Место психологии среди других наук — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Место психологии среди других наук

2019-09-26 244
Место психологии среди других наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современная психология разделена на множество относительно самостоятельных отраслей (частных наук), направлений и школ. Наукой называют обособленную систему знаний, касающихся той или иной группы явлений, которая располагает собственной проблематикой, методами исследований, фактами и научными теориями. Таких наук в психологии насчитывается много десятков (о них подробнее речь пойдет далее).

Направлением в психологии называют совокупность психологических наук, которые в течение длительного времени разрабатываются несколькими поколениями ученых, придерживающимися примерно одинаковых взглядов в понимании предмета психологии, ее проблем и методов исследования. Такие направления начали исторически складываться примерно с XVIII в. и продолжают существовать до сих пор. Это, например, ассоциативная психология, гештальтпсихология, описательная психология, объяснительная психология, функциональная психология, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая и когнитивная психология.

Психологическая школа – это совокупность исследований, инициированных каким-либо ученым или группой ученых, сотрудничающих друг с другом в организации и проведении научных исследования и чаще всего представляющих одно поколение ученых. Название школы персонально связывается с именем основавшего ее ученого. К примеру, в России в ХХ веке сложились и до сих пор существуют следующие, наиболее известные научные психологические школы: школа С.Л. Рубинштейна, школа Л.С. Выготского,школа Б.Г. Ананьева, школа А.Н. Леонтьева, школа А.Р. Лурия, школа Б.Ф. Ломова, школа П.Я. Гальперина и другие.

Психологические науки в целом можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальными называют такие науки, в которых содержатся основные научные знания, используемые в других психологических науках, но, как правило, напрямую не применяемые в психологической практике. В фундаментальных науках представлены имеющие общенаучное значение психологические теории и методы исследования. Таких наук в психологии относительно немного, они сложились давно, и их проблематика мало меняется со временем. К фундаментальным психологическим наукам можно отнести общую психологию, социальную психологию, дифференциальную психологию, сравнительную психологию, психологию развития, возрастную психологию, зоопсихологию (или психологию животных) а также ряд наук, возникших и существующих на стыке психологии и других областей фундаментальных научных знаний, например, психофизику, психофизиологию, психогенетику, зоопсихологию.

Прикладными называют психологические науки, в которых ставятся и решаются вопросы психологического характера, касающиеся отдельных областей деятельности современного человека. Эти области приводятся в названиях соответствующих наук, например, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, инженерная психология, психология спорта и многие другие. Наименование «прикладные» указывает на возможность непосредственного практического использования знаний, содержащихся в этих науках, в указанных в их названиях сферах жизнедеятельности современного человека. Прикладных психологических наук на порядок больше, чем фундаментальных, и их количество из года в год увеличивается за счет идущего в наши дни процесса распространения психологических знаний и методов на новые области жизнедеятельности современных людей.

С учетом сказанного выше вопрос о месте, занимаемом психологией среди других наук, должен решаться комплексно, как по отношению к фундаментальным, так и к прикладным областям психологических знаний. Одно из возможных его решений заключается в следующем. Психология по преимуществу является гуманитарной наукой,6 занимающей особое положение среди других наук. Специфика этого положения заключается в богатстве и разнообразии связей, существующих между психологией и другими науками, причем, эти связи являются взаимно полезными для соответствующих наук. С одной стороны, сами психологические знания и исследования обогащаются за счет привлечения в психологии теорий и методов, заимствованных из других наук, с другой стороны, многие другие науки нуждаются в психологических знаниях и методах. Так, например, психология тесным образом связана с философией, медициной, биологией, физиологией, математикой, физикой, педагогикой, историей и социологией и другими науками. Обсудим кратко, каким образом в современной психологии используется знания и методы, заимствованные из философии, медицины, биологии, математики, физики, педагогики, истории и социологии, и как в этих науках применяются психологические знания.

В древности наука о душе - прообраз современной психологии возникла в философии, частично полностью или частично сохраняла этот статус в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до начала ХХ века, несмотря на то, что еще в XVII-XVIII вв. психология формально уже превратилась в отдельную от философии, относительно самостоятельную науку. Столь длительное пребывание психологии среди философских наук объясняется следующими тремя причинами:

1. В психологии всегда существовали и существуют до сих пор проблемы, которые требуют решения на философском уровне. Это, например, проблема природы психических явлений, проблема методов их изучения и многие другие сложные проблемы, которые до сих пор трудно или практически невозможно исследовать исключительно опытным, естественнонаучным, экспериментальным путем. Это, например, проблемы сознания, мышления, воли, морали и многие другие.

2. Философы всегда нуждались и до сих пор нуждаются в научных психологических знаниях при решении таких философских проблем, как природа человека, его судьба, отношения с миром, познание человеком себя и многие другие.

3. Психологов и философов давно объединяет общий интерес к методологии научного исследования. Со стороны философов этот интерес объясняется тем, что методология научного познания была и до сих пор остается одним из разделов философии. Со стороны психологов этот интерес поддерживается до сих пор не преодоленными трудностями, связанными с методами познания психических явлений.

В связи со сказанным выше можно утверждать, что, по крайней мере, до первой половины XX века психология, как наука, совместно разрабатывалась философами и психологами. К примеру, такие известные российские психологи, как Г.И. Челпанов и С.Л. Рубинштейн были философами по своему базовому образованию. Что касается остальных российских психологов, то базовое высшее образования они вплоть до середины 60-х годов ХХ века получали на философских факультетах университетов (первый отдельный факультет психологии при МГУ был создан в нашей стране только в 1965 году).

Связи медицины и психологии исторически сложились еще раньше, чем связи между психологией и философией. Если последние относятся к первому тысячелетию до н.э. (древнегреческая философия), то первые переносят нас почти на два тысячелетия назад, в III-II тысячелетия до н.э. (древнеиндийская и древнекитайская медицина). Правда, прямые свидетельства о них в первоисточниках до нашего времени не дошли. Тем не менее, можно утверждать, что древнейшая наука о душевных (психических) явлениях

возникла примерно три – четыре тысячелетия назад и имеет два источника: медицину и философию.

На протяжении всей истории психологии, как науки, представители медицины вносили вклад в развитие психологических знаний. В качестве примеров можно указать труды древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V в. до н.э. (первое учение о темпераментах), испанского врача XVI в. Х. Уарте (учение о способностях) и австрийского врача, жившего на рубеже XIX и ХХ столетий З. Фрейда (новое психологическое учение под названием психоанализ).

Психологи со своей стороны не оставались в долгу перед медициной. Так, например, еще в первой половине XIX века, благодаря психологам, в медицине были признаны и получили распространение психотерапевтические методы. Разработанные психологами тесты стали применяться в медицинской практике уже в конце XIX века в связи с разработкой клинической психологии. В настоящее время в медицинских учреждениях работает много психологов, помогая врачам в диагностике и лечении разных заболеваний, а на стыке психологии и медицины существуют и разрабатываются прикладные науки, например, клиническая психология, психопатология, психофармакология и другие.

Предпосылки к формированию связей между психологией и биологией начала складываться еще в первой половине XIX века, когда немецкие физиологи Г. Гельмгольц и Т. Юнг впервые применили физиологические методы исследования для познания психических явлений, связанных с ощущениями и восприятием. Под влиянием достигнутых ими успехов среди ученых развернулась дискуссия на тему о том, кому и как разрабатывать психологию – философам, пользуясь при этом философскими методами исследования, или физиологам, предпочитающим иметь дело с объективными, физиологическими методами изучения психических явлений. В это дискуссии принял участие и известный российский физиолог И. М. Сеченов. Эта дискуссия завершилась во второй половине XIX века, когда была

опубликована и признана теория эволюции Ч. Дарвина. Результатом дискуссии стало признание и разработка наряду с философской психологией также и физиологической психологии, сблизившей психологию с естественными, в данном случае - биологическими науками. На рубеже XIX и ХХ вв. связи между психологией и биологическими науками укрепились за счет создания и начала разработки нескольких новых наук, занимающих промежуточное положение между психологией и биологическими науками. Это – психофизиология, психология животных и сравнительная психология.

Долгое время психология, как гуманитарная наука, существовала и развивалась в стороне от магистральных путей развития точных наук, таких, например, как физика и математика. Связи между ними стали складываться только после того, как в начале второй половины XIX века два немецких физика Э. Вебер и Г. Фехнер основали и приступили к разработке новой пограничной науки под названием психофизика. Эти связи еще более укрепились в конце XIX века после создание и начала применения в психологии методов математической статистики (английские ученые Ф. Гальтон, Ч. Спирмен и другие). В настоящее время для психолога-ученого считается обязательным знание и применение методов математической статистики для доказательства не случайности установленных в опытных (экспериментальных) исследованиях фактов и закономерностей.

Появление повышенного профессионального интереса педагогов к психологии датируется XVIII-XIX веками (И.Г. Петалоцци, Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский). Этот интерес усилился подле того, как в конце XIX века в психологии появились новые области знаний, близкие к научной и практической педагогике – детская психология и педагогическая психология. Под влиянием этого интереса в самом конце XIX века, благодаря инициативе, проявленной американским психологом Г.С. Холлом была создана наука под названием педология, объединившая психологические, педагогические и другие знания о детях. Научные исследования, проводимые в рамках детской, педагогической психологии и педологии сблизили педагогику и психологию,

что проявилось, в частности, в создании в СССР Академии педагогических наук (в настоящее время – Российская академия образования, РАО), в многочисленных исследованиях, проводимых совместно педагогами и психологами как в рамках академии, так и за ее пределами.

Особым образом складывались и до сих пор существуют взаимоотношения между психологией и историей как науками. Начало им было положено в середине XIX века, когда историки проявили интерес к психологическим знаниям. Этот интерес был вызван осознанием того, что ход исторических событий зависит не только от объективно складывающихся политических, экономических и других обстоятельств, но также от психологии людей, живших в соответствующие исторические времена. В связи с этим в истории появляется и начинает разрабатываться новое направление научных исследований, получившее название историческая психология. Его разработчики стали связывать и объяснять ход исторических событий через психологические особенности людей, прежде всего, так называемых исторических личностей – тех, кто находился у власти и мог влиять на эти события в соответствующий исторический период.

Во второй половине XIX века психологи со своей стороны стали проявлять интерес к истории в связи с осознанием того, что психология людей зависит от событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху, от характерной для этой эпохи культуры. Это привело к появлению в начале ХХ века нового направления научных психологических исследований – культурно-исторической психологии. Заметный вклад в ее разработку внес российский ученый Л.С. Выготский.

Особым образом складывались и позднее, если иметь в виду перечисленные выше науки, оформились отношения между психологией и социологией. Начало их становления относится к первым десятилетиям ХХ века и связано с возникновением и развитие социальной психологии, которая, как показывает ее история, превратилась в самостоятельную науку, возникнув на стыке психологии и социологии именно в это время. В область совместных

исследований, проводимых психологами и социологами, вошли этнопсихологические проблемы, проблемы, связанные с большими социальными группами, социальными установками, влиянием средств массовой информации на психологию и поведение людей, взаимоотношения между людьми в обществе и ряд других.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.