История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-07-12 | 138 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
“Та ж молодость, и те же дыры…”
Та ж молодость, и те же дыры,
И те же ночи у костра...
Моя божественная лира
С твоей гитарою – сестра.
Нам дар один на долю выпал:
Кружить по душам, как метель.
– Грабительница душ! – Сей титул
И мне опущен в колыбель!
В тоске заламывая руки,
Знай: не одна в тумане дней
Цыганским варевом разлуки
Дурманишь молодых князей.
Знай: не одна на ножик вострый
Глядишь с томлением в крови, –
Знай, что еще одна... – Что сестры
В великой низости любви.
<Mapт 1920>
“Люблю ли вас…”
Люблю ли вас?
Задумалась.
Глаза большие сделались.
В лесах – река,
В кудрях – рука
– Упрямая – запуталась.
Любовь. – Старо.
Грызу перо.
Темно, – а свечку лень зажечь.
Быть – повести!
На то ведь и
Поэтом – в мир рождаешься!
На час дала,
Назад взяла.
(Уже перо летит в потемках!)
Так. Справимся.
Знак равенства
Между любовь – и Бог с тобой.
Что страсть? – Старо.
Вот страсть! – Перо!
– Вдруг – розовая роща – в дом!
Есть запахи –
Как заповедь...
Лоб уронила н а руки.
Вербное воскресенье
Марта 1920
“От семи и до семи…”
От семи и до семи
Мы справляли новоселье.
Высоко было веселье –
От семи и до семи!
Между юными людьми
– С глазу на глаз – в темной келье
Что бывает? (– Не томи!
Лучше душу отними!)
Нет! – Подобного бесчинства
Не творили мы (не поздно –
Сотворить!) – В сердцах – единство,
Ну а руки были розно!
Двух голов над колыбелью
Избежал – убереглась! –
Только хлебом – не постелью
В полночь дружную делясь.
Еженощная повинность,
Бог с тобою, рай условный!
Нет – да здравствует невинность
|
Ночи – все равно любовной!
В той же келье новоселье –
От семи и до семи
Без “......” и “обними”, –
Благоправное веселье
От семи и до семи!
Mapт 1920
“Я страшно нищ, Вы так бедны…”
“Я страшно нищ, Вы так бедны,
Так одинок и так один.
Так оба проданы за грош.
Так хороши – и так хорош...
Но нету у меня жезла...”
– Запиской печку разожгла...
Вербное воскресенье 1920
“На царевича похож он…”
На царевича похож он.
– Чем? – Да чересчур хорош он:
На простого не похож.
Семилетняя сболтнула,
А большая – вслед вздохнула...
Дуры обе. – Да и где ж
Ждать ума от светлоглазых?
Обе начитались сказок, –
Ночь от дня не отличат.
А царевичу в поддевке
Вот совет наш: по головке
Семилетнюю погладь.
Раз за дочку, раз за мать.
.......................……………
Впрочем, можно и однажды.
Mapт 1920
“Буду жалеть, умирая, цыганские песни…”
Буду жалеть, умирая, цыганские песни,
Буду жалеть, умирая.......…… перстни,
Дым папиросный – бессонницу – легкую стаю
Строк под рукой.
Бедных писаний своих Вавилонскую башню,
Писем – своих и чужих – огнедышащий холмик.
Дым папиросный – бессонницу – легкую смуту
Лбов под рукой.
3 ‑ й день Пасхи 1920
Баллада о проходимке
Когда малюткою была
– Шальной девчонкой полуголой –
Не липла – Господу хвала! –
Я к материнскому подолу.
Нет, – через пни и частоколы –
Сады ломать! – Коней ковать! –
А по ночам – в чужие села:
– “Пустите переночевать!”
Расту – прямая как стрела.
Однажды – день клонился долу –
Под дубом – черный, как смола –
Бродячий музыкант с виолой.
Спят …...., спят цветы и пчелы...
Ну словом – как сие назвать?
Я женский стыд переборола:
– “Пустите переночевать!”
Мои бессонные дела!
Кто не спрягал со мной глаголу:
…....? Кого‑то не звала
В опустошительную школу?
Ах, чуть закутаешься в полы
Плаща – прощайте, рвань и знать! –
|
Как по лбу – молотом тяжелым:
– “Пустите переночевать!”
Посылка:
Вы, Ангелы вокруг Престола,
И ты, младенческая Мать!
Я так устала быть веселой, –
Пустите переночевать!
Апреля 1920
Памяти Г. Гейне
Хочешь не хочешь – дам тебе знак!
Спор наш не кончен – а только начат!
В нынешней жизни – выпало так:
Мальчик поет, а девчонка плачет.
В будущей жизни – любо глядеть! –
Ты будешь плакать, я буду – петь!
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
Красною юбкой – в небо пылю!
Честь молодую – ковром подстелешь.
Как с мотыльками тебя делю –
Так с моряками меня поделишь!
Красная юбка? – Как бы не так!
Огненный парус! – Красный маяк!
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
Слушай приметы: бела как мел,
И не смеюсь, а губами движу.
А чтобы – как увидал – сгорел! –
Не позабудь, что приду я – рыжей.
Рыжей, как этот кленовый лист,
Рыжей, как тот, что в лесах повис.
Бубен в руке!
Дьявол в крови!
Красная юбка
В черных сердцах!
<Начало апреля 1920>
“А следующий раз – глухонемая…”
А следующий раз – глухонемая
Приду на свет, где всем свой стих дарю,
свой слух дарю.
Ведь все равно – что говорят – не понимаю.
Ведь все равно – кто разберет? – что говорю.
Бог упаси меня – опять Коринной
В сей край придти, где люди тверже льдов,
а льдины – скал.
Глухонемою – и с такою длинной –
– Вот – до полу – косой, чтоб не узнал!
Апреля 1920
“Две руки, легко опущенные…”
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать – разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
Пасхальная неделя 1920
Сын
Так, левою рукой упершись в талью,
И ногу выставив вперед,
Стоишь. Глаза блистают сталью,
Не улыбается твой рот.
Краснее губы и чернее брови
Встречаются, но эта масть!
Светлее солнца! Час не пробил
|
Руну – под ножницами пасть.
Все женщины тебе целуют руки
И забывают сыновей.
Весь – как струна! Славянской скуки
Ни тени – в красоте твоей.
Остолбеневши от такого света,
Я знаю: мой последний час!
И как не умереть поэту,
Когда поэма удалась!
Так, выступив из черноты бессонной
Кремлевских башенных вершин,
Предстал мне в предрассветном сонме
Тот, кто еще придет – мой сын.
Пасхальная неделя 1920
Вячеславу Иванову
1. “Две руки, легко опущенные…”
Ты пишешь перстом на песке,
А я подошла и читаю.
Уже седина на виске.
Моя голова – золотая.
Как будто в песчаный сугроб
Глаза мне зарыли живые.
Так дети сияющий лоб
Над Библией клонят впервые.
Уж лучше мне камень толочь!
Нет, горлинкой к воронам в стаю!
Над каждой песчинкою – ночь.
А я все стою и читаю.
2. “Ты пишешь перстом на песке…”
Ты пишешь перстом на песке,
А я твоя горлинка, Равви!
Я первенец твой на листке
Твоих поминаний и здравий.
Звеню побрякушками бус,
Чтоб ты оглянулся – не слышишь!
О Равви, о Равви, боюсь –
Читаю не то, что ты пишешь!
А сумрак крадется, как тать,
Как черная рать роковая.
Ты знаешь – чтоб лучше читать –
О Равви – глаза закрываю...
Ты пишешь перстом на песке...
Москва, Пасхи 1920
3. “Не любовницей – любимицей…”
Не любовницей – любимицей
Я пришла на землю нежную.
От рыданий не подымется
Грудь мальчишая моя.
Оттого‑то так и нежно мне –
Не вздыхаючи, не млеючи –
На малиновой скамеечке
У подножья твоего.
Если я к руке опущенной
Ртом прильну – не вздумай хмуриться!
Любованье – хлеб насущный мой:
Я молитву говорю.
Всех кудрей златых – дороже мне
Нежный иней индевеющий
Над малиновой скамеечкой
У подножья твоего.
Головой в колени добрые
Утыкаючись – все думаю:
Все ли – до последней – собраны
Розы для тебя в саду?
Но в одном клянусь: обобраны
Все – до одного! – царевичи –
На малиновой скамеечке
У подножья твоего.
А покамест песни пела я,
Ты уснул – и вот блаженствую:
Самое святое дело мне –
Сонные глаза стеречь!
|
– Если б знал ты, как божественно
Мне дышать – дохнуть не смеючи –
На малиновой скамеечке
У подножья твоего!
1 ‑ е Воскресенье после Пасхи 1920
<Н. Н. B.>
“Не позволяй страстям своим
переступать порог воли твоей.
– Но Аллах мудрее...”
(Тысяча и одна ночь)
1. “Большими тихими дорогами…”
Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный –
Все расширяющимися кругами...
Та глубока – вода, и та темна – вода...
Душа на все века – схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!
Апреля 1920
2. “Целому морю – нужно все небо…”
Целому морю – нужно все небо,
Целому сердцу – нужен весь Бог.
Апреля 1920
3. “Пахнуло Англией – и морем…”
“то – вопреки всему – Англия...”
Пахн у ло Англией – и морем –
И доблестью. – Суров и статен.
– Так, связываясь с новым горем,
Смеюсь, как юнга на канате
Смеется в час великой бури,
Наедине с господним гневом,
В блаженной, обезьяньей дури
Пляша над пенящимся зевом.
Упорны эти руки, – прочен
Канат, – привык к морской метели!
И сердце доблестно, – а впрочем,
Не всем же умирать в постели!
И вот, весь холод тьмы беззвездной
Вдохнув – на самой мачте – с краю –
Над разверзающейся бездной
– Смеясь! – ресницы опускаю...
Апреля 1920
4. “Времени у нас часок…”
Времени у нас часок.
Дальше – вечность друг без друга!
А в песочнице – песок –
Утечет!
Что меня к тебе влечет –
Вовсе не твоя заслуга!
Просто страх, что роза щек –
Отцветет.
Ты на солнечных часах
Монастырских – вызнал время?
На небесных на весах –
Взвесил – час?
Для созвездий и для нас –
Тот же час – один – над всеми.
Не хочу, чтобы зачах –
Этот час!
Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час – на.........
Всю любовь.
Мой весь грех, моя – вся кара.
И обоих нас – укроет –
Песок.
5. “Да, друг невиданный, неслыханный…”
“я в темноте ничего не чувствую:
что рука – что доска...”
Да, друг невиданный, неслыханный
С тобой. – Фонарик потуши!
Я знаю все ходы и выходы
В тюремной крепости души.
Вся стража – розами увенчана:
Слепая, шалая толпа!
– Всех ослепила – ибо женщина,
Все вижу – ибо я слепа.
Закрой глаза и не оспаривай
Руки в руке. – Упал засов. –
Нет – то не туча и не зарево!
То конь мой, ждущий седоков!
Мужайся: я твой щит и мужество!
Я – страсть твоя, как в оны дни!
А если голова закружится,
На небо звездное взгляни!
6. “Мой путь не лежит мимо дому – твоего…”
– “А впрочем, Вы ведь никогда
не ходите мимо моего дому...”
|
Мой путь не лежит мимо дому – твоего.
Мой путь не лежит мимо дому – ничьего.
А все же с пути сбиваюсь,
(Особо весной!)
А все же по людям маюсь,
Как пес под луной.
Желанная всюду гостья!
Всем спать не даю!
Я с дедом играю в кости,
А с внуком – пою.
Ко мне не ревнуют жены:
Я – голос и взгляд.
И мне не один влюбленный
Не вывел палат.
Смешно от щедрот незваных
Мне ваших, купцы!
Сама воздвигаю з а ночь –
Мосты и дворцы.
(А что говорю, не слушай!
Все мелет – бабье!)
Сама поутру разрушу
Творенье свое.
Хоромы – как сноп соломы – ничего!
Мой путь не лежит мимо дому – твоего.
Апреля 1920
7. “Глаза участливой соседки…”
Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки –
Божественное равнодушье.
А юноша греметь с трибуны
Устал. – Все молнии иссякли. –
Лишь изредка на лоб мой юный
Слова – тяжелые, как капли.
Луна как рубище льняное
Вдоль членов, кажущихся дымом.
– Как хорошо мне под луною –
С нелюбящим и нелюбимым.
Апреля 1920
8. “Нет, легче жизнь отдать, чем час…”
“День – для работы, вечер – для беседы,
а ночью нужно спать”.
Нет, легче жизнь отдать, чем час
Сего блаженного тумана!
Ты мне велишь – единственный приказ! –
И засыпать и просыпаться – рано.
Пожалуй, что и снов нельзя
Мне видеть, как глаза закрою.
Не проще ли тогда – глаза
Закрыть мне собственной рукою?
Но я боюсь, что все ж не будут спать
Глаза в гробу – мертвецким сном законным.
Оставь меня. И отпусти опять:
Совенка – в ночь, бессонную – к бессонным.
Мая 1920
9. “В мешок и в воду – подвиг доблестный…”
В мешок и в воду – подвиг доблестный!
Любить немножко – грех большой.
Ты, ласковый с малейшим волосом,
Неласковый с моей душой.
Червонным куполом прельщаются
И вороны, и голубки.
Кудрям – все прихоти прощаются,
Как гиацинту – завитки.
Грех над церковкой златоглавою
Кружить – и не молиться в ней.
Под этой шапкою кудрявою
Не хочешь ты души моей!
Вникая в прядки золотистые,
Не слышишь жалобы смешной:
О, если б ты – вот так же истово
Клонился над моей душой!
Мая 1920
10. “На бренность бедную мою…”
На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты – каменный, а я пою,
Ты – памятник, а я летаю.
Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности – ничтожен.
Но птица я – и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.
Мая 1920
11. “Когда отталкивают в грудь…”
Когда отталкивают в грудь,
Ты на ноги надейся – встанут!
Стучись опять к кому‑нибудь,
Чтоб снова вечер был обманут.
........... с канатной вышины
Швыряй им жемчуга и розы.
....., друзьям твоим нужны –
Стихи, а не простые слезы.
Мая 1920
12. “Сказавший всем страстям: прости…”
Сказавший всем страстям: прости –
Прости и ты.
Обиды наглоталась всласть.
Как хлещущий библейский стих,
Читаю я в глазах твоих:
“Дурная страсть!”
В руках, тебе несущих есть,
Читаешь – лесть.
И смех мой – ревность всех сердец! –
Как прокаженных бубенец –
Гремит тебе.
И по тому, как в руки вдруг
Кирку берешь – чтоб рук
Не взять (не те же ли цветы?),
Так ясно мне – до тьмы в очах! –
Что не было в твоих стадах
Черней – овцы.
Есть остров – благостью Отца, –
Где мне не надо бубенца,
Где черный пух –
Вдоль каждой изгороди. – Да. –
Есть в мире – черные стада.
Другой пастух.
Мая 1920
13. “Да, вздохов обо мне – край непочатый…”
Да, вздохов обо мне – край непочатый!
А может быть – мне легче быть проклятой!
А может быть – цыганские заплаты –
Смиренные – мои
Не меньше, чем несмешанное злато,
Чем белизной пылающие латы
Пред ликом судии.
Долг плясуна – не дрогнуть вдоль каната,
Долг плясуна – забыть, что знал когда‑то –
Иное вещество,
Чем воздух – под ногой своей крылатой!
Оставь его. Он – как и ты – глашатай
Господа своего.
Мая 1920
14. “Суда поспешно не чини…”
Суда поспешно не чини:
Непрочен суд земной!
И голубиной – не черни
Галчонка – белизной.
А впрочем – что ж, коли не лень!
Но всех перелюбя,
Быть может, я в тот черный день
Очнусь – белей тебя!
Мая 1920
15. “Так из дому, гонимая тоской…”
“Я не хочу – не могу – и не умею Вас обидеть...”
Так из дому, гонимая тоской,
– Тобой! – всей женской памятью, всей жаждой,
Всей страстью – позабыть! – Как вал морской,
Ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан.
О вспененный высокий вал морской
Вдоль каменной советской Поварской!
Над дремлющей борзой склонюсь – и вдруг –
Твои глаза! – Все руки по иконам –
Твои! – О, если бы ты был без глаз, без рук,
Чтоб мне не помнить их, не помнить их, не помнить!
И, приступом, как резвая волна,
Беру головоломные дома.
Всех перецеловала чередом.
Вишу в окне. – Москва в кругу просторном.
Ведь любит вся Москва меня! – А вот твой дом...
Смеюсь, смеюсь, смеюсь с зажатым горлом.
И пятилетний, прожевав пшено:
– “Без Вас нам скучно, а с тобой смешно”...
Так, оплетенная венком детей,
Сквозь сон – слова: “Боюсь, под корень рубит –
Поляк... Ну что? – Ну как? – Нет новостей?”
– “Нет, – впрочем, есть: что он меня не любит!”
И, репликою мужа изумив,
Иду к жене – внимать, как друг ревнив.
Стихи – цветы – (И кто их не дает
Мне за стихи?) В руках – целая вьюга!
Тень на домах ползет. – Вперед! Вперед!
Чтоб по людскому цирковому кругу
Дурную память загонять в конец, –
Чтоб только не очнуться, наконец!
Так от тебя, как от самой Чумы,
Вдоль всей Москвы –....... длинноногой
Кружить, кружить, кружить до самой тьмы –
Чтоб, наконец, у своего порога
Остановиться, дух переводя...
– И в дом войти, чтоб вновь найти – тебя!
Мая 1920
16. “Восхищенной и восхищённой…”
Восхищенной и восхищённой,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.
И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться – лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.
Мая 1920
17. “Пригвождена к позорному столбу…”
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
18. “Пригвождена к позорному столбу…”
Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.
Что ни одна до самых недр – мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, – малы мои слова! –
Как мало мне позорного столба!
Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами –
С другим в руке – окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
И эту честь последнюю поправ,
Прениже ног твоих, прениже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена – березкой на лугу
Сей столб встает мне, и не рокот толп –
То голуби воркуют утром рано...
И все уже отдав, сей черный столб
Я не отдам – за красный нимб Руана!
19. “Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя…”
Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.
В грудь оттолкнувшую – к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал – тишину.
И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
– Мое дитя становится послушным!
Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука
Монашеская – хладная до жара! –
Рука – о Элоиза! – Абеляра.
В гром кафедральный – дабы насмерть бить! –
Ты, белой молнией взлетевший бич!
Мая 1920, Канун Вознесения
20. “Сей рукой, о коей мореходы…”
Сей рукой, о коей мореходы
Протрубили н а сто солнц окрест,
Сей рукой, в ночах ковавшей – оды,
Как неграмотная ставлю – крест.
Если ж мало, – наперед согласна!
Обе их на плаху, чтоб в ночи
Хлынувшим – веселым валом красным
Затопить чернильные ручьи!
Мая 1920
21. “И не спасут ни стансы, ни созвездья…”
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется – возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.
Что самодержцем Вас признав на веру,
– Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без Вас мне не был пуст!
Что по ночам, в торжественных туманах,
Искала я у нежных уст румяных –
Рифм только, а не уст.
Возмездие за то, что злейшим судьям
Была – как снег, что здесь, под левой грудью –
Вечный апофеоз!
Что с глазу н а глаз с молодым Востоком
Искала я на лбу своем высоком
Зорь только, а не роз!
Мая 1920
22. “Не так уж подло и не так уж просто…”
Не так уж подло и не так уж просто,
Как хочется тебе, чтоб крепче спать.
Теперь иди. С высокого помоста
Кивну тебе опять.
И, удивленно подымая брови,
Увидишь ты, что зря меня чернил:
Что я писала – чернотою крови,
Не пурпуром чернил.
23. “Кто создан из камня, кто создан из глины…”
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты...
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Мая 1920
24. “Возьмите всё, мне ничего не надо…”
Возьмите всё, мне ничего не надо.
И вывезите в..................……..
Как за решетку розового сада
Когда‑то Бог – своей рукою – ту.
Возьмите все, чего не покупала:
Вот.....………., и....., и тетрадь.
Я все равно – с такой горы упала,
Что никогда мне жизни не собрать!
Да, в этот час мне жаль, что так бесславно
Я прожила, в таком глубоком сне, –
Щенком слепым! – Столкнув меня в канаву,
Благое дело сотворите мне.
И вместо той – как..........……….
Как рокот площадных вселенских волн –
Вам маленькая слава будет – эта:
Что из‑за Вас...... – новый холм.
Мая 1920
Смерть танцовщицы
Вижу комнату парадную,
Белизну и блеск шелков.
Через все – тропу громадную –
– Черную – к тебе, альков.
В головах – доспехи бранные
Вижу: веер и канат.
– И глаза твои стеклянные,
Отражавшие закат.
Мая 1920
26. “Я не танцую, – без моей вины…”
Я не танцую, – без моей вины
Пошло волнами розовое платье.
Но вот обеими руками вдруг
Перехитрен, накрыт и пойман – ветер.
Молчит, хитрец. – Лишь там, внизу колен,
Чуть‑чуть в краях подрагивает. – Пойман!
О, если б Прихоть я сдержать могла,
Как разволнованное ветром платье!
Мая 1920
27. “Глазами ведьмы зачарованной…”
Глазами ведьмы зачарованной
Гляжу на Божие дитя запретное.
С тех пор как мне душа дарована,
Я стала тихая и безответная.
Забыла, как речною чайкою
Всю ночь стонала под людскими окнами.
Я в белом чепчике теперь – хозяйкою
Хожу степенною, голубоокою.
И даже кольца стали тусклые,
Рука на солнце – как мертвец спеленутый.
Так солон хлеб мой, что нейдет, во рту стоит, –
А в солонице соль лежит нетронута...
Мая 1920
“О, скромный мой кров! Нищий дым…”
О, скромный мой кров! Нищий дым!
Ничто не сравнится с родным!
С окошком, где вместе горюем,
С вечерним, простым поцелуем
Куда‑то в щеку, мимо губ...
День кончен, заложен засов.
О, ночь без любви и без снов!
– Ночь всех натрудившихся жниц, –
Чтоб завтра до света, до птиц
В упорстве души и костей
Работать во имя детей.
О, знать, что и в пору снегов
Не будет мой холм без цветов...
Мая 1920
“Сижу без света, и без хлеба…”
С. Э.
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, – с утра ни корки черствой –
Мечту такую полюбя,
Что – может – всем своим покорством
– Мой Воин! – выкуплю тебя.
Мая 1920
“Писала я на аспидной доске…”
С. Э.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками п о льду и кольцом на стеклах, –
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец – чтоб было всем известно! –
Что ты любим! любим! любим! – любим! –
Расписывалась – радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В век а х со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест‑накрест перечеркивала – имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты – уцелеешь на скрижалях.
Мая 1920
“Тень достигла половины дома…”
Тень достигла половины дома,
Где никто не знает про меня.
Не сравню с любовною истомой
Благородство трудового дня.
Этою короной коронован
Будет Царь... – Пот на державном лбу! –
Мне ж от Бога будет сон дарован
В безымянном, но честн о м гробу.
Мая 1920
“Все братья в жалости моей…”
Все братья в жалости моей!
Мне жалко нищих и царей,
Мне жалко сына и отца...
За будущую тень лица,
За тень грядущего венца,
За тень сквозного деревца...
– Впалость плечей...
Мая 1920
“Руку на сердце положа…”
Кричали женщины ура
И в воздух чепчики бросали...
Руку н а сердце положа:
Я не знатная госпожа!
Я – мятежница лбом и чревом.
Каждый встречный, вся площадь, – все! –
Подтвердят, что в дурном родстве
Я с своим родословным древом.
Кремль! Черна чернотой твоей!
Но не скрою, что всех мощней
Преценнее мне – пепел Гришки!
Если ж чепчик кидаю вверх, –
Ах! не так же ль кричат на всех
Мировых площадях – мальчишки?!
Да, ура! – За царя! – Ура!
Восхитительные утра
Всех, с начала вселенной, въездов!
Выше башен летит чепец!
Но – минуя литой венец
На челе истукана – к звездам!
Мая 1920
“Одна половинка окна растворилась…”
Одна половинка окна растворилась.
Одна половинка души показалась.
Давай‑ка откроем – и ту половинку,
И ту половинку окна!
Мая 1920
Песенки из пьесы “Ученик”
1. “В час прибоя…”
В час прибоя
Голубое
Море станет серым.
В час любови
Молодое
Сердце станет верным.
Бог, храни в часы прибоя –
Лодку, бедный дом мой!
Охрани от злой любови
Сердце, где я дома!
2. “Сказать: верна…”
Сказать: верна,
Прибавить: очень,
А завтра: ты мне не танцор, –
Нет, чем таким цвести цветочком, –
Уж лучше шею под топор!
Пускай лесник в рубахе красной
Отделит купол от ствола –
Чтоб мать не мучилась напрасно,
Что не одна в ту ночь спала.
Не снился мне сей дивный ужас:
Венчаться перед королем!
Мне женихом – топор послужит,
Помост мне будет – алтарем!
3. “Я пришел к тебе за хлебом…”
Я пришел к тебе за хлебом
За святым насущным.
Точно в самое я небо –
Не под кровлю впущен!
Только Бог на звездном троне
Так накормит вдоволь!
Бог, храни в своей ладони
Пастыря благого!
Не забуду я хлеб‑соли,
Как поставлю парус!
Есть на свете три неволи:
Голод – страсть – и старость...
От одной меня избавил,
До другой – далёко!
Ничего я не оставил
У голубоокой!
Мы, певцы, что мореходы:
Покидаем вскоре!
Есть на свете три свободы:
Песня – хлеб – и море...
4. “Там, на тугом канате…”
Там, на тугом канате,
Между картонных скал,
Ты ль это как лунатик
Приступом небо брал?
Новых земель вельможа,
Сын неземных широт –
Точно содрали кожу –
Так улыбался рот.
Грохнули барабаны.
Ринулась голь и знать
Эту живую рану
Бешеным ртом зажать.
Помню сухой и жуткий
Смех – из последних жил!
Только тогда – как будто –
Юбочку ты носил...
Моряки и певец)
Среди диких моряков – простых рыбаков
Для шутов и для певцов
Стол всегда готов.
Само море нам – хлеб,
Само море нам – соль,
Само море нам – стакан,
Само море нам – вино.
Мореходы и певцы – одной материи птенцы,
Никому – не сыны,
Никому – не отцы.
Мы – веселая артель!
Само море – нам купель!
Само море нам – качель!
Само море – карусель!
А девчонка у нас – заведется в добрый час,
Лишь одна у нас опаска:
Чтоб по швам не разошлась!
Бела пена – нам полог,
Бела пена – нам перинка,
Бела пена – нам подушка,
Бела пена – пуховик.
Певец – девушкам)
Вам, веселые девицы,
– Не упомнил всех имен –
Вам, веселые девицы,
От певца – земной поклон.
Блудного – примите – сына
В круг отверженных овец:
Перед Господом едино:
Что блудница – что певец.
Все мы за крещенский крендель
Отдали людской почет:
Ибо: кто себя за деньги,
Кто за душу – продает.
В пышущую печь Геенны,
Дьявол, не жалей дровец!
И взойдет в нее смиренно
За блудницею – певец.
Что ж что честь с нас пооблезла,
Что ж что совесть в нас смугла, –
Разом побелят железом,
Раскаленным добела!
Не в харчевне – в зале тронном
Мы – и нынче Бог‑Отец –
Я, коленопреклоненный
Пред блудницею – певец!
7. “Хоровод, хоровод…”
– Хоровод, хоровод,
Чего ножки бьешь?
– Мореход, мореход,
Чего вдаль плывешь?
Пляшу, – пол горячий!
Боюсь, обожгусь!
– Отчего я не плачу?
Оттого что смеюсь!
Наш моряк, моряк –
Морячок морской!
А тоска – червяк,
Червячок простой.
Поплыл за удачей,
Привез – нитку бус.
– Отчего я не плачу?
Оттого что смеюсь!
Глубоки моря!
Вороч а йся вспять!
Зачем рыбам – зря
Красоту швырять?
Бог дал, – я растрачу!
Крест медный – весь груз.
– Отчего я не плачу?
Оттого что смеюсь!
Между 25 мая и 13 июля 1920
<8>. “И что тому костер остылый…”
И что тому костер остылый,
Кому разлука – ремесло!
Одной волною накатило,
Другой волною унесло.
Ужели в раболепном гневе
За милым поползу ползком –
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском!
Кусай себе, дружочек родный,
Как яблоко – весь шар земной!
Беседуя с пучиной водной,
Ты все ж беседуешь со мной.
Подобно земнородной деве,
Не скрестит две руки крестом –
Дщерь, выношенная во чреве
Не материнском, а морском!
Нет, наши девушки не плачут,
Не пишут и не ждут вестей!
Нет, снова я пущусь рыбачить
Без невода и без сетей!
Какая власть в моем напеве, –
Одна не ведаю о том, –
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском.
Такое уж мое именье:
Весь век дарю – не издарю!
Зато прибрежные каменья
Дробя, – свою же грудь дроблю!
Подобно пленной королеве,
Что молвлю на суду простом –
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском.
Июня 1920
<9>. “Вчера еще в глаза глядел…”
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я ост
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!