Владимир Васильевич ГОТОВЦЕВ — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Владимир Васильевич ГОТОВЦЕВ

2019-07-12 190
Владимир Васильевич ГОТОВЦЕВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(21.01.1885, село Заборье Вяземского уезда Западной губ. — 30.04.1976, Москва) — актер. Н. а. РСФСР (1948). Родившись в семье техника-чертежника-железнодорожника (во всех анкетах он будет писать: «из мещан»), с двухлетнего возраста Г. живет в Москве, среднее образование получает в 4‑й Московской гимназии, высшее — в Московском университете на юридическом факультете (1912). По всей видимости, театральное дело его интересовало всегда. После гимназии он учится в школе Адашева, в 1908 г. поступает в Художественный театр на филиальное отделение, параллельно учась в университете. Молодой способный человек с выигрышной внешностью обращает на себя внимание основателей Художественного театра. В 1910 г. Немирович-Данченко {372} пишет Станиславскому: «… нам надо как можно скорее делать актеров из Болеславского и Готовцева» (НД‑4, т. 2, с. 146). С 1912 г. под руководством Станиславского и Сулержицкого Г. принимает деятельное участие в создании Первой студии МХТ.

Тут он кроме актерских трудов принимает обязанности помощника режиссера, заведует постановочной частью, заведует административно-художественной частью. Им сыграны в студии (по большей части как вводы): матрос Матис («Гибель “Надежды”»), Прокопий («Калики перехожие» Волькенштейна), Почтальон («Ведьма» Чехова), Чтец и извозчик Джон Пирибингль («Сверчок на печи»), сэр Тоби («12‑я ночь»), Гюг Гиггинс и Нордлинг («Потоп»), Грабец («Балладина»), Педер Веламсон («Эрик XIV»), Петруччо («Укрощение строптивой»), москательщик Дробадонов («Расточитель»). Критика отмечает яркого талантливого актера с драматическим темпераментом. На особом счету его характерные роли. О его сэре Тоби напишут как о фламандской натуре, любителе жизни, веселья и отметят свежесть замысла и хороший вкус.

Вместе с Сушкевичем, Вахтанговым и Лазаревым Г. входит в Совет студии, который взял на себя все руководство студией: Сулержицкий счел нужным отстраниться (см. наброски его письма Станиславскому от 27 декабря 1915 г.).

По мнению Михаила Чехова, «истинными создателями студии как молодого театра, как учреждения были главным образом Б. М. Сушкевич и В. В. Готовцев» (МЧ, т. 1, с. 60). При создании МХАТ 2‑го Г. вошел в состав его правления.

Г. явно обладал организаторскими способностями, которые проявились еще в Первой студии. Во время балтийских и немецких гастролей (1922) кроме актерских на нем лежали еще и административные обязанности. Имеющий юридическое образование, Г. оказался незаменимым в ведении нового театрального дела. В 1925 г. Немирович-Данченко, озабоченный финансовыми делами Художественного театра, в письме В. В. Лужскому отметит грамотное и профессиональное ведение дел в молодом театре: «У нас по хозяйству и финансам вовсе уж не так идеально, чтоб мы могли держать себя гордо. Это не то, что во 2‑м МХАТе. Там экономно, скромно и ясно. Там Готовцев, Берсенев, Сушкевич сами в Товариществе, сами члены всех приходов и расходов» (НД‑4, т. 3, с. 109).

Г. продолжает играть репертуар, перешедший из студии. В новых спектаклях театра Г. 1‑й Халдей, он же Раешник («Блоха»), Семеныч и камердинер («Петербург» Белого), Ланской («В 1825 году»), Варравин («Дело»), посол Гарабурда («Смерть Иоанна Грозного»), Фрол («Фрол Севастьянов»), Митька («Митькино царство»), Петр («Петр I»), черносотенец {373} Красавицын («Генеральная репетиция»), Козельков, помпадур-либерал («Тень освободителя»), Громкий («Дело чести»), Никита Ершов («Земля и небо»). Во многих спектаклях критика отмечает работы Г.: «… живая игра двух халдеев (Готовцев, Громов). Перевоплощение в разных действующих лиц» («Блоха»); «Прекрасно сыграна Готовцевым фигура кровососа Варравина, делающего из суда орудие грубого торга и мздоимства»; «Сыграно мастерски: Его превосходительство Варравин (Готовцев) подписывает бумаги, которые подсовывают ему всяческие экзекуторы и титулярные советники. Немая сцена, а в публике грохот аплодисментов» («Дело»); «Хорош польский посол Гарабурда — артист Готовцев. Импозантная фигура европейца и демократа» («Смерть Иоанна Грозного»); «Несколько живых, не шаблонных фигур, среди них Готовцев — Фрол», в другой статье более критично по отношению и к пьесе, и к актеру: «Фрол у Готовцева — тяжел, фальшив и безжизнен», в третьей рецензии: «Готовцев (Фрол) и Гиацинтова (Елена) усугубляют своей игрой ту идеологическую и художественную неправду, которую таит в себе пьеса». «Готовцев — Митя создал совершенно исключительный образ, сочетающий в себе одновременно и черты буйного размаха и силы, мягкого лиризма, тонкого теплого юмора. И драматического подъема и темперамента; образ трагикомичный и трогательный, и смешной, выразительный и живописный» («Митькино царство»).

П. А. Марков в статье, посвященной 15‑летию Первой студии — МХАТ 2‑го, назовет Г. в числе лучших актеров в ряду с Дурасовой, Гиацинтовой, Чебаном, Дейкун, Бирман, Бромлей (у Чехова место особое).

Г. пробовал себя и в режиссуре. Вместе с А. Д. Диким он ставит в 1925 г. «Блоху» (спектакль пройдет 225 раз), а в 1927‑м — «Взятие Бастилии» по Ромену Роллану (постановка В. С. Смышляева, режиссер В. В. Готовцев).

После закрытия МХАТ 2‑го возвращается в труппу МХАТ. Играет в основном вводы: Медведева в «На дне», Симеонова-Пищика в «Вишневом саде», Бартоло в «Женитьбе Фигаро», губернатора в «Мертвых душах» и др. Удачной стала роль Пантелеева в «Победителях» в 1947 г. В 1959‑м актер уходит на пенсию. В характеристике будет написано: «… актер выдающегося дарования, обладающий заразительным темпераментом, разнообразием сценических красок и острой выразительностью. За время работы во МХАТе создал ряд ярких, запоминающихся сценических образов».

Много сил и времени уделяет преподавательской деятельности. С 1939 по 1950‑й преподает актерское мастерство в Московском театральном училище, а с 1950 г. — в ГИТИСе.

Т. А. Горячева

{374} Виктор Алексеевич ГРОМОВ

(07.03.1899 – 14.03.1975) — режиссер, актер. З. д. и. РСФСР (1958). Был учеником Чеховской студии — Чехов отметил его юмор и способность уберечь студию от сентиментальности; Г. стал тут и преподавателем, и «нянькой», как полуофициально именовали старших студийцев, занимавшихся с младшими. Г. принимал участие в работах, снискавших Чеховской студии официальный статус («Первый винокур» Л. Н. Толстого и «Шемякин суд» Н. А. Попова). Он и далее оставался одним из самых преданных сотрудников Чехова — и как партнер (в первой премьере МХАТ 2‑го с Чеховым — Гамлетом играл Могильщика), и как товарищ в режиссуре. Г. был причастен к замыслу «Дон Кихота»; незадолго до своего отъезда Чехов переписывался с ним по поводу общей работы над сценарием «Красы ненаглядной» по русским сказкам, предполагал в нем соавтора при теоретическом осмыслении опытов своей педагогики). Вместе с Чеховым Г. осуществил постановку «Фрола Севастьянова» (Г. сыграл тут Генриха, сына профессора Миллера).

Сколько-нибудь развернутых ролей Г. не играл и при Чехове (разве что Бельский участвует в нескольких картинах «Смерти Иоанна Грозного»). Но в эпизодах Г. брал свое. Ему удался 2‑й халдей в «Блохе» (он же Царский скоморох-курьер, он же Тульский купец, он же Самолучший аглицкий мастер), как до того удался Бионделло в «Укрощении строптивой». В отзыве на «Петербург» рецензент оценил напористость его исполнения Морковина. В «Деле» Г. играл курьера Парамонова (имел в этой почти бессловесной роли еще один дуэт с Чеховым, дуэт жутковатый: Парамонов под конец помогает вынести из присутственного места тело Муромского). Но перечень ролей Г. недлинен, даже если считать безымянного 5‑го гвардейца («Взятие Бастилии»). После отъезда Чехова новой работой Г. в МХАТ 2‑м был только Лелио в «Бабах» (1929).

В сентябре 1929 г. Г. присоединился к Чехову в Берлине (где в то же время оказалась на съемках жена Г., А. Д. Давыдова) и вплоть до лета 1934 г. сотрудничал со своим учителем в его театральных предприятиях (Прага, Рига, Каунас, Париж). Перед возвращением Г. в СССР, Чехов, рекомендуя его Мейерхольду, перечислял сделанное им за рубежом: «Больше всего работал Громов здесь режиссерски: “Эрик”, “12‑я ночь”, “Смерть Грозного”, “Гамлет”, “Село Степанчиково”, {375} “Потоп” (все новые самостоятельные варианты). В Литве создал интересный спектакль из старинной древнееврейской легенды “Мигдал оз”. Наконец, на сцене латвийской Национальной оперы он поставил “Корневильские колокола” и “Сильву”» (МЧ, т. 1, с. 417). По возвращении в Москву Г. был принят в ГосТИМ (Чехов писал Мейерхольду: «За него я счастлив безмерно и верю, что он будет служить Вам преданно. Он умен, понимает по-настоящему и серьезному то, что любит, и, следовательно, отдаст все силы на служение Вам. Спасибо Вам большое, большое». — Там же, с. 419). Г. в самом деле сумел стать полезен Мейерхольду в одной из важнейших его работ — в незавершенном «Борисе Годунове». Оставался в ГосТИМе до закрытия театра (в здешней школе вел «класс сценической практики»). С 1940 г. как режиссер и как драматург работал в театре кукол и в анимационном кинематографе (с С. В. Образцовым поставил «Ночь перед Рождеством», «Короля-Оленя»). Один из первых взялся за возвращение опыта М. А. Чехова и МХАТ 2‑го в общекультурный оборот (Михаил Чехов. М., 1971; Софья Гиацинтова. М., 1976). Его книги ценны как достоверностью, так и талантливостью описаний, детальных и четких при умении передать облик, ритм и мысль спектакля как целостности.

И. С.

Евгений Алексеевич ГУРОВ

(21.01.1897, село Раменское Бронницкого уезда Московской губ. — 31.12.1987) — актер. В анкете указано: «из крестьян». Некоторое время учился во Вхутемасе. В 1919 – 1922 гг. занимался в драматической студии «Молодые мастера» (преподавателем там был И. Н. Певцов). В Первой студии с октября 1922 г., в МХАТ 2‑м при его создании — сотрудник, в 1927 г. переведен в основной состав. Среди его ролей критика приметила, например, Бригеллу («Бабы»), который был решен в принципах народной игры, с заразительной веселостью и без чрезмерной подчеркнутости. Список его работ весьма длинен, включает много вводов: Симон-плотник («Гибель “Надежды”»), Педер Веламсон, солдат («Эрик XIV»), 2‑й охотник («12‑я ночь»), рыцарь («Король Лир»), Павлушка Челночек («Расточитель»), Могильщик (ввод в «Гамлета», на премьере которого был среди воинов), один из свистовых казаков («Блоха»), граф Лейден («Петербург», в этой же постановке — писарь охранного {376} отделения и Цукатов), Человек в полушубке и фельдъегерь («В 1825 году»), куплетист Милягин («Евграф, искатель приключений»), Вестник («Орестея»), лекарь Якоби («Смерть Иоанна Грозного»; эту роль играл в обеих редакциях постановки), рабочий («Взятие Бастилии»), мужик Семен («Закат», там же один из соседей Крика), Леднев («Фрол Севастьянов»), Адам Вишневецкий («Митькино царство»), лорд Годольфин («Человек, который смеется»), работорговец Уилькинс («Хижина дяди Тома»), Мося Шкиндер («Светите, звезды!»), гид музея Гревен («Нашествие Наполеона»), Иеремия Смит («Униженные и оскорбленные»), Андроныч («Неблагодарная роль»), носильщик («Часовщик и курица»), Октавио («Испанский священник»), старик-возчик («В овраге»), дедушка Массубр в начале «Мольбы о жизни». Экономя место, проще бы назвать спектакли, в которых Г. не бывал занят.

Г. пробовал себя в режиссуре, вместе с П. Д. Ермиловым поставив «Комика XVII столетия» («спектакль молодежных кадров», как он официально значился).

При ликвидации МХАТ 2‑го в марте 1936 г. был вместе с основными силами расформированной труппы направлен в Театр им. МОСПС, где имел вводы в спектакли «Враги» и «Мятеж», в «Каменном госте» сыграл Командора. В 1938 г. вместе с Берсеневым, Бирман и др. вступил в Театр им. Ленинского комсомола. В годы войны работал во фронтовом театре, созданном при 33‑й армии. С 1 марта 1946 г. вернулся в Театр им. Ленинского комсомола, где оставался до ухода на пенсию в 1959 г. С осени 1959 г. он оказывается в Магадане — актер и режиссер Музыкально-драматического театра им. Горького, с 1963 г. — в Областном доме художественной самодеятельности. Во 2‑й половине 60‑х гг., вернувшись в Москву, работал на киностудиях (одна из последних его работ — эпизод в 7‑й серии «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова и Татьяны Лиозновой).

И. С., Е. К.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.