Фасилитация сессий для решения задач — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Фасилитация сессий для решения задач

2019-08-03 202
Фасилитация сессий для решения задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нижеприведённый материал не такой полный, как инструкции и рекомендации для энтеогенных путешествий, описанные в главах 1, 2 и 19. Тот материал предназначен для восполнения пробелов в знаниях для тех, кто в любом случае будет использовать психоделики. Здесь же нет необходимости в подробных указаниях. У читателя не должно быть впечатления, что прочтение этой главы даёт достаточную квалификацию для проведения подобного группового мероприятия. Одна исследовательская группа получила государственное разрешение на использование ЛСД для креативности и собирается применить описанный ниже подход; однако они понимают, что для начала им необходимо обучение и консультации. [Примечание автора: впоследствии они решили провести исследование так, будто тестируют обычный фармацевтический препарат, выбрали лабораторную обстановку, дали субъектам во время сессии набор тестов и получили настолько неинтересные результаты, что предпочли не публиковать исследование.]

 

Чтобы наиболее эффективно использовать низкие дозы психоделиков для творческих прорывов, как описано в предыдущей главе, важно учитывать шесть моментов:

Установка: ожидания и подготовительные встречи

Обстановка: Физическое окружение

Вещество: само вещество и его доза

Ситтер: фасилитатор сессии, время, проведённое с фасилитатором

Поддержка: рабочая среда после завершения сессии

 

Хотя все перечисленные факторы являются важными, самым критическим из них для решения задач является установка. Когда психоделики применяются с другими целями, люди склонны входить в сложные внутренние процессы, увлекаться визуальными эффектами и искажениями и сильными эмоциями. Чтобы помочь участникам продвинуться в решении интеллектуальных задач, необходимо последовательно вырабатывать и поддерживать соответствующую атмосферу.

Ключевым вопросом, пожалуй, является следующий: достаточно ли участник заинтересован в своей задаче, области исследований или интеллектуальном вопросе, достаточно ли эмоционально вовлечён, чтобы не отвлекаться на что-то другое? Один из критериев здесь - для поиска решения уже были приложены значительные усилия. Чем важнее задача для субъекта, тем больше вероятность успеха во время сессии.

Когда жизненное благополучие человека зависит от решения задачи, есть хорошие шансы. Вопрос может вызывать энтузиазм или, наоборот, изводить - в любом случае есть необходимость найти решение. Не должно быть сильной привязанности к рациональному мышлению. Участники должны хотя бы понимать (пусть и не из собственного опыта), что размышление - лишь один из многих доступных инструментов.

Если намерение слишком слабое, человеку нужно сообщить, что в данный момент сессию не стоит проводить. Если же мотивация достаточна, следующий вопрос должен быть о том, был ли у него или неё прежде психоделический опыт.

Во время нашего исследования не составлял труда поиск множества учёных с десятилетним или тридцатилетним опытом, никогда не испытывающим более серьёзных изменённых состояний, чем усталость или эффекты кофе и алкоголя. На сегодняшний же день доля учёных и других профессионалов, раньше пробовавших психоделики (пусть и самостоятельно) возросла. Плюс в том, что фасилитатору гораздо легче объяснить динамику сессии и то, как в процессе можно оставаться сосредоточенными на своих проектах.

Фасилитатор должен ознакомиться с описанными в главе 9 факторами, положительно или отрицательно влияющими на творческое решение задач и знать ответы на вопросы вроде "как мне сосредоточиться на задаче, если я открою свою божественную сущность и не захочу переключаться на что-то другое?" Возможный ответ здесь - возможно, божественная сущность участника привлекла его к психоделикам именно для решения данной задачи.

Если участники имеют богатый опыт с психоделиками, фасилитатор должен подчеркнуть разницу между их прошлым опытом и данным подходом и помочь им понять, что в процессе можно заниматься профессиональными вопросами, а не только личными.

 

Подготовительные встречи.

Целями этих встреч является:

· Усиление концентрации на целевой задаче, а также оценка пригодности. Во время самой сессии "ага"-понимание может прийти почти сразу, и доработать найденное решение можно будет в обычном состоянии. Поэтому нужно заранее приготовить вторую и третью задачу.

· Работая с группой, нужно познакомить участников друг с другом и с их целями - не для взаимопомощи, а для повышения сплоченности группы. Гораздо проще заранее установить гармонию, которая будет сохраняться в течение сессии.

· Сообщить участникам, что во время сессии они могут открыть что-то новое или убедиться в правильности имеющихся догадок, а не только искать ошибки в своих текущих рассуждениях. Увидев решение, кто-то из них может обнаружить, что уже обладал всеми необходимыми знаниями, квалификациями и опытом.

· Объяснить, что такое чувство "правильности". Опыт работы с успешными командами по решению задач (не только с применением психоделиков) показывает, что у них есть четкое ощущение "правильного пути". Это ощущение развивается задолго до нахождения конкретной идеи или решения. Есть чувство правильности или "нащупывания ниточки" или "следования за потоком". Иногда возникает впечатление, что группа или индивид пробились в тот слой сознания, где содержатся все ответы.

 

Ещё одной целью подготовительных встреч является создание радости и воодушевления в отношении выдающейся возможности. Фасилитаторы должны быть знакомы с успехами, описанными в главах 11 и 13, а также, например, с тем, что Френсис Крик открыл структуру ДНК при использовании ЛСД.

После проведения одной-двух встреч сама сессия должна пройти успешно. Шансы, что хотя бы один из участников отвлечётся от задачи, невелики, и это вряд ли повлияет на остальных.

 

Количество участников

Без ущерба каждому отдельному процессу можно набрать до четырёх участников. На любой сессии должно присутствовать, по крайней мере, двое фасилитаторов. Можно собирать группы и побольше, но только если есть достаточно фасилитаторов и свободное место, чтобы каждый участник мог при желании отделиться от группы. Но чем больше группа, тем больше вероятность, что один участник может нарушить общий настрой.

 

Обстановка

Наилучшей средой, возможно, является жилое помещение с достаточным местом на полу или диванах, чтобы каждый участник мог прилечь. Обстановка должна быть комфортной, без медицинских или лабораторных мотивов. Не будут лишними столы или планшеты для записей и эскизов. Не должно быть ничего вроде компьютеров или телефонов. Если участник один, можно вести аудиозапись. Однако зачастую высказывание мыслей вслух мешает творческому процессу. Даже наиболее склонные к аналитическому мышлению индивиды часто работают с визуальными образами, метафорическими представлениями задач или видениями физических объектов, и происходит это быстрее, чем можно записать.

 

Вещество

Хотя в этом разделе, как мы уже упомянули, говорится о применении ЛСД, можно использовать похожие вещества (мескалин, семена ипомеи, псилоцибин и псилоцибиновые грибы) в аналогичных дозировках.

В наших исследованиях мы с равным успехом использовали мескалин и ЛСД - в зависимости от того, каким веществом в данный момент занималось правительство. Использование мескалина на начальных этапах наших исследований никак не повлияло на результаты. Другие эксперименты (неопубликованные из-за появившихся запретов) показали, что ЛСД не менее эффективен. Семена ипомеи нужно использовать в последнюю очередь, потому что в некоторых случаях они вызывают тошноту.

 

Дозировка

Для участников без психоделического опыта и с достаточной мотивацией оптимальной дозой является 100 микрограмм ЛСД. Для весьма опытных участников может быть достаточно 50 микрограмм. Если участник не испытывает тревожности, но ощущает дискомфорт, не может сосредоточиться или расслабиться под музыку, примерно через час после первой дозы можно дать ещё 50 микрограмм.

 

Ситтер

Сессией управляет фасилитатор, его роль отличается от роли проводника, описанной в предыдущих частях книги. Чтобы проводить сессию и пользоваться достаточным авторитетом у участников, фасилитатор может сам быть учёным или инженером, должен иметь некоторый опыт с психоделиками, и должен прежде поучаствовать в одной или нескольких сессиях по творческому решению задач. Все, кто собираются проводить сессию, должны также присутствовать на всех подготовительных встречах данной группы.

Задача фасилитатора - сохранять фокус группы. Если утром один из участников плачет или тревожится, фасилитатор может успокоить его или её, держа за руку, но по возможности не должен обсуждать или интерпретировать переживания. Цель состоит в том, чтобы помочь участнику вернуться в состояние расслабления и сосредоточенности.

Как и в случае священных или психотерапевтических сессий, фасилитатор нужен, чтобы дать чувство безопасности и заботы, а также чтобы решать возникающие затруднения или опасения, а не единолично руководить процессом, так как участники будут работать над разными задачами, используя разные стратегии.

 

Сессия

Когда участники почувствуют эффекты ЛСД, их нужно попросить лечь, закрыть глаза масками и слушать музыку. Об используемой музыке нужно заранее договориться. Хорошо подходят инструментальные соло, музыка Баха и индийские раги. Следует избегать эмоциональной музыки и вокала. Участники могут полежать неподвижно и послушать музыку в течение трёх часов или пока не почувствуют желание сесть и поразмышлять о полученных переживаниях или заняться выбранными задачами.

Нужно приготовить закуски для второй половины дня, но перерыв на обед делать необязательно, потому что обычно участников не очень интересует еда. Однако фасилитаторы должны что-то съесть, потому что чувство голода может передаться участникам и отвлечь их.

Когда участники садятся и снимают маски, нужно напомнить им, что сейчас пора поработать над задачами. При необходимости задачи нужно напомнить. Музыку желательно выключить, если только участники не просят её оставить (в этом случае она всё же должна быть очень тихой).

Участники могут сидеть или лежать, держать глаза открытыми или закрытыми, делать записи или наброски по желанию. Все работают в своём стиле. Роль фасилитатора в течение следующих нескольких часов напоминает роль хорошего стюарда в самолёте или официанта в четырёх звёздочном ресторане: быть внимательным к потребностям участников, но не навязываться. Кто-то может попросить бумагу и ручку, чего-то съедобного, или надиктовать фасилитатору какую-то идею. Другие предпочтут, чтобы их не трогали. Нужно пресекать лишние разговоры и в случае чего напоминать, что все собрались здесь, чтобы поработать над своими проектами.

Через несколько часов отдельные участники могут начать проявлять нетерпение. Они бывают похожи на детей в школе, которые не могут дождаться конца урока. В этом случае нужно узнать, хотят ли они сделать перерыв, или считают, что дело сделано. Было бы неплохо иметь отдельную комнату, где участник может расслабиться, пообщаться с фасилитатором или просто посидеть наедине с собой. Если найдётся желающие прогуляться, кто-то должен составить им компанию.

После небольшого перерыва (10-15 минут) стоит напомнить участникам, что на сессиях часто открывается второе дыхание, и есть смысл ещё раз вернуться к своей задаче. Если они согласятся, то почти обязательно обнаружат новый подход к решению, возьмутся за новую задачу или найдут что-то совсем новое и неожиданное. И снова фасилитатор должен быть внимательным и поддерживать, но не вторгаться в процесс.

Ближе к вечеру пусть участники обсудят прошедший день друг с другом. На таких обсуждениях нередко рождаются новые идеи, так что у них при себе должны быть материалы для записей или рисунков.

Группа может вместе поужинать или разъехаться по домам к семьям и друзьям. Лучше заказать еду домой, потому что в текущем состоянии обстановка ресторана может быть неприятной и отвлекающей.

Дома некоторые участники будут просто наслаждаться своим состоянием, но многие не ложатся спать до поздней ночи или до утра, продолжая работать над полученными решениями, если какие-то детали остаются неясными.

Похоже, в случае с такими низкими дозами относительно легко удержать в памяти все размышления, переживания, найденные решения, шаги и альтернативы. Однако не лишним будет попросить каждого в течение первых дней после сессии максимально подробно записать все события. Большинство людей обнаруживает, что даже без достаточного сна на следующий день сохраняется много энергии, но некоторые испытывают глубокую усталость.

В некоторых случаях когнитивные изменения продолжаются гораздо дольше, чем сама сессия. Даже после решения всех выбранных задач они сохраняют способность лучше справляться с задачами. Будто разблокировались дополнительные скорости умственного велосипеда, и можно быстрее ехать, прикладывая те же усилия.

 

Поддержка

Так как участники сессии занимаются внешними задачами, связанными с их профессиональной деятельностью, они обычно получают достаточную поддержку и могут развивать, сообщать и воплощать найденные решения.

Если о способах решения задачи лучше не сообщать, человек может сказать: "Я несколько дней занимался этой проблемой и существенно продвинулся". Как правило, дальнейших вопросов не возникает - особенно если результат интересен и выгоден работодателю.

Желательно связаться с каждым участником через пару дней после сессии и узнать, нет ли у них каких-то вопросов, а также посоветовать им поразмышлять над важными аспектами своего опыта. В любом случае, нужно быть на связи, чтобы предложить помощь, если она потребуется.


 

11. Примеры.
Два архитектора и шесть профессионалов

Каким бы ни был полезным формальный отчёт об исследовании в главе 9 со своими списками, таблицами и отдельными оговорками, он не помогает прочувствовать, каково работать над выбранной задачей в компании других профессионалов при поддержке персонала и под воздействием маленькой дозы психоделика.

Эта глава содержит краткие и не очень отрывки, написанные вскоре после сессий, описанных в главе 9. Первую часть написали два архитектора. Во второй части даются отчёты других профессионалов, включая некоторые довольно устрашающие описания их творческого процесса.

Одна организация спрашивала меня о том, как возродить подобную работу. На данный момент можно сделать результаты более видимыми. Тогда естественное стремление профессионалов работать более эффективно может привести их к этим методам. К тому же, корпорации и правительство увидят, что, если позволять или поощрять повышение креативности, можно добиться лучших результатов, чем если не делать этого.

Помимо обычных принципов тщательного отбора участников и учёта установки, обстановки, вещества и квалификации фасилитаторов, для более масштабного проведения данной работы практически ничего не требуется (как видно по примерам в этой главе).

 

Два архитектора

Нам посчастливилось иметь среди участников нашего исследования двух успешных архитекторов. Хотя их стили работы отличаются, оба почувствовали, что во время сессии возросли их способности к визуализации, а решения в вопросах дизайна не сильно отличались от обычных. Разница, по их словам, была в большей свободе и в значительно большей лёгкости представления дизайна законченного проекта. Хотя у одного из наших архитекторов за несколько лет до исследования был мощный психоделический опыт, его способность к установлению и поддержке концентрации не отличалась от участника, не имевшего опыта прежде.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.