Бессознательное в психике и поведении человека — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Бессознательное в психике и поведении человека

2019-09-26 284
Бессознательное в психике и поведении человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О существовании бессознательного в психике человека и его участии в регуляции поведении ученые заговорили давно, начиная примерно с XVIII века. Одним из первых указал на наличие бессознательное в психике человека немецкий ученый Г. В. Лейбниц, определив его в своем учении под названием «Монадология». После Лейбница бессознательного в своих научных трудах касались И. Ф. Гербарт и Г. Фехнер. Кое-что относительно определения и понимания природы бессознательного позаимствовал из работ Г. Фехнера и З. Фрейд, с именем которого чаще всего ассоциируется современное представление о бессознательном. З. Фрейд по праву считается одним из основных исследователем бессознательного в психике человека

Ценные идеи о бессознательном после Лейбница и Гербарта высказывали многие другие ученые: Ч. Дарвин (бессознательные эмоции), И. М. Сеченов (бессознательные ощущения). В результате идея о существовании бессознательных (не осознаваемых) психических явлениях к концу XIX века стала уже общепринятой, но относилась еще в основном только к психическим процессам. Подытожил и систематизировал идеи о бессознательном в психике человека к концу XIX века классик немецкой психологии В. Вундт. Тем не менее, вплоть до появления работ З.Фрейда считалось, что в психике и поведении человека бессознательное занимает сравнительно мало места, а большинство психических явлений и форм поведения человека являются сознательными.

Наибольший вклад в современную трактовку бессознательного внес З. Фрейд. Он, во-первых, сделал бессознательное главным психологическим образованием человека, во-вторых, высказал и обосновал предложение о том, что именно бессознательное доминирует в психике человека и в основном управляет его поведением, а сознание, находясь в его власти, подчиняется бессознательному, в-третьих, З. Фрейд распространил идею бессознательного на личность и межличностных отношения людей.

З. Фрейд выделил и в своих научных трудах описал основные проявления бессознательного: содержание сновидений, ошибки памяти, речевые ошибки, ошибочные действия и невротические симптомы. Кроме того, Фрейдом были предложены два метода изучения бессознательного: метод свободных ассоциаций и метод толкования сновидений. З. Фрейд также продемонстрировав наличие у человека неосознаваемых черт характера и мотивов поведения. Бессознательное в личности включает в себя неосознаваемые влечения, которые проявляются в непроизвольных действиях и реакциях человека. К ним можно отнести речевые ошибки (оговорки, ослышки, описки), нарушения памяти (забывание фактов, имен, событий, обещаний, намерений, содержания сновидений и т. п.).

Забывание имен также представляет собой, по Фрейду, пример бессознательного процесса, связанного с мотивацией. Такое забывание обычно соотносится с неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, имя которого он забывает, или эти чувства ассоциируются у него с некоторыми событиями, связанными с данным человеком.

Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, с его не удовлетворенными, но жизненно значимыми потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидений не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому эти сновидения принадлежат. Эти два случая представляют собой детские сновидения дошкольников и инфантильные («детские») сновидения взрослых людей, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих сну событий дня.

С фрейдовской трактовкой роли бессознательного в психике и поведении человека, с его идеями о соотношении сознания и бессознательного не были согласны многие психологи. Данную позицию, которой до сих пор придерживаются многие профессиональные психологи-ученые, так и не удалось значительно изменить, несмотря на то, что учение Фрейда существует уже более сотни лет, широко распространено и признано в мире.

Открытое неприятие многих положений учения Фрейда о бессознательном (многие из них действительно не имеют под собой убедительного научного обоснования), в конечном счете, привело к размежеванию психологии и психоанализа как не совместимых друг с другом учений и сфер профессиональной деятельности. В настоящее время наряду с профессиональными психологами в некоторых высших учебных заведениях за рубежом и у нас в стране наряду с психологами готовят профессиональных психоаналитиков, причем программы их подготовки существенно отличаются друг от друга.

Большинство ученых-психологов признает, что бессознательное существует и оказывает заметное влияние на психику и поведение человека. Вместе с тем, в сравнении с сознанием бессознательное рассматривается не как его антагонист (именно в этом ключе бессознательное понимал и представлял З. Фрейд), а как один из уровней психологической регуляции поведения человека, дополняющий сознание. Его роль в управлении психикой и поведением человека заключается в следующем. На уровне сознания человека представлены и решаются наиболее сложные задачи, для которых в его личном опыте не существует готовых и простых решений. На бессознательном уровне представлены и решаются сравнительно простые, привычные для человека задачи. Правда, до сих пор еще никто не смог точно и однозначно ответить на вопрос о том, какова относительная роль сознания и бессознательного в управлении психикой и поведением человека, особенно в тех случаях, когда речь идет о конкретных психических процессах или формах поведения человека.

Бессознательное трудно точно определить, так как все, чему предлагаются определения, так или иначе связано с сознанием человека.

Однако, бессознательное можно попытаться определить не напрямую, а косвенно, сравнивая его с сознанием, и представляя его как такое содержание психики или такие формы поведения человека, которые не соответствуют основным характеристикам сознания, описанным в первом параграфе главы. Попробуем воспроизвести эти характеристики, так сказать, «от противного»8.

Бессознательными в этом случае можно будет назвать такие психические явления (формы поведения), которые:

- не представлены в виде ощущений, образов, мыслей, переживаний и других известных психических явлений, включаемых в состав сознания человека;

- не могут быть определены самим человеком как присутствующие или отсутствующие у него в настоящий момент времени;

- не могут быть объяснены человеком (речь, в частности, идет об объяснении не осознаваемых форм поведения);

- не контролируются со стороны воли человека;

- напрямую и адекватно не выражаются в речи человека;

- не являются разумными (не реализуются на основе сознательно принятых решений).

- об их содержании человек ничего определенного сказать не может.

В так широко понимаемом бессознательном могут быть отражены практически все виды психических явлений, начиная с ощущений, и кончая личностью или межличностными отношениями. Имеются, к примеру, бессознательные ощущения, к которым относятся субсенсорные ощущения, включая ощущения равновесия и ощущения, связанные с работой внутренних органов тела,9 а также ощущения, возникающие во время сна под воздействием стимулов, получаемых человеком со стороны окружающей среды.

Существуют также не осознаваемые зрительные, слуховые и другие ощущения, которые могут порождаться подпороговыми стимулами – такими, величина которых не достигла абсолютного нижнего порога ощущений, или которые в данный момент времени маскируются (скрываются) более сильными стимулами. Например, слабый звук, который обычно воспринимается человеком, может быть не услышан на фоне более сильного звука, если оба звука действуют и воспринимаются человеком одновременно.

Существуют не осознаваемые человеком образы, связанные с восприятием. Они обнаруживаются, например, в известных феноменах «ранее виденного», суть которых состоит в том, что при восприятии некоторых объектов или ситуаций у человека возникает ощущение того, что он это где-то или когда-то уже видел, слышал, ощущал, но в данный момент времени не в состоянии точно вспомнить, где и когда это было.

Бессознательной может оказаться память человека. Речь идет о такой памяти, которая запоминает, сохраняет или воспроизводит информацию, но человек этого актуально не осознает. Мы, например, почти ничего не знаем из того, что на самом деле заложено в нашей генетической памяти, и далеко не полностью представляем, что на самом деле хранит наша долговременная память, и из всего ее содержания осознаем только то, что в данный момент времени нами припоминается.

Существует не осознаваемое воображение. Это, к примеру, сновидения и галлюцинации. Можно привести примеры бессознательного мышления. К ним относятся те процессы, которые приводят человека к неожиданным выводам и даже к открытиям, но которые он не в состоянии полностью описать или просто объяснить, каким образом он пришел к тому или иному умозаключению. Такой вывод в свое время, изучая творческое мышление, сделал немецкий философ Г. Лейбниц.

Существуют не осознаваемые разновидности речи. Это, например, внутренняя речь человека или речь, произносимая во сне, в бреду, а также так называемая автоматизированная речь, сопровождающая некоторые виды заболеваний и не контролируемая сознанием человека.

Бессознательное, как и сознание, не едино по своей структуре, может существовать и проявляться на разных уровнях. Имеются, например, бессознательные психические явления, которые никогда, ни при каких условиях не осознаются человеком. Это, к примеру, ощущения, которые регулируют состояния равновесия, или содержание генетической памяти. За этими явлениями можно оставить определение бессознательного в его узком понимании.

Есть такие психические явления, которые, в принципе, могут быть осознаны человеком, но актуально, как правило, не осознаются. Это, например, то, что хранится в долговременной памяти человека, или то, что имеется в психике человека в те моменты, когда он теряет сознание. Такие феномены можно обозначить как не осознаваемые психические явления.

Наконец, среди неосознаваемого человеком есть то, что уже находится как бы «на пороге сознания», и само по себе, спустя некоторое время, без особых усилий со стороны человека может стать осознаваемым. Подобные явления можно обозначить как предсознательные (из них содержание бессознательного непосредственно и почти автоматически переходит в содержание сознания).

Бессознательное, неосознаваемое и предсознательное можно представить как разные уровни существования бессознательного. При этом то, что мы называем предсознательным, практически полностью соответствует тому, что в главе, посвященной сознанию, было обозначено как полусознание.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.