Урок 1. Наша речь. Виды речи — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Урок 1. Наша речь. Виды речи

2019-08-03 186
Урок 1. Наша речь. Виды речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Урок 1. Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите при­меры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника*, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник. Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— Нас. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике? Упр. 1 (с. 6).

— Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (Первое сентября.)

— А какова главная мысль текста? {Школа — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

— Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произно­сим и слышим.)

— Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумы­ваем.)

— А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи — ораторы, рас­сказчики.

III. Физкультминутка

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей?

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а че­ловек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай — не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить И людям радость отравить, Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку превратить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

III. Выполните письменное задание к упражнению. Упр. 4 (с. 7).

IV. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

V. Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

VI. А дома я вам предлагаю записать свой текст.

Работа со словами из словаря

VII. Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

VIII. Найдите слова праздник и вместе в орфографическом сло­варе.

IX. Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

X. Составьте предложения со словами праздник и вместе, за­пишите.

XI. Объясните смысл выражений.

—Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

—Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

III. Рефлексия

XII. Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

XIII. Оцените свою работу на уроке.

XIII. Подведение итогов урока

XIV. Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Урок 2. Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; разви­вать устную речь.

Ход урока

L Организационный момент

XV. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержа­ние? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тек­сты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе, Когда мы говорим, А отдыхает,

Когда мы молчим. {Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в парах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теп-лотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

XVI. Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

XVII. Рассмотрите рисунки и прочитайте.

XVIII. Как называется такой текст? (Диалог.)

XIX. Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке напи­саны слова?

XX. Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

 

Урок 3. Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

XXI. Организационный момент

XXII. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А.И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

• севера, резкий, с, дует, ветер

• деревьев, листья, жёлтые, с, падают

• небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели. Поздняя осень. Грачи улетели, Грустную думу наводит она... Только не сжата полоска одна...

— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

 

V. Работа по теме урока

Повторение признаков текста

(Работа в парах.)

XXIII. Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обос­нуйте.

—Это много предложений.

—Это предложение, записанное в тетрадь.

— Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу. Признаки текста

III. Текст состоит из группы предложений.

IV. Предложения расположены в определённой последователь­ности.

V. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

VI. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

VII. Текст выражает законченную мысль.

VIII. Текст имеет название, заголовок. 2. Работа по учебнику

XXIV. Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

XXV. Прочитайте.

XXVI. Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

XXVII. О чём говорится в тексте?

XXVIII. Определите главную мысль текста.

XXIX. Какое название подойдёт к этому тексту?

XXX. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

XXXI. Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

XXXII. Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

XXXIII. Определите главную мысль текста.

XXXIV. Сколько частей в этом тексте? {Три.)

XXXV. Почему текст разделён на части?

XXXVI. Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

XXXVII. Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

XXXVIII. Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

XXXIX. Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)

XL. Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

XLI. Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

XLII. Физкультминутка

XLIII. Работа по учебнику

— Рассмотрите схему на с. 13. Назовите типы текстов.

— Какой текст называется текстом-повествованием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

— Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-опи- сание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-пове­ствование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

III. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком поряд­ке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого: Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят, Ветер по морю гуляет Кораблю пристать велят. Мимо острова крутого, И кораблик подгоняет; Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гви- доне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохов Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря. А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

XLIV. Какой тип текста вы ещё знаете?

XLV. Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

XLVI. Что вы знаете о тексте?

XLVII. Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Урок 4. Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

Работа в парах

LII. Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда вы­пал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

ПоЛ. Толстому

LIII. Прочитайте текст по частям. Обоснуйте. Ответ:

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами* (тест 1, с. 6-9)

LXXI. Физкультминутка

LXXI. Работа по учебнику

Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему 7)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

III. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Опреде­лите тип текста.

Очень красив лес в осенние.... Солнечные лучи... верхушки де­ревьев. С берёз падают лёгкие... листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших.. IX. Подведение итогов урока

LXXII. Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Урок 5. Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формиро­вать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

Упр. 17 (с. 15).

— Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной инто­нацией.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как обозначаются начало и конец предложения? Упр. 18 (с. 15).

— Прочитайте. Что вы заметили?

— Как составить из слов предложение?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

III. Физкультминутка

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 16.

— Что такое предложение?

— Что выражает предложение?

— Составьте любое предложение. Запишите его.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

— Что такое диалог?

— Найдите в тексте диалог.

— Как оформляется диалог в тексте?

— Прочитайте диалог по ролям.

LXXXVIII. Запишите его.

LXXXVIII. Рефлексия

LXXXIX. Чем группа слов отличается от предложения?

XC. Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

XCI. Заяц, заяц, чем ты занят?

XCII. Кочерыжку разгрызаю.

XCIII. А чему ты, заяц, рад?

XCIV. Рад, что зубы не болят. Дятел, дятел - мой приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги мне, дядя дятел, Для скворцов построить дом.

XCV. Чем отличается монолог от диалога?

XCVI. Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

XCVII. Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

XCVIII. Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

Актуализация знаний

(Работа в парах.)

XCIX. Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень. Туча на появилась небе. Петух клюёт зерно. Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю. Зелёная трава.

V. Работа по теме урока

Беседа

CXIV. Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.) Вечно думая Над смыслом, Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает

Путь,

Предлагает Отдохнуть. {Точка.)

CXV. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. По­чему автор употребил эти предложения?

— На какие слова в этих предложениях падает логическое уда­рение?

— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

— Какое предложение называют повествовательным? (Пред­ложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

— Какое предложение называют вопросительным? (Предло­жение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повест­вовательных предложений. Упр. 21 (с. 17).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

III. Физкультминутка

Упр. 25 (с. 19).

— Прочитайте задание.

— Как нужно прочитать предложения?

— Прочитайте предложения выразительно.

— Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Лексическая работа

— Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы? Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?

— Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слёзы?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каж­дому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, что­бы без конца реветь по пустякам.

Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в по­словицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем — Нил, И в ней плескался крокодил, А крокодил был тот престранный, Он был и хищный, и гуманный. Любого друга и соседа Он не чинясь тащил к обеду. Бывало, кончится обед, А гостя почему-то нет. Хозяин ел кого попало — Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался, Хозяин в слёзы ударялся. Его слезам почти поверя, Издалека кричали звери:

CXVI. Эй, дядя, полно убиваться! Ты камышом начни питаться! Обжора отвечал уныло:

CXVII. Ох, доброта меня сгубила! Я всех позвал бы на обед, Но аппетита больше нет...

Я ваши семьи разлучил! — И разрыдался крокодил.

Перевод Ю. Ильина

CXVIII. Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

CXVIII. Рефлексия

CXIX. Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

CXX. Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

CXXI. Это не слонёнок Это почти взрослый слон

CXXII. Почему же он такой маленький

CXXIII. Потому что это слон-карлик

CXXIV. А разве такие бывают

CXXV. Как видите

CXXVI. За малый рост дали слону кличку Бэби

По В. Дурову

CXXVII. Какие бывают предложения по цели высказывания? (По­вествовательные, вопросительные, побудительные.)

CXXVIII. Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

CXXIX. С какой целью употребляются предложения в речи? (Что­бы узнать о чём-то, спросить, сообщить о чём-то, побудить к действию.)

Домашнее задание

Упр. 26 (с. 20).

Ход урока

III. Актуализация знаний

III. Индивидуальная работа

• Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон».

А потом позвонили зайчатки:

• Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки:

• Пришлите, пожалуйста, книжки.

• Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

• Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, кото­рую написали братья Гримм.

Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка.

• Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, исполь­зуя слова какой? что?

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.

• Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосо­четанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)

• Составьте предложение с любым словосочетанием: вари­ант 1 — вопросительное, вариант 2 — повествовательное.

Самоопределение к деятельности

• Прочитайте выразительно отрывок из произведения.

• Нет, нет! Соловей Не поёт для свиней! Позови-ка ты лучше Ворону!

К. Чуковский

• Из какого произведения эти строки? Кто его автор? («Теле­фон», К.И. Чуковский.)

CXXXII. Какой знак стоит в конце предложений? С какой интона­цией мы произносим эти предложения?

CXXXIII. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Восклицание

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

CXLII. У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

CXLIII. Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно!

CXLIV. Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умствен­ная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

CXLV. Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно!

CXLVI. Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

CXLVII. Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это дей­ствительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И те­перь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обя­зательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.

CXLVIII. Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, ра­дость.)

3. Работа по учебнику Упр. 27(с. 20).

CXLIX. Прочитайте.

CL. Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

CLI. Прочитайте сведения о языке на с. 21.

CLII. Какое предложение называется восклицательным? (Пред­ложение, которое произносится с сильным чувством.)

CLIII. Какой знак ставится в конце восклицательного предложе­ния? (Восклицательный знак.)

CLIV. Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)

Упр. 28 (с. 21).

CLV. Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

CLVI. Что хотел передать автор этими строками? С какой инто­нацией нужно их читать?

CLVII. Какие знаки стоят в конце предложений?

CLVIII. Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 29 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

CLIX. Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

CLX. Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание. Упр. 30 (с. 22).

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)

CLX. Физкультминутка

Работа по учебнику

CLXI. Рассмотрите таблицу на с. 22.

CLXII. Назовите виды предложений по цели высказывания.

CLXIII. Какие предложения называются повествовательными?

CLXIV. Приведите примеры.

CLXV. Какой знак ставится в конце повествовательного предло­жения?

CLXVI. Какие предложения называются вопросительными?

CLXVII. Приведите примеры.

CLXVIII. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

CLXIX. Какие предложения называются побудительными?

CLXX. Приведите примеры.

CLXXI. Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

CLXXII. Назовите виды предложений по интонации.

CLXXIII. Приведите примеры.

CLXXIV. Какие предложения называются невосклицательными?

CLXXV. Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предло­жения?

CLXXVI. Приведите примеры.

CLXXVII. Какие предложения называются восклицательными?

CLXXVIII. Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?

CLXXIX. Приведите примеры. Упр. 32 (с. 23).

CLXXX. Прочитайте стихотворение.

CLXXXI. Найдите предложение,.в котором выражена главная мысль.

CLXXXII. Выполните письменное задание к упражнению.

CLXXXII. Рефлексия

CLXXXIII. Закончите высказывание.

Предложения бывают...

Сейчас, когда приду домой, Произнесёт их мама: «Ты дрался, да?.. Ты что — немой?.. Ну что молчишь упрямо?»

(вопросительные, невосклицательные);

Повествовать придётся мне, И я скажу: «Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...» (повествовательные, невосклицательные);

Тут папа в комнату войдёт. Войдёт и скажет: «Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!» (повествовательные, восклицательные).

CLXXXIV. Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

CLXXXV. Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

Домашнее задание

Упр. 33 (с. 23).

III. Актуализация знаний

— Из слов каждой строчки составьте предложения, запишите получившийся текст и озаглавьте его.

• за, Вася, ухаживать, летом, помогал, дедушке, цветами

• срезал, огромный, утром, дед, осенних, букет, цветов

• принёс, класс, в, этот, Вася, букет

• поставил, цветы, стол, мальчик, учительница, на

• как, цветы, красивы, эти, осенние

— Прочитайте последнее предложение. Какой знак вы поста­вили в конце этого предложения? (Восклицательный знак.)

— Почему? (Предложение выражает восторг.)

Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы. Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте?

— Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о царе Салта- не...».)

— Назовите автора сказки. (А.С. Пушкин.)

— Прочитайте эти строки без выделенных слов.

— Что вы заметили?

— К кому обращены слова в первом отрывке? А во втором?

— Как могут называться такие слова? (Ответы детей.) Такие слова называются обращениями.

— Как на письме выделены эти слова? (Запятыми.)

— Сформулируйте тему урока.

III. Физкультминутка

CLXXXIX. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Что такое обращение?

— Как отделяется обращение от других слов?

— Составьте диалог на любую тему. Используйте обращения.

— Оцените свою работу на уроке.

Урок 9. Обучающее изложение

Цели: развивать представление о связи между предложения­ми в тексте; учить передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

Ход урока

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла... Прилетит — плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это... (птица).

Работа по теме урока

Знакомство с текстом

Путешественница

Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листке сидела маленькая птичка. Это королёк; путешествен­ница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Коро­лёк опустился на листик и поплыл, как на кораблике.

По И. Аксёнову

— Вам понравился текст? Что показалось особенно интересным?

— О ком говорится в этом тексте? (О корольке.)

— Что вы знаете об этой птичке?

CXC. Почему текст назван «Путешественница»? (Птичка плавала на осенних листиках, как на корабликах.)

CXCI. Каким образом она путешествовала по ручью? (Она доплы­вала до изгиба ручья, возвращалась назад и ждала снова яркий листик.)

CXCII. Как вы понимаете выражение парад листиков"! (Торжест­венно, празднично проплывали листики.)

2. Составление плана

(Учитель может предложить учащимся готовый план.) Примерный план

CXCII. Парад листиков.

CXCII. Путешественница.

CXCII. Первое путешествие.

CXCII. Второе путешествие.

Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

CXCII. Физкультминутка

III. Актуализация знаний

III. Индивидуальная работа

• Составьте и запишите небольшой рассказ, используя дан­ные слова. Озаглавьте текст.

Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята.

• Разделите текст на предложения и запишите его.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

По И. Тургеневу

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.

• Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют ор­фограммы и проверочные слова.)

Самоопределение к деятельности

• Прочитайте предложения. Птицы улетели.

Перелётные птицы улетели в тёплые края.

• Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состо­ит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

• Сформулируйте тему урока.

Работа по теме урока

Беседа о членах предложения

• Прочитайте предложения.

День угасал.               Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковёр шуршал.         Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

• Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отлича­ются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одина-

ковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)

CXCV. Какие предложения вам больше понравились? Почему?

CXCVI. Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)

CXCVII. Какой член предложения поясняют слова короткий, осен- ний? (Подлежащее.)

CXCVIII. Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.)

Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.

CXCIX. Назовите главные члены во второй паре предложений. (Ле­беди опустились.)

CC. Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)

CCI. Какой член предложения поясняют слова на берег и для от­дыха? (Сказуемое.)

CCII. Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для от­дыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)

CCIII. А какой член предложения поясняет слово реки? (Второ­степенный член предложения.)

CCIV. Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?)реки.)

Второстепенные члены предложения могут пояснять не толь­ко главные члены предложения, но и второстепенные.

(Аналогичная работа проводится по третьей паре предло­жений.)

Работа по учебнику

Упр. 37 (с. 26).

CCV. Прочитайте. Разделите текст на предложения.

CCVI. Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

CCVII. Докажите. Назовите главные члены этих предложений.

CCVIII. Спишите текст, разделив на предложения.

CCIX. Какие знаки вы поставили в конце предложений?

Упр. 38 (с. 26).

CCX. Рассмотрите таблицу на с. 27.

CCXI. На какие две большие группы делятся все члены предложе­ния? (Главные и второстепенные.)

CCXII. Что обозначает подлежащее?

CCXIII. На какие вопросы отвечает подлежащее?

CCXIV. Что обозначает сказуемое?

CCXV. На какие вопросы отвечает сказуемое? Почему подлежащее и сказуемое называются главными чле­нами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.)

CCXVI. Какую роль выполняют второстепенные члены предложе­ния? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)

CCXVII. На какие вопросы отвечают второстепенные члены пред­ложения?

CCXVII. Физкультминутка

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 27).

CCXVIII. Прочитайте предложения. Сравните их.

CCXIX. Выполните письменные задания к упражнению.

CCXX. Прочитайте распространённое предложение.

CCXXI. Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)

CCXXII. Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)

CCXXIII. Назовите второстепенные члены предложения, поясняю­щие сказуемое. (Давно, на юг.)

CCXXIV. Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.)

CCXXV. Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.)

CCXXVI. Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.)

Упр. 40 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

CCXXVII. Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все пред­ложения объединены общей темой.)

CCXXVIII. Назовите тему текста. (Осень.)

CCXXIX. Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

CCXXX. Назовите главные и второстепенные члены во втором пред­ложении.

Рефлексия

CCXXXI. Прочитайте.

Гремят... молодые. Вот... брызнул,... летит.

Повисли... дождевые И... нити золотит.

Ф. Тютчев

CCXXXII. Како<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.298 с.