диаметром 10 и 20 см), 2 ко­робки.

 

(к) Ребенок стоит перед двумя коробками. В одной из них лежат большие мячи, в другой — маленькие. Ве­дущий дает подержать большой и маленький мячи, чтобы сравнить их по весу, размеру. Затем ведущий просит малыша принести большой мяч. Если ребенок не ошибся, его награждают жетоном. Если ошибся и принес маленький мяч, ведущий снова объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать боль­шой и маленький мячи. Рукой ребенка ведущий про­водит по окружности большого и маленького мячей и говорит: «большой», «маленький». Если ребенок смог правильно принести мяч, то задача усложняется. Ве­дущий перемешивает мячи в одной коробке и снова просит принести какой-либо мяч.

Круг, квадрат

♦ Обучение фиксации внимания на форме предмета, развитие координации движений в мышцах паль­цев рук.

(р) 5 кругов, 5 квадратов, 2 разноцветные коробки.

(к) Ведущий знакомит ребенка с кругом и квадратом. Просит их подержать в руках, закрыть глаза и обвести по контуру круг и квадрат, найти в них отличия. После этого ведущий показывает квадрат и кладет его в короб у одного цвета, а круг — в коробку другого цвета. После этого ведущий спрашивает: «Где у нас лежит квадрат? Куда мы его положили?» Наложив один круг на

другой, ведущий показывает и поясняет, что эти фигуры одинаковые. К группировке предметов по форме при­дают ребенка, показывают, что в одной стороне лежаткруги, а в другой — квадраты. Затем предлагают ребенку из общей коробки разложить квадраты к квадратам, а круги — к кругам. Для контроля за правильностьюгруппировки предметов просят ребенка наложить фигуру на предмет соответствующей группировки.

Болото

♦ Обучение бегу, прыжкам, координации движений.

(к) Ведущий рисует на земле круги-«кочки» и просит перейти по «кочкам» «болото». Когда ребенок осваивает движения (2—3 раза переходит через «болото»), ведущий говорит, что ребенок — зайка, а за ним го­нится лиса (ведущий). Нужно перебежать через «бо­лото» по «кочкам». Ведущий следит за точностью бега и прыжков по «кочкам».

 

 

Зайка

                                          ♦ Улучшение координации движений в мелких мы­шечных группах (пальцах), укрепление памяти, вни­мания, развитие координации зрительного, слухо­вого и моторного анализаторов.

(к) Дети становятся в круг, ведущий — в центре. Он говорит: «Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так и углами шевелит». Ведущий подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают движениям ведущего и повторя­ют за ним слова: «Зайка любит морковку и откусывает передними зубами. Вот так, вот так зайка кушает мор­ковку» (нижние зубы соединяются с верхними). Веду­щий: «Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть». Все хлопают в ладоши, повторяя: «Вот так, вот так надо лапочки погреть». При словах «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать» все прыгают на одном месте (руки на поясе), повторяя: «Вот так, вот так надо зайке поска­кать». Ведущий: «Зайку волк испугал (рычит), зайка тут же убежал». Дети разбегаются врассыпную.

Поиграй со мною в мяч

♦ Формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы, развитие и координация движений крупной и мелкой моторики, быстрота реакции.

(р) Мячик.

(к) Ребенок сидит на корточках перед ведущим, кото­рый катит мяч к ребенку, приговаривая:

Ты поймай веселый мяч,

Мне верни его, не прячь.

Ребенок катит мяч обратно ведущему. Игра повто­ряется несколько раз. Затем ведущий ударяет мячом о пол и говорит:

Мячик, прыгай и лети

И детишек весели.

Ребенок прыгает в такт с мячом. Ведущий катит мяч, после слов «горелка» ребенок должен сесть на стул. Если занятия групповые, то самому быстрому вручается мяч. Ребенок гордо несет его по залу, все дети колонной идут за ним. Игра повторяется 3—5 раз. Ведущий следит за осанкой и смыканием губ.

Дети 3 лет

Ель, елка, елочка.

♦ Формирование правильной осанки, укрепление мышцтуловища и конечностей, тренировка внимания.

(к) Ведущий предлагает детям пойти в лес — дети идут залу. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесьвыпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги— прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» — дети «идут за ведущим. Он останавливается: «Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие же строй­ные». Ведущий предлагает детям встать как елки принять правильную осанку, но в полуприсяде): «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже:тройные». Ведущий просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в сто­роны. Игра повторяется несколько раз. После того как дети освоят движения, ведущий предлагает по коман­де принять необходимое положение тела в зависимос­ти от команды (ели, елки или елочки).

 

АНОМАЛИИ ПРИКУСА

При аномалиях прикуса возникает неправильное смыкание челюстей, т.е. неправильная артикуляция зубных рядов при жевании, глотании, во время разго­вора. Кроме этого, в период активного роста челюст­ных костей особое место занимают аномалии, возни­кающие в результате ротового дыхания, нарушения глотания, сосания языка, губ, пальцев. Неправильный прикус отражается на лице, обусловливает нарушение мимики, связанное с нецеленаправленной функцией.

При систематических играх для формирования пра­вильного прикуса возникает новый динамический стереотип (новая привычка говорить, жевать и т.д.), поэтому для закрепления его необходимо ежедневно на протяжении не менее 3 месяцев заниматься следу­ющими играми, чтобы:

а)                                           тренировать целенаправленные движения ниж­ней челюсти;

б)                                           тренировать мышцы челюстно-лицевой области
(жевательные и мимические мышцы);

в)                                           координировать положения языка и мышц челю­стно-лицевой области с органами полости рта при гло­тании;

г)                                           тренировать навык правильного носового дыха­ния при сомкнутых губах (см. игры при болезнях ды­хательной системы);

д)                                           тренировать умение правильно держать голову,
все элементы правильной осанки (см. игры на разви­тие правильной осанки).

Дети 2—3 лет

Сладкий мостик

♦ Формирование правильного прикуса, развитие рав­новесия, навыка усложненной ходьбы.

 (р) Доска или палка длиной 2—3 м, коробка леденцов или кукурузные хлопья.

(к) Ведущий предлагает пройти через «сладкий мостик». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык, на кончик которого ведущий кладет леденец. Пройдя через мостик (доску или палку), ребенок съедает леденец. Сначала ведущий держит ребенка за руку. Необ­ходимо следить за правильной осанкой ребенка.

Дети 3 лет

Маляры

♦Восстановление навыков правильной артикуляции языка, зубов и мышц челюстно-лицевой области, тренировка правильного положения головы и туловища.

(к) Ведущий вместе с ребенком повторяют стишок:

Красить комнаты пора —

Пригласили маляра.

 Он приходит в старый дом

 С новой кистью и ведром.

 

Затем ведущий говорит: «Сейчас мы будем кра­сить потолок, только кистью будет язычок, а потолком — твердое нёбо».

Часики

♦ Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.

(к) Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная бежит очень быстро. Вот и наш язычок дол­жен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. По команде: «Как часовая стрелка — медленнее, как ми­нутная — быстрее, как секундная — еще быстрее» — необходимо открыть рот и языком по внутренним стен­кам верхней и нижней губы делать круговые движе­ния слева направо и наоборот. Ведущий должен сле­дить, чтобы рот ребенка был постоянно открыт, а ниж­няя челюсть оставалась неподвижной.

Отбойный молоток

 ♦ Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.

 (к)Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми работают шахтеры, а дорожные ра­бочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем под­ражать этому молотку. Для этого нужно звук «ддд» произносить долго-долго». После этого дети пытаются произнести этот звук в течение 3—4 минут.

Флюгер

♦ Развитие точности и координации движений, пра­вильного положения нижней челюсти, умения ори­ентироваться на местности, внимания и быстроты реакции.

(к) Ведущий делит детей на 2 команды и строит их в шеренги (дети-«флюгера»). Затем ведущий рассказы­вает и показывает, где находятся стороны света. По команде ведущего «Ветер дует с востока» дети долж­ны повернуть голову к западу, так как ветер дует с востока и т.д. При слове «буря» все кружатся на мес­те, при слове «штиль» замирают на месте, открывают рот и перемещают челюсть в нужном направлении (в зависимости от аномалии прикуса: вперед, назад, вле­во, вправо). Необходимо удержать челюсть в таком по­ложении до следующей команды.

Выполни команду и не ошибись

 ♦ Развитие мышц челюстно-лицевой области, концен­трации внимания и координации движений.

 (к)Ведущий просит закрыть глаза и выполнять коман­ды: открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, назад, в сторону, поднять язык вверх, надуть щеки. Ведущий внимательно следит за правильным выпол­нением команд. Самые усердные дети поощряются.

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

Нарушение осанки — частый спутник многих хро­нических заболеваний, проявляющихся в общей функ­циональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основой профилактики и лечения нарушений осан­ки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночни­ка, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходь­бе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок при­поднят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно по­казывать, что такое правильная осанка. Некоторые ро­дители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в бессознательном человека час­тица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше под­бородок») и непосредственно на теле ребенка показы­вать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцеваль­ном кружке или балетной школе.

Дети 13 лет

Запусти ракету на Луну

Обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация дви­жений рук, развитие мышц плечевого пояса.

(р) Стул, мяч.

(к) Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повто­ряет движения взрослого. Так можно сделать 5—6 раз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по ко­манде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правиль­ной осанкой. Более сложный вариант броска возмо­жен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

Дети 2—3 лет

Перешагни через веревочку

Развитие координации движений, ловкости, форми­рование навыка в перешагивании препятствия.

(р)Веревочка, стулья.



 


 

Протягивается и закрепляется веревочка на расстоя­нии 10—15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3—5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешаг­нет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сде­лать 3—4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через веревочку.

Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к которому

прикреплена веревочка, можно положить приз.

Мячик покатился

  Развитие координации движений (в том числе кис­тей и пальцев рук), умение ориентироваться в про­странстве, обучение различным приемам игры в мяч.

(р) Мячики.

(к) Ведущий раздает мячи, затем катит свой мяч и гэзорит при этом: «Мяч покатился». Идет за ним и берет в руки. Дети повторяют движения взрослого: гят свои мячи и поднимают их. Затем ведущий ка­тит мяч в противоположную сторону. Дети повторяют и это движение. После того как дети научились этим движениям, можно катить мяч прямо со словами: «Мя­чик покатился раз». Потом взять мяч и повторить все снова: «Мячик покатился два». Тот, кто вышел вперед сделал все движения правильно, получает приз. Ве­дущему нужно контролировать правильность осанки, походку детей, смыкание губ и носовое дыхание.

Закати в ворота мяч

Развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, умения держать равновесие.

(р) 2 стула или табуретки, рейка (1,5—2 м), мячик.

(к) Ведущий строит ворота (на спинки стульев или си­денья табуреток кладет рейку). Перед воротами на рас­стоянии 1,5—2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя воро­та на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отды­хать. Более сложный вариант можно проводить на вре­мя. Необходимо, чтобы ребенок прямо бежал за мячом, не горбясь.

Сходим к мишке в гости

Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слу­хового анализаторов, устойчивого внимания.

(р)Гимнастическая стенка, доска длиной 1,5—2 м или горка во дворе, мягкая игрушка-медведь, стул.

(к) Посадив игрушку-медведя на высокий кубик и сде­лав горку из длинной доски, положенной на гимнас­тическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку (можно на игровой пло­щадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на вы­соту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему не­обходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Маленькие ножки бегут по дорожке

Развитие мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения), сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).

(р) Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем показать свои ножки. Дети поднимают ноги. Ведущий говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро, и приговариваю   несколько раз: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем ведущий говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, ведущий предлагает поиграть. Несколько раз повторяется присказка. Дети в соответствии со словами и ритмом мелодии то бегают «маленькие ножки бегут по дорожке»), то ходят («боль­шие ноги идут по дороге»). Ведущий вместе с детьми показывает то быстрые и легкие, то медленные и тя­желые движения.

Коршун и наседка

Укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мы­шечных группах, внимания, быстроты реакции, зри­тельного и слухового анализаторов.

(р) Веревка.

 (к)Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «дом», где сидят цыплята (дети) с наседкой (ведущий). Сбоку в стороне находится кор­шун — ребенок, которого выбирают при помощи счи­талки. Наседка покидает свой дом (подлезает под ве­ревку): «Ко-ко-ко!» На ее зов цыплята тоже подлезают под веревку и вместе с ней гуляют по площадке (клю­ют зернышки, наклоняются, приседают). При словах ведущего «Летит коршун» цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные коршуном. Са­мый последний из них становится коршуном.

Восточный официант

Развитие координации движений, равновесия, ук­репление мышечного «корсета» позвоночника.


(р)Поднос или книга, кубик.


(к) Ведущий предлагает поиграть в «восточного офи­цианта» и показывает, как на Востоке переносят гру­зы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Вы­игрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряже­ны. После игры следует провести расслабляющие дви­жения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться — и так несколько раз. Руки дол­жны быть полностью расслабленными.

Дети 3 лет

Ласточка

  Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппа­рата, туловища, рук.

 

(к) Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой» затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.

Лягушонок

Обучение равновесию, улучшение координации дви­жений, укрепление опорно-двигательного аппарата.

(к)Ведущий рассказывает о лягушках и показывает, как они  прыгают, квакают. После чего ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согну­тые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одно­временно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью ведущего). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

Белочка.

  Укрепление мышц туловища и конечностей, коор­динация движений, ловкость, тренировка в услож­ненной ходьбе.

 (р)Гимнастическая стенка, лесенки на детских пло­щадках, любимая яркая игрушка.

(к)Ведущий рассказывает ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке подарили игрушку и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка», — говорит ведущий. Ребенок с помощью взрослого поднимается по гимнас­тической лесенке. На верхней ступеньке висит люби­мая яркая игрушка. Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Ведущему необходимо стра­ховать ребенка, помогать, если нужно. Размещать иг­рушку нужно вначале на 4—5 ступеньках, затем под­нимать повыше.

Маленький гимнаст

    Укрепление мышц туловища и конечностей, трени­ровка равновесия.

 (р) Родители рассказывают ребенку о гимнастах,пока­зывают, как красиво они выступают. Затем предлага­ют поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы я левая папы), прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой на руку папы, а другой — на руку мамы. Родителимед­ленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, побуждая ребенка

продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1—2 минуты родители опять становятся на корточки, ребенок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоци­ональный заряд для ребенка и родителей, так как редко удается играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.

Качели-карусели


Расслабление мышц туловища, улучшение вестибу­лярного аппарата.

 

(к) Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой — за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, ка­чели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру про­водить под ритмичную музыку. Игра проводится в за­ключительной фазе занятий, когда ребенок почувство­вал усталость.

 

Мышки в кладовой

  Тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений, умения ориентироваться в пространстве.

 (р) Стулья,веревка.

 (к) Дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки (мыши в норках). На противо­положной стороне площадки на высоте 40—50 см на­тянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит ведущий, играющий роль кошки. Кош­ка засыпает, мыши бегут в кладовую, они нагибаются и пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки и грызут сухари: «Хруп, хруп». Кошка вне­запно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбе­гают из кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мы­шей. Поймав одного, кошка сажает его отдельно и по­вторяет игру с остальными. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. По окончанию игры веду­щий предлагает всем потянуться, поднять голову вверх: «Они теперь не мышки, а славные ребятишки, и будут хорошо расти». При этом ведущему необходимо конт­ролировать осанку, смыкание губ.

Походи боком

Развитие координации движений, равновесия, ук­репление мышечного «корсета» позвоночника, мы­шечного аппарата стопы.

(р) Кубик или книга.

 (к) Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Нужно положить ребенку на голову кубик или книгу и предложить подвигаться вправо приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, ста­раться не уронить кубик. Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.

Обручи

Тренировка разносторонней координации движений, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, быстроты реакции на сигнал (команду), умение со­гласовывать свои действия с действиями других чле­нов команды, улучшение функции дыхания.

(р)Обручи.

(к)Дети стоят или сидят. Ведущий катит обруч к про­тивоположной стене зала. Дети бегут за ним и прино­сят обруч ведущему, тот вновь катит обруч и говорит: «Покатили обручи». Дети катят уже свои обручи. За­тем ведущий и дети высоко поднимают обручи и го­ворят: «Подняли высоко-высоко». Все вытягиваются, смотрят вверх. Потом одевают обручи через голову на себя и, опуская на пол, приговаривают: «Бух, бух, упал обруч». Перешагивают через обручи и катают их по комнате. Выигрывают те, кто более четко и красиво выполнят задания.

Тир

Развитие координации и быстроты движений в круп­ных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.

(р)Мячи, мишени — кольцо или коробка, кегли.

 (к) На расстоянии, до которого ребенок может добро­сить мяч, ставится коробка или подвешивается коль­цо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в цель. Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сбитую кеглю или попав­ший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.

А что у нас на ножках?

                                          ♦ Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд.

 (р)Разноцветные листочки, различная обувь, коврик.

 (к) Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкну­тые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и одевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову на коврик, потом ноги. Ведущий кон­тролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

ПЛОСКОСТОПИЕ


Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, фи­зически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связ­ки и мышцы стопы перенапрягаются растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющи­ваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа
является опорой, фундаментом тела, поэтому измене­ние формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отри­цательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствова­ли общему оздоровлению организма и воспитанию на­выка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать сами иг­ры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении нос­ки внутрь (пятки разведены).

Дети 12 лет

Воробьи

♦ Формирование навыка в прыжках, координация дви­жений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то прыжки нужно исключить.

 

Ведущий предлагает понаблюдать за воробьями на улице: объясняет, что воробьи не ходят, а только пры­гают и летают. Затем предлагает ребенку поиграть в «воробьев». Ведущий держит ребенка под мышки, а позже — за плечи (лицом к себе). А когда ребенок освоит подпрыгивания, ведущий держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.

Дети 23 лет

Кач-кач

♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев ног.

 (к)Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По сигналу ведущего («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни. Движения со­провождаются словами «кач-кач».

По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели

                                      ♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.

 (к)Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турец­ки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели. Пили, пили, ели, ели, Еле-еле досидели. Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.

Проведи зайку через мостик

                                      ♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп,
формирование правильной осанки.

 ) Доска с набитыми поперечинами (ребристая), иг­рушка-зайка.

 (к) Ведущий объясняет, что за ребристым мостиком — зайка. Он боится пройти по мостику, нужно его пере­вести. Ребенок подходит к доске, проходит по ней, бе­рет игрушку и с ней возвращается обратно. Ведущий контролирует походку, осанку, носовое дыхание, смы­кание губ.

Дети 3 лет

Юный альпинист

♦ Формирование навыка ходьбы по наклонной плос­кости, умения держать равновесие, развитие коор­динации движений.

 (р)Гладильная доска, игрушка-мишка.

(к) Ведущий ставит гладильную доску, один конец ко­торой поднят на 20—25 см. На вершине горки веду­щий ставит мишку и рассказывает, что высоко в го­рах живут гималайские медведи, но родители мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме

альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели, но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в го­сти и поиграть с ним, а то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придер­живает его за руку. Ребенок наклоняется, берет иг­рушку и с помощью ведущего сходит с горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку; если осво­ил движения. Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы тот не упал.

Равновесие

♦Укрепление свода стопы, мышц туловища, разви­тие равновесия.

(к) Двое ведущих садятся на корточки и соединяют руки — левая рука одного с правой рукой другого, при­жимая их к своему телу. Другими руками берут за пле­чи ребенка, который становится ногами на руки веду-

щих, а руками берется за их руки. Затем ведущие мед­ленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После это­го ведущие начинают медленно ходить, ребенок дол­жен сохранять равновесие. Постепенно шаг убыстря­ется. Через 2—3 минуты ребенка ставят на пол.

Сидячий футбол

♦ Развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка быстроты реакции.

(р) Мяч, кегли.

ф Дети сидят на полу, на ковре, ноги сомкнуты в коле­нях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперед нужно отбро-



 


сить мяч сидящему напротив ребенку. Последний ло­вит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч своему партнеру. Можно усложнить игру: ловить от­брасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими. После игры ве­дущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и снова по­тянуться (поднять голову и посмотреть вперед).


Кто быстрей соберет коробку ногами?

 ♦ Укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп, развитие  лов­кости и четкости движений. 

(р)2 коробки, разбросанные игрушки (мягкие игруш­ки, кубики, мячи и т.д.).

 

(к)Ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа — куча игру шек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде веду­щего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

Кто быстрее спрячет простынку под стопу?

♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
(р) 2 простынки (50—80 см).

(к) Двое детей садятся на стулья. Под правой ступней у каждого находится простынка. По сигналу ведуще­го нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой. Ведущий следит за пра­вильной осанкой соревнующихся.

Шла коза по лесу

♦ Развитие координации движений конечностей, ту­ловища, улучшение функции дыхания, зрительного и слухового анализаторов.

Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то эта игра не проводится.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.