Царь Федор Иванович и правитель Б. Годунов. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Царь Федор Иванович и правитель Б. Годунов.

2019-09-17 146
Царь Федор Иванович и правитель Б. Годунов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Задание 6. Изучив документ № 69, обоснуйте вывод, случайно ли в непосредственной близости к Российскому престолу оказался Борис Годунов? Какие качества и какие шаги  позволили ему сделать политическую карьеру?

 

Документ № 69.

Отрывок: Хлебников Н. О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории. – СПб, 1869.

 

«…После смерти Ивана Грозного, вступает на престол слабый Федор, который естественно не мог не подчиниться общему направлению людей, стоящих около его трона. Митрополит Даниил первый испросил прикрепление крестьян для своей слободки. Слабая натура Федора, как и должно ожидать, поддавалась тому направлению, которое было общим в служилом сословии. Но это еще не все; подле него стоял человек, для которого важно было лишь его собственное возвышение, и который был готов пожертвовать этому возвышению не только нравственным чувством, но и государственными интересами.

Если верить Псковскому летописцу, то проницательный Иоанн не оставил своего сына на руки Бориса. Он поставил попечителями его Боярина Ивана Петровича Шуйского и Митрополита Дионисия и гостя большого Московского Голубя. Но Борис велел задушить сном Шуйского, пока он сидит в Пскове; велел казнить Голубя и сослал в заточение Даниила. Достаточно вспомнить некоторые черты из жизни Бориса, чтобы убедиться, что это был человек необыкновенно ловкий. Борис и его сестра Ирина рано были взяты во дворец, так как было в обычае того времени брать во дворец детей знатных фамилий. Род Годуновых выехал из Орды в XIV стол., но он не пользовался большею известностью до Грозного; первым из Годуновых, встречающимся в чинах, был Дмитрий Иванович Годунов, который был сделан постельничим в 1571 г., следовательно, в период жизни Иоанна, когда его подозрительность развилась до крайних пределов. Дмитрий Иванович был сделан чрез два года окольничим, а в 1576 г. боярином. В этом же году сделался кравчим и Борис. Очевидно, что Грозный, не доверяя старым боярам, давал эти должности людям, прямым интересом которых было поддерживать настоящей порядок. В старой Руси должности постельничих и кравчих давались только очень доверенным людям, потому что боялись отравы и наговоров. Если вторая опасность была очевидно вымышленной, то первая была не безосновательной в то время, когда легко делались дворцовые революции. Требовалась большая ловкость, чтобы сделаться постельничим у высшей степени подозрительного Царя, а еще большая ловкость, чтобы сделаться его кравчим. Но еще изумительнее был второй шаг Бориса, когда он, не принадлежа к знатному роду, чрез пять лет, из кравчих сделался прямо боярином, тогда как родственники получали боярство чрез окольничество, что видим па примере Дмитрия Ивановича, а после него на Степан и Иван Васильевичах Годуновых, которые сделались окольничими в 1576 - 78 годах. Я уже говорил выше, что в древней Руси только самые знатные роды получали прямо боярство, а дослуживаться его чрез окольничество было уделом мене знатных родов. Другим ловким шагом Бориса было его уменье устроить замужество сестры своей за слабого Федора.

В год восшествия на престол Федора, Борису была дана доходная должность конюшаго, а Степан и Иван Васильевичи сделались боярами. Не нужно было большой ловкости и ума, чтобы, стоя так близко к трону, при слабом Государе, захватить в свои руки власть, но нужно было много ума и знавший дела, чтобы приготовить себе партию, которая бы ратовала за его новый и еще более смелый шаг. Нужно было сделаться необходимым не в мнении одного лица, но в убеждениях целого общества.

Два сословия составляли главную силу общества древней Руси: духовенство и служилый класс, из которых первое владело всем умственным и нравственным влиявшем на него, а другое сосредоточивало главную военную силу. Если Борис хотел искать опоры, то она представлялась ему скорее в заступничестве за интересы духовенства и служилого сословия, чем в содействии интересам простого народа, который был слишком груб и беден, чтобы он мог дать опору, особенно для незаконного восшествия на престол.

На нижние классы мог опереться законный Государь, как это сделал Иван IV, но этого не мог сделать человек, которому еще нужно было войти на престол. Борис должен был искать опоры в этих двух сословиях тем более, что главная цель у них была одна — крепостное право.

Духовенство имело страшную нравственную силу и притом, по своему званию, оно не могло быть естественным соперником Бориса. Вот почему он сделал все, чтобы найти здесь прочную опору.

Прежде всего, нужно было сосредоточить всю власть духовенства в одних руках и поставить во главе его человека ему преданного. Он достиг этого, сделав Иова патриархом. В своем послании 1597 г. Иов хотя говорит, что мысль о введении патриаршества пришла Федору, который передал ее жен и советовался с ней, а потом сказал свою мысль ближнему своему приятелю и истинному доброхоту, но в летописи о многих мятежах выдается за положительный факт, что введение патриархата было посоветовано Феодору Цареградским патриархом Иеремиею, который был в это время в Москве. Нельзя думать, чтобы патриарх сам пришел к такой мысли, потому что для Греков в ней самой не было ничего выгодного. Но такое сосредоточение духовной власти было очень выгодно Борису и, очень может быть, что самая мысль о патриаршеств родилась в его голове.

О своем возведении на патриаршество Иов говорить, что он достиг этого сана «Божиим превысоким человеколюбием и изволением о Святем Духе, блаженная памяти сына моего, Богом венчанного Царя и Государя Великого Князя Федора Ивановича, всея Руси и Самодержца, того же попечением и труды истинного по благочестию поборника, искреннего доброхота и ближнего приятеля Царева» (Д. Р. В. т. VI; стр. III). Заручив сем главу Церкви, он де оставил и ея главных членов: четыре епископа были сделаны митрополитами, — пять архиепископами. Монастырям были даны тарханныя грамоты и снова было негласно допущено приобретение имений по завещанию.

Сделав все, что было можно для удовлетворения честолюбия духовенства, он естественно стал думать о том шаге, который вызывало экономическое положение государства и общее желание служилого сословия и духовенства о прикреплении крестьян.

Сделав этот решительный шаг, Борис справедливо мог рассчитывать, что посредством него он может приобрести расположение служилого сословия, которое должно было хорошо понимать, что такое нововведение не может совершиться без борьбы, как это и оправдали последствия, а для такой борьбы нужен во главе государства человек, в умственных способностях которого не было бы сомнения. Естественно было думать, что из этой борьбы может выйти победителем только человек, который совершил это смелое дело…»

Тема 6.СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.