Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2019-11-18 | 154 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
От автора....................................................................
Общие рекомендации для проведения игр............
Болезни дыхательной системы.....................................
Ринит, ринофарингит, гайморит, хронический
бронхит, аденоиды......................................................
Дети 2 — 3 лет............................................................
Дети 3 лет.................................................................
Дети старше 3 лет..................................................
Респираторный аллергоз, бронхиальная астма,
астматический бронхит.............................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
Общие бронхолегочные заболевания......................
Дети 3 лет.................................................................
Дети старше 3 лет..................................................
Болезни сердечно-сосудистой системы.....................
Вегетососудистая дистония гипертонического
типа.............................................................................
При проявлении симптомов.....................................
Дети 1 — 2 лет...........................................................
Дети 1 — 3 лет...........................................................
Дети 2—3 лет...........................................................
Дети 3 лет................................................................
При уменьшении или исчезновении
симптомов...................................................................
Дети 2 — 3 лет
Дети 3 лет.................................................................
Ревматизм и ревматоидный артрит..........................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
Аномалии прикуса.......................................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
Нарушение осанки.......................................................
Дети 1 — 3 лет...........................................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
|
Дети 3 лет.................................................................
Плоскостопие...............................................................
Дети 1 — 2 лет..........................................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
Ожирение......................................................................
Дети 1 — 2 лет...........................................................
Дети 1 — 3 лет...........................................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
Игры после перенесенных инфекционных
заболеваний.............................................................
Дети 2 — 3 лет
Дети 3 лет.................................................................
Игры при последствиях рахита и гипотрофии
детей, часто болеющих острыми респиратор
ными вирусными инфекциями............................
Дети 1 — 3 лет.........................................................
Дети 2 — 3 лет...........................................................
Дети 3 лет.................................................................
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР
Для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения, так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.
Внимание детей раннего возраста крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика — до 5 минут, но постепенно время игры можно увеличить до 10—15 минут при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением.
Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, т.е. для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной — с большей.
|
При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания на занятиях. Для этого в самом начале желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, — в этом возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.
Необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Критериями усталости организма являются следующие признаки:
а) выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), чересчур отвлекается или вялый;
б) движения выполняются нечетко, неуверенно, по
являются лишние движения;
в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;
г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;
д) учащены пульс и дыхание, т.е. пульс увеличивается более чем на 25—50%, частота дыхания возрастает больше чем на 4—6 раз в минуту.
Если вы видите, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.
Для снижения нагрузки применяйте следующие действия:
— уменьшение общего времени занятий;
— уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии;
— упрощение сюжета игры;
— изменение исходного положения во время игр, т.е. сидя, лежа;
— уменьшение числа участников игры;
— более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений;
— снижение требовательности к точности и координации движений, быстроте реакций;
— уменьшение темпа и амплитуды движений в игре;
|
— более мягкий, повествовательный, а не командный, голос ведущего;
— использование мелодичной, ритмичной, негромкой музыки в медленном и среднем темпах.
А когда он выздоравливает успешно, т.е. пульс возрастает меньше чем на 20%, дыхание почти не изменяется или меняется на 2—3 раза в минуту, то можно осуществлять противоположные вышеописанным действия. Важно, чтобы был оптимум нагрузки: небольшое покраснение кожи, бодрые движения и небольшая потливость кожи.
Некоторые игры лучше проводить командой (3—4 участника). Если вы одни, то довольно трудно ежедневно в течение 3—4 месяцев проводить занятия. Мы советуем договориться с другими родителями и делать это по очереди. Такой график поможет вам преодолеть загруженность делами и длительное время проводить лечебные игры.
Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это — самая лучшая форма выражения любви и заботы!
БОЛЕЗНИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Симптомов
Дети 2—3 лет
Мячи разные кидаем
♦ Повышение эмоционального тонуса, укрепление мышц плечевого пояса, концентрация внимания.
(ромб) Разноцветные мячи маленького и среднего диаметра.
(колокол) Ведущий раскладывает на полу перед ребенком мячи, затем показывает, как надо их кидать: маленькие мячи одного цвета (например, красные) — левой рукой, а все остальные — правой. Затем по команде «мячи разные кидаем» дети начинают кидать мячи. Ведущим оценивается дальность броска и правильность выполнения. Дети бросают мячи по очереди.
Дети 3 лет
Журавли и лягушки
♦ Развитие ловкости, сохранение равновесия, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общего тонуса мышц.
(к) Ведущий с помощью считалки делит детей на «журавлей» и «лягушек» (их большинство). «Журавли» стоят на одной ноге, ловят «лягушек», убегающих на четвереньках в «болото» — очерченный на земле (полу) круг в одном из углов комнаты (площадки). В «болоте» они спасаются. Затем дети меняются ролями. «Журавлям» разрешается менять ноги, если они устали.
|
Рыбаки и рыбки
♦ Развитие координации, чувства ритма, общефизиологическое воздействие на организм.
(р) Скакалка.
(к)Играющие стоят. Очерчивается «пруд» — площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки» плавают. Двое «рыбаков» растягивают скакалку — «сети», пытаются окружить и поймать «рыбок». «Рыбки» увертываются. Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры («рыбка» поймана). Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется с новыми «рыбаками» (двоими, кого поймали последними). В начале игры «рыбаков» выбирают с помощью считалки.
Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос
♦ Развитие ловкости, воспитание выдержки, общефизическое воздействие на организм, повышение эмоционального и мышечного тонуса.
(к)Ведущий с помощью считалки выбирает 2 «Морозов». Площадку делят на 2 дома. Необходимо перебежать через всю площадку так, чтобы тебя не «заморозили» Деды Морозы. Когда игра начинается, Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос стоят посреди площадки и вместе с ведущим говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я — Мороз-Красный нос,
Я — Мороз-Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
(После ответа):
Не боимся мы угроз
И не страшен нам Мороз!
— все играющие перебегают в другой дом, а оба «Мороза» стараются их «заморозить». Двое последних, самых ловких, кого не поймали, становятся новыми «Морозами».
АНОМАЛИИ ПРИКУСА
При аномалиях прикуса возникает неправильное смыкание челюстей, т.е. неправильная артикуляция зубных рядов при жевании, глотании, во время разговора. Кроме этого, в период активного роста челюстных костей особое место занимают аномалии, возникающие в результате ротового дыхания, нарушения глотания, сосания языка, губ, пальцев. Неправильный прикус отражается на лице, обусловливает нарушение мимики, связанное с нецеленаправленной функцией.
При систематических играх для формирования правильного прикуса возникает новый динамический стереотип (новая привычка говорить, жевать и т.д.), поэтому для закрепления его необходимо ежедневно на протяжении не менее 3 месяцев заниматься следующими играми, чтобы:
а) тренировать целенаправленные движения нижней челюсти;
б) тренировать мышцы челюстно-лицевой области
(жевательные и мимические мышцы);
в) координировать положения языка и мышц челюстно-лицевой области с органами полости рта при глотании;
г) тренировать навык правильного носового дыхания при сомкнутых губах (см. игры при болезнях дыхательной системы);
|
д) тренировать умение правильно держать голову,
все элементы правильной осанки (см. игры на развитие правильной осанки).
Дети 2—3 лет
Сладкий мостик
♦ Формирование правильного прикуса, развитие равновесия, навыка усложненной ходьбы.
(р) Доска или палка длиной 2—3 м, коробка леденцов или кукурузные хлопья.
(к) Ведущий предлагает пройти через «сладкий мостик». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык, на кончик которого ведущий кладет леденец. Пройдя через мостик (доску или палку), ребенок съедает леденец. Сначала ведущий держит ребенка за руку. Необходимо следить за правильной осанкой ребенка.
Дети 3 лет
Маляры
♦Восстановление навыков правильной артикуляции языка, зубов и мышц челюстно-лицевой области, тренировка правильного положения головы и туловища.
(к) Ведущий вместе с ребенком повторяют стишок:
Красить комнаты пора —
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.
Затем ведущий говорит: «Сейчас мы будем красить потолок, только кистью будет язычок, а потолком — твердое нёбо».
Часики
♦ Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.
(к) Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. По команде: «Как часовая стрелка — медленнее, как минутная — быстрее, как секундная — еще быстрее» — необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот. Ведущий должен следить, чтобы рот ребенка был постоянно открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Отбойный молоток
♦ Формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.
(к)Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми работают шахтеры, а дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно звук «ддд» произносить долго-долго». После этого дети пытаются произнести этот звук в течение 3—4 минут.
Флюгер
♦ Развитие точности и координации движений, правильного положения нижней челюсти, умения ориентироваться на местности, внимания и быстроты реакции.
(к) Ведущий делит детей на 2 команды и строит их в шеренги (дети-«флюгера»). Затем ведущий рассказывает и показывает, где находятся стороны света. По команде ведущего «Ветер дует с востока» дети должны повернуть голову к западу, так как ветер дует с востока и т.д. При слове «буря» все кружатся на месте, при слове «штиль» замирают на месте, открывают рот и перемещают челюсть в нужном направлении (в зависимости от аномалии прикуса: вперед, назад, влево, вправо). Необходимо удержать челюсть в таком положении до следующей команды.
Выполни команду и не ошибись
♦ Развитие мышц челюстно-лицевой области, концентрации внимания и координации движений.
(к)Ведущий просит закрыть глаза и выполнять команды: открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, назад, в сторону, поднять язык вверх, надуть щеки. Ведущий внимательно следит за правильным выполнением команд. Самые усердные дети поощряются.
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ
Нарушение осанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.
Дети 1 — 3 лет
Запусти ракету на Луну
♦ Обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
(р) Стул, мяч.
(к) Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5—6 раз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде («ракета полетела») кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Дети 2—3 лет
Перешагни через веревочку
♦ Развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании препятствия.
(р)Веревочка, стулья.
Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10—15 см от пола. Ребенок сидит на стуле в 3—5 м от веревочки. По команде ведущего ребенок идет и перешагивает через веревочку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревочку, пока не перешагнет по всей длине. Если ребенку трудно, то можно сделать 3—4 перешагивания. Игру лучше выполнять под ритмичную музыку или хлопки ведущего при каждом перешагивании через веревочку.
Ведущему нужно контролировать правильность осанки и смыкания губ (рот должен быть закрыт). Начинать можно с одной стороны веревочки, а на другой стороне, на стуле, к которому
прикреплена веревочка, можно положить приз.
Мячик покатился
♦ Развитие координации движений (в том числе кистей и пальцев рук), умение ориентироваться в пространстве, обучение различным приемам игры в мяч.
(р) Мячики.
(к) Ведущий раздает мячи, затем катит свой мяч и гэзорит при этом: «Мяч покатился». Идет за ним и берет в руки. Дети повторяют движения взрослого: гят свои мячи и поднимают их. Затем ведущий катит мяч в противоположную сторону. Дети повторяют и это движение. После того как дети научились этим движениям, можно катить мяч прямо со словами: «Мячик покатился раз». Потом взять мяч и повторить все снова: «Мячик покатился два». Тот, кто вышел вперед 'л сделал все движения правильно, получает приз. Ведущему нужно контролировать правильность осанки, походку детей, смыкание губ и носовое дыхание.
Закати в ворота мяч
♦ Развитие разносторонней координации движений и подвижности нервных процессов, умения держать равновесие.
(р) 2 стула или табуретки, рейка (1,5—2 м), мячик.
(к) Ведущий строит ворота (на спинки стульев или сиденья табуреток кладет рейку). Перед воротами на расстоянии 1,5—2 м кладет мяч. Ребенок должен взять мяч, катить его в ворота и бежать за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать. Более сложный вариант можно проводить на время. Необходимо, чтобы ребенок прямо бежал за мячом, не горбясь.
Сходим к мишке в гости
♦ Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.
(р)Гимнастическая стенка, доска длиной 1,5—2 м или горка во дворе, мягкая игрушка-медведь, стул.
(к) Посадив игрушку-медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:
Маша (имя ребенка) и Егорка Часто ходят к мишке с горки.
Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра), затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.
Маленькие ножки бегут по дорожке
♦ Развитие мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения), сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).
(р) Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем показать свои ножки. Дети поднимают ноги. Ведущий говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро, и приговариваю несколько раз: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем ведущий говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, ведущий предлагает поиграть. Несколько раз повторяется присказка. Дети в соответствии со словами и ритмом мелодии то бегают «маленькие ножки бегут по дорожке»), то ходят («большие ноги идут по дороге»). Ведущий вместе с детьми показывает то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения.
Коршун и наседка
♦ Укрепление мышечного аппарата стопы, развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах, внимания, быстроты реакции, зрительного и слухового анализаторов.
(р) Веревка.
(к)Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «дом», где сидят цыплята (дети) с наседкой (ведущий). Сбоку в стороне находится коршун — ребенок, которого выбирают при помощи считалки. Наседка покидает свой дом (подлезает под веревку): «Ко-ко-ко!» На ее зов цыплята тоже подлезают под веревку и вместе с ней гуляют по площадке (клюют зернышки, наклоняются, приседают). При словах ведущего «Летит коршун» цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные коршуном. Самый последний из них становится коршуном.
Восточный официант
♦ Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
(р)Поднос или книга, кубик.
(к) Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться — и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
Дети 3 лет
Ласточка
♦ Тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, рук.
(к) Ведущий показывает, как нужно стоять «ласточкой» затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Ведущий держит ребенка за обе руки (в дальнейшем за одну) и контролирует правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.
Лягушонок
♦ Обучение равновесию, улучшение координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
(к)Ведущий рассказывает о лягушках и показывает, как они прыгают, квакают. После чего ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки (на четвереньках). Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается только на руки (с помощью ведущего). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.
Белочка.
♦ Укрепление мышц туловища и конечностей, координация движений, ловкость, тренировка в усложненной ходьбе.
(р)Гимнастическая стенка, лесенки на детских площадках, любимая яркая игрушка.
(к)Ведущий рассказывает ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке подарили игрушку и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка», — говорит ведущий. Ребенок с помощью взрослого поднимается по гимнастической лесенке. На верхней ступеньке висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Ведущему необходимо страховать ребенка, помогать, если нужно. Размещать игрушку нужно вначале на 4—5 ступеньках, затем поднимать повыше.
Маленький гимнаст
♦ Укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка равновесия.
(р) Родители рассказывают ребенку о гимнастах,показывают, как красиво они выступают. Затем предлагают поиграть в гимнаста. Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы я левая папы), прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребенка, который становится одной ногой на руку папы, а другой — на руку мамы. Родителимедленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, побуждая ребенка
продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постепенно шаг ускоряется. Через 1—2 минуты родители опять становятся на корточки, ребенок соскакивает на землю. Это упражнение содержит сильный эмоциональный заряд для ребенка и родителей, так как редко удается играть всем вместе. После игры лучше всего устроить совместное чаепитие.
Качели-карусели
♦ Расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.
|
(к) Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой — за обе ноги и раскачивают его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.
Мышки в кладовой
♦ Тренировка быстроты реакции, скорости, ловкости движений, умения ориентироваться в пространстве.
(р) Стулья,веревка.
(к) Дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки (мыши в норках). На противоположной стороне площадки на высоте 40—50 см натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, они нагибаются и пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки и грызут сухари: «Хруп, хруп». Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мышей. Поймав одного, кошка сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. По окончанию игры ведущий предлагает всем потянуться, поднять голову вверх: «Они теперь не мышки, а славные ребятишки, и будут хорошо расти». При этом ведущему необходимо контролировать осанку, смыкание губ.
Походи боком
♦ Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышечного аппарата стопы.
(р) Кубик или книга.
(к) Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Нужно положить ребенку на голову кубик или книгу и предложить подвигаться вправо приставным шагом. Потом те же движения проделать влево, стараться не уронить кубик. Выигрывает тот, кто сможет сделать больше шагов.
Обручи
♦ Тренировка разносторонней координации движений, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, быстроты реакции на сигнал (команду), умение согласовывать свои действия с действиями других членов команды, улучшение функции дыхания.
(р)Обручи.
(к)Дети стоят или сидят. Ведущий катит обруч к противоположной стене зала. Дети бегут за ним и приносят обруч ведущему, тот вновь катит обруч и говорит: «Покатили обручи». Дети катят уже свои обручи. Затем ведущий и дети высоко поднимают обручи и говорят: «Подняли высоко-высоко». Все вытягиваются, смотрят вверх. Потом одевают обручи через голову на себя и, опуская на пол, приговаривают: «Бух, бух, упал обруч». Перешагивают через обручи и катают их по комнате. Выигрывают те, кто более четко и красиво выполнят задания.
Тир
♦ Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование навыков при разнообразном метании мяча.
(р)Мячи, мишени — кольцо или коробка, кегли.
(к) На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка или подвешивается кольцо. Пусть ребенок сделает несколько попыток попасть в цель. Модифицированный вариант: расставляются кегли, и их надо сбить. За сбитую кеглю или попавший в коробку мяч ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого больше фантов.
А что у нас на ножках?
♦ Укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд.
(р)Разноцветные листочки, различная обувь, коврик.
(к) Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз завязывает на стопе разные ленточки и одевает обувь так, чтобы ребенок не видел ее. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и голову одновременно, смотрит на ноги на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову на коврик, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
ПЛОСКОСТОПИЕ
Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа
является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания в этой главе подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки разведены).
Дети 1 — 2 лет
Воробьи
♦ Формирование навыка в прыжках, координация движений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.
Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то прыжки нужно исключить.
|
Ведущий предлагает понаблюдать за воробьями на улице: объясняет, что воробьи не ходят, а только прыгают и летают. Затем предлагает ребенку поиграть в «воробьев». Ведущий держит ребенка под мышки, а позже — за плечи (лицом к себе). А когда ребенок освоит подпрыгивания, ведущий держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.
Дети 2 — 3 лет
Кач-кач
♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев ног.
(к)Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По сигналу ведущего («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни. Движения сопровождаются словами «кач-кач».
По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели
♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.
(к)Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:
По-турецки мы сидели, Пили чай и сушки ели. Пили, пили, ели, ели, Еле-еле досидели. Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.
Проведи зайку через мостик
♦ Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп,
формирование правильной осанки.
(р ) Доска с набитыми поперечинами (ребристая), игрушка-зайка.
(к) Ведущий объясняет, что за ребристым мостиком — зайка. Он боится пройти по мостику, нужно его перевести. Ребенок подходит к доске, проходит по ней, берет игрушку и с ней возвращается обратно. Ведущий контролирует походку, осанку, носовое дыхание, смыкание губ.
Дети 3 лет
Юный альпинист
♦ Формирование навыка ходьбы по наклонной плоскости, умения держать равновесие, развитие координации движений.
(р)Гладильная доска, игрушка-мишка.
(к) Ведущий ставит гладильную доску, один конец которой поднят на 20—25 см. На вершине горки ведущий ставит мишку и рассказывает, что высоко в горах живут гималайские медведи, но родители мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме
альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели, но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в гости и поиграть с ним, а то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придерживает его за руку. Ребенок наклоняется, берет игрушку и с помощью ведущего сходит с горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку; если освоил движения. Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы тот не упал.
Равновесие
♦Укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие равновесия.
(к) Двое ведущих садятся на корточки и соединяют руки — левая рука одного с правой рукой другого, прижимая их к своему телу. Другими руками берут за плечи ребенка, который становится ногами на руки веду-
щих, а руками берется за их руки. Затем ведущие медленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После этого ведущие начинают медленно ходить, ребенок должен сохранять равновесие. Постепенно шаг убыстряется. Через 2—3 минуты ребенка ставят на пол.
Сидячий футбол
♦ Развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка быстроты реакции.
(р) Мяч, кегли.
ф Дети сидят на полу, на ковре, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!