Обоснование исследования творческого решения задач. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обоснование исследования творческого решения задач.

2019-08-03 162
Обоснование исследования творческого решения задач. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература о влиянии психоделических веществ на деятельность противоречива и неполна. В одних исследованиях обнаруживалось, что во время сессии способности к обучению ухудшались, в других - улучшались. Противоречивые результаты также получены для цветовосприятия, припоминания и узнавания, различения стимулов, концентрации, символического мышления и точности восприятия.

Иногда психоделики применяли в качестве стресс-фактора для симуляции ухудшения психических функций при психозах. Из разных клинических и экспериментальных исследований и приходили сообщения об улучшении психических функций во время действия препарата, но при использовании психотомиметической модели они были редкими. Почти все исследования, сообщавшие об улучшении психических функций после приёма препарата, были клиническими. Прошлый опыт авторов в клинических исследованиях убедил нас в том, что при использовании психоделических веществ в условиях безопасности и поддержки возможно долгосрочное улучшение психических функций. Хотя не было прямых попыток этого добиться, было множество спонтанных случаев улучшения психических функций во время действия препарата.

Эти наблюдения подвели нас к следующим тезисам:

· Любая психическая функция человека может выполняться более эффективно. Мы не используем весь свой потенциал.

· Психоделики, похоже, временно отключают барьеры, обычно ограничивающие сознательное использование наших возможностей. Участники экспериментов могут, например, обнаружить в себе скрытую способность строить сложные и красочные воображаемые сцены, вспоминать забытые эпизоды раннего детства или выражать переживания в символической форме. Создавая у участников ожидания улучшения определенных типов психической деятельности (творческого решения задач, освоения моторных или вербальных навыков, использования логических или математических символов, усиления сенсорного или экстрасенсорного восприятия, улучшения запоминания и припоминания) и предлагая соответствующую подготовку и обстановку, может быть возможно улучшение любого выбранного аспекта умственной деятельности.

 

Как показывает следующая таблица, часто наблюдаемые характеристики психоделического опыта показывают, что психические функции могут улучшаться, а могут не улучшаться. В нашем исследовании мы пытались создать среду, которая бы усиливала те аспекты, которые способствуют улучшению функций, и сводила к минимуму те, которые этому препятствуют.

 

Таблица 9.1. Некоторые известные характеристики психоделического опыта

Поддерживающие креативность Препятствующие креативности
Повышенная доступность бессознательных данных Ослабленная способность к логическому мышлению
Облегчение свободных ассоциаций; например, повышенная способность создавать спонтанные гипотезы, метафоры, парадоксы, трансформации, связи Ослабленная способность сознательно управлять вниманием
Повышенная способность к визуализации и фантазии Неспособность контролировать воображаемые и мысленные сценарии
Расслабление и открытость Тревожность и ажитация
Обострённая чувствительность Ограничение способностей к вербальной и визуальной коммуникации
Усиленная эмпатия по отношению к внешним процессам, объектам и людям Склонность фокусироваться на внутренних проблемах личного характера
Обострённая эстетическая чувствительность Ухудшенная способность выражать эстетические переживания
Обострённое "чувство истины", улучшенное распознавание ложных данных и решений Тенденция к поглощённости галлюцинациями и иллюзиями
Ослабленное торможение; снижение склонности отвергать собственные идеи преждевременными негативными оценками Даже лучшие решения кажутся незначительными
Повышенная мотивация в результате внушаемости и правильной установки Снижение мотивации в результате склонности оценивать "мирские" задачи как тривиальные

 

Мы решили сосредоточиться на творческом решении задач по ряду причин. Во-первых, это очевидная польза - что на данном этапе было очень важно, так как некоторые сомневались, что психоделики вообще для чего-то годятся. Во-вторых, многие из наблюдаемых нами спонтанных случаев были именно такого рода. В-третьих, благодаря популярности исследований креативности у нас уже было несколько объективных методов её измерения. Исследование должно было ответить на три вопроса:

· Может ли психоделический опыт улучшить способность к творческому решению задач, и, если да, как именно это улучшение проявляется?

· Может ли такое улучшение дать конкретные, валидные и осуществимые решения, которые можно оценить по прагматическим критериям современной индустрии и науки?

· Есть ли шансы повысить у творческих индивидов креативность в долгосрочной перспективе?

 

Участники

Участниками были двадцать шесть мужчин разных профессий: шестнадцать инженеров, один инженер-физик, два математика, два архитектора, один психолог, один дизайнер мебели, один коммерческий художник, один менеджер по продажам и один менеджер по персоналу. Во времена, когда проводилось это исследование, на высоких научных должностях было мало женщин, и желающих принять участие среди них не нашлось. У девятнадцати субъектов прежде не было опыта с психоделиками. Их выбрали, руководствуясь следующими критериями:

· Работа участника требует способности решать задачи.

· Участник был психологически стабилен по результатам беседы с психиатром.

· Участник был мотивирован искать, проверять и применять решения задач в своей работе.

Участников, разделенные на шесть групп по четыре и одну группу из трёх, собрали вместе вечером за несколько дней до сессии. Им детально объяснили дальнейшие планы. На этой встрече мы старались развеять любые имеющиеся у них опасения и установить раппорт и доверие между участниками и исследователями.

Участников заверили, что они не увидят отвлекающих видений, не испытают сильных личных эмоций и смогут произвольно управлять своими переживаниями. Им были даны рекомендации о том, как способствовать гибкости мышления, включая следующие:

· Постарайтесь отождествиться с центральным персонажем, объектом или процессом в вашей задаче. Представьте, как задача выглядит из этой точки.

· Постарайтесь "увидеть" решение - визуализировать как могут взаимодействовать разные части, к чему может прийти определённая ситуация.

· Быстро просматривайте множество возможных решений, идей и данных. "Верное" решение часто как бы выделяется интуитивным "знанием", что это и есть ответ. Возможно, вы обнаружите, что можете одновременно удерживать в сознании необычно большое количество идей или мыслительных процессов.

· Вы сможете отстраниться от проблемы и взглянуть на неё под новым углом, охватить её взглядом. Так как ваша личная вовлеченность уменьшится, вы сможете отказаться от привычных подходов и попробовать что-то новое.

· Главное - не стесняйтесь задавать вопросы. Если вы хотите увидеть решение в трёхмерной картинке или представить будущие события или увидеть микроскопические физические процессы или ещё что-нибудь невидимое физическому глазу, или повторно пережить какое-либо прошлое событие, обязательно это сделайте. Задайте вопрос. Не ограничивайтесь тем, что, по вашему мнению, может или не может произойти.

 

Участникам раздали бумажные тесты, рассчитанные на час, и сообщили, что их ждёт такое же испытание прямо во время сессии. Чтобы убедиться, что они будут работать над подходящими задачами, мы попросили каждого кратко описать свою задачу. [Первые две сессии были такими успешными, что в дальнейшем мы просили участников выбирать сразу несколько задач.] В конце подготовительной встречи участники были, в целом, воодушевлены и не беспокоились. У них были четкие представления о том, чего можно ожидать и как справиться с любыми возможными затруднениями.

День экспериментальной сессии проходил следующим образом:

8:30. Прибытие в место проведения сессии

9:00. Приём психоделического вещества (200мг мескалина) в количестве, эквивалентном 100 микрограмм ЛСД.

9:00-12:00. Играет музыка, субъекты расслабляются с закрытыми глазами.

12:00-13:00. Психологическое тестирование.

13:00-17:00. Участники работают над своими задачами.

17:00-18:00. Обсуждение полученного опыта и обзор найденных решений.

После этого участников развезли по домам; Им дали седативный препарат на случай трудностей с засыпанием. Многие из них предпочли не спать до глубокой ночи, работая над найденными днём идеями и решениями.

В течение следующих недель каждый субъект письменно изложил свой опыт. Примерно через шесть недель субъекты заполнили опросники о том, как эффекты сессии повлияли на их креативные способности в дальнейшем, а также насколько валидными и приемлемыми им кажутся полученные во время сессии решения.

 

Результаты: личные отчёты

Литература о креативности содержит аналитические описания компонентов творческого процесса, личные характеристики креативных индивидов, и отличительные черты творческих решений. В отчётах участников удалось обнаружить одиннадцать типов улучшений. (заинтересованные в связях между этими аспектами и данным исследованием, а также теорией креативности, могут найти детальные технические описания у Харман, МакКим и др., 1966).

Далее приведены выявленные типы вместе с показательными цитатами субъектов:

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.