Александра Давыдовна ДАВЫДОВА — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Александра Давыдовна ДАВЫДОВА

2019-07-12 260
Александра Давыдовна ДАВЫДОВА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Френкель; 01.06.1904 – 1990) — актриса. В Первой студии с 1 октября 1923 г., в МХАТ 2‑м с его открытия (сотрудница, в состав труппы включена с 1 сентября 1927 г.). В списке ее работ «Расточитель» — служанка у Мякишева, а потом ввод на роль слободской девушки Саши; «Гамлет» — среди придворных, а потом актриса, играющая в «Мышеловке» королеву; еще одну роль «с именем» Д. имела в «Смерти Иоанна Грозного» (Марья Григорьевна, жена Годунова), в остальных же постановках — «среди туляков» («Блоха»), одна из дам («Петербург»), в «Евграфе, искателе приключений» — Просто барышня, в «Орестее» — в хоре Эриний, во «Взятии Бастилии» — 1‑я женщина. {377} Самая значительная роль среди ее вводов — Виола в «12‑й ночи» (после О. И. Пыжовой). Последняя ее работа — в «Человеке, который смеется» (участница «танца негра и трех толстых женщин», а затем в картинах «мужчины и женщины Лондона»). С 17 сентября 1929 г. Д. была уволена «за невозвращение в срок» (она снималась в Германии, просила разрешить ей задержаться, разрешения не получила). Оставшись за границей, Д. и ее муж В. А. Громов некоторое время пользовались помощью М. А. Чехова (тот принял их актерами в свой театр в Париже).

Как и Громов, она затем вернулась на родину и некоторое время играла в ГосТИМе (Наталья Дмитриевна в «Горе от ума», 1935 и др.). В дальнейшем работала как чтица на эстраде, выступала с литературно-музыкальными композициями («Поэма о Родине», 1950 и др.).

К. Р.

Лидия Иванова ДЕЙКУН

(по мужу Благонравова; 15.01.1889, Нежин Черниговской губ. — 1980) — актриса, режиссер, педагог. З. а. РСФСР (1933). Образование получила в Киеве. Окончила курсы А. И. Адашева в 1910 г. (по другим данным — в 1911‑м), с того же года — сотрудница МХТ (цыганка в «Живом трупе», 1911; кухарка Ступендьевых в «Провинциалке», 1912; мать Ингрид в «Пер Гюнте», 1912; вводы на роли бабушки в «Синей птице» и Ингеборг в «У царских врат»). Станиславский, порадовавшись пробам учеников, которых Вахтангов летом 1911 г. вывез в провинциальный городок Новгород-Северский (Д. была участницей этих маленьких гастролей), и позднее одобрял актрису, заметил ее ввод в «Мудреца» (Манефа), находил, что ее в МХТ недооценивают. «У нее есть темперамент и теплота» (КС‑9, т. 8, с. 457). Речь шла о жалованье, он настаивал: «надо прибавить», тем более что она исполняет обязанности «старосты сотрудников», а это хлопотное и нервное дело.

{378} Более счастливо складывалась судьба Д. в Первой студии. Она сыграла Книртье — вдовую главу рыбацкой семьи в первой здешней премьере («Гибель “Надежды”»). Д. бессменно исполняла эту роль. Она играла в студии также г‑жу Шольц («Праздник мира»), мать в «Балладине», мать в «Дочери Иорио», Сузен в «Герое», Карин в «Эрике XIV», Екатерину II в «Любви — книге золотой». В труппе МХАТ 2‑го была с его создания до ликвидации.

П. А. Марков в год открытия театра писал о мягкости ее дарования. Иногда мастерство актрисы несколько расплывчато, но существо всегда просто и ясно. «Круг ее ролей — земные заботы, земные радости, тихие слезы: вне резкости характеристики и вне яркости красок. Но ее “душевность” крепка и неколебима. Так плачет старуха Книртье над утратой своих сыновей, так мать в “Празднике мира” тщетно тоскует о возвращении былого семейного мира, так Карин покорно и ясно принимает удары судьбы» (МХТ 2, с. 170).

Общий сдвиг стиля и актерской техники Первой студии — МХАТ 2‑го в сторону большей остроты, впрочем, отозвался и в работах Д. — тот же Марков отмечал остроту приема (уход с пением) в роли Аблеуховой-матери («Петербург», 1925). На какое-то время и эта актриса склоняется не к развертыванию сценического образа, а к его сжатости, предлагая стилизованную эссенцию качеств.

Резко сгущались краски, когда Д. играла лишившуюся крова старуху — мать Марины в «Расточителе»: фиксированность на слове «домик», впалый рот, выговаривающий жалкую и постыдную просьбу, тревожные руки слепой. Патетической сгущенности, если не мелодраматизма требовала роль полупарализованной старухи-мятежницы Дарьи («Двор»). Критика выделила Д. в «Униженных и оскорбленных» (Бубнова, мрачная и деловитая хозяйка «заведения»).

Иначе и ближе к своей природе артистка раскрывалась в «Бабах» Гольдони. Д. со смаком играла старьевщицу Сгуальду — сплетницу степенную, убежденную, врущую положа руку на сердце и нипочем не принимающую версию сплетни, которую стремительно, лихо, напролом излагала молодая прачка (ту играла Е. И. Корнакова). Это походило на студийное упражнение в исполнении мастеров: «объект» фантазировала каждая в своем ключе, но с равной силой реакции на воображаемое и свободой его подачи.

Среди ролей Д., которые она играла в первом ли составе, в порядке ли ввода, — Харчевница (она же жена Гортензио) в «Укрощении строптивой», дворовая у Ланских Пелагея («В 1825 году»), бешеная старуха верхом на пушке («Взятие Бастилии»), буффонная пани Мнишек — мать Марины в «Митькином царстве», Матвеевна в «Чудаке», боярыня Лопухина в «Петре I», помпадурша Матрена {379} Ивановна в «Тени освободителя», жена Цыбукина («В овраге»).

Вышло так, что Д. была занята во всех спектаклях, узловых в истории Первой студии — МХАТ 2‑го: Книртье в первом спектакле студии, Карин в последнем спектакле, поставленном здесь Вахтанговым, жена профессора Миллера в последнем спектакле, поставленном здесь Чеховым («Фрол Севастьянов») и Домаха Чуб (которую она должна была играть в очередь с Бирман) в последней постановке театра «Начало жизни».

Д. оказалась одной из первых в России женщин-режиссеров, вместе с Н. Н. Бромлей поставив в сезон 1918/19 г. «пастушескую трагедию» Г. Д’Аннунцио «Дочь Иорио»; в более поздние годы одна или в сотрудничестве работала над спектаклями «Бабы» (1929), «Не все коту масленица» (1932), «В овраге» (1935). Вне родного театра режиссировала, ставя русскую классику («Бешеные деньги» в Театре транспорта). Сюда она и была направлена распоряжением УГАТ после ликвидации МХАТ 2‑го. С 1932 г. преподавала в ГИТИСе, с 1943 по 1969‑й — в Московском театральном училище, там и там готовила кадры для национальной сцены (калмыцкая, мордовская, татарская, якутская студии).

Рукопись воспоминаний «Незабываемое», посвященная людям и спектаклям Первой студии, хранится в Музее МХАТ (КП, № 32564).

И. С.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.