Сравнение психики людей и животных. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сравнение психики людей и животных.

2019-09-26 215
Сравнение психики людей и животных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек обладает не только высшими психическими функциями, способностями к различным, достаточно сложным видам деятельности, но также характером, нравственными, духовными, эстетическими и другими потребностями. Он имеет мировоззрение, то есть устойчивый взгляд на мир, включающий разнообразные, объективные знания о нем.

Находясь в обществе среди других людей, человек определенным образом относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Следовательно, у него имеется устойчивая система отношений. Общаясь с людьми, человек руководствуется определенными правилами поведения, нормами морали. Из этого следует, что психология и поведение человека во многом отличаются от психологии и поведения животных.

Однако, конкретный, детализированный ответ на вопрос о том, чем психика людей отличается от психики животных, является не простым, так как, во-первых, до сих пор известно далеко не все, что касается психики и поведения животных, во-вторых, психология и поведение людей исследованы не настолько глубоко, чтобы о ним можно было иметь устойчивое и однозначное представление. Кроме того, люди бывают разными по уровню своего психологического развития, образованию и культуре, и, сравнивая разные группы людей с животными, можно получать различные ответы на вопрос о том, чем человек отличается от животных. Наконец, сами животные также различны: от одних из них средний человек отличается больше, от других – меньше.

Тем не менее, имеется возможность на основе установленных фактов сравнивать психологию и поведение людей и животных, делать определенные выводы по поводу общего и различного между ними.

Общим для человека и животных является существование у них познавательных процессов в форме низших психических функций, обеспечивающих восприятие и первичную обработку сигналов, поступающих в мозг через органы чувств. Правда, в особенностях отдельных видов восприятия и ощущений между людьми и животными имеются определенные различия. Так, например, зрительные ощущения человека намного разнообразнее, чем аналогичные ощущения большинства животных. Человек способен различать цвета, а это значит, что его глаз более чувствителен к электромагнитным волнам различной длины в пределах видимого диапазона, чем глаза большинства животных. Со своей стороны, у животных наблюдается более высокая чувствительность к запахам и слабым звуковым сигналам. Например, некоторые живые существа, летучие мыши и дельфины, способны воспринимать ультразвуки, к которым человеческое ухо природой не приспособлено.

Имеются, кроме того, животные, которые лучше реагируют на процессы, происходящие под землей и в воздухе, чем люди, способны предвосхищать землетрясение, извержение вулкана, наступление грозы. Человеку это от природы также не дано. Однако с помощью изобретенных ими приборов люди значительно расширили возможности своего восприятия, и в результате превзошли в этом отношении животных. Если, к примеру, человеку не удается воспринять какой-либо вид энергии с помощью данных ему от природы органов чувств, например, ультрафиолетовое излучение, ультразвуки, радиацию, то он может это сделать с помощью соответствующих физических приборов. Если человек не в состоянии воспринимать зрительно космические лучи или радиоволны, то за него это также с успехом делают высокочувствительные физические приборы.

Человек научился многое воспринимать по-другому, чем это делают животные. Его восприятие в результате освоения им знаковых систем и орудий приобрело новые качества, которыми не обладает восприятие животных. Такими, например, свойствами, как целостность, константность и категориальность (они будут обсуждаться в главе 10, посвященной восприятию), обладает только человеческое восприятие. Кроме того, человек намного точнее, чем животные, способен воспринимать и оценивать пространственные характеристики объектов, включая их величину, форму, глубина и место расположения в пространстве. То же касается восприятия движений: их человек, пользуясь приобретенным жизненным опытом и разнообразными приборами, также может воспринимать и оценивать намного точнее, чем животные.

У людей и животных имеется внимание. Однако у животные обладают только непосредственным и непроизвольным вниманием, т. е. вниманием как низшей психической функцией, в то время как человек располагает произвольным и опосредствованным вниманием, которое представляет собой высшую психическую функцию по Л. С. Выготскому. Животные обращают внимание только на биологически значимые для них объекты, в то время как человек выделяет из окружающего мира и обращает внимание на все, что его интересует в познавательном плане.

Внимание животных привлекают только биологически значимые для них объекты и события, в то время как внимание человека также направлено на объекты, явления и события, связанные с его культурой. У человека, кроме того, имеется множество средств регуляции внимания, которыми он с успехом при необходимости пользуются, а животные такими средствами не располагают.

У животных, как и у человека, имеется память. Однако память человека не идет ни в какое сравнение с памятью животных. Во-первых, память человека намного продуктивнее, чем память животных. Во-вторых, у человека имеется такие виды памяти, которых у животных отсутствуют. В-третьих, человек изобрел и использует для запоминания, сохранения и воспроизведения информации многочисленные орудия, приемы и средства, которые нет у животных. В-четвертых, человек в состоянии запоминать практически безграничное количество информации и сохранять ее сколько угодно времени, используя для этого специальные, придуманные людьми и не вязанные с мозгом хранилища информации. Память животных во многих отношениях ограничена. Скорость работы памяти человека выше, чем скорость работы памяти животных. Человек способен сохранить запомненную им информацию на гораздо больший срок, чем животные, он, кроме того, может передавать свой опыт, запечатленный в памяти, из поколения в поколения. Животным это не дано.

Даже природная или естественная память человека превосходит память животных. Обученный человек располагает произвольной, логической и опосредствованной памятью, которые намного продуктивнее видов памяти, имеющихся у животных. Животные пользуются лишь своей врожденной памятью, которая является непроизвольной, механической и непосредственной.

Люди имеют в своем распоряжении сотни естественных и искусственных языков для записи информации, располагают многочисленными способами хранения информации, начиная с записей на предметах, бумаге, и кончая современными формами технической записи и хранения информации. У людей есть многочисленные, емкие, практически не ограниченные по объему хранилища накопленной информации, включая книги, библиотеки, электронные устройства памяти.

Мышление человека также принципиально отличается от мышления животных. У животных в лучшем случае можно обнаружить лишь признаки простого, примитивного вида человеческого мышления – наглядно-действенного или так называемого «ручного» интеллекта (умение решать задачи с помощью практических действий с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации). Это - мышление, которое имеется у маленьких детей.

У взрослого человека мышление, естественно, намного более развито, чем у ребенка. У него помимо наглядно-действенного имеется еще наглядно-образное и словесно-логическое мышление, теоретическое и творческое мышление. Данные, полученные в ходе проведенных психологами исследований, указывают на то, что уже за пределами раннего возраста (до трех лет) ребенок перестает пользоваться только наглядно-действенным мышлением, обращается к употреблению наглядно-образного мышления. Мышление трехлетнего ребенка превосходит мышление самого развитого животного, так как ребенок данного возраста свободно владеет речью, и многое научился делать не только руками, но и в уме с помощью речи. Взрослые люди в своей деятельности используют, кроме того, высшую форму мышления – словесно-логическое, признаков которого животных не обнаружено.

О различиях в языке и речи людей и животных можно сказать следующее. У высших животных есть достаточно развитый и сложный язык, с помощью которого они могут общаться между собой. Но этот язык напоминает примитивную способность людей обмениваться информацией друг с другом с помощью жестов, мимики и пантомимики или общаться на уровне знаков или звуков, ничего не выражающих, кроме актуального состояния живого существа в данный момент времени. Возможности такого языка по сравнению с языком и речью людей ограниченные. У людей характерные для них языки и виды речи кроме выражения внутренних состояний используются в следующих функциях, в которых они практически не применяются животными:

- для запоминания информации;

- для ее сохранения и передачи другим людям;

- для управления процессами мышления;

- для улучшения работы других познавательных процессов, включая восприятие, внимание, память и воображение;

- для саморегуляции психических процессов, состояний и собственного поведения.

Очевидно, что у животных нет никаких общих с человеком свойств, касающихся его личностных особенностей, кроме тех, которые связаны с темпераментом. Личностью может быть только человек, и в содержание этого понятия входят представления о многих индивидуальных особенностях людей, таких, например, как воля, характер, чувства, высшие человеческие потребности, ценности, мораль, человеческие отношения. Что касается животных, то из близких к перечисленным или напоминающих их свойств у них можно обнаружить только некоторые простейшие биологические эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей.

Вместе с тем, возвращаясь к психологической и поведенческой характеристике человека, следует признать, что, несмотря на наличие у него множества свойств, отличающих его от животных, он, все же, имеет немало общего с животными и является биосоциальным существом. На него, соответственно, распространяются как биологические, так и социальные законы, как законы природы, так и те законы, по которым живет человеческое общество. Однако влияние биологических и социальных законов на психологию и поведение человека и животных представляется не одинаковым. Воздействие общества на психику и поведение человека намного существеннее, чем влияние природы, а у животных дело обстоит наоборот. Поэтому несостоятельными представляются попытки отождествлять в психологическом и поведенческом отношениях людей и животных, ставить человека и животных на одну ступень эволюции и утверждать, что человек ничем или мало отличается от животных. Такие попытки были популярными только в течение нескольких десятилетий после признания и распространения теории эволюции Ч. Дарвина на гуманитарные и социальные науки, но в наши дни эта тенденция уже не проявляется столь отчетливо, как раньше.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.