Общение и его значение для психологического развития человека — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общение и его значение для психологического развития человека

2019-09-26 231
Общение и его значение для психологического развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство видов деятельности современного человека представляют собой разновидности не индивидуальной, а групповой или совместной деятельности людей. Важной стороной такой деятельности выступает взаимодействие и общение людей друг с другом. Они играют не меньшую роль в психологическом развитии людей, чем их деятельность с неодушевленными предметами.

Отличие общения от поведения и других видов активности человека, в том числе от предметной деятельности, которая будет обсуждаться далее, заключается в следующем.

1. Общение всегда включает в свой состав взаимодействие человека с другими людьми, в то время как поведение или деятельность не обязательно предполагают такое взаимодействие.

2. В общении люди воздействуют друг на друга, в то время как в предметной деятельности это воздействие направлено на какой-либо неодушевленный предмет, а в поведении такой предмет может вообще отсутствовать.

3. В общении люди могут наблюдать друг за другом, оценивать друг друга, в то время как такое наблюдение и взаимная оценка в поведении или деятельности, как правило, не проводятся.

4. Деятельность человека в ее традиционном, общепсихологическом понимании имеет односторонне направленный характер. В ней человек воздействует на предметы, происходящие события. Обратное воздействие предметов на человека, даже если оно имеет место, оказывается не столь существенным, в отличие от воздействия человека на соответствующий предмет. Активную роль в предметной деятельности играет человек, а не вещь или предмет, на который он воздействует. Иначе обстоит дело в общении. Здесь, строго говоря, нет субъекта и объекта, обе стороны этого взаимодействия равнозначны. Они одновременно выступают и как субъекты, и как объекты, оказывающие взаимное влияние друг на друга.

В соответствии с его целями и средствами общение может быть разделено на следующие виды: материальное и идеальное (рациональное, эмоциональное, образное), непосредственное и опосредствованное, вербальное и невербальное.

Материальным называют такое общение, при котором люди обмениваются друг с другом какими-либо предметами. Например, люди могут передавать друг другу предметы быта, культуры, труда. Идеальным называют общение, которое предполагает обмен идеями, образами, представлениями. В зависимости от того, чем конкретно обмениваются люди, идеальное общение может быть названо рациональным, если это обмен мыслями, идеями, образным, если это обмен представлениями, образами, эмоциональным, если оно предполагает обмен переживаниями и чувствами.

Непосредственным называют общение, при котором общающиеся друг с другом люди напрямую передают информацию друг другу и непосредственно воздействуют друг на друга без применения каких-либо дополнительных средств, за исключением тех, которые даны им от природы. Опосредствованным называют общение, при котором люди, обменивающиеся информацией между собой или оказывающие влияние друг на друга, применяют какие-либо дополнительные к природным органам средства передачи друг другу информации или воздействия друг на друга, например, например, письменные или печатные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютер и другие.

Вербальным называют общение, осуществляемое с помощью речи, а невербальным – общение, реализуемое при помощи различных неречевых средств, например, жестов, мимики, пантомимики.

Средства общения – это то, с помощью чего люди взаимодействуют между собой или обмениваются информацией. Средствами общения могут быть жесты, мимика, пантомимика, знаки, звуки речи и многое другое. В настоящее время в общении людей друг с другом широко используются разнообразные технические средства, например, телефон и Интернет. Приемы общения – это способы кодирования, передачи информации, а также способы психологического воздействия людей друг на друга.

Благодаря общению в условиях совместной деятельности, люди смогли выйти за пределы своего естественного (природного) одиночного существования, подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру. Во всех ее проявлениях человеческая культура развивалась и совершенствовалась, благодаря общению.

Общение человека с людьми – основная форма его активности, психологически развивающая человека и превращающая его в личность. Влияние общения на развитие человека, как личности, заключается в следующем. Он рождается на свет, не обладая ни одним из тех психологических свойств, которые присущи высокоразвитой личности. Это – способности, характер, воля, интересы, потребности, чувства. Все эти свойства человек приобретает в процессе жизни, благодаря общению с другими людьми.

Например, характер человека не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Черты характера ребенка в раннем детстве складываются под непосредственным влиянием того, как окружающие его люди общаются и общаются с ним. В подростковом возрасте на формирование характера начинает оказывать влияние общения подростка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться, но уже не только под воздействием общения со сверстниками, но и с взрослыми людьми. Наконец, у взрослых людей характер может продолжать развиваться, но под влиянием их делового и личного, прежде всего, профессионального общения человека с другими взрослыми людьми в совместной с ними деятельности.

С момента рождения у ребенка также нет человеческих способностей, а имеются только природные задатки к их развитию. Без общения с другими людьми, которые обладают соответствующими способностями, у ребенка никакие способности не разовьются. Этими способностями обладают другие люди, окружающие ребенка, и они через обучение и воспитание могут сформировать их у ребенка.

Воля человека также складывается под влиянием его общения с другими людьми. Этот процесс можно представить следующим образом. Наблюдая за поведением детей, за их стремлением самостоятельно добиваться поставленных целей, взрослые, окружающие ребенка, поощряют, стимулируют его действия, направленные на преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Так появляется и развивается воля и соответствующие ей волевые черты характера у ребенка.

Человеческие чувства, мотивы и потребности развивающаяся личность также приобретает в общении с людьми. Стремясь быть похожим на значимых для него людей, ребенок подражает им, присваивая себе их мотивы, потребности, интересы и чувства.

Зависимость психологического развития человека, как личности, от его общения с людьми проявляется также в том, что у людей имеется особенная, отличающая их от животных и очень важная потребность, без систематического удовлетворения человек не в состоянии чувствовать себя и существовать по-человечески. Это – потребность общения. Если лишить человека возможности ее удовлетворения, то в его психике могут возникнуть негативные изменения. Следствием дефицита общения человека с людьми могут стать, например, слабое развитие речи, недоразвитие способностей, недостаточная развитость интеллекта и человеческих чувств.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.