Дискуссия «Вражда или толерантность?» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Дискуссия «Вражда или толерантность?»

2019-10-25 210
Дискуссия «Вражда или толерантность?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: активизировать размышления участников на тему «толерантность»

Ведущий: «По разным причинам некоторым людям очень трудно стать «сво-

им». Человек может не вписываться в общий круг, потому что он инвалид, приехал

из другой страны, сирота, думает по-другому или выглядит особенно - причина

может быть разной. Если вы легко становитесь «своим» в любой компании, вам

сложно понять тех, у кого мало друзей.

Вас может даже может пугать или раздражать, если «те, другие» пытаются

подружиться с вами. Ясно одно: вам будет нелегко. Если вы не вписывайтесь в

общий круг».

Ведущему!

Спросите ребят, знают ли они, что означают слова «вражда», «распри»,

«межнациональные конфликты». Поговорите о примерах этих печальных явлений.

А что можно противопоставить этому? Знают ли они слова «терпимость» или «то -

лерантность»? Выслушав варианты ответов детей, разъясните значение этих слов

для учащихся, опираясь на опыт переживаний прошлого занятия и личный опыт

участников группы. А может быть, темой станет реальный конфликт, произошед -

ший в классе или школе.

Попросите ребят дать свои определения толерантности (терпимости). Прими-

те участие в этом.

Варианты: «Терпимость, или толерантность, — это не покорное долготерпе-

ние, когда один унижает, а другой все «проглатывает», а активное отстаивание

равных прав всех людей».

«Толерантность — это решение принимать мир и живущих в нем людей та-

кими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, даже недостатками,

умение понимать и уважать их непохожесть».

Демонстрируется плакат или другие иллюстрации их журнала.

Ведущий: «Эти люди выглядят нормально или странно? Можешь определить

национальность этих красавиц?

Но у людей может быть разная точка зрения даже на один и тот же предмет.

Как ты, например, воспринимаешь банку из-под кока-колы?


·


- мне хочется сразу пить


·

·

·

·

·


-

-

-

-

-


я вспоминаю об Америке

я коллекционирую такие банки

мне нравится ставить в пустую банку цветы

для меня пустая банка- мусор

для меня банка - металл, алюминий, можно сдать и получить деньги»


Вывод: мы видим мир по-разному, но между нами много общего.

Работа в тетради «Коммуникативный блок.

Занятие «Толерантность»

Задание «Предрассудки»

Цель: способствовать осознанию ложных обобщений

«Оцените правильность выводов. Правильный - подчеркни»

Задание «Стереотипы»

Цель: способствовать осознанию стереотипов

«В обществе существует много стереотипов по отношению к другим людям.

Выполните задание и проверьте себя».

- 118 -


 

Задание «Мнение и факт»

Цель: способствовать осознанию, что мнение отличается от факта

«Отличается ли мнение от факта? Факты всегда верны. Мнения не всегда

бывают верными. Посмотри на рисунки (*), прочти высказывания (**) и ответь на

вопросы».

/Рисунки (*) и высказывания (**) приведены в рабочей тетради./

Задание «Причины нетерпимости»

Цель: способствовать осознанию причин нетерпимости в обществе

«Назовите причины, по которым люди притесняют друг друга»

/Например:


·

·

·

·

·


Исповедуют другую религию

Внешне не похожи

Имеют другие убеждения

Другой национальности

Больные или инвалиды/


Ведущему!

После выполнения каждого задания проведите небольшое обсуждение.

Заключительная часть

Упражнение «Созвездие»

Цель: способствовать сплоченности

Ведущий просит всех участников объединиться в одно «созвездие» и говорит:

Покажите, как живет, двигается ваше созвездие.

Придумайте название вашему созвездию.

На что похоже ваше созвездие?»

Ведущий: «Как сегодня мы объединялись в разные созвездия, так и все лю-

ди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из нас есть своя

история, мы живем на планете Земля со своими традициями, укладом и со своими

ценностями и праздниками.

Как вы думаете, а в какие общности входите вы? Класс, школа, друзья во

дворе, объединения по интересам (кружки, увлечения)... Каждое объединение по -

своему ценно и значимо для нас, и в каждом из них находят выражение, проявля -

ются разные стороны нашей личности, делая нас неповторимыми, не похожими

друг на друга. Какие общности вы считаете «самыми «важными» для себя?»

Заполнение словаря.

Подведение итогов участниками:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов ведущим.

Единственный путь к толерантности — учиться терпимому отношению к тому, что

нам непонятно, что непохоже на наши собственные представления, наблюдать,

внимательно слушать и слышать, стремиться разобраться, расспрашивать, прояв-

лять уважение, хвалить, ободрять, сочувствовать, сопереживать?»

Ритуал завершения занятия

 

- 119 -


 

Дополнительная информация для ведущего

 

Толерантность. Терпимость

Этот аспект особенно важен в школьных отношениях. Толерантность учителя —

это спокойное отношение, без агрессии, ко всем детям, даже тем, которые ему не

нравятся. Вы скажете, это невозможно? Эта планка нам не кажется завышенной,

просто такое поведение предполагает хорошую личностную проработку проблем,

связанных со страхами, тревогами и опасениями. Все люди чего-то боятся. Из пси-

хологической литературы хорошо известно, что на детей часто переносятся трево -

ги, с ними напрямую совсем не связанные, например, устойчивые невротические

тревоги, которые могут возникнуть у любого из нас. Такие устойчивые состояния

возникают после перенесенной психологической травмы (потери или серьезной

болезни), с которыми ответственный человек должен как-то обходиться. Если

взрослый продолжает их игнорировать, тогда дети становятся для него инструмен-

том решения собственных проблем, а этого профессиональный помощник, которым

и является учитель, позволить себе не может по этическим соображениям. Нельзя

решать личные проблемы за счет детей.

Таким образом, способность к принятию, в каком бы контексте (бытовом,

профессиональном или социальном) о ней ни говорилось, как ни странно, предъ-

являет довольно высокие требования к собственной уверенности человека.

Уважение и понимание

Уважение — это реалистичное, не искаженное восприятие другого и его

справедливая оценка. Так видеть другого можно, только когда ты его не боишься

(то есть когда решена задача на принятие).

Обратите внимание на то, что в таком понимании нет речи ни о теплых чув-

ствах, ни о дружбе и любви. Уважение вовсе не исключает этих прекрасных отно -

шений, но по большому счету и не требует их. Оно требует совсем иного, без чего

как раз может обойтись любовь, а именно — способности непредвзято увидеть и

справедливо оценить. Для любви, вернее влюбленности, это как раз не важно,

влюбленный редко способен к трезвой оценке. Чувство теплой симпатии, эмоцио-

нальное слияние, переживание близости даже мешают этому процессу. В самом

деле, чтобы разглядеть кого-то, от него нужно отодвинуться, отстраниться, создать

некоторую дистанцию, отделить себя от него. «Лицом к лицу лица не увидать,

большое видится на расстоянии», — писал С. А. Есенин.

Акцент на необязательности теплых чувств мы делаем не случайно. По-

скольку речь идет о школьной программе толерантности, мы не можем не вспом -

нить идеологию советской системы воспитания, которая делала упор на формиро-

вание именно теплых чувств в рамках концепции интернациональной дружбы. Од-

нако времена меняются, мы больше не единая общность — советский народ, наши

дети живут в военное время. Многочисленные этнические конфликты грозят пре -

вратиться в третью мировую войну, и наивная концепция дружбы отходит в про -

шлое. На ее место приходит трезвая концепция уважения «инакости» другого,

признания факта его существования и «разрешения быть»*.

Если уважение — это всего лишь признание границ, отдельности, «инакости»

другого, его права на иные, чем у тебя, ценности и «способы самовыражения», то по-

нимание — это более глубокий процесс. Для него уважение является основой, но оно

также предполагает, что ты можешь почувствовать мотивы поведения другого, при-

коснуться к его ценностям и ощутить его субъективные смыслы. Так же, как и уваже-

ние, понимание не обязательно предполагает дружбу и любовь, однако чтобы понять,

к разумной голове нужно прибавить открытое сердце.

Если мы задумаемся о сути межшкольных конфликтов, то и в них — та же

основа. Очень скоро, устав от состояния войны, участники конфликта приходят к

непрагматической истине: мне нужны не привилегии и выгода, мне всего лишь

нужно, чтобы меня здесь увидели, услышали, чтобы меня уважали. Для этого в

мире людей не придумано иного средства, кроме спокойного и открытого разгово-

ра. Философия гуманизма определяет человечность как осознанную способность к

уважению другого.

- 120 -


 

Понять и уважать можно только того, кого считаешь равным себе — лич-

ностью. Но не менее важно для понимания и уважения себя самого считать лично-

стью! Проблема уважения в системе Я-Другой всегда требует решения двух, на

первый взгляд противоположно направленных, задач: ясного и отчетливого знания

«своего собственного» и такого же ясного понимания того, что не является моим,

чужого, другого. Ясность и отчетливость предполагают хорошую информирован -

ность и умение анализировать имеющиеся знания.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.