Определение и строение деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Определение и строение деятельности

2019-09-26 263
Определение и строение деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все живое в отличие от неживого обладает повышенной активностью, но эта активность различная по форме и содержанию у разных представителей живого в мире. Активность растений ограничена отдельными движениями их частей, и обменными процессами, происходящими внутри самих растений. Активность животных включает в себя разнообразные, целенаправленные перемещения в пространстве в различных средах: в воде, на земле, под землей и в воздухе. Чем выше по уровню своего развития на эволюционной лестнице находится живое существо, тем сложнее его активность, и тем точнее и целесообразнее совершаемые им движения.  

Простейшие живые существа могут жить и перемещаться только в водной среде. Земноводные время от времени выходят из воды на сушу и передвигаются по поверхности земли. Червеобразные и ряд других живых организмов могут жить под землей и на земле. Птицы в основном обитают в воздухе, но могут вести и наземный образ жизни, нырять, перемещаться по водной поверхности. Человек в отличие от животных может обитать в любой среде, включая космическое пространство. Ни одно другое живое существо не в состоянии сравниться с человеком по сложности, разнообразию и совершенству форм его двигательной активности.

У человека помимо активности, характерной для животных, имеется и особый, свойственный только ему вид активности, который называется деятельностью. Попробуем дать теперь развернутое определение данной формы человеческой активности.

Деятельность можно определить, как разновидность социально–культурной активности человека, направленной на познание и творческое преобразование себя и окружающего мира. В деятельности человек создает новые предметы материальной и духовной культуры, развивает и совершенствует свои способности, использует эти предметы и тем самым совершенствует условия своей жизни. Деятельность человека имеет предметный характер, то есть совершается в соответствии с культурным назначением соответствующих предметов.

Деятельность человека имеет созидательный характер. Человек в своей деятельности не столько потребляет, сколько создает. Он не просто использует то, что его окружает, и что ему предоставляет природа, но преобразует окружающий мир, создавая новые предметы, которые ему и другим людям служат средствами удовлетворения разнообразных потребностей.

Благодаря своей деятельности, человек выходит за пределы своей природной ограниченности, создает новые возможности для собственного психологического развития. Пользуясь в деятельности знаковыми системами и орудиями, созданными многими поколениями людей, человек за многие тысячелетия своего существования накопил огромное количество разнообразных знаний, создал совершенно новый мир - мир материальной и духовной культуры, сформировал у себя новые способности и тем самым преобразовал себя. Вспомним в этой связи высшие психические функции, появившиеся и развитые у человека, благодаря его деятельности.

Колоссальный прогресс человечества, имевший место за последние три с небольшим сотни лет, и, несомненно, превосходящий своими достижениями почти весь предшествующий период истории человечества, обязан своим происхождением продуктивной, творческой, созидательной деятельности нескольких поколений людей, ее постоянному совершенствованию.

Понятие деятельности в указанном выше ее понимании, а также такие термины, характеризующие особенности человеческой деятельности, как «опредмечивание» и «распредмечивание», были введены в научный оборот немецкими философами XIX века Г. Гегелем и К. Марксом. Опредмечивание деятельности - это переход связанных с ней способностей, знаний и умений человека в создаваемые с ее помощью предметы материальной и духовной культуры. Распредмечивание деятельности – это присвоение человеком соответствующих знаний, умений и способностей за счет освоение деятельности, осуществляемой с их помощью. Всеми указанными выше признаками деятельность человека, как характерная для него форма активности, принципиально отличается от поведения животных.

Деятельность человека может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуальная деятельность с начала и до конца выполняется одним человеком, а в коллективной (групповой) деятельности принимают участие, как минимум, несколько человек, причем в совместной деятельности между ними определенным образом распределяются обязанности.

Формы и способы организации деятельности человека также отличаются от биологической активности, характерной для животных. Почти все виды человеческой деятельности включают в себя сложные, освоенные в процессе обучения и воспитания действия, операции, представляющие собой человеческие умения и навыки. Эти составляющие человеческой деятельности приобретены в результате сознательного, целенаправленного и организованного обучения. В отличие от этого почти все составляющие активности животных, за исключение прижизненно приобретенных простых движений, являются природными или врожденными.

Кроме представленного выше философско-теоретического описания деятельности человека существует и психологическая теория деятельности, разработанная на базе философского учение о деятельности, для того чтобы его можно было использовать в психологии с целью понимания природы, процессов формирования и развития психических явлений, свойственных человеку. Эта теория разработана в нашей стране, и ее соавторами являются С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. Каждый из них внес свой вклад в создание данной теории и, благодаря их трудам, сложилось то понимание деятельности и ее роли в развитии психики человека, которым ученые пользуются до сих пор.

С. Л. Рубинштейн первым указал на то, что предметом психологического изучения должна стать деятельность человека. С основополагающей статьей на эту тему, которая называлась «Проблемы психологии в трудах К. Маркса», он выступил в 1925 году. Определяя деятельность человека как предмет психологического изучения, С. Л. Рубинштейн писал, что психика, сознание человека формируются в деятельности, через нее проявляются и познаются.

Значение деятельности для понимания психологии человека заключается в том, что в ней и через нее устанавливаются особые, специфические связи между людьми и окружающим миром. В деятельности и через нее человек реализует и утверждает себя как субъект и как личность.

Раскрывая содержание деятельности человека, С.Л. Рубинштейн писал, что она реализуется посредством сознательных и целенаправленных действий разных видов и уровней, направленных на достижение определенных целей.

Выключение какого-либо действия в новую деятельность, отличную от той, в рамках которой оно первоначально сформировалось, придает ему новый смысл. Каждое действие, входящее в состав деятельности, может быть выполнено разными способами, и способ выполнения действия в психологической теории деятельности носит название операция. Таковы основные положения, касающиеся деятельности и ее строения, высказанные С. Л. Рубинштейном.

А. Н. Леонтьев также внес существенный вклад в разработку психологической теории деятельности. Он, во-первых, настаивал на том, что деятельность человека должна стать предметом непосредственного психологического изучения, а предмет психологии, как науки, должен определяться через деятельность.4 Во-вторых, Леонтьев связал – и это главное – деятельность человека с его психическими процессами и личностью, показав, в отличие от Рубинштейна, что психические, познавательные процессы не только идентичны любой деятельности по своей структуре, но представляют собой преобразованные и интериоризованные формы деятельности людей. В–третьих, Леонтьев поставил и решил вопрос о развитии деятельности человека, представив в ее динамике.

Таким образом, если С.Л. Рубинштейн только высказал мысль о необходимости изучать в психологии практическую деятельность человека, следуя в этом утверждении мысли К. Маркса, и раскрыл ее содержание, то А.Н. Леонтьев заложил основы общего деятельностного подхода к пониманию психики человека. Поэтому психологическая теория деятельности в ее современном содержании преимущественно соотносится с именем А. Н.

Леонтьева, с его трудами и с работами его многочисленных учеников и последователей.

Остановимся кратко на основных положениях психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельность человека, согласно его учению, имеет следующие основные характеристики:

- предмет деятельности (потребность, которая с помощью данной деятельности удовлетворяется или ее мотив);

- содержание деятельности (действия и операции, с помощью которых она реализуется).

Главная психологическая характеристика деятельности – ее мотив. Мотивом деятельности называют то, что ее побуждает, ради чего она выполняется человеком. Мотивы деятельности делятся на осознаваемые и не осознаваемые, побудительные и смыслообразующие, знаемые и реально действующие.

Осознаваемыми называются мотивы деятельности, актуально представленные в сознании человека. Такие мотивы человек не только знает, но может ими в определенной степени управлять. Не осознаваемыми называются мотивы, которые актуально находятся за пределами сознания человека. З. Фрейд явился первым, кто доказал существование у человека таких мотивов поведения.

Побудительными называются те мотивы деятельности, которые выступают в качестве ее источника, инициируют ее. Смыслообразующие – это мотивы, которые выражают отношение деятельности, ее содержания и цели к потребностям человека5. Знаемые – это мотивы, которые человек знает, сознательно приписывает своей деятельности, но в действительности эти мотивы его деятельностью могут не управлять. Для обозначения таких мотивов в психологии иногда используется термин «мотивировка», под которой понимают придуманное человеком объяснение человеком своего поведения или поведения других людей.

Любая деятельность редко управляется одним единственным мотивом, но чаще выступает как полимотивированная, то есть побуждаемая и регулируемая одновременно несколькими разными мотивами. Тот из них, который для человека является главным, прежде всего характеризует деятельность человека с ее психологической стороны.

Деятельность имеет внешние (поведенческие) и внутренние (психологические) составляющие. В качестве внешних составляющих деятельности могут выступать разнообразные практические действия, входящие в ее состав и выполняемые с помощью открыто наблюдаемых движений, а в роли внутренних компонентов – психологические процессы и образования, регулирующие данную деятельность: мотивы, цели, планы и программы.

По своему составу деятельность человека может быть преимущественно внутренней или в основном внешней. Например, деятельность, выполняемая почти исключительно с помощью разнообразных открытых движений, совершаемых различными частями тела, считается внешней, а деятельность, включающая в свой состав главным образом умственные действия и операции, рассматривается как внутренняя. Однако, чисто внешней или исключительно внутренней деятельности человека не существует. В каждой отдельно взятой деятельности можно обнаружить внешние и внутренние ее составляющие, например регулирующие ее психологические процессы и реализующие ее мышечные движения.

Соотношение внешних и внутренних компонентов в структуре одной и той же деятельности не является постоянным. По мере развития и совершенствования деятельности человека происходит постепенный переход внешних ее компонентов во внутренние, и наоборот. Переход внешних, практических составляющих деятельности во внутренние, психологические, называется интериоризацией деятельности и сопровождается свертыванием

и автоматизацией соответствующих компонентов, постепенным исчезновением ее внешне наблюдаемых компонентов. При возникновении каких-либо затруднений в процессе осуществления интериоризованной деятельности, например, при ее нарушении и последующем восстановлении, происходит экстериоризация деятельности, то есть, обратный переход входящих в ее состав внутренних компонентов (психологических действий и операций) во внешние компоненты (практические действия и операции). Сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности, которые раньше, в процессе интериоризации деятельности ушли из сферы сознательного контроля, при этом вновь разворачиваются и на некоторое время становятся внешними, сознательно контролируемыми.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева утверждается и доказывается, что внутренняя, психическая деятельность человека, его познавательные процессы происходят из внешней, практической деятельности путем ее закономерного и последовательного преобразования. В развернутой форме этот процесс представил и описал П.Я. Гальперин в разработанной им теории поэтапного, планомерного формирования умственных действий человека.

В своей теории деятельности А.Н. Леонтьев ввел и раскрыл содержание понятия ведущая деятельность. Так он назвал тот вид деятельности, которым человек в данный период жизни человека больше всего занимается, и который вносит наибольший вклад в его психическое развитие. Для детей и взрослых людей разных возрастов характерны различные виды ведущих деятельностей. Например, у дошкольников – это игры, у школьников учение и общение, у взрослых людей – профессиональная деятельность.

Имея в виду жизненное значение той формы активности человека, которая называется деятельностью, ее также можно определить как единицу жизнедеятельности человека, направленную на удовлетворение определенной потребности. Поскольку у людей имеется много различных потребностей, то они оказываются включенными в большое количество разнообразных видов деятельности. В связи с этим возникает вопрос о классификации видов деятельности человека. По своему функциональному назначению, то есть, по роли в жизни и психологическом развитии человека, все виды деятельности, характерные для людей, можно разделить на четыре большие группы: общение, учение, игру и труд. Каждый из этих видов деятельности включает в себя, как минимум, несколько частных разновидностей деятельности. Например, существуют различные виды общения, немалое количество разнообразных игр, многочисленные формы учения и не меньшее число различных по содержанию и другим параметрам видов труда.

Все частные виды деятельности, входящие в состав указанных выше четырех основных групп, объединяет их роль в жизни людей, и различия в этих ролях позволяет отличать одни виды деятельности от других. К примеру, общение – это вид деятельности, цель которой заключается в обмене информацией между людьми, в координации действий и оказании людьми влияния друг на друга. Игра – вид деятельности, выполняющий две основные функции: обеспечение психологического развития человека и развлечения (отдыха). Учение можно определить как вид деятельности, направленной на приобретение знаний, умений, навыков, а также на развитие способностей человека. Труд – вид деятельности, благодаря которому, человек создается новые предметы человеческой материальной и духовной культуры, поддерживает свое человеческое существование и удовлетворяет жизненно важные потребности.

По содержанию деятельность человека может быть практической, теоретической, материальной, идеальной, предметной и коммуникативная (деятельность общения или межличностная деятельность). Практическая деятельность связана с решением человеком задач путем практических действий в наглядно воспринимаемой ситуации. Теоретическая – это деятельность, содержанием которой являются размышления человека, а итогом - решение какой-либо теоретической задачи. Материальной называют деятельность, в которую включены практические действия человека с предметами. Идеальная – это деятельность, выполняемая в уме с так называемыми идеальными объектами: понятиями, образами, мыслями. Предметная – это деятельность человека с реально существующими физическими предметами. Здесь он выступает как субъект, а соответствующий предмет – как объект его деятельности. Коммуникативная или межличностная - это деятельность, направленная на других людей, предполагающая общение и взаимодействие с ними. В этой деятельности оба человека выступают как субъекты, и их совместная деятельность рассматривается как взаимодействие равноправных личностей.

Деятельность человека – это динамичное, постоянно меняющееся образование, которое может формироваться, развиваться, разрушаться, изменяться внутренне и внешне. В этой динамике психологов больше всего интересует процесс формировании и развитие деятельности, так как это связано с психологическим развитием человека. Остановимся на нем подробнее.

Формирование и развитие деятельности человека можно рассматриваться как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. Филогенез формирующейся и развивающейся деятельности человека включает ее появление и прогрессивное преобразование на протяжении истории человечества. Под онтогенезом деятельности понимается ее возникновение у детей и последующее развитие по возрастам, или же развитие системы деятельностей отдельно взятого человека.

Основные направления формирования и развития деятельности человека в онтогенезе представляются следующими:

1. Появление у человека новых видов деятельности, которыми он раньше не занимался. Это происходит тогда, когда у человека возникают новые потребности, и ради их удовлетворения он включается в новые для себя виды деятельности. С психологической точки зрения это означает расширение сферы потребностей и интересов человека.

2. Изменение иерархии (соподчинения) уже существующих видов деятельности. Такое может происходить при смене системы ценностей и жизненных приоритетов человека. При этом меняется значимость для него различных видов деятельности. Те виды деятельности, которые раньше представляли для него интерес, могут отойти на второй план, а на первое место выйти другие виды деятельности.

3. Изменение содержания и строения имеющейся у человека деятельности. Такое преобразование заключается в том, что изменяется действенный и операционный состав деятельности. В ее структуру могут войти новые действия и операции, которые преобразуют данную деятельность и делают ее более совершенной и продуктивной.

4. Изменение мотивационных составляющих деятельности. С психологической точки зрения это означает изменение смысла деятельности для человека.

5. Интериоризация деятельности, то есть ее постепенное превращение из внешней, практической, во внутреннюю, психологическую деятельность.

6. Автоматизация деятельности. Это процесс превращения действий и операций, входящих в состав деятельности, в умения и навыки, то есть, развитие способностей человека, связанных с выполнением соответствующей деятельности.

Рассмотрим каждое из указанных выше направлений формирования и развития деятельности человека в отдельности.

Появление новых видов деятельности автор психологической теории деятельности А. Н. Леонтьев не только связывает с возникновением новых потребностей, но указывает на специфический механизм реализации этого процесса. Данный механизм Леонтьев называет сдвигом мотива на цель и описывает его следующим образом.

Действие, уже включенное в состав какой-либо деятельности, выполняемой человеком, и цель этого действия со временем могут стать настолько значимыми для человека, что цель действия превратится в самостоятельно и автономно действующий мотив новой деятельности, возникшей на основе данного действия (это и есть «сдвиг мотива на цель»). В этом случае действие, цель которого превратилась в автономный мотив, становится отдельным, вполне самостоятельным видом деятельности человека.

Допустим, что ученик читает книгу, рекомендованную учителем, для того чтобы подготовиться и сдать экзамен. В данном случае сдача экзамена является мотивом чтения, как действия, направленного на получение знаний. Однако в процессе чтения книги учащийся может настолько увлечься ее содержанием, что забудет о том, ради чего он приступил к ее чтению. Заинтересовавшись содержанием книги, он может, в частности, забыть о том, что таким образом готовился сдавать экзамен, и продолжит читать эту книгу дальше уже из чисто познавательного интереса - для того, чтобы приобрести имеющиеся в ней знания. Мотивом чтения в этом случае станет получение знаний, а чтение превратится в новую, самостоятельную познавательную деятельность.

Перестройка иерархии видов деятельности связана с изменением их персональной значимости для данного человека. Такое изменение, характеризующее развитие всей системы деятельностей человека, может происходить тогда, когда число и содержание видов деятельности, которыми данный человек занимается, остается неизменным. Например, в детском возрасте наиболее интересным и значимым видом деятельности для детей является игра. Одновременно с этим ребенок может заниматься учением и трудом, которые в детстве по степени своей значимости обычно уступают игре. Взрослея, данный ребенок может всерьез заинтересоваться учением, и соответствующий вид деятельности может стать для него ведущим, выйти по своей значимости на первый план среди других видов деятельности. Наконец, став взрослым и получив профессию, человек может с еще большим увлечением заняться работой, которая теперь займет первое место в иерархии имеющихся у него видов деятельности.

Под изменением содержания и строения деятельности как направлением ее развития понимается следующее. Один и тот же вид деятельности человека со временем может измениться по составу входящих в него действий и операций. Например, человек может научиться добиваться одного и того же результата, действуя разными способами (в этом случае деятельность меняется по составу входящих в нее действий). Человек может научиться одни и те же действия выполнять разными способами (в данном случае деятельность меняется по входящим в ее структуру операциям).

Изменение мотивации деятельности – это или ее подчинение новым мотивам при сохранении внутренней структуры (состава действий и операций), или включение в регуляцию деятельности новых мотивов наряду со старыми мотивами, или же изменение иерархии мотивов, которые управляют данным видом деятельности человека. С изменением мотивации деятельности мы имеем дело и в том случае, когда деятельность начинает обслуживать новые потребности человека – те, которые с ее помощью раньше не удовлетворялись, или когда деятельность перестает удовлетворять старые потребности человека. Так, например, дети, взрослея, одни и те же потребности – познавательные – могут удовлетворять с помощью разных видов деятельности.

Интериоризация деятельности – это ее переход из внешней формы во внутреннюю. В процессе интериоризации деятельности происходит замена внешних действий и операций, входящих в ее состав, на внутренние действия и операции. Наконец, автоматизация деятельности, как возможное направление ее развития, состоит в том, что отдельные действия и операции, входящие в состав деятельности, постепенно превращаются в действия и операции, выполняемые быстро, точно и безошибочно. В результате автоматизируется вся деятельность в целом. Данный процесс имеет место, например, при совершенствовании профессиональной деятельности людей, когда они давно и успешно занимаются соответствующей деятельностью.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.