Понятие о сознании в психологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие о сознании в психологии

2019-09-26 265
Понятие о сознании в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главное отличие людей от животных, на которое указывают ученые, начиная с древнейших времен, заключается в том, что люди в отличие от животных обладает сознанием. Это признавалось философами с древнейших времен и почти никем не оспаривалось на протяжении всей истории психологии. 1

Выводы о наличии сознания у людей делаются психологами на основе следующих фактов. Человек имеет знания о себе и об окружающем мире, способен рассуждать, размышлять о своем прошлом, настоящем и будущем, делиться имеющимися у него знаниями с другими людьми, сохранять, накапливать и передавать из поколения в поколение жизненный опыт, заниматься психологическим самоанализом и в различных формах представлять его результаты.

Сознание выступает как высший уровень познания человеком себя и окружающей действительности, как основа его разумных и волевых действий. Наличие воли, возможность ее использования для регуляции психических состояний и поведения также связываются с наличием у человека сознания. Считается, что, находясь в состоянии сознания, человек одновременно с этим обладает волей, и, наоборот, включаясь в процесс волевой саморегуляции, человек делает это сознательно.

Все процессы, описанные выше, сопровождается использованием языка и речи для описания содержания сознания и происходящих в нем изменений. Поэтому на протяжении длительной истории существования психологической науки, начиная с древнейших времен, разум, сознание и воля считались неотъемлемыми атрибутами человеческой души (психики) и главным, что отличает людей от животных. В наличии у людей сознания абсолютное большинство ученых никогда не сомневались, и психологи старались объяснять, по крайней мере, высшие формы поведение людей на сознательной основе.

Правда, сталкиваясь с трудностями в изучении сознания, как психологического феномена, некоторые ученые (Р. Декарт в XVII веке; бихевиористы в ХХ столетии) пытались обойти эти трудности через изобретение новых способов объяснения поведения людей, без непосредственного обращения к сознанию. Такие попытки, как показывает история психологии, всегда оканчивались неудачно.

Вместе с тем, современные ученые-психологи признают, что сознание всегда было и до сих пор остается одной из сложнейших проблем психологической науки, особенно тогда, когда ставится задача его изучения опытным, экспериментальным, путем – таким, на который ученые - психологи давно перешли, исследуя другие психические процессы – ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь, а также многие психические состояния.

Основные, трудноразрешимые вопросы, связанные с пониманием сознания, его природы и происхождения, можно сформулировать следующим образом (далее вместе с формулировками соответствующих вопросов предлагаются краткие пояснения, касающиеся того, почему эти вопросы представляются трудными для их научного изучения):

1. Что такое сознание как психическое явление?

Имеется в виду поиск точного и однозначного определение сознания.

2. Чем сознание отличается от других психических явлений?

Речь идет о том, чем сознание, как психологическое явление, отличается от содержащихся в нем ощущений, образов, мыслей и переживаний. Если сознание полностью исчерпывается своим содержанием, то есть, тем, что в нем отражено, то их этого следует, что сознание, как отдельное психическое явление, не существует. Но это, по-видимому, не так, поскольку в данном случае не было бы смысла вводить определение сознания, отличающееся от определений других, содержащихся в нем психических феноменов.

3. Что входит в структуру сознания?

Данный вопрос заключается в том, чтобы выяснить, какие психические явления можно отнести к сознанию, какие – к бессознательному. Удовлетворительно ответа на данный вопрос в науке до сих пор не существует по двум причинам:

- сознание, как психическое состояние, динамично, и включает в себя несколько уровней. В связи с этим не вполне ясно, к какому уровню сознания следует отнести данной вопрос. Очевидно, что по отношению к разным уровням сознания ответ на него будет различным;

- не существует четкой границы, отделяющей сознание от бессознательного.

4. Как возникло и развивалось человеческое сознание?

Это - один из труднейших вопросов, касающихся сознания. Он, в свою очередь, распадается на ряд частных вопросов, многие которых до сих пор не имеет полностью удовлетворительных ответов. Их можно сформулировать следующим образом:

- Имеется ли сознание у животных?

- Было ли сознание у древних людей? Если да, то, что оно представляло собой, и чем отличалось от сознания современных людей?

- Если оно у древних людей сознание уже существовало, то как объяснить его возникновение у них?

- Если сознания у древнейших людей еще не было, то когда и как оно возникло?

- Какие физиологические процессы, происходящие в мозге человека, связаны с возникновением, исчезновением или изменением сознания человека?

5. Как возникает и развивается сознание у отдельно взятого человека в онтогенезе?

До момента появления на свет человек, по-видимому, сознанием не еще обладает, так как, признавая его наличие до рождения, пришлось бы допустить, что сознание, как таковое, существует тогда, когда человек находится еще во внутриутробном состоянии. По этой же причине проблематично признать наличия сознания у новорожденного ребенка. Однако ребенок двух - трехлетнего возраста уже обладает определенными признаками сознания, поскольку у него имеются некоторые особенности, связанные с наличием сознания – отделение себя от окружающей действительности и от других людей, способность описывать словами то, что происходит с ним и вокруг него, и простейшие элементы волевой регуляции поведения.

Из всех этих рассуждений следует, что сознание, по-видимому, появляется и начинает развиваться в какой-то момент жизни человека уже после его рождения, в период от рождения до двух-трех лет. К сожалению, ничего более определенного о моменте возникновения сознания в онтогенезе сказать нельзя. Неясно также, как и при каких условиях сознание человека начинает функционировать.

6. Что изменяется в психике и поведении человека, когда у него появляется или, наоборот, исчезает сознание?

То, что это сознание появляется, исчезает и может изменять по степени своей ясности, каждый человек знает по личному опыту. Однако научного объяснения фактам появления или исчезновения сознания, а также его изменения до сих пор не существует. Мы даже точно не знаем, с какими процессами, происходящими в мозге человека, связано появление или исчезновение сознания.

8. Что представляют собой анатомические основы сознания человека? Каким образом оно связано с работой мозга и его отдельных структур? Где сознание находится («локализуется») в мозге?

Эти вопросы понятны по своей формулировке, но до сих пор не имеют в науке столь же ясных и удовлетворительных ответов. Однако, несмотря на то, что практически на все, сформулированные выше вопросы наука до сих пор не в состоянии дать удовлетворительные ответы, ученые продолжают искать ответы на них, и материал, который далее содержится в главе, представляет собой результаты соответствующих поисков.

Начнем с вопроса, ответ на который должен быть получен в начале исследования любого психологического явления - его точного определения. Существуют много различных определений сознания. Исторически первое и наиболее древнее их них относится к середине первого тысячелетия до нашей эры. В этом определении сознание отождествлялось со всеми психологическими (душевными) процессами и свойствами человека, и в нем утверждалось, что все свойства души являются осознаваемыми, то есть представленными в сознании человека. В таком понимании сознания ставился, по существу, знак равенства между сознанием и психикой человека. При этом наличие сознания у животных отрицалось, а приписываемые животным свойства души не связывались с сознанием. Древние ученые - философы были убеждены в том, что человек является единственным существом, наделенным сознанием, а вместе тем - разумом и волей.

В XVII – XVIII вв. с сознанием стали связывать и переживания (аффекты) человека. Это произошло тогда, когда наука о душе, благодаря трудам Р. Декарта, стала определяться как наука о сознании человека, в котором представлены, соответственно, его мышление (познавательные процессы) и переживания (аффекты).

В XIX – XX столетиях сфера сознания еще более расширилась, и в его состав стали включаться индивидуальные (личностные) свойства человека, такие, как способности, темперамент, характер и потребности. Одновременно с этим было признано существование бессознательного в психике человека, причем это понятие также, в конечном счете, оказалось распространенным на многие виды психических процессов, состояний и свойств, присущих человеку. В результате возникла теория, согласно которой сознание представляет только часть психологии человека – ту, которую он получает в виде переживаний, образов и мыслей, поддающихся волевому контролю и точному словесному описанию. Кроме того, находясь в состоянии сознания, человек может сообщать о своих психологических особенностях другим людям.

Способы описания психических явлений, включаемых в содержание сознания, пути передачи информации о них другим людям также могут быть различными. Переживания, мысли и образы можно передавать, например, устной и письменной, вербальной речью, языком телодвижений – жестами, мимикой и пантомимикой, другими формами невербальной речи. Для представления своего сознания другим людям человек может воспользоваться теми или иными неречевыми изобразительными средствами: рисунками, схемами и т. п. Наконец, для обмена содержанием сознания между людьми можно обратиться к звуковому, неречевому оформлению осознаваемых ими переживаний.

Главное в таком понимании сознания заключается в том, что оно представляет собой передаваемое от человека к человеку психическое содержание, в частности - знания, которые, соответственно, могут восприниматься и разделяться многими людьми, одновременно находящимися в состоянии сознания. Так формируется «совместное знание» или «коллективное сознание» людей. Можно допустить, что и сам термин «сознание» происходит от данного словосочетания. На теоретическом уровне это отчасти подтверждается теорией происхождения и развития сознания, разработанной А.Н. Леонтьевым. Ее основные положения будет представлены далее в содержании этой главы. Приведенное выше, развернутое описательное определение сознания, можно считать наиболее распространенным. В той или иной степени, частично или полностью его придерживается большинство современных ученых-психологов.

Есть и более узкое, специальное понимание сознания. Оно связывает соответствующее психическое явление и состояние человека с языком и речью человека. В таком, ограниченном определении сознания утверждается, что в его состав входит только то, что передается или выражается словами. Поскольку слово в большинстве случаев выступает как понятие, то на данную, психолингвистическую интерпретацию сознания накладывается еще одно ограничение: в содержание сознания включается лишь обобщенное знание, представленное на уровне понятий о предметах и явлениях, отраженных в языке.

Третье понимание сознания, напротив, трактует его расширительно и представляет сознание как особое состояние психики человека, в котором он пребывает тогда, когда не спит, когда здоров, нормально и правильно - так, как это делают большинство других людей - воспринимает то, что происходит с ним и вокруг него. Сознание в этой его трактовке – это психическое состояние, равнозначное состоянию бодрствования. Оно предполагает, что, находясь в состоянии бодрствования, человек одновременно с этим обладает сознанием, и все, что с ним происходит в таком состоянии, входит в содержание его сознания. Так понимаемое сознание может появляться, исчезать, изменяться по силе или отчетливости его проявления (мере осознания человеком происходящего с ним и вокруг него).

Выделение признаков, по которым можно определить, находится или не находится человек в данный момент времени в сознании, зависит от того, как оно понимается и определяется. Если сознание рассматривается как равнозначное по содержанию всей психике человека, то в этом случае наличие психики рассматриваются как достаточный признак существования сознания, и такое понимание сознания логически приводит к признанию его существования у животных.

Если сознание отождествляется только с частью психических явлений, то его можно будет обнаружить у живых существ, обладающих соответствующими психическими явлениями. Именно эта точка зрения была заявлена в древности и до сих пор является наиболее популярной среди ученых - психологов. Она выражается в том, что сознание признается существующим только у людей, и наделяется признаками, свойственными психическим явлениям, характерным для людей. Если сознание отождествляется с языком и речью, то всякий раз, когда человек пользуется ими, воспринимает и порождает устные или письменные речевые высказывания, считается, что он находится в состоянии сознания. В этом случае сознание рассматривается как присущее не всем людям, и не всегда.

Существует немало частных, авторских определений сознания. Например, С. Л. Рубинштейн связывал сознание человека с его переживаниями и знаниями, и делал это следующим образом. Переживание, по его мнению, выражает собой специфический аспект сознания, а знание представляет существенное качество сознания как такового.

Однако понятия «сознание» и «знание», если они непосредственно сравниваются друг с другом, не одинаковы по объему и содержанию. Различие в знаниях и сознании проявляется в следующем. В сознании отдельно взятого человека знание обычно представлено в специфической для него и ограниченной форме. Знание в сознании индивида сочетается, кроме того, с рядом дополнительных компонентов, которые в структуру знания, как такового, не входят (например, мотивационных). Наконец, знание, входящее в структуру индивидуального сознания, субъективно окрашено, зависит не только от объекта, к которому оно относится, но и от состояния самого познающего субъекта в настоящий момент времени. Другими словами, знание, представленное в сознании индивида, всегда является единством объективного и субъективного.

В сознании человека знание выступает как момент, сторона многообразных других моментов: поведенческих, мотивационных, личностных. «Сознание конкретной живой личности, – писал Рубинштейн, - сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в мире осознанных переживаниях, – так же, как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании».2

Другой известный российский психолог А.Н. Леонтьев определял сознание следующим образом: «Сознание в своей непосредственной сути есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» 3.

Таких определений в психологической литературе достаточно много, и почти каждый автор, предлагая свое определение, включает в него нечто отличное от того, что содержится в определениях других авторов. Это, с одной стороны, указывает на сложность и многогранность психологической феноменологии сознания, с другой стороны – на то, что все имеющиеся его определения в какой-то степени являются индивидуальными, а общепринятого определения сознания в психологии не существует.

Вместе с тем, можно выделить признаки сознания, на которые в своих определениях указывают все или большинство авторов. Эти признаки являются следующими:

- возможность видеть, воспринимать происходящее вокруг и определенным образом представлять его вовне, для других людей; - возможность описывать происходящее словами или в виде имеющих определенные значения изображений - знаков, рисунков, схем и т. п.);

- способность отделять себя от окружающего мира и от других людей;

- умение давать себе психологические и другие характеристики;

- возможность сообщать другим людям о собственных ощущениях, образах и мыслях;

- возможность управлять собой, контролировать свое поведение;

- возможность общаться с другими людьми, делиться с ними своими знаниями, мыслями, переживаниями;

- возможность адаптироваться к происходящим событиям, соответствующим образом изменять свое поведение в зависимости от складывающихся обстоятельств.

В повседневной жизни мы делаем вывод о том, что человек в данный момент времени находится в состоянии сознания, если в его поведении обнаруживаются хотя бы один из перечисленных выше признаков, в частности, если у нас есть уверенность в том, что в данный момент времени человек видит, слышит или каким-либо иным способом воспринимает и понимает то, что происходит с ним или вокруг него. Об этом, в свою очередь, можно судить по тому, как реагирует данный человек на действия окружающих людей, на происходящее с ним и вокруг него, а также по тому, отличаются или не отличаются его собственные реакции на происходящее от реакций других людей, находящихся в состоянии сознания.

Если сознание человека изучают ученые-психологи, то дополнительно к сказанному выше они выделяют уровни сознания, о которых далее пойдет речь, и в зависимости от того, какие из перечисленных выше признаков сознания обнаруживается у человека, делают вывод о том, на каком уровне сознания он находится в данный момент времени. Чем больше разных признаков сознания проявляется в поведении человека, тем более высоким считается характерный для него в настоящий момент времени уровень сознания. Возможность сообщать другим людям о своих, имеющихся в данный момент времени переживаниях, образах и мыслях, сама по себе не является необходимым и достаточным признаком наличия сознания. Лишь при условии, что сообщаемое соответствует действительности, данный признак может свидетельствовать о том, что человек действительно находится в сознании. Проверить степень соответствия сообщаемого человеком реальной действительности можно, соотнося его мнение с точками зрения других людей, находящихся в состоянии сознания. Если то, о чем говорит данный человек, подтверждается другими людьми, то можно сделать вывод о том, что и данный человек находится в состоянии сознания.

Возможность психологически отделять себя от происходящего вокруг также может использоваться в качестве признака наличия у человека сознания, но лишь в том случае, когда имеются четкие и однозначные признаки того, что человек в данный момент времени действительно отделяет себя от других людей, а то, что происходит в нем, в свою очередь, отделяется от происходящего вокруг него.

Такие признаки можно получить лишь в том случае, если соответствующий человек хорошо владеет речью. Анализируя его высказывания, соотнося их с высказываниями других людей, мы можем убедиться в том, действительно ли он в данный момент времени находится в состоянии сознания. Другой возможный способ удостовериться в этом заключается в определении того, что человек считает своим, принадлежащим ему, и что он рассматривает как чужое, не принадлежащее ему.

Перечисленные выше признаки могут использоваться для определения наличия сознания у человека в тех случаях, когда возникает необходимость точно установить, имеется ли в данный момент времени сознание у человека или оно отсутствует, а также оценить, насколько отчетливо человек осознает происходящее с ним и вокруг него.

Человек, находящийся в состоянии сознания, определенным образом относиться ко всему, что он воспринимает в данный момент времени, а также к своим знаниям о себе и об окружающем мире. Соответственно, при наличии у человека определенного отношения к себе и происходящему, а также при условии, что человек каким-то образом способен выразить это отношение, можно говорить о наличии у него сознания.

О сознательной регуляции психических явлений и поведения человека говорят также тогда, когда они возникают и изменяются за счет собственных волевых усилий человека. Не случайно в старых учебниках по психологии, изданных до середины ХХ века, темы «Сознание» и «Воля» всегда соседствовали друг с другом, и обе проблемы, как правило, обсуждались совместно.

Еще одной важной характеристикой человеческого сознания, представленной на уровне мышления, является наличие в нем так называемых интеллектуальных схем. Интеллектуальной схемой в психологии называется система умственных действий, в соответствие с которой человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Интеллектуальные схемы включают в себя логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в порядок, включая отбор, классификацию знаний, отнесение их к той или иной категории, производство определенных выводов из серии рассуждений (умозаключений).

Сознательно обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди с помощью интеллектуальных схем выделяют в сообщаемом и воспринимаемом ими главное содержание. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение внимания мыслящего человека от всего второстепенного, и сосредоточение его внимания (сознания) на главном, существенном. Откладываясь в сознании человека в понятийной форме, это главное затем становится достоянием не только индивидуального сознания, но и коллективного сознания.

Сознание может принимать различные формы по степени своей распространенности или охвата людей, быть индивидуальным, групповым или массовым. Индивидуальное сознание – это сознание отдельно взятого человека. Соответственно, в мире существует столько разных индивидуальных сознаний, сколько существует различных людей. Групповым называют сознание, присущее сравнительно небольшим, малым и средним по величине социальным группам. К примеру, каждая семья может иметь свое групповое (семейное) сознание, отличающее ее от других семей. Точно также можно говорить о том, что каждая из социальных групп, существующих в обществе, обладает своеобразным сознанием, отличающим ее от других социальных групп. Массовое сознание – это сознание, которое характеризует большие социальные группы или массы людей. В массовое сознание входят знания, убеждения, нормы, ценности, отношения, общие эмоциональные переживания масс людей. Массовое сознание формируется как отражение состояния человеческого общества в целом, знаний и представлений, имеющихся у больших масс людей в настоящий момент времени.

Язык и речь формируют у человека два взаимосвязанных по происхождению и функционированию, но разных по своему содержанию пласта индивидуального сознания: систему значений и совокупность смыслов слов. Как основные составляющие индивидуального сознания, их в свое время выделил и описал А. Н. Леонтьев.

Та часть сознания человека, которая представлена значениями слов, включает в себя знания, отраженные в научных и житейских понятиях, имеющиеся у человека. Научная составляющая индивидуального сознания содержит совокупность точно определенных и разделяемых большинством ученых значений научных терминов, за которыми имеется реальное содержание, являющееся достоянием науки. «Житейское» сознание может включать в себя знания и представления, которые с научной точки зрения не являются достоверными (правильными, точными).

Значения слов с разной степенью полноты отражены в толковых словарях соответствующих языков и являются одинаковыми для всех людей, которые пользуются данным языками. Смыслы слов – это личная часть составляющей индивидуального сознания человека, связанная с опытом его жизни. Смысл можно определить как образы, мысли, переживания, возникающие у человека при восприятии или произнесении соответствующего слова.

Если значения слов для всех людей одинаковые, то смыслы слов разные. Значения слов составляют содержание коллективного сознания, в то время как смыслы слов соответствуют содержанию индивидуального сознания. Совокупность значений, ставших известными данному человеку, и смыслов, приобретенных им самим, представляют содержание его индивидуального сознания.

Сознание человека может быть представлено в образной или вербальной (словесной) формах. Образная форма сознания содержит в себе множество образов, имеющихся в голове человека и осознаваемых им. Наиболее ярким примером образной части сознания людей могут служить образы, возникающие в результате работы органов восприятия, образы, извлекаемые из памяти или являющиеся продуктами воображения (представленные, например, в создаваемых людьми творческих произведениях).

Структура и уровни сознания

Сознание как психологический феномен, одновременно является устойчивым и изменчивым. Если рассматривается его состояние как длительное и более или менее стабильное, обладающее одинаковыми характеристиками на протяжении продолжительного времени, то его можно рассматривать как относительно устойчивое психическое состояние, раскрывать и обсуждать его структуру. Если сознание представляется как динамическое или изменчивое психологическое явление, то в этом случае можно выделять и обсуждать разные уровни, на которых время от времени может находиться сознание человека.

Структурный подход к представлению и изучению сознания предполагает выделение его внутреннего строения.5 В этом случае в индивидуальном сознании человека выделяют такие его составляющие, как часть сознания, относящаяся к самому человека – его самосознание, и часть сознания, относящаяся к окружающему человека миру (эта часть индивидуального сознания не имеет специального, общепринятого названия). В свою очередь, в самосознании выделяются и отдельно рассматриваются такие его составляющие, как самооценка, уровень притязаний, образ Я и Я- концепция.

Самооценка, это то, как сам себя воспринимает и оценивает человек, включая психологические и многие другие свои особенности. Уровень притязаний – это успехи, на достижение которых человек рассчитывает, исходя из самооценки и сложившейся ситуации. Образ Я – это безоценочное представление человека о себе. Я-концепция – это обобщенное представление человека о себе в прошлом, настоящем и будущем, то есть представление о том, каким человек был раньше, каким является сейчас, и каким станет или может стать в будущем.

Самооценка, в свою очередь, может быть адекватной, завышенной или заниженной. При адекватной самооценке человек воспринимает и оценивает себя в соответствии с действительно имеющимися у него качествами, достоинствами и недостатками, примерно так, как его воспринимают и оценивают большинство других людей. При заниженной самооценке он недооценивает свои положительные качества и переоценивает недостатки. В случае завышенной самооценки все происходит наоборот: имеет место недооценка собственных положительных свойств и переоценка отрицательных свойств.

Уровень притязаний человека, как и его самооценка, может быть нормальным, завышенным или заниженным. При нормальном уровне притязаний человек берется за решения трудных, но посильных ему задач, с которыми он может справиться при старании и активности. Это – задачи, которые соответствуют имеющимся у человека реальным возможностям. Заниженный уровень притязаний проявляется в том, что человек предпочитает иметь дело с легкими задачами, которые ниже его возможностей. Наконец, в случае завышенного уровня притязаний человек берется за решение слишком сложных для него задач, терпит при этом неудачи, но не делает из этого соответствующие выводы, и далее вновь берется за решение сложных, не посильных ему задач.

У одного и того же человека может быть несколько образов Я, например, образ Я для себя, образ Я для других и зеркальный или отраженный образ Я. Образ Я для себя – это то, как сам человек воспринимает себя. Образ Я для других – то, как другие люди воспринимают его, причем у одного и того же человека может быть несколько разных образов Я для других, поскольку различные люди могут воспринимать и оценивать его не одинаково. Зеркальный или отраженный образ Я – это перенесенный человеком на себя и принятый им образ Я, который первоначально возник в процессе восприятии его другими людьми.

Сознание, как любое психическое состояние, является изменчивым. Оно может появляться, например, тогда, когда человек просыпается или приходит в состоянии сознания после временной его утраты, исчезать – это происходит при засыпании или потере сознания человеком. Кроме того, степень ясности сознания время от времени может изменяться. В этой связи выделяют три уровня существования сознания человека: полусознание, обычное или повседневное состояние сознания и высшее его состояние.

Для обозначения разных состояний сознания в психологию используют различные термины. Иногда дополнительно выделяют такое состояние, которое, не являясь еще сознанием, как таковым, находится на пороге его появления у человека. Его называют предсознанием. К примеру, человек старается вспомнить что-то нужное ему в данный момент времени слово, и у него возникает ощущение, что он его вот-вот вспомнит. Это состояние называют предсознанием.

Находясь в состоянии полусознания, человек может воспринимать то, что происходит с ним и вокруг него, иметь ощущения и образы происходящего, и определенным способом реагировать на него. Но при этом человек может оказаться не в состоянии принимать разумные решения и выполнять их. У него в таком состоянии как бы временно отсутствует воля.

Приведем конкретные примеры тех состояний, которые обозначаются как полусознательные или полуосознаваемые. К ним можно отнести промежуточные состояния между сном и бодрствованием, состояния сознания человека при высокой температуре тела (бредовые состояния), те состояния, которые время от времени могут возникать у душевно больных людей, состояние гипноза, а также состояния, вызываемые сильно действующими психотропными веществами, например, наркотиками и алкоголем.

Обычным или повседневным состоянием сознания называют то его состояние, в котором человек ежедневно может находиться большую часть времени своего бодрствования – тогда, когда он физически здоров и пребывает в «нормальном расположении духа». Это состояние характеризуется способностью человека принимать и выполнять разумные решения, то есть, связано с разумом и волей. Через данное, типичное состояние сознания дается его определение, в том числе то, которое в развернутом виде было приведено в предыдущем параграфе главы.

Высшее состояние сознания – это состояния особой степени ясности сознания. Находясь в таком состоянии, человек наиболее отчетливо воспринимает и наиболее правильно, разумно реагирует на то, что в данный момент времени происходит с ним и вокруг него. Для обозначения таких состояний могут использоваться различные понятия, например, озарение, вдохновение, пиковое переживание и другие.

Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, сознание человека и его состояние в данный момент времени зависит от выполняемой человеком деятельности. В связи с этим необходимо различать актуально осознаваемое содержание сознания, и то его содержание, которое может быть осознанным. Актуально человеком осознается только то содержание его сознания, которое является предметом целенаправленной, выполняемой в данный момент времени деятельности человека, занимает в ней структурное место цели внутреннего или внешнего действия в системе деятельности. Для того чтобы просто быть сознательно контролируемым, то есть «оказываться осознанным», достаточно, чтобы данное содержание выступало в виде общего фона, на котором осуществляется деятельность, но не обязательно в качестве цели или содержания выполняемого действия.

Аналогичную мысль в свое время высказывали зарубежные психологи XVIII и XIX веков, введя в научный оборот понятия «перцепция» и «апперцепция». В содержание перцепции входит то, что в данный момент времени человек воспринимает, а апперцепция включает в себя то, на чем он в настоящий момент времени сосредоточивается свое внимание. Отсюда следует, что изменения, происходящие в сознании человека, или его динамика зависят от внимания человека.6

Термин апперцепция ввел в научный оборот немецкий ученый Г. Лейбниц, а далее его использовали в своих работах И. Гербарт и В. Вундт. Они понимали под апперцепцией наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и глубже всего понимает то, что происходит с ним и вокруг него, а также наиболее точно и правильно может описать происходящее словами.

Апперцепция включает в себя не все содержание сознания человека, а только его наиболее отчетливую часть, например, то, на что в данный момент времени направлено, на чем сконцентрировано внимание человека. Апперцепция – это состояние сознания, в котором человек может находиться лишь в те моменты или эпизоды своей жизни, когда он полностью здоров, бодр, спокоен, положительно эмоционально настроен и очень заинтересован (мотивирован) чем-либо.

Понятие апперцепция широко использовалось в психологии XVIII и XIX вв. в следующих основных значениях:

1. Совершенно ясное, особо четкое состояние сознания, мышления или внимания человека. В своем учении термином «апперцепция» Г. Лейбниц обозначил высшую степень психической активности, высшее состояние, в котором может находиться сознание человека.

2. Спонтанная активность души (в учениях Х. Вольфа и И. Канта).

3. Особого рода внутренняя сила, направляющая ход психических процессов. К примеру, в учении В. Вундта под апперцепцией понимался активный процесс организации «элементов сознания» в единое целое, куда включались ощущения, мысли и чувства. Апперцепция, по Вундту, в свою очередь управляется со стороны воли человека.

4. Для И. Гербарта апперцепция выступала как процесс приобретения человеком знаний, при котором воспринимаемые свойства нового объекта, события или идеи соединяются (ассимилируются) с уже существующими знаниями.

Непрерывность и изменчивость состояния сознания человека позволила в свое время известному американскому психологу У. Джемсу ввести в научный оборот понятие «поток сознания». В общем случае поток сознания – это непрерывная, хаотичная и неорганизованная смена следующих друг за другом явлений сознания: образов, мыслей, ощущений, чувств и т. п., происходящая без видимых причин, спонтанно, без определенной логики и последовательности. В специальном значении термин «поток сознания» использовался Джемсом как словосочетание, указывающее на то, что сознание человека состоит не из статичных, отделенных друг от друга элементов, а представляет собой непрерывную последовательность, «поток» сменяющих друг друга состояний (ощущений, образов, мыслей, переживаний и т. п.). «Поток сознания» не только непрерывен, но также целостен и целенаправлен. Его конечная цель, как и динамически меняющейся психики, заключается в том, чтобы дать человеку возможность лучше приспособиться к окружающей среде. Иногда словосочетание «поток сознания» метафорически используется для обозначения устной речи или письма, которые не управляются какой-либо строгой логикой, не представляют собой стройной последовательности мыслей. Так понимаемый «поток сознания» нередко выступает как признак отклонений в психике человека.

Сознание делят на типы, ориентируясь на его связь с работой правого или левого полушарий мозга. Один из типов созна<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.