Смута, ее причины и сущность. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Смута, ее причины и сущность.

2019-09-17 163
Смута, ее причины и сущность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. Изучив документ № 70,Подумайте, почему, несмотря на продуманную политику Бориса Годунова (см. п. 5.4. темы 5), проводимую при жизни царя Федора Иоанновича, после смерти последнего в России начинается эпоха Смутного времени? Причины этого явления носили объективный или субъективный характер?

 

Документ № 70.

Отрывок: Хлебников Н. О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории. – СПб, 1869.

 

«…Воля Грозного Царя направляла все общественные элементы к одной общей цели, а само общество чувствовало себя бессильным и слабым, чтобы противиться этой воле. Может быть, сила этой воли останавливала общество от того шага, который был естественно необходимым. Царская власть не дозволяла организовавшемуся служилому сословию достигнуть власти в государстве и поработить низшие классы.

 Все изменяется по смерти Грозного. Теперь главные элементы, две общественные силы служилый класс и крестьяне, начинают борьбу на жизнь и смерть, в которой первый класс хочет сделаться главой государства и поработить крестьян, второй хочет только избавиться от порабощения. Царская власть, доставшаяся в руки слабого потомка Грозного Царя и различных искателей престола, не может действовать самостоятельно, но стремится найти поддержку, опираясь на один из общественных классов.

При таком положении низшие классы, оставленные на произвол судьбы, без поддержки царской власти должны были уступить необходимости. Но если низшие классы должны были подчиниться неумолимому закону исторической необходимости, то ему же должно было подчиниться и высшее боярство и отказаться от тех притязаний на управление государством, которые противоречили потребностям общества. Царская власть явилась снова необходимым примирителем враждующих элементов и, уступая исторической необходимости прикрепления крестьян, заставила аристократию отказаться от участия в управлении, в видах собственных интересов.

Как не сильна была личная воля Грозного, вооруженная всею мощью царской власти, но и она должна была часто уступать потребностям общества, вытекающим из его умственно религиозного и экономического строя. Мы видели, что Иоанн IV должен был, пред своею смертью, снова подтвердить запрещение духовенству приобретать имущества, ради пьянственнаго и не потребнаго жития монахов и по тому, что воинственному чину от сего оскудение происходит велие. Мы видели, что даже сам Царь, поддерживая свободу поместных и вотчинных крестьян, в тоже время прикрепляет черных крестьян.

Прикрепление крестьян было делом необходимым с того момента, когда по своему положению Москва сделалась большим государством и должна была употреблять все силы, чтобы защитить его от окружающих со всех сторон врагов. Мы видим, что все богатство государства состояло в личном труде крестьянина, потому что громадность земель и малочисленность населения делали ценность земель ничтожной без прикрепления работника.

Переход крестьян делал необыкновенно трудным собрание налогов, потому что никакие писцы не могли бы усладить за постоянным изменением населения. Для того, чтобы подати не пропадали, государство должно было наложить еще лишнюю тягость на землевладельца, заставляя его платить и за перешедших крестьян до новых писцов. Такая мера была просто невозможной в некоторых случаях, когда, например, почти все крестьяне оставляли сына боярского, что не было редкостью.

Боязнь такого результата должна была еще более понижать ренту с участка сына боярского, которого даже в благоприятное время было едва достаточно для его содержания.

Для государства было необходимо, чтобы каждый сын боярский был ежегодно готов в службу, следовательно, постоянно бы имел для этого средства. Государство было экономически так страшно бедно, не развито, что нечего было и думать уплачивать деньгами услуги войска и администрации.

В XIV столетии в Европе уже совершалось обратное движение, т. е. развитие городов; промышленность и торговля дали возможность европейским государям перевести вознаграждение лицам, служащим государству, из поместного в денежное. Во Франции, Филипп IV Красивый изменяет решительно прежнюю систему вознаграждений и платит за все государственные услуги деньгами. В Англии, при Эдуардах совершился тот же переход, вследствие тех же причин и содержание администрации и войска начинает оплачиваться деньгами. Но это невозможно было в России этого времени при ничтожности городов, при общем невежестве народонаселения.

В 1596 году, была уничтожена возможность всякой службы без крепостной зависимости. «А о вольных людях приговорили Государь со всеми бояры: которые люди на Москве и по городам служат у кого добровольно, и Михайлу Ивановичу и дьяку потому (они сидели в Приказе холопья суда) тех вольных людей ставити перед собою, с тт.ми людьми, кто у него служит добровольно, до тех вольных людей распрашивати: сколь давно кто у кого служит добровольно и кабалу на себя дает ли? а которые люди вольные поступили у него недель пять-шесть, а кабалы на себя дать не похотят и тех людей отпущать на волю. А кто; скажет, послужил у него добровольно с полгода и больше и кабалы на себя дать не похочет, а сыщут, что тот добровольный хочет у того человека служит с полгода: и на тех вольных людей служилыя кабалы давати и челобитья их в том не слушати, потому что тот человек того добровольнаго холопа кормил и одевал и обувал…»

6.2. Борис Годунов – первый выборный царь. Лжедмитрий I и гражданская война 1604 – 1605 гг.

Задание 2. Ознакомьтесь с Соборным определением «Об избрании царем Бориса Федоровича Годунова»[26] (докумет № 71). В чем состояла уникальность события, провозглашенного в этом документе? Был ли достаточен в глазах подданных факт избрания Бориса Годунова на царский престол для признания его истинным государем?

Как в документе обосновывалась легитимность избранного царя?

 

Документ № 71.

«Об избрании царем Бориса Федоровича Годунова» (Извлечение) // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. III. Политическая мысль в России: т. X – первая половина XIX в. – М., 1997.

«…Бог наш Троица, предвечно и ныне сущий Отец и Сын иСвятой Дух, милостивый и милосердный, и человеколюбивый. Царь царствующим, Господь господствующим, Господь Саваоф, единый Бог Отец Вседержитель, творец неба и земли, видимый же всем и невидимый, безначальный и бесконечный. По Его воле живем и движемся, по Его воле и цари царствуй. Когда Божьим судом Государь наш Царь и Великий князьИван Васильевич всея Руси, переменив порфиру на ангельскую перемену, тленное и мимо текущее земное царство оставя, пришел на небесное, в тот век бесконечный, представ перед Царем царей и Господом господствующих, тогда сына своего, нашего Государя, благоверного и христолюбивого Царя и Великого князя Федора Ивановича, всея Руси самодержца, благословил на царство и вручил сына своего, Государя Царя и Великого князя Федора Ивановича, всея Руси самодержца, после сочетания браком царского корня родственнику, ближнему приятелю, слуге и конюшему боярину Борису Федоровичу. Его же изначала предъизбрал Бог и возлюбил, предназначил много лет назад. Царь Иван Васильевич сказал: «Тебе передаю с Богом сего сына моего, благоприятен будь к нему до окончания жизни его. По его преставлении тебе приказываю и царство сие». Также и благочестивый великий Государь Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси (о нем женам надлежит лить всемирные слезы) перед отшествием своим к Богу, и по приказу отца своего и по своему приятельству, вручает то царство свое сему же великому Государю нашему Борису Федоровичу. И по благоволению Божьему и промыслу Всесильного Бога было обоих царей общее благословение великому Государю нашему Борису Федоровичу. И по благодати Святого Духа, по благословению и молению святейшего Патриарха Иова Московского и всея Руси, митрополита Варлаама Великого Новгорода и Великолуцкого, митрополита Гермогена Казанского и Астраханского, митрополита Варлаама Ростовского и Ярославского, митрополита Геласия Сарского и Подонского, всех архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, всего иноческого чина, затворников, пустынников, протопопов, иереев, всего причта церковного, всего освященного собора, по челобитью Государевых бояр, князя Федора Ивановича Мстиславского и всех Государевых бояр и окольничих, всего царского синклита, всех Государевых воевод, дворян, стольников, стряпчих, жильцов, дьяков, детей боярских, глав стрелецких, сотников стрелецких, всяких служилых людей, купцов, торговых людей, черных людей, всего многочисленного народного христианства, с конца до конца всех государств Российского царства: ибо мы видели, что без государя Российское царство и стадо Христово неберегаемо и гибнет. И того ради мы скорбели и в печали были как овцы, не имеющие пастыря. И по благодати Святого Духа даже и до нас, смиренных епископов, дошло, что по той благодати имеем власть, как многоопытные апостольские ученики, и по правилам, собравшимся собором поставлять своему отечеству пастыря и учителя и Царя достойно, кого Бог избрал. Также власть имеем от Бога, с любовью всех создавшего и неизреченную милость всем подавшего. Ибо от Него изобильно исполнен всякой благодати, любви ради нелицеприятной милости, тот, что пишет: «Всякое добро существующее кроме Бога никем не сотворяется и сотвориться не может», как сказал Господь: «Без Меня никто не может сотворить ничего». Это же. так и многое другое святейший Патриарх изыскал в Божественном Писании, и опять созывает к себе сыновей своих, преосвященных митрополитов, архиепископов, епископов, весь освященный собор, бояр, дворян, все христолюбивое воинство, всех православных христиан. Им же и советует предъизбрать Государя на царство, и вместе с тем предлагает им, кого избрал по Божественным Писаниям. Они же все, как едиными устами, велегласно вопили долгое время: «Бориса Федоровича хотим иметь на царстве, кроме же его чтобы никто не был, так и Бог предъизбрал. Ибо на нем же (говорили) и обоих царей благословение было. Так как царево сердце в руке Божьей, то если цари сказали, то это Бог благоизволил. а суд Божий кто превзойти может, и кто разорению помогает?» И святейший Патриарх, слыша это от всего освященного собора, от бояр, дворян, от всенародного множества непреклонное единогласие, душой возрадовался, говоря: «Благословен Бог, что так изволил! Как Господу угодно, так и будет; ибо глас народа — глас Божий». С ними же со всеми крепкий совет совершил, чтобы единомысленно, с Божьей помощью, избрали мы Государя на царство и Великое княжение Московское и на все государства Российского царства самодержца. Великого Государя царя и Великого князя Федора Ивановича, всея Руси шурина, слугу и конюшего боярина, содержателя великих царств Казани и Астрахани, правителя непоколебимого, праведного и милостивого Бориса Феодоровича, царского корня родственника, победителя прегордого и хвалившегося и сильного находца царя Крымского, победителя объединившихся со многими государствами превысоких и прегордых королей, королей Польского и Шведского, и их поручников. которые под их властью, победителя, высокопобедительной руки которого боятся латинские народы и всякие бусурманские племена. И взыскателя и прибавителя царскому величеству славы и расширения его великих государств. Не только по памяти получили мы сведения, не только от родителей своих слышали, не только в древних писаниях это нашли. И по сему избранию служить нам ему, Государю своему, Царю и Великому князю Борису Феодоровичу, всея Руси самодержцу, верой и правдой, без всякого обмана. И его Царице и Великой княгине Марье Григорьевне и их Государевым детям: царевичу Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне, и которым им, Государям, впредь Бог даст. И слушаться нам их Государских повелений во всем. И доброжелательствовать им, Государям, своей справедливостью. И голов нам своих за них, за Государей, не щадить против их, Государевых, недругов. Кроме них, Государей своих, нам иного Государя не хотеть и не искать, не мыслить, не думать ни делами, ни обманом. На том им, Государям своим, души свои отдаем. Все крест целуем от мала до велика. И того ради мы все, Патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, весь освященный собор, бояре, окольничие, весь царский синклит, воеводы, дворяне, дети боярские, и вся земля, сошлись мы, по благодати, данной нам Святым Духом, и поставили достойносущего Царя и Великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца, Российской земли государя. Сейчас все царства Российской земли не управляются ни государями, ни вельможами. А еще нужно подумать, что воцарился царского благочестия корень самодержавных великих Российских Государей от Великого князя Рюрика и до Царствия Великого самодержавного Государя царя и Великого князя Федора Ивановича,всея России самодержца. Но ныне от его царскою величества сыновьего корня не осталось. Мы же в древних писаниях нашли свидетельство о великих царях в Израиле и в Греческих родах, как кто воцарился. Во-первых, о великом царе Давиде. Этот великий Давид — избранник царского рода, не был ни из великою синклита, ни из славных высот. И настолько преславный был, что именем ею весь Израиль славился. И такой высоты достиг, что и Христу прародителем был, и Богоотцом назывался. И от его же колена Христос Бог наш во плоти родился от Приснодевы Марии, ради спасения нашего. Так же Иосиф Прекрасный не из царского же произошел рода, но от праведного семени Авраама, хотя и в неволю был вовлечен, но Божьим судом царствовал в Египте. И это от начала у древних до Христова воплощения после сошествия с неба. После Христова на землю пришествия в благодати православием сияющих больше всею обнаруживается по степеням в Римских и греческих преданиях. Из них же первый, православием сияющий, как солнце, равноапостольный царь Константин Великий, сын Консты, кесаря Римского, который прежде был тирона, что значит воин. Потом же второй царь, благочестия поборник, нечестия обличитель, Феодосии Великий, не телесным только видом, но и славой премногой высок. Который царем Грацианом в порфиру царскую одет был и венцом царским венчан. Не был он из царского рода, но из изящного синклита предъизбран. Подобен же ему и Маркиан, великий царь по благочестию и вере, храбростью же и мудростью выдающийся. Но и он, в благородных рожденный и воспитанный, прежде был в чине воинском. Потом Феодосием, царем Малым, на царство возведен. Не меньше же этих и Михаил, прозванный Рагкавей, зять царя Никифора, который прежде был сирополат, то есть великий синклит в палатах царских. Этот Михаил был благоверным и очень благочестивым, обычай имел тихий и кроткий и ко всем благоприветен. И за премногое его благоверие и кротость всеми был славим и почитаем и царем нарицаем при царе Ставрикии, сыне Никифора. Ставрикий же царь в неисцелимый недуг впал и поэтому царство оставил и иночество воспринял. Вместо него Михаил Рагкавей был на царство возведен всеми народами. Этому же подобен и Василий Македонянин. И он не был мал при царях; благоверен и досточтим; его возвели в чин комита, что значит царев конюший. И взамен этого царский венец возложил на главу его Патриарх Фотий, на царство помазан был. С любовью читающие Божественные писания многих царей найдут, скипетр царствия имеющих и в подобающую господину порфиру облачившихся, не из царскою рода происшедших, но из обычных и неблагородных, хорошо правящих царством, по-божественному благочестиво и праведно. Не на благородство любящих Его смотрит Бог, но ради благоверия сохраняющих божественные заповеди предъизбирает Он. Душу благочестивую почитает, достойных приемлет, недостойных же отвергает: «ибо много званных, но мало избранных», ибо «не всякий, сказал, говорящий мне «Господи» войдет в Царство Небесное, но творящий волю Отца Моего, который на небесах, ибо его ждет Божий суд, что еще ему назначит Бог. Ибо многие не желающие пришли, не званные Богом; ибо не вы действуете так, но творящий в вас Дух Святой. И когда скажут некоторые: «Отлучимся от них, потому что царя сами поставили», — и не будет так, и не отлучатся. Если так кто скажет, то он не разумен и проклят. Если же его осудим на земле, он будет осужден на небесах». И если его простим на земле, будет прощен на небесах…»

Задание 3. Изучите «Грамоту…» Лжедмитрия I при вступлении на престол в 1605 году (документ № 72). Какие цели преследовал Лжедмитрий I, обращаясь с этим документом к жителям Москвы? Какие обещания давал Лжедмитрий различным сословиям? Сопоставьте их с действиями Лжедмитрия в качестве Великого Государя.

 

Документ № 72.

Грамота к московским боярам и другим всякого звания людям (Извлечение)

 // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. III. Политическая мысль в России: т. X – первая половина XIX в. – М., 1997.

«…От Царя и Великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича боярам нашим, князю Федору Ивановичу Мстиславскому, князю Василию и князю Дмитрию Ивановичам Шуйским, всем боярам, окольничим, старшим дворянам, стольникам, стряпчим, жильцам, приказным людям, дьякам, дворянам из городов, детям боярским, купцам, лучшим и средним торговым людям и всякому простому народу. Целовали вы крест блаженной памяти отцу нашему Великому Государю Царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу. И нам, чадам его, чтобы кроме нашего государева рода на Московское государство иного государя не хотеть и не искать. Но когда, по божьему суду, отца нашего Великого Государя Царя и Великого князя всея Руси Ивана Васильевича не стало, в Российском государстве царем стал брат наш, великий Государь Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси, нас, Великого Государя и Государыню мою мать, Царицу и Великую княгиню всея Руси инокиню Марфу Федоровну изменники наши послали в Углич, так притесняли наше Царское Величество, что и подданным делать бы недостойно. Присылали многих злодеев и велели на нас посылать порчу и убить. Но милосердный Бог нас, Великого Государя, от их злодейских умыслов укрыл, с того времени и до нашего возраста в своих судьбах сохранил. А вам, боярам нашим, окольничим, дворянам, приказным людям, купцам, торговым и всяким людям, изменники наши внушали, будто нас, Великого Государя, не стало и похоронили будто нас, Великого Государя, в Угличе в соборной церкви Всемилостивого Спаса. Но, по Божьему суду, брата нашего, Великого Государя Царя и Великого князя всея Руси Федора Ивановича, не стало, и вы, не ведая про нас, прирожденного Государя своего, целовали крест изменнику нашему Борису Годунову не зная его злокозненного нрава и боясь того, что он при блаженной памяти брате нашем Царе и Великом князе всея Руси Федоре Ивановиче владел всем государством Московским, жаловал и казнил, кого хотел. А про нас, прирожденного Государя своего, вы не ведали, думали, что мы изменниками нашими убиты. Но когда о нас, Великом Государе, прошел слух но всему Российскому государству, что с Божьей помощью мы, Великий Государь, идем на преславный православный престол прародителей наших, Великих Государей Царей Российских, и хотели мы государство наше отвоевать без крови, вы, бояре наши воеводы и всякие служилые люди, против нас, Великого Государя, стояли по незнанию и боясь смертной казни от изменника нашего. И про нас, Великого Государя, говорить не смели. И я. Христианский Государь, по своему царскому Государеву милосердному обычаю за это на вас не гневаюсь и опалу не наложу, потому что вы поступили так по незнанию и боясь казни. А ныне мы, Великий Государь, на престол прародителей наших, Великих Государей Царей Российских, идем с Божьей помощью вскоре. И с нами многие рати русские, литовские и татарские. И города нашего государства нашему Царскому Величеству били челом и нам не противились и крест целовали, помня о своих душах и о крестном целовании нам, Великому Государю они служить и противостоять изменникам нашим храбро и мужественно хотят. А о том и сами подлинно ведаете. А Поволжские города нам, Великому Государю, били челом и воевод к нам привели. И Астраханских воевод, Михаила Сабурова с товарищами, к нашему Царскому Величеству ведут. И ныне они на дороге к Воронежу. И нам же писал князь Больших Ногай Ищерек, и мурза из Казыева улуса о том, что они нашему Царскому Величеству помогать хотят. Но мы, христианский Царь, не желая видеть разорения в христианстве, ногайским людям по нашему указу приходить не велели, жалея наше государство. И велели кочевать ногайским людям близ Царева города. А изменники наши, Мария, жена Бориса Годунова, и сын ее Федор, нашей земли не жалеют. Да и жалеть было им нечего, потому что чужим владели. И отчину нашу, Сиверскую землю, и иные многие города и уезды разорили и православных христиан без вины побили. Только этого мы, христианский Государь, в вину вам, боярам нашим и служилым людям, не ставим, потому что вы сделали это по незнанию и боясь смертной казни от изменников наших. А и то следовало вам знать, какое притеснение от изменника нашего Бориса Годунова было вам, боярам нашим и воеводам, и родственникам нашим унижение и оскорбление, и бесчестье, наносимые вам, чего и от инородного терпеть было невозможно. И вам, дворянам и детям боярским, разорение и ссылки, и муки нестерпимые были такие, что и пленным делать недостойно. А вам, купцам и торговым людям, в торговле вашей свободы не было, и в пошлинах у вас дело шло так, что треть имущества вашего, а мало и не все отнималось. И тем вы злокозненного нрава его укротить не могли. И вы в винах своих до сего времени одуматься не хотите и нас, прирожденного Государя своего, признать не можете. О праведном суде Божьем не помните, и хотите проливать кровь неповинных православных христиан, чего не только нам делать не годится. Иноземцы о вашем разорении скорбят и сожалеют, а узнав нас, христианского, кроткого, милосердного Государя, нам служат и крови своей за нас не щадят. И мы, христианский Государь, не желая видеть в христианстве кровопролития, пишем вам, жалея вас и души ваши. Чтобы вы, помня Бога и православную веру, и о своих душах думая, и о чем блаженной памяти отцу нашему, Великому Государю Царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу и нам, чадам его, крест целовали, и нам, прирожденному Государю своему и Великому князю всея Руси Дмитрию Ивановичу, били челом. Милости просить к нашему Царскому Величеству пришлите митрополитов и архиепископов, бояр, окольничих, старших дворян, дьяков думных, детей боярских, купцов и лучших людей. А мы, Великий Государь, по своему царскому милосердному обычаю, всех вас пожалуем. И вам, боярам нашим, честь окажем и повышение назначим, и отчинами вашими прежними вас пожалуем, а к этому и еще прибавим и в чести вас держать будем. А вас, дворян и приказных людей, в нашей царской милости держать хотим. А вас, купцов и торговых людей всего Московского государства, пожалуем, в пошлинах и податях велим льготу и облегчение сделать. И все православное христианство в тишине и в покое и благоденственной жизни устроить хотим. А если не будете бить челом нашему Царскому Величеству и о милости просить не пришлете, то вы можете рассудить, что вам в том придется дать ответ в день праведною Суда Божьего, ибо он воздаст каждому по делам его. И от Божьего праведного гнева и от нашей царской руки нигде не скрыться. И с Божьей помощью мы, Великий Государь, преславных государств своих добьемся…»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.