Беседа «Что такое манипуляции?» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Беседа «Что такое манипуляции?»

2019-10-25 258
Беседа «Что такое манипуляции?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущему!

Рекомендации по проведению беседы. Эта беседа решает две задачи: диаг-

ностики того, насколько подросток расположен к формированию уверенного пове-

дения, и мотивации подростка к участию в этой серии занятий. Показателем заин -

тересованности подростка становится стремление разобраться в том, почему ка-

кие-то варианты поведения менее эффективны, а какие-то - более. Упорное от -

- 66 -
Барьер Пример
Угрозы Я тебя выгоню
Слова - должники Ты должен…
Похвала с подвохом Ты такая умная
Приказы Подмети пол
Диагноз причин поведения Ты эгоист
Негативная критика Ты некрасиво делаешь
Соревнование Не знаю как ты а …
Успокаивание Все ссорятся, а потом…
Совет не вовремя Надо было бросить его давно
Оскорбление Ты дурак
Ярлыки Очкарик

 


 

стаивание подростком эффективности агрессивного поведения свидетельствует о

том, что ему будет очень тяжело.

Беседа построена по принципу: обсуждение причин провоцирующего пове-

дения со стороны других, разбор разных вариантов поведения и их последствий, а

затем закрепление навыка уверенного поведения на сходных ситуациях.

Многие подростки проявляют самый живой интерес к проблеме психологиче-

ской манипуляции – по сути, их социальный опыт перенасыщен манипулировани -

ем, как с их стороны, так и со стороны других людей по отношению к ним. Ниже

приведено краткое описание проблемы манипуляции. Возможно, оно будет инте -

ресно и Вам, и подростку.

Манипулятивное взаимодействие состоит в использовании чувств и слабо-

стей другого человека для получения выгоды (причем выгоды в самом широком

смысле, например, даже психологической). Психологическая выгода состоит и в

том, чтобы не делать усилий над собой, не работать над своим совершенствовани -

ем. Например, неуверенному в себе начальнику легче брать на себя весь объем

работы, чем делегировать работу своим подчиненным, подчиненные такого руко -

водителя регулярно обвиняются начальником в несостоятельности.

Как можно распознать манипуляции? Одна из наиболее распространенных

манипуляций – «Диктатор». Эта манипуляция совершается в четыре шага. На

первом шагу манипулятор убеждает другого человека в его исключительной рабо-

тоспособности, необычайных профессиональных и личностных качествах. Затем

человеку поручается значительный объем работы. На третьем шагу, после испол -

нения работы, руководитель придирается к какой-то мелочи в провокативной, гру-

бой форме. Когда подчиненный реагирует эмоционально и несдержанно (чего и

добивается манипулятор), манипулятор завершает манипуляцию словами «Ко всем

Вашим недостаткам Вы еще и истеричка (хам, невоспитанный, плебей и т.д.)!».

Цель манипулятора – убедиться в несостоятельности достойных людей и тем самым

подтвердить себе, что только себе можно доверять в полной мере. Как предотвра-

тить манипуляцию диктатора? Подумайте, почему Вы верите людям, которые гово-

рят Вам о Ваших необычных качествах? Зачем Вам это нужно, если по собственно -

му опыт Вы убедились, что люди не хвалят других просто так? Итак, Вы можете

предотвратить манипуляцию на первом шагу, сказав, что ничем не отличаетесь от

других, более того, у Вас масса недостатков, например… и т.д. Если Вы не сумели

остановить «Диктатора» на первом шагу, составляйте отчет о своей деятельности,

начиная с недостатков Вашей работы, таким образом, Вы лишите «Диктатора»

возможности упрекнуть Вас в чем-либо, спрашивайте у «Диктатора» совета, как в

следующий раз предотвратить такие ошибки. Наконец, если «Диктатор» начинает

придираться к мелочам, при том, что в основном работа выполнена Вами успешно,

согласитесь, что Вы не предусмотрели всех мелочей и надеетесь на опыт Вашего

босса, который даст Вам ценные указания и рекомендации. Помните, что у каждого

«Диктатора» есть шанс стать напористым лидером и избавиться от своих манипу-

лятивных привычек. Попросите подростка привести примеры поведения в духе

«Диктатора» – скорее всего, он сталкивался с таким поведением не один раз.

Другая распространенная манипуляция – это контроль из роли «Жертвы».

Манипуляция «Жертвы» осуществляется в три шага. На первом этапе манипулятор

вынуждает других давать советы и оказывать помощь. Жалостливый вид «Жертвы»

располагает другого человека сразу установить короткую дистанцию в общении.

Затем помощь признается неэффективной или требуется столько помощи, сколько

не может оказать другой человек. Жертва «Жертвы» инстинктивно отдаляется от

манипулятора, в этот момент манипулятор выносит свой приговор: «Вы такой же

как все – наобещаете всего-всего и в кус ты!» или «Что ж, я так и знал, моим про -

блемам нельзя помочь!». Психологическая выгода жертвы велика и многообразна

– она получает помощь (за нее делают то, что делать ей не хочется), она убежда-

ется в том, что с ее проблемами нельзя справиться, а это звучит как разрешение

ничего не делать и впредь. В повседневной жизни «Жертва» всегда дает почувст -

вовать ту цену, которая она платит за других: «Что же веселитесь, я потерплю!»,

«Чтобы тебе было хорошо, я готов на все!». Вместо того, чтобы просить о реальной

помощи, жертва либо завышает требования, либо публично отказывается от помо -

- 67 -


 

щи под видом того, что унизительно просить о том, на что имеешь право. Предот-

вратить манипуляцию жертвы трудно, но возможно. Уже на первом шаге манипу -

ляции Вы можете сказать «Нет» или ограничить аппетиты ««Жертвы»». Если Вам

трудно это сделать, задайте себе вопрос: «Почему Вы проявляете инициативу в ус -

тановлении контакта, с тем, кто ищет помощь?», «Почему Вы ловитесь на несча -

стье других?». Говорите «Жертве» о своих чувствах, что Вы сердитесь, что Вас не

устраивают эти требования, что Вам не по себе от обилия просьб и жалоб и т.д.

Говорите жертве и о том, что для решения ее проблемы в первую очередь требу -

ются ее усилия, а потом усилия других людей. Актуализация манипулятора «Жерт-

вы» требует осознания самим человеком того, что он пользуется другими людьми и

отказ от роли жертвы.

Еще одной манипуляцией становится манипуляция, условно названная «Пи-

ла». Пила осуществляет свою манипуляцию в два шага. «Пила» сажает другого

человека на крючок условной любви: «Я полюблю Вас (одобрю Вас, повышу в зва -

нии), если Вы сделаете …». Затем тот, кем манипулируют, старается сделать все,

что требует «Пила». но «Пила» оставляет без внимания усилия другого, а если че -

ловек пробует обратить на себя внимание, «Пила» отмечает: «Делайте свое дело и

не требуйте благодарности!». Тема благодарности – одна из самых значимых для

«Пилы». «Пила» не прощает тех, кто не оказывает ей знаков внимания, но сама

Пила редко (если никогда) благодарит других. Одно из действенных средств мани -

пуляции «Пилы» – постоянное сомнение в искренности и преданности другого, по-

нуждение доказывать свою искренность, преданность, трудолюбие и т.д.. Как

справиться с «Пилой»? Для начала задайте себе вопрос: «Что Вас заставляет ис-

кать одобрения людей, которые используют Вас?», «Можете ли Вы обходиться без

мнения других, насколько вы состоятельны в оценке Вашей деятельности?». Если

Вы не можете дождаться оценки Вашей деятельности, говорите о своих удачах и

неудачах сами, просите «Пилу» дать Вам совет, поделиться опытом. Провоцируйте

«Пилу» на оценку Ваших действий, пусть даже не позитивных. Ведь потом у Вас

будет шанс сказать: «Как что-то плохое – так сразу отмечаете, а как что-то хоро-

шее – так молчите! Это против всяких правил развития мотивации».

Часто в паре с «Пилой» взаимодействует еще один тип манипулятора

«Тряпка» («Загнанная домохозяйка»). «Тряпка» осуществляет свою манипу-

ляцию в два шага: на первом этапе она берет на себя очень много обязательств, а

когда перестает справляться с нагрузкой – «круто» выходит из игры (посредством

психосоматического заболевания, нервного срыва, крупной ссоры с окружающи-

ми). Цель «Тряпки»– на время разгрузиться, чтобы затем взяться за изнашивание

себя с еще большим рвением. «Тряпка»доказывает другим, что она может все, и

что без нее другие не обойдутся. Одной из причин формирования этой манипуля-

ции становится неуверенность человека в собственной ценности. Люди, взаимо-

действующие с «Тряпкой», чувствуют свою неловкость и вину перед манипулято-

ром, что дает Тряпке право регулярно напоминать о собственной значимости и за-

висимости других от ее активности. Остановить манипуляцию можно одним спосо-

бом – перестать пользоваться услугами «Тряпки», не демонстрируя своей незави-

симости, но сведя прием помощи к минимуму. Манипуляция «Тряпки» может быть

преобразована в настоящую альтруистическую заботу, если «Тряпка» перестанет

воспринимать свою заботу о других как плату за их внимание и любовь.

Еще одним распространенным типом манипуляции становится манипуляция

«Калькулятор». «Калькулятор» осуществляет манипуляцию в два шага. На пер-

вом этапе «Калькулятор» совершает провокативные действия, которые вызывают у

человека яркую эмоциональную реакцию. На чувства человека «Калькулятор» на-

лагает запрет: «Стоит ли из такой мелочи раздувать скандал…», «Я бы на Вашем

месте не обиделся», «Что Вы так волнуетесь, волнение вредно для здоровья…».

«Калькулятор» сам боится многих чувств и стремится доказать себе, что проявле-

ние эмоций – удел слабых людей. Обычно «Калькуляторы» особенно нетерпимы к

отрицательным эмоциям: горю, гневу, обиде. Однако, «Калькулятор» может стре-

миться «гасить» и положительные чувства. Излюбленная позиция «Калькулятора»

– «Нужно быть рациональным», а отрицательная оценка обычно сводится к тому,

что совершенное действие не выгодно (не рационально). Одна из наиболее адек-

ватных реакций – это отстаивание своего права на чувства. Привыкнете к мысли,

- 68 -


 

что нет хороших и плохих чувств, есть адекватные и неадекватные действия и

мысли. Ваши чувства – естественная реакция на события, индикатор Вашего отно-

шения и состояния. «Калькулятор» может вовлечь Вас в манипуляцию, только если

Вы не доверяете своим эмоциям, интуиции и опыту. Говорите себе, а если необхо-

димо, и другим, о том, что не стоит стесняться эмоций.

Одним из наиболее «коварных» типов манипуляции становится манипуляция

«Хороший парень». «Хороший парень» осуществляет свою манипуляцию в два

шага, хотя между этими двумя шагами может быть значительный промежуток вре-

мени. На первом этапе совершенно «бескорыстно» «Хороший парень» оказывает

Вам мелкие услуги, привязывает Вас к себе комплиментами, восхищением Вашими

способностями. Когда Вы привыкаете к «Хорошему парню», он «выставляет счет»:

просит об услуге, осуществление которой будет Вам довольно дорого стоить. Ваш

отказ в силу сложившихся обстоятельств будет воспринят как стремление прервать

отношения. Ваше согласие повлечет за собой довольно серьезные нагрузки, кото-

рые, скорее всего, вынудят Вас отказаться от помощи «Хорошему парню». Предот-

вратить манипуляцию «Хорошего парня» довольно сложно, поскольку его поведе-

ние почти ничем не отличается от дружбы. Однако, задумайтесь и над тем, почему

«Хороший парень» выбирает именно Вас? Может быть, Вы располагаете его наде-

яться на то, что не сумеет вовремя сказать «нет»? Научитесь говорить «нет», объ-

ясняя свою позицию и декларируя право на отказ.

В поведении одного человека может соединяться несколько манипуляций.

Так, «Пила» легко переходит к тактике «Диктатора», а «Диктатор» к манипуляции

«Жертвы». Коммуникативная грамотность состоит в умении не только распознавать

и предупреждать манипуляции со стороны других людей, но и контролировать свое

поведение, не допускать манипуляции со своей стороны.

Часто возникает вопрос, почему люди манипулируют? Одна из причин – под-

мена конструктивных чувств неконструктивными. Конструктивные чувства не обя -

зательно положительные, такие переживания как гнев и горе дают много пищи для

развития души и ума. Конструктивные чувства характеризуются искренностью и

спонтанностью выражения, они содействуют взрослению человека, формированию

его самостоятельности. Деструктивные чувства – уход от решения задачи взросле -

ния и формирования собственной позиции.

Одним из самых сильных конструктивных чувств является любовь – сопере-

живание, альтруистическая привязанность к другому. Неконструктивная замена

любви – это чувство вины, переживание своей несостоятельности в отношении

другого человека и стремление исправить «ошибки» отношений. Вместо типичных

для любовных отношений терминов «хочу помочь», «стремлюсь к доверию», «вза-

имная поддержка» чувство вины вносит свой словарь в отношения людей: «я дол-

жен», «пусть уж лучше я», «промолчу, чтобы другим было хорошо» и т.д. Вина,

которая буквально давит на человека, вынуждает вести себя то кающимся грешни-

ком («я тебе всю жизнь испортил»), то обвинителем («ты мне всю жизнь испорти-

ла»). Аналогично, можно привести примеры замены позитивного чувства на дест-

руктивное: гнев на ненависть, горя на утрату, страх на тревогу и т.д.

 

Заключительная часть

Подведение итогов участниками:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что вам понравилось?

- Что вам не понравилось?

- Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов ведущим.

 

Ритуал завершения занятия

 

 

- 69 -


 

Приложение к занятию «Барьеры на пути к общению, манипуляции»

 

 

- 70 -
Уровень межличностных отношений Характеристика отноше- ний Способы воздействия
1. Доминирование Отношение к другому как к вещи или средству дос- тижения своих целей, игнорирование его инте- ресов и намерений Открытое, без маскиров- ки, императивное воз- действие - от насилия, подавления, господства до навязывания, внуше- ния, приказа - с исполь- зованием грубого про- стого принуждения
2. Манипуляция Отношение к другому как к «вещи особого рода» - игнорирование его инте- ресов и намерений. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы. Провокация, обман, интрига, намек
3. Соперничество Отношение к другому как опасному и непредска- зуемому. Интересы дру- гого учитываются в той мере, в какой это дикту- ется задачами борьбы с ним. Отдельные виды «тон- кой» манипуляции, че- редование открытых и закрытых приемов воз- действия, «джентльмен- ские» или временные тактические соглашения и т. п.
4. Партнерство Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как он есть, с которым надо считаться. Равно- правные, но осторожные отношения Согласование своих ин- тересов и намерений, со- вместная рефлексия. Ис- пользование договора, который служит и сред- ством объединения, и средством оказания дав- ления (силовым элемен- том).
5.Содружество Отношение к другому как самоценности. Стремле- ние к объединению, со- вместной деятельности для достижения близких и совпадающих целей. Основной инструмент уже не договор, а согла- сие.

 


 

«Коммуникативный блок»

Занятие № 4. «Что такое уверенное поведение?

Общение без манипуляций»

 

Цель: дать представление об уверенном поведении. Совершенствовать навыки

уверенного поведения в общении.

Ритуал начала занятия

Вводная часть

Разминка «Дар убеждения»

Для выполнения упражнения необходимо выбрать двух участников, каждому

из которых ведущий передает по спичечному коробку. В одном из них лежит цвет -

ной листок бумаги. После того, как выбранные участники незаметно для окружаю -

щих выяснят, у кого он находится, каждый из них начинает доказывать группе, что

именно он является обладателем листочка. Задача группы – решить, у кого в ко -

робке лежит листочек.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.